Оглавление
Введение
1. Теоретические подходы к исследованию проблемы развития личности человека с химической аддикцией в научной литературе
1.1 Девиантное поведение. Аддикция как форма девиантности
1.2 Синдром химической зависимости: этапы развития, структура
1.3 Психологическая характеристика лиц с алкогольной и наркотической зависимостью
2. Копинг-стратегии. Ресурсы, профилактика, применение в реабилитации
2.1 Особенности копинг-стратегий
2.2 Роль копинг-стратегий в реабилитации
3. Эмпирическое исследование особенностей копинг-стратегий у лиц с химической зависимостью
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты диагностики копинг-стратегий у алко- и наркозависимых
3.3 Характеристика динамики копинг-стратегий в процессе реабилитации от химической зависимости
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследуемой проблемы полностью обусловлена современными особенностями развития общества. Динамично меняющиеся условия современной жизни обусловливают возникновение проблем оптимального функционирования личности, связанных с понятием психологического приспособления к требованиям среды, что в современной литературе определяется как копинг-процессы, или совладение со стрессом. Чаще всего стрессу подвержены учащиеся старших классов, которые находятся на этапе профессионального самоопределения, так как выбор профессии играет важную роль в жизни каждого человека. именно учащиеся чаще всего прибегают к аддиктивному поведению.
Ситуация с распространенностью алкоголизма и наркомании в Сибири является достаточно неутешительной. Большое количество статистических исследований, проводимых в последнее десятилетие, подтверждают динамику заболеваемости химическими аддикциями в регионе. Так, согласно данным Е. А. Кошкиной, опубликованным в журнале «Психиатрия и психофармакотерапия», по числу больных алкоголизмом и наркоманией Сибирский Федеральный округ занимает первое место (8 территорий, на которых 318 человек из 100 тысяч имеют алкогольную и 76 человек — наркотическую аддикцию). Тревожные показатели можно отметить и при анализе статистических данных по подростковому алкоголизму и наркомании: в регионе этот показатель составляет 278 подростков на 100 тысяч, что практически равняется статистике по взрослым. Схожие данные предоставляют и инициаторы проекта «Трезвая Россия», в составленном которыми «Рейтинге национальной трезвости» (2015 г.) сибирские регионы имеют высокие показатели по риску алкоголизации.
Вышесказанное может говорить о том, что существует значительный риск негативных последствий таких явлений для развития региона. Так, кроме самих больных, стрессу и конфликтному взаимодействию с обществом подвергаются и те, кто также обладает характерными чертами аддиктивного поведения, например, алко- или наркозависимые люди, которые подвергаются критике со стороны общественности.
Любое проявление аддиктивного поведения, будь это школьный период или взрослый период, при этом не важно, какая именно форма проявления свойственна человеку, приводит к тому, что нарушается процесс социализации личности человека. Данный процесс осуществляется как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой – как поиски смысла своего существования. Кроме того, профессиональное самоопределение происходит на фоне переосмысления традиционных форм профессионализации, которые также подвергаются изменениям в современных условиях.
У людей, которым свойственно такое поведение, наблюдается склонность к отсутствию занятости в некоторой области, частое пропадание из дома и большое количество других негативных черт. В особенности, для взрослого человека негативными последствиями химической аддикции является отсутствие работы и профессионального самоопределения.
Таким образом, видно, что химическая аддикция является одним из самых сложных и худших проявлений аддиктивного поведения личности, что требует от нее постоянного изгнания и получения негативного отношения и критики со стороны общества. При этом человек вынужден применять большое количество различных копинг-стратегий не только для того, чтобы отстоять свою точку зрения перед обществом, но и защититься от общества и его нападок.
Ранее в науке рассматривались лишь особенности химической аддикции и ее влияния на личность, в данной же работе происходит сопоставление взаимосвязей между копинг-стратегиями, которые применяется личность, склонная к химической аддикции, и психологическими особенностями личности.
Тот факт, что копинг-стратегии у лиц, склонных к химической аддикции, проявляются как в профессиональной сфере, так и в обыденной, при этом не рассматривались в столь тесной взаимосвязи, подчеркивают актуальность исследуемой темы.
Степень изученности проблемы. Проблема профессионального самоопределения личности поднимается в работах И.С. Кона, где автор уделяет внимание специфике раннего юношеского возраста и вопросам выбора профессии старшеклассниками, которые склонны к аддиктивному поведению в контексте алкогольной зависимости, Е.А. Климова и Н.С. Пряжникова, рассматривающих, как поэтапно происходит процесс профессионализации. Большое внимание особенностям взаимодействия личности, склонной к химической аддикции, с обществом замечено в работах М.Р. Гинзбурга, делающего акцент на личностном самоопределении, которое является базой для их профессионального самоопределения в будущем.
Большое внимание изучению копинг-стратегий уделяют Н.Н. Мизина, М.И. Абайханова. Они отмечают, что в связи с неопределенностью ценностных представлений о различных профессиях люди начинают прибегать к химической аддикции, при этом часто совершают не вполне осознанный выбор своей будущей профессиональной деятельности.
Особое внимание можно уделить работам таких ученых, как Г. Селье, Ю.В. Щербатых Н.Е. Водопьяновой, Н.Н. Григорьевой и другим.
