Меню Услуги

Особенности коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4


2.2. Проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента

В рамках исследования следующим этапом стало проведение диагностики младших школьников по выявлению недостаточно сформированных и несформированных компонентов, на основе которых происходит коррекции дислексии. С этой целью был использован разработанный диагностический комплекс: протокол исследования, подобранный стимульный материал. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ №22»г.Миасса с 15 сентября по 15 октября. В эксперименте приняло участие 60 учащихся первых классов: 1«А», 1«Б» по 30 детей в возрасте от 7 до 8 лет.

В ходе констатирующего эксперимента можно выделить несколько этапов, а именно:

I этап – разработка анкет для родителей учащихся, принимающих участие в исследовании. Данная анкета представлена в приложении (см. приложение 2). С помощью анкет изучались анамнестические сведения о детях: особенности пренатального, натального и постнатального развития детей, а именно особенности раннего и последующего психоречевого развития, особенности соматического здоровья детей (стоят ли на диспансерном учете, какие заболевания перенесли, какие хронические заболевания имеются). Также выявляются особенности речевой среды в семье (наличие/отсутствие у родителей дефектов речи), какую специализированную психолого-педагогическую помощь получал ребенок в дошкольном детстве, посещал ли ребенок ДОУ, а если посещал, то какую группу посещал, какие занятия проводились с ребенком.

Анкетирование родителей было проведено на родительском собрании в исследуемых классах 1«А» и 1«Б» 20 и 21 сентября 2014 года. Родителям, которых не было на собрании, анкеты были переданы через детей.

В ходе анализа проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:

  • Среди учащихся 1«А» было выявлено 7 детей, посещавших коррекционную и логопедическую группы, один ребенок ДОУ не посещал, воспитанием его занималась бабушка. Практически все дети, исходя из данных анкет, посещали дополнительно перед школой занятия логопеда, развивающие занятия, занятия по подготовке к школе. Двое детей по результатам диагностики воспитываются в условиях двуязычия. По результатам анкетирования родителей 10 детей имеют различные соматические нарушения и стоят на учете у таких специалистов как гастроэнтеролог, ортопед, кардиолог, иммунолог, окулист. Трое детей находятся на учете у невропатолога, с такими диагнозами как внутричерепная гипертензия, минимальная мозговая дисфункция, СДВГ.
  • Среди учащихся 1 «Б» было выявлено 6 детей посещавших коррекционную и логопедическую группы, двое детей не посещавшие ДОУ. Занятия по подготовке к школе посещали все дети класса, кроме этого занимались дополнительно с педагогами в частных организациях, а также в государственных учреждениях. Среди группы исследуемых детей было выявлено по результатам анкетирования родителей 8 детей, имеющие различные соматические нарушения. Среди которых 5 детей находятся на учете у невропатолога. Диагноз, с которым ребенок стоит на учете, не был указан родителями. Эти же дети и посещали коррекционные группы и имели различные отставания в раннем психоречевом развитии.

То есть, исходя из анкетирования, мы можем констатировать разноуровневую комплектацию детей в изучаемых классах, а также о необходимости тщательной диагностики всех детей по выявлению уровня их развития с целью проведения с ними в случае необходимости профилактических мероприятий.

II этапом диагностики – стало проведение обследования детей по разработанному протоколу и подобранному наглядному стимульному материалу. Обследование детей проходило в индивидуальной форме во второй половине дня – во время продленки. На каждого ребенка был распечатан протокол исследования, где и фиксировались все результаты. После проведения диагностики все результаты были проанализированы в соответствии с разработанной системой оценки.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

  • Нет ни одного учащегося, у которого был бы высокий показатель во всех компонентах.
  • По классу «А» отмечено 11 учащихся (Артем В., Денис Н., Адам Р., Дима В., Максим Р., Оганес Е., Артур Е., Даша Д., Женя П., Лена П., Виолетта Б.), это 33% у которых отмечаются самые низкие показатели, у них хотя бы по одному компоненту стоит средний уровень развития. У 7 учащихся (21%) были получены самые высокие результаты. У 36% учащихся отмечается уровень выше среднего.

Представим  результаты графически (Рисунок 1).

Рисунок 1. Результаты I и II этапа диагностики

Среди всех компонентов наибольшую несформированность в целом по классу «А» можно наблюдать у таких компонентов как: внимание, графомоторные навыки, фонематический слух и фонематический анализ, грамматический строй речи. Что касается мотивации к занятиям, к школьному обучению в целом по группе, то она также снижена и находится на среднем уровне. У 13 детей в классе (39%) имеются не автоматизированные звуки, как правило это звуки «р−р’».У двоих детей отмечаются нарушения звукопроизношения, искаженное произнесение звуков, обусловленное стертой дизартрией.

  • По классу «Б» было также выделено 11 человек (33%) (Максим П., Руслан Б., Ваня К., Стас Р., Виталик Н., Маша Р., Максим А., Юра П., Алексей Ф., Коля П., Вася А.), которые показали самые низкие показатели, 6 детей (18%) показали самые высокие результаты по сравнению с другими детьми, у 13 школьников (39%) общий уровень выше среднего. Наибольшие трудности в данном классе у детей возникли при выполнении заданий в рамках таких компонентов как: графомоторные навыки, фонематический слух и фонематический анализ, связная речь. В целом по данному классу также отмечается низкая мотивация. У 5 детей (15%) в классе не автоматизированы звуки: «л−л’», «р−р’».

Представим  результаты  графически (Рисунок 2).

Рисунок 2. Результаты I и II этапа диагностики

В целом, исходя из анализа результатов, мы видим и в классе «А» и в классе «Б» показатели детей находятся на одинаковом уровне и имеют низкие результаты. Многим детям должна быть рекомендована консультация логопеда, а также коррекционные занятия по развитию фонематического восприятия, звуковому анализу, развитию связной речи. Выявленные 33% детей как в классе «А», так ив классе «Б» попадают в группу риска. В случае оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи, возможно, предупредить у данной группы детей появление в дальнейшем стойких специфических ошибок при чтении и на письме. Учитывая тот факт, что в лицее нет учителя-логопеда, работу по коррекции дислексии, то есть по развитию выделенных компонентов должна вестись учителем, работающим с данным классом. В рамках нашего исследования разработаем комплекс заданий, направленный на предупреждение имеющихся нарушений у детей.

Таким образом, в рамках дальнейшего исследования выделенная группа детей, имеющая низкие показатели сформированности компонентов, необходимых для полноценного формирования навыка чтения в 1 классе «А», а именно: Артем В., Денис Н., Адам Р., Дима В., Максим Р., Оганес Е., Артур Е., Даша Д., Женя П., Лена П., Виолетта Б. – будет определена как контрольная группа; группа детей в 1 «Б» классе, а именно Максим П., Руслан Б., Ваня К., Стас Р., Виталик Н., Маша Р., Максим А., Юра П., Алексей Ф., Коля П., Вася А. будет определена как экспериментальная, где и будет проводиться формирующий эксперимент.

2.3. Содержание и организация коррекционной работы  и анализ работы по коррекции  дислексии  у младших  школьников  общеобразовательной школы

Формирующий эксперимент начался в ноябре 2014 года и продолжался до конца апреля 2015 года. Для чистоты эксперимента дети с нарушениями чтения были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошли: Максим П., Руслан Б., Ваня К., Стас Р., Виталик Н., Маша Р., Максим А., Юра П., Алексей Ф., Коля П., Вася А. В контрольную группу вошли: Артем В., Денис Н., Адам Р., Дима В., Максим Р., Оганес Е., Артур Е., Даша Д., Женя П., Лена П., Виолетта Б. С экспериментальной группой был продолжен эксперимент.

Цель формирующего эксперимента – апробация выдвинутой гипотезы на практике, а именно профилактическая работа по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников будет эффективной при следующих условиях:

1) при проведении комплексной диагностики и выявлении несформированных компонентов речевых и познавательных процессов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;

2) при использовании комплексной системы логопедической работы, которая включает в себя:

− разработку перспективного планирования занятий;

− составление планов индивидуальной работы для учащихся, имеющих низкий уровень сформированности речевых и психических компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;

− включение элементов коррекционно-логопедических заданий в учебный процесс;

− повышение уровня школьной мотивации у учащихся первых классов.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) разработать систему логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников;

2) подобрать дидактический материал для коррекции неречевых психических функций, необходимых для формирования полноценного навыка чтения;

3) провести фронтальные занятия с детьми, имеющими различные трудности в формировании процесса чтения.

4) составить идивидуальные планы работы, по коррекции речевых функций, необходимых для формирования полноценного навыка чтения для детей с низким уровнем сформированности психологической базы чтения.

Опираясь на теоретическое исследование подходов к изучению проблемы нарушения чтения у детей младшего школьного возраста и проведенное логопедическое обследование, с включением нейропсихологических методик, детей обучающихся в первом классе, нами была осуществлена попытка разработки системы логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.

Теоретической основой предлагаемой системы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным. В системе логопедической работы также нашли отражения идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении системы логопедической работы использованы:

– системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Мисаренко;

– система работы со слоговыми таблицами А.Н. Корнева;

– система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г.Нагаевой;

– система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Л.М. Козыревой и Т.И. Кондраниной

Использование разработанной системы предполагает:

– определение тематики и содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;

– отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;

– определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и учителями общеобразовательной школы.

Разработанная система предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности в формировании процесса чтения:

– временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;

– наличие трудностей при чтении, обусловленных несформированностью психологической базы чтения;

– замедленный темп чтения.

Система логопедической работы включает в себя четыре раздела:

  • обследование психологической базы навыка чтения у младших школьников;
  • формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
  • коррекция несовершенного навыка чтения;
  • совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по разработанной системе логопедической работы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий. Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.

Принципы, заложенные в систему логопедической работы:

– единство диагностики, коррекции и развития;

– этиопатогенетический подход к анализу причин нарушений речи;

– доступность;

– комплексность коррекционного воздействия;

– дифференцированный индивидуальный подход.

Особенностью разработанной системы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Система логопедической работы по преодолению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников представлена в таблице 3.

Результативность разработанной системы мы планируем определить по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном этапе.

В соответствии с разработанной системой работы, фронтальные логопедические занятия с экспериментальной группой проводились два раза в неделю. Каждая тема отрабатывалась несколько занятий, в зависимости от степени усвоения речевого материала. В ходе формирующего эксперимента нами было реализовано три раздела разработанной системы работы, так как было увеличено количество часов по первому разделу вдвое. Реализацию четвертого этапа было рекомендовано учителю продолжить во втором классе.

Наиболее трудными для усвоения оказались задания направленные на развитие словесно-логического мышления, а именно дети затруднялись в установлении логических связей между словами, объяснении смысла пословиц и фразеологизмов, чтении текстов с пропущенными словами. На отработку данного материала было увеличено количество занятий вдвое.

Реализуя принципы доступности и индивидуального подхода, дидактический материал предъявлялся как аудиально, так и визуально, то есть отрабатывался традиционным способом посредством предметных, сюжетных картинок, многократного повторения речевого материала, так и с помощью различных дидактических и лексико-грамматических игр, индивидуальных карточек на печатной основе.

Таблица 3. Система логопедической работы по предупреждению и коррекции дислексии  у младших школьников

Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Раздел I. Диагностика
Исследование состояния устной речи 1 час — исследование звукопроизношения;

— исследование фонематического восприятия;

— исследование звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;

— исследование грамматического строя речи;

— исследование словарного запаса;

— исследование связной речи.

— отраженная речь;

— ответы на вопросы;

— выделение звуков из слогов, слов;

— деление слов на слоги;

— составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;

— пересказ текста.

Исследование состояния начальных навыков чтения 1 час — выявление знания печатных и прописных букв;

— исследования навыка чтения слогов;

— исследования навыков языкового синтеза.

— нахождения заданных печатных и прописных букв среди других;

— чтение слоговых таблиц;

— составление слов из разрезной азбуки.

Исследование состояния неречевых психических функций 1 час — исследование состояния зрительных функций (внимания, памяти, поля зрения);

— исследование состояния слуховых функций (внимания, памяти);

— исследование состояния мышления;

— исследование состояния зрительно-моторной координации;

— исследование состояния графомоторных навыков;

— исследование состояния природного темпа деятельности и мотивации учения.

— корректурные пробы;

— графические диктанты;

— методика «Оперативная память», «Запомни пару»;

— диагностические методики на изучение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания;

— диагностические методики на изучение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

— анкетирование, для определения школьной мотивации.

Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Раздел II. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения
Совершенствование восприятия 4 часа — развитие избирательности восприятия;

— обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;

— расширение поля зрения;

— развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.

— опознавание контурных, недорисованных изображений;

— нахождение наложенных и зашумленных букв и изображений;

— работа с геометрическим материалом: «Танграмм», «Колумбово яйцо», кубики Каоса;

— корректурные пробы различного содержания;

— дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.

Совершенствование внимания 6часов — развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие концентрации и устойчивости внимания;

— расширение объема внимания;

— развитие распределения, переключения внимания.

— работа с лабиринтами различной модификации;

— отыскивание отличий, фрагментов в картинках;

— нахождение слов в буквенных таблицах и лабиринтах;

— переписывание бессмысленных слов;

— дорисовывание узоров по определенному правилу;

— чтение текста до указанного слова или предложения;

— чтение предложений и текстов с одновременным слуховым зашумлением.

Совершенствование памяти 6часов — тренировка зрительной и слуховой памяти;

— развитие кратковременной и долговременной памяти;

— формирование словесно-логической памяти.

— запоминание изображений предметов;

— запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями;

— чтение и запоминание слов и предложений различной длинны и содержания;

— разучивание стихотворных текстов;

— запоминание числовых и словесных последовательностей.

Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Совершенствование мышления 9часов — развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

— тренировка способности создавать мысленный образ;

— тренировка способности устанавливать логические связи между словами.

— разгадывание буквенных и символьных ребусов;

— разгадывание кроссвордов и анаграмм;

— чтение и отгадывание загадок;

— чтение с установлением логической связи между словами;

— работа над смысловой стороной пословиц и фразеологизмов;

— словесное рисование;

— работа с сериями сюжетных картинок: установление последовательности и пересказ;

— чтение текстов с пропущенными словами.

Раздел III. Коррекция несовершенного навыка чтения
Развитие навыков языкового анализа и синтеза 12часов — развитие анализа структуры предложения;

— развитие слогового анализа и синтеза;

— развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

— определение границ предложений в тексте без точек;

— придумывание предложений по картинке, с заданным словом;

— придумывание предложений по опорным словам;

— работа с деформированными предложениями;

— составление графических схем предложений и предложений по схемам;

— определение места заданного слова в предложении;

— выделение гласных из слога, слова;

— добавление недостающих букв и слогов в слова;

— составление слов из слогов и букв данных в беспорядке;

— составление графических моделей слов;

— определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.

Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Развитие морфологической системы языка 9часов — совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов;

— дифференциация грамматических значений;

— дифференциация единственного и множественного числа;

— закрепление бессоюзных и предложно-падежных конструкций;

— совершенствование навыков согласования;

— дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

— преобразование существительных в прилагательные и глаголы;

— разгадывание морфологических шарад;

— дополнение предложений подходящими предложно-падежными конструкциями;

— упражнения на дифференциацию частей речи;

— практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени и вида глагола;

— упражнения на согласование различных частей речи;

— подбор однокоренных слов, составление цепочек из однокоренных слов;

— работа с деформированными словами.

Совершенствование синтаксической структуры предложения 5часов — совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения;

— совершенствование умений составлять сложные бессоюзные предложения;

— совершенствование умений составлять сложносочиненные предложения;

— совершенствование умений составлять сложноподчиненные предложения.

— составление двусоставных предложений по опорным словам и картинкам;

— упражнения на распространение предложений главными и второстепенными членами;

— упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов;

— работа со схемами предложений;

— преобразование предложений, путем допустимого изменения порядка слов в нем;

— добавление в предложения подходящих по смыслу сочинительных и подчинительных союзов;

— подбор концовки предложения с опорой на имеющийся союз;

— стилистическая правка предложений.

Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Совершенствование лексической стороны речи 5 часов — работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря;

— совершенствование умения пользоваться лексикой в различных ситуациях общения.

 

— упражнения на подбор слов по лексическим темам, нахождение «четвертого лишнего»;

— работа над родовыми понятиями и видовыми отличиями слов;

— упражнения на замену рядов глаголов существительными;

— подбор синонимов и антонимов к существительным, прилагательным и словосочетаниям;

— чтение предложений и текстов с недостающими словами;

— подбор названий к тексту и текстов к имеющимся названиям.

Совершенствование семантической стороны речи 12 часов — совершенствование умения понимать прочитанные слова и предложения;

— развитие умения осознавать смысловую структуру текста.

— добавление в предложения недостающих слов;

— исправление логически неправильно построенных предложений;

— подбор к сюжетным картинкам предложений;

— составление рассказов из предложений, написанных в беспорядке;

— чтение текстов с определением главной мысли;

— лексико-грамматическое прогнозирование текста;

— ответы на вопросы по прочитанному тексту;

— составление плана рассказа;

— пересказ прочитанного текста с опорой на составленный план и без него;

— придумывание начала и конца к тексту.

 

Так как на констатирующем этапе эксперимента выявились дети, которые имели грубые нарушения в развитии различных компонентов речи, и им рекомендованы помимо фронтальных индивидуальные логопедические занятия, нами были разработаны направления коррекционной работы по преодолению предпосылок к различным видам дислексии. Данные направления нами были использованы для составления индивидуальных планов работы.

Работа по данным планам осуществлялась консультативно. Родителям была рекомендована специальная литература, а также детям, в соответствии с индивидуальным планом готовились задания на печатной основе, которые они выполняли дома.


Страницы:   1   2   3   4


 

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!