ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование.
Всего в исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (3 класс).
В ходе констатирующего этапа нами было выявлено, что:
- высокий уровень развития исследовательских умений у 4 детей;
- средний уровень развития исследовательских умений у 9 детей;
- низкий уровень развития исследовательских умений у 7 детей.
Таким образом, нами было выявлено, что большинство детей дошкольного возраста имеют средний уровень развития исследовательских умений
Поэтому, нами был разработан проект, способствующий развитию уровня исследовательских умений младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования исследовательских умений младших школьников является актуальной и значимой для современного начального образования, что подтверждается новыми образовательными стандартами.
Исследовательские умения – это чрезвычайно сложное структурное объединение чувственных, интеллектуальных, эмоциональных качеств личности, которые формируются и проявляются в сознательном, целесообразно-успешном осуществлении действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности
В младшем школьном возрасте у детей формируются способности к аналитическо-синтетической деятельности, начинают закладываться основы логического мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления, закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, окружающем мире, что приводит к формированию комплекса исследовательских умений.
К методам формирования исследовательских умений и навыков можно отнести проблемное обучение, метод проектов, уроки- исследования, уроки-дискуссии т.д.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование.
Всего в исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (3 класс).
В ходе констатирующего этапа нами было выявлено, что:
- высокий уровень развития исследовательских умений у 4 детей;
- средний уровень развития исследовательских умений у 9 детей;
- низкий уровень развития исследовательских умений у 7 детей.
Таким образом, нами было выявлено, что большинство детей дошкольного возраста имеют средний уровень развития исследовательских умений
Поэтому, нами был разработан проект, способствующий развитию уровня исследовательских умений младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Абрамова, С.В. Организация учебно-исследовательской работы [Текст]: / С. В. Абрамова // Изд. дом Первое сентября. – 2006. – № 20. – С. 2-11.
- Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности [Текст]: Методическое пособие. / В.И. Андреев. – М., – 214 с.
- Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью [Текст]/ Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. – – №2. – С. 7-10. 4.
- Бельфер, М. Несколько слов об исследовательских работах школьников [Текст]/ М. Бельфер // Изд. дом Первое сентября. – 2016. – № – С. 13-15.
- Богомолова, А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся [Текст]/ А. А. Богомолова // Биология в школе. – – №5. – С. 35-38.
- Борисенко, Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2012. – №7. – С. 7.
- Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст]/ О. В. Брыкова, Т. В. Громова. – М.: Чистые пруды, – С. 32.
- Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе [Текст]/ Д.В. Вилькеев. – Казань, – 213 с.
- Вихорева, О.А. Организация исследовательской деятельности школьников[Текст]: метод. рек. для педагогов и методистов образовательных учреждений, студентов педагогических вузов / О.А. Вихорева. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», – 62 с.
- Гладкова, А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников [Текст]// Историческая и социально- образовательная мысль, – №4. – С. 91-94.
- Глазкова, К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности [Текст]/ К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2016. – № 24. – С. 29- 13.
- Гликман, И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование [Текст]/ И. З. Гликман // Школьные технологии. – – № 3. – С. 91-95.
- Громова, Т.В. Организация исследовательской деятельности [Текст]/ Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. – –№ 7. – С. 49-53.
- Дубова, М.В. Как рождается проект [Текст]// Ежемесячный научно-методический журнал. – 2012. – №11 – С.68.
- Иванова, Л.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка [Текст]// Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,– С. 191-192.
- Иванова, Н.В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников. [Текст]// Ежемесячный научно- методический журнал. – 2011. – №7 – С.101-105.
- Игнаткин, Т.В. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: метод. пособие / Т.В. Игнаткин. – М.: Просвещение, 2005. – 45 с.
- Закурдаева, С.Ю. Формирование исследовательских умений [Текст]/ С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – – №11. – С. 11. 24.
- Кузнецова, В.И. Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников // Филологическое образование в период детства [Текст] / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2018. – С. 9-15.
- Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников [Текст]/ В.О. Кутьев. – М.: Академия, – 312 с.
- Кучумова, Е. В. Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности [Текст]// Молодой ученый. – – №11.
- Лекарева, Л.А. Организация учебно-исследовательской деятельности [Текст]/ Л. А. Лекарева // Исследовательская работа школьников. – – № 1-2. – С. 77-83.
- Любишина, Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников [Текст]// Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 7. – С. 23-
- Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций [Текст]: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. – М.: КДУ, – 190 с.
- Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, – 112 с.
- Меняева, И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе [Текст]/ И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. – – № 3. – С. 12-15.
- Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Народное образование. – – № 7. – С. 151-157.
- Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. [Текст]/ А.С. Обухов. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, – 224 с.
- Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студ. пед. вузов. / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, – С.112.
- Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Текст]/ А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. – – № 3. – С. 85-90.
- Подласый, И.П. Педагогика. [Текст]: Учебник для студ. пед. Вузов / И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, – 576 с.
- Поздняк, С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов [Текст]/ С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2016. – № 3. – С. 52-56.
- Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. – –№ 1. – С. 219-226.
- Ремизова, Н. В.Познавательная самостоятельность и ее развитие у учащихся начальных классов [Текст]/ Н.В.Ремизова// Ежемесячный научно-методический журнал Начальная школа, – №11. – С.70-73.
- Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся [Текст]/ С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. – – №3. – С.4-22
- Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А.И. Савенков. – Самара: Изд. «Учебная литература», – 80 с.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: метод. пособие / А.И. Савенков. – М.: Просвещение, – 512 с.
- Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К. Савина. – Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2015. – 267с.
- Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н. А. Семенова // Начальная школа. – – № 2. – С. 45-49.
- Семенова, Н.А. Место исследовательской деятельности младших школьников в современном образовательном процессе [Текст]/Н.А. Семенова. –Томск: Издательство ТГПУ, – С.59-62.
- Середенко, П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения [Текст]: монография / П.В. Серденко. – Южно- Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. – 208 с.
- Стрельцова, И.В. Проекты и исследования [Текст]/ И.В. Стрельцова // Начальная школа. – – № 9. – С.56-57.
- Чудов, В. Проектно-исследовательская деятельность школьников [Текст]/ В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – – №1. – С. 133.
- Чупров, Л. Ф. Методики исследования вербального развития детей: сравнительный анализ методик Э. Ф. Замбацявичене и «Словесных субтестов» [Текст]//Психологическаядиагностика. – 2016. – № 1 – С. 86-
- Чупров, Л. Ф. Методика «Словесные субтесты»: опыт доработки и применения [Текст]/ Л.Ф. Чупров// Журнал практического психолога. – – № 4. – С. 24-41.
- Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, – 208 с.
- Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников [Текст]/ Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. – М.: Просвещение, – 157 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (С изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г.).
