Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности нервно-психической устойчивости лиц, работающих в экстремальных условиях (на примере авиационных диспетчеров, пилотов, спасателей). Часть 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3 4


3.3. Рекомендации по результатам исследования

При управлении и организации деятельностью авиадиспетчеров возникает необходимость анализа и выявления закономерностей их деятельности с позиции новых подходов, разработки новых показателей эффективности, применения средств, улучшающих работу авиадиспетчера в нормальных и экстремальных условиях. Статистика по авиапроисшествиям в категории УВД (управления воздушным движением) показывает, что процент аварийности, возлагаемый на ответственность авиадиспетчеров достаточно большой и, естественно требуется оптимизация их работы.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

К сожалению, в настоящее время, применяемые подходы в области эргономики, инженерной психологии, авиационной психологии, авиационной медицины и других направлениях, связанных с эксплуатационными факторами, не дают возможности качественно повысить эффективность деятельности авиадиспетчеров. Это вызвано тем, что данные подходы используются моментно без анализа реальной загрузки авиадиспетчеров, степени их утомляемости, потери работоспособности. Поэтому эффективность работы авиадиспетчера может колебаться в значительных диапазонах при нормальных и стрессовых условиях. Стресс является одним из факторов, оказывающих наибольшее негативное влияние на профессиональную деятельность авиадиспетчеров, так как он отражается на качестве выполняемой ими работы. Чтобы получить более полные сведения о состоянии авиационного диспетчера при антистрессовых подготовках и проверках следует проводить измерения некоторых параметров крови. Это позволит не только получать достоверную информацию о состоянии оператора, но и судить о динамике изменения его состояния во время стрессовых воздействий и после них.

Лабораторные исследования крови, построенные на инвазивных методах, сопряжены с травмированием пациентов, возможностью инфицирования, а также с довольно длительной процедурой получения диагностического результата. Поэтому для диагностирования состояния авиационного диспетчера предпочтительнее использовать неинвазивные методики определения параметров крови, которые превосходят лабораторные по оперативности, эффективности и экономичности. При выборе параметров крови для оценки интенсивности негативного влияния, стрессов и утомляемости на авиационных диспетчеров следует учитывать некоторые требования, выполнение которых существенно увеличит информативность и качество оценки:

  1. Параметр обязательно должен значительно изменяться в период времени от начала НВ до периода восстановления (отдыха).
  2. Параметр должен быть высококоррелируемый с мерой негативного влияния. Этим требованиям отвечают билирубин, гемоглобин и глюкоза, которые могут не только способствовать выявлению стресса у авиационных диспетчеров, а также их отклонения от нормы может свидетельствовать о развивающихся заболеваниях, связанных со стрессом.

Современная профессиональная деятельность пилота гражданской авиации связана с воздействием на его организм комплекса вредных и опасных факторов.

К первой группе факторов риска относятся биологические характеристики, поддающиеся коррекции: артериальная гипертония, избыточная масса тела, нарушения липидного спектра крови, изменение толерантности к глюкозе, повышение коагуляционных свойств крови, повышение содержания в крови мочевой кислоты.

Во вторую группу включают факторы, которые не поддаются коррекции: пол, возраст, генетические характеристики.

В третью группу факторов риска входят факторы физической среды, воздействующие на пилота ГА в процессе его профессиональной деятельности. С точки зрения профилактики наибольший интерес представляют коррегируемые факторы риска, в то время как вторая группа факторов используется для прогнозирования возникновения и прогрессирования заболевания.

Факторы риска, действующие на пилота в его профессиональной деятельности:

1) физические факторы – шум и вибрация в процессе полета, ионизирующее и неионизирующее излучения, гипоксия, перепады барометрического давления, температурные изменения; а также бытовые факторы – курение, употребление алкоголя, недостаточная двигательная активность;

2) психоэмоциональные факторы – значительные интеллектуальные, зрительные, слуховые нагрузки, необходимость принятия важных, ответственных решений в условиях дефицита времени, частые конфликтные ситуации, высокая социальная ответственность за жизнь пассажиров и экипажа, напряжение внимания и памяти;

  • особенность режима труда – неравномерность рабочей нагрузки, гиподинамия, ночные полеты, приводящие к нарушению биоритмов, пересечение нескольких часовых поясов за один полет, необычная пространственная ориентировка, навязанный темп работы при дефиците времени, выраженная монотонность работы, ненормируемый рабочий день и другие. Воздействие факторов полета, стресс-факторов образа жизни на сердечно-сосудистую систему пилотов значительно повышают риск развития патологии у представителей летных профессий.
  • По показателям факторов производственной среды труд летного состава является опасным, вредным, напряженным и тяжелым, имеющим особый характер.

В целом, условия деятельности летного состава вызывают развитие утомления и истощение резервов организма, ускоренное биологическое старение у отдельных лиц, снижение устойчивости организма к профессиональным факторам и переносимости летной нагрузки, особенно у лиц, имеющих функциональные и хронические болезни и перенесших острые заболевания или стрессовые ситуации. Рост профессиональной заболеваемости и хронической общей соматической патологии приводит к снижению профессиональной работоспособности, освобождению от летной работы квалифицированных и дорогостоящих специалистов и сокращению продолжительности их жизни.

Увеличение суммарного риска приводит к тому, что заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС) чаще, чем другие, приводят к отстранению от работы представителей летных профессий.

Выраженность авиационного стресса оценивается по ЧСС, уровню АД, лабораторным показателям. Выраженность клинико-лабораторных проявлений у пилотов зависят как от индивидуальных особенностей, так и от конкретной ситуации. Изучение суточного АД и ЭКГ-мониторирования у пилотов, совершающих длительные перелеты во время пилотирования, показало, что ЧСС и АД достоверно выше при взлете и посадке по сравнению с горизонтальным полетом как у командиров воздушных судов, так и у вторых пилотов.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Выраженная нервно-эмоциональная напряженность труда (класс вредности 3.2-3.3) приводит к «изнашиванию» адаптационных механизмов организма и функциональной недостаточности гипофизарно-надпочечниковой системы, гиперактивации процессов свободнорадикального окисления, нарушению липидного обмена.

Это проявляется в увеличении индекса атерогенности и его нарастании с увеличением стажа работы, что указывает на повышенный риск развития атеросклероза и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Длительное перенапряжение от воздействия нервно-эмоциональных нагрузок вследствие высокой интенсивности воздушного движения и превышения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов способствует развитию производственно-обусловленных заболеваний: атеросклероза, включая ишемическую болезнь сердца, гипертонической болезни, невротических расстройств и т. д.

В связи с этим, необходимо при разработке режимов труда и отдыха учесть в центрах ОВД с высокой интенсивностью воздушного движения возможность проведения сеансов психологической разгрузки (психологической саморегуляции и психокоррекции).

С этой целью целесообразно организовать комнаты психологической разгрузки в соответствии с пп. 3.8-3.10, п. 4.4. Санитарных правил 2.5.1.1107-02 «Гигиенические требования к условиям и организации труда диспетчеров по управлению воздушным движением гражданской авиации» (2002).

Учитывая высокую вероятность профессионально-обусловленной заболеваемости, необходимо своевременно устранять факторы риска указанных заболеваний, формировать потребность в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости к стрессу за счет полноценного питания, увеличения двигательной активности, борьбы с вредными привычками: курением, злоупотреблением алкогольными напитками и т. д.

Выводы:

  1. Выявлены психологические особенности специалистов, работающих в экстремальных условиях, обоснованные принадлежностью к рискованной профессией экстремального профиля и обусловленные повышенным уровнем стрессоустойчивости, выбором адекватной стратегии поведенческой активности в экстремальных условиях, высоким уровнем нервно-психической устойчивости и сниженным риском дезадаптации.
  2. Существуют различия в психологических особенностях устойчивости авиационных диспетчеров и пилотов, как в плане их индивидуально-психологических характеристик, так и при реагировании в экстремальных ситуациях, так и при оценке когнитивных функций обследуемых.
  3. На основании изученных материалов нами даны рекомендации по улучшению стрессоустойчивости пилотам и авиадиспетчерам.

Заключение

Проблема устойчивости, надежности деятельности человека-оператора в условиях воздействия экстремальных факторов и развития психологического (профессионального) стресса привлекла к себе повышенное внимание и приобрела определенные очертания как самостоятельная область исследований в связи с развитием техники, систем автоматизированного управления производством и, особенно, компьютеризацией всех сфер деятельности.

Профессия авиационного диспетчера отличается высокой психологически эмоциональной и интеллектуальной направленностью и относится к наиболее напряженным и эмоционально насыщенным видам профессиональной деятельности. От эффективности работы диспетчера и его способности выполнять свою работу вовремя и безошибочно зависит не только пропускная способность системы управления воздушным движением, но и безопасность полетов в целом.

Организация воздушного движения в современных условиях является сложнейшей проблемой связанной с учетом человеческого фактора, организационных факторов и направлена на минимизацию основных отрицательных процессов, которые могут возникнуть. Такими отрицательными процессами являются различные авиационные происшествия (аварии, катастрофы, прецеденты и другие события).

Длительное перенапряжение от воздействия нервно-эмоциональных нагрузок вследствие высокой интенсивности воздушного движения и превышения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов способствует развитию производственно-обусловленных заболеваний: атеросклероза, включая ишемическую болезнь сердца, гипертонической болезни, невротических расстройств.

В целом, условия деятельности летного состава вызывают развитие утомления и истощение резервов организма, ускоренное биологическое старение у отдельных лиц, снижение устойчивости организма к профессиональным факторам и переносимости летной нагрузки, особенно у лиц, имеющих функциональные и хронические болезни и перенесших острые заболевания или стрессовые ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства. /Александровский Ю.А., Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 234с.
  2. Александровский, Ю.А. Психогении в экстремальных ситуациях. /Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. – М., 1991. – 66 с.
  3. Александровский, Ю.А. Динамика психической дезадаптации в условиях хронического стресса./ Александровский Ю.А. , Румянцева Г.М. , Юров В.В. , Мартюшов А.Н. // Журнал невропатологии и психиатрии. —  1991. — № 12. – С. 44 — 56.
  4. Александровский, Ю.А. Психические расстройства во время и после катастроф. / Александровский Ю.А., Щукин Б.П. // Психиатрия и психофармакотерапия. – 1991. — № 5. – С. 111 — 122.
  5. Базыльчик, С.В. Пограничные нервно-психические расстройства невропатологии и психиатрии. / Базыльчик С.В., Казак Е.Б. — М.,1997. – 135 с.
    6. Бассин, Ф.В. Психическая травма. Руководство по психотерапии. / Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. — Ташкент, 1999. – 204 с.
  6. Берковская, М. Стрессовые расстройства: подходы к терапии. / Берковская М., Посысоев О., – М., 1997. – 270 с.
  7. Брязгунов И.П. Посттравматическое стрессовое расстройство. / Брязгунов И.П. // Наука. – 1999. — № 58. – С. 85 — 97.
  8. Брязгунов, И.П. Последствия посттравматического стрессового расстройства и другие стрессовые реакции. / Брязгунов И.П., Михайлов А.И. – М.,1998. – 300 с.
  9. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. / Василюк Ф.Е. – М., 1984. – 142 с.
  10. Василюк, Ф.Е. Пережить горе. О человеческом в человеке. / Василюк Ф.Е. – М., 1991. — 131 с.
  11. Василюк, Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. / Василюк Ф.Е // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. — № 1. – С. 47 — 59.
  12. Василюк, Ф.Е. Проблема критической ситуации. Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок, Василюк Ф.Е. – Мн.: Харвест, 1999. – 480 с.
  13. Гаранян, Н.Г. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели. / Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. // Московский психотерапевтический журнал. – 1996. — № 3. — С. 81 — 99.
    15. Гаспарян, Х.В. Посттравматические реакции. / Гаспарян Х.В. // Журнал практического психолога. — 1994. № 4. — С. 3 — 14.
  14. Грининг, Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально-гуманистической психологии / Грининг Т. // Вопросы психологии. — 1994. — № 4. — С. 4 — 15.
  15. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. / Дружинин В.Н. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
  16. Изард, К.Э. Психология эмоций. / Изард К.Е., – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  17. Каган, В. Помогая другим. / Каган В., Каган И. // WE / МЫ. — 1998. — № 2. — С. 52 — 64.
  18. Каменченко, П.В. Посттравматическое стрессовое расстройство / Каменченко П.В. // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1993. — № 3. — С. 21 — 32.
  19. Каханов, К.П. Особенности психических расстройств. / Каханов К.П., Крюков В.К., Кибрик П.Д. // Медицина катастроф. – 1995. — № 3. — С. 66 — 73.
  20. Китаев – Смык, Л.А. Психология стресса. / Китаев-Смык Л.А. – М., 1983. – 112 с.
  21. Ковалев В.В. Посттравматические стрессовые расстройства вследствие стихийных бедствий и катастроф (вопросы психотерапии). / Ковалев ВВ., Леонова Н.К. // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т.2, вып.2. – С. 76 — 87.
  22. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы. / Колодзин Б. – М., 1992. — 221с.
  23. Короленко, Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях./ Короленко Ц.П. – М., 1988. – 50 с.
  24. Литвак, М.Е. Как преодолеть острое горе. / Литвак М.Е., Мирович М.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 320 с.
  25. Ларцев, М.А. Психологические факторы аварии. / Ларцев М.А. // Медицина катастроф. — 1995. — № 1. — С. 34 — 42.
  26. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных ситуациях. / Лебедев В.И. – М.: Политиздат, 1989. – 51 с.
  27. Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов. / Леонова А.Б., Кузнецова А.С. — М., 1993. – 86 с.
  28. Лурье, Ж.В. Горевание и потеря. /Лурье Ж.В. // Школа здоровья. — Т. 6. — 1999. — С. 47 — 54.
  29. Медведев, В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. / Медведев В.И. // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. — М.: Наука, 1979. — С. 625 – 672.
  30. Алиев, Х.М. Методическое руководство по использованию метода психофизиологической саморегуляции «Ключ» для специалистов центров реабилитации. / Алиев Х.М. – М., 1997. – 75 с.
  31. Настольная книга войскового психолога. Авторы: Ковзель Н.Н. и другие. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». / Ковзель Н.Н. и др. – М.: «За права военнослужащих», 2004. – 230 с.
  32. Платонов, К.К. Психология летного труда. / Платонов К.К. — оенное издательство МО СССР. – М., 1985. – 250 с.
  33. Пергаменщик, Л.А. Список Робинзона. / Пергаменщик Л.А. – Мн., 1996. – 60 с.
  34. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. / А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 480 с. – (Библиотека практической психологии).
  35. Пуховский, Н.Н. Психопатология антропогенных катастроф / Пуховский Н.Н. // Медицина катастроф. — 1993. — № 1. — С. 134 — 145.
  36. Пушкарев, А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. / Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с.
  37. Психология личности в трудах отечественных психологов. Составитель Куликов Л.В. / Куликов Л.В. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  38. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Составитель Реан А.А. /Реан А.А. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
    41. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б.Д. – СПб.: Питер, 2001. – 1024 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  39. Райгородский, Д.Я. (редактор – составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2001. – 672 с.
  40. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн. / Рогов Е.И. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 380 с.
  41. Селье, Г. Когда стресс не приносит горя. / Селье Г. – М., 1992. – С. 104 – 109; С. 116 — 135.
  42. Селье, Г. Стресс жизни. / Селье Г. – М., 1993. – 32 с.
  43. Тарабрина, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы. / Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. // Психологический журнал. — 1992. — Т.13, вып.2. – С. 88 — 97.
  44. Хусейн, С.А. Руководство по лечению психологической травмы. / Хусейн С.А., Холкомб В.Р. – М., 1998. – 87 с.
  45. Хъелл, Л. Теории личности. / Хъелл Л.,Зинглер Д. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  46. Черепанова, Е.М. Психологический стресс. Помоги себе. / Черепанова Е.М. – М., 1996. – 141 с.
  47. Черепанова, Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в
    экстремальных условиях. / Черепанова Е.М. – М., 1995. – 156 с.
  48. Шапиро, Ф. Психотерапия эмоциональных травм. / Шапиро Ф. – М.: Класс, 1998. – 172 с.
  49. Береговой, Г.Т. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике / Береговой Г.Т., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. — М.: Издательство «Наука», 1978. – 301 с.
  50. Джамгаров, Т.Т. К проблеме отбора и тренировки лиц для обучения летному делу» / Джамгаров Т.Т. // Авиационная и космическая медицина. Материалы конференции 1963 г. — М., 1963 г. – С. 12 – 14.
  51. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / Гуревич К.М. — М.: Изд-во «Наука», 1970. – 272 с.
  52. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. / Зильберман П.Б. — М.: Наука, 1974. – С. 12 – 23.
  53. Ломов, Б.Ф. Психологические проблемы космических полётов / Ломов Б.Ф. — М., 1979. — 351 с.
  54. Марищук, В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-лётчиков и возможности её совершенствования с применением средств физической подготовки. / Марищук В.Л. — Л., 1963. — 25 с.
  55. Милерян, Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. / Милерян Е.А. — М., 1974. — С. 5 – 82.
  56. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Наенко Н.И. — М., 1976. — 112 с.
  57. Ольшанникова, А.Е. Психофизиологическое исследование эмоциональности как устойчивой характеристики. / Ольшанникова А.Е. -М., 1976.
  58. Писаренко, В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека. / Писаренко В.М. — М., 2003. – 305 с.
  59. Платонов, К.С. Психология лётного труда. / Платонов К.С. — М., 1960. – 351 с.
  60. Дьяченко, М.И. О природе эмоциональной устойчивости / Дьяченко М.И. // Тезисы научных сообщений к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. — М., 1983. – С. 158.
  61. Черникова, О.А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряжённой деятельности. / Черникова О.А. // В кн.: XVIII Международный психологический конгресс. Проблемы общей психологии. Т. 2. — М., 1966. – С. 506 – 507.
  62. Тульский, С.Г. Проблемы профессиональной подготовки лётного состава после окончания училища на самолеты иностранного производства. / Тульский С.Г. — М., 2007. – 137 с.
  63. «Состояние безопасности полетов в ГА государств-участников «Соглашения о ГА и об использовании воздушного пространства» в 2007 году»; 14 марта 2008 г.
  64. Бодров, В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. / Бодров В.А. — М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  65. Грищенко Ю. В. Прибор моделирования ошибок операторов на основе антипульта компьютера. / Грищенко Ю.В., А.П.Слободян, Е.В. Кожохина. // Електроніка та системи управління. – 2007. — № 11. — С.189 – 193.
  66. Lazarus R.S. Cognitive and coping processes in emotion // Stress and coping / Lazarus R.S. — N.Y.: Columbia Univ. Press, 1977. — P. 144 — 157.
  67. Posner, M.J. Components of attention. / Posner M.J., Boies S.J. // Psychological Rev. – 1971. – V. 78. — P. 391 — 408.
  68. Gaillard, A.W. Comparing the concepts of mental load and stress. / Gaillard A.W. // Ergonomics. — 1993 — V. 36. – N. 9. – P. 991 — 1005.
  69. Sandler, I.N. Locus of control as stress moderator: The role of control perceptions and social support / I.N. Sandler, B. Lakey // Amercan Journal of Commun Psychology. – 1982. — N. 10. — P. 65 — 80.
  70. Schwarzer, R. Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. /Schwarzer R., Scholz U. // Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology, 2000.
  71. Schwarzer, R. A critical survey of coping instruments / Schwarzer R., Schwarzer S. // In M. Zeidner and N.S. Endler (Eds). Handbook of Coping: Theory, Research, Applications. – PsycINFO Abstract (РР. 107 — 132). New York,: Wiley., 1996.
  72. Vaillant, G. Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology / G. Vaillant // American Psychologist. — 2000. — Vol. 55. — N 1. — P. 89 — 98.
  73. Vitaliano, P.P. Coping Profiles Associated With Psychiatric, Physical Health, Work and Family Problems / P.P. Vitaliano et al. // Health Psychology. — 1990. — V. 9 (3). — P. 348 — 376.
  74. Wagner, D. Prevalence of symptoms of posttraumatic stress disorder in German professional firefighters / D. Wagner, M. Heinrichs, U. Ehlert // American Journal of Psychiatry. — 1998 — Vol. 155. — P. 1727 — 1732.
  75. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) / Диагностика эмоционально нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. — СПб., 2002. — С.124 — 126.
  76. Карпулина, В.Н. Психологический словарь. / Карпулина В.Н. —             Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. – 278 с.
  77. Березин, Ф.Б. Психическая психофизиологическая адаптация человека.  / Березин Ф.Б. — М.: Наука, 2008. — 272 с.
  78. Корчемный, П.А. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций в 3-х частях. / Корчемный П.А., Елисеев А.П. -Новогорск: Академия гражданской защиты, 2009. – 167 с.
  79. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации Российской Федерации. – Москва, 2001. — Части 1-5. – С. 62 — 69.
  80. Человек в экстремальных условиях: здоровье, надежность и реабилитация. — Москва, 2006. — С.100 — 110.
  81. Собчик, Л.Н. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. / Собчик Л.Н. – Москва, 2010. – 59 с.
  82. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. – Москва, 2004. – 541 с.
  83. Наенко, Н.И. Психическая напряженность. / Наенко Н.И. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 112 с.
  84. Немчинов, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. / Немчинов Т.А. — Л., 1983. – 167 с.
  85. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учеб. пос. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: «Бахрах», 1998. — 672 с.
  86. Психические состояния. / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  87. Родина, О.Н. Формирование некоторых личностных особенностей под влиянием хронического утомления / Родина О.Н. // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. / Под. ред. Б.Ф. Ломова. — Л., 1984. – С. 214 – 215.
  88. Русалова, М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. / Русалова М.Н. — М.:Наука, 1979. – 170 с.
  89. Селье Г. На уровне целого организма. / Селье Г.- М: Наука, 1972.
  90. Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири). Методическое руководство. / Собчик Л.Н. — М.,1990. – 156 с..
  91. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. / Сосновикова Ю.Е. — Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. — 118 с.
  92. Хомская, Е.Д. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. / Хомская Е.Д., Батава Н.Я. — М., 1998. – 268 с.
  93. Чирков, В.И. Изучение факторной структуры субъективного компонента функциональных состояний // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. / Чирков В.И. (Под ред. Б.Ф. Ломова). — Л., 1984.
  94. Дикая, Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности / Дикая Л.Г. // Принципы системности в психологических исследованиях / Под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. — М., 1990.
  95. Ильин, Е.П.  Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема / Ильин Е.П. // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 5. — .С. 35 — 42.

1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф