Вид работы: Проект
Тема: Основы философии
Введение
Проблема «дух, «душа» и «тело» не нова. Она существует столько, сколько существует человеческое общество. Что такое «душа»? — это один из важнейших вопросов философии, религии и психологии. Точного понятия «душа» сегодня не существует. Такие выражения, как: «снять груз с души», «тяжело на душе», «отдать Богу душу» — прочно вошли в русскую литературу. Что эти понятия представляют собой? Откуда же они взялись? Подобные вопросы все чаще сегодня задают себе люди всех возрастов.
В настоящее время, в связи с отменой многолетних идеологических запретов, люди испытывают повышенный интерес ко всему мистическому, экстрасенсорному. Идеалы прошлых времен обесценились и исчезли. Теперь человек тянется к Богу, к религии, к мистике, к магии, надеясь там найти смысл своей жизни. Отсюда и интерес к религиозным учениям, к теме души и вечной жизни.
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении философской (религиозно-фмилософской) проблемы соотношения «дух-душа-тело», и определении сущности ее составляющих.
Подходы к определению соотношения тела и духа в человеке
В многолетней истории философии человек всегда понимался традиционно в своем единстве, где были основные модусы – это тело, душа и, нередко, дух. Тело всегда позиционировалось, как физическая субстанция всей человеческой жизни, которая выступает как элемент природы, но в соответствии с интерпретацией – ее можно рассматривать в основных образах тела, а также согласно истории философии и науки, куда включены микрокосм, механизм и сам организм. Но, вместе с тем, человеческое тело также определяется кроме своих биологических особенностей, еще и через особый спектр исключительно человеческого состояния и чувств, например, совести, стыда, смеха, плача и так далее.
Сама душа в основном рассматривается только как интегративное начало, вроде промежуточного звена, которое соединяет тело и дух, а также придает человеку целостность. А вот уже для современной философии душа – это довольно сложная и противоречивая тема, которая рассматривается в двух основных направлениях. Во-первых, это жизненный центр тела, который является именно той силой, называющейся бессмертной. Она прежде всего очерчивает срок телесного существования для каждого отдельно. Во-вторых, это индивидуализирующее свойство каждого человека в обществе, которое описывается в философии непосредственно через проблемы свободы воли, творчества, а также рока и судьбы.
Понятие «душа» связано с осмыслением человека понятия «дух». А вот «дух» воплощает уже в себе фундаментальную идею «человечности» как таковой. Именно он и выступает родовой человеческой способностью, которая соотносится с разумом, а также сознанием и социализацией. «Дух» отражается как феномен «духовности», а еще, как интегративное начало культуры и общества, а еще – как личностные характеристики каждого отдельного человека. Именно тут личное характеризуется непосредственно через воплощение всех социально значимых качеств.
Для понимания сущности учения о человеке и его духе, остановимся на религиозной философии Н. Бердяева. Бог понимается Бердяевым не как нечто вечно сущее, единственное в своем роде, как сама жизнь, Его жизнь. В этом же ключе Н. Бердяев выражает свое отношение к человеку, видя в нем отражение мира духовного и мира материального.
Но особенность человека в концепции Н. Бердяева состоит в том, что только он олицетворяет в себе социальность, поэтому человек как личность имеет большую ценность, чем любые коллективные институты, которые – не-личности. Отсюда Бердяев выводит тезис о том, что право и обязанность человеческой личности заключается в том, чтобы отстаивать свою самость, уникальность, самостоятельность, духовную свободу, осуществлять свое призвание в обществе.
Личность человека противопоставляется Бердяевым миру объектов, она есть активный субъект, экзистенциальный центр. Стать личностью — основная задача человека в этом мире. Личность не рождается от родителей, как индивидуум, она творится Богом и самотворится, она есть «Божья идея о всяком человеке».
Бердяев настаивает на том, что личность выковывается в своем творческом самоопределении. Хотя в личности и есть бессознательная основа – стихийная, связанная с Космосом и Землей, но из этой основы рождается сознание и сверхсознание.
Человек, будучи «образом и подобием Божьим», в то же время представляет собой микрокосм, ибо в нем «дана разгадка тайны бытия – макрокосма». Каждому потенциальному человеку при зарождении его тела даются дух и душа.
В современной философии объяснение соотношения человека и его духа попытался представить Е. Трифонов. По его мнению, новая реальная сущность — человек возникает при воссоединении духа, души и тела. Тело человека — материальный субстрат для пребывания и проявления души и духа. Таким образом, человек триедин и трехчастен: дух – душа — тело.
Дух и душа — нематериальные сущности, принципиально отличающиеся от тела. К ним неприменимы понятия «смерть», «умирает», «мертвы».
Можно говорить о вневременности, вечности существования духа и души и смертности тела человека.
Разделение духа-души и тела ведет к смерти человека. Со смертью дух и душа покидают тело. Они даны свыше и уходят туда. Остается труп — физическое неживое тело. Это уже не человек.
Вот что пишет о душе и смерти В. Ф. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука): «В тот день погибнут все помышления его», т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.
Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность.
«Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его».
И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном».
Один из американских проповедников Бруно Грёнинг так разъяснял своим слушателям настоящую суть человека. «Кто вы?» — спрашивал он. Никто из его слушателей кроме своего имени не знал иного ответа. Но этого Бруно Грёнингу было мало. «Вы — тело?» — допытывался он далее. В ответ на наше молчание он объяснял, что люди с самого появления – не тело, а Дух. Тело дано только на время земной жизни, мы получаем его при рождении и отдаём его земле назад после нашего ухода. Душа является связью между телом и духом и берёт с собой хороший и плохой опыт при переходе из этого мира в иной.
Тело — не суть человека, а только земное вместилище для духа и души. Поэтому со смертью тела не кончается всё, жизнь продолжается, поскольку она не привязана к телу.
«Человек – это дух, его тело – подарок, который дал ему бог в качестве инструмента для земной жизни. Собственно, назначение человека в том, чтобы использовать тело для добра и с его помощью претворять хорошие мысли в дела. Но поскольку человеку предоставлено право выбора, человек может и злоупотреблять своим телом, может красть, убивать, разрушать и т.д. По делам человека можно определить, с кем он связан, кому он служит»[3].
Тело, которое имеет древнее происхождение, хочет жить просто, сосредотачиваясь на телесном комфорте — наличии убежища, пищи, отдыха и телесных наслаждений. Тело действительно нельзя игнорировать без последствий. Его требования постоянны и отчетливы.
Разум, который был наложен на человеческое тело, имеет свою собственную жизнь, где он ведом любопытством и навязчивыми идеями. То, что разум ведет свою собственную жизнь, можно увидеть, если умному и любопытному человеку дать для решения головоломку. Он будет — до определенных пределов — игнорировать требования тела, пока не решит головоломку. Разум и тело могут работать вместе, и часто так и делают, но иногда они могут тянуть в противоположных направлениях.
Воплощенная душа — это еще один центр, который иногда может действовать в согласии с телом. Душа также может иногда действовать в согласии с разумом, когда желание быть в служении другим проявляется вместе с возможностью исследования.
Человек и его душа – по своей сути разные объекты, поскольку душа не умирает, а человеческое тело умирает. Во время воплощения душа заполняет тело и общается с этим физическим телом, которому принадлежит ум, создаваемый физическим мозгом. В большинстве случаев еще перед смертью душа уже оставляет тело, вот почему возвращающиеся из состояния клинической смерти вспоминают, что видели свое тело под собой внизу на операционном столе или на шоссе.
Иначе рассматривает душу и тело восточная философия. В восточных философских учениях «Кэн» символизирует тело, а «дзэн» – дух[4]. Восточная философия рассматриваривает человека как существо, в котором физическое и психическое начала должны пребывать в равновесии. Древневосточные мудрецы считали, что невозможно достичь истинного душевного покоя только посредством тренировки ума или духа, равно как и формирование достойной личности и духовное просветление не могут быть достигнуты лишь за счет физических упражнений. Тело и дух в восточной философии не могут существовать по отдельности. Именно на таком понимании соотношения тела и духа строится древневосточное учение, согласно которого человеку стремиться к правильному методу саморазвития, который укрепляет тело, представляющее собой вместилище духа, и одновременно развивает дух и душу.
Обычно в идеалистической философии запада дух и тело рассматриваются в отрыве друг от другна и даже противопоставляются. Но с точки зрения японской и китайской философии они представляют собой неразрывное единство. Ничто в этом союзе не является главным: дух следует за телом, и лишь при наличии духа тело приобретает свое значение.
Таким образом, исходя из факта, что тело и дух неотделимы, метод саморазвития должен быть основан на одновременном преобразовании и духа, и тела.
Тем не менее, на сегодняшний день большинство практик, именующихся методами саморазвития личности, переоценивают значимость духовных упражнений. Бывают и крайние проявления, когда людей учат, что до душевного покоя и просветления можно дойти только путем физических мучений, таких как слишком длительная сидячая медитация, отказ от пищи, практика под водопадом в зимнее время. Но на самом деле подобного рода самоистязания приводят только к слабости и истощению организма.
С другой стороны, многие виды боевых искусств и спортивных направлений придают слишком большое значение соревновательности и телесности. Фактически, в таких занятиях самое важное – это победа и рекорды; руководствуясь формальными лозунгами воспитания духа, они в основном взращивают людей, подготовленных лишь к сильным физическим нагрузкам.
В так называемой «Северной Школе» дзэн (чань)-буддизма с древних времен «дзэн (сидячая медитация)» и «кэн (боевое искусство)» рассматриваются как нераздельные практики. Однако, некоторые утверждают, что их результаты не одинаковы, и «боевое искусство как динамическая медитация» приносит гораздо большие результаты, чем «сидячая» или «статическая» медитация.
Сущность и происхождение духа в человеке
Самый главный по значимости атрибут содержания духа – совокупность законов морали. Поскольку Дух для человека универсальная, вневременная (для человека — безначальная и бесконечная) и внепространственная сущность, все атрибуты Духа, в том числе и мораль, также обладают этими свойствами. То есть, мораль — универсальная, вневременная (безначальная и безконечная) и внепространственная духовная сущность.
Второй по значимости атрибут содержания Духа — совокупность законов психики.
Третий по значимости атрибут содержания Духа — совокупность законов жизни материального тела, плоти, которую дух животворит.
Для человека, для его духа, души и тела каждый из этих атрибутов Духа является идеальным законом, образцом для организации поведения. Это для человека универсальные, вневременные (безначальные и безконечные) и внепространственные духовные, психические и физические законы, лежащие в основе существования духа, души и тела человека и жизни человека в целом. Это идеальный образ существования частей и целого человека, к подобию которому должен стремиться человек. В этом смысл жизни человека: в стремлении духа, души и тела человека — к Идеалу, к подобию Духу. Это «стремление духа к самому Себе».
Человеку вместе с душой, в ее составе, дано сознание, свобода и воля, дан язык. Иначе говоря, человеку дается возможность сознательно, свободно, подвигнув себя волей жить в гармонии, в согласии с духом, или проще — в Духе.
А дается ли душа и дух? Возможно ли, что они возникают сами по себе, самопроизвольно? Может ли быть самопроизвольное возникновение порядка из хаоса? Е. Трифонов утверждает, что, если исходить из предположения, что хаос, то есть абсолютный беспорядок, возможен и существует, то есть основание и для предположения о том, что из хаоса может самопроизвольно возникнуть порядок. Но реальной основы для самопроизвольных процессов не существует. Следовательно, душа и дух человека тоже не могут возникать самопроизвольно.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


