1 2
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Особенности переживания событий недавнего прошлого и жизненные ориентации у лиц с психогенными расстройствами.
Для выявления особенностей переживания недавнего прошлого и жизненных ориентаций у лиц с психогенными расстройствами было проведено сравнение выборок по значениям шкал «Опросника жизненных ориентаций», методики «Психологическая автобиография» и методики «Шкала социальной адаптации» с помощью t-критерия Стьюдента.
При сравнении выборок лиц мужского и женского пола по шкалам «Опросника жизненных ориентаций» выявлены статистически значимые различия по шкале «Трансситуационная подвижность», что характеризует большую склонность к новизне у мужчин.
Рисунок 1. Соотношение выборок лиц мужского и женского пола по шкалам «Опросника жизненных ориентаций»
Различия между выборками лиц мужского и женского пола по шкалам «Опросника жизненных ориентаций» (t-критерий Стьюдента)
При сравнении выборок лиц с высшим образованием и без высшего образования по шкалам «Опросника жизненных ориентаций» не было выявлено статистически значимых различий.
Различия между выборками лиц с высшим образованием и лиц без высшего образования по шкалам «Опросника жизненных ориентаций» (t-критерий Стьюдента)
При сравнении выборок здоровых и лиц с психогенными расстройствами по шкалам «Психологической автобиографии» были выявлены статистически значимые различия почти по всем шкалам, что говорит о различиях в переживаниях событий недавнего прошлого у больных и здоровых людей.
Различия между выборками здоровых людей и лиц с психогенными расстройствами по шкалам «Психологической автобиографии» (t-критерий Стьюдента)
Шкалы | Средние значения у здоровых людей | Средние значения больных людей | Значение t-критерия | Уровень значимости |
Общее кол-во событий | 11,36 ±0,36 | 5,62±0,34 | 11,59 | 0,001 |
Кол-во прошедших событий | 6,84 ± 0,36 | 3,47±0,28 | 7,39 | 0,001 |
Кол-во будущих событий | 4,52 ± 0,41 | 2,15±0,13 | 5,51 | 0,001 |
Кол-во радостных событий | 8,68 ± 0,41 | 3,4±0,2 | 11,57 | 0,001 |
Кол-во грустных событий | 2,68 ± 0,20 | 2,18±0,19 | 1,81 | 0,07 |
Общий «вес» событий | 45,20±1,83 | 13,97±1,49 | 13,23 | 0,001 |
«Вес» прошедших событий | 28,08 ±1,83 | 10,22±1,24 | 8,08 | 0,001 |
«Вес» будущих событий | 17,12± 1,58 | 3,73±0,33 | 8,3 | 0,001 |
«Вес» радостных событий | 34,60 ±1,83 | 5,85±0,73 | 14,59 | 0,001 |
«Вес» грустных событий | 10,60±1,02 | 8,12±0,78 | 1,93 | 0,056 |
Количество значительных событий | 7,93±0,41 | 1,58±0,3 | 12,5 | 0,001 |
Количество событий умеренного значения | 1,36±0,15 | 0,47±0,08 | 5,24 | 0,001 |
Количество менее значительных событий | 1,32±0,20 | 3,53±0,2 | -7,81 | 0,001 |
Среднее время антиципации событий | 4,6±0,78 | 0,36±0,03 | 5,43 | 0,001 |
Среднее время антиципации радостных событий | 4,5±0,90 | 0,35±0,03 | 4,61 | 0,001 |
Среднее время антиципации грустных событий | 4,85±1,87 | 0,13±0,02 | 2,52 | 0,001 |
Среднее время ретроспекции событий | 8,88±1,05 | 0,62±0,03 | 7,86 | 0,001 |
Среднее время ретроспекции радостных событий | 10,73±1,55 | 0,38±0,03 | 6,68 | 0,001 |
Среднее время ретроспекции грустных событий | 4,50±0,90 | 0,86±0,05 | 4,04 | 0,001 |
При сравнении выборок лиц мужского и женского пола по шкалам «Психологической автобиографии» выявлены статистически значимые различия по показателям «Количество радостных событий» (t=-2,37, p≤0,05), «Количество менее значительных событий» (t=-1,99, p≤0,05), «Среднее время ретроспекции событий» (t=-3,47, p≤0,05), «Среднее время ретроспекции радостных событий» (t=-1,98, p≤0,05) и «Среднее время ретроспекции грустных событий» (t=-2,89, p≤0,05). В целом более высокий субъектный потенциал лиц с высшим образованием, при этом у них выше трансситуационная изменчивость и трансситуационный локус контроля, но ниже трансситуационная направленность освоения мира и трансситуационная подвижность – т.е. склонность к внешним и внутренним изменениям у них выражена в меньшей степени, чем у лиц, не имеющих высшего образования.
Рисунок 2. Соотношение выборок лиц мужского и женского пола по шкалам «Психологической автобиографии»
Рисунок 3. Соотношение выборок лиц мужского и женского пола по шкалам «Психологической автобиографии»
Различия между выборками лиц мужского пола и лиц женского пола по шкалам «Психологической автобиографии» (t-критерий Стьюдента)
3.2. Сравнение выборок по параметрам методики «Шкала социальной адаптации»
При сравнении выборок лиц с высшим образованием и лиц без высшего образования по шкалам «Психологической автобиографии» выявлены статистически значимые различия по показателю «Среднее время ретроспекции событий» (t=2,48, p≤0,05), что показывает бо́льшую удаленность событий в прошлое у лиц с высшим образованием. Из чего следует, что у людей, имеющих высшее образование, бо́льшая степень реализованности прошлых событий по сравнению с людьми, не имеющими высшее образование. Мужчины больше внимания обращают на радостные события и лучше дифференцируют события по степени их значимости. При этом временная ретроспектива у них более узкая, чем у женщин.
Рисунок 4. Соотношение выборок лиц с высшим образованием и лиц без высшего образования по шкалам «Психологической автобиографии»
Различия между выборками лиц с высшим образованием и лиц без высшего образования по шкалам «Психологической автобиографии» (t-критерий Стьюдента)
При сравнении выборок лиц мужского и женского пола, лиц с высшим образованием и без высшего образования по параметрам методики «Шкала социальной адаптации» не было выявлено статистически значимых различий между выборками.
3.3. Выявление взаимосвязей переживания событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций у лиц с психогенными расстройствами
Для выявления взаимосвязей переживания событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций у лиц с психогенными расстройствами был проведён корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона общий для всей выборки, а затем отдельно внутри выборок у лиц мужского и женского пола, и у лиц с высшим образованием и без высшего образования. В выборках были обнаружены корреляционные взаимосвязи между разными шкалами, что говорит о различных механизмах взаимосвязей у лиц мужского и женского пола, у лиц с высшим образованием и без высшего образования (Приложение 2).
3.3.1. Корреляционные взаимосвязи в общей выборке
Корреляционные взаимосвязи между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Психологическая автобиография» в общей выборке.
Наибольшее количество корреляционных связей в общей выборке обнаружено по шкалам «Общий показатель субъект-объектных ориентаций (О)», «Трансситуационная изменчивость (Ои)», «Трансситуационный локус контроля (Ол)», и «Трансситуационное творчество (От)».
Шкала «Общий показатель субъект-объектных ориентаций (О)» имеет отрицательную связь со шкалой «Количество будущих событий» (r= -0,282, p≤0,05). И положительные связи со шкалами «Среднее время ретроспекции событий» (r=0,276, p≤0,05) и «Среднее время ретроспекции радостных событий» (r=0,281, p≤0,05), а также «Среднее время ретроспекции грустных событий» (r=0,305, p≤0,05), что говорит о том, что потенциал субъектности прежде всего связан с глубиной ретроспекции и проявляется в ней.
Шкала «Трансситуационная изменчивость (Ои)» имеет положительные связи со шкалами «Общее количество событий» (r= 0,369, p≤0,01), «Количество прошедших событий» (r= 0,305, p≤0,05), «Количество будущих событий» (r= 0,299, p≤0,05), «Количество радостных событий» (r= 0,328, p≤0,05), «Количество грустных событий» (r= 0,307, p≤0,05), и «Общий вес событий» (r= 0,280, p≤0,05), «Вес будущих событий» (r= 0,332, p≤0,01), «Вес радостных событий» (r= 0,279, p≤0,05), «Вес грустных событий» (r= 0,269, p≤0,05), «Количество менее значимых событий» (r= 0,257, p≤0,05), что указывает на то, что склонность к самоизменениям тесно связана с переживанием значимых жизненных событий.
Шкала «Трансситуационный локус контроля (Ол)» имеет отрицательную связь с шкалой «Количество умеренно значимых событий» (r= -0,324, p≤0,05), что свидетельствует о том, что люди, придающие в своей жизни большое значение внешним обстоятельствам, воспринимают события более спокойно, без сильной эмоциональной окраски.
Шкала «Трансситуационное творчество (От)» имеет положительные связи со шкалами «Среднее время ретроспекции событий» (r= 0,309, p≤0,05), «Среднее время ретроспекции радостных событий» (r= 0,292, p≤0,05), «Среднее время ретроспекции грустных событий» (r= 0,371, p≤0,05), что говорит о том, что люди, предпочитающие преобразование жизненных ситуаций, имеют большую степень реализованности прошлых событий.
Корреляционные взаимосвязи между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Шкала социальной адаптации» в общей выборке.
Шкала «Социальная адаптация» имеет отрицательные связи со шкалами «Общий показатель субъект-объектных ориентаций (О)» (r= -0,306, p≤0,05), «Трансситуационное творчество (От)» (r= -0,312, p≤0,05). А также имеет положительную связь со шкалой «Трансситуационная изменчивость (Ои)» (r= 0,343, p≤0,01). Люди с пониженной жизненной активностью и тенденцией к адаптации жизненной ситуации больше подвержены стрессам и стремятся к стабильности.
В корреляционных взаимосвязях в общей выборке между методикой «Социальная адаптация» и методикой «Психологическая автобиография» были выявлены недостоверные связи.
Шкала «Социальная адаптация» имеет слабую положительную связь со шкалами «Количество значительных событий» (r=0,219) и «Среднее время антиципации радостных событий» (r=0,226).
Таким образом, в общей выборке наблюдаются следующие тенденции: есть взаимосвязи жизненных ориентаций и переживания жизненных событий в контексте жизненного пути, но нет связи с переживанием событий недавнего прошлого.
Рисунок 5. Корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи шкал «Опросника жизненных ориентаций» со шкалами «Психологической автобиографии» и «Шкалы социальной адаптации» в общей выборке испытуемых
3.3.2. Корреляционные взаимосвязи в выборке лиц женского пола
Корреляционные взаимосвязи между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Психологическая автобиография» в выборке лиц женского пола.
Шкала «Общий показатель субъект-объектных ориентаций (О)» имеет отрицательную связь со шкалами «Количество событий умеренного значения» (r= -0,372, p≤0,05). А также положительные связи со шкалами «Среднее время ретроспекции событий» (r= 0,389, p≤0,05), и со шкалой «Среднее время ретроспекции грустных событий» (r= 0,361, p≤0,05), что свидетельствует о том, что у лиц женского пола количество среднего объема умеренных по своей значимости событий оказывает влияние на жизненную активность, делая ее более пассивной, которая в свою очередь фиксирует внимание на прошлых событиях, в частности на грустных.
Шкала «Трансситуационная изменчивость (Ои)» имеет положительную связь с шкалой «Общее количество событий» (r= 0,364, p≤0,05). Люди, стремящиеся к стабильности в жизненных ситуациях, имеют меньшее количество событий.
Шкала «Трансситуационная подвижность (Оп)» имеет положительные связи со шкалами «Среднее время ретроспекции событий» (r= 0,479, p≤0,01) и «Среднее время ретроспекции грустных событий» (r= 0,568, p≤0,01). Чем больше человек стремится к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями, тем больше удаленность событий в прошлое и меньше реализованность прошлых событий.
Шкала «Трансситуационное творчество (От)» имеет положительные связи со шкалами «Среднее время ретроспекции событий» (r= 0,400, p≤0,05) и «Среднее время ретроспекции грустных событий» (r= 0,431, p≤0,05), что указывает на то, что приспособление к жизненной ситуации, обращает внимание человека на прошлые события, в частности на грустные события прошлого.
В корреляционных взаимосвязях в выборке лиц женского пола между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Шкала социальной адаптации» и между методикой «Социальная адаптация» и методикой «Психологическая автобиография» значимых связей не выявлено.
Между методикой «Социальная адаптация» и методикой «Психологическая автобиография» были выявлены средние положительные взаимосвязи по шкалам «Социальная адаптация» и «Количество значительных событий», «Среднее время антиципации событий», «Среднее время антиципации радостных событий», а также средняя отрицательная связь со шкалой «Среднее время антиципации грустных событий».
Таким образом, в выборке лиц женского пола в жизненных ситуациях наблюдаются следующие тенденции: женщины больше стремятся к стабильности, предпочитая взаимодействовать с привычными жизненными ситуациями, исходя из чего больше подвержены переживаниям прошлых событий, что также сказывается на жизненной активности, склоняя ее к пассивной.
Рисунок 6. Корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи шкал «Опросника жизненных ориентаций» со шкалами «Психологической автобиографии» и «Шкалы социальной адаптации» в выборке испытуемых женского пола
3.3.3. Корреляционные взаимосвязи в выборке лиц мужского пола
Корреляционные взаимосвязи между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Психологическая автобиография» в выборке лиц мужского пола.
Шкала «Трансситуационная изменчивость (Ои)» имеет положительные связи со шкалами «Общего количества событий» (r= 0,367, p≤0,05), «Количество грустных событий» (r= 0,462, p≤0,05), «Общий вес событий» (r= 0,365, p≤0,05) и со шкалой «Вес грустных событий» (r= 0,425, p≤0,05), что говорит о том, что стремление к изменениям во взаимодействии с жизненными ситуациями значительно увеличивает количество событий, грустных событий и их уровень значимости.
Шкала «Трансситуационная направленность освоения мира (Оо)» имеет отрицательные связи со шкалами «Время антиципации событий» (r= -0,452, p≤0,05), «Время антиципации радостных событий» (r= -0,407, p≤0,05 и со шкалой «Время ретроспекции событий» (r= -0,508, p≤0,01), что указывает на то, что предвосхищение будущих событий, а также ожидание радостных событий будущего и низкая фиксация на прошлых событиях, направляет человека на освоение внешнего мира.
Шкала «Трансситуационная подвижность (Оп)» имеет отрицательную связь со шкалой «Время антиципации грустных событий» (r= -0,371, p≤0,05).
Корреляционные взаимосвязи между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Шкала социальной адаптации» в выборке лиц мужского пола.
Шкала «социальная адаптация» имеет положительную связь со шкалой «Трансситуационная изменчивость (Ои)» (r= 0,460, p≤0,05) и со шкалой «Трансситуационная подвижность (Оп)» (r= 0,438, p≤0,05), что свидетельствует о том, что события прошлого, повлиявшие на значительный уровень стресса, вызывают стремление у лиц мужского пола к новым жизненным ситуациям и видоизменениям привычных способов взаимодействия с жизненными ситуациями.
Корреляционные взаимосвязи между методикой «Социальная адаптация» и методикой «Психологическая автобиография» в выборке лиц мужского пола значимые связи не выявлены.
Таким образом, в выборке лиц мужского пола в жизненных ситуациях наблюдаются следующие тенденции: мужчины больше нацелены на будущие события в частности на радостные. Имеют стремление к изменениям жизненных ситуаций, а также готовность к совершенствованию взаимодействия с новыми жизненными ситуациями, стремясь отойти от привычных действий.
Рисунок 7. Корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи шкал «Опросника жизненных ориентаций» со шкалами «Психологической автобиографии» и «Шкалы социальной адаптации» в выборке испытуемых мужского пола
3.3.4. Корреляционные взаимосвязи в выборке лиц с высшим образованием.
Корреляционные взаимосвязи между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Психологическая автобиография» в выборке лиц с высшим образованием.
Шкала «Трансситуационная подвижность (Оп)» имеет отрицательные связи со шкалами «Общее количество событий» (r= -0,609, p≤0,01, «Количество прошедших событий» (r= -0,632, p≤0,01), «Количество будущих событий» (r= -0,549, p≤0,05), «Количество радостных событий» (r= -0,622, p≤0,01), «Количество грустных событий» (r= -0,576, p≤0,05) и со шкалой «Количество менее значимых событий» (r= -0,572, p≤0,05), что говорит о том, что у лиц с высшим образованием выявляется больше событий в целом, так как больше как грустных так и радостных событий, но их значимость недостаточно высока, что влияет на стремление к взаимодействию с новыми жизненными ситуациями.
В корреляционных взаимосвязях в выборке лиц с высшим образованием между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Шкала социальной адаптации» и между методикой «Социальная адаптация» и методикой «Психологическая автобиография» значимых взаимосвязей не выявлено.
Таким образом, в выборке лиц с высшим образованием в жизненных ситуациях наблюдаются следующие тенденции: стремление к новизне связано с ограничением круга значимых событий.
Рисунок 8. Корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи шкал «Опросника жизненных ориентаций» со шкалами «Психологической автобиографии» и «Шкалы социальной адаптации» в выборке испытуемых с высшим образованием
3.3.5. Корреляционные взаимосвязи в выборке лиц без высшего образования.
Корреляционные взаимосвязи между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Психологическая автобиография» в выборке лиц без высшего образования.
Шкала «Общий показатель субъект-объектных ориентаций (О)» имеет положительные связи со шкалой «Вес будущих событий» (r= 0,327, p≤0,05) и со шкалой «Время антиципации грустных событий» (r= 0,341, p≤0,05), что свидетельствует о том, что низкая жизненная активность лиц без высшего образования, делает будущие события менее значимыми, но предвосхищение будущих грустных событий не сильно удаленными.
Шкала «Трансситуационная изменчивость (Ои)» имеет положительную связь со шкалой «Время антиципации радостных событий» (r= 0,353, p≤0,05), что говорит о том, что стабильное взаимодействие с жизненными ситуациями влияет на ожидание радостных будущих событий в ближайшем будущим.
Шкала «Трансситуационный локус контроля (Ол)» имеет положительную связь со шкалой «Время антиципации радостных событий» (r= 0,339, p≤0,05), что указывает на то, у людей с внутренним локусом контроля меньшее время предвосхищения радостных событий.
Шкала «Трансситуационная направленность освоения мира (Оо)» имеет отрицательную связь со шкалой «Время ретроспекции грустных событий» (r= -0,350, p≤0,05), что говорит о том, что удаленность переживания прошлых событий у лиц без высшего образования, направляет их на освоение внутреннего мира.
Шкала «Трансситуационная подвижность (Оп)» имеет положительную связь со шкалой «Время антиципации радостных событий» (r= 0,311, p≤0,05), что свидетельствует о том, что стремление к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями влияет на ожидание будущих радостных событий, делая их менее удаленными.
Шкала «Трансситуационное творчество (От)» имеет положительную связь со шкалой «Время антиципации грустных событий» (r= 0,337, p≤0,05), что указывает на то, что тенденция к приспособлению жизненной ситуации, делает предвосхищение грустных событий, не сильно удаленными.
В корреляционных взаимосвязях в выборке лиц без высшего образования между опросником «Жизненные ориентации» и методикой «Шкала социальной адаптации» значимые взаимосвязи не выявлены.
Корреляционные взаимосвязи в выборке лиц без высшего образования между методикой «Социальная адаптация» и методикой «Психологическая автобиография».
Шкала «Социальная адаптация» имеет положительную связь со шкалой «Время антиципации радостных событий» (r= 0,320, p≤0,05), что указывает на то, что переживание прошлого с значительным уровнем стресса, лишает лиц с отсутствием высшего образования предвидеть радостные события в удаленном будущем.
Таким образом, в выборке лиц без высшего образования в жизненных ситуациях наблюдаются следующие тенденции: низкая жизненная активность, предпочтение следовать стабильному взаимодействию с жизненными ситуациями и приспособление к ним, значительно снижает возможность предвидеть радостные и грустные события на достаточно удаленное прошлое.
Рисунок 9. Корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи шкал «Опросника жизненных ориентаций» со шкалами «Психологической автобиографии» и «Шкалы социальной адаптации» в выборке испытуемых без высшего образования
Выводы по результатам исследования
- Более высокий субъектный потенциал лиц с высшим образованием, при этом у них выше трансситуационная изменчивость и трансситуационный локус контроля, но ниже трансситуационная направленность освоения мира и трансситуационная подвижность – т.е. склонность к внешним и внутренним изменениям у них выражена в меньшей степени, чем у лиц, не имеющих высшего образования.
- Склонность к самоизменениям тесно связана с переживанием значимых жизненных событий.
- Лица, имеющие внешний локус контроля, воспринимают события более спокойно, без сильной эмоциональной окраски.
- Лица, предпочитающие преобразование жизненных ситуаций, имеют большую степень реализованности прошлых событий.
- Есть взаимосвязи жизненных ориентаций и переживания жизненных событий в контексте жизненного пути, но нет связи с переживанием событий недавнего прошлого.
- Лица женского пола больше стремятся к стабильности, предпочитая взаимодействовать с привычными жизненными ситуациями, исходя из чего больше подвержены переживаниям прошлых событий, что также сказывается на жизненной активности, склоняя ее к пассивной.
- Лица мужского пола больше нацелены на будущие события в частности на радостные. Имеют стремление к изменениям жизненных ситуаций, а также готовность к совершенствованию взаимодействия с новыми жизненными ситуациями, стремясь отойти от привычных действий.
- У лиц с высшим образованием стремление к новизне связано с ограничением круга значимых событий.
- Лица без высшего образования имеют более низкий субъектный потенциал, который значительно снижает возможность предвидеть радостные и грустные события на достаточно удаленное будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были решены поставленные задачи:
- Проведен теоретический обзор проблемы переживания событий и жизненных ориентаций.
- Подготовлен методический инструментарий для проведения исследования.
- Проведено психодиагностическое обследование испытуемых.
- Выявлены особенности переживания событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций у лиц с психогенными расстройствами.
- Выявлены некоторые взаимосвязи между переживанием событий недавнего прошлого и жизненными ориентациями у лиц с психогенными расстройствами.
Гипотеза о различиях в переживании событий недавнего прошлого и в жизненных ориентациях лиц с психогенными расстройствами, а также в зависимости от пола и образовательного уровня подтвердилась.
Гипотеза взаимосвязи между переживанием событий недавнего прошлого и жизненными ориентациями лиц с психогенными расстройствами, а также в зависимости от пола и образовательного уровня не подтвердилась так как выявленные взаимосвязи оказались слабыми и незначительными.
В результате исследования выявлены новые данные об особенностях переживаний событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций лиц с психогенными расстройствами.
Таким образом, получены общие и специфические особенности переживаний событий недавнего прошлого и жизненных ориентаций лиц с психогенными расстройствами, цель исследования достигнута.
Список литературы
- Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. – 1967. – Вып. 2.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998.
- Грачев А.А. Жизненные ориентации в прикладных психологических концепциях.
- Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций: учебное пособие – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. – 204 с.
- Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. – СПб., 2002.
- Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Основы клинической психологии: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 456 с.
- Маслоу А.Х., Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / А.Х. Маслоу – М., 1982. – 123с.
- Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. – М., 2002. – 607 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1960. — 428 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2005. — 158 с.
- Панферов В.Н. Психология человека. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
- Роджерс К.Р. К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.2. – 328 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ // Общая теория неврозов. – СПб.: АСТ, 2017. – 624 с.
- Фромм Э.З. Бегство от свободы. – Спб.: АСТ, 2019. – 288 с.
- Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. – 106 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф