Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности формирования познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через ознакомление с неживой природой. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


ГЛАВА II. Особенности формирования познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников через ознакомление с неживой природой

2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента.

 

Цель констатирующего эксперимента — изучение особенностей проявления познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования и условий, созданных для развития познавательно- исследовательской деятельности в практике современного ДОУ.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить особенности проявления познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования и определить наличный уровень развития познавательно- исследовательской деятельности.
  2. Выявить причины, препятствующие развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста ознакомлении с неживой природой.
  3. Изучить педагогические условия развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в практике детского сада.

Констатирующий эксперимент осуществлялся по двум направлениям.

Первое направление заключалось в выявлении особенностей проявления познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных проблемных ситуациях и свободной деятельности детей и определении наличного уровня развития познавательно- исследовательской деятельности.

Второе направление состояло в изучении педагогических условий развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников ознакомлении с неживой природой: определении уровня компетентности воспитателей в вопросах развития познавательно- исследовательской деятельности, выявлении возможности участия родителей ознакомлении с неживой природой дошкольников, в изучении особенностей организации предметно-развивающей среды с позиции развития познавательно- исследовательской деятельности детей ознакомлении с неживой природой.

Первое направление констатирующего эксперимента, заключающееся в изучении познавательно- исследовательской деятельности детей ознакомлении с неживой природой, осуществлялось с помощью методов создания проблемных ситуаций и наблюдений за проявлениями познавательно- исследовательской деятельности детей в свободном экспериментировании.

Для решения задач первого направления был разработан многосерийный эксперимент. Первая серия была направлена на выявление особенностей познавательно- исследовательской деятельности ознакомлении с неживой природой в специально созданных проблемных ситуациях. Ребенку предлагались три ситуации экспериментирования, где в качестве объекта исследования выступала вода, как понятный и близкий опыту старшего дошкольника объект неживой природы. Экспериментирование детей было связано с исследованием разнообразных свойств воды. Все проблемные ситуации строились по единому алгоритму и включали в себя 3 части:

1 часть ситуации: — знакомство ребенка с проблемой и постановка перед ним задачи самостоятельного исследовательского поиска ее решения в условиях экспериментирования. выдвижение ребенком предположения (гипотезы) по поводу возможного пути решения проблемы экспериментальным путем.

самостоятельное практическое решение ребенком проблемы через экспериментирование с помощью различных средств (предметов, материалов, инструментов). При этом ребенок ставится в условия самостоятельного выбора возможных вариантов решения.

  • часть ситуации: дошкольнику предоставляется возможность проявить исследовательскую активность, продолжив самостоятельно аналогичное исследование путем экспериментирования с новыми объектами по желанию ребенка.
  • часть ситуации: итоговая беседа с ребенком, выявляющая интерес к экспериментированию и осознание результатов его познавательно- исследовательской деятельности в решении проблемы.

В соответствии с данной схемой, детям были предложены 3 проблемных ситуации, направленные на самостоятельное исследование и выявление следующих свойств воды: растворимости различных веществ в воде (ситуация условно названа «Кораблекрушение»); плавучести различных тел в воде (ситуация условно названа «Перевертыши»); очистки воды (ситуация условно названа «Путешествие в пустыне»).

Ситуация «Кораблекрушение».

Исследовательская задача ребенка: выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

Первая часть ситуации: перед ребенком ставился макет корабля; тазик с водой; 6 марлевых мешочков, наполненных солью, сахаром, акварельными красками, глиной, крупой, речным песком; коробочки, в которой находятся данные вещества; прозрачные стаканы.

Ребенку предлагалось следующее проблемное содерэюание ситуации: корабль перевозил груз из одного порта в другой, на своем борту он вез эти мешки (показываем) с солью, сахаром, акварельными красками, крупой (горох), речным песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм (выкладывалась картинка с изображением моря и тонущего корабля). Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он пошел ко дну. Но к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли всех людей. С грузом было сложнее, они достали все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему?

Если ребенок высказывал предположение, воспитатель просил объяснить, почему он так думает. Затем, ребенку говорилось: «Ты можешь проверить, какие мешочки оказались пустыми, а какие полными. В этом тебе могут помочь предметы и материалы, лежащие на столе. Подумай и проверь».

Задача ребенка: провести самостоятельно эксперимент и разрешить данную проблему.

Фиксируется познавательно- исследовательская деятельность ребенка: какие пробующие действия предпринимает; обследует ли все мешочки с веществами; какие высказывания он делает; предпринимает ли попытки самостоятельно использовать разные предметы на столе для проверки своей гипотезы. Проявляет ли настойчивость в поиске ответов; обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоциональное состояние испытывает в процессе эксперимента;

Если ребенок самостоятельно не делал попыток исследовать ситуацию, то педагог давал первую наводящую подсказку: «Посмотри, вот здесь стоит вода в тазике, представь, что это море, а рядом стоят такие же мешочки, как были на корабле, но случился шторм и все мешочки упали в воду. Подумай, как можно проверить, что сохранилось, а что исчезло в мешочках. Все что тебе необходимо лежит на столе». Если ребенок не воспользовался подсказкой, ему предлагалась вторая наводящая подсказка: «Возьми один мешочек и опусти его в воду, как будто он упал за борт во время шторма. Создай шторм в тазике. Теперь мы — спасатели, достань мешочек и посмотри, сохранилось ли в нем его содержимое, проверь также все остальные мешочки».

Фиксируется: принял ли ребенок проблему, потребовалась ли вторая подсказка, какие действия предпринимает и их уверенность, степень интереса, активности, результативность, повторяемость действий, количество вопросов эмоциональное состояние и самостоятельность в использовании других предметов и материалов.

После того, как дети провели исследование, каждому задавался вопрос: «Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?»

Вторая часть ситуации:

Цель: выявить уровень проявления познавательно- исследовательской деятельности в условиях дальнейшего аналогичного экспериментирования с новыми природными объектами.

Обращаясь к ребенку, педагог говорит: «Посмотри, на соседнем столе находятся различные материалы и тазик с водой. Ты можешь проверить растворяются ли они в воде или нет. Хочешь это проверить прямо сейчас?»

Фиксируется: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.

Третья часть ситуации:

Цель: выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.

С этой целью проводилась индивидуальная беседа:

  • Расскажи, что ты сейчас делал?
  • Помогло ли тебе это узнать, что сохранилось в мешках, которые спасли спасатели, а что растворилось?
  • Что произошло с солью (сахаром речным песком, акварельными красками, глиной и крупой), когда она оказалась в воде?
  • Понравилось ли тебе решать эту задачу? Было ли тебе это интересно?
  • Завтра мы будем снова проводить разные опыты, будешь ли ты в них участвовать?

Ситуация «Путешествие в пустыне».

Исследовательская задача ребенка: найти экспериментальным путем различные способы очистки воды. Первая часть ситуации.

Содержание проблемной ситуации: шел в пустыне караван (показывается изображение каравана), путешественники находились в пути уже долго, и у них осталось очень мало воды. Но случилась беда, начался сильный ураган и вся вода, которая у них была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках путешественники нашли вот это (показываем): марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые банки. Люди подумали и сумели очистить воду и утолить жажду. Как ты думаешь, как им удалось очистить воду? Подумай и предположи, как путешественники смогли очистить воду? Какие вещи и материалы им в этом помогли?

Задача ребенка: в эксперименте решить проблемную ситуацию и ответить на вопрос: Какие материалы помогли очистить воду?

Если ребенок высказывал предположение, педагог просил объяснить, почему он так думает.

Затем, ребенку предлагалось проверить свои гипотезы экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: банка с загрязненной водой, пустая банка, марля, промокашка, сито, дуршлаг, воронка.

Фиксируется: как действует ребенок, какие пробующие действия предпринимает, обследует ли все имеющиеся материалы, какие высказывания он делает, предпринимает ли самостоятельные попытки использовать разные способы очистки воды, обращается ли за помощью к воспитателю, какое эмоциональное состояние испытывает во время исследования.

Если ребенок не делал попыток самостоятельно исследовать ситуацию, ему давалась первая наводящая подсказка: «Посмотри, перед тобой находится такая же загрязненная вода, как и у путешественников и такие же материалы и предметы, какие они нашли у себя в мешках. Попробуй проверить, какие предметы смогут лучше всего очистить воду?» Если ребенок не воспользовался подсказкой, ему предлагалась вторая подсказка: «Посмотри, перед тобой пустая банка. Как ты думаешь, для чего она? Давай возьмем пустую банку положим в нее воронку, а воронку покроем марлей. А теперь нальем загрязненную воду в получившийся фильтр. Как ты думаешь, что произойдет? Попробуй проверить».

Фиксируется: принял ли ребенок проблему, какие действия предпринимает, предпринимает ли попытки использовать и другие материалы для очистки воды, какое эмоциональное состояние испытывает, речевое сопровождение деятельности.

Вторая часть ситуации.

Цель: выявить уровень проявления познавательно- исследовательской деятельности в условиях дальнейшего аналогичного экспериментирования с новыми природными объектами.

Обращаясь к ребенку, педагог говорит: «Посмотри, здесь стакан с водой Красной Шапочки, которая не выпила ее сразу, а потом обнаружила, что в стакане плавают сосновые иголки, шишки, земля, листочки. Как же ей напиться? Как очистить воду? Помоги Красной Шапочке».

Фиксируется: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.

Третья часть ситуации.

Цель: выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.

С этой целью проводиться индивидуальная беседа:

  • Расскажи, что ты сейчас делал?
  • Как тебе удалось очистить воду?
  • Какие предметы тебе в этом помогли?
  • Тебе понравилось это делать?
  • Скоро мы будем снова проводить разные опыты, будешь ли ты в них участвовать?

Ситуация «Перевертыши»

Исследовательская задача ребенка: определить степень плавучести различных предметов в воде.

Первая часть ситуации.

Содержание проблемной ситуации: ребенку предъявлялась картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага — плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, автомобиль — на дне аквариума.

Вопросы: Посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что не правильно? Почему ты так думаешь? Проверь свои догадки.

Задача ребенка: осуществить на практике эксперимент и разрешить данную проблему.

Дошкольнику предлагалось проверить свои догадки экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: кораблик деревянный, железный гвоздь, камни, бумага, автомобиль, пустая пластмассовая банка, таз с водой.

Если ребенок не делал попыток самостоятельно исследовать ситуацию, ему давалась первая наводящая подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы. Как ты думаешь, они могут помочь нам узнать, что плавает, а что тонет? Попробуй». Если ребенок не воспользовался подсказкой, ему предлагалась вторая подсказка: «Посмотри, перед тобой лежат все предметы, которые изображены на картинке. Давай вместе сделаем аквариум. Что нам для этого нужно? А теперь будем по очереди опускать имеющиеся у пас предметы в наш аквариум, и будем наблюдать, что происходит. Проверь, что будет плавать, а что утонет? Что перепутал художник?»

Фиксируются: принял ли ребенок проблему, какие действия предпринимает, предпринимает ли попытки использовать другие материалы для проверки плавучести, какое эмоциональное состояние испытывает, речевое сопровождение деятельности.

Вторая часть ситуации.

Цель: выявить уровень проявления познавательно- исследовательской деятельности детей в условиях дальнейшего аналогичного экспериментирования с новыми объектами.

Обращаясь к ребенку, педагог говорит: «Незнайке (ставится маленькая куколка) очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что же ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда, он не знает из чего делать плот? На берегу лежит много всяких предметов: бревнышки (доски), камни, железные прутья, полоски бумаги, кусочки пластмассы. Ты сможешь помочь Незнайке? Как проверить, какие из этих предметов плавают, а какие тонут в воде? Из чего ему построить плот?»

Фиксируется: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.

Третья часть ситуации.

Цель: выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.

С этой целью проводилась индивидуальная беседа:

  • Расскажи, что ты сейчас делал?
  • Что перепутал художник?
  • Как ты помогал Незнайке?
  • Из чего нужно сделать плот?
  • Что на самом деле плавает, а что тонет?
  • Тебе понравилось решать эту задачу?

Все проблемные ситуации проводились с детьми индивидуально. Оценка познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования осуществлялась на основе комплексного показателя.

  1. Принятие проблемной задачи, требующей экспериментирования.
  2. Интерес детей к экспериментированию.
  3. Способы решения проблемных ситуаций (выдвижение гипотез, выбор привычных способов деятельности, комбинированных, новых с элементами творчества).
  4. Проявление самостоятельности, инициативы и настойчивости в процессе ознакомления с неживой природой.
  5. Результативность (результат адекватный цели, результат с приобретением новых знаний).
  6. Отношение к результату экспериментирования и его оценка ребенком. По каждому показателю были разработаны дифференцированные критерии оценки познавательно- исследовательской деятельности (см. параграф 2.2).

В результате анализа данных, полученных в первой серии констатирующего эксперимента, выявились особенности познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, их интерес к экспериментированию и определились наличные уровни развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников.

2-ая серия констатирующего эксперимента была направлена на выявление познавательно- исследовательской деятельности детей ознакомлении с неживой природой с объектами в свободной деятельности. С этой целью осуществлялось систематическое наблюдение за проявлениями познавательно- исследовательской деятельности в свободном экспериментировании. В процессе наблюдения обращалось внимание: кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования они используют; какими объектами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования выбираются дошкольники наиболее часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности и различия мальчиков и девочек в выборе объектов для экспериментирования. Наблюдение осуществлялось в течение двух месяцев.

Каждый ребенок оценивался с позиции характерных особенностей его познавательно- исследовательской деятельности, эмоционально-субъектных и деятельно стно-субъектных проявлений ознакомлении с неживой природой:

  • предпочитаемые объекты для экспериментирования;
  • проявление настойчивости в исследовательском поиске;
  • умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы;
  • эмоциональное отношение к процессу экспериментирования; -способность самостоятельно вернуться к незаконченному
  • экспериментированию, продолжить исследовательский поиск;
  • поведение в случае неудачи;
  • разнообразие экспериментальной деятельности.

Полученные данные уточнялись в индивидуальной беседе с детьми:

  • Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
  • С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
  • Тебе нравится проводить опыты? Почему?
  • Какой опыт был для тебя самым интересным? Расскажи о нем.
  • Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
  • С кем ты любишь вместе исследовать?
  • Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

В результате систематического наблюдения и бесед были выявлены индивидуальные проявления познавательно- исследовательской деятельности.

В результате анализа данных двух серий констатирующего эксперимента выявлялись особенности познавательно- исследовательской деятельности, причины трудностей в проявлении познавательно- исследовательской деятельности в процессе ознакомления с неживой природой и определялись обобщенные уровни развития познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста ознакомлении с неживой природой.

Второе направление состояло в изучении педагогических условий развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников ознакомлении с неживой природой. Оно включало: определение особенностей подготовленности воспитателей к развитию познавательно- исследовательской деятельности ознакомлении с неживой природой (осознание и практическая готовность), выявление участия родителей в детском экспериментировании и взаимодействия воспитателей и родителей в этом вопросе, а также изучение особенностей

организации предметно-развивающей среды с позиции развития познавательно- исследовательской деятельности детей ознакомлении с неживой природой.

Исходя из принятого в нашем исследовании положения о том, что развитие познавательно- исследовательской деятельности детей требует непрерывности исследовательской деятельности дошкольников, предполагающей взаимодействие детского сада и семьи и продолжения экспериментирования детей с объектами в домашних условиях, мы посчитали необходимым выявить отношение родителей к данным вопросам. С этой целью была проведена беседа с родителями, которая позволила составить общее суждение об уровне интереса родителей к детскому экспериментированию, и роли познавательно- исследовательской деятельности в развитии ребенка, о связи семьи и детского сада в процессе развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников ознакомлении с неживой природой.

Беседа проходила индивидуально с каждым родителем:

  1. Интересуется ли ваш ребенок экспериментированием? С чем он любит экспериментировать?
  2. Принимаете ли вы участие вместе с ребенком ознакомлении с неживой природой в домашних условиях? Поддерживаете ли вы интерес вашего ребенка к проведению опытов, экспериментирования с предметами и материалами?
  3. Как вы считаете, влияет ли познавательно- исследовательская деятельность ребенка на успешность обучения в школе?
  4. Хотели бы вы развивать у своего ребенка исследовательскую активность, умение экспериментировать?
  5. Обсуждаются ли вами вопросы развития познавательно- исследовательской деятельности и экспериментирования с воспитателями группы?
  6. Какую помощь вы оказываете или можете оказать воспитателям в развитии познавательно- исследовательской деятельности детей ознакомлении с неживой природой?

В беседе участвовало 38 родителей старших дошкольников. Беседа позволила выявить проблемы, возникающие у родителей в развитии познавательно- исследовательской деятельности, в организации и поддержании детского экспериментирования в семье, а также отношение родителей к сотрудничеству с детским садом в вопросах осуществления детского экспериментирования.

Констатирующий эксперимент проводился в старших группах. В исследовании приняло участие 42 ребенка, 38 родителей старших дошкольников.

 

2.2. Особенности познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста ознакомлении с неживой природой.

 

В данном параграфе представлены результаты изучения особенностей проявления познавательно- исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с неживой природой в специально организованных проблемных ситуациях и свободной экспериментальной деятельности детей.

Анализ данных, полученных в специально организованных проблемных ситуациях («Кораблекрушение», «Путешествие в пустыне», «Перевертыши») осуществлялся по следующим критериям:

Принятие ребенком проблемной задачи, требующей

познавательно- исследовательской деятельности:

  • Адекватно принимает задачу в полном объеме;
  • Принимает задачу частично;
  • Подменяет задачу познавательно- исследовательской деятельности, задачей знакомства с материалами;
  • Не принимает задачу познавательно- исследовательской деятельности, ограничивается простым манипулированием предметами.

Интерес ребенка к познавательно- исследовательской деятельности:

  • Активно проявляет интерес и сохраняет его в процессе решения задачи;
  • Активно проявляет интерес на начальном этапе решения задачи, но наблюдается снижение интереса в процессе решения;
  • Проявляет неустойчивый интерес на начальном этапе, (в основном к новым материалам и предметам), утрачивает интерес к процессу решения задачи;
  • Не проявляет интереса к проблемной ситуации, отказывается от познавательно- исследовательской деятельности.

Процесс познавательно- исследовательской деятельности — решения ребенком проблемной задачи:

— Выдвигает предположение и соответственно практически осуществляет активный поиск решения проблемы, использует комбинаторный перебор средств решения, анализирует, рассуждает, не ограничивается одним решением, по своей инициативе предпринимает дальнейшее исследование с другими объектами, активно ищет и находит возможности для нового варианта решения, проявляет настойчивость в получении результата;

— выдвигает предположение при направляющей помощи воспитателя, осуществляет самостоятельный поиск решения проблемы, но ограничивается одним вариантом, после этого поиск прекращает, продолжает экспериментирование с новыми объектами по инициативе воспитателя.

Настойчивость в получении результата неустойчива, нуждается в стимулирующей помощи воспитателя;

— Не пытается высказать предположение о способе решении проблемы и практически организовать поиск решения, использует случайный выбор средств решения проблемы, не стремится рассуждать и анализировать свои действия, постоянно обращается за помощью к воспитателю, не проявляет настойчивости, отказывается от познавательно- исследовательской деятельности при первых трудностях.

Нуждается в направляющей и организующей помощи воспитателя;

— Не высказывает предположений о способе решения проблемы, подменяет экспериментирование игровыми действиями с предметами и материалами, нуждается в пошаговой, обучающей помощи воспитателя.

Отношение ребенка к результату познавательно- исследовательской деятельности. Оценка результата познавательно- исследовательской деятельности.

  • Высказывает удовлетворение от решения проблемы, активно проявляет инициативу и выражает готовность к дальнейшему исследованию;
  • Выражает удовлетворение’ от решения проблемы, собственной инициативы для нового решения аналогичных задач не выдвигает, но на соответствующее предложение взрослого откликается положительно;
  • Не может точно определить личное отношение к решаемой задаче (неопределенная оценка), на предложение взрослого продолжить экспериментирование отвечает отрицательно, подчеркивает трудность решения;
  • Не выражает отношения к проделанной деятельности, не оценивает результат познавательно- исследовательской деятельности.

Проведение трех специально организованных проблемных ситуаций, требующих познавательно- исследовательской деятельности, показало, что только 12% детей адекватно принимали поисковую задачу в полном объеме, при этом сопровождали свое понимание устными восклицаниями: Лена В.: «Все-все, я поняла, здесь надо очистить воду. Сейчас я подумаю, чем можно воспользоваться, чтобы очистить им воду» (ситуация «Путешествие в пустыне»), Миша Т.: «Так это же просто. Я могу лее проверить, что будет плавать, а что тонет. Вот посмотрите, как я буду делать» (ситуация «Перевертыши»).

Для 34% дошкольников было характерным частичное принятие проблемной задачи. Дети понимали, что необходимо найти ответ на поставленную проблему, но как это практически осуществить и как проверить все материалы не догадывались. Например, Катя К: «Мне как-то проверить надо, что осталось, а что исчезло? А как? Что мне надо сделать?» (ситуация «Кораблекрушение»), Дима К: «Они смогли очистить воду, значит и у меня должно получиться. Только я не знаю, что нужно сделать?» (ситуация «Путешествие в пустыне»). Данным дошкольника потребовалась подсказка, после которой задача деятельности была полностью ясна.

До 32% детей не смогли принять задачу познавательно- исследовательской деятельности, заменив ее задачей ознакомления с материалами. Например, Вера Ш.: «Какой гвоздь длинный. Куда его вбить можно? А машинка непонятного цвета, Коля любит в машинки играть» (ситуация «Перевертыши»), Миша Р.: «Краски. Можно я порисую? Нет, лучше из глины что-нибудь слеплю. Л как с солью играть?» (ситуация «Кораблекрушение»). Данным детям необходимо было дополнительное разъяснение требуемых действий. Им потребовалась вторая подсказка, где педагог осуществлял планирование их дальнейших действий.

22 % старших дошкольников не приняли проблемную задачу, отказавшись от участия ознакомлении с неживой природой. Например, Ира Д.: «Все правильно здесь нарисовано. Я пойду с Катей поиграю. Мне не интересно, не хочу заниматься» (ситуация «Перевертыши»), Дима Л.: «Я не знаю, как они очистили воду. Можно я пойду?» (ситуация «Путешествие в пустыне»).

Таблица №1 Особенности принятия старшими дошкольниками проблемной задачи, требующей познавательно- исследовательской деятельности.

Ситуации Полное принятие задачи Частичное принятие задачи Подмена задачи Не принятие задачи
«Кораблекрушение» 10% 35% 32% 23%
«Путешествие в пустыне» 12% 33% 33% 22%
«Перевертыши» 14% 34% 31% 21%
Средний балл 12% 34% 32% 22%

 

Изучение интереса дошкольников к познавательно- исследовательской деятельности в проблемных ситуациях показало, что многие детей (85%) выражают стремление к познавательно- исследовательской деятельности, однако устойчивость их интереса различна.

Так, 16% детей проявляли устойчивый интерес к принятию задачи и сохраняли его на протяжении всей деятельности познавательно- исследовательской деятельности. Это свидетельствует о сильной мотивационной направленности их познавательно- исследовательской деятельности ознакомлении с неживой природой на достижение результата и получение нового знания.

До 37% старших дошкольников проявили выраженный активный интерес к проблемным ситуациям преимущественно на начальных этапах. Например, Даня П.: «Как интересно. Я тооїсе хочу попробовать очистить воду» (ситуация «Путешествие в пустыне»), Денис В.: «Здорово. Если бы я был спасателем, я бы спас весь груз и всех людей. Сейчас попробую спасать груз» (ситуация «Кораблекрушение»). Но в процессе решения наблюдалось снижение интереса, поскольку к этому приводили трудности в разрешении задачи.

У 29% детей проявился неустойчивый интерес к решению проблемной ситуации, он ограничивался преимущественно новыми предметами, материалами и сюжетной стороной проблемной ситуации (шторм в море, ураган в пустыне, невнимательный художник), но пропадал при необходимости осуществления самостоятельных поисковых действий. Например, Олеся Ф.: «Ой,, как интересно. Здесь есть и соль, и сахар, и глина. А как они спасались?» (ситуация «Кораблекрушение»). Они брали материалы в руки, внимательно рассматривали, нюхали, удивлялись. Затем, интерес к непосредственному исследованию не проявляли. Причиной неустойчивого интереса явились сниженные мотивационные установки на решение проблемных задач путем познавательно- исследовательской деятельности.

Отдельные дошкольники (18%) не проявили интереса к задаче, выслушивали с готовностью, но не принимали задачи, требующей познавательно- исследовательской деятельности и отказались участвовать ознакомлении с неживой природой, предпочтя привычные виды деятельности — игру в машинки. Например, Коля К: «Здесь нарисована машинка, и я люблю играть в машинки. Можно я пойду и поиграю?» (ситуация «Перевертыши»). Это свидетельствует о тяготении детей к знакомым объектам, неуверенности и сниженной самостоятельности в практическом решении познавательных задачи.

Таблица №2 Особенности проявления старшими дошкольниками интереса к познавательно- исследовательской деятельности.

Ситуации Устойчивый интерес к познавательно- исследовательской деятельности Неустойчивый интерес к

познавательно- исследовательской деятельности

Внешний интерес к атрибутике познавательно- исследовательской деятельности Отсутствие , интереса к познавательно- исследовательской деятельности
«Кораблекрушение» 14% 36% 32% 18%
«Путешествие в пустыне» 16% 37% 27% 20%
«Перевертыши» 18% 38% 28% 16%
Средний балл . 16% 37% 29% 18%

 

Выявленные особенности принятия проблемной задачи и интереса к познавательно- исследовательской деятельности ярко проявились в процессе осуществления решения проблемной задачи. Именно процесс познавательно- исследовательской деятельности является наиболее значимым показателем проявления познавательно- исследовательской деятельности детей, т.к. в нем находят реализацию мотивационный, содержательный, операциональный компоненты познавательно- исследовательской деятельности.

Процесс решения проблемной задачи протекает, как взаимодействие умения ребенка выдвинуть предположение (или принять его от педагога), осуществить выбор способов решения проблемы, осуществить комбинаторный перебор возможных способов исследования задачи, проявить настойчивость в достижении результата.

Анализ полученных данных показал, что процесс самостоятельного выдвижения ребенком предположения о способах решения проблемной задачи представляет для детей определенные трудности.

Так, только 10% детей смогли выдвинуть предположения, которые соответствуют всем заданным условиям проблемной задачи, обосновать свой выбор и практическим путем осуществить поиск решения задачи. Например, Лена В.: «Мне кажется, что они очистили воду с помощью сита, или воронки. Вот посмотрите, здесь дырочки есть, вода уйдет, а грязь останется. Нет, воронка не подойдет, слишком большое отверстие» (ситуация «Путешествие в пустыне»). Карина Н.: «Я думаю, что соль и сахар точно растворились, а вот глина неуверенна. Песок и крупа остались целыми.

 Песок лежит на пляже, в воде и никуда не девается, а крупу мы варим и едим, она тоже не исчезает. Краска. Они красят воду, значит, растворяются» (ситуация «Кораблекрушение»). Данные дети не ограничивались нахождением одного способа решения проблемы, они активно изучали предложенные предметы и материалы, использовали комбинаторный перебор для достижения наилучшего результата. Например, Диана Г.: «Я все испробовала, лучше всего очищать воду ситом и марлей, вода совсем чистая получается» (ситуация «Путешествие в пустыне»). Следует отметить, что дошкольники пытались анализировать заданные условия задачи, рассуждая вслух, проявляя настойчивость в исследовательском поиске

Часть дошкольников (22%) выдвигали предположения, которые частично соответствовали заданным условиям, осуществляли активный поиск пути решения задачи, однако они ограничивались единственным найденным вариантом, не пытаясь найти более эффективный или оригинальный способ достижения цели. Например, Катя Ч.: «Думаю, что не все правильно. Камень не будет плавать, а вот кораблик будет. Я сейчас проверю» (ситуация «Перевертыши»). Кирилл С.: «Скорее всего мешки с солью и сахаром будут пустыми, а все остальные полные» (ситуация «Кораблекрушение»). Экспериментирование заканчивалось сразу же после практического исследования, поскольку интерес и желание детей вести исследовательский поиск не сопровождался настойчивостью и проявлением воли к достижению результата. Дошкольниками были предприняты слабые попытки в анализе и сопоставлении уже известных способов решения проблемной задачи с новыми, рассуждения вслух носили ситуативный характер.

Часть дошкольников (38%) выдвигали предположения, не соответствующие имеющимся условиям проблемной задачи, не пытались организовать самостоятельный исследовательский поиск решения задачи, нуждались в постоянном одобрении и пошаговой помощи воспитателя. Например, Марат Г.: «Все осталось целым, только они замерзли очень. Вода холодная. Интересно, а как их спасли? (ситуация «Кораблекрушение»). Даша В.: «Красивая картинка, думаю все хорошо и правильно нарисовано» (ситуация «Перевертыши»). Дети достигали результата, используя случайный выбор средств достижения цели, не пытаясь рассуждать и анализировать свои действия.

30% детей старшего дошкольного возраста не смогли выдвинуть предположения и организовать экспериментирование для решения поставленной задачи. Например, Вика Н: «Я не знаю, как они очистили воду. Хочу пойти поиграть с Мариной в куклы» (ситуация «Путегиествие в пустыне»). Исследование переходило в простую манипуляцию с предметами и материалами, перерастало в игровые действия, дети забывали цель деятельности.

Таблица №3 Особенности процесса решения детьми проблемной задачи ознакомлении с неживой природой.

Ситуации Использование разных вариантов познавательно- исследовательской деятельности (адекватный) Использование

одного

варианта

познавательно- исследовательской деятельности (адекватный)

Использование неадекватного выбора способа познавательно- исследовательской деятельности Отсутствие выбора способа решения задачи
«Кораблекрушение» 8% 24% 38% 30%
«Путешествие в пустыне» 10% 22% 40% 28%
«Перевертыши» 12% 20% 36% 32%
Средний балл 10% 22% 38% 30%

 

Анализ собранных данных свидетельствовал о том, что у старших дошкольников слабо развит операциональный компонент познавательно- исследовательской деятельности детей, который отражает практический опыт использования дошкольниками исследовательских умений для решения проблемной задачи ознакомлении с неживой природой. Это проявляется в том, что дети активно начинают экспериментирование, но быстро теряют к нему интерес и бросают исследование, не получив результат. Достаточно часто дошкольники экспериментирование заменяют манипулированием и переводят в игру. Например, Олеся Ф. в ситуации «Кораблекрушение», проверив на растворимость соль и сахар, прекращает исследовательский поиск и начинает варить суп: «Как здорово получается, добавлю еще песок и краску красную и получится борщ для мамы».

Дошкольники в процессе ознакомления с неживой природой редко пользуются приборами и инструментами для достижения более быстрого и качественного результата, не стремятся отразить полученные результаты в наглядных схемах и моделях, возникают сложности в осуществлении самоконтроля по ходу познавательно- исследовательской деятельности.

Также была отмечена степень настойчивости ознакомлении с неживой природой, которая у старших дошкольников выражалась по-разному.

Так, 10% детей проявляли выраженную настойчивость ознакомлении с неживой природой, довели исследование до конца, получили результат. Дети сталкивались с трудностями и противоречиями в процессе решения проблемной задачи, однако не отступали, проявив волю и настойчивость. Например, Вероника М.: «Ой, а как о/се получше очистить воду? Нет, я сама решу эту проблему, не подсказывайте!» (ситуация «Путешествие в пустыне»).

28% дошкольников проявили частичную настойчивость, которая выражалась в потребности детей в дополнительной стимулирующей помощи и поддержке со стороны педагога, когда они сталкивались с трудностями. Дети в основном проявляли настойчивость в первой части проблемной ситуации. Во второй части ситуации, основанной на самостоятельном экспериментировании, старшие дошкольники, столкнувшись с трудностями, предпочитали сменить вид деятельности. Например, Петя Р. «Я что-то забыл, как очищать воду. Я лучше пойду играть» (ситуация «Путешествие в пустыне»).

Остальные дети не проявляли достаточной настойчивости в проблемных ситуациях, поскольку быстро теряли цель познавательно- исследовательской деятельности и нуждались в направляющей, организующей помощи педагога. Например, Дима К: «Покаэюите, как плавает автомобиль, а то я не знаю. Я устал» (ситуация «Перевертыши»). Отдельные дошкольники, поскольку они не принимали проблемную задачу, не проявляли интереса к исследованию, предпочитая знакомые и привычные виды деятельности. Например, Ваня Б.: «Не хочу этим заниматься, не знаю как. Я хочу мозаику пособирать»

Таблица №4 Особенности проявления настойчивости в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

Ситуации Выраженная настойчивость Частичная

настойчивость

Невыраженная настойчивость Отсутствие настойчивости
«Кораблекрушение» 10% 27% 36% 27%
«Путешествие в пустыне» 9% 28% 36% 27%
«Перевертыши» 11% 29% 36% 24%о
Средний балл 10% 28% 36% 26%

 

Низкая степень проявления настойчивости детей ознакомлении с неживой природой взаимосвязана с мерой помощи педагога старшим дошкольникам.

Меньшая часть детей (10%) не ждали помощи со стороны педагога и решали проблемные задачи самостоятельно.

25% детей нуждались в стимулирующей помощи педагога, т.к. были. неуверенны в успехе достижения результата, ограничивались одним найденным способом решения задачи, проявляли частичную настойчивость в< \’ доведении познавательно- исследовательской деятельности до конца.

Части детей (35%) требовалась направляющая помощь педагога, которая. заключалась в более детальном планировании действий дошкольников, обращении их внимания на заданные условия проблемной задачи.

Отдельные дошкольники (30%о) нуждались в пошаговой помощи педагога, которая состояла в проговаривании каждого этапа деятельности, напоминании цели познавательно- исследовательской деятельности, поддерживании, постоянном одобрении детей.

Таблица №5 Особенности помощи педагога детям в решении проблемных задач путем познавательно- исследовательской деятельности.

Ситуации познавательно- исследовательской деятельности Самостоятельное решение задачи Стимулирующая помощь

педагога

Направляющая помощь педагога Пошаговая помощь педагога
«Кораблекрушение» 9% 24% 36% 31%

 

Таблица №4 Особенности проявления настойчивости в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

Ситуации Выраженная настойчивость Частичная

настойчивость

Невыраженная настойчивость Отсутствие настойчивости
«Кораблекрушение» 10% 27% 36% 27%
«Путешествие в пустыне» 9% 28% 36% 27%
«Перевертыши» 11% 29% 36% 24%о
Средний балл 10% 28% 36% 26%

 

Низкая степень проявления настойчивости детей ознакомлении с неживой природой взаимосвязана с мерой помощи педагога старшим дошкольникам.

Меньшая часть детей (10%) не ждали помощи со стороны педагога и решали проблемные задачи самостоятельно.

25% детей нуждались в стимулирующей помощи педагога, т.к. были. неуверенны в успехе достижения результата, ограничивались одним найденным способом решения задачи, проявляли частичную настойчивость в< \’ доведении познавательно- исследовательской деятельности до конца.

Части детей (35%) требовалась направляющая помощь педагога, которая. заключалась в более детальном планировании действий дошкольников, обращении их внимания на заданные условия проблемной задачи.

Отдельные дошкольники (30%о) нуждались в пошаговой помощи педагога, которая состояла в проговаривании каждого этапа деятельности, напоминании цели познавательно- исследовательской деятельности, поддерживании, постоянном одобрении детей.

Таблица №5 Особенности помощи педагога детям в решении проблемных задач путем познавательно- исследовательской деятельности.

Ситуации познавательно- исследовательской деятельности Самостоятельное решение задачи Стимулирующая помощь

педагога

Направляющая помощь педагога Пошаговая помощь педагога
«Кораблекрушение» 9% 24% 36% 31%
«Путешествие в пустыне» 10% 25% 34% 31%
«Перевертыши» 11% 26% 35% 28%
Средний балл 10% 25% 35% 30%

 

Интересные факты были получены при анализе отношения дошкольников к результату познавательно- исследовательской деятельности и оценки своих достижений.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф