Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности анализа финансовой отчетности составленной по стандартам РСБУ и МСФО на предприятии. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3 4


2.2 Анализ расхождений основных показателей финансовой отчетности ОАО «РЖД», составленной по РПБУ и МСФО

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прежде чем приступить к анализу расхождений основных показателей финансовой отчетности ОАО «РЖД», составленной по РПБУ и МСФО, необходимо отметить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность является важнейшим звеном в процессе представления финансовых показателей.

В ней учитываются значимые показатели учета, на основе которых можно сделать вывод об имущественном и финансовом положении организации, о составе и структуре основных средств, дебиторской и кредиторской задолженностей.

На уровне ОАО «РЖД» формируются и публикуются на сайте www.rzd.ru все виды отчетности. [44, с.101] А на уровне хозяйств, служб, структурных подразделений компании ОАО «РЖД» происходит формирование бухгалтерского баланса и специальных приложений к нему.

Составление бухгалтерской отчетности основывается на данных регистров бухгалтерского учета. Состав, содержание и методология формирования бухгалтерской отчетности определяются в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

В настоящее время отчет, формируемый на уровне службы ОАО «РЖД», не предоставляет частных характеристик отдельно взятого структурного подразделения.

Но, используя подход дезагрегации бухгалтерской отчетности (в частности бухгалтерского баланса) можно получить индивидуальнее показатели баланса подразделений, входящих в состав службы или любого другого предприятия формирующего сводный баланс.

Поскольку структурные подразделения не формируют отчет о финансовых результатах,то и нет возможности воспользоваться универсальным показателем – выручка (объем работ), то вопрос о стоимостном измерителе, выражающем общий результат и пригодном в применении для дезагрегации, весьма актуален. [32, с.85]

Используя корреляционный и регрессионный методы анализа удалось выявить взаимосвязь между тонно-километровой работой исследуемых структурных подразделений железнодорожного транспорта и затратами по обычным видам деятельности, что позволило считать затраты по обычным видам деятельности показателем, адекватно отражающим общий результат и пригодном в применении для дезагрегации баланса.

Для оценки силы связи показателей применялась шкала английского ста- тистика Чеддока:

слабая – от 0,1 до 0,3;

умеренная – от 0,3 до 0,5; заметная – от 0,5 до 0,7;

высокая – от 0,7 до 0,9;

весьма высокая (сильная) – от 0,9 до 1,0.

На основе отчетности 13 структурных подразделений железнодорожного транспорта определены средние весовые коэффициенты основных статей бухгалтерского баланса.

Результаты проведенного исследования и полученные расчеты позволили определить особенности показателей структурных подразделений железнодорожного транспорта, формируемых на базе финансовой отчетности:

1. Удельный вес статей бухгалтерского баланса структурных подразделений является условно-постоянной величиной.

2. Раздел 3 пассива бухгалтерского баланса «Собственный капитал и резервы» представлен только добавочным капиталом;

3. В качестве стоимостного показателя объективно отражающего общий результат работы исследуемых структурных подразделений железнодорожного транспорта определены – затраты.

Принимая во внимание вышеперечисленные характеристики модель формирования баланса линейного подразделения на основе структурного анализа ресурсов одной бизнес-единицы ОАО «РЖД» выглядит следующим образом:

Модель формирования актива бухгалтерского баланса: Wbi = di * (k1 * Wbsvod + k2 * Wbsvod + k3 * Wbsvod + k4 * Wbsvod) (1),

где Wbi – валюта баланса i-го структурного подразделения;

Wbsvod – валюта сводного баланса;

k1 – удельный вес основных средств в имуществе организации;

k2 – удельный вес запасов имуществе организации;

k3 – удельный вес дебиторской задолженности в имуществе организации;

k4 – удельный вес прочего имущества организации.

Модель формирования актива бухгалтерского баланса:

Wbi = di * (k5 * Wbsvod + k6 * Wbsvod + k7 * Wbsvod) (2),

где Wbi – валюта баланса i-го структурного подразделения;

Wbsvod – валюта сводного баланса;

k5 – удельный вес добавочного капитала в пассиве баланса организации;

k6 – удельный вес кредиторской задолженности в пассиве баланса;

k7 – удельный вес прочих краткосрочных обязательств в пассиве баланса организации.

Результаты исследования, представленные в виде модели, помогут будущему инвестору выделить отдельно взятые структурные подразделения какого-либо хозяйства в качестве объекта инвестирования.

Анализ расхождений основных показателей отчетности ОАО «РЖД», составленной по РПБУ и МСФО начнем с показателей, сформированных отчетностью, составленной по международным стандартам.

1.МСФО

Аудит консолидированной финансовой отчетности ОАО «Российские железные дороги» и его дочерних компаний состоит из:

консолидированного отчета о финансовом положении по состоянию на 31 декабря 2015 года;

консолидированного отчета о прибылях и убытках;

консолидированного отчета о прочем совокупном доходе;

консолидированного отчета об изменениях капитала;

консолидированного отчета о движении денежных средств за 2015 год;

краткого обзора основных положений учетной политики.

Рассмотрим результаты публикации консолидированной отчетности компании в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2015 год.

ОАО «РЖД» публикует консолидированную отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2015 год. Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО «РЖД» по МСФО учитывает показатели 198 дочерних компаний.

Суммарные доходы холдинга за 2015 год выросли на 10,8% по сравнению с 2014 годом и составили 1 991 млрд рублей (1 796 млрд рублей годом ранее).

Доходы от грузовых перевозок холдинга выросли на 7,7% до 1 259 млрд рублей, что обусловлено, в первую очередь, индексацией тарифов на железнодорожные грузовые перевозки на 10% в 2015 году после нулевой индексации в 2014 году.
При этом снижение погрузки на 1%, незначительное увеличение грузооборота и рост доли низкомаржинальных грузов в структуре грузооборота оказали сдерживающее влияние на доходы холдинга от грузовых перевозок. Доходы от пассажирских перевозок снизились на 0,5% до 193 млрд рублей в условиях падения пассажирооборота по сравнению с 2014 годом.

Доходы от предоставления логистических услуг увеличились на 38,9% и составили 307 млрд рублей на фоне роста выручки дочерней компании GEFCO от международных операций и существенного ослабления среднего курса рубля в 2015 году по сравнению с предыдущим периодом. Доля доходов данного сегмента в суммарной выручке холдинга составила 15,4% по сравнению с 12,3% годом ранее.

Операционные расходы холдинга по итогам 2015 года выросли на 9,6% по сравнению с 2014 годом до 1 915 млрд рублей в условиях роста потребительских цен на 15,5% по итогам отчетного периода. Ключевыми факторами роста операционных расходов стало увеличение затрат на материалы, ремонт и обслуживание, рост затрат на заработную плату и социальные отчисления, а также увеличение расходов на закупку экспедиторских и логистических услуг. Рост расходов на материалы, ремонт и обслуживание в значительной степени связан с реклассификацией статей затрат после передачи отдельных работ по обслуживанию локомотивов на аутсорсинг. Расходы на заработную плату и социальные отчисления выросли в результате индексации заработной платы сотрудникам (на 5,1% в среднем в 2015 год относительно предыдущего года). Рост затрат на закупку экспедиторских и логистических услуг у соисполнителей является следствием существенного роста выручки холдинга от предоставления логистических услуг на международных рынках и полностью перекрывается доходами от этих операций.

Показатель EBITDA по итогам 2015 года вырос на 10,2% по сравнению с предыдущим периодом и составил 388 млрд рублей (353 млрд рублей годом ранее). Рентабельность по EBITDA увеличилась до 22,1% по сравнению с 21,6% в 2014 году на фоне роста доходов холдинга, а также за счет оптимизации операционных расходов в результате повышения эффективности деятельности компании.

Величина чистой прибыли холдинга за отчетный период составила 8 млрд рублей по сравнению с убытком 99 млрд рублей годом ранее. При этом положительный результат по итогам отчетного периода был обусловлен как улучшением результатов операционной деятельности, так и сокращением негативного эффекта от переоценки валютных обязательств холдинга. Так, принимая во внимание тот факт, что часть доходов и активов холдинга номинирована в валюте, во втором полугодии 2015 года ОАО «РЖД» применило учет хеджирования в соответствии со стандартом МСФО 39, что позволило снизить величину отрицательной переоценки по валютным обязательствам, относимую на финансовый результат деятельности компании.

Соотношение чистого долга холдинга к EBITDA на 31 декабря 2015 года составило 2,32х по сравнению с 2,37х на 31 декабря 2014 года. Снижение долговой нагрузки холдинга обусловлено ростом показателя EBITDA по итогам 2015 года, тогда как суммарный объем долговых обязательств компании в рублевом эквиваленте вырос преимущественно за счет переоценки валютных заимствований. Соотношение EBITDA к чистым процентным расходам (с учетом капитализируемых процентов) составило 4,9х по итогам отчетного периода. Рост процентных расходов связан с увеличением рублевого эквивалента валютных обязательств, а также с ростом процентных ставок по инфраструктурным облигациям, привязанным к уровню инфляции.

Объем капитальных вложений холдинга в 2015 году составил 406 млрд рублей по сравнению с 462 млрд рублей годом ранее. ОАО «РЖД» продолжило реализацию проектов, направленных на обновление парка локомотивов, повышение пропускной способности и обеспечение безопасности железнодорожной инфраструктуры, включая реализацию инфраструктурных проектов в рамках государственных программ развития транспортной инфраструктуры.

2. РПБУ

Финансовая отчетность по российским стандартам предполагает составление бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «РЖД» за 2015 год в следующем составе:

-бухгалтерский баланс на 31.12.2015г.;

— отчет о финансовых результатах за 2015 год;

— приложения к бухгалтерскому балансу и отчетуо финансовых результатах,

В том числе:

Отчет об изменениях капитала за 2015 год;

Отчет о движении денежных средств за 2015 год;

Пояснения к бухгалтерской (финансовой отчетности) за 2015 год.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. краткосрочные обязательства ОАО «РЖД» превысили ее текущие активы на 266 634 миллиона рублей (справочно: на 31 декабря 2014 г. — на 266 057 миллионов рублей), что, в основном, связано с тем, что текущие обязательства в значительной мере представлены кредиторской задолженностью перед поставщиками за оказание услуг по строительству, модернизации и ремонту основных средств в рамках инвестиционной программы компании, а также авансами, полученными за перевозку по причине того, что основная часть продаж транспортных услуг компании осуществляется на условиях предоплаты.

Компания не ожидает изменения основных условий взаимодействия с клиентами и поставщиками.

В соответствии с утвержденным финансовым планом для всех проектов, включаемых в инвестиционную программу компании, определяется источник финансирования соответствующей срочности и на надлежащих условиях.

Компания осуществляет вложения в развитие, модернизацию и ремонт своих основных средств.

Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» финансируется за счет денежных средств от операционной деятельности, а также краткосрочных и долгосрочных заемных средств и средств государственного финансирования, получаемых в виде субсидий и вложений в уставный капитал Компании.

Руководство использует следующие инструменты для управления ликвидностью компании:

1) Непрерывный мониторинг и управление структурой кредитного портфеля с целью удлинения сроков и формирования равномерного графика погашения обязательств в последующих периодах;

2) Программа диверсификации источников внешних заимствований, включая кредитование в коммерческих банках и размещение долговых ценных бумаг;

3) Заключение долгосрочных и среднесрочных кредитных договоров с российскими банками для обеспечения достаточности доступных финансовых ресурсов;

4) Планомерное уменьшение доли валютной составляющей кредитного портфеля, в том числе за счет плановых и досрочных погашений валютных заимствований, в целях снижения валютных рисков для повышения финансовой устойчивости;

5) Использование краткосрочного промежуточного финансирования для обеспечения равномерного денежного потока при финансировании инвестиций и операционной деятельности.

 

2.3 Формирование отчета о прибыли или убытке: МСФО И РСБУ

 

Доходы признаются в тот момент, когда существует высокая вероятность того, что экономические выгоды от операций будут получены и сумма дохода может быть достоверно определена.

Доходы и расходы отражаются в отчете о прибылях и убытках в том периоде, в котором товары (услуги) были реально переданы (оказаны) и была завершена передача связанных с этими товарами (услугами) рисков и экономических выгод, вне зависимости от того, была ли произведена фактическая оплата таких товаров (услуг). Группа проводит анализ своих договоров на оказание услуг и реализацию товаров, для того чтобы определить выступает ли она в качестве принципала или агента.

Акционерный капитал открытого акционерного общества ОАО «РЖД» по состоянию на 31 декабря 2015 г. состоит из2 050 163 180(на 31 декабря 2014 г.: 1 976 932 342)разрешенных к выпуску, выпущенных, и находящихся в обращении обыкновенных акций номиналом 1 тысяча рублей каждая, и 50 000 000 (на 31 декабря 2014 г: ноль),разрешенных к выпуску, выпущенных и находящихся в обращении привилегированных акций номиналом 1 тысяча рублей каждая.
В марте 2015 года компания выпустила 50 000 000 неконвертируемых привилегированных бездокументарных акций номиналом 1 тысяча рублей каждая.

Выпуск был одобрен акционером компании для целей модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей.
Сумма денежных средств, полученная за выпущенные акции, составила 50 000 миллионов рублей.

Ниже представлены два отчета о финансовых результатах открытого акционерного общества «РЖД», сформированным по стандартам международной и российской отчетности.

 

Рисунок 1 – Консолидированный отчет о прибялях и убытках ОАО «РЖД» за 2015 год

 

Рисунок 2 – Отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года

 

Рисунок 2 – Отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года

 

Железнодорожный транспорт – фондоемкая отрасль. В ОАО «РЖД» сосредоточено основных средств на 5245 млрд. руб. по первоначальной стоимости, почти 68% из них приходится на пассивную часть – сооружения, передаточные устройства, здания.

Объемы перевозок и транспортной работы зависят от состояния экономики в целом. В компании высок удельный вес постоянных расходов, так как железнодорожный путь и другие сооружения надо содержать в исправном состоянии даже при уменьшающихся объемах перевозок.

ОАО «РЖД» работает в условиях государственного регулирования тарифов на перевозки, их рентабельность ограничена. В 2014 году тарифы заморожены из-за всевозрастающих расходов и прибыль, если и будет получена то в минимальных размерах. Из вышеизложенного следует, что по показателю прибыли во всех ее вариантах не всегда можно судить об эффективности работы транспортной компании.

 

2.4 Проблемы применения международного опыта финансового учета в российской практике ОАО «РЖД»

 

Решая перейти на МСФО, руководитель предприятия рассчитывал создать своему бизнесу благоприятный имидж. Однако он даже не подозревал, насколько тернистым может быть этот путь.

Необходимость составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (далее — МСФО-отчетность) у всех на устах. Это и неудивительно. Отчетность, составленная по принципам МСФО, становится все более востребованной российским бизнесом. Преимуществ, заставляющих акционеров и менеджеров российских компаний задумываться о внедрении МСФО-отчетности, более чем достаточно.

Во-первых, наличие МСФО-отчетности позволяет получить доступ к банковским кредитам на более выгодных условиях. Кроме того, она может обеспечить компании возможность выхода на международные рынки капитала.

Во-вторых, перевод российских компаний на МСФО-отчетность должен стимулировать сотрудничество отечественного бизнеса с западными партнерами.

В-третьих, составление МСФО-отчетности позволит фирме иметь более прозрачную и структурированную информацию для принятия управленческих решений.

Тем не менее, видя перед собой очевидные преимущества МСФО-отчетности, акционеры и менеджеры не должны расслабляться.

Дело в том, что существует ряд объективных трудностей, которые возникают у отечественных компаний при внедрении МСФО. Опишем основные проблемы и трудности, которые возникли при внедрении МСФО на предприятии.
В силу новизны МСФО для России при их первом применении предприятие столкнулось с острой нехваткой персонала, подготовленного к составлению МСФО-отчетности.

Дело здесь не столько в отсутствии у большинства сотрудников бухгалтерии знаний технических аспектов МСФО, а в менталитете.

Применение МСФО – это не механическое следование набору правил учета и инструкций по подготовке отчетных форм, а способность применять принципы учета и составления отчетности. При этом от составителя МСФО-отчетности требуется, чтобы он умел применять и отстаивать адекватное профессиональное суждение.

Как показывает практика, необходимость «зрить в корень» проблем зачастую ставит российских бухгалтеров в затруднительное положение. Возможно, им не совсем привычно активно применять профессиональное суждение для отражения экономической сути транзакций.

Составитель МСФО-отчетности должен осознавать, что отчетность – зеркало, барометр экономического здоровья предприятия. Это не набор заполненных форм, главное назначение которых – исчислить базу для налогообложения.
При внедрении МСФО-отчетности у предприятия возникла еще одна проблема. Она заключается в отсутствии либо необходимой информации, либо механизма генерирования данных в конкретном подразделении в определенное время.

Эта проблема актуальна потому, что составление МСФО-отчетности затрагивает не только бухгалтерию, но и многие другие подразделения предприятия.

Сюда относятся отделы закупок и продаж, складское хозяйство, юридический отдел, подразделения, отвечающие за капитальные вложения, и т.д.

Как правило, при применении МСФО полученные финансовые показатели значительно отличаются от аналогичных показателей в российской отчетности.

Это связано с тем, что в МСФО более реалистично оценивается экономическая отдача от активов, более скрупулезно и консервативно отражаются пассивы.

Кроме того, при оценке активов и обязательств используется концепция справедливой стоимости. Также предусматривается иной порядок отражения отложенных налоговых требований и обязательств и т.д. В конечном итоге отчетность, как правило, отражает худший финансовый результат по сравнению с российской отчетностью. Особенно остро это проявилось в первый год применения МСФО.

Порой эти обстоятельства являются неожиданным и не всегда приятным сюрпризом для менеджмента и акционеров компании. К этому добавляется необходимость раскрытия в пояснительной записке ряда показателей (условные риски, операции со связанными сторонами, методика расчета резервов и т.п.).

Это, как правило, также не вызывает оптимизма у заказчика.

Осуществляя значительные затраты на составление МСФО-отчетности, компания ожидает получить на выходе некое подобие рекламной брошюры о себе. Вместо этого же получается лаконичный и определенный четкими параметрами документ, фиксирующий экономические реалии хозяйствующего субъекта.

Неожиданности технического характера, влияющие на финансовый результат за отчетный период и на баланс на отчетную дату, — не единственная проблема.

При первом применении МСФО в ОАО «РЖД» возник ряд трудностей, касающихся масштаба, сроков и стоимости проекта внедрения МСФО в целом.

В первую очередь к ним следует отнести следующие аспекты:

— отсутствие информации об исторической стоимости основных средств. Как следствие, предприятию пришлось привлекать независимого квалифицированного оценщика;

— консолидация дочерних предприятий. Согласно МСФО, отчетность дочерних и зависимых предприятий должна консолидироваться в МСФО-отчетности материнской компании. В противном случае отчетность не может считаться соответствующей стандартам МСФО. Таким образом, необходимо было подготовить информацию для включения в консолидированную отчетность по всем дочерним и зависимым компаниям;

— сравнительные данные за прошлый период. МСФО предписывают, что в отчетности должны быть приведены сравнительные данные как минимум за один прошлый период. Если они отсутствуют, то такая отчетность не является в полной мере соответствующей МСФО;

— раскрытие информации об операциях со связанными сторонами. Это одно из требований МСФО, обязательность которого зачастую является сюрпризом для акционеров и менеджмента предприятия. В соответствии с МСФО должны быть раскрыты суть и размеры транзакций со связанными сторонами, а также применяемая политика ценообразования. При этом МСФО трактуют связанные стороны по их сути, а не по правовой форме.

Когда компания решила составлять отчетность по МСФО, то ей потребовалось провести определенную подготовительную работу методологического и организационного характера.

Подготовка к переходу на МСФО включала, в частности, анализ всех операций компании с целью выявления разниц в учете объектов по российским и международным стандартам и проведения в дальнейшем необходимых трансформационных корректировок.

Принципы учета задолженности по заемным средствам, установленные национальным российским стандартом ПБУ 15/01 и аналогичным международным стандартом бухгалтерского учета (МСФО 23 «Затраты по займам»), существенно отличаются.

Сравнительная характеристика позволяет констатировать следующее.

1. МСФО 23 «Затраты по займам» предусматривает два различных способа учета затрат по кредитам и займам.

Первый (стандартный) способ предполагает отнесение процентов по кредитам и займам к расходам того периода, в котором они произведены.

Второй (альтернативный) способ помимо стандартного учета предлагает применение капитализации затрат по кредитам и займам в стоимости активов, называемых квалифицируемыми, если заемные средства были привлечены специально для приобретения этих активов.

При альтернативном способе учета затрат в первоначальную стоимость квалифицируемых активов включаются проценты по кредитам и займам. При этом под квалифицируемым активом понимается актив, подготовка которого к предполагаемому использованию или для продажи обязательно требует значительного времени.

Приведем примеры квалифицируемых активов.

1. Запасы, которые требуют значительного времени на доведение их до товарного состояния.

2. Объекты незавершенного капитального строительства.

3. Инвестиционная собственность.

Не относятся к квалифицируемым активам запасы, за короткий срок преобразуемые в товары, а также товары, предназначенные для дальнейшей перепродажи.

В российской практике учета в соответствии с нормами ПБУ 15/01 применяется порядок, соответствующий допустимому альтернативному в МСФО 23. Согласно п. 12 ПБУ 15/01 затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. «Квалифицируемый актив» назван в ПБУ 15/01 инвестиционным активом, однако, несмотря на разницу названий, экономическая сущность данных понятий едина: это активы, требующие значительного времени на приобретение и (или) строительство и подготовку к использованию.

Итак, ПБУ 15/01 требует, а МСФО 23 допускает включать затраты по займам, непосредственно связанным с приобретением инвестиционного (квалифицируемого) актива, в его первоначальную стоимость, однако в отличие от МСФО 23 ПБУ 15/01 делает ряд оговорок, запрещающих такое включение в некоторых случаях. Рассмотрим их.

В соответствии с п. 13 ПБУ 15/01 к инвестиционным активам не относятся объекты, приобретенные для перепродажи. Таким образом, даже если подготовка данных объектов к использованию потребует значительного времени, затраты по заемным средствам не будут включены в их стоимость. В МСФО 23 нет данного ограничения.

ПБУ 15/01 запрещает включать затраты по займам в стоимость того инвестиционного актива, по которому по правилам российского бухгалтерского учета не предусмотрено начисление амортизации (п. 23). МСФО 23 не ставит включение затрат по заемным средствам в стоимость квалифицируемого актива в зависимости от того, начисляется ли амортизация по данному активу.

Из требования ПБУ 15/01 включать затраты по займам только в стоимость тех инвестиционных активов, по которым начисляется амортизация, следует, что данные затраты не должны включаться в стоимость оборотных активов, поскольку по ним начисление амортизации не предусмотрено. Рассуждая так, можно сделать вывод, что затраты по заемным средствам не должны включаться не только в стоимость товаров, но и в стоимость материально-производственных запасов. Отметим, что МСФО 23 не содержит этого ограничения.

ПБУ 15/01 не предлагает ведения учета затрат по займам и кредитам способом, который в МСФО 23 указывается в качестве основного (отражение процентов по заемным средствам исключительно в составе текущих расходов).

2. ПБУ 15/01 устанавливает общие принципы учета задолженности по полученным займам, кредитам и выданным заемным средствам, описание которых не предусмотрено МСФО 23. Так, МСФО 23 не содержит указаний о классификации задолженности по кредитам и займам на краткосрочную и долгосрочную, необходимости перевода срочной задолженности в просроченную при наличии оснований.

3. И ПБУ 15/01, и МСФО 23 определяют состав затрат по займам и кредитам, в том числе: «общие» — проценты по заемным средствам, дополнительные затраты – связаны с привлечением заемных средств и курсовые разницы, возникающие при привлечении заемных средств.

При этом МСФО 23 относит к составу затрат такие расходы, как постепенное списание (называемое иногда амортизацией) доходов и расходов, полученных в результате эмиссии облигаций, финансовые выплаты в рамках финансового лизинга, отраженные в учете в соответствии с МСФО 17 «Аренда». ПБУ 15/01 относит к затратам по заемным средствам суммовые разницы, а также проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям.

4. Основное внимание МСФО 23 уделяет признанию затрат по займам при допустимом альтернативном порядке учета, определяя состав затрат по займам, разрешенных к капитализации; момент начала капитализации и приостановления капитализации; учет затрат по кредитам и займам при прекращении капитализации.

В соответствии с альтернативным порядком учета затраты по заемным средствам, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству квалифицируемого актива, должны капитализироваться путем включения в стоимость этого актива. Капитализация возможна только при условии возможного получения компанией в будущем экономических выгод от использования квалифицируемого актива. Все прочие затраты по займам признаются в качестве расходов и списываются в период их возникновения. [25, с.41]

При применении альтернативного порядка учета фактические затраты по займам являются затратами, понесенными с целью обеспечения приобретения квалифицируемого актива (данные затраты не были бы понесены, если бы не приобретались активы).

Однако в этом случае могут появиться некоторые учетные проблемы при выявлении связи между конкретными заемными средствами и квалифицируемыми активами (например, в отдельных случаях помимо заемных средств, привлеченных специально для квалифицируемого актива, существует необходимость в дополнительных заемных средствах).

Они могут быть получены из централизованно распределяемых фондов, это возможно, когда финансирование группы компаний координируется центральным казначейством, которое принимает решения относительно привлечения заемных средств и направления их использования.

Процентные платежи по централизованно распределяемым фондам называются ставкой капитализации. Она исчисляется как средневзвешенное значение затрат по займам за вычетом займов на финансирование квалифицируемого актива.

Так, во время строительство здания производственного назначения стоимостью 200 млн. долл. США 120 млн. долл. компания получила в качестве долгосрочного займа под 8% годовых непосредственно для финансирования строительства, остальные 80 млн. долл. поступили из централизованно распределяемых фондов: 45% централизованно распределяемых заемных средств предоставлялись под 15% годовых, а оставшиеся 55% — под 10% годовых.

Затраты по заемным средствам, подлежащие включению в стоимость квалифицируемого актива за первый год, составили:

120 млн. долл. х 8% + 80 млн. долл. х ((45% х 15%) + (55% х 10%)) = 19,4 млн. долл.

Средневзвешенная ставка по централизованно распределяемым заемным средствам составила 12,25% ((45% х 15%) + (55% х 10%)). Средняя ставка по займам для проекта составит 9,7% (19,4 млн. долл. / 200 млн. долл.).

Нормами ПБУ 15/01 (п. 29) в случаях, если для приобретения инвестиционного актива израсходованы заемные средства, полученные на цели, не связанные с его приобретением, также предусмотрено использование «ставки капитализации» при начислении процентов за использование указанных заемных средств, но в российском стандарте применяется термин «средневзвешенная ставка». Порядок ее расчета аналогичен порядку, установленному в МСФО 23.

Трудности появились и тогда, когда группа компаний получала заемные средства из внешних источников по различным плавающим процентным ставкам и ссужала эти средства на различных условиях компаниям, входящим в группу, по фиксированной ставке.

Дополнительно усложняют ситуацию колебания валютных курсов, а также использование группой кредитов, деноминированных в иностранной валюте или привязанных к ней, при наличии высокой инфляции. В результате определение величины затрат по использованию заемных средств, непосредственно связанных с приобретением квалифицируемого актива, затруднено и требует применения субъективной оценки.

При определении суммы затрат по займам, разрешенных к капитализации в течение периода, любой полученный по таким средствам инвестиционный доход вычитается из суммы понесенных по займам затрат (п. 16 МСФО 23).

Подобного рода требование содержится и в п. 26 ПБУ 15/01, согласно которому затраты по полученным займам и кредитам, связанные с приобретением инвестиционного актива, уменьшаются на величину дохода от временного использования заемных средств в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Указанные вложения заемных средств могут осуществляться только в случаях непосредственного уменьшения затрат, связанных с финансированием инвестиционного актива (например, при снижении цен на строительные материалы и оборудование, задержке выполнения отдельных видов или этапов работ субподрядными организациями и т.д.).

Уменьшение затрат по займам на величину дохода организация должна подтвердить соответствующим расчетом фактического наличия указанного дохода.

В соответствии с нормами МСФО 23 капитализация затрат по использованию заемных средств как части первоначальной стоимости квалифицируемого актива должна начинаться когда:

— появились расходы по данному активу;

— возникли затраты по займам;

— началась работа, необходимая для подготовки актива для использования по назначению или к продаже.

Согласно требованиям п. 27 ПБУ 15/01 включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива производится при наличии следующих условий:

— возникновение расходов по приобретению и (или) строительству инвестиционного актива;

— наличие фактических затрат по займам и кредитам или обязательств по их осуществлению;

— фактическое начало работ, связанных с формированием инвестиционного актива.

Таким образом, момент начала капитализации по российским и международным стандартам определен аналогично.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» [9], во многом соответствует МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов». Однако существуют и определенные различия между этими двумя стандартами, поэтому компании необходимо вносить в нее некоторые корректировки.

Любая операция в иностранной валюте при ее отражении в финансовой отчетности предприятия должна быть пересчитана в валюте отчетности предприятия (т.е. для Российской Федерации – в рублях). Согласно действующему российскому законодательству для пересчета операции в иностранной валюте в рубли к сумме операции применяется установленный на дату совершения операции курс Банка России. [19, с.99]

Требованиями МСФО 21 не уточняется, по какому именно курсу должна быть отражена данная операция в финансовой отчетности предприятия. Стандарт устанавливает, что в общем случае это может быть курс спот, т.е. действующий курс на текущем валютном рынке (например, курс ММВБ), однако допускается использование среднего курса за определенный период (например, за неделю или за месяц), если он не подвергался значительным колебаниям.

Согласно МСФО 21 при составлении бухгалтерской отчетности в конце отчетного периода статьи в иностранной валюте должны быть представлены с использованием конечного курса, действующего на отчетную дату. Это в принципе не противоречит требованиям ПБУ 3/2000, которое устанавливает, что денежные активы и обязательства, исчисляемые в иностранной валюте, должны быть пересчитаны по курсу Банка России, действующему на отчетную дату. Стоит отметить, что МСФО 21 не дает точных указаний на то, какой курс считать действующим на отчетную дату, следовательно, и в этом случае возникают варианты учета денежных активов и обязательств, подобные рассмотренным выше.

При подсчете в конце отчетного периода стоимости не денежных статей, выраженных в иностранной валюте, статьи, учтенные по фактической стоимости приобретения, должны учитываться по курсу, действующему на момент совершения операции; статьи, учтенные по справедливой стоимости, — по курсу, действующему на момент определения данной стоимости. Эти указания также в целом не противоречат требованиям ПБУ 3/2000, которое устанавливает, что при подсчете стоимости основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и других не денежных статей их стоимость на отчетную дату принимается в рублевой оценке по курсу Банка России, действовавшему на дату совершения операции.

МСФО 21 устанавливает, что курсовая разница, возникающая при погашении денежных статей (дебиторской и кредиторской задолженности) и при пересчете стоимости денежных статей компании на отчетную дату, должна признаваться в качестве дохода или расхода компании в периоде ее возникновения.

Это означает, что в случае, когда расчет по операции производится в один из периодов, следующих за периодом совершения операции, на каждую отчетную дату вплоть до периода расчета компания должна отражать курсовую разницу по неоплаченным обязательствам.


Страницы: 1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф