Меню Услуги

Организация работы старшего участкового уполномоченного полиции. Часть 3.


Страницы:   1   2   3


2.3. Взаимодействие старшего УУП с органами государственной власти и местного самоуправления

Для того чтобы понять принцип взаимодействия старшего уполномоченного участкового полиции с органами государственной власти и органами местного самоуправления нужно разобрать и проанализировать каждую структуру в отдельности, а затем сделать выводы об их общей работе и взаимосвязи между собой.

Под органами государственной власти понимается конкретные (например: Президент Российской Федерации, Министерство внутренних дел и другие) и абстрактные (например: Федеральный орган, Федеральная служба, Местная администрация и другие) субъекты и объекты, предназначенные для управления государством на разных уровнях.

Их разделяют на:

  • высшие
  • низшие
  • центральные
  • федеральные
  • региональные
  • местные
  • и так далее.

В различных государствах (странах, колониях) конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например органы финансового контроля, советы обороны и безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы и так далее. Однако, в науке существует мнение, что прокуратура не является органом государственной власти и что она является органом надзора со своими специфическими полномочиями. На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции государства (страны) и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.

Местное самоуправление в России — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Гарантируется главой 8 Конституции России. Характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов. Муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции:

1.отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;

2.отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя, поддерживает в суде требование о лишении родительских прав: для охраны общественного порядка может быть организована муниципальная милиция, которая предназначена поддерживать порядок на улицах и в других общественных местах, и при выполнении ею своих функций все граждане обязаны подчиняться се распоряжениям; она может также применить принуждение и задерживать граждан на установленный законом срок.

Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел: например, постановление выборного собрания о взимании местного налога.

Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

1.ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;

2.определяют порядок использования муниципальных земель, водных объектов, лесов;

3.контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;

4.распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

Развитие законодательства и административных реформ в Российской Федерации в 2005–2013 гг. свидетельствует о том, что государственная политика развития местного самоуправления в этот период не всегда отличалась последовательностью принимаемых решений [6, с.11].

Это было характерно и для полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения правопорядка. Несмотря на то, что в ст. 132 Конституции Российской Федерации указывается, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка и это относится к вопросам местного значения, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к числу вопросов местного значения относит лишь охрану общественного порядка муниципальной милицией. При этом введение в действие этой нормы закона было отсрочено. Развитие же федерального законодательства происходило в обратном направлении. За прошедшие годы не только не были приняты законы, регламентирующие организацию и деятельность муниципальной милиции, но и были отменены ранее существовавшие полномочия органов местного самоуправления по отношению к милиции общественной безопасности: в 2005 г. они были переданы на уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Таким образом, ликвидировано деление органов, обеспечивающих правопорядок, на федеральные и местные, и полностью ликвидирован существовавший в течение многих лет принцип их двойного подчинения – вышестоящим органам внутренних дел и органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Иные полномочия органов местного самоуправления, такие, как участие в работе по профилактике правонарушений, правовое просвещение, руководство деятельностью народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, иных формирований правоохранительной направленности, вообще не закреплены в федеральном законодательстве. В настоящее время руководством страны ставится задача вернуть местному самоуправлению его конституционно-правовое значение, обеспечить его самостоятельность и ответственность в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. В числе важнейших вопросов, которые должны решаться органами местного самоуправления, должны быть и вопросы обеспечения правопорядка.

Полиция  — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»). Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности .

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ. Задачи этой структуры регулируются Конституцией РФ, Федеральным Законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

1.Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) — центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе — Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности — генерал-полковник — генерал армии.

2.Департамент, Главное управление, Управление — подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

3.Главное управление МВД России (ГУ МВД России) — осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями — подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУ МВД. Руководитель ГУ МВД, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант — генерал-полковник.

4.Управление МВД России (УМВД России) — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УМВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему ГУ МВД: например УМВД по Новомосковскому району Тульской области, УМВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко — генерал-лейтенант). Если УМВД входит в состав вышестоящего ГУ МВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД — полковник.

5.Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.

6.Отдел МВД России (ОМВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;

7.Отдел полиции (ОП) — территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

В состав полиции входят также:

1.ДОБДД (ГАИ, ГИБДД)

2.СОБР (Специальные Отряды Быстрого Реагирования)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

3.ОМОН (Отряды Мобильные Особого Назначения)

4.Участковый уполномоченный полиции

5.Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства

Итак, подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы. Участковый уполномоченный полиции является неотъемлемой частью органов государственной власти, вследствие чего непрерывно с ней взаимодействует. Также происходит взаимодействие с органами муниципальных властей таких как например, Совет ветеранов ВОВ и т.д. Участковые уполномоченные полиции взаимодействуют непосредственно с опорными пунктами [8, с.90].

2.4. Роль старшего УУП по организации работы группы УУП по выявлению и раскрытию преступлений

Служба участковых уполномоченных полиции относится к числу старейших в системе органов внутренних дел. Ее формирование началось в 20-х годах XX века .

В становлении службы участковых инспекторов полиции за последние 25 лет произошли серьезные изменения. До 1974 года участковая служба входила в состав службы охраны общественного порядка («наружная» служба милиции). В 1974 году она была введена во вновь созданную службу профилактики, являющуюся в свою очередь составной частью подразделений уголовного розыска. В 1983 году служба профилактики была упразднена, а участковые инспектора выведены из подчиненности уголовного розыска. В 1983 году участковые инспектора были вновь введены в состав службы охраны общественного порядка, что объективно обосновано, тем более это подтверждается самим характером возложенных на участковых инспекторов обязанностей.

С принятием Указа Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» участковые инспектора (в настоящее время – уполномоченные) полиции, как служба, находятся в ее системе.

Особенностью правового положения  участковых уполномоченных полиции является то, что им для решения поставленных задач поручено заниматься практически всеми видами деятельности, выполняемыми органами внутренних дел: организационной, профилактической, административно-надзорной, административно-процессуальной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и др.

В настоящее время, из всех функций, возложенных на службу, профилактическая является ее основополагающей функцией. Отсюда — настоятельная необходимость возрождения социальной профилактики правонарушений — возврат к хорошо отлаженной системе работы с общественностью.

Участковый уполномоченный входит в состав полиции общественной безопасности, состоит на должностях среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, в пределах своей компетенции выполняет обязанности и пользуется правами, предусмотренными Законом Российской Федерации «О полиции».

Участковыми уполномоченными полиции ежегодно раскрывается 25% всех регистрируемых в стране преступлений, хотя эта служба и составляет лишь 8% личного состава милиции, а конкретно 52 тыс. сотрудников. Участковыми уполномоченными полиции пресекается более 8 млн. административных правонарушений, контролируется поведение свыше 4 млн. лиц, вернувшихся из мест лишения свободы или приговоренных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Начальник органа внутренних дел вправе образовывать пункты полиции по обслуживанию территории, включающей несколько участков. На каждые три-четыре должности участковых уполномоченных полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного. Она замещается лицом, способным по своим деловым (профессиональным) качествам руководить группой участковых уполномоченных и имеющим высшее или среднее специальное юридическое образование.

Наряду с обслуживанием закрепленного за ним участка, старший участковый уполномоченный полиции организует работу участковых уполномоченных полиции по раскрытию преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, координирует их взаимодействие с сотрудниками криминальной полиции и следственных подразделений по раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, а также обеспечивает их участие в проведении комплексных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий на территории микрорайона (зоны) обслуживаемой группой участковых уполномоченных полиции.

Реализация органами внутренних дел мер, направленных на коренное улучшение деятельности участковых уполномоченных полиции, способствовали определенному повышению их роли в предупреждении правонарушений и борьбе с преступностью.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Опросы населения показывают: около 70% граждан предпочитают обращаться именно к участковому уполномоченному полиции. Это обусловлено территориальной близостью и возможностью быстрого реагирования, то есть оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением правопорядка. Служба участковых уполномоченных полиции, как по объему, так и по важности задач, поставленных перед органами внутренних дел, по той роли, которую они играют в охране правопорядка, занимает одно из ведущих мест в системе органов внутренних дел.

Во многих горрайотделах внутренних дел практически не используются в борьбе с наркоманией возможности службы участковых уполномоченных полиции. Службами УУМ ОВД таких крупных районных центров, как Далматово и Куртамыш (Курганская область), выявлено лишь по одному преступлению рассматриваемой категории, а в 11-ти районах участковые не выявили ни одного такого преступления.

Эффективное решение и выполнение многочисленных и разнообразных задач и обязанностей, возложенных на участковых уполномоченных полиции, в первую очередь зависит от умелой, рациональной организации их работы. Организовать работу, как показывает практика — это подготовить (создать условия) и упорядочить служебную деятельность. Организация работы участкового уполномоченного полиции состоит в основном из трех составляющих: а) создание условий для работы со стороны органов местного самоуправления; б) обеспечение условий для работы со стороны руководства органа внутренних дел; в) упорядочение служебной деятельности самого участкового уполномоченного полиции.

Участковый уполномоченный полиции является представителем полиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел. Реализация органами внутренних дел мер, направленных на коренное улучшение деятельности ОУУП, способствовали определенному повышению их роли в предупреждении правонарушений и борьбе с преступностью, но вместе с тем, коренного улучшения деятельности участковых уполномоченных полиции не достигнуто. Возросли возможности использования автоматизированных информационно-поисковых и адресно-справочных баз данных, что повышает уровень их упреждающего влияния на криминогенные процессы в местах проживания населения.

Участковый уполномоченный полиции на административном участке при выявлении и раскрытии преступлений:

При получении сообщения о преступлении устанавливает обстоятельства его совершения (место, время, способ совершения, приметы подозреваемого), выясняет состояние пострадавшего, устанавливает данные заявителя, возможных очевидцев. О происшествии немедленно сообщает оперативному дежурному.

При непосредственном обнаружении преступления либо прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы территориального органа МВД России принимает меры к пресечению преступления и задержанию (преследованию) подозреваемых, незамедлительно информирует оперативного дежурного, оказывает помощь пострадавшим, устанавливает очевидцев и в дальнейшем принимает меры по охране места происшествия, сохранению следов преступления и иных предметов, имеющих значение для дела, которые могут стать вещественными доказательствами.

В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы территориального органа МВД России самостоятельно проводит неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

При прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы информирует ее руководителя о характере и месте совершения преступления, о пострадавших, возможных очевидцах и лицах, которые могут быть причастны к совершению преступления.

Исполняет поручения руководителя следственно-оперативной группы по получению справок, установлению, опросу, вызову к следователю, дознавателю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и лицах, его совершивших.

Осуществляет на административном участке самостоятельно и совместно с сотрудниками подразделений уголовного розыска проверку мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

Участковый уполномоченный полиции на административном участке при получении информации о месте нахождения лиц, находящихся в розыске, устанавливает сведения, имеющие значение для их розыска и задержания.

Незамедлительно информирует инициаторов розыска об установлении места нахождения разыскиваемого и при необходимости принимает участие в его задержании [7, с.18].

Для старшего участкового уполномоченного полиции очень важно иметь как можно больше информации о состоянии участка, который за ним закреплен. Наличие полной и достоверной информации дает участковому уполномоченному полиции возможность своевременно предотвращать уголовно наказуемые деяния со стороны мошенников и преступников. Дает ему возможность защитить жителей своего района.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бачурин, А. Г. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции: учебное пособие / А. Г. Бачурин; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Барнаул. юрид. ин-т. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2013.
  2. Гришаков, А. Г. Деятельность участковых уполномоченных полиции на административном участке: учеб.-метод. пособие / А. Г. Гришаков, Л. В. Кузнецова, Е. А. Федяев; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Барнаул. юрид. ин-т. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2013.
  3. Кокорев, А. Н. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: учеб. пособие / А. Н. Кокорев, М. С. Лаврентьева. – М.: КноРус, 2010.
  4. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 030505 «Правоохранительная деятельность» / [А. Н. Кокорев и др.] ; под ред. Н. В. Румянцева. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010.
  5. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции в вопросах и ответах: учеб. пособие / [С. Н. Бочаров и др.]; Моск. ун-т МВД России. – М.: Щит-М, 2005.
  6. Бережкова, Н. Ф. Современные этические требования к сотрудникам полиции России / Н. Ф. Бережкова. – (Трибуна молодого ученого) //Административное право и процесс. – 2013. – № 3.
  7. Волков, С. Ю. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации / С. Ю. Волков, И. А. Зайцев // Административное право и процесс. – 2013. – № 12.
  8. Ермаков, А. Г. Подготовка участковых уполномоченных полиции в вузе МВД России к профилактической работе с населением : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Ермаков А. Г.; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т МВД РФ]. – СПб, 2011.
  9. Кораблев, С. Е. Коммуникативная компетентность участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки : дис. … канд. психол. наук : 19.00.06 / Кораблев С. Е. – М., 2003.
  10. Ермаков, А. Г. Содержание и значение профессиональной психолого-педагогической подготовленности участкового уполномоченного полиции к профилактической работе с населением / А. Г. Ермаков // Современная наука. – 2011. – № 2.
  11. Ляпаев, И. А. Психологические особенности профессиональных функций и основных средств деятельности участкового уполномоченного милиции / И. А. Ляпаев // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. – № 5.
  12. Ходжич, М. В. Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД [Электронный ресурс] / М. В. Ходжич. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=5664

Страницы:   1   2   3