Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование бережного отношения к природе во внеклассной работе. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


В контрольном классе показатели выше. Высокого уровня достигли 4 человека. Это составляет 33,3 %. Среднего уровня, как и в экспериментальном классе, достигли 6 детей (50%), и у двух обучающихся отношение к природе сформировано на низком уровне. Это 16,7% от общего количества детей.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Представим полученные результаты на диаграмме.

Рис.2 Уровни ценностного отношения к природе у детей экспериментального и контрольного класса

 

Рассматривая процентное соотношение между количеством детей с разным уровнем отношения к природе, можно сделать вывод, что низкий уровень выявлен у многих детей.

Присутствие высокого показателя по низкому уровню свидетельствует о существовании проблемы в воспитании у детей бережного отношения к природе, а также о необходимости проведения систематической работы учителя в этом направлении. Дети не посещали дошкольное образовательное учреждение. Поступили в школу с очень низким интеллектуальным развитием. Это ещё одна причина таких показателей.

Для того чтобы более точно определиться с направлениями работы по формированию бережного отношения к природе младших школьников мы обратились к методике «ЭЗОП». Авторы Витольд Альбертович Ясвин, Сергей Дмитриевич Дерябо. [20, 480 с.]

«ЭЗОП» — вербальная ассоциативная методика, она направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы.

В ней использовались принципы вербальных ассоциативных методик. Условно можно выделить четыре типа таких установок: ребёнок воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка), как объект изучения (когнитивная), как объект охраны (этическая) и как объект пользы (прагматическая).

«ЭЗОП» — это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» — такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики. Методика состоит из двенадцати пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например, ЛОСЬ-следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как более характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырём типам установки, пятое — для отвлечения внимания, «мусорное» слово). Методика проводится в устной форме. На бланке фиксируется только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант. В индивидуальном варианте ребёнок может сообщить экспериментатору свой ответ устно. Мы использовали индивидуальный вариант, так как детям трудно понять инструкцию. [20, 480 с.]. Диагностика проводилась после уроков, в спокойной доброжелательной обстановке. Ребёнку говорится стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит».

Слова предлагаются в крайне высоком темпе. У диагностируемого не остается времени осмыслить варианты, и он вынужден выбирать тот, который «первым пришёл в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку.

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваивается соответствующий ранг:1,2,3,4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данного человека.

Опыт показывает, что, как правило, у испытываемых существует не один, а два преобладающих типа установок.

Текст методики.

Инструкция:

Вам будут предложены слова и к каждому из них ещё по пять слов. Выберите то из этих пяти, которые для вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «Мяч» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа вы называете только выбранное слово, например, «резиновый». Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает ваш выбор.

Лес поляна (К)

муравейник (И)
заповедник (О)
дрова (П)
песок

Лось следы(И)
лесник (О)
добыча (П)
камни
рога (К)
Трава поливать(О)
сено(П)
кора
роса(К)
стебель(И)
Озеро Улов (П)
шерсть
острова (К)
улитки(И)
очищать(О)
Медведь Паутина
хозяин (К)
малина(И)
редкий (О)
мех(П)
Дерево Осень(К)
кора(И)
вырастить(О)
мебель(П)
сено
Болото Головастик(И)
заповедник(О)
торф(П)
яблоки
туман(К)
Утка Запрет(О)
жарить(П)
рассвет(К)
ветка
кольцевание(И)
Рыба Жабры(И)
серебристая(К)
нерестилище(О)
жарить(П)
перо
Сад Цветущий(К)
опыление(И)
берлога
ухаживать(О)
урожай(П)
Бобр Ловкий(К)
резцы(И)
расселение(О)
шуба(П)
грибы
Природа Красота (К)
изучение(И)
охрана(О)

польза(П)

 

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно не зачитывается.

К – природа воспринимается как объект красоты — «эстетическая» установка.

И – природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная» установка.

О – природа воспринимается как объект охраны – «этическая» установка.

П – природа воспринимается как объект пользы — «прагматическая» установка.

Обработка результатов.

Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типов представляется в совокупности, а затем им присваиваются соответствующие ранги:1,2,3,4.

Таблица ответов представлена в приложении №3

Таблица №3 Распределение установок по рангам по методике ЭЗОП в зависимости от выбора детей в экспериментальном и контрольном классах

Установка I ранг IIранг IIIранг IVранг
Э. К. Э. К. Э. К. Э. К.
Красота 3 5 3 3 5 3 1 1
Охрана 2 1 3 5 6 5 1 1
Изучение 8 3 1 4 1 3 2 2
Польза 3 4 7 5 1 2 1 1

 

Э. – экспериментальный класс

К – контрольный класс

Данные эксперимента представим в виде диаграммы

Рис.3 Соотношение установок по рангам в зависимости от выбора детей между экспериментальным и контрольным классами

 

Анализ результатов диагностики каждой из установок помогает нам сделать выводы. Большинство детей из экспериментального класса выбрали установку: «природа как объект изучения» (8 человек). У одного человека эта установка второго ранга, у одного — третьего ранга, у двух человек — четвертого ранга.

В контрольном классе три человека отнесли установку «природа как объект изучения» к первому рангу. По три человека ко второму и третьему рангу, два человека к четвёртому рангу. Можно говорить о том, что природа в младшем школьном возрасте и, в данных коллективах в частности интересна детям. Они хотят изучать и любят изучать её. В ходе планирования своей работы по формированию бережного отношения детей к природе можно опираться на эту особенность обучающихся, например, в качестве мотивирующего фактора.

В экспериментальном классе установка «природа как объект охраны», большинством детей была выбрана как установка третьего ранга. Трое обучающихся отнесли эту установку ко второму рангу, один к четвертому лишь два отнесли к первому рангу.

В контрольном классе результаты следующие: по пять обучающихся отнесли установку «природа как объект охраны» ко второму и третьему рангу. По одному обучающемуся отнесли эту установку к первому и четвертому рангу.

Если учитывать тот факт, что доминирующим для личности ребёнка, по мнению авторов методики, являются только установки первого и второго ранга, то, мы видим, что установку «природа как объект охраны» выбрало наименьшее количество детей. Из двух классов только три человека выбрали как установку первого ранга (один из контрольного класса, два из экспериментального). Как установку второго ранга выбрали восемь человек (пять из контрольного и три из экспериментального класса).

Можно сделать вывод о том, что дети, среди которых проводилась диагностика, плохо владеют информацией о необходимости охраны природы, не вполне вовлечены в этот вид деятельности. Из этого нужно исходить при составлении программы по внеклассной работе, для воспитания бережного отношения младших школьников к природе.

Установка «природа как объект красоты» в экспериментальном классе, большинством детей была выбрана как установка третьего ранга, а в контрольном, как установка первого ранга. По три человека из экспериментального класса отнесли к установке первого и второго ранга и один к четвертому рангу. Из контрольного класса по три человека ко второму и третьему рангам и один к четвертому. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточно развита способность, получать эстетическое наслаждение от общения с природой.

Установка «природа как объект пользы» в сумме набрала большинство. У девятнадцати детей из двух классов она доминирует. Это довольно высокий показатель. Однако в дальнейшей беседе стало понятно, что для многих охрана означает дальнейшее пользование. Например, «лес надо охранять, а то скоро негде будет пилить дрова» и т. д. Это не бережное отношение к природе. Все это указывает на необходимость работы в направлении развития у детей гуманного и ценностного отношения к природе.

Итак, проведя диагностику детей младшего школьного возраста, мы пришли к выводу о необходимости проведения педагогической работы по воспитанию бережного отношения к природе у младших школьников среди обучающихся вторых классов указывают результаты исследования по итогам анкеты Л.В. Моисеевой, по методике Серебряковой Т.А. и по методике изучения уровня субъектификации природных объектов (авторы В.А.Ясвин, С.Д.Дерябо).

Во-вторых, результаты исследования по методике ЭЗОП продемонстрировали необходимость проведения работы по воспитанию ценностного отношения к природе, как к объекту красоты и охраны. По результатам исследования мы видим, что у детей экспериментального класса преобладает установка «природа как объект изучения». Это может выступать не только как мотив по воспитанию бережного отношения к природе, но и как основа для исследовательской работы.

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель и задачи следующего формирующего этапа эксперимента.

 

2.2 Формирующий этап эксперимента

 

Цель формирующего этапа эксперимента – формирование у обучающихся представления о необходимости бережного отношения к природе.

Задачи:

-разработать и апробировать систему занятий по формированию бережного отношения к природе у младших школьников при проведении внеклассной работы;

-формировать эмоционально – положительного отношения к природе;

— формирование навыков исследовательской и проектной деятельности;

На основе результата констатирующего этапа исследования, была разработана система занятий для закрепления убеждения бережного отношения к природе.

Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в младшем школьном возрасте можно сформировать у обучающихся систему взглядов о бережном отношении к миру природы, обеспечив их необходимыми умениями и навыками отношений с окружающей действительностью. Дети должны знать ценностные ориентиры, и правила поведения в природе. Однако,как показывает практика, реализовать эти задачи не просто.

Внеурочные занятия – лучший вариант для воспитания у детей бережного отношения к природе.

Внеурочная (внеучебная)деятельность обучающихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного(образовательного)плана,организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Это экскурсии, кружки, сеции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Занятия по направлениям внеучебной деятельности обучающихся, позволяет в полной мере реализовать Требования Федерального образовательного стандарта общего образования [50, 31 с.]

Внеклассная работа — это составная часть учебно — воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время при деятельной помощи и корректном руководстве со стороны педагов и, прежде всего, классных руководителей и организаторов по внеклассной работе.

Единичное проведение внеклассных мероприятий, не позволяет у детей в полном объеме сформировать бережное отношение к природе. Поэтому, что бы добиться определенного результата необходимо работу проводить в системе.

Следуя этому, мы разработали программу на основе теории и опыта накопленного в области экологического образовани младших школьников. Программа называется «Я дружу с природой».

Программа кружка «Я дружу с природой» рассчитана на то что бы обеспечить усвоение обучающимися необходимых знаний, ответить на интересующие детей вопросы. Знакомство с целостной картиной мира и формирование бережного отношения к ней – важные линии развития личности ученика средствами внеклассной работы.

Программа построена на основе принципов:

— целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи окружающей среды и поведения человека в ней;

— междисциплинарный, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

— соответствия содержания, форм и методов, возрастным потребностям учащихся.

Программа «Я дружу с природой» строится с учётом приобретенных базовых знаний по окружающему миру.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний обучающихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Особое место в программе отводится проектной деятельности.

Проект для школьников — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально раскрывая свой потенциал. Это деятельность, позволяющая проявить себя, испытать свои силы, применить свои знания, дать пользу и показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели. [18, С. 35-39]

Весь ход проекта от момента объявления темы до завершения обучающимися самоанализа над проделанной исследовательской работой Е.Н.Землянская представляет в виде таблицы, отражающей деятельность учителя и учеников. [25, С.55-59]

  I этап
«погружение» в проект
IIэтап
организация деятельности
IIIэтап
осуществление деятельности
IVэтап
презентация проекта
Vэтап
оценка работы
Учитель Постановка проблемы, целей и задач исследования Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач

Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы

Консультирование и контроль Обобщение результатов Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей
Ученик Выбор проблемы, вживание в ситуацию Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов) Демонстрация результатов исследования Взаимооценка

 

Цель программы: расширение знаний, повышение экологической грамотности обучающихся, воспитание у них навыков бережного использования природных ресурсов, формирование гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

-расширение общения обучающихся с природой, вовлечение их в природоохранную деятельность;

-изучение природы родного края;

— развитие познавательного интереса обучающихся к природе;
-развитие экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Занятия построены в различной форме для привлечения внимания детей к данному кружку. Это утренники, научные конференции, рисование с комментированием, игры-путешествия и т. д.

Программа рассчитана на 4 года обучения в объёме 135 часов. Занятие проводится один раз в неделю.

В данной работе представлена часть тематического планирования программы, которая касается экспериментального класса.

2 класс

№ п/п Название темы Форма занятия Количество часов
Сентябрь
1. Подготовка и проведение утренника

«Твори добро во имя жизни»

утренник 2
2 . Как живешь дерево? Рисование с комментариями 1
3. Проект «Рябинка» Начало работы над проектом 1
 

4.

Октябрь  

1

Что же осень нам готовит? Викторина
5. Как защищаются растения Экоинформация 1
6. Творческая мастерская. Моделирование из природного материала Практическое занятие 1
7. По следам удивительных превращений: Сказка о том, как Солнце, Ветер, Вода да Живые существа помогли глининкам дом отыскать Сказка 1
8. Ноябрь  

1

Сохраним землянам чистую планету Тематическое занятие
9. Потребление воды в домашнем быту Исследование 1
10. Проект «Рябинка» Презентация проекта 1
11. Декабрь  

1

Как мы можем помочь матушке-Земле Тематическое занятие
12. «Как три волшебника спасли детей матушки-земли» Сказка — игра 1
13. Уж я пойду на лужочек, сорву, сорву цветочек Тематическое занятие 1
14. Проект «Лучшая кормушка для птиц» Работа над проектом. Торжественное открытие птичьей столовой 1
15. Январь  

1

В гостях у животных Игра
16. Кто в лесу живет? Игра-викторина 1
17. «Что мы знаем о животных» По страницам книг 1
18. Февраль  

1

Экскурсия «Следы на снегу» Экскурсия
19. Проект «Не проходи мимо» Начало работы над проектом 1
20. Растения лечат людей Научное заседание 1
21. О некоторых правилах жизни животных Конференция 1
22. Март  

1

Эта неповторимая Земля Праздник ко дню Земли
23. Проект «Не проходи мимо» Защита проекта 1
24. Проект «Составляем экологический паспорт животного НСО» Работа над проектом 2
25. Апрель  

1

«Помоги найти им дом» Аппликация
26. Проект «Лесная почта» Работа над проектом 1
27. «Наши пернатые друзья» Птичий слет 1
28. «Береги природу» Тематическое занятие 1
29. Май  

1

«Как живешь ты край Сибирский?» Занятие с приглашением ребят из краеведческого кружка
30. Экскурсия «Лес и его обитатели. Рыжий лесной муравей» Исследование 1
31. Интеллектуальная игра «Перемешка» Игра 1
32. Сбор мусора по берегу реки Изес Практическое занятие 1

 

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

— самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему;

-высказывать свою версию, пытаясь предлагать способ её проверки;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач;

-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

-добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-слушать и понимать речь других;

-вступать в беседу;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проект «Рябинка».

Проект направлен на воспитание ценностного отношения к природе. Он развивает наблюдательность, знакомит детей с народными приметами и обычаями, связанными с рябиной.

Этот проект проходил в два этапа. Первый был приурочен к 23 сентября. В народе 23 сентября – праздник «Рябинник».

На начальном этапе нужно было пробудить интерес к такому широко распространенному в нашей области дереву, как рябина. Для этого рассказывали детям, что действительно в древности русский народ отмечал именины рябины -23 сентября, празднуя рябинник.

Заранее приготовили саженцы рябины. После беседы, в которой было рассказано детям о некоторых народных традициях, приметах, связанными с рябиной, о её лекарственных свойствах, посадили саженцы рябины около недавно открывшегося детского сада «Рябинка». В конце занятия, посвященного рябине, ребята осознали проблему: «Рябина-такое интересное, полезное красивое дерево, а мы о нем так мало знаем». Для более эффективной работы дети разделились на группы по 3 человека. Обучающимся нужно найти как можно больше информации про рябину. Первая группа должна найти стихи о рябине, вторая группа собирала «копилку народных примет»,третья группа собирала загадки о рябине, а четвертая — вела «лекарственную страничку». Все свои находки дети красочно оформили и представили на втором этапе в конце ноября. За это время дети ещё выучили стихи к презентации проекта. На этапе презентации прошёл праздник «Нет ничего прекраснее рябины» с приглашением родителей. (Приложение №4)

С целью воспитения у детей бережного отношенияк природе и воспитания необходимости охранять её, проведён проект «Лучшая кормушка для птиц». В школе был объявлен конкурс «На лучшую кормушку». Свой проект мы приурочили к этому конкурсу. Суть этого проекта — в основании и организации регулярной работы «птичьей столовой» на школьной территории. Изучение отношений между различными видами зимующих птиц. Частично дети совместно с родителями приготовили кормушки. Далее в классе мы доделали и продумали где лучше развесить эти кормушки. Развесили четыре кормушки. На каждую кормушки три «повара». Частично корм заготовили осенью. Собирали семена репейника, подсолнуха, тыквы. Из дома дети приносят крошки хлеба, насоленое сало, пшеницу. Дети поочерёдно дежурят в столовой. На большой перемение идут, очищают кормушку от снега, насыпают корм. Сделали научный дневник, в который записывают свои наблюдения. Конечно, не все получается пока гладко. В тот день, когда открылась птичья столовая, мы с ребятами прошли по селу и развесили листовки «Пусть будет зима доброй для пернатых». В них призывали жителей села принять участие в помощи птицам. Надо сказать. Много односельчан откликнулись на наш призыв.

Ещё один важный проект направлен на охрану и защиту животных Новосибирской области. Это «Составляем экологический паспорт животных НСО». Возраст детей не позволяет им самостоятельно выполнять все задания связанные с данным проектом, поэтому в помощь были подключены родители и работники библиотеки. Заранее детям было дано задание собрать материал об одном животном НСО.

Задание для наблюдения.

1.Выбери животное для наблюдения.

2.Узнай где живёт животное, чем питается, какой образ жизни ведёт.

3.Внешний вид,среда обитания, приспособленность к среде обитания

4.Роль в природе.

5.Фотография или рисунок животного

Приготовленный материал мы оформили на занятии в таблицу.этот материал можно использовать на уроках «Окружающего мира » во всех классах начальной школы.

Ещё одно занятие направленное на изучение родного края прошло под названием «Что мы знаем о животных» — путешествие по страницам книг.Для проведения занятия класс разделился на группы. Каждая группа получила домашнее задание. Так же индивидуально каждая группа получила советы по поиску материала.

Занятие проводится в форме игры — путешествия. На доске висит карта Новосибирской области с отмеченным маршрутом путешествия. Делается выставка книг о животных. Нам нужно пройти десять этапов по маршруту. Отправляемся в путешествие из города Новосибирска. Чтобы пройти один этап, надо выполнить одно задание. Если успешно справляемся, ставим красный флажок, если слабо — белый. Задания по всем этапам лежат в конвертах, на столе стоит юла со стрелкой. Один ученик крутит, стрелка показывает на конверт с заданием. Весь подготовленный материал послужил для изготовления карточек, пополнил картотеку.

«Как живёшь ты, край Сибирский?» — занятие с приглашением ребят, которые посещают краеведческий кружок. Много интересного рассказали ребята о нашем крае. В заключении провели викторину. Мероприятие очень полезное, направленное на воспитание любви к родному краю. Дети сделали вывод, что надо не просто любить свой край, но и защищать и охранять его.

С этой же целью в программу включено ещё несколько занятий. Это: «Сохраним землянам чистую планету» — тематическое занятие, «Потребление воды в домашнем быту» — исследование, «Как мы можем помочь матушке-Земле» тематическое занятие, «Береги природу» — тематическое занятие, «Как три волшебника спасли детей матушки-Земли» — сказка-игра.

В этой сказке-игре закрепляется материал предыдущего сказа. И выясняется. Что вся жизнь детей матушки-Земли зависит от трех волшебников: Вода, Воздух, Солнце. И беспокоится о нависшей угрозе гибели растений и животных от злой волшебницы Метеорины. [48, 272 с.]

Для того,чтобы дети умели видеть красоту природы вокруг себя провели проект «Не проходи мимо!». Это индивидуальный проект начинающих фотографов. Все дети не могли принять участие из-за отсутствия фотоаппаратов. В проекте приняло участие восемь человек. Проект проходил в два приёма. На первом занятии мы с ребятами прошли по улице и окрестностям села. В объектив попало то, мимо чего мы ежедневно ходим и не замечаем рядом удивительное и прекрасное. Дети находили самые неожиданные объекты для съемок.

Кроме красоты в объектив попали и некоторые негативные проявления человеческих поступков. Это свалки, различные нечистоты, дым от качегарок и т.д..

Далее с помощью родителей провелась обработка и распечатка фотографий. Через месяц , по итогам проекта, была организована фотовыставка. Проект «Не проходите мимо!» важен для развития ребят. Они реально увидели не только красоту вокруг себя, но и экологические проблемы.

В программу включены ещё несколько занятий направленных на воспитание у детей видения красоты родной природы. «Как живёшь дерево» — рисование с комментариями, практическое занятие «Моделирование из природного материала», экскурсии «Следы на снегу» «Лес и его обитатели. Рыжий лесной муравей»[33, С.47-50]

У младших школьников отношение к природе, в первую очередь, проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, большинство учеников вторых классов ещё увлечены самим процессом познания: им интересно узнавать что-то новое. Во-вторых, приобретенное умение читать. У младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои вопросы.[3, С. 43-45]

Кроме работы кружка в экспериментальном классе в учебно -воспитательный план внесены изменения. Запланировано несколько мероприятий, направленных на формирование бережного отношения к природе. Так как указом президента В.В.Путиным подписан Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации года Экологии.

 

2.3 Контрольный этап экспериментальной работы

 

Цель контрольного этапа – выяснить, насколько эффективной оказалась предложенная нами программа.

Задачи:

выявить уровень воспитания бережного отношения к природе на данном этапе;

-сравнить результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах.

Для определения эффективности проведённой работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты контрольного этапа эксперимента отображены в таблицах и рисунках.

Первая методика – анкета Л.В. Моисеевой

Таблица № 4 Уровень сформированности бережного отношения к природе по итогам анкеты на контрольном этапе исследования по методике Л.В.Моисеевой

Уровень сформированности Экспериментальный класс Контрольный класс
Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный
Высокий (7-8б.) 2/16,7% 4/33,3 3/25% 4/33,3
Средний (4-6 б.) 6/50% 8/66,7 6/50% 7/58,3
Низкий (1-3б.) 4/33,3 0 3/25% 1/8,4

 

По результатам таблицы мы видим, что в ходе работы улучшился результат. В экспериментальном классе на констатирующем этапе высокого уровня достигли только два человека, а на контрольном –четыре, показатель повысился на 16,6%, а в контрольном классе на 8,3 %. Средний уровень улучшился на 16,7%, в контрольном классе на 8,3%. На констатирующем этапе на низком уровне было четыре обучающихся, а на контрольном этапе таких детей нет. В контрольном классе этот показатель улучшился на 16,6 %.

Отобразим этот результат на рисунке.

Рис. № 4

 

Вторая методика, которая была использована на констатирующем этапе, это методика Татьяны Анатольевны Серебряковой. На контрольном этапе мы повторили эту методику. Получили хороший результат.

Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица № 5 Результаты исследования по методике Т.А. Серебряковой

Класс высокий  средний низкий
Констати-

рующий

Контроль-

ный

Констати-

рующий

Контроль-

ный

Констати-

рующий

Контроль-

ный

Экспериментальный 2/16,7 7/58,3 6/50 5/41,6 4/33,3 0
Контрольный 4/33,3 5/41,6 6/50 6/50 2/16,7 1/8,4

 

Рис. № 5

 

В экспериментальном классе на констатирующем этапе высокого уровня достигли только два человека, а на контрольном –четыре, показатель улучшился на 16,6%, а в контрольном классе на 8,3 %. Средний уровень улучшился на 16,7%, в контрольном классе на 8,3%. На констатирующем этапе на низком уровне было четыре обучающихся, а на контрольном этапе таких детей нет. В контрольном классе этот показатель улучшился на 16,6 %.

Чтобы более точно определиться с направлениями работы по формированию бережного отношения к природе младших школьников мы обратилась к методике «ЭЗОП» («эмоции», «знания», «охрана», «польза»). Авторы В.А.Ясвин, С.Д.Дерябо. На контрольном этапе мы вновь провели эту диагностику.

Таблица № 6 Соотношение установок по рангам в зависимости от выбора детей между экспериментальным и контрольным классами на контрольном этапе

Установка I ранг II ранг III ранг IV ранг
Э. К. Э. К. Э. К. Э. К.
Красота 4 3 3 4 4 4 1 1
Охрана 5 3 4 4 3 5 0 0
Изучение 4 4 5 5 3 1 0 2
Польза 3 3 4 4 3 2 2 3

 

Рисунок № 6 Соотношение установок по рангам в зависимости от выбора детей между экспериментальным и контрольным классами на контрольном этапе

 

На констатирующем этапе большинство детей из экспериментального класса выбрали установку: «природа как объект изучения» (8 человек). У одного человека эта установка второго ранга, у одного — третьего ранга, у двух человек — четвертого ранга. На контрольном этапе эксперимента установка «природа как объект изучения распределилась между первым, вторым и третьим рангом. Природа как объект охраны пять ребят выбрали как установку первого ранга и четыре как установку второго ранга. Установку четвертого ранга никто не выбрал. Природа как объект красоты и пользы по семь человек выбрали как установку первого и второго ранга.

В контрольном классе природа как объект охраны выбрали три обучающихся как установку первого ранга, четыре как установку второго ранга и пять человек как установку третьего ранга. В контрольном классе больше всего ребят отдают предпочтение природе как изучению и пользе.

Сравнительный анализ показателей двух классов показал, что у детей экспериментального класса в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности знаний о бережном отношении к природе и по показателям обогнал контрольный класс. Количество детей с высоким уровнем развития возросло, а с низким уменьшилось.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной программы по воспитанию бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.

В процессе работы в экспериментальном классе наблюдаются изменения:

-уровень сформированности знаний о природопользовании у младших школьников повысился в обоих классах, но динамика повышения в экспериментальном классе выше.

-дети расширили свое представление о красоте природы, своё умение трудиться в природе.

-у них возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также положительная реакция на беспорядки в природе, происходящие по вине человека.

-появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение природных ценностей.

Таким образом, разработанная нами программа по повышению уровня знаний о природопользовании у младших школьников и формирования у них бережного отношения к природе достаточно эффективна.

Приведём сравнительную таблицу по результатам экспериментальной работы по двум методикам авторов Л.В.Моисеевой и Т.А.Серебряковой.

 

 

Анкета Л.В Моисеевой Методика Т.А. Серебряковой
Этап Класс высокий средний низкий высокий средний низкий
Констатирующий этап экспериментальный 16,7 50 33,3 16,7 50 33,3
контрольный 25 50 25 33,3 50 16,7
Контрольный этап экспериментальный 33,3 66,6 0 58,3 41,6 0
контрольный 33,3 58,3 8,4 41,6 50 8,4

 

Рассмотрев данную таблицу, мы видим, что действительно, на формирующем этапе эксперимента была проведена большая целенаправленная работа. Контрольный этап подтвердил успешность нашей работы. Высокий уровень развития по формированию бережного отношения к природе по двум проведенным методикам возрос в среднем на 24,1%.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев и проанализировав имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы сделали вывод о том, что младший школьный возраст на самом деле является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Одной из составляющих экологической культуры является бережное отношение к природе.

В это время развития детей, интенсивно формируются свойства и качества личности. Которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании обучающихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе.

Мы подробнее остановились на психолого-педагогических основах формирования бережного отношения к природе у младших школьников и на методах и приемах воспитания бережного отношения к природе младших школьников во внеклассной работе, так как это является источником понимания понятия «бережное отношение». Благодаря этой работе дети осознают сущность бережного отношения к природе. Узнают, что бережное отношение — это не только когда выгодно, удобно или надо человеку, а не зависимо от потребностей человека необходимо беречь и заботиться о живой природе, что в природе нет ничего не нужного, плохого и бесполезного, все взаимосвязано. И вторжение за частую несет за собой неисправимые последствия. На примере изучения этих аспектов(видов), мы проверили гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования и подтвердили, что работа по формированию бережного отношения к природе у младших школьников будет проходить результативнее, если: разработана система развития уважительного отношения. Которая обеспечивает возможности овладения необходимыми целями, задачами, знаниями, принципами, умениями толерантного характера, организация процесса воспитания направлена на формирование у детей систему элементарных знаний о предметах и явлений природы, развитие моральных чувств.

Нами были выявлены возможности применения метода проектов на данном возрастном этапе. Этот метод может применяться в начальной школе, т.к. ребёнок младшего школьного возраста постепенно становятся субъектом деятельности (т.е. обладает возможностями, необходимыми для реализации метода проектов), в то же время этот метод содействует развитию активности и самостоятельности школьников, их коммуникативных способностей, обеспечивает непосредственный чувственно-эмоциональный опыт общения детей с объектами природы.

Принимая во внимание то, что значение предмета окружающий мир в общей системе школьного образования весьма значительно, педагоги утверждают, что интерес к этому предмету у обучающихся заметно снизился. Причины этого очевидны: нет личного примера от старшего поколения, мало информации об экологической этике, об окружающей среде. Таким образом, сегодня особенно остро встает вопрос о формировании бережного отношения у обучающихся и воспитании культуры поведения в общении с природой. Поэтому, необходимо внимательно отбирать материал для уроков окружающего мира и для внеклассной работы, опираться на интересы обучающихся. Ведь именно школа является важным этапом в жизни любого человека, так как в школе люди получают те основы знания, которые служат для дальнейшего их развития и совершенствования, что относится и к знаниям экологическим.

В общем система воспитания у школьников бережного отношения к природе является очень важным звеном в экологическом воспитании. Через такое воспитание происходит формирование гражданина страны с новым мышлением, новой экологической культурой, мировоззрением, способного заботиться о природе с чувством понимания, любви и сострадания.

На современном этапе развития общества экология является одной из главных наук. Современная концепция экологического образования и воспитания детей раскрывается как воспитательный аспект педагогической деятельности, направленной на формирование ответственного отношения учащихся к природе.

Для проверки гипотезы исследования был проведен педагогический эксперимент в Усть-Изесской основной общеобразовательной школе. В эксперименте приняло участие 24 ребёнка из двух классов, контрольного и экспериментального.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе.
    2. Описать методы формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.
  2. Разработать и реализовать программу внеклассной работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе, и выявить её результат ходе реализации ФГОС НОО.

Наш эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа эксперимента было определить начальный уровень развития бережного отношения у младших школьников к природе.

Для этого мы взяли три методики. В первой методике за основу взята анкета Людмилы Владимировны Моисеевой. Вторая методика определяла уровень ценностного отношения к природе. Автором методики является Татьяна Анатольевна Серебрякова. И чтобы более точно определиться с направлениями работы по формированию бережного отношения к природе младших школьников мы обратились к методике «ЭЗОП». Авторы Витольд Альбертович Ясвин, Сергей Дмитриевич Дерябо. После определения исходного уровня развития бережного отношения к природе мы спланировали систему работы на формирующем этапе эксперимента.

Цель формирующего этапа эксперимента – формирование у обучающихся представения о необходимости бережного отношения к природе.

На этом этапе мы разработали программу по формированию бережного отношения к природе.

Цель программы: расширение знаний, повышение экологической грамотности обучающихся, воспитание у них навыков бережного использования природных ресурсов, формирование гуманной позиции школьников по отношению к природе.

В течении всего формирующего этапа эксперимента мы реализовали составленную нами программу. Было проведено много мероприятий, бесед, экскурсий. Так же ребята активно включились в проектную деятельность. Все мероприятия были направлены на формирование у детей бережного отношения к природе. Мероприятия не носили случайный характер, а были проведены все в системе.

На контрольном этапе эксперимента нами была проведена та же работа что и на констатирующем этапе. Так же использованы три выше перечисленные методики. Мы провели сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Работа так же была проведена в контрольном и экспериментальном классах.

В экспериментальном классе по первой методике показатель улучшился на 16,6%, а в контрольном классе на 8,3 %. На констатирующем этапе в экспериментальном классе на низком уровне было четыре обучающихся, а на контрольном этапе таких детей нет.

По методике Т.А.Серебряковой в экспериментальном классе на констатирующем этапе высокого уровня достигли только два человека, а на контрольном –четыре, показатель улучшился на 16,6%, а в контрольном классе на 8,3 %. Средний уровень улучшился на 16,7%, в контрольном классе на 8,3%. На констатирующем этапе на низком уровне было четыре обучающихся, а на контрольном этапе таких детей нет. В контрольном классе этот показатель улучшился на 16,6 %.

Сравнительный анализ проведённой работы в двух классов показал, что у детей экспериментального класса в ходе исследования значительно повысился уровень сформированности знаний о бережном отношении к природе и по показателям обогнал контрольный класс. Количество детей с высоким уровнем развития возросло, а с низким уменьшилось.

Анализ результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента, показал положительную динамику улучшения сформированности устойчивого интереса к окружающему миру и формирования бережного отношения к природе.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что работа на формирующем этапе эксперимента была результативной. Полученные результаты целиком подтверждают выдвинутую нами гипотезу, положенную в основу нашего исследования, согласно которой, если во внеклассной работе и на уроках окружающего мира системно использовать различные формы и методы работы по экологическому воспитанию, то это решит задачу бережного отношения младших школьников к природе.

Рассмотрев суть формирования бережного отношения младших школьников к природе, и разработав систему занятий для внеклассной работы, мы выяснили, что бережное отношение к природе – это особый вид взаимоотношений детей с природой, основой которого является эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 240 с.
  2. Алексеев С. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников / С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 19-22.
  3. Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом/ И.В. Базулина//Начальная школа. -2011.-№12.-С.43-45.
  4. Барашкина С.Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений / С.Б. Барашкин //Начальная школа. -2016. — №6. С.9-13.
  5. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Бобылева О. В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75.
  6. Большакова М. Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями / М. Д. Большакова // Начальная школа. – 2006. – № 3. – С. 48-49.
  7. Бурова Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности /Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2016. -№ 5. – С.45-47.
  8. Вахрушев А. А. Обитатели Земли: методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев. – Москва: Баласс, 2012. – 224 с.
  9. Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т. М. Веселова // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 110-113.
  10. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 1982. – 112 с.
  11. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. –№ 4. – С. 36-40.
  12. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 1997. – № 4. – С. 20-24.
  13. Воспитание младшего школьника / сост. Л. В. Ковинько. – Москва: Академия, 2008. – 288 с.
  14. Гелетканич И.Н. Моделирование формирования ценностного отношения к познанию природы/ И.Н.Гелетканич // Начальная школа. -2015. — №12. – С.72-75.
  15. Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: автореф. д-ра пед. наук / Глазачев Станислав Николаевич. – Москва, 1998. – 68 с.
  16. Горохова Е. Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся / Е. Р. Горохова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С. 47-49.
  17. Григорьева Е. В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром / Е. В. Григорьева // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 103-105.
  18. Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения/ В.В.Гувеев//Директор школы -2005. — №6. – С.35-39
  19. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Григорьев. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 284 с.
  20. Деребо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Деребо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
  21. Ердаков Е. Н. Особенности непрерывного экологического образования / Е. Н. Ердаков // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 26-27.
  22. Зверев И. Д. С любовью к природе / И. Д. Зверев. – Москва: Педагогика, 2003. – 232 с.
  23. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И. Д. Зверев. – Москва: Знание, 1980. – 96 с.
  24. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И. Д. Зверев – Москва: Просвещение, – 96 с.
  25. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников/ Е.Н.Землянская// Начальная школа. -2005. — №9. – С.55-59
  26. Землянская Е.Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся /Е.Н.Землянская //начальная школа. – 2016. – С.36-41.
  27. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учебно-методическое пособие / Т. С. Иванова. – Москва: ЦГЛ, 2003. – 56 с.
  28. Кульневыч С. В. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений / С. В. Кульневыч, Т. П. Лакоценина. – Воронеж: Учитель, 2014. – 16 с.
  29. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников : учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальностям 0312, «Педагогика дополнительного образования» / В. И. Максакова. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 240 с.
  30. Миронов А. В. Берет у природы то, что хочет / А. В. Миронов // Начальная школа плюс До и После. – – № 8. – С. 11-13.
  31. Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 53-57.
  32. Моисеева Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 166 с.
  33. Молодцова З.В. Наблюдай и разгадывай тайны природы: методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе / З.В. Молодцова. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. — С.47-50
  34. Новолодская И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников / И. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 52-55.
  35. Основная общеобразовательная программа начального общего образования Усть-Изесской ООШ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s_ust_izes.ven.edu54.ru/p19aa1.html (дата обращения: 20.11.2016).
  36. Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. – Москва: Педагогика, 1988. – 128 с.
  37. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – Москва: Аркти, 2005. – 112 с.
  38. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2010. – 400 с.
  39. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2011. – 232 с.
  40. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s_ust_izes.ven.edu54.ru/p19aa1.html (дата обращения: 20.11.2016).
  41. Птушкина О.В. Нет ничего прекраснее рябины/О.В.Птушкина// Начальная школа. – 2012. — №5. – С.89-91.
  42. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – Москва: Академия, 2006. – 208 с.
  43. Склярова Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Склярова // Начальная школа. – 2012. – №7. – С. 113-115.
  44. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: сборник научных трудов / под ред. Т. И. Тарасовой. – Борисоглебск, 2003. – 142 с.
  45. Староверова Н.Т. Природа в опасности /Н.Т.Староверова// Начальная школа. – 2015. — №2. – С.65-69
  46. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. – Москва: Владос, 2013. – 256 с.
  47. Шамигулова О.А. Обучение методам исследования в процессе освоения обществоведческого содержания учебного предмета «окружающий мир»/О.А. Шамигулова //Начальная школа.-2016. — №3. – С 16-23.
  48. Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: [пособие]: в 2-х ч. Ч. 1 / Т. Я. Шипунова. –Новосибирск: [РПО СО РАСХН], 2004. – 272 с.
  49. Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: [пособие]: в 2-х ч. Ч. 2 / Т. Я. Шипунова. –Новосибирск: [РПО СО РАСХН], 2007. – 270 с.
  50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2010. – 31 с.

Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф