План-конспект урока
Тема: Плесневые грибы и дрожжи
Тип урока: Комбинированный
Рабочая программа: раздел 3, урок 18, количество часов – 1 час.
Цель урока: познакомить обучающихся с представителями плесневых грибов и дрожжами, их строением, изучить условия для развития плесени.
Задачи:
Образовательные: изучить строение мукора, пеницилла и дрожжей, выяснить особенности строения, условия для жизни плесневых грибов и дрожжей.
Развивающие: продолжить формирование умений работать с природными объектами, лабораторным оборудованием, развивать навыки сравнения и анализа полученных результатов.
Воспитательные: создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы, воспитывать ответственное отношение к порученному заданию, а также осуществлять трудовое воспитание и умение работать в группах.
Ожидаемые результаты:
Предметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между строением плесневого гриба и условиями развития. Понимать и уметь объяснить смысл терминов: спорангии, мукор, пеницилл, дрожжи.
Метапредметные
Познавательные: сформировать умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи
Регулятивные: сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.
Коммуникативные: использование адекватных языковых средств для отображения мыслей и идей; формировать умение вести диалог; задавать вопросы и отвечать на них.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению предмета биология, к проведению простейших биологических опытов и наблюдений
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (рисунки, карточки), практические (выполнение лабораторных работ, их оформление, поиск информации).
Формы: групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент из документального фильма «Плесень», инструктивные карты для выполнения лабораторных работ и домашнего задания, кусочки хлеба с плесенью, микроскоп, лупы, готовый микропрепарат мукора.
Ход урока
- Организационный момент (2 мин).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Давайте отметим отсутствующих на уроке. Настроены ли Вы на работу?
- Этап актуализаций знаний (5 мин)
Учитель: Какие организмы мы изучали на прошлом уроке? Предлагаю проверить ваши знания с помощью биологического диктанта. Вам необходимо лишь поставить пропущенные слова в предложениях.
1) Грибы относятся к царству … (грибов)
2) Размножение грибов происходит с помощью … и мицелием (спор)
3) Белый гриб, подберезовик, подосиновик относятся к … грибам (трубчатым)
4) Сплетение нити грибницы с корнями дерева называют … (грибокорнем или микоризой)
5) Сыроежки, волнушки, шампиньоны относятся к … грибам (пластинчатым)
6) Симбиоз- это … влияние организмом друг на друга (полезное)
7) У шляпочных грибов имеется … и ножка (шляпа)
8) Грибница состоит их белых нитей- … (гифов)
Учитель: Молодцы! А сейчас давайте узнаем: кто и как справился с этим заданием. Для начала поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Ответы и варианты отметок вы можете увидеть на экране. Если ответ правильный, то ставите «+», при неправильном ответе «-».
III. Этап мотивации знаний (4 мин)
Учитель: Ребята, прошу ваше внимание на экран. Сейчас я вам покажу отрывок из фильма. Посмотрев видеофрагмент постарайтесь ответить на вопрос: «О чем сегодня на уроке пойдет речь?» (показ видеофрагмента из документального фильма «Плесень»).
Учитель: Ребята, что мы сегодня будем исследовать? А где вы видели плесень? (ответы обучающихся). Давайте подумаем, а к какому царству можно отнести этих организмов? А мы такие грибы уже изучали? Тогда сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадях.
- I Этап изучения нового материала (25 мин )
Учитель: Ребята, а какую цель мы поставим сегодня на уроке? Что мы хотим узнать о плесневых грибах и дрожжах (Дети предлагают, учитель фиксирует на доске). Для достижения поставленной цели мы сделаем лабораторную работу, используя инструктивную карточку №1.
Лабораторная работа № 8
«Особенности строения мукора (плесневых грибов) и дрожжей»
Инструктивная карточка №1
Для проведения лабораторной работы № 8 «Особенности строения мукора (плесневых грибов) и дрожжей»
Цель: выявить общие признаки и различия во внешнем строении мукора, пеницлла и дрожжей.
Оборудование: кусочки хлеба с плесенью, лупа, микроскоп, готовый микропрепарат мукора, пеницилла, пипетка, вода.
Ход работы:
- Вспомните инструктаж по ТБ при выполнении лабораторной работы.
- Выращенный на предметном стекле на хлебе мукор рассмотрите невооруженным глазом, а затем под лупой. Почему его называют «белой плесенью»?
- Приготовьте препарат мукора и рассмотрите под микроскопом при увеличении в 56 раз (малое увеличение микроскопа). Найдите грибницу и «головки». Опишите какое у них строение [Кузнецова, 1985: с.145].