Проблеме исследования посвящены статьи и монографии таких ученых, как В.И. Моросановой, Е.М. Коноза, Т.Л. Крюковой, Е.Ю. Коржовой, и других.
Ученые говорят о том, что копинг-стратегии представляют собой такие стратегии поведения личности, которые позволяют ей сопростивляться негативному влиянию общества.
В данной работе фокусом внимания является взаимосвязь копинг-стратегий и самоопределения личности в обществе. Термином «копинг-поведение» в психологической науке принято обозначать процессы преодоления личностью различных жизненных ситуаций (от англ. – преодолевать, справляться). Основная функция копинг-стратегий состоит в эффективной адаптации личности к требованиям жизненной ситуации.
Вопросы изучения копинг-поведения личности находят свое отражение в работах Е.А. Белана, Т.Л. Крюковой и др.
Цель исследования – изучение особенностей копинг-стратегий, и их сравнение на разных этапах в процессе реабилитации.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
- Описать проблему девиантного поведения и аддикции как формы девиантного поведения.
- Рассмотреть этапы и структуру формирования синдрома химической зависимости.
- Представить психологическую характеристику лиц с алкогольной и накротической зависимостью.
- Рассмотреть понятие «копинг-стратегии» и его особенности.
- Раксрыть роль копинг-стратегий в реабилитационном процессе.
- Провести эмпирическое исследование для проверки выдвинутой гипотезы.
Объект исследования – копинг- стратегии и механизмы защиты у лиц с химической аддикцией.
Предмет исследования – особенности копинг стратегий у лиц с химической аддикцией.
Гипотеза исследования заключается в том, что копинг-поведение, показывающее особенности поведения лиц, склонных к химической аддикции, позволяет выявить психологические проблемы и устранить проявление аддиктивного поведения.
Методологической базой исследования являются труды ученых в области психологии и межличностных отношений, занимающиеся изучением психологических особенностей лиц, склонных к девиантному поведению, на основе чего систематизируются теоретические материалы работы.
Методами исследования являются следующие: поисковый метод; описательный метод; сравнительный анализ; психодиагностика; метод математической статистики;
Методики исследования: «Методика диагностики стресс-совладающего поведения; опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса;
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные результаты могут найти свое применение в дальнейшей разработке процесса психологического сопровождения лиц, склонных к химической аддикции, в разработке программ по профилактической работе с лицами склонными к химической аддикции, а также могут быть использованы в разработке лекций и семинаров по психологии девиантного поведения.
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение и список литературы.
1. Теоретические подходы к исследованию проблемы развития личности человека с химической аддикцией в научной литературе
1.1 Девиантное поведение. Аддикция как форма девиантности
Химическая аддикция является одной из форм девиантного поведения, так как представляет собой отклонение от нормального поведения человека, которое принято обществом и соответствует нормам общества.
Следовательно, при изучении химической аддикции необходимо определить понятие девиантного поведения.
В качестве основного источника поведенческих отклонений в психоанализе обычно принимаются постоянные конфликты между бессознательными влечениями личности, образующими в интернализованной форме структуру «Я» и «Сверх-Я». Нормальное развитие личности при этом предполагает формирование ряда оптимальных механизмов защиты, уравновешивающих сферы сознательного и бессознательного. В обратном же случае становление личности обретает аномальный характер [22].
В неофрейдизме в теориях таких исследователей как Д. Боулби, К. Хорни, Г. Салливан причины поведенческих отклонений рассматриваются в совокупности с дефицитом эмоциональных контактов, теплого общения с матерью в течение первых лет жизни. Отрицательную роль отсутствия ощущения безопасности и доверия в течение первого года жизни отмечает в анализируемой им этиологии отклонений и Э. Эриксон.
Согласно взглядам А. Адлера, являющегося представителем индивидуальной психологии, корни поведенческих отклонений у детей находятся в неспособности личности к установлению адекватного контакта с окружающей средой [15].
Поведенческий подход к пониманию трудностей в воспитании ребенка, представителями которого являются Е. Маш и Е. Тердал, переносит акцент в причинах трудновоспитуемости на неадекватность социального научения. Этот подход носит подчеркнут выраженный исследовательский характер, так как его внимание сосредоточено на возможности исправления неадекватного поведения через организацию положительного подкрепления и коррекции отрицательных факторов отклоняющегося поведения.
Несколько похожим, но в то же время отличающимся от поведенческого можно назвать экологический подход, который трактует поведенческие проблемы, рассматривая их в качестве результата неблагоприятного взаимодействия между подростком и социальной средой. При этом сам ребенок рассматривается в этом подходе как субъект поведенческих нарушений в той степени, в какой он сам оказывается объектом нарушающих влияний со стороны социальной микросреды [16].
В рамках психодидактического подхода, его авторами Д. Халаганом и Дж. Кауфманом делается акцент на роли учебных неудач ребенка в формировании поведенческих отклонений. Представители этого направления определяют важную роль индивидуального подхода в педагогике и возможностей самовыражения индивида в учебной деятельности.
Достаточно популярным в современной психологии развития и возрастной психологии является гуманистический подход, который рассматривает поведенческие отклонения как последствие утраты личностью согласованности своих собственных чувств и невозможности нахождения смысла и самореализации в сложившихся воспитательных условиях [12].
Обобщая все вышеописанные теории формирования поведенческих отклонений, можно сделать вывод о том, что первоначальным для понимания такого поведения является понятие социальной нормы, понимающейся как граница, мера допустимого (как дозволенного так и обязательного) в поведении или деятельности индивидов, которые обеспечивают сохранение социальной системы.
Отклонения от существующих социальных норм могут быть [12]:
— положительные, характеризующиеся направленностью на преодоление действующих устаревших норм и стандартов и связанные с различными аспектами социального творчества, способствующими качественным трансформациям социальной системы;
— отрицательные, имеющие дисфункциональное и дезорганизующее влияние на социальные системы и приводящие ее к разрушению, приводящие к возникновению негативных аспектов поведения.
Исследование девиантности можно классифицировать в соответствии с четырьмя основными позициями [34]:
- Девиантность – это функция внутренних факторов, ее необходимо рассматривать в аспекте различий между индивидуумами.
- Основными предпосылками девиантности являются различия в социальной структуре, при этом девиантность имеет индивидуальные компоненты, являющиеся результатом воздействия различных социальных структур, и средовые аспекты.
- Девиантность формируется как следствие реакции критически настроенных лиц на определенное деяние.
- Как девиантные, так и нормальные действия приобретаются в соответствии с законами моделирования, подкрепления и наказания. Те люди, которые проявляют девиантные паттерны поведения, получали ранее за такие поступки соответствующее вознаграждение.
Изначально объяснение причин девиантного поведения осуществлялось, исходя из биологических особенностей нарушителей норм, при помощи таких факторов как специфические физические черты, генетические отклонения, а также на основе психологических особенностей, например, наличия у индивида умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение, заключающееся в пагубном пристрастии личности к чему-либо, мотивацией которого является стремление человека убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры [17].
Так, ярким примером такого объяснения можно считать возникшую в конце XIX века теорию итальянского врача Ламброзо, в которой он выдвигал идею о генетических предпосылках девиантного поведения. Согласно данной теории, криминальный тип личности является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешними признаками девиантного человека Ламброзо называет выступающую нижнюю челюсть, пониженную чувствительность к боли. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы [17].
Однако, биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в современной науке, поэтому более достоверными на сегодняшний день принято считать выводы социологических и психологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном и внутриличностном контексте.
Среди наиболее распространённых социальных причин возникновения девиантного поведения в социологических теориях выделяют такие как зараженность, неопределенность нормативных формул мотивации, социальное неравенство, конфликт между нормами культуры, аномия, социальные катаклизмы, маргинализация.
Зараженность отрицательными нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев населения от его низших слоев осуществляется во время межличностного взаимодействия индивидов, в результате случайных знакомств [21].
Неопределенность нормативных формул мотивации, которыми обычно склонны руководствоваться люди в сложных ситуациях — также одна из причин девиантного поведения. Стремление человека ставить интересы общества выше своих, подчинять свою деятельность устоявшимся в обществе стереотипам не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации [10].
Социальное неравенство — еще одна важнейшая причина девиантного поведения. В условиях социального неравенства бедные получают своего рода моральное право на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества.
Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества также считается одной из причин девиантного поведения. В случае их столкновения в условиях определенного времени и места возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам [28].
Аномия — причина девиации, выдвинутая Э. Дюркгеймом в ходе анализа причин самоубийств. Она заключается в девальвации культурных норм человека, его мировоззрения, ментальности, совести, обусловленная революционным развитием общества.
Важной причиной девиантного поведения являются социальные, техногенные и природные катаклизмы. Возникновение этих явлений нарушает психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей.
Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, при этом первоначально происходит разрыв экономических и социальных связей, затем духовных. Характерными чертами социального поведения маргиналов являются снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей [40].
Еще одним из вариантов объяснения причин девиантного поведения является попытка бунта человека против культуры, общества и установленных целей и средств. Возникновение этой точки зрения связано с трансформацией ведущих ценностей в современном обществе, восприятие успеха и богатства как ведущих жизненных целей, в связи с чем человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия, такими как наркотики, алкоголь или другие «замещающие» средства.
Выделяют ряд взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения, таких как индивидуальный, педагогический, психологический, социальный. Рассмотрим эти факторы более подробно.
Индивидуальный фактор функционирует на уровне психобиологических основ девиантного поведения, затрудняющих социальную и психологическую адаптацию индивида.
Педагогический фактор выявляется в виде дефектов школьного и семейного воспитания [33].
Психологический фактор объясняет девиантное поведение результатом неблагоприятных особенностей взаимодействия личности с ближайшим окружением который проявляется в активном избирательном его отношении к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения.
Социальный фактор определяет возникновение девиантного поведения социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.
Таким образом, девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Ее формирование находится в тесной взаимосвязи с развитием мотивации личности, ее социальных ролей и статусов в прошлом и настоящем, противоречащих друг другу [12].
Видно, что понятие девиации является достаточно сложной системой, при этом одной из его форм является химическая аддикция, особенности и проявления которой рассмотрены далее.
1.2 Синдром химической зависимости: этапы развития, структура
Существуют разнообразные классификации алкоголизма и бытового пьянства, которые разработаны с учетом клинических, психологических, юридических и ряда других критериев. Широкое распространение в клинической психологии получили классификации, представленные такими авторами как А. А. Портнов и И. Н. Пятницкая (1973), а также А.Г. Гофман (1985) [11].
В классификации, предложенной А. А. Портновым и И. Н. Пятницкой выделены такие стадии болезни [17].
I стадия (начальная или неврастеническая). Для данной стадии свойственны возникновение влечения к алкоголю и непосредственному состоянию опьянения (психологическая зависимость), увеличение уровня толерантности (стойкости) к принимаемой дозировке алкоголя и формирование астенического симптомокомплекса (повышенной утомляемости, раздраженности, эмоциональной лабильности, бессонницы, раннего утреннего пробуждения и т.д.). На данной стадии происходит изменение формы употребления алкоголя (переход от эпизодичности к систематичности его приема). Важным симптомом первой стадии алкоголизма выступает психологическая зависимость от алкоголя, которая проявляется в том, что при вынужденном отказе или же невозможности употребить спиртной напиток у человека появляется раздражительность, гневливость, снижается уровень настроения и самочувствия. Самостоятельно на данной стадии больные достаточно редко обращаются к наркологу, в связи с тем, что не чувствуют себя больными. Если же человек не прекращает употреблять алкоголь, то в течение нескольких лет данная стадия переходит в среднюю стадию, которая знаменует собой разгар болезни.
II стадия (средняя или наркоманическая), сопровождается, как правимло, увеличением уровня влечения к алкоголю, трансформированной формой опьянения (наличие частых амнезий), и, главное — утратой контроля, возникновением абстинентного синдрома или псевдозапойным пьянством. На данной стадии формируются характерные и более выраженные психические нарушения, а также поражение внутренних органов и нервной системы. Все это может проходить как самостоятельно, так и нарастать по тяжести и силе, превращаясь в достаточно серьезное осложнение при алкоголизме, такое как алкогольный делирий или белая горячка. Больные, обыкновенно, стремятся к опохмелению, которое позволяет отчасти снять или облегчить у них все симптомы похмельного синдрома. Также на данном этапе происходит формирование первых серьезных изменений личности – снижения памяти, сообразительности, эмоциональных нарушений. Эта фаза длится также в течение нескольких лет, и, если человек не прекращает употребления спиртных напитков и не умирает, то данная стадия трансформируется в конечную стадию алкоголизма, которая является апофеозом всех алкогольных нарушений.
III стадия (исходная или энцефалопатическая стадия) – это стадия, на которой у больного развивается запойное пьянство, значительно снижается уровень выносливости (толерантности) к алкоголю (что обусловлено массивными патологиями со стороны печени и поджелудочной железы), могут наблюдаться также более тяжелые нервно-психические нарушения, а также заболевания внутренних органов и нервной системы. Также на данной стадии часто возникают алкогольные психозы.
Так, к примеру, особенностью третьей стадии алкоголизма выступает огромное число разного рода соматических, психологических и неврологических и нарушений, среди которых можно отметить такие серьезные как гепатит и цирроз печени, воспаление и некроз поджелудочной железы, язвенная болезни желудка, дистрофия миокарда, алкогольная энцефалопатия, слабоумие, полиневриты. Длительность жизни больных на третьей стадии алкоголизма обычно не превышает 1-3 года [29].
Хроническое воздействие высоких дох алкоголя может привести к глубоким изменениям в морфологии, пролиферации и выживании нейронов. Например, в норме новые нейроны постоянно создаются из нейронных стволовых клеток в течение всей жизни организма. Однако у крыс, злоупотребляющих алкоголем, пролиферация нейронных стволовых клеток и выживание нейронов во время воздействия алкоголя снижены. Методы визуализации также выявили существенное уменьшение объема многих структур мозга у людей-алкоголиков, особенно префронтальной коры и мозжечка, хотя длительные периоды воздержания, кажется, способствуют частичному восстановлению этих структурных дефицитов. Префронтальная и орбитофронтальная кора играют центральную роль в исполнительных функциях, таких как принятие решений. Соответственно, дефицит в этих областях мозга может повлиять на мотивационные нейронные сети, ухудшая способность организма подавлять импульсивное поведение, и, тем самым, содействуя дальнейшему употреблению алкоголя [5].
Нейропсихологические нарушения у больных алкоголизмом, а также у людей с высоким риском формирования зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) активно изучаются с середины 70-х годов прошлого столетия.
В настоящее время к группе риска относится не только большое количество взрослых, которые имеют проблемы на работе, в личной жизни и т.п., но и дети, которые либо имеют тяжелые условия проживания, либо подвергаются слишком сильному влиянию со стороны родителей.
Рассмотрим лиц, которые относятся к группе риска, относительно детей.
Отклоняющееся поведение характеризует такое взаимоотношение личности с социумом, при котором наблюдается нарушенная социализация и отсутствие адекватного учета его способностей и желаний. В психологии отклоняющееся поведение ребенка является проявлением социальной дезадаптации и рассматривается чаще всего. В нашей стране социальной дезадаптации подвержены следующие категории детей [18]:
— дети, не посещающие школу, которых насчитывается в России около 7%, что составляет 1, 5 млн.;
— дети-сироты, общее число находится около 1 млн.;
— социальны сироты, которые представляют собой группу сирот, которым не хватает места в детских домах, поэтому они вынуждены жить с родителями, лишенными родительских прав;
— дети, употребляющие алкогольные и наркотические вещества;
— подростки, которым присуща сексуальная распущенность;
— подростки, совершающие противоправные действия.
Таким детям свойственен высокий уровень дезаптации.
Ранее были рассмотрены факторы, которые ведут к химической аддикции, рассмотрим их подробнее.
Биологические факторы выражаются в наличии неблагоприятных анатомических и физиологических особенностей ребенка, приводящие к затруднению социальной адаптации. Причем следует рассматривать не генетические факторы, а те, которые требуют не только медицинской, но и социально-педагогической коррекции. Например, нарушение слуха, речи, телесные повреждения и повреждения нервной системы. К биологическим факторам также относятся психофизиологические факторы и физиологические факторы. Первые заключаются во влиянии конфликтных ситуаций, экологии окружающей среды, которые приводят к аллергическим, соматическим и токсичным заболеваниям. Физиологические подразумевают дефекты речи, внешности, из-за которых возникает негативное отношение со стороны окружающих [10].
Психологические факторы подразумевают отклонения к нервной системе, пограничных состояниях, психопатии, психических заболеваниях, неврастении и других болезней, требующих вмешательства психолога в деятельность подростка.
На каждом этапе развития формируются какие-либо психические качества ребенка, которые отражают особенности влияния окружающей среды на его состояние. Следовательно, такие виды отклоняющегося поведения, как протест, группирование, отказы могут быть следствиями дисгармоничных и эмоционально зависимых семейных отношений. При несформированном характере семьи нравственные ценности подростка начинают принимать насильственный и корыстный компонент [14].
Социально-педагогические факторы обусловлены дефектами семейного, школьного или общественного воспитания, основанные на половых и индивидуальных возрастных особенностях подростка, который приводят к накоплению негативного опыта в детстве, мешающего ранней социализации, и его последующем проявлении в подростковом возрасте.
Социально-педагогические факторы приводят к снижению академической успеваемости, несформированности интересов и мотивов, негативному отношению к домашнему заданию, школьному коллективу, что характеризует учебную дезадаптацию.
Учебная дезаптация может проходить следующие стадии развития [19]:
— учебная декомпенсация, которая характеризуется в появлении трудностей при изучении предметов, несмотря на сохранение интереса к процессу обучения;
— школьная дезаптация, заключающаяся в конфликтными отношениями с преподавателями и сверстниками, а также к школе вообще;
— социальная дезаптация характеризуется прогулами школьных занятий, увлечении спиртными напитками и наркотиками, резкое негативное отношение к сверстникам и учителям, приобщение к референтным группам;
— криминализация среды свободного времяпровождения.
В данном случае наблюдается несовершенство системы образования, подразумевающей, что подростка в возрасте 15 лет можно отчислить из школы, согласно закону Российской Федерации «Об образовании». Однако на основе Конституции Российской Федерации, подросток не может осуществлять трудовую деятельность в данном возрасте. Если учесть, что отчислению из школы часто подвергаются подростки из неблагополучных семей, то единственным средством заработка будет только криминальная деятельность подростка [12].
Психосоциальное развитие подростка полностью зависит от уровня благоприятных отношений внутри семьи, на основе чего можно выделить несколько уровней семейных взаимоотношений, влияющих на социализацию подростка и стиль его поведения [25]:
— дисгармоничному стилю присуще как гопиропека, с одной стороны, которая приводит к завышенной самооценке и неспособности подростка адекватно реагировать на критику, так и провоцирование ребенка на конфликтные ситуации, что приводит к разграничению правил для семьи и общества – в свою очередь, деградации личности подростка;
— в результате развода может наблюдаться нестабильный стиль воспитания, который влияет на формирование моральных устоев и ценностей подростка, а также его отношение к окружающему;
— асоциальный стиль приводит к употреблению алкоголя и применению наркотиков, т.к. родители не могут показать должного внимания и формировать осознание их негативного влияния на здоровый образ жизни.
Социально-экономические факторы обусловлены социальным разделением общества на богатых и бедных, в силу чего подростки чувствуют себя ущербными и изгнанными, поэтому либо могут преодолеть барьеры общения и занять должную социальную нишу, либо занимают низкий социальный статус.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, алкоголизм выступает хроническим рецидивирующим заболеванием, прогрессирующим и имеющим серьезные вредные последствия для здоровья. Развитие алкоголизма сопровождается частыми эпизодами интоксикации, повышенным влечением к спиртному, употреблением алкоголя несмотря на неблагоприятные его последствия, компульсии к поискам и употреблению спиртных напитков, утратой контроля в ограничении потребления алкоголя, возникновении негативного эмоционального состояния при его отсутствии. Сложность, противоречивость и многосторонность проблемы алкогольной зависимости, обуславливают стремление отечественных и зарубежных ученых продолжать поиски новых диагностических и коррекционных методик для ее выявления и профилактики.
1.3 Психологическая характеристика лиц с алкогольной и наркотической зависимостью
Самое отрицательное и опасное воздействие спиртное оказывает на нервную систему. Первыми попадают под удар клетки головного мозга, что проявляется заторможенностью, употребивший спиртное начинает неадекватно воспринимать окружающую действительность. Нарушениям подвергаются рефлекторные функции, из-за чего появляется нарушение координации, двоение изображения, изменяется походка, становиться сложно выполнять точные движения и пр [12].
Под воздействием алкоголя происходит нарушение работы коры головного мозга, с чем и связано алкогольное опьянение. При этом также происходит повреждение [18]:
— затылочной части мозга (контролирующей вестибулярный аппарат), в связи с чем нарушается координация движений;
— работы «нравственного» центра, в результате чего погибают клетки, контролирующие поведение индивида, притупление чувства стыда, из-за чего человек становится гораздо более развязным и «раскрепощенным»;
— повреждение клеток, которые отвечают за процесс запоминания, наблюдается нарушение памяти, воспоминания становятся отрывочными, человек на следующий день может не вспомнить что он делал, где был.
Чрезмерный прием алкогольных напитков затрудняет и замедляет работу различных мозговых центров, провоцирует нарушение внимания и памяти. В результате указанных изменений, а также непрерывного влияния алкоголя на человека, формируются глубокие трансформации в его характере и психике. Кроме постепенного разрушения отдельных аспектов мыслительной и психической стороны деятельности мозга, алкоголь во всё возрастающей степени приводит к отключению нормального функционирования мозга [21].
В системе деятельности людей с алкогольной зависимостью в активной фазе употребление доминирует патологически деформированный телесный уровень, в котором потребность в алкоголе перешла в разряд естественных потребностей. Личностный и социальный уровни психики с «управляемыми» и подчинены в структуре деятельности телесному уровню. Человек с такой структурой личности практически не способна оставаться длительное время трезвой.
В психологический портрет наркомана часто включаются такие черты, как оригинальность, высокая чувствительность, ранимость, противоречивость, образное, художественное восприятие мира, спонтанность, детская инфантильность, эмотивность, склонность к фантазированию, нестандартность и большое количество ассоциаций, т.е. черты, свойственные творческим людям. В то же время исследователи отмечают низкую способность к творчеству у наркозависимых, «деградацию» воображения, слабость мышления.
Закон об основах охраны здоровья граждан определяет лишь общие параметры оказания медицинской помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Так закрепляется, что указанная помощь предоставляется в соответствующих медицинских организациях. Основные гарантии лицам, страдающим некоторыми опасными заболеваниями, предусматриваются специальными федеральными законами.
Российская Федерация является правовым государством (ч.1 ст. 1 Конституции РФ), в котором «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в строго установленных случаях. К таким случаям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ относит необходимость защиты, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Наличие наркологического диагноза влечет для гражданина следующие негативные правовые последствия:
- не позволяет человеку заниматься определенными видами профессиональной деятельности, а также деятельностью, которая связана с источником повышенной опасности (Соответственно Переченя медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377);
- является основанием для лишения родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ);
- дает основание суду для освобождения одного из супругов от обязанности содержания другого нетрудоспособного супруга, в случае, если его нетрудоспособность обусловлена приемом наркотических веществ (ст. 92 Семейного кодекса РФ);
- является медицинским противопоказанием в случае усыновления ребенка или же установления над ним опеки или попечительства (Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 года N 117);
- в случае осуждения больного наркотической зависимостью к лишению свободы может выступать как основание для назначения медицинской комиссией исправительного учреждения обязательного лечения (ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Таким образом, заболевание наркоманией значительно ограничивает права больного. Исходя из этого, можно сделать вывод, что оказание наркологической помощи, одним из элементов которой выступает установление диагноза наличия наркотической зависимости, должно иметь четкую нормативно-правовую регуляцию на уровне федерального законодательства.
В соответствии со ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан выступают:
- правовая регуляция деятельности в сфере охраны здоровья граждан;
- определение прав граждан и отдельных групп населения в сфере охраны здоровья;
- определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских работников.
Роль нормативно-правовой регуляции в сфере оказания наркологической помощи формально можно подтвердить тем, что в уставах всех лечебно-профилактических учреждений сформулирована обязательность соблюдения требований действующего законодательства РФ.
Наркотическая зависимость оказывает серьезное негативное воздействие не только на физиологическое состояние организма человека, она также разрушает его психику, что в конечном итоге приводит к разрушению социальных взаимосвязей и социальной деградации. Исходя из этого, человек, страдающий наркотической зависимостью, начинает представлять опасность для общества: снижается уровень моральных качеств личности, повышается риск совершения уголовных преступлений и других правонарушений.
Как следствие изложенного, потребностью первого этапа выздоровления с интегральным развитием различных сфер социального уровня психики.
Естественно, что в каждой стране существуют свои специфические особенности оказания помощи данной категории населения, которые обусловлены национальным своеобразием, социально — экономическими факторами, психолого — педагогическими традициями, а также ориентацией на определенные научные подходы. Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы социальной реабилитации таких людей:
- Максимально возможная интеграция человека в общественную жизнь.
- Преимущество комплексной работы с семьей.
- Направленность на раннюю диагностику наркотических зависимостей и их своевременное лечение.
- Оказание индивидуального подхода к реабилитациии человека, страдающего наркотической зависимостью, в каждом конкретном случае.
Реабилитация – это восстановление и преобразование человека ранее психологически и физически зависимого в здорового члена социума. Во время реабилитации воздействие происходит на трех уровнях: биологическом, психологическом и социальном.
На биологическом уровне воздействия основными критериями являются:
- перестройка систем организма, участвующих в формировании потребности в наркотическом веществе;
- перестройка процессов в организме, которые формируют влечение;
- Работа на этом уровне – не медикаментозная, через укрепление здоровья больного путем обучения навыкам здорового образа жизни.
На психическом уровне воздействия основным критерием является патологическое влечение к наркотическому веществу.
Реабилитационная работа на этом уровне – тесное общение с зависимым в быту и в повседневной жизни с целью развития (роста) личности, развития ее творческого потенциала. Основные методы и средства:
- дискуссионные методы по развитию мышления, улучшения коммуникаций;
- коррекция образа «Я», повышение самооценки, мотивирование к жизни без употребления наркотических веществ, когда осознание своей жизненной позиции направлено к самому себе в настоящем времени, воспитание ответственности за свои поступки и выбор определенных действий;
- апелляция к высшим ценностям и их активизация в процессе обсуждения таких проблем, как жизнь и смерть, свобода и изоляция.
Все это реализуется за счет, безусловно позитивного отношения к наркотически зависимому больному и искреннему его принятию.
На социальном уровне воздействия основным критерием является созависимость (под созависимостью понимают деформацию взаимоотношений и индивидуального поведения, ролевые сдвиги и искажение психоэмоционального состояния у членов социального окружения наркозависимого – супругов, детей, родителей и других), тип работы – социально-ориентированные мероприятия. Основные методы и средства:
- группы само- и взаимопомощи, простые формы и приемы поддержки;
- организация сети трудовых мастерских;
- организация встреч и духовных бесед со священнослужителями различных конфессий (представителями религиозных организаций), представителями различных общественных организаций, докторами, психологами и социологами и переориентации жизненных ценностей на общепринятые в обществе нормы морали.
Таким образом, социальная реабилитация человека с наркотической зависимостью предполагает поэтапную работу, направленную на искоренение причин, которые привели человека к употреблению наркотиков, формирование основ здорового образа жизни, трансформацию ценностей, возвращение личности в семейную и социальную систему в целом.
Для работы нами выделены четыре сферы психики: когнитивная, эмоциональная, мотивационно-антиципационная и поведенческая. Тогда развитие социального уровня психики заключается в развитии конкретно-наглядного мышления, интеллектуальных и социальных эмоций, ситуационного прогнозирования, способности к целеустремленных действий. Также важным на первом этапе выздоровления является обеспечение социальной среды, которое принимает и поддерживает [31].
Однако прохождение первого этапа выздоровления оказывается недостаточно, поскольку неразвитый личностный уровень психики зависимого человека не дает возможности полноценно адаптироваться в социальной среде с поддержкой сообщества, следовательно, человек становится зависимым от социального окружения, что поддерживает ее. Так, например, некоторые члены АА заявляют, что настоящая жизнь происходит в АА, а другая часть общества для них чужая. Оставив общество, такие люди, как правило, со временем возвращаются к употреблению алкоголя [23].
Второй этап выздоровления заключается в обработке патологических изменений на социальном и телесном уровнях психики с постепенным развитием личностного уровня. Решение интро — и интра — личностных конфликтов дает человеку возможность жить полноценной социальной и внутренне-личностной жизнью, получать удовольствие от своей трезвости.
Следующим этапом в выздоровлении с развитие способностей к самоактуализации и дальнейшему саморазвитию. Этот этап предполагает дальнейшее развитие в когнитивной, эмоциональной, мотивационно-антиципационной и поведенческой сферах психики. Именно развитие системного взгляда на жизнь, возрождение нравственных чувств и сознания жизни, постановку более далеких целей. Этот этап личностного развития является обязательным для поддержания стабильной трезвости, поэтому немассовые необходимости включения его в систему обязательной терапии.
Согласно предложенной схеме весь процесс выздоровления от зависимости можно условно разделить на шесть фаз (по две фазы на каждый из описанных этапов) [4].
Фаза 1. Принятие ответственности за выздоровление. Эту фазу можно назвать вводной ко всему процессу выздоровления. Задача этой фазы в том, чтобы помочь зависимому [8]:
а) признать наличие проблем в своей жизни, связанных с употреблением алкоголя;
б) признать невозможность контроля над употреблением алкоголя;
в) признать наличие физиологических, психологических, социальных нарушений и личностных проблем;
г) признать необходимость самостоятельной работы и профессиональной помощи;
д) научиться воздерживаться от употребления алкоголя и освоить элементарные стратегии психической и социальной жизнедеятельности, направленные на поддержку трезвости.
Для работы с клиентами в рамках этой фазы больше всего подходят поведенческие и учебные виды психотерапии.
Фаза 2. Остановка компрессии. Цель этой фазы — развитие социального уровня психики и переход его в структуре личностной деятельности на ведущее место перед телесным уровнем. Задача этой фазы: обучение альтернативным конструктивным способам (копингам) социального поведения, ситуационного планирования, эмоционального реагирования и мышления. Положение о необходимости выработки адаптивных копингов на ранних сроках ремиссии (до 1 года) коррелирует с недавними отечественными исследованиями в этой области [25].
Для работы в этой фазе также используются в более углубленной форме психотерапевтические методы с первой фазы. При работе на первых двух фазах выздоровления не рекомендуется затрагивать внутриличностные конфликты и другие личностные проблемы клиентов, поскольку еще не сформированы внутренние ресурсы для их решения.
При прохождении первых двух фаз и выводе социального уровня психики в структуре деятельности на первый план, зависимый от алкоголя человек будет способен оставаться трезвым длительное время при правильной организации внешней среды для поддержания трезвости. Например, при регулярном посещении собраний взаимопомощи, прохождении личной или групповой терапии и/или кардинальной смене системы взаимоотношений в семье.
Фаза 3. Эмоциональная стабилизация. Главная задача этой фазы-проработка и контроль актуальных внутреннеличностных и социальных конфликтов, деструктивных психологических паттернов. Задачами этой фазы являются: развитие навыков управления своим внутренним состоянием, адаптивное общения с людьми вне системы поддержки трезвости, поиск и получение удовольствия трезвой жизнью.
В системе психокоррекции могут применяться более глубокие методы работы, чем на первых двух фазах, например, работа с промежуточными убеждениями в пределах конгитивной терапии, работа с ролями и функциями и т.д. Однако на этом этапе следует избегать методов обращения к детству, глубокого погружения и проработки прошлого опыта.
Фаза 4. Социальная стабилизация. Цель этой фазы — осознание себя уникальной независимой личностью со своими собственными целями в жизни и осуществления этих целей (идентичность в теории Эриксона). Задачами этой фазы с обнаружения утечек психологических конфликтов, проработка детских проблем и т.д.
Существует мнение, что психологический подход к проблеме зависимости от наркотических веществ более комплексный чем в физиологии и медицине. Но фактически в психологии нет четкой грани между изучением причин возникновения зависимости, а также изучением механизмов ее возникновения и формирования. Большинство существующих школ и направлений рассматривают проблему наркомании в рамках своих теоретических построений, поэтому все решения и выводы, которые они предлагают, отличаются друг от друга.
Эффективность лечения и профилактики наркозависимости связана с адекватностью выявления причин, которые приводят к ее возникновению.
Среди наркоманов встречаются как психически неполноценные, так и высокоинтеллектуальные индивиды, люди с низким социально- экономическим уровнем жизни, и с высоким, но с отсутствием актуальных потребностей.
В психотерапевтической практике используется работа с прошлым. При прохождении третьей и четвертой фаз выздоровления человек вырабатывает личностные навыки, которые полностью снимают необходимость в алкоголе. Она живет полноценной трезвой жизнью, не требует постоянной помощи среды, что поддерживает трезвость (хотя желательна профилактика в виде регулярных консультаций или личной терапии).
Фаза 5. Личностная идентификация. Целью этой фазы является осознание других людей и всего мира как независимых объектов со своими целями и стремлениями и построение взаимоотношений с ними, когда учитываются не только свои интересы, но и интересы других.
Лучшей модальностью психотерапии для этой фазы является психотерапия гуманистических школ, ставящих своими мишенями самоактуализацию, личностный рост, развитие конгруэнтности и т.д.
Фаза 6. Моральная стабилизация. Цель этой фазы — осознание смысла жизни, дальнейшее укрепление полноценных взаимоотношений с собой, окружением, на осмысленной основе.
Модальность психотерапии — с экзистенциальным уклоном, направленная на поиск смысловой основы жизни (как более далекой цели).
Прохождение двух последних фаз не является обязательным в системе восстановления личности, поскольку они направлены на решение задач, которые далеко выходят за пределы алкогольной зависимости, и касаются вопросов, которые в конечном итоге должна решать для себя каждый человек (как «зависимая» и «независимая»).
Следует заметить, что, хотя ИЛОР-модель (интегрированная личностно-ориентированная развивающая модель) выздоровления от алкогольной зависимости построена на иной теоретической основе, чем развивающая модель Пойти, но в результате приводит к схожим результатам. Это дает возможность сделать предположение, что разработка теоретических обоснований и последовательность реализации ИЛОР-подхода (интегрированный личностно-ориентированный развивающий подход) имеют высокую валидность в терапии зависимостей [18].
Вывод: химическая зависимость выступает хроническим рецидивирующим заболеванием, прогрессирующим и имеющим серьезные вредные последствия для здоровья. Развитие алкоголизма сопровождается частыми эпизодами интоксикации, повышенным влечением к спиртному, употреблением алкоголя несмотря на неблагоприятные его последствия, компульсии к поискам и употреблению спиртных напитков, утратой контроля в ограничении потребления алкоголя, возникновении негативного эмоционального состояния при его отсутствии.
Проблема клинических проявлений и динамике употребления алкогольных и наркотических веществ на различных этапах заболевания (интоксикация, ААС, постабстинентное состояние, ремиссия, предрецидив) на сегодняшний день до сих пор остается, по нашему мнению, недостаточно изученным. Остаются открытыми для обсуждения вопросы, которые касаются психопатологических проявлений хронического алкоголизма, в частности, воздействия данного синдрома на специфику развития психических процессов личности. Динамическое изучение клинических особенностей хронического алкоголизма имеет особую роль, так как может позволить более дифференцированно разрабатывать терапевтические программы с учетом этапности заболевания, что в конечном итоге должно привести к формированию качественных и длительных ремиссий.
Следующим этапом после описания общей теоретической концептуализации модели выздоровления в разработке программы реабилитации, и ее практическая реализация в конкретных социальных условиях. Для этого важным является изучение личностных особенностей лиц, склонных к химическим аддицкиям, в частности, проявления и динамики формирования копинг-стратегий. Разрешение этой задачи будет представлено в следующих главах работы.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф