Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Сущность семейной политики Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность семейной политики и ее роль в современном обществе
1.2. Цели и принципы государственной семейной политики
Глава II. Тенденции, проблемы и перспективы реализации государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях на примере Красноярского края
2.1 Проблемы и особенности формирования семейной политики в РФ
2.2. Приоритетные направления семейной политики в Красноярском крае
2.3. Государственные пособия и дополнительные меры региональной поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае
2.4.Пути совершенствования реализации семейной политики в Красноярском крае
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обоснована тем, что семья обеспечивает общество трудовыми ресурсами, без которых социальная система не может функционировать. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы семья эффективно выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. Однако, именно данные функции семьи, в настоящее время, ослабевают. В соответствии с этим государство обеспечивает поддержку семьи, посредством осуществления семейной политики. Семейная политика в РФ формируется на принципах взаимодействия и социального участия таких субъектов социальной жизни, как семья, негосударственные объединения, социально-ориентированные бизнес структуры и государство. В тоже время, в РФ наблюдается отсутствие системной, долгосрочной государственной семейной политики, включающей взаимосвязанные уровни реализации: федеральный, региональный и муниципальный. Кроме того, несмотря на значительный интерес и ученых, и политиков, и практиков к проблематике государственной семейной политики, до сих пор крайне слабо представлены специальные масштабные исследования, посвященные реализации семейной политики как на федеральном, так и на региональном уровне. В тоже время, в последние годы активно проявляется тенденция роста активности регионов не только в выполнении указаний, исходящих из федерального центра, но и в разработке собственной стратегии в концепциях семейной политики, базирующихся на научном анализе положения семей в регионе. Децентрализация семейной политики позволяет полнее учитывать местную специфику, а также соответствует общим тенденциям распределения ответственности между всеми субъектами социального взаимодействия, включая семью.
Теоретическую основу исследования составляет большой круг источников, к числу которых относятся монографии и статьи, отражающие результаты изучения процессов, связанных с реализацией государственной семейной политики на региональном уровне, законодательные и нормативные акты федеральных, региональных и местных органов государственной власти Российской Федерации, материалы научно-практических конференций и семинаров.
В области исследования семейной политики следует отметить работы таких отечественных ученых, как: А.В. Агеева, О. Безрукова, В. Самойлова, О.И. Волжина, М.В. Гордеева, С.В. Дармодехин, О.В. Кайлова, В.А. Козлов, Н.И. Ловцова, О.Б. Осколкова и др.
Несмотря на высокий уровень теоретической разработанности проблематики государственной семейной политики, исследования ее реализации на региональном уровне нельзя признать достаточным в современных условиях.
Новизна исследования заключается в том, что впервые особенности реализации семейной политики на региональном уровне исследуются комплексно на примере Красноярского края.
Практическая значимость обоснована выводами и предложениями, сделанными по результатам проведенного анализа проблем реализации государственной семейной политики на региональном уровне, на примере Красноярского края. Предложенный в работе комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственной семейной политики способен повысить ее эффективность в Красноярском крае.
Актуальность темы исследования и ее недостаточный уровень теоретической разработанности определяют цель, задачи, объект и предмет исследования, поставленные в работе.
Объектом исследования является государственная семейная политика.
Предмет исследования — состояние и перспективы развития государственной семейной политики на региональном уровне на примере Красноярского края.
Цель исследования: изучить текущее состояние реализации государственной семейной политики на региональном уровне на примере Красноярского края, выявить существующие проблемы и наметить пути их решения.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность семейной политики и ее роль в современном обществе;
— изучить правовые основы реализации государственной семейной политики в Российской Федерации и в Красноярском крае;
— охарактеризовать содержание и особенности реализации государственной семейной политики на региональном уровне на примере Красноярского края;
— провести оценку эффективности реализации государственной семейной политики на региональном уровне на примере Красноярского края;
— проанализировать эффективность реализации государственной семейной политики на региональном уровне на примере Красноярского края;
— выявить проблемы, существующие в этой сфере и наметить направления совершенствования реализации семейной политики в Красноярском крае.
Методологической основой исследования выступают положения общефилософских и общенаучных методов (диалектический метод, методы системного и структурно-функционального анализа, конкретно-исторический и сравнительный методы и пр.). Отдельную группу используемых методов составили эмпирические методы (анализ статистической отчетности, наблюдение и др.).
Нормативной основой исследования явились Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Красноярского края.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.
Глава 1. Сущность семейной политики РФ
1.1 Понятие и сущность семейной политики и ее роль в современном обществе
Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государством, а также между индивидами внутри семьи по вопросу реализации функций семьи.
Цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе политического развития государства и общества.
Семейная политика социального государства — это политика, направленная на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализации ее основных социальных функций, на гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений семьи, индивида и государства, на обеспечение необходимых условий развития института семьи как основы стабильности политической системы общества [43,стр.19].
Большинство норм государственной семейной политики связано с вопросами рождения и воспитания детей. Государственная семейная политика, в основном, адресована семье с детьми. Рассмотрим специфику реализации функций семьи более подробно.
Все государственно значимые функции семьи в условиях общественного разделения труда реализуются не самостоятельно, а во взаимодействии с отраслями социальной сферы: образованием, здравоохранением, культурой, физической культурой и спортом, жилищно-коммунального хозяйством, курортно-оздоровительной сферой, транспортом, связью, социальным обеспечением, социальным обслуживанием и другими. Качество, условия жизни и во многом даже функции, определяются доступностью и качеством предоставляемых семьям услуг.
С точки зрения интересов государства наиболее значимыми для него функциями семьи являются демографическая, воспитательная и социализации детей, а также воспроизводства трудовых ресурсов. Социальное государство заинтересовано в простом или расширенном воспроизводстве населения, в улучшении качества трудовых ресурсов, здоровья населения, в эффективной социализации детей, обеспечивающих его экономическую, политическую, военную безопасность и дальнейшее развитие. Вот почему наибольшее внимание уделяется мерам государственной семейной политики, связанных с рождением и социализацией детей.
С точки зрения интересов семьи и семейных ценностей рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей, являются важнейшей причиной образования и сохранения семьи. Семья также заинтересована в сохранении и поддержании здоровья своих членов, росте благосостояния, повышении профессионального и социального статуса своих членов.
Таким образом, интересы семьи и социального государства в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и государства (35,с.45).
Государственная семейная политика определяется как самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, направленная на социальный институт семьи с целью укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли, обеспечения суверенитета и благополучия семьи на основе правового регулирования ее отношений с государством.
Такое понимание семейной политики выводит семью и государство на
качественно новый уровень отношений и отличается от традиционны подходов рядом оснований:
Во-первых, семье, а не только индивидууму, предоставляются качественно новый социальный статус, реальные права, государственные гарантии, необходимые для ее функционирования (43,с.).
Во-вторых, семейная политика осуществляется с помощью специально организованной системы деятельности на основе правового регулирования отношений семьи и государства.
В-третьих, в компетенцию семейной политики включается не все общесоциальные, а только специфические, институциональные проблемы семьи.
В-четвертых, семейная политика направлена на семью как социальный институт и целостный объект.
В-пятых, семейная политика приобретает системный, комплексный характер, охватывая основные сферы функционирования семьи в обществе.
В-шестых, государство соблюдает суверенитет семьи и ее членов, создает условия для наиболее полной реализации ее прав и интересов, роли субъекта социальных отношений.
Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей; обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; осуществления экспертизы жизнедеятельности семьи, а также принимаемых органами власти решений с точки зрения их соответствия целям и принципам государственной семейной политики; создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; активизации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально незащищенных семей.
Основным объектом государственной семейной политики выступает
семья как социальный институт. Предмет семейной политики включает совокупность специфических проблем семьи, характеризующих ее как таковой институт. Принципиально важно дифференцировать их от общесоциальных проблем, свойственных всему населению страны, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье и решаемых средствами социальной политики. Это проблемы, связанные, прежде всего, с функционированием макроэкономической и социальной сфер, систем здравоохранения, образования, культуры, занятости. Принимаемые в рамках социальной политики меры, конечно, оказывают влияние на семью, однако они недостаточно учитывают ее интересы как социального института. Семейная политика прямо связана с укреплением социального института семьи, она защищает ее интересы и права в процессе общественного развития, а также позволяет выявить и решить специфические проблемы семьи. Поэтому отождествление социальной политики с семейной неправомерно и может привести фактически к отрицанию последней.
Необходимо дифференцировать семейную политику и политику в отношении детей и женщин. Несмотря на самую тесную объективную взаимосвязь, они являются самостоятельными направлениями социальной политики. В предмет же семейной политики включаются только специфические семейные проблемы жизнедеятельности женщин и детей.
При соотнесении семейной политики и демографической политики следует учитывать, что репродуктивная функция — только одна из многих функций семьи (36,с…).
В современном мире приняты и реализуются различные подходы к проведению семейной политики. Одни страны сформулировали ее цели и принципы: Австрия, Люксембург, Норвегия, Германия, Франция, Финляндия, Чехия, Швеция. В Бельгии, Дании, Испании, Италии и ряде других стран осуществляются определенные меры направленные, главным
образом, на стимулирование рождаемости, экономическую поддержку семей с детьми, создание условий, необходимых для их воспитания. Наименее выражена государственная политика в отношении семьи в таких странах, как Греция, Ирландия, Нидерланды, Португалия. Опыт мирового сообщества, исследования ООН позволяют сделать вывод об эффективности функционирования национальных систем семейной политики, их существенной роли в решении актуальных проблем семьи (37,с…).
1.2. Цели и принципы государственной семейной политики
Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.
Главными целями семейной политики являются:
— обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической ;
— повышение качества жизни семей;
— создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
— обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного
договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип
единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия (…..).
Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства. Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосновываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации брака или развода, введение воинской повинности и тому подобное), должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно. При этом все не оговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства или иных социальных институтов в жизнедеятельность семьи должны считаться нарушением принципа суверенности.
Вместе с тем не является нарушением принципа суверенности семьи пропаганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (экономическая и любая иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеет возможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.
Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.
В наше время массовым, нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, то есть никакого выбора в действительности нет.
Семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу. Разумеется, общество в лице государства и других социальных институтов также свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.
Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях реформирования экономических и политических отношений.
Принцип единства целей государственной и местной (региональной) семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всего государства и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства.
Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной политики.
Принцип социального участия. В настоящее время, цели семейной политики, пути их достижения, формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии, общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группы интересов и так далее); 3) государства в лице его специализированных органов, в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной.
В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимовыгодному для всех использованию ресурсов и возможностей, которыми располагает каждый из участников, для достижения согласованных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной политики — это, наряду с государством, разнообразные объединения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более широко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осознанные и выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроизводству населения вообще. Такая новая технология формирования и реализации семейной политики и выражена в том, что здесь названо принципом социального участия (39,с……).
Глава 2. Тенденции, проблемы и перспективы реализации государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях на примере Красноярского края
2.1 Проблемы и особенности формирования семейной политики в РФ
Формирование социальной политики — это комплексное явление, которое требует анализа проблем и социальной ситуации в конкретном регионе, а также разработки соответствующих нормативно-правовых актов на всех законодательных уровнях. В связи с этим реализация социальной политики имеет определенные проблемы и сложности.
Социальная политика — это комплекс мероприятий по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества, а также социальным группам, соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни. Проще говоря, это система, направленная на реализацию и защиту прав человека. Социальная политика характеризуется тем, что она зависит от многих сфер общественной жизни и определяет их. К этим сферам относятся: здравоохранение, образование, культура и досуг, занятость, социальное обеспечение и другое. Именно поэтому социальная политика имеет довольно-таки сложный процесс формирования, определения задач и, собственно, реализации. Рассмотрим, на что направлена социальная политика. Прежде всего, социальная политика направлена на решение социальных проблем общества в целом, проблем отдельных социальных групп и обеспечение достойного уровня жизни каждому члену общества. Также социальная политика — это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. Задачи данного направления политики определяются на основании анализа социальных проблем и социальной напряженности в обществе на конкретной территории. Не секрет, что социальные проблемы привязаны и напрямую зависят от конкретной территории, из-за этого и методы социальной политики на каждой территории должны отличаться и соответствовать потребности того или иного региона.
Согласно Ф. Энгельсу, общественные порядки, при которых живут люди определённой исторической эпохи и определённой страны, обуславливаются ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой – семьи ( ). Поэтому поддержка и защита современной семьи — важнейшая функция и задача государства. Но какие проблемы и трудности имеются в реализации социальной политики в Российской Федерации? Помимо того, что направления и задачи социальной политики определяются исходя из анализа социальных проблем региона, также задачи социальной политики диктуются размерами средств, которые выделяются федеральным, региональными и муниципальными бюджетами на определенный финансовый год. Именно исходя из размеров бюджетных ассигнований определяются программы социальной поддержки отдельных категорий граждан, строительства инфраструктуры и прочее. Исходя из этого можно сделать вывод, что в различных регионах Российской Федерации размеры ассигнований на социальные нужды будут отличаться, поэтому размеры социальной поддержки, её формы и методы также будут различными, что приводит к определенному неравенству жителей различных регионов нашей страны. Далее это различие социальной ситуации в регионах Российской Федерации. Имеется ввиду то, что в каждом регионе имеется свой набор социальных проблем, которые, в свою очередь, имеют специфические причины и сопутствующие факторы, что не позволяет создать единую концепцию социальной защиты и обеспечения. Поэтому данная проблема требует от федеральных властей выработки универсальных требований и определению основных направлений социальной политики, а региональные власти должны разрабатывать программы в рамках направлений, определенных федеральным правительством, в соответствии с потребностями региона.
Из вышеуказанного факта может возникать следующая проблема, а именно: полное и надлежащее исполнение задач, поставленных федеральными органами власти, так как в данном случае региональные власти вольны самостоятельно определять направления социальной политики в рамках соответствующего субъекта Российской Федерации.
На что должна быть направлена социальная политика государства в отношении семьи? Исходя из функций семьи, социальная поддержка данной группы населения должна заключаться в следующем: обеспечение жильём и приемлемыми социально-бытовыми условиями, материальная поддержка семей, имеющих детей, содействие занятости родителей, трудовые и налоговые льготы, в том числе различные льготы по здравоохранению, образованию детей, а также отдельные меры поддержки семей, имеющих детей-инвалидов. Для понимания всей системы формирования социальной политики в отношении семей, стоит рассмотреть источники данных норм. Социальная политика, как указано выше, определяется на нескольких законодательных уровнях: международном, федеральном и региональном. Международный уровень исходит из следующих документов: Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. В статье 23 данного пакта прописано о том, что семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны государство и общества (30). Данная статья очень важна, так как в ней семья признаётся важным элементом общества, и затрагиваются её взаимоотношения с государством7. В конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1989 года, прописаны права ребёнка на семью и заботу со стороны родителей и со стороны государства. В частности, в ней рассмотрены семейные права ребёнка. В части первой данной конвенции сказано о том, что государство должно, прежде всего, уделять внимание благополучию семьи, так как благополучие ребёнка напрямую зависит от благополучия семьи(29). В Российской Федерации гарантом прав семьи и ребёнка является Конституция Российской Федерации. В статье 38 основного закона гласит что, «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Там же написано о том, что защита семьи осуществляется посредством государственных мер по охране интересов матери и ребёнка, социальной поддержки семьи поощрению материнства(1).
На федеральном уровне социальная защита осуществляется посредством различных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, а также целевых государственных программ. В первую очередь осуществление и защиту семейных прав регулирует Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 марта 1996 года. Данный нормативно-правовой акт определяет порядок вступления в брак, его расторжение, имущественные отношения супругов, их права и обязанности, а также права и обязанности детей(2) Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81 (с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2018 г.) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Закон распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Особую роль в формировании социальной политики в отношении семьи играют постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации. например, Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 года ( в редакции Указа Президента РФ от 05.10.2002 г.); Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р. Концепция взаимосвязана с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Также особо важным документом на федеральном уровне является Федеральный Закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013, который определяет основные направления социальной защиты и поддержки населения. Примечательно то, что данный документ является основополагающим для социально-ориентированных некоммерческих организаций, физических лиц, а также коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в социальной сфере.
2.2. Приоритетные направления семейной политики в Красноярском крае
В современном обществе значение семьи велико, поскольку семья является фундаментальным институтом, первоосновой общества и общесоциальной ценностью. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную, духовную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи.
На данный момент многими исследователями отмечается кризис семьи, причины которого самые разнообразные. Сюда входят духовные, социальные, перестройка нравственных ценностей и в первую очередь экономические. Мониторинг исследования «Семья Красноярского края» , проведенного в муниципальных образованиях Красноярского края летом 2016 года показал, удовлетворенными своим материальным положением являются 13 % опрошенных семей, 52 % – не вполне удовлетворены уровнем достатка семьи, а 32 % опрошенных считают свою семью малообеспеченной. Это неудивительно, если учесть, что, по данным того же исследования, около 43 % опрошенных семей имеют доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума(45,с.22).
Мониторинг цен, проведенный общественной палатой по агропромышленному комплексу, выявил, что Красноярск входит в тройку городов дорогих для жизни. Согласно проведенному мониторингу индекс расходов в Красноярске составляет 13 403 рубля. Таким образом, можно сказать, что причины бедности семей вполне объективны, и здесь особую роль играет государственная политика, которая должна быть гибкой и отвечать интересам семей(45,с.66-68).
Согласно концепции семейной политики Красноярского края стратегией государственной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства в крае является точное определение приоритетов, дифференцированный подход в работе с семьей и адресность в предоставлении конкретных видов помощи. Так в 2013 году в то время губернатор Красноярского края Лев Кузнецов назвал основные направления муниципалитетов Красноярского края и определил, что здесь имеет место решение двух важнейших задач — обеспечение детей местами в детских садах и повышение зарплат работников бюджетной сферы. Кроме того приоритетными направлениями являются строительство доступного жилья, развитие социальных отраслей, поддержка семей. Для решения приоритетных задач необходима ответственность, поскольку, в основном, данные задачи выполняются поверхностно.
Согласно материалам доклада «Основные итоги работы отрасли «Социальная политика» в 2017 году. Приоритетные направления деятельности на 2018 год» обозначаются такие приоритеты как социальная поддержка граждан пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, семей с детьми, а также своевременное и качественное предоставление государственных услуг(48, с.2-3).Расставленные приоритеты определенным образом координируют деятельность органов и учреждений, в чьи обязанности входит выполнения задач, поставленных региональной политикой.
Особое внимание уделяется вопросам своевременного и качественного предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию, социальной поддержке, повышению уровня жизни семей с детьми. Законами Красноярского края предусмотрены различные меры социальной поддержки многодетных семей, направленных на улучшение их материального положения. Данные меры включают различного рода компенсационные выплаты, пособия, льготы, предназначенные семьям, испытывающие финансовые затруднения. На 1 января 2018 года, по данным информационного банка данных «Адресная социальная помощь», на учете в органах социальной защиты населения Красноярского края состоит 269 200 семей, в которых воспитывается 453 835 детей до18 лет. Доля малоимущих семей увеличилась в сравнении с 2010 годом на 2,4% и составила 23,6% от общего числа семей с детьми в возрасте до 18 лет, состоящих на учете в органах социальной защиты населения края (в 2010 году доля малоимущих семей составила 18%)13. Данная динамика говорит о неэффективности мер по совершенствованию нормативно-законодательной базы, увеличения доли малообеспеченных семей. Весомой поддержкой пользуются многодетные семьи. По состоянию на 1 января 2017 года в Красноярском крае проживает 20 296 многодетных семей13. С июля 2011 года социальной поддержкой стал краевой материнский (семейный) капитал, введенный в соответствии с посланием Президента РФ. Всего уже выдано более 2 тысяч сертификатов, из них за выплатой в размере 12 тысяч рублей обратилось 1916 человек, на улучшение жилищных условий — 80 человек.
В Красноярском крае концепция семейной политики формируется и утверждается через принятие Законодательным Собранием края специального нормативного акта, поскольку относится к числу важнейших документов, определяющих положение семьи в крае14.
Первая Концепция семейной политики в Красноярском крае была принята постановлением Законодательного Собрания края 6 октября 1994 года. В ней были представлены основные проблемы современной семьи, сформулированы основные принципы и цели семейной политики, определены основные направления реализации краевой семейной политики
Серьезные изменения, произошедшие в стране и в крае, послужили причиной того, что в июне 2001 года была разработана и утверждена Законодательным Собранием новая Концепция семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001-2005 годы. Был подведен итог деятельности по реализации предыдущей концепции, дан анализ проблем семейной политики, к числу которых были отнесены преимущественная ориентация семейной политики на иждивенческую позицию семьи по отношению к государству, несовершенство законодательства, регулирующего вопросы социально-экономической поддержки семьи, низкая эффективность экономических и социальных мер, направленных на ее поддержку, а также отсутствие координации в деятельности ведомств социальной сферы, осуществляющих мероприятия по социальной поддержке семьи.
В краевой концепции семейной политики 2001 года было закреплено важное положение, согласно которому государственная политика в отношении семьи, защиты прав и интересов детей, поддержки детства – это деятельность государственных органов и учреждений, реализующих целостную систему мер экономического, правового, социального, медицинского, информационного, образовательного, культурного и организационного характера, направленных на стабилизацию и последовательное улучшение ситуации в сфере семьи, материнства, отцовства, детства и защиты прав и законных интересов детей.
Эта новая концепция обеспечила более широкий подход к проблемам семьи, поскольку в числе принципов семейной политики было закреплено признание партнерских отношений между государством и семьей, а также признание государством самостоятельности и автономности семьи как важнейшего социального института. В соответствии с этим были определены и новые направления государственной семейной политики, например, поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства.
Среди механизмов реализации государственной семейной политики в крае на первое место были поставлены принятие и совершенствование законодательных и иных нормативных актов, внесение в порядке законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также разработка и реализация краевых целевых программ, обеспечивающих финансирование из краевого бюджета и бюджетов органов местного самоуправления реализации государственной семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.
Следует констатировать, что в этой части краевая концепция семейной политики на 2001-2005 годы была реализована, и, к сожалению, не принята новая концепция семейной политики края. Хотя законодательная база Красноярского края в области социальной поддержки семей в сравнении со многими другими субъектами Российской Федерации сформирована достаточно полно, что позволяет развивать практическую деятельность органов и учреждений социальной сферы в работе с семьями. Различные нормы поддержки семей с детьми установлены краевыми законами, постановлениями Законодательного Собрания и Совета администрации края, а также указами губернатора.
Только за 2013 -2017 годы принято 15 законов Красноярского края (о ежемесячном пособии на ребенка, о социальном обслуживании населения, о социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг и др.), ряд указов губернатора (например, о назначении губернаторских стипендий, о компенсации расходов на проезд в междугородном транспорте детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении) и постановлений Совета администрации края (прежде всего в сфере социального обслуживания населения), распоряжений Совета администрации края, регулирующих различные аспекты семейной политики в крае. Приняты краевые целевые программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации», «Старшее поколение», «Дети-инвалиды» и ряд других.
Так, в краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» в качестве целей и задач полагается адресное предоставление нуждающимся, имеющим среднедушевой доход ниже уровня малообеспеченности, материальной помощи и социальных услуг, организация срочной социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и лицам без определенного места жительства, укрепление материально-технической базы социальных учреждений, обслуживающих население, находящееся в трудной жизненной ситуации, формирование условий для поддержания уровня жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и т.п.
Краевая целевая программа «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации на 2005 год и последующие годы» в качестве основной задачи определяет предоставление адресной единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Инновационным элементом программы следует признать введение встречных обязательств ее получателей, например, по трудоустройству. Это ориентирует граждан и семьи, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, на поиск и использование всех возможностей для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации.
Наиболее распространенные формы оказания социальной помощи нуждающимся — это предоставление натуральной помощи в виде бесплатных обедов, продуктовых наборов, одежды и обуви, субсидий на оплату жилья, льгот на оплату товаров и услуг. Единовременная адресная материальная помощь в денежном выражении будет оказана примерно 1 % от числа малоимущих в Красноярском крае. Реализация данной краевой целевой программы позволит экономично распределять денежные средства краевого бюджета с учетом индивидуальной оценки трудной жизненной ситуации в каждом случае, что, в свою очередь, обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.
Реализация краевой целевой программы «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» призвана в известной степени снизить социальную напряженность, хотя, конечно, не позволит решить радикально ни одной серьезной проблемы в сфере семейной политики.
Краевая целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предполагает повышение эффективности работы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание единого краевого банка данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении; создание мобильных групп по социальной работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении; организацию досуга и летней занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; внедрение современных методик работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении; повышение квалификации специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и выделение соответствующих средств для решения поставленных задач. Эта программа обеспечивает преемственность социальной политики в крае в части профилактики семейного неблагополучия, являющегося в конечном счете причиной как безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так и грозного и масштабного социального явления — социального сиротства. При этом следует заметить, что концептуальный подход к решению указанных проблем предполагает смещение акцента в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на раннюю профилактику семейного неблагополучия. Это, в свою очередь, требует своевременного оказания помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, с тем, чтобы не допустить деградации семьи и неспособности ее к выполнению своих основных функций.
При этом нельзя не отметить, что большинство разрабатываемых и реализуемых программ носят скорее констатирующий характер, направлены на поддержание минимального уровня жизни семей, а не на развитие их собственного потенциала. Недостаточным является и инновационный элемент в предлагаемом целевыми программами подходе к решению проблем семьи. В то же время анализ ситуации показывает, что многие традиционные формы социальной работы с семьей исчерпали себя. Новый концептуальный подход предполагает, прежде всего, создание условий, в которых нормальная, здоровая семья смогла бы самостоятельно решать свои проблемы, выполнять свои важнейшие социальные функции.
На сегодня, по предварительным данным, в крае 20 тыс. семей относятся к категории группы риска, где родители злостно уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Предлагаемые действующим законодательством меры воздействия оказываются неэффективными. Это приводит к росту числа детей, оставшихся без попечения родителей (социальных сирот), распространению детской безнадзорности и беспризорности, наркомании и алкоголизма в детско-подростковой среде. Количество детей-сирот за пять лет в крае увеличилось почти на треть.
Другая острая проблема, которая должна найти свое отражение в концепции семейной политики, — насилие в семье. Очевидно, что в первую очередь речь здесь идет о защите интересов детей, однако в такой защите часто нуждаются и престарелые, немощные люди. Согласно статистике, значительное число женщин также становятся жертвами насилия в семье. К сожалению, в настоящее время профилактику насилия в семье и реагирование государственных органов на факты его проявления нельзя признать удовлетворительными.
Еще одной значимой для семьи проблемой можно назвать проблему жилищную. Так, по данным опроса только четверть семей с низким уровнем дохода имеет отдельную благоустроенную квартиру. Четверть же таких семей снимает жилье, имеет комнату в коммунальной квартире. При этом правовые механизмы, призванные обеспечить реализацию права каждого гражданина на достойное и благоустроенное жилье, не работают: разрыв между возможностью реализовать право на получение социального жилья и возможностью самостоятельно улучшить жилищные условия оказывается очень значительным. Правовые нормы, регулирующие возможность получения ипотечного кредита, по существу отсекают большинство малоимущих семей от участия в этой программе.
Таким образом, проведенное мониторинговое исследование документов дало возможность выявить основные проблемы законодательного обеспечения государственной семейной политики на уровне Красноярского края:
— недостаточная четкость в законодательном определении функций органов и учреждений в сфере семейной политики;
— отсутствие координации краевого и муниципального уровней управления в реализации задач семейной политики;
— отсутствие необходимой дифференциации в социальной поддержке семей, недостаточно выраженный профилактический характер мер социальной политики;
— отсутствие инновационных подходов в решении проблем семьи в краевых целевых программах;
— несовершенство правовых механизмов, обеспечивающих социальную поддержку семьи;
— несовершенство законодательства, определяющего возможность улучшения жилищных условий семей с детьми;
— недостаточность законодательных мер по профилактике семейного насилия;
— отсутствие законодательных мер для закрепления в социальных учреждениях дипломированных специалистов по социальной работе и социальной педагогике, а также психологов для работы в службах социальной поддержки семей с детьми, особенно на селе, при достаточно большом общем выпуске таких специалистов вузами .
Таким образом, нормативные основы социальной поддержки семьи в Красноярском крае нуждаются в совершенствовании для выработки новой активной семейной политики, направленной на поддержание здоровой семьи, создание условий для развития их собственного потенциала, а также на раннюю профилактику семейного неблагополучия.
Подводя итог, можно сделать вывод, что формирование социальной политики — это комплексное явление. Оно основывается на анализе социальных проблем конкретных территорий и социальной ситуации в них. Также определяющим фактором является размер выделяемых средств из федерального и регионального бюджетов на реализацию соответствующих направлений социальной политики. На международном уровне разработаны документы, которые носят рекомендательный характер для государств, ратифицировавших данный документ, и описывают основные права и приоритетные направления поддержки семьи, материнства и детства. Законодательные акты федерального уровня носят уже обязательный характер для исполнения на всей территории Российской Федерации и определяют направления социальной защиты и поддержки семьи. Региональные власти, в свою очередь, определяют конкретные виды, методы и формы поддержки семьи в зависимости от социальной ситуации в соответствующем регионе. Формирование социальной политики требует разработки универсальных нормативно-правовых актов, благодарю котором будет возможны эффективная реализация мер социальной поддержки, контроль за исполнением законов и освоения бюджетных средств.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф