2.3 Контрольный этап исследования: выявление динамики формирования навыков сотрудничества
На контрольном этапе исследования была выявлена динамика формирования навыков сотрудничества.
Из таблицы 9 видно, что на контрольном этапе опытно-поисковой работы в классе из 26 учеников имеют следующие уровни сформированности навыков сотрудничества (рис. 8):
— высокий уровень имеют 23% (6 человек);
— средний уровень имеют 62% (16 человек);
— низкий уровень имеют 15% (4 человека).
Рис. 8 Результаты диагностики уровня сформированности навыков сотрудничества у младших школьников
Анализ результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы показал, что уровень сформированности навыков сотрудничества у младших школьников на момент диагностики недостаточный. В связи с полученными результатами можно сделать вывод о необходимости специальной работы по формированию навыков сотрудничества у младших школьников.
То есть большинство учащихся класса обладают навыками сотрудничества среднего и выше среднего уровня. Существенно повысилось владение смыслом, умение оперировать понятиями. Наиболее ощутимый прогресс в развитии умения доказывать, аргументировать своё мнение, повысилась также гибкость, способность оперировать знаниями в новых условиях, умение использовать свои знания в практическом отношении, появились коллективные интересы, на первое место по привлекательности в совместной деятельности ставились общение с разными людьми, возможность поделиться своими знаниями. Ученики стали лучше осознавать цели действия, стали более решительными, личные интересы стали отходить на второй план.
В учебниках очень мало заданий для поиска информации в различных источниках (в книгах, журналах, в сети Интернет, в беседах со взрослыми и др.). Совсем нет таких заданий для учащихся, которые позволили бы им работать в группах. Также недостаточно заданий, направленных на достижение таких коммуникативных универсальных учебных действий, как готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Поэтому мы сочли необходимым разработать комплекс заданий и упражнений именно на данные виды коммуникативных универсальных учебных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования навыков сотрудничества у младших школьников, как и много лет назад, так и на сегодняшний день является актуальной. Многие учёные посвятили свои труды решению данной проблемы в тех или иных аспектах. Про то, как формировался групповой субъект учебной деятельности, в психологии отмечалось неоднократно. Исследователями проблемы учебного сотрудничества поставлены вопросы о приёмах и методах его организации (Х.И.Лийметс и другие), его роли в становлении индивидуальной учебной деятельности и формировании психических новообразований личности школьника (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман).
Было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
По проведении констатирующего этапа эмпирического исследования были получены данные о том, что уровень сформированности навыков сотрудничества в обоих классах отличается, меняется от высокого уровня до низкого. Главную трудность у детей вызвали те задания, где необходимо учитывать позицию собеседника. И это для решения такой проблемы нам необходима целенаправленная работа по формированию навыков сотрудничества.
Впоследствии проведения формирующего этапа эмпирического исследования, у детей испытуемой группы уровень сформированности навыков сотрудничества значительно вырос, что позволило нам сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс уроков ведёт к формированию навыков сотрудничества у младших школьников.
В качестве диагностического инструментария для выявления уровня сформированности навыков сотрудничества у третьеклассников нами были проведены следующие методики:
- Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).
- Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
- Методика «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская, 2007).
- Методика «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование, 2007).
Исходя из анализа данных методик в классе из 26 учеников имеют следующие уровни сформированности навыков сотрудничества:
— высокий уровень имеют 23% (6 человек);
— средний уровень имеют 62% (16 человек);
— низкий уровень имеют 15% (4 человека).
Анализ результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы показал, что уровень сформированности навыков сотрудничества у младших школьников на момент диагностики недостаточный. В связи с полученными результатами можно сделать вывод о необходимости специальной работы по формированию навыков сотрудничества у младших школьников, при которой формирование навыков сотрудничества у младших школьников младших школьников будет более успешным.
Исходя из результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса упражнений, способствующих успешному формированию навыков сотрудничества у младших школьников на уроках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
- Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №5.- С.75-78
- Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] : учебно-методический комплекс / — М. : Дом педагогики, 1996. — 204 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.,1989. 192с.
- Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий //Начальная школа 1990. №1. С 45
- Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников // Начальная школа. 2011. №5. С.50-57.
- Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2017. 152 с.
- Земленская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа. 2018. №3. С.48-51.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1998. 360 с.
- Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности //Начальная школа. 2011. №2. 137 с..
- Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие/Ю.Н. Карандашев. — М.:БГПИ, 2005.
- Кисарчук З.Г. Влияние особенностей диалога младших школьников на эффективность их совместной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук./З.Г. Кисарчук – М.:, 1985.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина — Ярославль: Академия развития, 1996. с.240.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2012. 176 с.
- Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, «Народная асвета», 1969, 196 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах./Я.Л. Коломинский — Минск: Тетра Системс, 2000. — 267с.
- Комаров В.П., «Культура межличностного общения», Научное образование / В.П. Комаров-М.: 2014,с.8-12.
- Конев А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.
- Корепанова О.В. Работа в группах как фактор эффективного обучения // Начальная школа плюс до и после. 2011. №1. 301 с.
- Коротаева E.B. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение./Е.В. Коротаева — М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. — 224с.
- Косолапова Н.А., «Педагогическая психология», Академия / Н.А. Косолапова — М.:КноРус2012г., — с.106.
- Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе: Обучение младших школьников взаимодействию и сотрудничеству./О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова- М.:ТЦ Сфера 2003.-341с.
- Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
- Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы./Н.С. Лейтес — М.: Просвещение, 1984.
- Леонтьев А.А. Психология общения. — 2-е изд., испр. и доп. /А.А. Леонтьев — М.: Смысл, 1997.
- Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971. 415 с.
- Максимова А.А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников. // Начальная школа плюс до и после/ А.А. Максимова — 2005. — № 1. С.3-7.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников./А.В. Мудрик — М.: Просвещение, 1984.
- Никифоров Г.С. Самоконтроль человека./ Г.С. Никифоров — Л.:ЛГУ, 1989
- Озерова И.Н. Формирование коммуникативной культуры детей. // Начальная школа/ И.Н. Озерова – М.: Академия 2004. — № 11. С.65-70.
- Панюшкин В.П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Под ред. Л.М.Фридмана. М.,1978.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Брушлинский А.В. Общая психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед./ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, А.В. Брушлинский –М.: Гуманит, 1998. – 512 с.
- Подластый И.П. Педагогика начальной школы./ И.П. Подластный — М.: Академия, 2001.
- Раттер М. Помощь трудным детям./М. Раттер – М.: Прогресс, 1987.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.: Издательство «Питер», 2000. 416 с.
- Романеева М.П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников // Вопросы психологии. 1982, № 1, с.50- 58.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [текст] : учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. – М. : Речь, 2010.
- Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Проблемы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн — М.: Речь, 1998.
- Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- СанжиеваТ.Б. «Педагогический словарь»/ Т.Б. Санжиева — Улан-Удэ: Издательство Бурятского ГосУниверситета,2011г.,с.100
- Семёнова М.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по
- Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми./ Т.В.Сенько- СПб.: Детство-Пресс, 2006.
- Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике/ Н.Д. Сколова — М., 1981.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей./ А.П. Усова — М.: Просвещение, 2004.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4./ К. Фопель – М.: Генезис, 2001.
- Цукерман Г.А, Поливанова Н.К.Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизниМ.: Московский центр качества образования, 2010. 120 с.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
- Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности/ Г.А. Цукерман // «Вопросы психологии» — М.: Владос, 1999, № 6.-с.6-7
- Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. №2. 73 с.
- Чередов И.М. О сочетании форм учебной деятельности школьников на уроках [Текст] / И.М. Чередов // Некоторые вопросы НОТ в школе / Ом. ин-т усоверш.учит., Ом. обл. отд- ние Пед. о-ва РСФСР.- Омск, 1970.- С. 13-14.
- Чередов И.М. Повышение учебной активности учащихся при групповых формах работы на уроках [Текст] / И.М.Чередов // Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся: учён. зап. / Ом. гос. пед. ин-т.- Омск, 1974.- Вып.84.- С.8-25.
- Чередов И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой, индивидуальной работы с учащимися на уроках [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Чередов Иван Михеевич.- Киев, 1969.- 212с. (Рукопись )
- Чередов И.М. Ученическая взаимопомощь [Текст] / И.М.Чередов // Развивать мышление учащихся / Ин-т усоверш.учит.- Омск, 1968.- 304 с.
- Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников //Начальная школа. 2017 г. №2. С. 23-25.
- Эльвединов В. А., Денисенко А. Ю. Формы организации учебной деятельности учащихся начальных классов на уроке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 164–169. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771167.htm
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника./ Д.Б. Эльконин — М., 1984.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф