2.2.Анализ организационной структуры управления предприятием
Кадры – это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.
На предприятии различают персонал:
1) промышленно-производственный персонал и
2) непромышленный.
К промышленно-производственному персоналу относятся работники, занятые в производстве продукции.
Это работники основных, вспомогательных и подсобных подразделений предприятия, а также всех служб и хозяйств, обслуживающих эти подразделения и оказывающих персоналу промышленного производства услуги, связанные с производственной работой.
Персонал непромышленной группы состоит из работников, непосредственно не связанных с производством продукции. Это работники жилищно-коммунальных хозяйств, общественного питания, детских, культурных, оздоровительных учреждений.
В зависимости от выполняемых функций в составе промышленно-производственного персонала выделяют следующие категории:
Рабочие
Специалисты (инженерно-технические работники)
Служащие
Младший обслуживающий персонал (МОП)
Ученики
Охрана.
Каждая категория персонала состоит из работников разных профессий, в рамках которых они разделяются по специальностям.

Рисунок 1 – Организационная структура АО «Петербургский нефтяной терминал»
Профессия характеризует определенный вид работы, требующий особого комплекса знаний и практических навыков, необходимых для ее выполнения.
Внутри профессии различают специальности, требующие дополнительных знаний и навыков для выполнения работы на определенном участке данной отрасли производства.
Под квалификацией понимается совокупность знаний и умение выполнять работы разной сложности на отдельных участках производства. Обязательным элементом квалификации является общеобразовательная и общетехническая подготовка работника наряду с получением производственных навыков по определенной специальности.
К категории рабочих относятся работники. непосредственно участвующие в создании продукции, и лица, обеспечивающие нормальное течение производственного процесса. Рабочие, создающие продукцию, — это основные рабочие. Рабочие, создающие условия для протекания основного производственного процесса, — это вспомогательные рабочие.
К инженерно-техническим работникам (специалистам) относятся работники, осуществляющие организацию и управление производством — руководители предприятий, цехов, установок, работники функциональных отделов, групп, диспетчерской службы и др.
К служащим относятся работники, выполняющие учетную, отчетную, канцелярскую и хозяйственные работы (бухгалтеры, финансовые работники, работники отдела кадров, статистики, чертежники, машинистки и т.п.)
Младший обслуживающий персонал – это работники, осуществляющие уборку дворов и служебных помещений предприятия. Учениками считаются лица, обучающиеся на предприятии в ходе производственного процесса в порядке индивидуального и бригадного обучения.
В состав охраны включаются работники военизированной, вахтерской, сторожевой и пожарной охраны.
В основу классификации кадров положен принцип участия отдельных групп работающих в производственной деятельности и характер выполняемых ими работ. Для каждой отрасли народного хозяйства в связи с ее особенностями характерен свой состав работников по категориям.
В связи с разделением труда, появлением новых видов производства, техническим прогрессом возникают новые профессии, а внутри них новые специальности. Ликвидируются профессии малоквалифицированного труда, не требующие особой подготовки работников, и возникают новые профессии и специальности, предъявляющие все большие требования к квалификации работающих. Значительное влияние на профессиональный состав кадров оказывает переход экономики на рыночные отношения.
2.3.Анализ отчетов данных, характеризующих торгово-хозяйственную (коммерческую) деятельность
Структура активов организации на последний день анализируемого периода (31.12.2017) характеризуется примерно равным соотношением внеоборотных средств и текущих активов (53,8% и 46,2% соответственно). Активы организации в течение анализируемого периода (с 31 декабря 2015 г. по 31 декабря 2017 г.) изменились несущественно (на 4,5%). При этом собственный капитал организации изменился практически пропорционально активам организации (уменьшился на 212 113 тыс. руб.).
Структура активов организации в разрезе основных групп представлена ниже на диаграмме:
Снижение величины активов организации связано, в основном, со снижением следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех отрицательно изменившихся статей):
- краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) – 1 102 221 тыс. руб. (73,7%)
- прочие внеоборотные активы – 265 967 тыс. руб. (17,8%)
- дебиторская задолженность – 88 274 тыс. руб. (5,9%)
Одновременно, в пассиве баланса наибольшее снижение произошло по строке «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (-235 389 тыс. руб., или 99,9% вклада в снижение пассивов организации за весь анализируемый период).
Среди положительно изменившихся статей баланса можно выделить «долгосрочные финансовые вложения» в активе и «переоценка внеоборотных активов» в пассиве (+598 225 тыс. руб. и +23 402 тыс. руб. соответственно).
Собственный капитал организации на 31 декабря 2017 г. составил 3 880 128,0 тыс. руб. За весь рассматриваемый период имело место ощутимое уменьшение собственного капитала, составившее 212 113,0 тыс. руб.
2.4.Направления совершенствования технологии и организации операций на складе АО «Петербургский нефтяной терминал»
Специализированный склад по хранению и отгрузке нефти и нефтепродуктов является одним из складов, принадлежащих АО «Петербургский нефтяной терминал». Исходя из ассортимента — это неспециализированный склад, с учетом режимов хранения — это общий склад, по степени механизации — немеханизированный.
Складом по хранению и отгрузке нефти управляет начальник. Он назначается на должность и освобождается от должности приказом директора предприятия.
Склады нефти и нефтепродуктов имеют в своем составе, как и другие склады, участки погрузки и разгрузки транспорта отправления и прибытия. участки и устройства хранения грузов, насосную станцию, внутрискладской транспорт (обычно – трубопроводный), системы управления (полуавтоматическую или автоматическую), сигнализации, связи, пожаротушения, очистные сооружения. Грузовые терминалы жидких грузов имеют в своем составе также подъездные железнодорожные пути, парки приема и отправления маршрутных поездов (или даже свою промышленную железнодорожную станцию), причалы и пирсы (у морских терминалов), подъездные и внутренние автомобильные дороги, стоянки автотранспорта, ремонтное хозяйство, устройства очистки вагонов, автозаправочную станцию, энергетическое хозяйство, административно-бытовой корпус, ограждение и охранную сигнализацию и другие устройства и сооружения.
Вблизи терминалов, на которых осуществляется налив жидких грузов в железнодорожные цистерны, предусматриваются промывочно-пропарочные станции для очистки цистерн от остатков грузов перед загрузкой. Помимо устройств для хранения, налива и слива жидких грузов, склады и грузовые терминалы оснащаются насосными станциями, различной трубопроводной арматурой, аппаратурой для отбора проб, контроля, автоматизации, управления, сигнализации и индикации состояния всех устройств, систем и самих грузов.
Территория нефтяного терминала, погрузочно-разгрузочные участки и подъезды к ним должны быть освещены в вечернее и ночное время (освещенность погрузочно-разгрузочных участков и подъездов к ним – 10 люкс, всей территории – 1 люкс). Емкости под легковоспламеняющиеся и опасные жидкости должны соответствовать противопожарным требованиям и оборудованы указателями уровня. Цистерны, устанавливаемые под налив и слив жидких грузов, и трубопроводы должны быть надежно заземлены, чтобы исключить возможность образования статического электричества. Резервуары перед приемом жидкого груза должны быть проверены. При этом обращается внимание на исправность днища, корпуса резервуара состояние сварных швов, дыхательных и предохранительных клапанов, герметичности крыш, вентилей и другого оборудования
Поступление нефтепродуктов производится железнодорожным транспортом, отгрузка танкерами и автотранспортом. Имеются пять железнодорожных подъездных путей. Слив из железнодорожных цистерн осуществляется на трех железнодорожных эстакадах:
- односторонняя, для слива мазута на 15 цистерно-мест;
- двухсторонняя, для слива светлых нефтепродуктов на 30 цистерно-мест;
- двухсторонняя, для слива нефти на 52 цистерно-места.
Слив мазута осуществляется горячим нефтепродуктом, что позволяет избежать обводнения. Кроме того, имеется отдельный изолированный коллектор для слива авиационного керосина ТС-1, что исключает его смешение с другими нефтепродуктами. Производственные возможности нефтебазы позволяют переваливать без потери качества дизельное топливо (зимнее, летнее и арктическое), авиационный керосин ТС-1, мазут (М-40, М-100).
На территории терминала расположены две насосных станций для светлых и темных нефтепродуктов, в которых установлены насосы, осуществляющие слив из железнодорожных цистерн и налив нефтепродуктов в танкеры.
2) Перевалка нефтепродуктов в другие регионы России и на экспорт осуществляется бензовозами, танкерами. Причальные сооружения позволяют раздельно отпускать на танкер до 1200 т в час светлых нефтепродуктов и 2000 т в час — нефти. Глубины подходов к причалу позволяют принимать танкера грузоподъемностью до 30000 т и осадкой до 9 м.
3) Организация и осуществление сбора и переработки (утилизации) отработанных нефтепродуктов и отходов производства.
4) Поставка нефтепродуктов предприятиям и организациям Архангельской области.
5) Реализация нефтепродуктов через автозаправочные станции (АЗС).
6) Замер и учет нефтепродуктов.
Глава 3. Анализ организации деятельности ОАО «Петербургский нефтяной терминал»
3.1.Анализ организации торгово-технологического процесса по отгрузке товаров
Организация складских операций — это система мер, обеспечивающая качественное выполнение работ склада своевременно с минимальными затратами труда и средств.
Рациональная организация внутреннего процесса должна основываться на следующих основных принципах:
— механизация и автоматизация технологических операций;
— оптимальное использование пространства и вместимости;
— организация сквозного товарного потока;
— планирование и ритм работы склада;
— полная сохранность товара.
Оценивая рациональность организации операций на складе по хранению и отгрузке нефти АО «Петербургский нефтяной терминал», можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты.
Что касается учета без использования современного программного обеспечения и возможностей ПК, можно сказать, что склад и ассортимент продукции не так велики, чтобы тратить ненужные средства на покупку, разработку и внедрение различного программного обеспечения. Управление складом с существующими объемами ассортимента продукции очень уверенно и существующим методом.
Однако все это не оправдывает отсутствие программных систем. Автоматизация склада позволит не только контролировать приход и потребление товаров, но и быстро находить нужные позиции, печатать этикетки со штрих-кодами, обеспечивая таким образом возможность их считывания с помощью специальных сканеров.
Использование складских программ не только ускоряет весь рабочий процесс, но и значительно снижает вероятность ошибок персонала из-за того, что выполнение стандартных функций для сотрудников значительно упрощается.
Автоматизация складского учета также позволяет составлять и распечатывать все первичные документы, вести учет товаров по партиям, размерам, штрих-кодам и другим произвольным характеристикам, вести подробный учет, что позволяет вести учет остатков товаров с максимальной Точность и определить необходимые запасы.
Участки слива и налива нефти и нефтепродуктов должны быть оснащены средствами пожаротушения и необходимым инвентарем. На территории нефтяного терминала должны быть вывешены плакаты, позволяющие быстро определить положение пожарных водоемов и гидрантов. Пожарные гидранты должны быть обозначены световыми указателями. В зимнее время гидранты должны быть очищены от снега и льда и отеплены. Для контроля давления в противопожарном водопроводе необходимо вести ежедневные записи в специальном журнале. Пожарные гидранты должны проверяться пуском воды не реже двух раз в год. Выявленные проверками дефекты должны немедленно устраняться.
Временное выключение отдельных участков противопожарного водопровода и гидрантов, понижение установленного давления в сети водопровода допускается только по согласованию с органами пожарной охраны. За насосной станцией, предназначенной для повышения давления в противопожарном водопроводе, должен быть обеспечен постоянный технический надзор. Насосная станция должна иметь телефонную связь и сигнализацию. Противопожарные водоемы должны иметь емкость не менее 150 м и располагаться не далее 200 м от обслуживаемых ими объектов.
К водоему должна вести тупиковая дорога. Необходимо следить за сохранностью и исправным состоянием водозаборных устройств водоема, не допускать его засорения и понижения уровня воды. При наличии вблизи терминала естественного водоема, к нему должна быть устроена дорога, удобный подъезд, пирс и водозаборные устройства для пожарных автомобилей.
Каждый резервуар с горючей жидкостью должен быть оснащен двумя пенными огнетушителями при емкости 100 м3 и четырьмя – при емкости более 100 м3. Каждый резервуар с горючим сжиженным газом должен быть оснащен углекислотным огнетушителем. В местах расположения резервуаров и на погрузочно-разгрузочных участках наливных терминалов запрещается курить и пользоваться открытым огнем. В случае разлива жидкостей их собирают, а остатки засыпают опилками или песком. К работе с нефтепродуктами допускаются только работники, прошедшие специальный инструктаж и сдавшие экзамен по технологии переработки соответствующих грузов, безопасным приемам и методам выполнения работ с ними.
