Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование организации бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса 11
1.3 Особенности бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса 15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИП «ЯКОВЛЕВ» 19
2.1 Краткая характеристика ИП «Яковлев» 19
2.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии 25
2.3 Порядок налогообложения на предприятии 35
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХМАЛОГО БИЗНЕСА 42
3.1 Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса 42
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учет – это описание финансово-хозяйственной деятельности организации с помощью цифр. В учет включается все: деньги, долги, имущество, прибыль и займы. Обязанность вести бухучет закреплена в 402-ФЗ и действует с 2011 года. Любые компании, независимо от формы собственности и системы налогообложения, применяют бухгалтерский учет. Исключение составляют лишь индивидуальные предприниматели (ИП).
Государством не предусмотрены официальные стандарты для сокращения бухучета, и малый бизнес может разработать свои способы. Например, они могут использовать сокращенный план счетов, упростить бланки первичных документов, отказаться от некоторых норм ПБУ – Положение о бухгалтерском учете. А микропредприятия ( с численностью до 15 человек и доходом не больше 120 млн рублей в год) могут отказаться от использования двойной записи
При открытии собственного бизнеса начинающие предприниматели в первую очередь сталкиваются с двумя вопросами: какую форму организации им выбрать, и какой системой налогообложения пользоваться. А это очень важно, ведь налоги напрямую влияют на размер прибыли компании. Как правило, ответ зависит от вида деятельности и размеров организации.
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть особенности бухгалтерского учета и налогообложения малого предприятия и разработать направления их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформулировать понятие и признаки малого предпринимательства;
проанализировать нормативно-правовое регулирование организации бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса;
выявить особенности бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса;
дать краткую характеристику малого предприятия;
описать особенности организации бухгалтерского учета малого предприятия;
проанализировать порядок налогообложения на малом предприятии;
представить мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса;
оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования выпускной квалификационной работы малое предприятие – индивидуальный предприниматель ИП «Яковлев».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы – особенности организации бухгалтерского учета и налогообложения малого предприятия.
Информационная база исследования – нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малого бизнеса, материалы, представленные в научной литературе и средствах массовой информации, результаты предпринимательской деятельности ИП «Яковлев».
Практическая значимость исследования – применение разработанных мероприятий в реальной деятельности ИП «Яковлев», а также других аналогичных малых предприятий.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства
В 2021г. федеральное законодательство о малом предпринимательстве в России претерпело значительные изменения , рассмотрим их.
При признании критерия доходов предприятия с 2021 года не используют показатель выручки от реализации. То есть в расчет берут налоговые доходы, которые отражены субъектом хозяйствования в декларации по налогу на прибыль, или в декларации по упрощенному налогу, или декларации по налогу на доходы физических лиц.
Также изменилась доля участия иностранных компаний в уставном капитале. Причем иностранное предприятие, участвующее в уставном капитале российского предприятия, также должно быть малым.
Малые и средние организации с долей иностранных компаний не более 49% могут сохранить статус субъектов малого предпринимательства. Главное условие – такая иностранная организация сама должна быть малой.
Не могут принимать участие в уставном капитале малого предприятия оффшорные компании. Кроме того, иностранное предприятие должно соответствовать российским критериям по показателям дохода и среднесписочной численности.
К малым предприятиям теперь могут относиться организации, при участии общероссийских общественных объединений инвалидов или их отделения. Необходимо учитывать, что за предыдущий год среднесписочная численность инвалидов по отношению к остальному персоналу должна быть не меньше 50 %, а доля оплаты их труда в фонде оплаты труда предприятия не меньше 25 %.
Признаки предприятия малого и среднего бизнеса в 2021 году представлены на рис.1.1:
Рисунок 1.1 – Признаки отнесения к малому и среднему бизнесу
Перечень экономических субъектов, которым имеет смысл проверить у себя соблюдение критериев СМП, определен в Законе от 18-го июля 2019 г. № 185-ФЗ .
Этот закон регулирует требования к такому бизнесу и формы его государственной поддержки.
В соответствии с указанным Федеральным законом критерии малого и среднего бизнеса в 2021 году распространяются на (рис.1.2):
Рисунок 1.2 – Критерии отнесения к малому и среднему бизнесу
Исходя из критериев СМП 2021 г. можно определить три группы фирм и предпринимателей (рис.1.3):
Рисунок 1.3 – Группы фирм и предпринимателей
Таким образом, к малым предприятиям могут относиться индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства.
Критерии малых, средних, а также микропредприятий, представим в таблице 1.1.
Таблица 1. 1 – Критерии малого и среднего бизнеса
| Критерий | Микропредприятия | Малые предприятия | Средние предприятия |
| Критерии, общие для всех | |||
| Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год | 15 человек | 16–100 человек | 101–250 человек |
| Доходы за год по правилам налогового учета не превысят:
| 120 млн руб. | 800 млн руб. | 2 млрд руб. |
| Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ | |||
| Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале организации | Не более 25 процентов принадлежит: – государству, субъектам РФ; – муниципальным образованиям; – общественным и религиозным организациям (объединениям); – благотворительным и иным фондам | ||
| Не более 49 процентов принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности | |||
| Дополнительные критерии для АО | |||
| Суммарная доля участия в капитале | Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит: – государству, субъектам РФ; – муниципальным образованиям; – общественным и религиозным организациям (объединениям); – благотворительным и иным фондам | ||
| Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности | |||
Кроме того, малые и средние предприятия должны быть зарегистрированы в едином реестре, при соблюдении указанных условий. Малый и средний бизнес имеет ряд преимуществ (рис.1.4):
Рисунок 1.4 – Преимущества малого и среднего бизнеса
Таким образом, к малым предприятия относятся те, которые отвечают законодательно установленным критериям. При условии, что в течение трёх лет показатели по доходам и численности были выше установленных лимитов, предприятие исключают из реестра.
1.2 Нормативно-правовое регулирование организации бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса
Правильно организованный бухгалтерский учет важен не только для каждой конкретной организации, но и для государственной финансовой системы в целом. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .
В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано большое количество подзаконных актов, которые должны применять все организации при ведении бухучета.
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности (рис.1.5).
Рисунок 1.5 – Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета малого предприятия
Все нормативные документы по бухгалтерскому учету поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности .
В нем руководители и бухгалтеры найдут ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут нормативные документы бухгалтерского учета, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:
план счетов;
многочисленные ПБУ;
положение о документообороте.
Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н .
Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество.
То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н .
Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами .
Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:
учетная политика;
инструкции;
приказы.
Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.
1.3 Особенности бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса
Практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах) .
Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.
При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений. Перечислим наиболее важные :
можно не создавать резерв на оплату отпусков;
исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности;
не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА;
не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение.
Также при данном способе бухучета можно учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы, а запасы оценивать на отчетную дату по фактической себестоимости.
Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ .
Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода .
Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде .
Указанием Банка России для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных .
На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы – они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.
Налоговые преференции для СМП устанавливаются на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.
Кроме этого, продолжают действовать временные послабления, установленные для СМП в связи с COVID-19.
В частности, на выплаты работнику сверх МРОТ данные организации начисляют страховые взносы по пониженным тарифам, А именно: по пенсионным взносам 10%, по медицинским – 5%, по взносам «на больничные» – 0%.
В периоды введения коронавирусных ограничений предприятия малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей могли получать государственные субсидии. Дополнительные меры поддержки для СМП вводили отдельные регионы.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.
Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма является чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций.
Остальную статистическую отчетность субъекты малого и среднего предпринимательства сдают в особом порядке. Соответствующая обязанность возникает в рамках сплошного (в отношении всех СМП) или выборочного (в отношении указанных Росстатом организаций и ИП) статистического наблюдения. При этом сплошное исследование малого бизнеса проводится один раз в 5 лет .
Так, в 2021 году СМП должны были отчитаться о своей деятельности за 2020 год.
Выборочное статистическое наблюдение проводится в отношении тех субъектов, которые попали в перечень, ежегодно определяемый Росстатом . Информацию о том, нужно ли конкретному субъекту сдавать статотчетность, по каким формам и с какой периодичностью, можно уточнить на сайте Росстата (https://websbor.gks.ru/online/info).
Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.
Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически не будет отражена дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.
Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу .
Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.
В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы. И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2022 году – выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.
