Меню Услуги

Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида

Страницы:   1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • Глава 1 Теоретические основы организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида
  • 1.1.Понятие «Творческая деятельность детей»
  • 1.2. Специфика организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы  VIII вида
  • Глава 2 Технологически процесс организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида
  • 2.1.Методическое обеспечение организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида
  • 2.2.Технология организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида на примере вокального объединения «Мелодия»
  • Заключение
  • Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования

Одним из главнейших ресурсов социальной адаптации детей с выраженными нарушениями интеллекта (относящихся к категории VIII вида), является творческая деятельность, так как она активизирует процесс социализации и самореализации личности. Никакая другая деятельность не способствует максимальному раскрытию скрытого потенциала и личностных качеств ребенка, как деятельность творческая. Данная деятельность способствует развитию эстетических и художественных способностей, а также творческих умений, навыков и способности действовать самостоятельно. Это достигается за счет реализации креативного и образовательного потенциала творческой деятельности, а также совокупности учебного и внеучебного времени. Деятельность образовательной системы выполняет в основном, функции социализации.

Включение детей в сферу организации творческой деятельности основывается на принципах добровольности и осознанности. Определяющим фактором является желание, а не принуждение, в широком спектре выбора хобби и занятий по интересам. Внимательное изучение и учет потребностей детей, ориентирование на их личность и индивидуальность, обеспечение систематического взаимодействия с внешкольными учреждениями, всей культурно-досуговой средой в целом, становится определяющим фактором внеурочной воспитывающей деятельности. Игнорирование ориентирования на личные интересы и предпочтения детей, в плане выбора творческих занятий. Зачастую приводило к так называемому «рассасыванию» детских общественных организаций в школах, что лишний раз подтверждало бесперспективность детских объединений, создаваемых взрослыми без учета реальных интересов детей. Так как, в данной сфере главнейшим принципом является добровольное участие. Велико комплексное воздействие на детей школьных кружков и студий, дающих им основы сценического искусства, вокала, хореографии, навыки работы с литературными источниками, и просто развитие коммуникабельности. К сожалению, нельзя сказать, что вышеперечисленные формы организации воспитывающей деятельности получили достаточно широкое распространение.Особенно острым является дефицит форм приобщения учащихся к общей культуре, значимость которого подчеркнута в Законе Российской Федерации об образовании. В нем показано, насколько важен сегодня взгляд на школу в ее культурообразующей функции, культурологический подход к ее воспитывающей деятельности. Поэтому так актуальна задача интеграции учащихся в системы мировой и национальных культур применительно к Москве – разработка методов выводов ребят в исторические сформировавшуюся социокультурную среду столичного мегаполиса, в котором они живут, формирование у них навыков культурной самореализации. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Среди общих требований к содержанию образования особо подчеркивается, что содержание дополнительного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, на развитие гражданского общества и на укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в системе мировой и национальных культур.

Цель исследования – состоит в теоретическом осмыслении и анализе специфики организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида, выявление методических и технологических особенностей реализации культурно-досуговой деятельности в данной сфере.

Объект исследования – творческая деятельность детей в условиях коррекционной школы VIII вида.

Предмет исследования – технологический процесс организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида.

Задачи исследования

— раскрыть и уточнить понятие «творческая деятельность детей»

— выявить специфику организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида

— охарактеризовать методическое обеспечение организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида

— исследовать технологический процесс организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида

— дать теоретическое обоснование, процессу формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционной школы VIII вида посредством, технологий организации творческой деятельности.

Гипотеза исследования – состоит в предположении о том, что организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида способствует: социализации детей с ограниченными возможностями, раскрытию их потенциалов, которые познаются только в процессе творческой деятельности, развитию их мыслительной деятельности, моторики, а также общему физическому развитию. Так же данная гипотеза заключается в том, что реализация творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида, будет осуществляться при наличии следующих условий:

наличия разработанной модели взаимодействия участников воспитательного процесса;

— при формировании у них социальной активности и интереса к различным формам и средствам проведения досуга;

— при соответствии уровня их культурных запросов и потребностей;

Наше обращение к данной теме исследования обусловлено:

— наличием кризисной социально-демографической ситуации в стране, обусловленной значительным увеличением детей с нарушениями интеллекта в составе населения;

недостаточной разработанностью общей теории в специальной литературе;

— необходимостью проведения эффективного досуга с детьми данной категории, позволяющего раскрыть их потенциал;

— потребностью обеспечить детям оптимальные условия для рекреации, развлечений, эмоционально-психологической стабилизации личности

— отсутствием целенаправленных социально-культурных технологий, способствующих реализации их на практике

-наличием социально-интеграционных, терапевтических и реабилитационных потенциальных ресурсов культурно-досуговой деятельности.

Степень научной разработанности темы исследования

До сих пор механизмы и формы социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями так и не стали предметом специальных педагогических исследований. Влияет на это инерция традиций коррекционной педагогики. Стремление сформировать оптимальные педагогические концепции с ориентацией на здоровье, но при этом рассматривая здоровье, лишь с точки зрения его физической составляющей, не учитывая развитие духовно-нравственных качеств личности. В имеющихся на данный момент, исследованиях в целостной проблематике коррекционной педагогики самым важным параметром является психофизиологический уровень, определяющийся наследственными и биологическими составляющими, в то время как, личностно-смысловой и индивидуально-психологический уровни, обусловленные социальными условиями, а также качеством обучения и воспитания, практически не подвергаются анализу. Таким образом, современный подход, к данному вопросу не исчерпывает всю полноту проблем, социально-культурной интеграции детей инвалидов, в общество. В нем отражается преимущественно негативный пласт видения социальной сущности ребенка. Проблема же, рассматриваемой категории детей не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Аспект проблемы социально-культурной интеграции детей, относящихся к категории 8 вида, не достаточно широко разрабатывался в специальной литературе, во многом в следствии ложного виденья самодостаточности методологии и методов коррекционной педагогики. Также существует проблематика трактовки культурно-досуговой деятельности, преимущественно как средства рекреации и недооценке ее социализирующих функций. Потенциальные возможности влияния культурно-досуговой деятельности сводятся, преимущественно, к рекреации, а ее содержание составляют развлекательные мероприятия. Но даже эти усеченные возможности культурно-досуговой деятельности не всегда можно реализовать на практике, в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов и нарушений у детей. Что безусловно, мешает многим из них принимать участие в обычных развлечениях и мероприятиях. Проблема заключается также в недоступности контакта школ с культурно-досуговыми учреждениями, в несоответствии содержания их деятельности возможностям восприятия детей, не соответствии запросам и интересам, в отсутствии развивающих и адаптирующих форм (образовательных, спортивных, ролевых, игровых, арт-терапевтических и т.д.).»

— проблемы творческой деятельности рассмотрены в трудах Жаркова А. Д., Стрельцова Ю. А. и Стрельцовой Е. Ю., Тихоновской Г. С.

— вопросы специфики организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями нашли свое отражение в работах Бгажноковой И. М., Бадаляна Л. О., Пузанова Б. П.

— вопросы роли культурно-досуговой деятельности в творческом развитии личности затрагивали Жарков А. Д., Мотозова В. И., Кисилева Т. Г.,

— вопросы методики и педагогических технологий организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями рассматривали Василевский А. К., Рубинштейн С. Я.

Однако, проблема технологий организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида на примере вокального объединения и использования технологий культурно-досуговой деятельности, к сожалению, не нашла достаточного отражения в научной литературе.

 

Глава 1 Теоретические основы организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида.

1.1. Понятие «Творческая деятельность детей».

 

В настоящее время актуализируются проблемы воспитания творческой, креативной личности саморазвивающейся, самодостаточной, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире.

Особое внимание уделяется проблемам творческого развития подрастающего поколения. Первичной становится, задача взаимодействия ребенка с внешней средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека. Рассмотрение данной задачи, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Развитие творческих способностей и потенциалов детей приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а творчески и свободно мыслящие люди. Возможно ли это в рамках такого учебного заведения, как коррекционная школа VIII вида? Учеными доказано что, дети с особыми образовательными потребностями, развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания, у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления, полученные в рамках специального воспитания и обучения. могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством в дальнейшем, а также развить способность к креативному мышлению. В детстве и юности человека закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются предпочтения к тому или иному роду деятельности. Мотивация к обучению и сам процесс обучения различным видам досуговой деятельности именно в эти периоды жизни является прекрасной основой для социальной адаптации детей и подростков с нарушением интеллекта. Тем не менее необходимо учитывать, что, дети, относящиеся к категории «VIII вида», обладают ограниченными, способностями к творческой деятельности, это часто связано, с нарушением определенных психических функций ребенка. Но и в данной категории детей, нередко попадаются настоящие самородки. В ходе работы, нам доводилось лично принимать участие (как педагогу) и присутствовать на ежегодном конкурсе «Надежда» для детей с ограниченными возможностями. Среди участников так же были и дети с выраженными нарушениями интеллекта. На многих присутствующих, выступление этих детей произвело сильное психологическое воздействие, и не смотря на ограниченность интеллекта, дети прекрасно взаимодействовали с публикой. Они были способны чувствовать настроения аудитории, несмотря на то, что не всегда были способны проанализировать и дать оценку происходящему. Из этого следует, что творческая деятельность, имеет неограниченные возможности, проявлений тех или иных творческих способностей у рассматриваемой категории детей.

В научной литературе под способностями человека понимают индивидуальные устойчивые склонности к тому или иному предмету или виду деятельности. Известно, что при одинаковых условиях люди по разному справляются более легко и успешно с тем или иным заданием, и более того, существуют такие виды деятельности, которыми одни люди не в состоянии овладеть или овладевают с большим трудом, другие же, напротив, легко справляются (к примеру, музыка, живопись, математика, хореография). Безусловно, все виды способностей базируются в основном на интеллекте человека, но при этом могут быть обусловлены не только интеллектом, и иными, причинами. В таких случаях народе говорят: «Это у него от Бога», подразумевая особую, заложенную в своей глубинной изначальной природе восприимчивость человека к той или иной специфической деятельности. Как правило, у более развитых в интеллектуальном плане людей шире спектр различных способностей. Но даже самые высокоразвитые и всесторонне образованные люди не охватывают всех способностей, присущих человеку. При высокой степени и качестве выраженности той или иной способности говорят об одаренности, а в сочетании с успешной работой по максимальной реализации дарования имеют место феномены, известные как «гениальность». Впрочем, здесь всегда присутствуют компоненты условности, субъективности, сравнительности. Тем не менее, немало случаев, отличающихся безусловностью и общепризнанностью. В литературе выделяется различные виды способностей.

Возвращаясь к заглавной теме теоретических основ организации творческой деятельности детей, в условиях коррекционной школы VIII вида, мы попытаемся, обширно рассмотреть каждое понятие в отдельности, опираясь на научные источники и знания передовых мыслителей последних веков. Безусловно главным понятием, требующим рассмотрения, является-творчество. Что же такое творчество? Для начала проанализируем несколько определений творчества. Аристотель считал, что творчество есть процесс постоянного образования и разрушения, цель которого — приближение материи к духу, победа формы над материей.

Творческое начало заложено в каждом человеке природой, с раннего детства. Дети любят сочинять, придумывать, изображать, перевоплощаться. Эти качества увядают, если к ним не проявляют должного интереса, со сторон окружающих. Если бы деятельность человека ограничивалась одним только воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Признаки творчества проявляются в народной художественной культуре, в таких формах как : народное искусство, фольклор. В словаре В.Даля понятие творчества описано следующим образом: «творить что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Творить умом, созидать научно или художественно. Производить, делать, исполнять, чинить. Всякое творенье ведает Творца.»

Воззрения, идеалы, создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство. Которое зародилось в древности, тесно связаны с традициями какого-либо вида художественной деятельности и являются исторической основой мировой художественной культуры. В современных словарях имеется множество определений понятия «творчество». Творчество– это абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы, отмечал русский филосов Бердяев.

«Творчество» – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Творчество это – деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума. В тоже время творчество это– психический процесс создания новых ценностей, являющийся продолжением и заменой детской игры»

«Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского). Творчество – уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.). В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии. (Краткая философская энциклопедия). Творчество– совокупность способностей, позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.) Появление невероятно большого количества определений творчества свидетельствует о терминологическом поиске в этой области. Академик Шаронов выделял следующие виды творческой деятельности, которые могут быть представлены тремя основными группами.

А) Деятельность по выдвижению принципиально новых решений.

Б) Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации.

В) Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Таким образом на основании данных определений творчества можно сформулировать общий его признак. Характерны черты творчества, проявляющиеся в новизне и уникальности конечного продукта.

Творческое мышление – это поиск принципиально новых решений, выход за рамки привычной системы. Существуют два принципиальных постулата в теории творчества, поддерживаемые подавляющим числом исследователей. Первое – с точки зрения академика А. Д. Александрова, творчество есть специфическая видовая особенность человека, самым существенным образом отличающая его от животного мира. Именно способность к творчеству, то есть к созданию некоего принципиально нового качества, выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры. Второе: творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию творчество, по мнению академика В.В.Шаронова тесно связано с игрой.

Ученые полагают, что продукт творчества, возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества, полученного продукта. Не случайно, именно пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, и в практической жизни –являются, переходными периодами, выполняя роль переходных функций на творческую деятельность.

Основной проблемой трактовки понятия творчества является то, что даже в толковом словаре русского языка, где дается, обширное, казалось бы, определение творчества, нет точной трактовки данного термина.

В 90% случаев слово «творчество» трактуется в словаре как описание жизнедеятельности человека, чью работу общество признало социально-желательной. Например : «…Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского)». В 99 случаях из 100 слово «творчество» используется как обозначение трансформации отношения общества к продукту творчества.

Как видно из столь обширного описания, большинство определений характеризуют творчество как деятельность, а при использовании термина «творчество», подразумевается продукт определенной деятельности.

Следующее понятие, которое требует рассмотрения– это творческая деятельность детей. Непосредственно относящийся к рассматриваемой нами категории детей, обучающихся в коррекционной школе «VIIIвида».

Согласно общепринятому определению, дети – это лица, не достигшие совершеннолетия. Период детства подразделяется на следующие возрасты: младенческий — до 1 года, пред дошкольный (ясельный) — от 1 года до 3 лет, дошкольный — от 3 до 7 лет, младший школьный — от 7 до 12 лет, средний школьный — от 12 до 14 лет, старший школьный — от 14 до 17 лет. В гражданском и семейном праве термин «дети» применяется также в отношении лиц, не достигших установленного законом возраста совершеннолетия. В соответствии с законом полная дееспособность у граждан наступает с достижением ими совершеннолетия — 18 лет. Несовершеннолетние дети либо полностью недееспособны (до 15 лет), либо обладают частичной дееспособностью (в возрасте от 15 до 18 лет). Для реализации прав детей в возрасте от 15 до 18 лет может быть учреждено попечительство, в возрасте до 15 лет — опека.

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей, т. е. осуществляют их права и обязанности без каких-либо специальных полномочий. Некоторые личные права несовершеннолетние дети могут реализовать только сами: например, усыновление ребёнка старше 10 лет производится, как правило, с его согласия, так же, как и присвоение ему новых фамилии и отчества, изменение имени при усыновлении.

Дети, обучающиеся в коррекционной школе «VIIIвида» нуждаются в особой классификации.

Для определения данной категории детей, по нашему мнению наиболее целесообразна классификация разработанная известным дефектологом М.С.Певзнером. Согласно которой «Основная форма нарушения, характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии изменений со стороны ликвообращения. Клинические исследования показывают, что у этой категории детей деятельность органов чувств грубо не нарушена, не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Эти особенности , сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Дети часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют её решение другими видами деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Причинами умственной отсталости могут выступать пренатальные, натальные и постнатальные эндо — и экзогенные неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрастного периода. Умственно отсталые дети неоднородны по клинике заболевания. Выделяют детей олигофренов (если поражение имело место до 2-3 лет) и дементных детей (если поражение — на более поздних стадиях развития). Эти дети обучаются в специальных образовательных коррекционных школах VIII вида.»

Одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы– это дети обладающие сниженным интеллектом, из-за чего испытывают различные трудности в обучении. И в следствии этого требуют пристального внимания в процессе обучения.

В настоящее время, такие дети составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные ученые зачастую указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено использованием несколько иных критериев при диагностировании умственного развития ребенка.

В отечественной практике коррекционной педагогики, а также, в специальной психологии, для данной категории детей общепринятым считается термин «умственная отсталость». Данное понятие охватывает различные категории детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Данные процессы создают у детей, различные отклонения, проявляющиеся с различной интенсивностью. Особенно резко и отчетливо это прослеживается в познавательной деятельности.

Большинство умственно отсталых детей составляют дети–олигофрены, с поражением главных систем мозга, что является основным фактором недоразвития психики. Это проявляется уже на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, как правило, до становления речи. Степень проявленности данного дефекта, и особенно в раннем возрасте, сильно зависит от тяжести данного недуга, от фактора вредности, нанесенной ребенку, а также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло заболевание, тем тяжелее сказываются его последствия. Поэтому самые глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевание во внутриутробном периоде своего развития. И это вполне очевидно. Ведь в таком случае, срок нормального развития головного мозга ребенка оказывается минимальным.

Олигофрения характеризуется, органической недостаточностью мозга и, носит не усугубляющийся характер, – что безусловно дает основания для оптимистического прогноза, относительно дальнейшего развития ребенка. Зачастую, после перенесенного заболевания, ребенок может оказаться относительно здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, останавливаются, и он может возобновить свои потенциальные возможности и при благоприятных условиях и грамотном педагогическом воздействии, реализовать их. Ребенок может быть способен к дальнейшему психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Психологи отмечают, что исследование нарушений личности не носит однозначного характера. Оно может выражаться в изменении строения мотивов, их иерархии, их смысловом образовании, в нарушении самооценки и уровня притязаний, нарушениях общения, самоконтроля и саморегуляции в анализе формирования новых патологических мотивов и потребностей.

Дети-олигофрены, являются основным контингентом воспитанников специальных детских садов для детей с поражениями центральной нервной системы а, также специальных коррекционных школ VIII вида. Данная категория детей, разносторонне изучена в педагогическом и психологическом аспектах, благодаря обширным исследованиям которые проводятся в этих образовательных учреждениях.

Понятие «олигофрения» во многих странах не принято. В России данный термин принят для общего использования, так как отечественные дефектологи, считают принципиально важным отделить группу детей данной категории как перспективную для дальнейшей социально-трудовой адаптации и интеграции в окружающую среду, от тех, чье пребывание в специальном образовательном учреждении хоть и является полезным, однако менее результативно.

Крайне редко встречается умственная отсталость у детей 2-х лет. В этом случае она характеризуется таким понятием, как «деменция» или слабоумие. В отличие от олигофрении при деменции нарушения коры головного мозга, возникают после довольно длительно протекавшего, в течение 2-5 лет и более, нормального развития ребенка. Данное заболевание, является следствием органических нарушений мозга или травм. Оно носит, как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом, заболевание обычно прогрессирует. Однако в отдельных случаях с помощью лечения, при благоприятном психологическом и психологическом климате, можно добиться некоторого замедления этого процесса.

К олигофренам не имеют отношения дети, страдающие текущими, усугубляющимися со временем заболеваниями, которые, обусловлены наследственными нарушениями обмена веществ. Эти дети относятся к категории слабоумных и постепенно деградируют. Если им не оказывается необходимая медицинская помощь, то их заболевание, с возрастом становится, резко выраженным.

Иногда, имеющееся у ребенка слабоумие, обостряется дополнительными психическими заболеваниями, к которым может относиться эпилепсия, шизофрения и другие схожие по симптоматике. При таком ходе болезни существенно затрудняется процесс воспитания и обучения. Успехи таких детей и развитие познавательной деятельности, а также результативность их вхождения в социальную среду в большой мере зависят от протекания болезни. Зачастую непредсказуемы стадии ее обострения, которое сводит на нет все усилия педагогов.

Учитывая все вышесказанное актуальной становится проблема творческой деятельности детей в условиях культурно-досуговой деятельности.

«Досуг– является совокупностью различных видов занятий. Досуг определяется как деятельность, осуществляемая при наличии свободного времени. В результате этой деятельности, как правило происходит развитие личностных качеств человека. Досуговая сфера направлена на удовлетворение духовных, физических и социально-значимых потребностей. Культурно-досуговая деятельность предполагает смену роли и статуса человека. Это свободная деятельность основанная на сугубо личных интересах и предпочтениях. «Культурно-досуговая деятельность-целенаправленный процесс созданий условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности. Перцептивно-коммуникативный процесс, определяющий потребности и интересы, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению, духовных и материальных ценностей в сфере досуга.»

Здесь наблюдаются наборы разрозненных функциональных зон, внутри которых осуществляется досуговая ,профессиональная, полупрофессиональная или непрофессиональная деятельность. В историческом и современном аспектах, отчетливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в некоем неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью. В этом смысле актуальными являются слова П.А.Флоренского : «Предпосылка деятельности, все равно, будь то искусство изобразительное или искусство словесное, есть реальность. Мы должны ощущать подлинное существование того, с чем соприкасаемся, что бы стало возможной культурная деятельность, вплотную признаваемая как потребная и ценная ,без этой предпосылки реализма наша деятельность представляется либо внешнеполезной в достижении некоторых ближайших корыстей, либо внешне развлекательной, забавной искусственным наполнением времени»(Флоренский П.А итоги //эстетические ценности в системе культуры.-М.,1986.-С.-122-123).»

Культурно-досуговую деятельность, есть процесс приобщения к культуре, выражающий себя в материальной и духовной форме. Она функционирует в природной и социальной среде, развивается по особым законам и представляет собой определенные ценности, образцы, сформировавшиеся в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям, в качестве результата.

«Формы методы и средства культурно-досуговой деятельности, присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.

Приобщение и участие в культурно-досуговой деятельности является необходимым условием, обретения человеком свободы, поскольку становится инструментов, проявления человека себя в социуме, через различные формы. Подлинно сущностное виденье мира открывается перед личностью, когда она осознает, что самый прочный фундамент, который связывает прошлое и будущее народа, уклад жизни. Базовая система социальных связей, национальный, семейный и профессиональный уклады-это та невидимая нить, которая соединяет поколения содержит в себе механизм социальной стабильности.»


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4