- Рассмотрите мукор под микроскопом при увеличении в 300 раз. Рассмотрите грибницу и споры, зарисуйте увиденное и сделайте выводы [Калинова и др.: 1989, с.205].
- На препарат мукора пипеткой налейте каплю воды и наблюдайте, как увеличиваются размеры головок и грибница. Почему это происходит?
- Рассмотрите внешнее строение гриба пеницилла с помощью лупы. Зарисуйте внешний вид гриба пеницилла. Выясните, что общего в строении кистевика и мукора. Обратите внимание на особенности внутреннего строения кистевика. Найдите в тексте учебника характеристику грибов мукора и пеницилла.
- Зарисуйте дрожжевую клетку, используя учебник.
- Сделайтевыводоб особенностях строения плесневых грибов и дрожжей.
Учитель: Итак, какой общий вывод мы должны были сделать, изучив строение плесневых грибов и дрожжей? Правильно! Грибница (или мицелий) мукора состоит из одной клетки с множеством ядер, а у пеницилла она состоит из ветвящихся нитей, которые разделены на отдельные клетки с помощью перегородок. Споры у мукора расположены на головках, а у пеницилла- на кисточках. Дрожжи- это одноклеточные грибы шарообразной формы, которые размножаются почкованием.
Учитель: Ребята, вы плодотворно поработали и устали, наверно, давайте все вместе сделаем физкультминутку. (Обучающиеся делают движения на слова)
«Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышку сделай над собой,
Как из шляпочки грибной.
Всё – тихонечко вздохнём,
Вновь, грибы учить начнём!»
Учитель: Молодцы, садитесь! Вам было в группах задано домашнее задание: вырастить плесень в разных условиях, пронаблюдать за происходящими изменениями и фиксировать результаты в таблице. Для этого Вы использовали инструктивную карточку №2.
Инструктивная карточка №2
Для выполнения задания на дом (по группам)
1 группа. Определение влияния освещенности на развитие плесени. Возьмите 2 куска хлеба и поместите их в контейнеры. Один кусок хлеба оставьте на свету, а второй поместите в темное место (можно в кухонный шкаф). Пронаблюдайте изменения и результаты оформите в таблице.

Итак, давайте сейчас ознакомимся, у кого какие результаты получились. Выясним какие факторы влияют на развитие плесени. Будем работать по плану:
1) Из каждой группы выходят два представителя.
2) Называете какие условия, которые вы создали для развития плесени (план действия).
3) Через сколько дней появились первые изменения.
4) Какие результаты получили? Сделайте вывод о влиянии факторов на размножение плесени.
Учитель: Слушаем внимательно друг друга и задаем вопросы.
Примерные ответы для групп, которые должны быть озвучены в их выводах.
1 группа. В темноте плесневые грибы развиваются быстрее, чем при свете.
2 группа. Развитие мукора происходит наиболее интенсивно при комнатной температуре, а при низких температурах медленнее.
3 группа. Влажная среда является благоприятной для развития плесневых грибов, чем сухая.
- Этап закрепления полученных знаний (5 мин)
Учитель: Итак, мы сегодня познакомились с такими грибами как плесневые и дрожжи. А теперь давайте закрепим наши новые знания.
Давайте решим задачу и поможем мальчикам разрешить их спор.
Задача:
Алексей интересуется медициной и недавно узнал, что из грибов получают лекарства. Его одноклассник Борис сказал, что дрожжи- тоже грибы. Мальчики собрались и пошли в лес за дрожжами. Долго они искали в лесу этих грибов, но все же и не нашли. Помогите ребятам в данной ситуации. Где они должны были искать эти грибы.
Учитель: Молодцы! Давайте обобщим знания. Каких представителей из плесневых грибов вы знаете? Назовите отличительные черты мукора от пеницилла. Для чего используются плесневые грибы и дрожжи?
VI.Рефлексия (4 мин).
Рефлексия: Выскажитесь, используя фразы:
- Плесневые грибы можно обнаружить …
- Для питания дрожжи используют …
- Мукор размножается …
- Плесневые грибы используются для …
Давайте составим синквейны по теме нашего занятия
Пример синквейна.
- Плесень
- Зеленая, белая
- Лечит, убивает, спасает
- Плесневые грибы производят антибиотики
- Пенициллин
VII. Домашнее задание (2 мин).
Прочитать §15, ответить на вопросы в конце параграфа
1 группа: выпишите вред и пользу плесневых грибов
2 группа: предложите меры защиты от плесени.
3 группа: история открытия пенициллина.
Учитель: Молодцы! Вы сегодня отлично поработали!
Демонстрация опытов и экспериментов на уроках с последующим их обсуждением приводит к формированию следующих исследовательских умений обучающихся (увидеть проблему, выдвинуть гипотезу, наблюдать, провести эксперимент, сделать выводы и умозаключения, доказать и защитить свои идеи).
На таких уроках учащиеся не только активны, но и самостоятельны в работе. Это имеет большое значение для развития исследовательских умений.
Принимая активное участие в лабораторных работах у обучающиеся формируются следующие практические умения и навыки, такие как правильная эксплуатация различных приборов и инструментов, умение проводить наблюдение, делать зарисовки и т.п. Лабораторные работы развивают у учащихся интерес к изучению и познанию природы. Влияние лабораторных работ сказывается и на последующем обучении: на стремлении получить такие же полные знания на других уроках и по другим предметам. Успешный ход лабораторных работ во многом зависит от тщательности их подготовки, на что учитель должен обращать особое внимание. Лабораторные работы не только обеспечивают отчетливые и прочные знания, но и помогают формировать исследовательские способности обучающихся, но требуют довольно много времени для их подготовки [Широких, Нога, 1980: 106-110].
При организации исследовательской деятельности необходимо организовать работу по усвоению обучающимися процедуры исследования.
С этой целью возможно акцентировать внимание на значимости ожидаемых результатов или предложить оригинальное, неожиданно сформулированное учебное задание. Предложение детям не сложного, но интересного занимательного, проблемного задания помогает усвоить процедуру исследования.
При изучении раздела «Царство грибы» при организации исследовательской деятельности обучающимся можно предложить следующие проблемные задания:
- Подумайте, приспособлением к чему являются трубочки и пластинки, расположенные на нижней части шляпки плодовых тел грибов.
- Выясните, как лучше всего собирать грибы (срезая гриб ножом, вырывая из земли, выкручивая или выкапывая).
- Найдите в лесу, парке гриб трутовик. Как Вы считаете, является ли он шляпочным грибом, если да, то почему? Найдите описание этого гриба в литературных источниках. Определите его название. Съедобен этот гриб или ядовит?
В последствие такого рода проблемные задания можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать [Калинина, 2007: 284-297].
В конце урока можно предложить обучающимся составить синквейн по изученной теме, ознакомив их предварительно с правилами его написания.
Можно предложить обучающимся составить рассказ или сказку о грибах, используя изученные понятия этой темы, записанные в тетрадях или на доске, с обязательным их разъяснением. Можно сделать инсценировку сочиненной сказки. Сделать иллюстрацию к сказке, которая была сочинена на уроке [Константинова, 2016: 54].
Можно предложить подготовить презентации по изученному материалу, например на тему «Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы».
Интересны обучающимся также будут предложенные доклады на такие темы как «Выращивание шампиньонов», «Культивирование гриба вешенки», «Грибы-паразиты и борьба с ними» и пр.
При изучении раздела «Царство Грибы» при организации исследовательской деятельности обучающимся можно предложить творческие задания – стихи, сочинение сказки «Грибное царство-государство», кроссворды, викторины, презентации.
Необходимо также включать проектную деятельность в учебно-воспитательный процесс.
Обучающимся, интересующимся биологией можно предложить проекты краеведческого направления, такие как «Грибы-макромицеты Большого Бора», «Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы Танаевского леса», «Трутовые грибы Малого Бора» и т.д. Организовать работу над данными проектами можно во внеурочное время, в период летних каникул.
В начале изучения темы нами была проведена беседа, целью которой являлось выяснение знаний о многообразии грибов школьниками. Оказалось, что учащиеся знают в основном такие грибы как шампиньоны, вешенки, которые родители покупают в магазине и используют для приготовления различных блюд. Поэтому, мы разработали экспериментальный проект по теме «Изготовление моделей коллекции грибов из бросового материала».
Работа над проектом продолжалась в течение пяти недель.
Экспериментальной целью разработки данного проекта служит изучение строения, размножения экологии, значения в природе и жизни человека различных видов грибов.
Педагогическая цель выражена в развитии научно-поисковой, познавательной, потребностно-мотивационной деятельности учащихся, в осуществлении взаимосвязи теории и практики в результате осуществления экспериментальной работы.
Работа направлена на привлечение учащихся пятых классов. Осуществление выше изложенного экспериментального проекта способствует реализации более расширенной цели, раскрывающей взаимосвязь научных знаний и практического их использования. Это необходимо, поскольку материал, изучаемый на уроках, дети часто не могут применить в жизни, а проведение такого рода исследований позволит повысить интерес к обучению и личный вклад в работу способствует самореализации личности.
При активном участии в реализации данного проекта развиваются учебные исследовательские умения, т.е. умения, необходимые в решении исследовательских задач.
