1 2
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ
ПЕРЕЖИВАНИЯ СОБЫТИЙ И ЖИЗНЕНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1. Событийно-биографический подход в психологии
1.2. Феномен жизненных ориентаций
1.3. Психологические особенности у лиц с психогенными расстройствами
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Программа исследования
2.2. Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Особенности переживания событий недавнего прошлого и жизненные ориентации у лиц с психогенными расстройствами
3.2. Сравнение выборок по параметрам методики «Шкала социальной адаптации»
3.3. Выявление взаимосвязей переживания событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций у лиц с психогенными расстройствами
3.3.1. Корреляционные взаимосвязи в общей выборке
3.3.2. Корреляционные взаимосвязи в выборке лиц женского пола
3.3.3. Корреляционные взаимосвязи в выборке лиц мужского пола
3.3.4. Корреляционные взаимосвязи в выборке лиц с высшим образованием
3.3.5. Корреляционные взаимосвязи в выборке лиц без высшего образования
Выводы по результатам исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена изучению событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций лиц с психогенными расстройствами.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что она, являясь недостаточно изученной, позволяет применить целостный подход к личности в контексте ее жизненного пути. Несмотря на значительное количество исследований в области ситуационного подхода, остается невыясненным вопрос о том, насколько пережитые события актуальны для лиц с психогенными расстройствами, хотя их этиология и патогенез тесно связаны с переживанием психотравмирующих событий. Очевидно, в данном случае отношение к жизни, в том числе отраженное в жизненных ориентациях, имеет свою специфику. Возможно, значимость переживания недавних событий обусловлена теми или иными жизненными ориентациями.
Цель: выявить особенности переживания событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций лиц с психогенными расстройствами.
Задачи:
- Теоретический обзор проблемы переживания событий и жизненных ориентаций.
- Подготовка методического инструментария для проведения исследования.
- Проведение психодиагностического обследования испытуемых.
- Выявление особенностей переживания событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций у лиц с психогенными расстройствами.
- Выявление взаимосвязей между переживанием событий недавнего прошлого и жизненными ориентациями у лиц с психогенными расстройствами.
Объект исследования: личность больных с психогенными расстройствами.
Предмет исследования: переживание событий недавнего прошлого и жизненные ориентации у лиц с психогенным расстройством.
Гипотезы:
Существуют различия в переживании событий недавнего прошлого и в жизненных ориентациях лиц с психогенными расстройствами, а также в зависимости от пола и образовательного уровня.
Существуют взаимосвязи между переживанием событий недавнего прошлого и жизненными ориентациями лиц с психогенными расстройствами, а также в зависимости от пола и образовательного уровня.
Методы исследования:
- Опросники.
- Проективный метод.
Методики:
- «Опросник жизненных ориентаций» Е. Ю. Коржовой.
- Методика «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой.
- Методика «Шкала социальной адаптации» Т.Холмса и Р.Рахе
Выборка: лица с психогенными расстройствами психоневрологического диспансера №4. Возраст – от 18–30 лет. Длительность болезни – от 1–2 лет. Всего 60 человек. На основе «Опросника жизненных ориентаций» были составлены 4 выборки:
- Мужчины – 30;
- Женщины – 30;
- Наличие высшего образования – 17;
- Отсутствие высшего образования – 43.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОБЫТИЙ И ЖИЗНЕНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1. Событийно-биографический подход в психологии
В широком значение под событием понимается «изменение состояния». То, что произошло или происходит, значимое явление, тот или иной общественный факт или факт личной жизни.
Так, например, к критериям, определяющим понятие «событие» в рамках логико-философского направления, можно отнести:
- присутствие субъекта;
- наличие изменения;
- наличие пространственно-временной локализации этого изменения.
Перенося философское воззрение в область психологии, понятие «событие» следует рассматривать как некоторое изменение бытия, и то как это изменение отражается в сознание субъекта.
В психологии, в исследование понятия «событие» рассматриваются события жизненного пути личности. По Ананьеву «жизненный путь» — это последовательность событий жизни человека, его формирование как личности и субъекта деятельности в конкретной общественно-исторической эпохи [2]. Основной подход к понимаю «события» в рамках концепта жизненного пути личности объединяет в себе:
- понимание события как молярную единицу жизненного пути;
- понимание события как некоторое изменение (внешнее или внутреннее), затрагивающие в той или иной степени жизнь человека.
Для исследований событийной картины жизни прибегают к сужению понятия «событие». С.Л. Рубинштейн вносит свои критерии в понятие «событие», устанавливая, что не каждое воспринятое человеком изменение его жизни есть событие. По его мнению, основным критерием является именно судьбоносность события, то есть его способность явно повлиять на дальнейший жизненный путь личности. По мнению С.Л. Рубинштейна в ходе индивидуальной истории личности бывают различные узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути, когда в зависимости от принятого решения определяется жизненный путь на длительный период времени [14].
Так же, Рубинштейн различает события на внешние и внутренние. Так, например, внешние события, проходя через внутренний мир личности, становятся переживаниями, то есть внутренними событиями. И уже внутренние события, побуждая личность совершать поступки и принимать решения, определяют его жизненный путь, становясь теми поворотными пунктами – внешними событиями.
Б.Г. Ананьев рассматривает «событие» шире чем С.Л. Рубинштейн, поскольку значительные перемены во внешнем или внутреннем мире, влияющие на жизненный путь, он определяет, как «значимые жизненные события». Б.Г. Ананьев отмечает, что значимые жизненные события делят жизнь на дискретные отрезки биографического времени [1]. Каждое жизненное событие, имея свое начало и конец временного периода, создает внутреннюю периодизацию индивидуального жизненного пути личности. Е.Ю. Коржова, придерживаясь аналогичной позиции, определяет события как изменения, которые приводят к существенным трансформациям, к «своеобразному новому «рождению» личности» [5].
Жизненный путь каждого человека по-своему уникален. То как человек переживает, воспринимает и интерпретирует происходящие с ним события, характеризует его психологическую судьбу личности. Таким образом с начала ХХ века начал формироваться событийно-биографический подход для того, чтобы подчеркнуть уникальность жизненного пути каждого человека.
Событийно-биографический подход направлен на анализ событий недавнего прошлого. События в данном подходе рассматриваются как изменение жизненных обстоятельств, существенно влияющих на адаптивные возможности человека посредством психофизиологической активации. В результате ряда исследований был создан список жизненный событий (Публикации Т. Холмса и Р.Рэя). В событийно-биографическом подходе признается взаимосвязь событий и состояния здоровья. Поэтому событие служит основной единицей анализа для биографического метода. Поскольку человек взаимодействует с окружающей средой его жизнь можно рассматривать как процесс адаптации к изменяющимся условиям. Индивидуальные особенности личности могут отражать себя в успешности адаптации.
1.2. Феномен жизненных ориентаций
Жизненные ориентации личности возникают со временем, постепенно формируясь на протяжении долгого периода жизни. Они определяются особенностями социализации, возрастной и индивидуальной сензитивностью человека, его культурно-историческим контекстом.
Формирование жизненных ориентаций существенно зависит от особенностей «Я-концепции» личности. Содержательный анализ жизненных ориентаций личности является важнейшей задачей психологии. Жизненные ориентации личности, представленные в ее жизненных принципах, направляют, организуют и придают устойчивость в жизнедеятельности.
Фрейд связывает течение психических процессов с «принципом удовольствия». Фрейд убежден, что человек стремится к удовольствию, либо избегает неудовольствия [15]. То есть поведение человека направлено либо на получение удовольствия, либо на устранение неудовольствия, чтобы привести организм к нулевой психической нагрузке. При этом Фрейд имеет в виду отсроченное удовольствие, то есть то которое будет получено со временем, и на пути, к которому надо преодолеть препятствия в виде временного неудовольствия, с минимальными затратами.
Другую точку зрения на жизненные ориентации высказывает Э.Фромм, указывая на то, что основной ориентацией человека является самореализация. Э.Фромм пришел к выводу, что движущими силами в развитии личности являются две врожденные бессознательные потребности. Потребность в индивидуализации и потребность в укоренение [16]. Если первое толкает человека к изоляции, уходу от общества, к свободе от давления, требований и посягательств со стороны общества, то потребность в укоренение напротив заставляет его стремиться к обществу, отождествлять себя с другими его членами и стремиться к общей с ними системе ориентиров. Единственным, что по мнению Э.Фромма, помогает человеку переживать эти две противоречивые потребности, является любовь. При дифференциации, характерных переживаний для самореализации Э.Фромм выделяет удовольствие и радость. Если удовольствие не связаны с усилиями, то радость, напротив требует продуктивной активности в процессе самореализации. В приближение к цели стать самим собой [16].
В своих работах о проблеме самореализации В.Н.Панферов пишет о том, что основная проблема жизни каждого человека заключается в его стремление быть самим собой, что означает признание собственной состоятельности и достижение своих желаний в соответствии со своими возможностями. С точки зрения В.Н.Панферова проблема самореализации заключается как раз в поддержании этого баланса, между своими желаниями и возможностями [12].
Понятие самоактуализации подробно обсуждается в работах А.Маслоу и К.Роджерса, которые так же видят жизненной ориентацией личности-самореализацию. А.Маслоу пишет о том, что личность ориентирована на постоянную актуализацию своих способностей и талантов, раскрытие своего потенциала [8]. А К.Роджерс описывает эту ориентацию как процессуальную. Человек находится в постоянно движение, поиске и изменения себя, не стремясь к законченному совершенному результату [13].
В.Франкл противопоставляет свою позицию идеям о стремление человека к удовольствию, или самореализации, называя их вторичными, и считая, что базовой ориентацией человека служит стремление к поиску смысла. Под смыслом В.Франкл указывает на более человеческую значимость и духовные ценности, которые регулируют поведение человека. О нравственной регуляции человеческого поведения писал и В.Н.Панферов, считая, что центром такой регуляции является совесть. В.Н.Панферов связывает совесть с образованием души человека, которая формируется через принятие высших человеческих ценностей, связанных с духовным самосовершенствованием. Именно в изучение духовности видит П.Н.Шихирев перспективы развития социальной психологии. Находя духовность и соответствующие ей трансцендентные переживания, системообразующими факторами.
Исходя из представлений В.Франкла, основная ориентация человека заключается в обретении смысла своего существования в области духовных ценностей. Побочными результатами этой ориентации является ориентация на самореализацию и удовольствие.
Е.Ю.Коржова провела анализ общих теорий личности, выделив существенный для определения жизненных ориентаций человека критерий-жизненная задача личности. Этот анализ подразумевает наличие следующих детерминант;
- стремление к адаптации с внешней средой;
- стремление к удовлетворению дефицитарных потребностей (стремление к снятию напряжения);
- стремление к целостности своей личности;
- стремление к самореализации и раскрытию своих возможностей и талантов;
- стремление к самосовершенствованию;
- стремление удовлетворить потребность в самовыражении;
- поиск смысла жизни в системе духовных ценностей;
- поиск смысла жизни в Боге.
Вышеописанные жизненные ориентации можно свести к трем: дефицитарной (ориентация на удовольствие), ориентация на самореализацию и духовная ориентация [5].
1.3. Психологические особенности у лиц с психогенными расстройствами
Психогенное — это то, что возникло в результате психического воздействия и психическим же путем удерживается. Психогенные расстройства возникают в связи с аффектом страха или отчаяния, чувством оскорбленного самолюбия, гнева, тревоги. Таким образом психогенные расстройства имеют нейродинамическую, а не органическую природу своего возникновения. Общим для всех психогенных расстройств является психологическая «прозрачность», выводимость из провоцирующего их переживания.
Каждый человек переживает свою болезнь по-своему, что оправдывается и по отношению к психогенным расстройствам. Здесь психическая личность проявляет себя в целом, как свои врожденные, так и приобретенные особенности.
Психогенные расстройства включают в себя
- неврозы;
- психосоматические нарушения;
- острые и затяжные психозы;
- аномальные реакции (патохарактерологические и невротические);
- психогенное развитие личности (возникает под влиянием психотравмирующей ситуации или психической травмы).
Особенностью этих расстройств является единство структуры и их связь с аффективными переживаниями.
Работая над своей физиологической доктриной, И. П. Павлов назвал невроз следствием перенапряжения нервных центров высшей нервной деятельности, возникающих в результате длительного воздействия раздражителей, недостаточной силы.
Невроз — обратимое психогенное нервнопсихическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека; возникновения психологических травм, психотравмирующих раздражителей, связанных с личностными особенностями и установками. Проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Чаще всего неврозы провоцируются информацией о потере близких, падении надежд, возникновением служебных проблем, семейными и любовными конфликтами, наказанием за совершенный поступок, угрозой жизни или здоровью. Отсюда, невроз характеризуют как связь невротических проявлений с психотравмирующей ситуацией. Связь динамики невроза и психотравмирующей динамики, фиксацией аффективной реакции человека на травмирующее событие.
Выделяют следующие стадии невроза:
- Невротическая реакция (кратковременная реакция, обусловленная темпераментом личности).
- Невротическое состояние (возникает при нарастании ситуации в результате чего возникает формирование невротического характера).
- Начинают проявляться невротические особенности в поведении человека.
Диагностика психогенного расстройства с его дифференциацией от других сходных состояний связывается с психотравмирующим событием. Наиболее четко эта связь сформулирована в триаде, описанной К.Ясперсом:
- Невроз провоцирует психическая травма.
- Невроз вытекает непосредственно из содержания травмирующего события, случаях повышенной значимости.
- Невроз связан с выраженностью и актуальностью травмирующего события, после исчезновения которого проявления психогенного расстройства значительно ослабевают, либо прекращаются.
Факторы, влияющие на риск возникновения невроза:
- биологические факторы;
- перенесенные заболевания;
- наследственность;
- возраст;
- состояние организма;
- психологические факторы;
- детские психические травмы;
- повышенная чувствительность и впечатлительность к различным факторам;
- родительская семья (особенность воспитания)
- преморбидные особенности личности;
- материальный уровень;
- интеллект (ниже или выше нормы);
- социальные факторы
- семейное положение (холост/незамужем; разведенные);
- профессия, обучение и служебное положение.
Теории и концепции невротических расстройств
На основании психологии отношений В.Мясищев сформулировал патогенетическую концепцию неврозов, согласно которой основным патогенным звеном в возникновении невротических расстройств являются противоречия в требованиях и возможностях личности с требованиями и возможностями, которые ей предъявляет действительность. Невротические расстройства возникают в тех случаях, когда жизненные обстоятельства касаются обобщенных или особо значимых отношений личности, занимающие центральное место в системе ее отношений к реальности [10].
В. Мясищев делил психические травмы на:
- 1) объективнозначимые — жизненные события, значимость которых можно считать высокой для подавляющего большинства людей (смерть близкого, развод и т. д.);
- 2) условнопатогенные — события, которые становятся психическими травмами, вызывая переживания, исходящие из особенностей иерархии ценностей человека.
Индивидуальные особенности таких отношений опосредуют ее невыносливость в той или иной ситуации.
Согласно данному подходу личность определяется как система отношений индивида с окружающей его средой. Психологическая категория отношения рассматривается как внутреннее субъективное отношение, которое формируется под влиянием отношений реального мира на основные психические свойства человека как индивида. Именно внутренне субъективные отношения характеризуют личность конкретного человека. Отношения являются центром личности, являя собой внутренние условия, преломляющие и опосредующие воздействие извне. Мясищев выделял 3 группы отношений [11]:
- отношение к себе;
- отношение к другим людям;
- отношение к миру объектов и явлений.
Каждое из отношений характеризуется тремя компонентами:
- когнитивным (информация об объекте отношения);
- эмоциональным (степень привлекательности этого объекта, эмоциональное отношение к нему);
- поведенческим (способы поведения и взаимодействия с данным объектом).
Отношения личности, определенным образом связанные между собой, образуют систему отношений, которая у каждого человека выстроена в своем иерархическом порядке. Степень значимости отдельных отношений для человека, обусловливается его индивидуальным развитием личности. Система отношений координирует способы поведения, направляет и задает динамику в целостном поведение человека.
Психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов 3. Фрейда
По 3. Фрейду, невроз представляет собой регрессию (инфантилизация) человека, который страдает от чувства несостоятельности, внутреннего конфликта и страха перед реальностью. Невроз выступает как заместитель того, что не осуществилось, вызывая тем самым, бегство в болезнь от патогенных психических потрясений. По мнению З.Фрейда, при нормальной сексуальной жизни не может быть актуального невроза [15]. Несмотря на это, невротизирующий механизм начинает формироваться еще в раннем детстве. Именно аффективная фиксация на определенной фазе, вынуждает человека отказаться от удовлетворения и его сексуальных желаний. З.Фрейд подчеркивает тесную связь либидо с инфантильными сексуальными переживаниями. У ребенка появляются сексуальные желания, которые он оценивает как запретные (гомосексульные и инцестуальные влечения). Таким образом формируются комплексы, которые усугубляются по мере взросления. Иначе говоря, подавление и вытеснение энергии сексуального влечения, находит свой выход через психогенные расстройства.
Теория «невротического превосходства» А. Адлера
Критикуя сексуальную теорию З.Фрейда как претендующую на единственно верную, А.Адлер обнаруживает центральную проблему невротика в жажде превосходства, не соглашаясь со схемой формирования невроза, как бегством в болезнь, предложенной его предшественниками (З.Фрейдом, К.Юнгом, Э.Кречмером) невроз = индивид + переживания (сексуальные и инцестуозные) + требования жизни. В ответ А.Адлер противопоставляет свою собственную индивидуальную схему оценки (И+П+С)+Х=Личностный идеал превосходства. Недостижимой целью невротика становится попытка достичь личностного идеала, значительно превышающего человеческую меру, который необходим ему для повышения собственного чувства личности. Возникает ригидный жизненный план, ограничительный стиль поведения. Он, как и его предшественники, так же считал, что первые признаки формирования невротического механизма проявляются уже в детстве. Но в противовес блокировки либидо и стремления к удовольствию, А.Адлер считает, что возникновение невротических расстройств напрямую связано с неправильными формами воспитания, отношения к себе и окружающим, центр которых – чувство неполноценности, компенсируемое на протяжении жизни стремлением к превосходству. Симптомы при этом являются способом выражения тщеславия человека.
Теория невротических потребностей К.Хорни
Психоаналитический теоретик К.Хорни разработала одну из самых известных теорий невроза. Она считала, что невроз является следствием базовой тревоги, вызванной межличностными отношениями. Ее теория предполагает, что стратегии, используемые для борьбы с тревогой, могут быть чрезмерно использованы, заставляя их принимать вид потребностей [17].
По словам К.Хорни, базовая тревога (и, следовательно, невроз) может быть вызвана множеством вещей, в том числе прямым или косвенным доминированием, безразличием, беспорядочным поведением, отсутствием уважения к индивидуальным потребностям ребенка, отсутствием реального руководства, пренебрежительным отношением, слишком сильное восхищение или его отсутствие, отсутствие надежного тепла, необходимость принять участие в родительских разногласиях, слишком большая или слишком маленькая ответственность, чрезмерная защита, изоляция от других детей, несправедливость, дискриминация, невыполненные обещания, враждебная атмосфера и т.д [17].
Эти 10 невротических потребностей можно разделить на три широкие категории:
Потребности, которые двигают вас к другим.
Эти невротические потребности заставляют людей искать подтверждения и принятия от других и часто описываются как нуждающиеся или цепкие, когда они ищут одобрения и любви).
Потребности, которые отдаляют вас от других.
Эти невротические потребности создают враждебность и антиобщественное поведение. Этих людей часто называют холодными, равнодушными и отчужденными.
Потребности, которые двигают вас против других.
Эти невротические потребности приводят к враждебности и необходимости контролировать других людей. Этих людей часто называют трудными, властными и недобрыми.
Хорошо приспособленные люди используют все эти три стратегии, смещая фокус в зависимости от внутренних и внешних факторов.
По словам К.Хорни, чрезмерное использование одного или нескольких из этих межличностных стилей делает жизнь невротичной. Невротические люди, как правило, используют два или более из этих способов справиться, создавая конфликт, беспорядки и путаницу.
В своей книге «Самоанализ» (1942) К.Хорни рассказала о 10 невротических потребностях, которые она определила [17]:
Невротическая потребность в любви и одобрении.
Эта потребность включает в себя желания быть любимыми, чтобы угодить другим людям и соответствовать ожиданиям других. Люди с таким типом потребности чрезвычайно чувствительны к неприятию и критике и боятся гнева или враждебности других.
Невротическая потребность в партнере, который возьмет на себя жизнь.
Это предполагает необходимость сосредоточиться на партнере. Люди с этой потребностью страдают от страха быть оставленным своим партнером. Часто эти люди придают преувеличенное значение любви и верят, что наличие партнера решит все жизненные проблемы.
Невротическая необходимость ограничивать свою жизнь в узких границах.
Люди с этой необходимостью предпочитают оставаться незаметными и незамеченными. Они нетребовательны и довольны мало. Они избегают желания материальных вещей, часто делают свои собственные потребности вторичными и недооценивают свои собственные таланты и способности.
Невротическая потребность во власти.
Люди с этой потребностью стремятся к власти ради нее самой. Они обычно хвалят силу, презирают слабость и будут эксплуатировать или доминировать над другими людьми. Эти люди боятся личных ограничений, беспомощности и неконтролируемых ситуаций.
Невротическая потребность эксплуатировать других.
Эти люди рассматривают других с точки зрения того, что можно получить, общаясь с ними. Люди с этой потребностью обычно гордятся своей способностью эксплуатировать других людей и часто сосредоточены на манипулировании другими для достижения желаемых целей, включая такие вещи, как идеи, власть, деньги или секс.
Невротическая потребность в престиже
Люди с необходимостью престижа ценят себя с точки зрения общественного признания и признания. Материальные ценности, личностные характеристики, профессиональные достижения и близких людей оцениваются на основе престижности. Эти люди часто боятся общественного смущения и потери социального статуса.
Невротическая потребность в личном восхищении.
Люди с невротической потребностью в личном восхищении являются самовлюбленными и имеют преувеличенное самовосприятие. Они хотят, чтобы ими восхищались, основываясь на этой воображаемой самооценке, а не на том, как они есть на самом деле.
Невротическая потребность в личных достижениях.
По словам К.Хорни, люди заставляют себя добиваться все большего и большего в результате элементарной незащищенности. Эти люди боятся неудач и испытывают постоянную потребность в достижении большего, чем другие, и даже в достижении своих прежних успехов.
Невротическая потребность в самостоятельности и независимости.
Эти люди проявляют «одинокий» менталитет, дистанцируясь от других, чтобы избежать привязанности или зависимости от других людей.
Невротическая потребность в совершенстве и неприступности.
Эти люди постоянно стремятся к полной непогрешимости. Общей чертой этой невротической потребности является поиск личных недостатков, чтобы быстро изменить или скрыть эти ощущаемые недостатки.
Принимая во внимание общую идею неофрейдистов о неврозах, можно обсудить следующие характеристики неврозов:
Неуместное отношение:
В основном это желание любви и привязанности со стороны других людей. Для человека вполне нормально искать привязанность и жаждать принятия от других. Но некоторые люди развивают отношения, которые называются неуместными, потому что они хотят иметь контакт с любым человеком, которого они встречают с этими людьми, как указала К.Хорни, и у него невротическое стремление к любви.
Требование об утверждении является ненасытным:
Невротические люди никогда не удовлетворены одобрением или любовью других. Чем больше они получают, тем больше они хотят. Если невротик избегает некоторых людей, он переходит на крайний уровень ненависти. Таким образом, их одобрение или неодобрение всегда экстремально.
Непропорциональная реакция на разочарование:
Когда желания и желания невротического человека не удовлетворяются, будучи перегружены тревогой, он чрезмерно реагирует на это. Хотя нормальная реакция на разочарование очевидна и, следовательно, приветствуется, чрезмерная реакция является признаком невротической личности.
Желание чрезмерной любви и привязанности:
Стремление к чрезмерной любви и привязанности является характерной чертой психоневроза, который подчеркивал З.Фрейд и К.Хорни. Такая чрезмерная потребность в любви невротических людей возникает из-за необходимости в безопасности. Чувство неуверенности и преодоления возникающей из-за этого опасности вынуждает их искать одобрения и неодобрения со стороны других.
Но как ни странно, хотя невротичный человек ожидает привязанности, любви и одобрения от других, он не готов дать то же самое другим взамен. Это из-за его эгоцентризма. Даже если они демонстрируют любовь и привязанность, это всего лишь средство, претензия на получение привязанности от других. На самом деле невротические люди не испытывают искреннего чувства к другим.
Подавленная враждебность:
В невротической личности есть много подавленной враждебности по отношению к людям. Другими словами, невротические люди демонстрируют двойственное отношение. Они любят и не любят, а также ценят и критикуют.
Комплекс неполноценности:
Невротики — тщеславные люди, страдающие комплексом неполноценности. Как реакция и компенсаторное отношение к своим чувствам неполноценности, они развивают чувство превосходства, которое широко известно, как тщеславие. Защищенный невротик получает необходимое чувство защищенности от чувства неполноценности. Однако чрезмерное стремление к тщеславию психологически истощает личность.
Необычно критическое отношение к окружающим:
Невротики всегда обвиняют, критикуют и оскорбляют других. Они излишне критически относятся к другим. Их вид обвинения других может рассматриваться как своего рода защита.
Общая тенденция неудовлетворенности:
Психоневротики имеют общую тенденцию неудовлетворенности. Они не удовлетворены ничем или кем-либо в этом мире, какими бы ни были обстоятельства.
Склонность доминировать над другими:
Кардинер отметил, что существенной невротической тенденцией является доминирование над другими. Те люди, которые являются хроническими инвалидами, такими как истерики, имеют этот доминирующий дух. Уходя от реальности к болезням, они пытаются получить симпатию от других.
Общее торможение:
Наконец, другой характер невротического человека – общее торможение. У него нет подлинных эмоций и чувств. Следовательно, в период полового созревания им трудно управлять собой. Они тормозят и отрицают естественный процесс роста организма. Поэтому обычно они балуются и стараются оставаться равнодушными к сексуальному миру.
Согласно Shanmugam (1981), две черты, которые характеризуют невротический образ жизни:
- Невротическое ядро, т.е. неправильная оценка реальности и тенденция избегать, а не справляться со стрессом;
- Невротический парадокс, т. е. тенденция поддерживать тот же образ жизни, несмотря на его саморазрушительный и дезадаптивный характер.
Невротическое ядро имеет, таким образом, важные моменты:
- Чувство неадекватности и тревоги;
- Неправильное восприятие окружающего мира как опасного. Поведение избегания, а не конфронтации, ведет к постоянному беспокойству.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Программа исследования
Цель: выявить особенности событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций лиц с психогенными расстройствами.
Задачи:
- Теоретический обзор проблемы переживания событий и жизненных ориентаций.
- Подготовка методического инструментария для проведения исследования.
- Проведение психодиагностического обследования испытуемых.
- Выявление особенностей переживания событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций у лиц с психогенными расстройствами.
- Выявление взаимосвязей между переживанием событий недавнего прошлого и жизненными ориентациями у лиц с психогенными расстройствами.
Объект исследования: личность больных с психогенными расстройствами.
Предмет исследования: переживание событий недавнего прошлого и жизненные ориентации у лиц с психогенным расстройством.
Гипотезы:
- Существуют различия в переживании событий недавнего прошлого и в жизненных ориентациях у здоровых лиц и лиц с психогенными расстройствами, а также в зависимости от пола и образовательного уровня.
- Существуют взаимосвязи между переживанием событий недавнего прошлого и жизненными ориентациями у здоровых лиц и лиц с психогенными расстройствами, а также в зависимости от пола и образовательного уровня.
Методы исследования:
- Опросники;
- Проективный метод.
Методики:
- «Опросник жизненных ориентаций» Е. Ю. Коржовой.
- Методика «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой.
- Методика «Шкала социальной адаптации» Т.Холмса и Р.Рахе
Выборку составили лица с психогенными расстройствами психоневрологического диспансера №4. Возраст – от 18-30 лет. Длительность болезни – от 1-2 лет. Всего 60 человек. На основе «Опросника жизненных ориентаций» были составлены 4 выборки:
- Мужчины – 30;
- Женщины – 30;
- Наличие высшего образования – 17;
- Отсутствие высшего образования – 43.
Для выявления особенностей переживания событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций у лиц с психогенными расстройствами было проведено сравнение выборок мужчины/женщины и выборок наличие высшего образование/отсутствие высшего образования по значениям шкал из «Опросника жизненных ориентаций», методики «Психологическая автобиография» и методики «Шкала социальной адаптации» с помощью t-критерия Стьюдента.
Для выявления взаимосвязей между переживанием событий недавнего прошлого и жизненными ориентациями у лиц с психогенными расстройствами был проведён корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Выявлялись корреляционные связи между шкалами «Опросника жизненных ориентаций», методики «Психологическая автобиография» и методики «Шкала социальной адаптации» в общей выборке, а также отдельно для мужчин и женщин, и отдельно для лиц с наличием или отсутствием высшего образования.
2.2. Методы исследования
«Опросник жизненных ориентаций» Коржовой Е. Ю.
Опросник содержит 21 пункт, в каждом из которых содержится два утверждения (А или В).
Шкалы опросника:
Общий показатель субъект-объектных ориентаций (О) – показатель субъектности, то есть жизненной активности.
Трансситуационный локус контроля (Ол) – характеризует уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями, который может быть внутренним либо внешним.
Трансситуационное творчество (От) – характеризует тенденцию преобразования жизненной ситуации либо приспособления к ней (трансситуационная адаптация), объединяет три компонента субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях – трансситуационную изменчивость, трансситуационную направленность освоения мира, трансситуационную подвижность.
Трансситуационная изменчивость (Ои) – характеризует тенденцию к изменению или стабилизации (трансситуационная стабильность) во взаимодействии с жизненными ситуациями.
Трансситуационная направленность освоения мира (Оо) – характеризует направление взаимодействия с жизненными ситуациями — вовнутрь (направленность освоения внутреннего мира) либо вовне (направленность освоения внешнего мира).
Трансситуационная подвижность (Оп) – характеризует стремление к взаимодействию с новыми или привычными (трансситуационная инертность) жизненными ситуациями.
Методика «Психологическая автобиография» Коржовой Е. Ю.
Методика «Психологическая автобиография» – это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно – наиболее важных событий в жизни человека.
Основные параметры интерпретации данных:
- Продуктивность воспроизведения событий жизни (общее количество событий, количество прошедших и будущих событий, количество радостных и грустных событий).
- Значимость жизненных событий (общий «вес» событий, «вес» прошедших и будущих событий, «вес» радостных и грустных событий).
- Желательность/нежелательность событий (радостные и грустные события).
- Степень влияния событий (количество значительных событий, количество событий умеренного значения, количество менее значительных событий).
- Среднее время антиципации и ретроспекции событий (среднее время антиципации событий, среднее время антиципации радостных и грустных событий, среднее время ретроспекции событий, среднее время ретроспекции радостных и грустных событий).
Методика «Шкала социальной адаптации» Т.Холмса и Р.Райха
В данной методике представлен бланк теста, содержащий 43 шкалы в которых указаны 50 событий повседневной жизни за последний год, имеющих различную эмоциональную окраску и значимость, каждое из которых оценивается в баллах по 100 балльной шкале.
Интерпретация:
Обработка проводится в форме сложения баллов, соответствующих тем событиям и ситуациям, которые за последний год происходили в жизни. Если какая-либо ситуация возникала чаще одного раза, то число баллов за это событие умножается на соответствующее количество раз.
Сумма баллов меньше 150 предполагает низкий уровень стресса и низкую вероятность стрессовых расстройств (менее 30%). В диапазоне 150-299 баллов риск развития расстройства около 50%, а если сумма баллов превышает 300, то риск стрессового расстройства достигает почти 80%.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф