1 2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации
1.1. Социальная поддержка ветеранов в Российской Федерации: вопросы-понятийно-категориального аппарата
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки с ветеранами и участниками боевых действий
1.3. Субъектный состав получателей социальной поддержки из числа ветеранов
1.4. Меры социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации
Глава 2.Анализ опыта предоставления социальной поддержки ветеранам на примере Министерства социального развития Оренбургской области
2.1. Общая характеристика Министерства социального развития Оренбургской области
2.2. Анализ деятельности отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области
2.3. Основные проблемы и перспективы организации социальной поддержки ветеранов и участников боевых действий на региональном уровне
Заключение
Список использованных источников
Введение
Локальные боевые конфликты, возникающие в разных концах земного шара, непосредственно сказываются на самочувствии граждан, участвующих в боевых действиях.
В этом году исполнилась 30-ая годовщина дня вывода советских войск из Афганистана. Однако, война в Афганистане — это не единственная война, которая вошла в историю нашей страны. Великая Отечественная, Чеченская, конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Таджикистане, Дагестане, Южной Осетии – во всех этих боевых действиях участвовали российские военные. Государство не должно забывать о неоценимом вкладе, который они внесли в мировую и отечественную историю.
Необходимость социальной защиты о военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах вытекает из гуманистического отношения к человеку, рискующему собственным здоровьем и жизнью ради государственных интересов.
Государство сегодня делает многое для людей, побывавших на войне. Ветеран боевых действий – категория пожизненная, и, соответственно социальная поддержка оказывается им в течение всей жизни. Однако, до сих пор процесс оказания такой помощи несовершенен. Ветераны продолжают сталкиваться с материальными трудностями, жилищными проблемами, вопросами поддержания здоровья. Действующее законодательство не всегда обеспечивает достойный размер выплат и пенсий, на которые может рассчитывать ветеран.
Очевидно, что важно постоянно совершенствовать этот процесс, разрабатывая новые формы помощи и оптимизируя уже существующие.
Теоретико-методологическую основу исследования составили нормативно-законодательные акты по социальной поддержке ветеранов и участников боевых действий, монографические труды, таких авторов как С.С. Алексеев, В.В. Березовец, В.А. Герасимов, В.И. Гудис, Т.И. Еремина, И.Н. Киселев и др. А.Г. Чепурной изучал проблему отсутствия системного подхода, последовательности и преемственности в организации и проведении реабилитации военных инвалидов. В.М. Корякин освещает права и льготы ветеранов боевых действий. С.О. Орлов в своих работах анализирует вопросы организации системы социального обеспечения ветеранов боевых действий в России и за рубежом (на примере Великобритании, Франции и США). А.В. Ефремов рассматривает правовые вопросы, возникающие в судебной правоприменительной практике при предоставлении мер социальной поддержки ветеранам, их вдовам и членам семей погибших (умерших) ветеранов.
Однако в отечественной науке существующие теоретические подходы нуждаются в совершенствовании и насыщении современными научными методами, которые позволят эффективно осуществлять социальную поддержку данной категории населения на практике.
Объект исследования: социальная работа с ветеранами и участниками боевых действий.
Предмет исследования: проблемы организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий.
Цель исследования: провести анализ проблем и перспектив организации социальной поддержки ветеранов и участников боевых действий на региональном уровне.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты социальной поддержки ветеранов и участников боевых действий;
- изучить нормативно-правовые основы социальной поддержки с ветеранов и участников боевых действий;
- проанализировать деятельность отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области;
- исследовать проблемы и перспективы организации социальной поддержки с ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне.
База исследования: отдел по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
- Эмпирические методы: анализ документов, опрос ветеранов и участников боевых действий, экспертный опрос.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе существующих подходов к организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий.
Практическая значимость исследования заключается в изучении проблем и перспектив организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне и выработке рекомендаций по совершенствованию данного вида деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и шести приложений.
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации
1.1. Социальная поддержка ветеранов в Российской Федерации: вопросы-понятийно-категориального аппарата
Понятие «ветеран» появилось в эпоху Римской республики и гражданских войн 2-1 вв. до н.э., однако четкое фиксированное понятие вырабатывается только во времена Империи.
Тогда ветераном становился воин, отслуживший в армии 20 и более лет и уволенный императорским указом. Он получал диплом об увольнении, участок земли или деньги для его покупки. Ветераны имели некоторые обязанности, а дети их, как правило, тоже должны были идти в армию.
Таким образом, каждый военный, оставивший службу после выслуги определенного законом срока всегда весьма продолжительного и ставший по физическим причинам не годным к дальнейшему ее продолжению, должен был иметь право на то, чтобы общество обеспечивало его материальные потребности.
Помощь ветеранам войны существовала и развивалась на протяжении веков, но она была не постоянной. Пики развития помощи ветеранам войны приходились только на послевоенные годы, когда после войны оставалось много увечных и малообеспеченных солдат. Большое значение помощь ветеранам приобрела только в 20 веке, ее формированию послужила Великая Отечественная война 1941 — 1945 года. Только тогда социальная помощь ветеранам приобрела постоянство и была законодательно утверждена С 1992 по 2004 год принято большое количество нормативно — правовых актов о социальной защите, правах и льготах военнослужащих. Основополагающим нормативным актом в этой сфере являлся Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Он устанавливал статус военнослужащих, под которым понимались совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, провозглашенных и гарантированных государством.
15 апреля 1992 года создана Российская ассоциация Героев, которая занималась признанием героев войны1.
В Вооруженных Силах Российской Федерации с 1995 года введена должность офицера, который занимается социальной защитой военнослужащих и профилактикой правонарушений, связанных со всеми входящими правами в данной сфере. С 1996 года в Военном университете Министерства обороны РФ, было положено начало подготовки данных специалистов, срок обучения составлял 3 года. В войсках начинаются разрабатываться мероприятия по повышению квалификации тех лиц, которые занимаются воспитательной работой, а также тех лиц, которые занимаются социальной работой военнослужащих.
В мае 2001 года Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном и Украиной была принята совместная программа «Межгосударственная комплексная программа реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма». В этих государствах помощь ветеранам устанавливалась законодательным путем, поскольку государство было не в состоянии обеспечить военных настолько, чтобы они могли делать серьезные сбережения.
В России начинает возрождаться благотворительность. Одним из первых примеров в этой сфере является деятельность общественного фонда защиты «Покров» в Москве, главная цель его деятельности, это оказание помощи инвалидам, ветеранам войны и другим категориям граждан, которым необходима социальная помощь.
Таким образом, государство всегда проявляло заботу о своих ветеранах, однако структурировано и законодательно она была утверждена с принятием федерального закона «О ветеранах», который также установил понятие «ветераны».
Ветеранами боевых действий являются:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку); военнообязанные, призванные на военные сборы; лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности; работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов1;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Участники боевых действий — граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций.
Участниками боевых действий являются:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг), либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, в период выполнения интернациональных задач в Республике Афганистан, в период выполнения воинского долга во время войны в Корее в 1950-1953 годах и во время войны во Вьетнаме в 1965- 1975 годах, а также в Египте, Сирии, Эфиопии, Анголе и в других государствах, куда правительство СССР направляло свои воинские контингенты и военных специалистов;
2) военнослужащие и работники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу, либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав воинских формирований, участвовавших в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Приднестровье, а также в установлении конституционного строя в Чеченской Республике в 1994-1996 годах, проведении общевойсковых операций в Республике Дагестан в 1999 году и в Чеченской Республике в 1999-2000 годах;
3) военнослужащие, работники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу, либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав воинских формирований, которые принимали участие в вооруженных конфликтах и общевойсковых операциях, а также в условиях чрезвычайной ситуации на территориях Российской Федерации, стран СНГ и других государствах;
4) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства. обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах;
5) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
6) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
7) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
8) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в воинские формирования, упомянутые в подпунктах а), б) и в) пункта 1 настоящей статьи, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
9) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;
10) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
11) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;
12) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств.
Участники вооруженных конфликтов — граждане, проходящие (проходившие) военную (специальную) службу и исполняющие (исполнявшие) служебные обязанности, либо временно находящиеся (находившиеся) в объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях, временных формированиях, штабах и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организациях в районах вооруженных конфликтов, а также в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах.
Подводя итоги, следует отметить, что Российское государство во все времена проявляло заботу о ветеранах и участниках боевых действий. После распада Советского Союза и становления Российской Федерации были приняты законопроекты, обеспечивающие защиту и поддержку ветеранам и участникам боевых действий, была принята совместная программа «Межгосударственная комплексная программа реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма».
Развитие системы социальной защиты ветеранов непосредственно связано с возникновением и совершенствованием Вооруженных Сил, с усовершенствованием законодательства, с усилением экономики. В современном законодательстве трактуются понятия «ветераны» и «участники боевых действий», а также перечислены граждане, относящиеся к данной категории.
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки с ветеранами и участниками боевых действий
В силу возраста, состояния здоровья, экономической ситуации в стране ветеранам и участникам боевых действий сложно приспособиться к темпу современной жизни. Большая часть ветеранов уже не может самостоятельно себя обеспечивать, получаемой пенсии недостаточно для поддержания нормального уровня жизни, и не у каждого ветерана есть близкие, способные помочь. Поэтому государство и общество берет на себя ответственную заботу о людях, пожертвовавших своим здоровьем для защиты Родины. Ветераны и участники боевых действий заслуживают особого внимания к своим проблемам со стороны государства.
Большое количество нормативных актов направлено на создание и улучшение условий для ветеранов, предоставление им дополнительных льгот, а также обеспечение их экономического и морального благополучия.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018, с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2019) «О ветеранах» гласит, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только разграничен от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда).
Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности — правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом.
Специальный правовой статус ветерана — это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у личности ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус.
Следует отметить, что одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе. Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы.
Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах государства в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса — статуса ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, должны быть обеспечены сверх установленных для других норм.
Это объясняется тем, что военнослужащие — участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни. И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе.
Таким образом, статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.
Федеральным законом «О ветеранах» установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств (ветераны боевых действий); ветераны военной службы; ветераны государственной службы; ветераны труда.
Из этого следует, что обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством, безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий.
В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства, общества.
Таким образом, оценивается вклад каждого в обеспечение безопасности страны. Важно, что в законе приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций, их качественная и количественная составляющая. Такая дифференциация отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение. Деление ветеранов по категориям обосновывается также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что предполагает осуществление социальной поддержки различных категорий на основе: обеспечения практической реализации законных интересов, равенства их прав и возможностей, в том числе при получении различной поддержки со стороны государства; выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой; адресности при предоставлении социальной помощи и обслуживания с приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; обеспечения информированности всего населения о положении ветеранов в обществе, правовых гарантиях и возможностях их жизнеобеспечения.
1.3. Субъектный состав получателей социальной поддержки из числа ветеранов
Первой категорией ветеранов, нашедшей отражение в Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» являются ветераны Великой Отечественной войны1.Именно эта категория граждан пользуется наибольшим объемом льгот и социальных гарантий в силу того, что их вклад в историю современной России невозможно переоценить. Придерживаясь принципа дифференцированного подхода к предоставлению мер социальной поддержки, избранного при разработке Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», законодатель подразделяет ветеранов ВОВ на следующие группы: участники Великой Отечественной войны; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; труженики тыла. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности согласно ст. 16 данного Федерального закона и страховая пенсия по старости.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке; внеочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн); обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если участник Великой Отечественной войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания; внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому
Необходимо также отметить, что ветеранам рассматриваемой категории неоднократно в связи с проведением торжественных мероприятий, посвященных празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне, назначается единовременная материальная помощь.
Таким образом, законодателем предусмотрена упрощенная процедура приобретения оснований для получения мер социальной поддержки указанной категории граждан. Следовательно, независимо от причин возникновения инвалидности (за исключением случаев совершения самим лицом противоправных действий), участники ВОВ пользуются правами и льготами наравне с инвалидами ВОВ. Предоставленные льготы по пенсионному обеспечению связаны в первую очередь с льготным исчислением страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию.\
1.4. Меры социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации
Объем мер социальной поддержки дифференцирован законодателем в зависимости от того, к какой из групп ветеранов названной категории относится претендующее на права и льготы лицо. Ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки:
льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
3) компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
— платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);
— взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;
4) первоочередная установка квартирного телефона;
5) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно- строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на
приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;
6) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
7) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно- ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
8) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
9) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
10) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;
Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
2) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
3) первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков, установке квартирного телефона;
4) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
5) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;
6) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как видно из данной статьи ветераны боевых действий подразделяются на категории, и каждая категория имеет право на определенные меры социальной поддержки, виды социальной поддержки подробнее рассмотрим далее.
Также хочется отметить, что в ст.8 данного федерального закона декларировано, что государство проводит политику по отношению к гражданам, относящимся к категории ветеранов, а именно государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:
-создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;
-реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;
-выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе;
-пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.
Так же ст.10 данного федерального закона декларируется порядок обеспечения расходов по предоставлению мер социальной поддержки1:
— меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
— меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
— в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации1.
Подводя итоги, можно отметить следующее: категории граждан, имеющих статус ветеранов боевых действий, довольно разнообразны. Государство предпринимает множество мер социальной поддержки ветеранов боевых действий.
Наиболее распространенные из них: льготы по пенсионному обеспечению, внеочередная установка квартирного телефона, компенсация расходов на коммунальные услуги, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, обеспечение протезно- ортопедическими изделиями. Несмотря на широкий перечень льгот и видов социальной поддержки, предоставляемых государством, этого явно недостаточно для обеспечения достойного уровня жизни. Ветераны и участники боевых действий сталкиваются с массой проблем, в том числе материального характера.
Глава 2.Анализ опыта предоставления социальной поддержки ветеранам на примере Министерства социального развития Оренбургской области
2.1. Общая характеристика Министерства социального развития Оренбургской области
Забота о гражданах всегда была и остается приоритетным направлением социальной политики государства. Ветераны и участники боевых действий – категория, требующая к себе особого внимания. Для этого совершенствуется не только законодательная база на федеральном уровне, но и на региональном. Ежегодно значительные региональные бюджетные средства закладываются на увеличение размеров выплат, мер социальной поддержки, предоставляются различные виды помощи.
В Оренбургской области данной деятельностью занимается Министерство социального развития, являющееся органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающее проведение государственной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения.
Основной задачей, стоящей перед Министерством социального развития Оренбургской области является – обеспечение полноценной социальной защиты нуждающихся категорий населения и поддержание социальной стабильности. Также Министерство социального развития принимает участие в реализации основных направлений государственной социальной политики на территории Оренбургской области во взаимодействии с органами образования, здравоохранения, другими структурами социальной сферы, органами местного самоуправления и общественными объединениями; разрабатывает и реализует законодательство Оренбургской области, участвует в подготовке предложений по совершенствованию федерального законодательства в части социальной поддержки населения.
Работой с ветеранами в Министерстве социального развития Оренбургской области занимается отдел по работе с ветеранами.
В отделе под руководством начальника работают 5 специалистов. Начальник отдела организует и контролирует работу отдела по выполнению стоящих перед ним задач, распределяет круг должностных обязанностей специалистов отдела, участвует в координационных собраниях и в разработке законопроектов. Заместитель начальника отдела работает с такими категориями как ветераны ВОВ, участники боевых действий и их семьи, участники Чернобыльской АЭС. Специалист-эксперт работает с документами о присвоении звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Оренбургской области». Главные специалисты осуществляют взаимодействие с различными подведомственными организациями, а также анализируют их деятельность. Ведущий специалист занимается оформлением гражданам статуса «Труженик тыла», подготавливает документы семейных пар для чествования на «День семьи, любви и верности».
В рамках своей компетенции отдел организует и обеспечивает проведение единой государственной политики в области социальной поддержки Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда; ветеранов войны, труда, боевых действий; жертв политических репрессий; военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, и членов их семей.
Основными задачами отдела являются: участие в разработке основных направлений региональной политики по вопросам социальной поддержки Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда; ветеранов войны, труда боевых действий; жертв политических репрессий; военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, и членов их семей; определение права на меры социальной поддержки отдельным категориям граждан:
— ветеранам Великой Отечественной Войны;
— инвалидам войны;
— бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
— ветеранам боевых действий из числа гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года;
— членам семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
— лицам, пострадавшим от воздействия радиации;
— гражданам, имеющим место жительства на территории Оренбургской области, которым на 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет («Дети войны»).
Обеспечение предоставления мер социальной поддержки гражданам льготных категорий; рассмотрение заявлений граждан или их законных представителей о предоставлении социального обслуживания, принятие решения о признании нуждающимися в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании, составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг в отношении участников Великой Отечественной Войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», тружеников тыла, вдов (вдовцов) погибших (умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной Войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей.
В соответствии с возложенными задачами, отдел выполняет следующие функции: осуществляет сопровождение базы данных граждан льготных категорий; контроль за предоставлением мер социальной поддержки; участвует совместно с другими заинтересованными государственными учреждениями и службами в разработке целевых программ, правовых актов по решению проблем Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда; ветеранов войны, труда боевых действий; жертв политических репрессий; предоставляет меры социальной поддержки различным категориям населения, занимается подготовкой проектов законодательных документов (предложений) по установлению дополнительных мер социальной поддержки на территории области; осуществляет работу по оформлению документов на присвоение званий «Ветеран труда», устанавливает статус гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; осуществляет оформление удостоверений:
— ветеранам Великой Отечественной Войны;
— инвалидам войны;
— бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
— ветеранам боевых действий из числа гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года;
— членам семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
— лицам, пострадавшим от воздействия радиации;
— гражданам, имеющим место жительства на территории Оренбургской области, которым на 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет («Дети войны»).
Также отдел по работе с ветеранами координирует деятельность учреждений, общественных формирований, на которых возложена обязанность практической реализации законодательства по решению проблем ветеранов и инвалидов, предоставлению мер социальной поддержки различным категориям граждан; готовит информации и отчеты по вопросам социальной защиты Героев СССР, Российской Федерации,
Социалистического Труда; ветеранов войны; осуществляет межведомственное взаимодействие в установленном действующим законодательством порядке с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями по вопросам своей компетенции; организует и проводит социально-защитные акции: «Долг»,
«День Победы», «Международный день пожилых людей», «День памяти и скорби», «День Героев Отечества»; организует и проводит конкурсный отбор супружеских пар Оренбургской области для чествования в День семьи, любви и верности; осуществляет консультирование граждан, сотрудничество со средствами массовой информации, в целях разъяснения действующего законодательства по вопросам социальной защиты; ведет прием населения, организует выездные консультации; организует деятельность Межведомственного координационного Совета по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве области; организует работу по оказанию реабилитационных услуг Героям СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда; ветеранам Великой Отечественной Войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей в государственных учреждениях социального обслуживания Оренбургской области.
2.1. Анализ деятельности отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области
Для того, чтобы наглядно представить характер и формы помощи ветеранам, мы проанализировали статистический отчет работы данного отдела за последние 3 года, с 2016 по 2018 гг.
В 2016 году численность ветеранов войн в Оренбургской области составляла 45,1 тысяч человек. Уже в 2017 году численность ветеранов войн снизилась до 41,6 тысяч человек, а в 2018 году сократилась до 37,7 тысячи человек.
Также в данную численность вошли бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и труженики тыла (См. Приложение 1).
На Рисунке 1 наглядно показано, что с каждым годом численность инвалидов и участников ВОВ стремительно сокращается, и наш долг – обеспечить им достойную старость, оказывая помощь всеми доступными способами. Количество ветеранов войн и участников боевых действий колеблется. В 2016 году наблюдается их увеличение по сравнению с предыдущими отчетными периодами (статистические данные не вошли в рассматриваемый период)
Рисунок 1. Численность ветеранов войн с 2016 по 2018 гг.
Специалисты это объясняют эффективным действием программы
«Социальная поддержка граждан на 2014-2020 годы». Популярность этой программы среди ветеранов росла в связи с ежегодным увеличением размера пособия ЕДВ. В 2018 году количество ветеранов, обратившихся в учреждения социальной защиты снизилось на 367 человек в связи с тем, что размер ЕДВ остался прежним 2780,74 рублей, что по мнению ветеранов не компенсирует затрат личных ресурсов, связанных с бюрократическими процедурами для получения данной выплаты.
Отдел по работе с ветеранами определяет права на предоставление различных видов социальных услуг: социально-медицинских, направленных на поддержание и сохранение здоровья, оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений
В состоянии их здоровья; социально-бытовых, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-психологических, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде, в том числе анонимно с использованием телефона доверия; социально- педагогических, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг. Социально-правовых, направленных на оказание помощи в юридических вопросах, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; срочных социальных услуг, направленных на оказание неотложной социальной помощи ветеранам и участникам боевых действий.
В рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан на 2014-2022 годы» предоставляется ежемесячная материальная помощь лицам, ставшим инвалидами 1 и 2 группы вследствие выполнения служебного долга в Афганистане, Чеченской Республике и на др. территориях СНГ. В 2016 г. такой вид помощи оказывался 175 людям, в 2017 году-181 человеку, в 2018 – 179. (См. Приложение 2). Причины такой динамики мы уже объяснили выше.
В рамках программы осуществляются ежемесячные денежные выплаты в размере 300 рублей труженикам тыла, жертвам политический репрессий и детям войны. В 2016 году получателей данной выплаты было 194,6 тыс. человек, в 2017 – 184,5 тыс. человек, а в 2018 – 183,1 тыс. человек.
Также ветеранам и участникам боевых действий оказывается помощь в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, 50% скидка на лекарственные препараты, 50% компенсация абонентской платы за услуги связи, бесплатная зубопротезная помощь и бесплатная установка телефона, но эта мера социальной поддержки сейчас не востребована, за последние 3 года никто не обращался за данным видом помощи.
Несмотря на то, что численность ветеранов войн в Оренбургской области сокращается, а вместе с тем снижается численность получателей мер социальной поддержки по данной программе, выделенный региональный бюджет с каждым годом увеличивается. В 2016 году из регионального бюджета выделили – 3798 млн. рублей, в 2017 – 4321,8 млн. рублей, в 2018 – 4444,5 млн. рублей. Данная тенденция обусловлена тем, что государственная программа «Социальная поддержка граждан на 2014- 2022 годы» подходит к концу.
В рамках региональных мер поддержки инвалидов войн осуществляется предоставление социальных выплат на приобретение жилья ветеранам боевых действий и инвалидам. В 2016 году такую помощь оказали 53 ветеранам, в 2017 – 49, в 2018 – 37. Ветераны Великой Отечественной Войны при предоставлении социальных выплат на приобретение жилья выделяются в отдельную категорию. В 2016 году получателями такой выплаты стали 151 человек, в 2017 – сократилось до
95 человек, в 2018 – только 7 человек. Также оказывается содействие ветеранам Великой Отечественной Войны в решении вопросов улучшения бытовых условий (ремонт жилья). В 2016 году такую помощь оказали 162 ветеранам, в 2017 – 225 ветеранам, в 2018 – 306. (См. Приложение 3).
Каждый год оказывается материальная помощь ветеранам, приуроченная к празднованию годовщины Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Материальная помощь выплачивается единовременно в размере 2000 рублей – инвалидам и участникам ВОВ; 500 рублей – вдовам участников ВОВ, труженикам тыла, жителям блокадного Ленинграда и бывшим узникам концлагерей. В 2016 году данную выплату получили 29537 человек, в 2017 – 24662 человека, в 2018 – 20470.
Ежемесячно ветеранам ВОВ и ветеранам боевых действий выплачиваются денежные выплаты с учетом стоимости набора социальных услуг. В стоимость такого набора входит: лекарственное обеспечение, проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, санаторно-курортное лечение.
Каждый год эти суммы меняются в зависимости от возможностей бюджета, от уровня инфляции. В 2016 году выплаты составили от 1439,47 рублей до 4795,17рублей. В 2017 году их размер вырос от 1517,20 рублей до 5054,11 рублей. В 2018 -сумма осталась неизменной. (См. Приложение 4). Разброс в сумме означает, что размер выплат зависит от статуса ветерана. Самую большую сумму получают инвалиды ВОВ, затем — участники ВОВ, ветераны боевых действий. Единые суммы выплат получают военнослужащие в годы войны и члены семей погибших (умерших) военнослужащих.
Дополнительно к ЕДВ ежемесячно выплачивается материальное обеспечение в твердом размере (фиксированный на протяжении срока действия программы). Инвалидам и участникам ВОВ доплачивается 1000 рублей; военнослужащим в годы войны, вдовам погибших и инвалидов войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и лицам, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» — 500 рублей.
Также стоит отметить социальное обслуживание ветеранов. В Оренбургской области действуют 20 стационарных учреждений на 3119 мест, в их числе дома-интернаты общего типа, специальный дом-интернат, психоневрологические интернаты, реабилитационно-оздоровительный центр «Русь», стационарные отделения. И 123 нестационарных отделения КЦСОН: отделения социального обслуживания на дому, комплексные отделения социального обслуживания, отделения социального обслуживания в полустационарной форме, отделения платного социального обслуживания. В данных учреждениях ветераны получают квалифицированную социально-медицинскую помощь. Кроме того, предусмотрено обеспечение техническими средствами реабилитации участников и инвалидов войны, не вошедших в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, техническими средствами реабилитации и услуг, корригирующими очками. Категории граждан, в том числе инвалиды войны, участники ВОВ, ветераны боевых действий, имеющие право на предоставление санаторно-курортного лечения, осуществляется Оренбургским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Проанализировав работу отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области можно отметить, что в пределах его компетенции находятся не только участники боевых действий, но и ветераны труда, жертвы политических репрессий, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники федеральной службы безопасности, государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы, пострадавшие при исполнении обязанностей военной службы, и члены их семей. Отдел по работе с ветеранами в своей деятельности участвует в разработке основных направлений региональной политики по вопросам социальной поддержки населения, формирует базу данных граждан льготных категорий, осуществляет контроль за предоставлением мер социальной поддержки своих клиентов, оформляет удостоверения ветеранам и инвалидам войны, ветеранам боевых действий, ветеранам труда. Также в функции отдела входит проведение социально-защитных акций («День Победы», «День Героев Отечества» и т.д.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф