2. МЕРОПРИЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
2.1. Мероприятия по организации социальной реабилитации детей-инвалидов
Мероприятия по социальной реабилитации ребенка-инвалида направлены на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса, достижении им материальной независимости в будущем, социальной адаптации и интеграции в общество.
Реализация услуг по социальной реабилитации детей-инвалидов осуществляется поэтапно и непрерывно в учреждениях соответствующего профиля. Содержание и длительность процесса реабилитации определяются потребностью ребенка в каждой конкретной услуге.
Нуждаемость в мероприятиях социальной реабилитации детей-инвалидов определяется на основе результатов проведения социальной диагностики ребенка и его семьи.
Системная классификация услуг по социальной реабилитации представлена в ГОСТ Р 54738-2011 «Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов».
Мероприятия по социальной реабилитации в ИПР ребенка инвалида включают:
– социально-средовую реабилитацию;
– социально-педагогическую реабилитацию;
– социально-психологическую реабилитацию;
– социокультурную реабилитацию;
– социально-бытовую адаптацию.
– физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
Социально-средовая реабилитация направлена на интеграцию ребенка-инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, обучению пользования ими, созданием доступной среды в ближайшем окружении ребенка-инвалида.
Мероприятия по социально-средовой реабилитации ребенка-инвалида заключаются в восстановлении (формировании) или компенсации следующих элементов активности и участия: в обычных общественных взаимоотношениях (встречи с друзьями, родственниками, общение по телефону и др.), вовлеченности в данные отношения, ролевое положение в семье, умение распоряжаться деньгами, посещать магазины, производить покупки, учреждения сферы услуг, делать иные расчеты и др.), умения пользоваться транспортом, транспортными коммуникациями, преодоление препятствий — лестниц, бордюров, умения пользоваться средствами связи, информацией, газетами, чтение книг, журналов, проведение досуга, физической культуры, спорта, творчества, возможность посещения культурно-массовых учреждений и пользование их услугами.
Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют детям-инвалидам в следующем составе и формах:
– обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации;
– рекомендации по адаптации жилья к потребностям ребенка-инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности;
– информирование и консультирование по жизненно-важным социальным вопросам; по вопросам реабилитации, юридическая помощь по вопросам дискриминации детей-инвалидов в разных сферах жизни;
– обучение социальным навыкам по ведению хозяйства;
– помощь в планировании и создании семьи, обучение семейным и супружеским отношениям;
– обучение в решении личных проблем;
– обучение социальному общению и др.
В разделе «социально-средовая реабилитация» ИПР ребенка-инвалида может быть оформлено заключение о возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни детей-инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Социально-педагогическая реабилитация – восстановление (формирование) утраченного социально-средового статуса через обучение ребенка соответствующим образовательным программам, знаниям, навыкам, стереотипам поведения, ценностным ориентациям, нормативам, обеспечивающих полноценное участие детей-инвалидов в общепринятых формах социального взаимодействия. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:
– социально-педагогическую диагностику;
–социально-педагогическое консультирование;
– педагогическую коррекцию;
– коррекционное обучение;
– педагогическое просвещение;
– социально-педагогический патронаж и поддержку.
Социально-педагогическое консультирование заключается в оказании помощи ребенку-инвалиду в получении образовательных услуг с целью принятия осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала инвалида и степени ограничений способности к обучению.
Педагогическая коррекция направлена на развитие и исправление психических и физических функций ребенка-инвалида педагогическими методами и средствами. Педагогическая коррекция осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий с логопедом, с педагогом-дефектологом (тифло-, сурдо-, тифлосурдо-, олигофренопедагогами).
Коррекционное обучение включает в себя обучение жизненным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости, пользованию техническими средствами реабилитации, языку жестов инвалидов с нарушениями слуха и членов их семей, ясному языку инвалидов с ментальными нарушениями, восстановление социального опыта специальными педагогическими методами, учитывающими имеющиеся у инвалида нарушения функций организма и ограничения способности к обучению.
Педагогическое просвещение — это просвещение инвалидов и членов их семей, специалистов, работающих с инвалидами, в области знаний об инвалидности, методах и средствах реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Социально-педагогический патронаж и поддержка детей-инвалидов и их семей включает: курирование условий обучения ребенка-инвалида в семье, возможности помощи членов семьи в процессе обучения инвалида, содействие в получении общего и профессионального образования, информирование по вопросам общего и профессионального образования, организацию психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса обучения, содействие во включении инвалида в общественные организации инвалидов.
Социально — психологическая реабилитация детей -инвалидов направлена на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (игровые, образовательные, семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.
Детям-инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:
– психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач; представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и ребенком (и/или его родителем/опекуном), нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции;
– психологическая диагностика, которая заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации;
– психологическая коррекция, которая заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида, а также на помощь в формировании необходимых психологических и социальных навыков и компетенций ребенка-инвалида, естественное становление которых затруднено в силу ограничений жизнедеятельности либо особенностей условий развития и среды;
– психотерапевтическая помощь, которая представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой, и/или родителей ребенка-инвалида и решающих задачи по изменению отношений, как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье. В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии в групповой или индивидуальной форме;
– социально-психологический тренинг, который заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у ребенка-инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности в соответствии со своим возрастом и стадией развития;
– психологическая профилактика, которая заключается в содействии в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности; формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания; создании условий для полноценного психического функционирования личности инвалида, для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями. Часто необходима для родителей детей-инвалидов, в качестве помощи по созданию оптимальных условий для развития и воспитания ребенка;
– социально-психологический патронаж, который заключается в систематическом наблюдении за инвалидами и условиями их развития для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, в социуме в целом, и оказания, при необходимости, психологической помощи.
2.2. Современные подходы к организации комплексной реабилитации детей-инвалидов
Реабилитация детей-инвалидов в России — одна из наиболее важных задач современной системы социальной защиты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что 3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками. По данным ООН в мире насчитывается примерно 200 миллионов детей с ограниченными возможностями, в России — около 600 тыс. детей. В последнее время в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов, за последнее десятилетие эти показатели увеличились почти в два раза.
При организации системных мероприятий по комплексной реабилитации детей-инвалидов работу проводят по трем ключевым направлениям: на макро-, мезо-, микроуровнях (приложение Г).
Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида содержит мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие ребенку-инвалиду восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению разных видов деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.
В жизни семьи ребенка-инвалида выделяют определенные периоды, которые важно учитывать при построении реабилитационных программ и разработке ИПР:
1) рождение ребенка — получение информации о наличии у ребенка патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;
2) школьный возраст — принятие решения о форме обучения ребенка, организация его учебы и внешкольной деятельности, переживание реакций группы сверстников;
3) подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией ребенка от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка;
4) период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи — инвалида;
5) постродительский период — перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
Реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения системы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения и др.
Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на своих территориях принимают участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов и имеют право определять приоритеты в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий. Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют в своем распоряжении механизмы развития системы реабилитации детей-инвалидов: возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество.
Компонентная сфера организации комплексной реабилитации детей-инвалидов включает:
- Создание государственных социальных служб, предоставляющих реабилитационные услуги детям, членам их семей, а также помогающих адаптировать условия окружающей среды к нуждам детей, имеющих инвалидность.
- Создание негосударственных структур, включая систему волонтерской помощи родителям, имеющих особых детей.
- Развитие Центров независимой жизни в России.
Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента: Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. Независимая жизнь — это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой.
Согласно Концепции «Совершенствование медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства» в структуре учреждений, осуществляющих медико-социальную и психологическую реабилитацию детей-инвалидов на региональном и местном уровне, должны быть предусмотрены следующие подразделения: патронажная служба, школа для родителей; дневной стационар; реабилитационные центры, отделения, кабинеты; школы адаптивной физической культуры; попечительские (общественные) советы родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста при стационарных учреждениях различной ведомственной подчиненности.
Система учреждений различной ведомственной принадлежности, предоставляющие реабилитационные услуги детям-инвалидам представлена в приложении 4 (на примере инвалидов с двигательными нарушениями).
Организационно, с позиций управления в системе реабилитации детей-инвалидов могут быть предусмотрены две организационные формы моделей комплексной реабилитации: централизованная и децентрализованная.
При централизованной форме функционирует Реабилитационный Центр городского/регионального уровня, оснащенный современным диагностическим и реабилитационным оборудованием и экспериментальными научно обоснованными методиками. Данный Центр можно рассматривать как инновационно-экспериментальную реабилитационную площадку, в которой апробируются и оттачиваются новые приемы и методики «сложных» в функциональном отношении детей-инвалидов. Такой городской/региональный реабилитационный Центр имеет в своем составе стационар, достаточное количество специалистов и обслуживающего персонала.
Децентрализованная форма организации системы реабилитации детей-инвалидов предполагает осуществление реабилитационных мероприятий ребенку-инвалиду в реабилитационных отделениях, центрах помощи семье и родителям и детям, центрах психологической помощи и т.д., максимально приближенных к месту проживания ребенка. При данной форме организации ребенку-инвалиду организуется конкретная поддержка в реализации ИПР не только специалистами районных/муниципальных центров, но и негосударственными и волонтерскими организациями.
Одним из направлений деятельности детских реабилитационных учреждений является организация службы домашнего сопровождения, социального патронажа и динамического наблюдения за детьми-инвалидами, проживающими на территории соответствующего района.
Службы домашнего сопровождения и социального патронажа могут быть организованы не только в территориальных отделах и учреждениях социальной защиты населения (комплексных Центрах социального обслуживания, районных Центрах социальной реабилитации и т.д.), реабилитационных отделах муниципальных образований, общественных организаций и т.д., но и на базе стационарных учреждений (детские дома-интернаты).
В процессе комплексной реабилитации ребенка-инвалида чрезвычайно важными принципами являются раннее начало и непрерывность (см. принципы реабилитации). Их реализация достигается путем особых организационных решений: либо в рамках одного учреждения, либо тесной взаимосвязи различных учреждений.
Так, например, в структуре Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области (ГБОУ «ЦЛП») работают четыре отделения: а) отделение ранней помощи для детей от 0 до 7 лет; б) дошкольное отделение для детей в возрасте от 3 до 7 лет; в) четыре ступени школьного отделения для детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет; г) отделение учебного проживания для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет проводит курсы обучения самостоятельному проживанию.
Также в единую систему реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями включены Производственно-интеграционные мастерские и Квартиры для тренинга проживания.
Несмотря на то, что за последние десять лет количество реабилитационных учреждений для детей-инвалидов неуклонно увеличивается, не разрабатываются технологии многовариантных моделей учитывающих нозологические, возрастные, социально-средовые особенности детей. Путь к повышению эффективности реабилитации детей-инвалидов лежит через создание многовариантных многофункциональных моделей.
Основные методы и направления взаимодействия учреждений МСЭ, здравоохранения, социальной защиты и реабилитационных учреждений должны включать:
– разработку договоров (соглашений) по взаимодействию учреждений МСЭ и соответствующих партнеров;
– отработку организационной технологии взаимной деятельности (совместные семинары, конференции и т д.);
– отработку текущего взаимообмена информацией через внедрение в работу информационно-коммуникационных технологий, в том числе, специальных компьютерных программ и включение в информационное общение учреждений МСЭ и учреждений иных ведомств, участвующих в реабилитации ребенка-инвалида;
– привлечение консультантов для участия в освидетельствовании ребенка-инвалида для решения конкретных реабилитационно-экспертных задач.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНТРАХ
3.1. Реабилитация детей-инвалидов в оздоровительно-экологическом центре
Существует две «модели» инвалидности. Первая – «социальная», распространена в Европе и США, согласно которой инвалидность это не медицинское понятие, а ряд социальных условий, осложняющих реализацию жизненных потребностей человека. Соответственно, принимаются меры по компенсации или поддержке возможностей инвалида адаптироваться к социуму – организация специализированных рабочих мест, приведение городской архитектуры в соответствие с нуждами инвалидов (например, оснащение подъездов и лестниц пандусами для лиц, передвигающихся в колясках) и т.п.
В России распространена вторая, «медицинская» модель, исходя из которой, инвалидность рассматривается, в основном, как болезнь. И потому большинство мер, предпринимаемых государством и обществом, направлено именно на медицинскую помощь инвалиду. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обособляет от «нормального», «здорового» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский (опекающий) характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание «социальных» служб, помогающих человеку выживать, именно выживать, а не жить полноценной жизнью. Следствием ориентации общества на медицинскую модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями здоровья от общества в специализированном учебном заведении или в собственной квартире, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных установок.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связей с миром, в ограниченной мобильности, сужении контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к базовому образованию. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – полноправный член общества, он хочет, может и должен участвовать в его многогранной жизни. Такой ребенок может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свой талант, развить его, приносить с его помощью пользу обществу ему часто мешает неравенство возможностей.
Ребенок – не пассивный объект помощи, а развивающаяся личность, имеющая право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве, достижениях. Приняв за основу данные принципы социально-педагогической работы с инвалидами, можно реально повысить качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, так как это облегчит интеграцию таких детей в общество, поможет им преодолеть комплекс неполноценности, иждивенческие установки.
Педагогической и медицинской практикой установлено, что по отношению к школьникам, имеющим определенные проблемы со здоровьем, а, значит, и особые потребности в области образования, – массовая школа обеспечить решение такой сложной и многогранной задачи не может. Необходимы новые социальные структуры, осуществляющие на паритетных началах обучение, воспитание, лечение и социальную защиту больного и физически ослабленного ребенка на протяжении всего периода детства.
На решение этой непростой задачи направлены усилия педагогов дополнительного образования Детского оздоровительно-экологического центра г. Новомосковска – тренеров, врачей, психологов, имеющих целью создание единого педагогического пространства, в котором происходит оздоровление, духовно-нравственного развитие, образование и художественное творчество детей с самыми различными проблемами в здоровье. В течение полутора десятка лет творческой продуктивной деятельности апробируется эффективный метод медицинской и социально-психологической реабилитации ребенка-инвалида, который дает возможность раскрыться его невостребованным способностям, обрести веру в свои силы и реализовать себя как личность помогает лечебная верховая езда на лошади.
Иппотерапия (лечение посредством верховой езды) бурно развивается во всем мире в последние пятьдесят лет, а известен он с глубокой древности. Занятия на лошади влияют на организм в целом: нормализуют сердечно-сосудистую, нервную и пищеварительную системы, снижают судорожную готовность, способствуют нормализации уровня сахара в крови. Особо заметное позитивное влияние лечебная верховая езда оказывает на больных детей и детей-инвалидов. Оздоровительный эффект занятий достигается благодаря воздействию тепла животного; ритмичных колебаний, возникающих при ее движениях; биомеханическому воздействию сокращающихся мышц тела; массирующих движений мышц спины, а также благодаря тесному общению больного ребенка с большим, сильным и добрым животным.
Особое влияние лечебная верховая езда оказывает и на психическое состояние ребенка с особыми образовательными и медицинскими нуждами: улучшается его эмоциональный настрой, снижается агрессивность, способствует преодолению чувства ущербности. Исходя из этого, главной идеей при разработке модели реабилитации воспитанников Детского оздоровительно-экологического центра стало проецирование проблем ребенка-инвалида из плоскости социальных, медицинских, экономических и иных отношений в плоскость практической педагогики.
Педагогическая модель организации образовательно-оздоровительного процесса характеризуется: особенностями содержания образования; способами организации педагогического процесса; комплексом используемых педагогических технологий; наличием сформированной образовательной среды; спецификой управляющей системы; особенностями внешних связей.
Основополагающими при разработке данной модели стали идеи:
— формирования муниципального объединенного здоровьесберегающего пространства на основе интеграции усилий общеобразовательных школ г. Новомосковска, детских медицинских учреждений и Детского оздоровительно-экологического центра;
— мотивации школьников на осознанные, регулярные и самостоятельные шаги по укреплению собственного здоровья, занятиям физической культурой и спортом;
— оптимизации развития детей, повышении адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям среды посредством совершенствования системы альтернативного физического воспитания;
— коррекции нарушений в развитии опорно-двигательной системы ребенка благодаря комплексному стимулированию двигательных функций во время занятий по верховой езде на лошади;
— определения индивидуального маршрута развития ребенка посредством комплексной оценки параметров его физического, функционального, двигательного и психического развития;
— разработки на основе изучения особенностей психофизического развития воспитанников адекватных педагогических технологий, позволяющих обеспечить эффективное освоение детьми дополнительных образовательных программ (авторских образовательных программ).
Программа дополнительного образования детей «Надежда» предполагает работу с детьми, подростками и молодыми людьми от 3 до 18 лет, страдающими детским церебральным параличом, аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями центральной нервной системы, а также опорно-двигательного аппарата. Целью программы является создание условий для социальной адаптации детей-инвалидов с патологическими нарушениями нервной и опорно-двигательной системы посредством расширения их жизненного пространства, активизации эмоционально-волевой сферы, а также благодаря достижению реабилитационного эффекта, заключающегося в улучшении ряда существенных психофизических показателей.
Такие программы дополнительного образования в настоящее время не имеет аналогов в регионе и востребованы потому, что:
— позволяют в комплексе решать социально-педагогические, образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные, развивающие, реабилитационные и лечебно-оздоровительные задачи применительно к детям-инвалидам младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
— направлены не только на медицинскую реабилитацию ребенка-инвалида, но и на восстановление и расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф