Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация педагогических условий позитивной адаптации младших дошкольников. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.3.Педагогические и организационные условия, способствующие позитивной адаптации маленьких детей к пребыванию в ДОО

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Ранний возраст является сензитивным периодом для быстрого формирования психофизиологических процессов.

Но даже своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста проходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма ребенка.

Так как в возрасте двух-трех лет ребенок имеет свой индивидуальный опыт поведения и общения, привычки, умения и навыки, педагогу ДОУ необходимо не только знать возрастные особенности малыша, его возможности, показатели, которые определяют их развитие, но и индивидуальные особенности детей раннего возраста.

При поступлении в детский сад плачут далеко не все дети. Одни уверенно приходят в группу, внимательно рассматривая окружающее, и далее самостоятельно находят занятие по душе. Другие же приходят более робкими, но также не проявляют особого беспокойства, внимательно наблюдая за педагогом, выполняя предложенные им действия. И те, и другие дети достаточно спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу.

Если после расставания с мамой ребенок неотступно следует за воспитателем, подражая его действиям, то его поведение указывает на то, что он испытывает потребность в общении с взрослыми, в надежде получить от них ласку, заботу и внимание.

Именно в воспитателе ребенок и находит доброжелательного близкого человека, который может удовлетворить его потребность в общении.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении [2, с. 21—22].

К I группе можно отнести детей, имеющих преобладающую потребность в общении с близкими взрослыми.

Ко II группе — детей со сформировавшейся потребностью в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми.

К III группе — детей, которые испытывают потребность в активных самостоятельных действиях.

Так, если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой, бабушкой, либо другим близким взрослым то, скорее всего, утром, когда его приведут в детский сад, он с трудом расстанется с ним. Далее будут следовать плач, отказ от любых предложений воспитателя, еды, сна, совместных игр с другими детьми. Следовательно, ребенок весь день проведет в ожидании близких взрослых.

Такое поведение, выражающееся также в отрицательном отношении к педагогам и другим детям группы, при уходе близкого человека, является ярким показателем того, что у малыша минимально развита потребность контакта с посторонними людьми.

Все вышеперечисленные показатели условно можно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Из-за узкого круга общения в семье и недостатка опыта общения с посторонними, дети этой группы глубоко переживают расставание с близкими и не готовы вступать в контакт с другими людьми.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в ДОУ уже приобрели опыт общения с взрослыми, которые не являются членами семьи (соседи, дальние родственники и др.). Дети этой группы обычно внимательно наблюдают за воспитателем, подражая его действиям, часто задают вопросы. Ребенок спокоен пока воспитатель рядом, однако держится на расстоянии от других детей.

Дети третьей группы имеют четко выявленную потребность в самостоятельных действиях и общении с взрослыми и другими детьми.

Однако в практике часто встречаются такие случаи, когда ребенок приходя в группу ведет себя достаточно спокойно, доброжелательно относится и к взрослым и к другим детям, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко может изменить свое поведение, и, как правило, в отрицательную сторону.

Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребности в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям детского сада. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Именно поэтому педагогу необходимо знать то, что содержание потребности детей в общении в процессе адаптации к ДОУ качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при определенных условиях быстро достичь уровня общения, который характерен для детей второй и третьей группы и т. д.

На основании исследований специалистов, изучающих проблемы адаптации можно условно разделить факторы на две группы – объективные и субъективные. В первую группу выделены факторы, относящиеся к окружающей дошкольников среде, во вторую – факторы, связанные с их биологическими и психологическими особенностями. К числу объективных факторов отнесем:

– внешнесредовые факторы (социально-экономические, социокультурные, экологические особенности страны и региона, в котором проживает ребенок);

– педагогические факторы (программу обучения; личность воспитателя, его компетентность, стиль общения; состояние материально-технической базы ДУ, санитарно-гигиенические условия; преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой);

– семью (материальные, жилищно-бытовые условия семьи; общекультурный уровень родителей, их социальный статус; характер супружеских и детско-родительских отношений; стиль семейного воспитания);

– группы сверстников (группа детского сада; характер общения младшего школьника со сверстниками вне ДО) [3].

В группу субъективных факторов вошли состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, уровень тренированности их адаптационных возможностей. Объективные и субъективные факторы находятся в неразрывном единстве, постоянном взаимодействии и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс социальной адаптации детей раннего возраста [3, с. 46-51].

Такое детальное осмысление факторов адаптации имеет не только педагогическое значение в свете включения ребенка в образовательный процесс дошкольного учреждения. В период адаптации особую важность приобретает осмысление родителями своей роли в возможном урегулировании влияний на ребенка всех групп факторов. От этого будет зависеть позиция родителей в выстраивании отношений с педагогами ДО, согласованность воспитательных воздействий на ребенка не только в период адаптации.

Перед педагогами ДО стоит сложная задача по приобщению родителей к процессу осмысления зависящих от них факторов, расширения своих возможностей во взаимодействии с педагогами с целью облегчения адаптации ребенка к новым социальным условиям. С этой целью необходимо использовать методы работы с родителями, усиливающие проникновение взрослых «в мир своих детей», раскрывающие внутренние механизмы происходящих с ребенком изменений в период адаптации. Так, А.В.Хуторской предлагает метод эмпатии как возможность педагога (родителя) эффективно «вчувствоваться» в состояние ребенка. Продолжением и углублением метода эмпатии выступает методсмыслового видения. Концентрация педагога (родителя) на изучаемом объекте – ребенке – позволяет познать первопричину происходящего, первосмысл, то есть внутреннюю сущность малыша. Педагоги выстраивают цепочку вопросов, ориентированных на выяснение причин изменяющегося поведения малыша, осмысления происходящих с ним внутренних изменений. Метод символического видения позволяет факторы адаптации перевести на язык знаков, символов, образов. Такой перевод позволяет родителям лучше понять и изучить влияния факторов на процесс адаптации ребенка, осознать свою роль в данном процессе. Использование данного метода позволяет предположить возможные последствия влияния различных факторов на становление личности ребенка в будущем [4, с. 326-328].

С целью усиления эффекта визуализации и вербализации разного рода факторов, влияющих на процесс адаптации, нами предлагается метод «Малыш» как модификация метода смыслового видения.

Цель использования данного метода: осмысление воздействия различных групп факторов и возможностей их урегулирования, поиск путей управления процессами адаптации как со стороны педагогов, так и со стороны родителей малыша. Символизм метода заключается в использовании прозрачного стеклянного сосуда (символизирует детскую чистоту и беззащитность) и камушков ярких и темных цветов (символизирует группы факторов). Перед родителями ставится задача постепенно наполнить сосуд камушками-символами и оценить свои возможности в урегулировании факторов, влияющих на процессы социальной и биологической адаптации.

Таким образом,для того чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна целенаправленная работа с семьей, предполагающая не только повышение педагогической грамотности родителей за счет расширения системы знаний. Важно формирование сознательной позиции родителей как полноправных участников образовательного процесса, включение в работу с семьей в период адаптации ребенка методов, раскрывающих перед родителями возможности упорядочения влияний социальных и биологических факторов. Выработка единых требований к ребенку, согласование воспитательных воздействий педагога и родителей через понимание и осмысление происходящих с ребенком изменений – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Таким образом, в процессе адаптации ребенка к ДОУ важное значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания — в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т. д. — на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п. — на втором этапе [1, с. 26].

Однозначно, педагогу необходимо общаться не только с детьми, но и с родителями, предупреждать их об особенностях адаптации детей к новым условиям, возможных трудностях, встречающихся в процессе.

Так, если малыш заранее подготовлен к условиям детского сада (смена режима дня, питания, общение с другими детьми и взрослыми и т. д.), то основные проблемы, связанные с адаптационным периодом, его минуют. С таким ребенком будет легко и родителям, и педагогу.

Если родители не подготовили ребенка к ДОУ, если он имеет какие-либо нарушения со стороны нервной системы, что, к сожалению, последнее время встречается достаточно часто, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то процесс адаптации к детскому саду будет затруднен.

Для облегчения процесса адаптации ребенка, родителям в свою очередь необходимо наладить контакт с педагогом, информировать его о поведении ребенка дома, перед и после посещения ребенком детского сада.

Подготовка родителей к поступлению их ребенка в детский сад играет немаловажную роль.

Во-первых, общение — неотъемлемая в данном случае часть подготовки: чем чаще ребенок будет общаться с взрослыми и детьми (дома, во дворе, на детской игровой площадке, т. е. в разнообразной обстановке), тем легче, быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные навыки общения в обстановку ДОУ.

Во-вторых — до поступления в детский сад, ребенку необходимо неформально посещать его. Т. е. прогулки вблизи детского сада или по его территории, которые сопровождаются красочными и позитивными рассказами о том, как весело и интересно проводят время другие дети, посещающие детский сад.

В-третьих, в первые дни, когда ребенок только прибыл в детский сад, он должен находиться в группе не более 2—3 часов в день. Необходимо учитываться также то, что для первых посещений детского сада, специалисты рекомендуют выбирать те часы, которые отведены для прогулок и игр, так как это позволяет быстрее определить группу поведения ребенка, наметить грамотный индивидуальный подход, а также снять эмоциональное напряжение от новых контактов.

Осуществлять установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя необходимо в привычной обстановке в присутствии близкого человека. Т. е. в первый день малышу необходимо познакомиться с воспитателем, т. к. именно это знакомство направлено на формирование интереса к детскому саду. Далее, ребенку необходимо ознакомиться с окружающим, очень полезны в этом случае экскурсии по группе и детскому саду. Следовательно, следующим пунктом ознакомления малыша с ДОУ, будет знакомство со сверстниками.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

 

ГЛАВА 2. Исследование возможностей создания педагогических и организационных условий для позитивной адаптации детей младшего дошкольного возраста к пребыванию в ДОО

2.1.Цели, этапы и методы исследования.

 

Основой организации нашего исследования является предположение, о том, что ребенок 2-3 лет легче пройдет адаптацию в ДОУ, если психологическая поддержка будет:

осуществляться исходя из индивидуальных затруднений ребенка;

включать разнообразные способы превентивной и оперативной помощи детям;

строиться на взаимодействии ДОУ и семьи.

Экспериментальное исследование проводилось в апрель — май 2016 г. в ГБОУ «Школа № 536» д.о №5.

Эксперимент проводился в группе «Колобки». В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте от 2-3 лет.

Цель эксперимента: исследовать адаптацию детей 2-3 лет на примере конкретного ДОУ.

Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:

1 этап — констатирующий эксперимент.

2 этап — формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента стало выявление особенностей течения адаптации детей в ДОУ.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

изучить особенности протекания и выявить показатели адаптации ребенка в ДОУ у вновь прибывших детей;

определить степень готовности каждого ребенка к поступлению в ДОУ;

изучить систему психологических мер, облегчающих протекание адаптации ребенка в ДОУ;

Методы исследования.

Беседа с заведующей и воспитателями детей 2-3 лет проходящих адаптацию в ДОУ.

«Ранняя диагностика уровня психического развития» (Е. А. Стребелева).

Проективный тест «Дом. Дерево. Человек».

 

2.2.Оценка педагогических и организационных условий дошкольной образовательной организации с точки зрения адаптации детей младшего дошкольного возраста.

 

Для определения степени адаптации детей 2-3 лет во второй младшей группе ДОУ нами было использована Методика «Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада» (авторы М.И.Студеникин, Ю.АМакаренко А.И.Баркан).
даёт возможность определить степень готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение в баллах (См. Таблица 2.).

Таблица 2 — Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение «Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада» (авторы М.И. Студеникин, Ю.А Макаренко А.И. Баркан).

Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах
Какое из перечисленных настроений преобладает? Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

Как засыпает Ваш ребенок?

 

Быстро, до 10 минут

Медленно

3

1

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

Какова длительность сна? Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

Какой аппетит у Вашего ребенка? Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

Просится ли на горшок? Просится

Нет, но бывает сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

Как относится к высаживанию на горшок? Положительно

Отрицательно

3

1

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? Нет

Есть (какие именно?)

3

1

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? Проявляет

Только в привычной обстановке

3

2

Проявляет ли интерес, активность при обучении? Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Инициативен ли в игре? Способен сам найти себе дело

Играет только со взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого

Не идет на контакт со взрослыми

3

 

2

1

Инициативен ли в отношении с детьми? Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

 

2

1

Был ли опыт разлуки с близкими? Нет

Да

1

2

Как перенес разлуку? Очень тяжело

Спокойно

1

3

 

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. В методике «Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада» (авторы М.И. Студеникин, Ю.А Макаренко А.И. Баркан) предлагается вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

44 – 33 балла – готов к поступлению в детский сад;

32 – 22 балла – готов условно;

22 – 16 балла – не готов.

Особенностью организации исследования по данной методике стало применение её в рамках осуществляемого процесса адаптации в ДОУ.

Сводные показатели степени готовности на каждого ребенка определенны путем подсчета среднего балла по перечисленным параметрам и представлены в Таблице 3.

Таблица 3 — Сводные показатели степени готовности каждого ребенка

И. Ф. ребенка Количество баллов Прогноз адаптации
1 Андрей Ф. 38 готов
2 Настя С. 17 не готов
3 Костя К. 25 готов условно
4 Ира Б. 34 готов
5 Ваня С. 19 не готов
6 Артем К. 23 готов условно
7 Таня А. 37 готов
8 Саша С. 25 готов условно
9 Артем Е. 23 готов условно
10 Саша И. 19 не готов
11 Иван Д. 37 готов
12 Аркадий А 14 не готов
13 Гриша Б. 27 готов условно
14 Оля А. 39 готов
15 Света Н. 13 не готов
16 Юля Н. 25 готов условно
17 Яна П. 39 готов
18 Раиль Г. 20 готов условно
19 Миша Н. 26 готов условно
20 Слава Н. 13 не готов

 

Обработав полученные результаты методами математической статистики (выяснили, что 6 детей- не готовы, 6 готовы и 8 готовы условно — вычислили % и получили результат) , мы определили, что 30% не готовы к посещению ДОУ, 40% готовы условно, а 30% не готовы совсем.

Сводные показатели степени готовности каждого ребенка были внесены в Диаграмму 1.

Диаграмма 1 — Сводные показатели степени готовности каждого ребенка

 

Диаграмма позволила наглядно увидеть, что детям крайне необходима педагогическая поддержка в период адаптации в ДОУ.

В результате непосредственного наблюдения за адаптируемыми детьми в утренние часы в течении недели, было выявлено, что процесс адаптации детей протекает болезненно и имеет разную степень выраженности. За основу наблюдения мы взяли классификацию выраженности тяжести прохождения адаптационного периода (Калининой Р.):

Легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение десяти — пятнадцати дней, то есть ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, а также болеет не чаще обычного;

Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, и при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней, а это и есть признаки психического стресса;

Тяжелая адаптация – может длиться от двух до шести месяцев. Ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить как и физическое, так и психическое истощение организма ребёнка [12].

Степень адаптации каждого ребенка представлена в Таблице 4.

Таблица 4 — Степень выраженности тяжести адаптации детей

И. Ф. ребенка Степень
1 Андрей Ф. легкая
2 Настя С. тяжелая
3 Костя К. средняя
4 Ира Б. легкая
5 Ваня С. тяжелая
6 Артем К. средняя
7 Таня А. легкая
8 Саша С. средняя
9 Артем Е. средняя
10 Саша И. тяжелая
11 Иван Д. легкая
12 Аркадий А тяжелая
13 Гриша Б. средняя
14 Оля А. легкая
15 Света Н. тяжелая
16 Юля Н. средняя
17 Яна П. легкая
18 Раиль Г. средняя
19 Миша Н. средняя
20 Слава Н. тяжелая

 

Обработка полученных результатов позволила определить, что 30% детей имеют легкую степень выраженности тяжести адаптации, 40% детей имеют среднюю степень выраженности тяжести адаптации и 30% детей имеют тяжелую степень выраженности тяжести адаптации.

Результаты определения степени выраженности адаптации у детей мы представили в Диаграмме 2. Это позволило наглядно отразить необходимость оказания педагогической поддержки детям данной группы в период адаптации к ДОУ.

Диаграмма 2 — Степень выраженности тяжести адаптации детей

 

В результате исследования, мы пришли к выводу о том, что для полноценной организации процесса адаптации детей 2-3 лет в ДОУ крайне необходима разработка и реализация психологической поддержки детей и родителей в период адаптации в ДОУ.

В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у испытуемых уровней адаптации: высокий, средний и низкий.

Далее все дети были разделены на группу А и Б, в каждой из них было по 10 человек. Всю дальнейшую работу мы будем строить с группой «Б».

Таблица 5 Уровни адаптации групп А и Б (констатирующий этап эксперимента)

Уровни Показатели группы А Показатели группы Б
абс. % абс. %
Высокий
Средний 9 60 5 34
Низкий 6 40 10 66
Всего 15 100 15 100

 

Для более наглядного восприятия таблицы предлагаем её в виде диаграмм 3 и 4.

Рис.3. Уровни эмоционального состояния группы А.

 

Рис. 4. Уровни эмоционального состояния группы Б.

 

По результатам исследования мы определили контрольную — группа А, и экспериментальную — группа Б группы. далее проведем исследование уже в зависимости от групп.

Методика исследования личности «дом — дерево — человек» Д.Ж.Бука.

Описание теста в приложении 1.

Тест «Дом-Дерево-Человек» Как познать себя и научиться ладить с людьми. Предложен Дж. Буком в 1948г.

Цель методики. Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Интерпретация данного теста представлена в приложении 2.

Перейдем к результатам исследования по методике исследования личности «дом — дерево — человек» Д.Ж.Бука. В приложении 3 представлен пример рисунка с высоким показателем до тренинга и после его проведения, на котором будут видны существенные улучшения эмоционального состояния испытуемого.

Для начала представим полученные данные в результате анализа рисунков группы «А».

Таблица 6 Полученные данные в результате анализа рисунков группы «А»

Количество Уместность Акцентирование Последовательность деталей Эротические проявления Согласованность
Андрей Ф. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм.
Настя С. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм. Выше норм.
Костя К. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм.
Ира Б. Норм. Норм. Выше норм Норм. Норм. Норм.
Ваня С. Ниже норм Норм. Норм. Норм. Норм. Норм.
Артем К. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм.
Таня А. Норм. Норм. Норм. Норм. Выше норм Норм.
Саша С. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм.
Артем Е. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм.
Саша И. Норм. Норм. Ниже норм Норм. Норм. Норм.
Итого в норме, % 95 100 85 100 90 95

 

Далее представим полученные результаты теста у группы «Б»

Таблица 7 Данные, полученные в результате рисуночного теста у группы «Б»

Количество Уместность Акцентирование Последовательность деталей Эротические проявления Согласованность
Иван Д. Норм. Норм. Ниже норм Норм. Н норм. Норм.
Аркадий А Норм. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм.
Гриша Б. Норм. В Норм. Н норм. Норм. Норм. Норм.
Оля А. Норм. Н норм. Н норм. Н норм. Норм. Норм.
Света Н. Норм. Норм. Выше норм. Норм. Н норм. Норм.
Юля Н. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм. Норм.
Яна П. Норм. Норм. Н норм. Норм. Норм. Н норм.
Раиль Г. Норм. Норм. Норм. Н норм. Норм. Н норм.
Миша Н. Н норм. Норм. Н норм. Норм. Н норм. Норм.
Слава Н. Норм. Н норм. Н норм. Н норм. Н норм. Норм.
Итого в норме, % 60 70 50 75 65 80

 

Полученные данные представлены на графике (рис.5):

Рис. 5. Гистограмма анализа результатов рисуночного теста по двум группам

 

Следующий этап исследования был направлен на выявление наличия и характера взаимосвязи адаптации и степени развития испытуемых.

При помощи U критерия Манна-Уитни (выполненного в программе STATISTICA) было изучено наличие и характер различий по показателям развития, имеющими низкий, средний и высокий уровень адаптации.

В частности, между респондентами, характеризующимися высоким и низким уровнями адаптации, были выявлены значимые различия по шкалам приспособленности в условиях детского коллектива(А), в сфере здоровья (В) и в социальной сфере (С), а также тенденция к различиям по шкале «враждебность» (Е) (табл. 8): дети с высоким уровнем адаптации более приспособлены в детском коллективе (более удовлетворены условиями нахождения в коллективе), здоровья (имеют меньше проблем со здоровьем, менее ипохондричны), менее враждебны, чем дети с низким уровнем адаптации.

Таблица 8 Различия в выраженности показателей развития у респондентов с низким и высоким уровнями адаптации

Показатели развития Uэмпирическое Уровень

значимости

Вывод Средняя

сумма рангов

(высокий уровень)

Средняя

сумма рангов

(низкий уровень)

1 2 3 4 5 6
А 55 0,031 Н1 18,11 11,00
В 60,5 0,055 Н1 17,82 11,50
С 61 0,052 Н1 13,21 19,45
D 68 0,110 Н0 17,42 12,18
Е 62 0,064 Н0 17,74 11,64
F 103,5 0,965 Н0 15,55 15,41
Адаптивность 99 0,830 Н0 15,76 15,05
Дезадаптивность 101 0,880 Н0 15,32 15,82
Лживость 104 0,983 Н0 15,53 15,45
Принятие себя 95 0,682 Н0 16,00 14,64
Непринятие себя 100 0,846 Н0 15,26 15,91
Принятие других 79,5 0,278 Н0 14,18 17,17
Непринятие других 92,5 0,604 Н0 14,87 16,59
Эмоциональный комфорт 103,5 0,966 Н0 15,45 15,59
Эмоциональный дискомфорт 94,5 0,666 Н0 16,03 14,59
Внутренний контроль 82,5 0,343 Н0 16,66 13,50
Внешний контроль 92 0,590 Н0 16,16 14,36
Доминирование 69 0,123 Н0 17,37 12,27
Ведомость 104,5 1,000 Н0 15,50 15,50
Эскапизм 91,5 0,574 Н0 16,18 14,32
Адаптация 102,5 0,931 Н0 15,39 15,68
Принятие других 98,5 0,796 Н0 15,82 14,95
Интернальность 99,5 0,829 Н0 15,24 15,95
Самопринятие 98,5 0,796 Н0 15,82 14,95
Эмоциональный комфорт 92,5 0,605 Н0 14,87 16,59
Стремление к доминированию 77,5 0,243 Н0 16,92 13,05

 

Опрашиваемые с низким и средним уровнями адаптации имеют значимые различия по шкалам приспособленности в детском коллективе (А), в сфере здоровья (В) и в эмоциональной сфере (D) (табл. 9).

Таблица 9 Различия в выраженности показателей развития с низким и средним уровнями адаптации

Показатели

социально-

психологической

адаптации

Uэмпирическое Уровень

значимости

Вывод Средняя сумма рангов (средний уровень) Средняя

сумма рангов

(низкий уровень)

1 2 3 4 5 6
А 245 0,040 Н1 44,10 28,27
В 214 0,014 Н1 44,53 25,45
С 352 0,548 Н0 42,61 38,00
D 189 0,005 Н1 44,88 23,18
Е 269 0,084 Н0 43,76 30,45
F 291,5 0,152 Н0 40,55 51,50
Адаптивность 368,5 0,712 Н0 41,62 44,50
Дезадаптивность 351 0,546 Н0 41,38 46,09
Лживость 378 0,814 Н0 41,76 43,59
Принятие себя 324 0,333 Н0 41,00 48,55
Непринятие себя 358,5 0,614 Н0 41,48 45,41
Принятие других 321,5 0,316 Н0 40,97 48,77
Непринятие других 354,5 0,577 Н0 41,42 45,77
Эмоциональный комфорт 382,5 0,856 Н0 42,19 40,77
Эмоциональный дискомфорт 374,5 0,772 Н0 41,70 43,95
Внутренний контроль 374,5 0,773 Н0 41,70 43,95
Внешний контроль 381,5 0,845 Н0 41,80 43,32
Доминирование 365,5 0,681 Н0 42,42 39,23
Ведомость 368,5 0,711 Н0 41,62 44,50
Эскапизм 364 0,666 Н0 42,44 39,09
Адаптация 356 0,591 Н0 42,56 38,36
Принятие других 361 0,638 Н0 42,49 38,82
Интернальность 381,5 0,846 Н0 42,20 40,68
Самопринятие 396 1,000 Н0 42,00 42,00
Эмоциональный комфорт 359 0,619 Н0 42,51 38,64
Стремление к доминированию 385 0,882 Н0 42,15 41,00

 

Дети с низким уровнем адаптации менее приспособлены в вышеперечисленных сферах, чем дети со средним уровнем адаптации: они менее удовлетворены своими взаимоотношениями в коллективе, воспринимают их как более благоприятные, они имеют больше проблем со здоровьем, более ипохондричны, менее эмоционально стабильны, способны меньше успешно управлять своими эмоциями и чувствами.

Значимые различия между детьми с высоким и средним уровнями адаптации были выявлены по шкале субмиссивности или социальной приспособленности (С): у детей с высоким уровнем адаптации выше уровень социальной приспособленности: они более активны, независимы и уверены в себе в социальных контактах, чем дети со средним уровнем адаптации. (табл. 10).

Таблица 10 Различия в выраженности показателей развития с высоким и средним уровнями адаптации

Показатели

социально-психологической

адаптации

Uэмпирическое Уровень

значимости

Вывод Средняя

сумма рангов

(высокий уровень)

Средняя

сумма рангов

(средний уровень)

1 2 3 4 5 6
А 606,5 0,444 Н0 50,08 44,92
В 674,5 0,925 Н0 46,50 45,87
С 369,5 0,02 Н1 29,45 50,37
D 554,5 0,202 Н0 39,18 47,80
Е 601 0,412 Н0 50,37 44,85
F 576 0,285 Н0 51,68 44,50
Адаптивность 621,5 0,542 Н0 49,29 45,13
Дезадаптивность 607 0,452 Н0 50,05 44,93
Лживость 641,5 0,678 Н0 48,24 45,41
Принятие себя 578 0,300 Н0 51,58 44,53
Непринятие себя 648,5 0,729 Н0 44,13 46,49
Принятие других 676 0,938 Н0 46,42 45,89
Непринятие других 673 0,914 Н0 45,42 46,15
Эмоциональный комфорт 656,5 0,788 Н0 44,45 46,38
Эмоциональный дискомфорт 580,5 0,311 Н0 51,45 44,56
Внутренний контроль 494,5 0,064 Н0 55,97 43,37
Внешний контроль 556 0,211 Н0 52,74 44,22
Доминирование 529,5 0,130 Н0 54,13 43,85
Ведомость 676,5 0,942 Н0 46,39 45,90
Эскапизм 631,5 0,607 Н0 48,76 45,27
Адаптация 604 0,434 Н0 41,79 47,11
Принятие других 680 0,969 Н0 46,21 45,94
Интернальность 586 0,338 Н0 40,84 47,36
Самопринятие 629 0,591 Н0 48,89 45,24
Эмоциональный комфорт 544 0,171 Н0 38,63 47,94
Стремление к доминированию 553 0,201 Н0 52,89 44,18

 

Подводя итог представленным в таблицах данным, можно сказать, что, как и в первом тесте уровень эмоциональных нарушений в группе «А» ниже, чем в группе «Б» следовательно, далее работа будет проводиться с группой «Б».


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф