ГЛАВА 3. Эмпирическое изучение психологических особенностей авиационных диспетчеров и пилотов, работающих в экстремальных условиях
3.1. Организация и методики исследования
Проанализировав различные теоретические источники, в работе была выдвинута гипотеза о том, что уровень адаптивности и нервно-психической устойчивости пилота выше, нежели у авиационных диспетчеров.
В качестве выборки исследования были задействованы авиадиспетчеры, в количестве 32 человек, в возрасте от 24 до 38 лет, мужского пола и пилоты – в количестве 25 человек. Данная выборка была разделена на 2 группы:
1) специалисты высокого профиля авиадиспетчера — 32 человека, со стажем работы более 5 лет.
2) пилоты — 25 человек, со стажем работы более 5 лет.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
1) «Прогноз-2» (В.Ю. Рыбников);
2) «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин);
3) Методика «СМИЛ» (Л.Н. Собчик).
4) Методика «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер).
Методики приведены в приложениях.
3.2. Результаты исследования
По результатам методики «Прогноз-2» (В.Ю. Рыбников), был выявлен уровень нервно-психической устойчивости у авиационных диспетчеров и пилотов. Полученные результаты представлены на диаграмме № 1:
Диаграмма №1
Уровень нервно-психической устойчивости у авиационных диспетчеров и пилотов
Где (ряд 1) – пилоты, (ряд 2) – авиационные диспетчеры.
По результатам теста летный состав (неудовлетворительный уровень) — 0, (удовлетворительный) — 6 человек, (хорошо) — 13 человек, (высокий) — 6 человек. Авиадиспетчеры: (неудовлетворительный) — 3 человека, (удовлетворительный) — 13 человек, (хорошо) – 11 человек, (высокий) – 5 человек.
Подтверждение различий, полученных методикой «Нервно-психическая устойчивость» в выборках «Пилот» и «Диспетчер», представлены на диаграмме №3 и диаграмме №2.
Диаграмма №2
Нервно-психическая устойчивость у авиационных диспетчеров
Нервно-психическая устойчивость в выборке «Диспетчер» в процентном соотношении: неудовлетворительный уровень – 1 %, высокий уровень — 37%, хороший уровень – 43 %, удовлетворительный уровень — 19 %. Дадим краткую характеристику уровней нервно-психической устойчивости у авиадиспетчеров.
Характеристика нервно-психической устойчивости представлена в таблице №1.
Нервно-психическая устойчивость пилотов отражена в диаграмме №3.
Диаграмма №3
Процентное содержание в выборке «Пилот»: неудовлетворительный — 0%, высокий — 45 %, хороший — 34%, удовлетворительный — 21 %.
Нервно-психическая устойчивость у пилотов
У испытуемых с высоким уровнем нервно-психической устойчивости вероятность к возникновению нервно-психического срыва в различных стрессовых ситуациях крайне мала. У них нет нарушений эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции. Пилот легко переносит психические и физические нагрузки. В отличие от испытуемых с удовлетворительным уровнем, они подвержены к нервно-психическим срывам.
Профессионалы, со стажем более пяти лет имеют богатый опыт и определенные навыки саморегуляции, необходимые в данном виде деятельности которые помогают им адекватно принимать решения в экстремальных ситуациях. В отличии от специалистов, которые попав в экстремальную ситуацию, могут допускать ошибки и недостаточно эффективно выполнять работу в экстремальных условиях труда.
По результатам диагностики методики «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин), необходимо было оценить уровень адаптивных способностей пилотов и авиадиспетчеров.
Были получены следующие результаты, оказалось, что пилоты профессионалы имеют более высокий уровень адаптивных способностей, чем авиадиспетчеры.
Для пилота характерна деятельность в условиях дефицита времени и сильной эмоциональной напряженности.
Пилоту необходимо постоянно сохранять высокую бдительность, способность включиться в решение неожиданно сложных задач. Пилоту совершенно необходимы острое зрение и слух, хорошо развитый объемный глазомер, безупречное здоровье, устойчивость вестибулярного аппарата, способность к быстрому переключению внимания, устойчивость к монотонным действиям, высокая эмоционально-волевая устойчивость, максимально быстрая реакция, как на простые, так и на сложные стимулы.
Для деятельности человека в экстремальных условиях характерна немонотонная и нелинейная зависимость качества деятельности от интенсивности и продолжительности экстремальных воздействий.
Незначительные по интенсивности и продолжительности воздействия оказывают, как правило, мобилизующее действие ( эустресс, оптимальный стресс, параэкстремальные условия).
Под влиянием экстремальных факторов у человека происходят определенные изменения на поведенческом и функциональном уровнях. Последние оцениваются по мышечно-двигательным, вегетативным, электроэнцефалографическим, биохимическим, психологическим изменениям в состоянии организма.
Полученные результаты представлены на диаграмме № 4:
Диаграмма №4. Уровень адаптивных способностей пилотов и авиационных диспетчеров
Где (ряд-1) — летный состав, (ряд-2) — авиационные диспетчеры.
Мы получили следующие показатели: низкий уровень (неудовлетворительный) — 0 человек (летный состав), высокий уровень — 7 человек, нормальный уровень – 13 человек, удовлетворительный – 5 человек.
Низкий уровень (неудовлетворительный) — 3 человека (диспетчерский состав), высокий уровень — 5 человек, нормальный уровень — 11 человек удовлетворительный уровень – 13 человек.
На основании обследования, мы можем утверждать, что пилоты профессионалы имеют более высокий уровень адаптивных способностей, чем авиадиспетчера. У большинства профессионалов высокий и нормальный уровень адаптации, это говорит о том, что пилоты легче адаптируются к новым условиям деятельности, способны быстро вырабатывать стратегию своего поведения, неконфликтны, имеют высокую эмоциональную стабильность.
У авиадиспетчеров, наоборот отмечен средний и выше среднего уровень эмоциональной устойчивости, т.к. авиадиспетчер находится в состоянии постоянного стресса, посменный график работы, в настоящее время ужесточились требования к работе диспетчера. Исходя из данных результатов, видно, что уровень адаптивности пилотов выше, чем уровень адаптивности авиадиспетчеров.
Можно предположить, что такие различия в результатах зависят от рода деятельности, хотя профессии тесно взаимосвязаны между собой.
Авиадиспетчер — профессия дирижера небесных потоков.
В современной системе обеспечения полетов психологическая диагностика выступает как инструмент выявления различных форм приспособительной активности человека как целостного объекта в специфических условиях профессиональной деятельности.
Оценка значимости различий по шкалам методики СМИЛ проведенной среди пилотов и авиадиспетчеров (в сырых баллах) представлена ниже.
*-различия статистически достоверны на уровне значимости p<0,05.
Так, «Пилоты» имеющие традиционный пик по шкале «Импульсивности» и сопутствующий пик по шкале «Оптимистичности», действительно характеризуются выраженным преобладанием таких личностных особенностей, определяющих профессионально значимые качества как активность личностной позиции, высокая поисковая активность, преобладание мотивации достижения, способность к спонтанной, свободной самоактулизации и активное стремление к достижению цели, позитивность самооценки, склонность к двигательной и речевой активности, тропизм к технике, скорости, техническому превосходству, избегание монотонии в деятельности на фоне поиска новизны и остроты повседневных ощущений и переживаний.
Наблюдается быстрота принятия решения, склонность к риску, мобилизация к стрессу.
«Диспетчеры», сохраняя черты шкалы «Импульсивности», отличаются более выраженной рефлексией, склонность к анализу и перепроверке собственных действий, некоторой самобытностью мышления, общей гуманизацией интересов и отношения к людям, что в свою очередь, обеспечивает профессионально значимые качества, продиктованные спецификой профессии: устойчивостью к монотонии, кабинетный стиль деятельности; тревожность как способность предвидеть возможные риски и их последствия.
Выборку «Пилот» отличают более высокие показатели памяти, что можно объяснить большей по сравнению с группой «Диспетчер» вовлеченностью в образовательный процесс запоминания новой технической информации, а также освоение иностранного языка;
— более уверенное оперирование пространственными представлениями, непосредственно обстановкой полета, когда пилот буквально оперирует сторонами света и направлениями движения.
— быстрота сенсомоторной реакции у «Пилотов» по сравнению с «Диспетчерами» связана с большей динамичности типа реагирования.
Таким образом, даже по результатам полученных на наших немногочисленных выборках, мы видим статистически подтвержденную значимость различий между пилотами и диспетчерами как в плане их индивидуально-психологических характеристик, так и при реагировании в экстремальных ситуациях, так и при оценке когнитивных функций обследуемых.
По результатам исследования тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, необходимо выявить уровень ситуативной и личностной тревожности у пилотов и авиадиспетчеров.
Были полученные следующие результаты по уровню ситуативной тревожности (диаграмма №5).
Диаграмма №5
Уровень ситуативной тревожности у пилотов и авиационных диспетчеров
Таблица №3
Значение коэффициента корреляции адаптивных способностей у авиадиспетчеров и пилотов
По уровню личностной тревожности были получены следующие результаты (диаграмма №6).Значение коэффициента корреляции r=0, 60, что свидетельствует об умеренной тесноты связи между показателями адаптивных способностей у пилотов и авиадиспетчеров. В ходе исследования нами выяснено, что результаты по уровню нервно- психической устойчивости и адаптивности пилотов несколько отличается от НПУ авиадиспетчеров. Умеренный показатель тесноты связи, говорит о том, что различия не значительные или не значимые.
Диаграмма №6
Уровень личностной тревожности у пилотов и авиационных диспетчеров
Уровень личностной тревожности у пилотов и диспетчеров умеренный, это значит, что при возникновении угрозы самооценки тревожность не активируется и не является их личностной чертой.
В данной выборке характерна ситуативная тревожность в большей степени, чем личностная что может связанно со стрессовой ситуацией в целом, экстремальные условия труда, непредвиденные ситуации, погода, тяжелые физические и эмоциональные нагрузки, все эти факторы влияют на уровень тревожности.
Для анализа использовались данные по результатам проведенного исследования по методике «Прогноз-2» и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность».
Таблица №4
Значение коэффициента корреляции по уровню нервно-психической устойчивости у пилотов и авиадиспетчеров
Значение корреляции r= 0,60, свидетельствует об умеренной тесноты связи между показателями по уровню нервно-психической устойчивости пилотов и авиадиспетчеров .
По результатам исследования мы можем сделать вывод, о том, что пилоты обладают высоким уровнем стрессоустойчивости, легко и адекватно реагируют на значительные физические и эмоциональные перегрузки в экстремальных ситуациях благодаря навыками саморегуляции. Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Надо отметить, что многие адаптивные способности и особенности нервно-психической устойчивости во многом зависит от особенности самой личности.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф