Скоро защита?
Меню Услуги

Особенности реализации семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


2.3. Государственные пособия и дополнительные меры региональной поддержки семей, имеющих детей, в Кроасноярском крае

 

В Красноярском крае семьям с детьми предоставляются следующие меры социальной поддержки:

Законом Красноярского края от 11.12.2012 № 3-876 «О пособии на ребенка» предусмотрена выплата пособия на детей из малообеспеченных семей. По состоянию на 31.12.2016 численность получателей составляет 71 108 человек и 132 841 детей (в 2015 году численность получателей — 71 729 человек, пособие назначено на 130 665 детей). Сумма выплаченных пособий в 2016 году составила 797 264,6 тыс. руб. (в 2015 году — 813 674,3 тыс. руб.). Базовый размер пособия на детей в 2016 году составлял: 279,83 руб. + районный коэффициент на детей;

391,76 руб. + районный коэффициент на детей одиноких матерей и детей, где родители (одинокий родитель) — инвалиды; детей из многодетных семей. Выплата пособия осуществлялась своевременно и в полном объеме.

Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» за счет средств краевого бюджета предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки:

ежегодное пособие на ребенка школьного возраста из многодетной семьи, семьи, в которой оба родителя (лица, их заменяющие) — инвалиды, неполной семьи, в которой родитель (лицо, его заменяющее) – инвалид, размер ежегодного пособия на ребенка школьного возраста в 2016 году — 1 940,0 руб., выплачивается с районным коэффициентом. Ежегодное пособие на ребенка школьного возраста из многодетных семей в 2016 году предоставлено 48 141 семьям на сумму 95 438,8 тыс. руб. (в 2015 году — 44 541 семьям на сумму 87 011,4 тыс. руб.);

ежемесячная компенсация расходов по приобретению единого социального проездного билета или оплате проезда по социальной карте (в том числе временной), единой социальной карте Красноярского края (в том числе временной) для проезда детей школьного возраста из многодетной семьи, семьи, в которой оба родителя (лица, их заменяющие) — инвалиды, неполной семьи, в которой родитель (лицо, его заменяющее) — инвалид, в размере стоимости единого социального проездного билета или в размере оплаты проезда по социальной карте (в том числе временной), единой социальной карте Красноярского края, социальному транспортному приложению универсальной электронной карты по городским маршрутам для базового количества поездок;

ежемесячная компенсация расходов в 2016 году предоставлена 4 800 детям на сумму 2 899,9 тыс. руб. (в 2015 году – 3 998 детям на сумму 2 432,2 тыс. руб.);

ежемесячное пособие семьям, имеющим детей, в которых родители (лица, их заменяющие) — инвалиды. Размер ежемесячного пособия семьям, имеющим детей, в которых родители (лица, их заменяющие) — инвалиды, в 2016 году составил 1 555,0 руб., выплачивается с районным коэффициентом. В 2016 году ежемесячное пособие семьям, имеющим детей, в которых родители (лица, их заменяющие) — инвалиды, предоставлено 1 495 семьям на сумму 31 471,8 тыс. руб. (в 2015 году — 1 600 семьям на сумму 33 123,6 тыс. руб.);

организация круглогодичного оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей из многодетных семей. Санаторно-курортное лечение и реабилитацию в 2016 году прошли 4 984 ребенка на сумму 270 006,98 тыс. руб.;

обеспечение бесплатного проезда детей и сопровождающих их лиц до места нахождения детских оздоровительных лагерей и обратно. В 2016 году проезд оплачен 4 779 детям и сопровождающим их лицам на сумму 24 884,3 тыс. руб. (в 2015 году – 4 510 детям и сопровождающим их лицам на сумму 24 887,8 тыс. руб.);

предоставление компенсации стоимости проезда к месту амбулаторного консультирования и обследования, стационарного лечения, санаторно-курортного лечения и обратно детям и лицам, сопровождающим ребенка, проживающим на территории края в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края, нуждающимся в амбулаторном[1] консультировании, обследовании, стационарном лечении, которое по заключению органов здравоохранения не может быть осуществлено по месту жительства, либо нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению учреждений здравоохранения. В 2016 году компенсация предоставлена на сумму 18 554,9 тыс. руб. на 3 737 человек (в 2015 году – на сумму 13 944,3 тыс. руб. на 2 783 человек);

приобретение новогодних подарков для детей-инвалидов и детей из семей, в которых оба родителя (лица, их заменяющие) — инвалиды, или неполных семей, в которых родитель (лицо, его заменяющее) — инвалид. В 2016 году приобретено 12 040 подарков на сумму 3 190,4 тыс. руб. (в 2015 году – 12 651 подарок на сумму 3 870,2 тыс. руб.)15.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» предусмотрена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования (далее — ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет). Право на ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет имеет один из родителей (опекунов, приемных родителей) многодетной семьи, один из родителей студенческой семьи, одинокая мать либо опекун, воспитывающий ребенка одинокой матери, совместно проживающие с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края. Размер ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет в 2016 году составил 4 109,0 руб. За 2016 год ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет была выплачена на сумму 453 167,2 тыс. руб. на 17 403 детей (за 2015 год – на сумму 972 506,0 тыс. руб. на 33 713 детей).

Законом Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6043 «О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин в Красноярском крае» предусмотрено предоставление компенсации стоимости проезда беременных женщин к месту проведения медицинских консультаций, обследования, лечения, перинатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, родоразрешения и обратно из семей, среднедушевой доход которых (либо доход беременной женщины) не превышает 1,25 величины прожиточного минимума на душу населения, установленной по соответствующей группе территорий Красноярского края. В 2016 году компенсация предоставлена на сумму 3 322,3 тыс. руб. на 309 человек (в 2015 году – на сумму 2 318,6 тыс. руб. на 303 человека).

Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» за счет средств краевого бюджета предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки — предоставление единовременного пособия при рождении в семье одновременно двух и более детей. В 2016 году единовременное пособие при рождении назначено на 866 детей на сумму 52 335,20 тыс. руб. (в 2015 году – на 929 детей на сумму 55 854,6 тыс. руб.).В 2016 году размер пособия составил 44 550,0 руб. на каждого ребенка, размер пособия с учетом районного коэффициента, например, при рождении двойни, в г. Красноярске составляет 115 830,0 руб., в г. Норильске — 160 380,0 руб.

Законом Красноярского края от 09.06.2011 № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае» установлено право на дополнительные меры поддержки семей в связи с рождением (усыновлением) третьего и последующих детей. Размер краевого материнского (семейного) капитала установлен в сумме 100,0 тыс. руб., с учетом индексации в 2016 году он составил 125 172 руб. Право пользования краевым материнским (семейным) капиталом предоставляется гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Красноярском крае.

Средства краевого материнского (семейного) капитала (в полном объеме либо по частям) можно направить:

в любое время со дня рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на краевой материнский (семейный) капитал: на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам

на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты; на денежную выплату в размере до 12,0 тыс. руб. в год;

на приобретение технических средств реабилитации, не входящих в федеральный и краевой перечни технических средств реабилитации;

на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном бесплатно многодетной семье в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»;

по истечении трех лет со дня рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на краевой материнский (семейный) капитал:

на приобретение (строительство, реконструкцию) жилого помещения;

на приобретение транспортных средств; на получение образования ребенком (детьми) или лицом, получившим сертификат; на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, бесплатно полученном в соответствии с Законом края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»,

на ремонт печного отопления и (или) электропроводки в жилом помещении, требующем проведения ремонта печного отопления и (или) электропроводки, в котором проживает лицо, получившее сертификат, в размере не более 10 000,0 руб.

По состоянию на 01.01.2017 за весь период реализации Закона Красноярского края выдано 28 325 сертификатов на краевой материнский (семейный) капитал, осуществлено 54 376 выплат (на 01.01.2016 было выдано 22 705 сертификатов на краевой материнский (семейный) капитал, осуществлено 36 769 выплат).В 2016 году выдано 5 609 сертификатов, воспользовались правом распорядиться средствами краевого (материнского) семейного капитала 18 122 человека на сумму 480,3 млн руб. (в 2015 году – 14 814 человек на сумму 400,4 млн руб.), из них:

на улучшение жилищных условий — 2 655 человек (в 2015 году — 2 168 человек);

на денежные выплаты — 13 401 человек (в 2015 году – 11 722 человека);

на приобретение транспортных средств — 819 человек (в 2015 году — 615 человек);

на получение образования — 96 человек (в 2015 году — 54 человека);

на ремонт печного оборудования — 1 305 человек (в 2015 году -54 человека).

Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5435 «О системе наград Красноярского края» предусмотрено награждение Почетным знаком Красноярского края «Материнская слава» женщин, воспитавших семь и более детей. Всего с 2007 года Почетным знаком Красноярского края «Материнская слава» награждено 200 женщин. В 2016 году награждено 8 женщин. Награжденным женщинам выплачено единовременное материальное вознаграждение в размере 12 505 рублей.

Законом Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5514 «О мерах социальной поддержки женщин, награжденных Почетным знаком Красноярского края «Материнская слава» предусмотрено улучшение жилищных условий женщин, награжденных Почетным знаком Красноярского края «Материнская слава», и их семей. В 2016 году на приобретение жилья семьям женщин, награжденных Почетным знаком Красноярского края «Материнская слава», использовано 17 747,9 тыс. руб., приобретено жилье 6 женщинам, награжденным Почетным знаком Красноярского края «Материнская слава» (в 2015 году на приобретение жилья семьям женщин, награжденных Почетным знаком Красноярского края «Материнская слава», использовано 22 826,2 тыс. руб., приобретено жилье 10 женщинам, награжденным Почетным знаком Красноярского края «Материнская слава»). Всего за годы реализации Закона улучшены жилищные условия 93 женщинам и их семьям.

В Красноярском крае проживают 10,8 тыс. детей — инвалидов. В крае принят ряд нормативных правовых актов по социальной поддержке семей с детьми-инвалидами.

В соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов» за счет средств краевого бюджета реализуются следующие меры социальной поддержки детей-инвалидов, являющиеся расходным обязательством субъекта Российской Федерации:

  1. Ежемесячная денежная выплата одному из родителей, законных представителей детей-инвалидов, осуществляющих их воспитание и обучение на дому, реализовывалась по 02.04.2016. В 2016 году мера социальной поддержки предоставлена для 1738 человек (2014 год — 2782 человека, 2015 год — 2583 человека). Компенсация затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому или в форме семейного образования (Закон Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов») реализуется с 03.04.2016. Компенсация предоставлена 2 828 гражданам на организацию обучения детей-инвалидов на дому специалистами образовательных организаций и в форме семейного образования.
  2. Денежная компенсация расходов на оплату проезда на междугородном транспорте к месту проведения медицинского обследования, медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий и обратно в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов». Указанная мера социальной поддержки распространяется на лицо, сопровождающее ребенка-инвалида. В течение 2016 года данной мерой социальной поддержки воспользовались 1 323 человека.
  3. Предоставление инвалидам (в том числе детям-инвалидам) по слуху услуги по сурдопереводу. Ежегодно предоставляется более 15 тысяч услуг 1 100 инвалидам.

Подпрограммой «Доступная среда» государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п, предусмотрено:

приобретение компьютерной техники инвалидам, получающим профессиональное образование с использованием дистанционных технологий. В 2016 году приобретено и выдано 20 единиц компьютерной техники;

оказание адресной единовременной материальной помощи на приобретение кресла-коляски для ребенка-инвалида родителям (законным представителям) детей-инвалидов, проживающим на территории Красноярского края и получившим после 01.01.2012 компенсацию через структурные подразделения Государственного учреждения — Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в размере не более 100,0 тысяч рублей. В 2016 году оказана адресная материальная помощь 43 родителям. Диапазон выплат составил от 10,5 тысяч рулей до 100,0 тысяч рублей.

Приоритетным направлением семейной политики в Красноярском крае является повышение уровня жизни семей с детьми.

На 01.01.2017 по данным информационного банка данных «Адресная социальная помощь» на учете в органах социальной защиты населения Красноярского края состоит 129 966 семей, в которых воспитывается 367 086 детей (на 01.01.2016 – 109 144 семей, в которых воспитывалось 361 517 детей).Численность семей, которым назначено самое востребованное гражданами ежемесячное пособие на ребенка, по данным на 01.01.2017 составляет 71 108 человек на 132 841 детей (на 01.01.2016 – 71 729 человека на 130 665 детей). Доля малоимущих семей составляет 29,63 % от общего числа семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Красноярского края (в 2015 году – 21,7 %).

В Красноярском крае за счет реализации мер социальной поддержки, направленных на улучшение положения многодетных семей, в том числе федерального и краевого материнского (семейного) капитала, в 2016 году произошел рост количества многодетных семей на 10,9 % (на 01.01.2016 —

29 272 семей, на 01.01.2017 — 32 044 семей). В 2015 году на учете в органах социальной защиты населения Красноярского края стояли 29 272 многодетных семьи.

Меры социальной поддержки многодетных семей предусмотрены в ряде законодательных актов Красноярского края:

Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» за счет средств краевого бюджета предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки в качестве ежегодного пособия на ребенка школьного возраста

из многодетной семьи, размер ежегодного пособия на ребенка школьного возраста в 2016 году — 1940,0 рублей, выплачивается с районным коэффициентом. Ежегодное пособие на ребенка школьного возраста из многодетных семей в 2016 году предоставлено 48 141 семье на сумму 95 438,8 тысяч рублей (в 2015 году – 44 541 семье на сумму 87 011,4 тысяч рублей);

Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предусмотрено предоставление ежемесячных субсидий многодетным семьям в размере 30 % оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Многодетным семьям, имеющим пять и более детей, предоставляется ежемесячная субсидия в размере 50 %. В 2016 году данные меры социальной поддержки предоставлены 22,6 тысячам семей на сумму 214 086,35 тысяч рублей (в 2015 году – 21,7 тысяч многодетных семей на сумму 200 688,11 тысяч рублей).

В целях обеспечения профилактики и предупреждения бытовых пожаров в жилых помещениях, в которых проживают многодетные семьи, имеющие трех и более детей, в 2016 году в рамках государственной программы «Развитие системы социальной поддержки граждан» продолжена реализация мероприятия по предоставлению единовременной адресной материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях обратившимся многодетным семьям, имеющим трех и более детей, проживающим на территории Красноярского края, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края. В 2016 году единовременная адресная материальная помощь на ремонт печного отопления и электропроводки оказана 1 368 семьям на общую сумму 11 187 тысяч рублей.

В целях повышения социальной защищенности и продолжения работы по созданию условий пожарной безопасности в домах малоимущих граждан (семей) внесены изменения в закон о краевом материнском (семейном) капитале в части введения дополнительного направления использования средств краевого материнского (семейного) капитала на ремонт электропроводки и печного отопления в размере не более 10,0 тысяч рублей.

С 2013 года по 01.01.2017 года установлены дымовые пожарные автономные извещатели в 24 730 жилых помещениях, занимаемых многодетными семьями, установлено 92 061 извещателей на сумму 24,5 миллиона рублей за счет средств резервного фонда Правительства Красноярского края.

В целях обеспечения адресности оказания социальной помощи многодетным семьям был принят Закон Красноярского края от 25.06.2015

№ 8-3588 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае». Государственная социальная помощь на основе социального контракта предоставлялась на развитие личного подсобного хозяйства многодетным семьям, проживающим

в сельской местности, имеющим пятерых и более детей. Предельный размер государственной социальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства составлял 70,0 тысяч рублей. Органами социальной защиты населения в 2016 году принято 165 положительных решений на предоставление государственной социальной помощи на основе социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства на сумму 9,8 миллионов рублей. В 2015 году государственная социальная помощь оказана 172 семьям на сумму 10,0 миллионов рублей16.

 

2.4. Пути совершенствования реализации государственной семейной политики в Красноярском крае.

 

Анализ положения семей на современном этапе, а также анализ практического опыта реализации мер семейной политики позволяет сделать вывод о том, что семья в процессе жизнедеятельности может сталкиваться, с одной стороны, с проблемами, связанными с развитием систем здравоохранения, занятости, образования, культуры, положением на рынке жилья и функционированием государственных структур, с другой стороны, с проблемами специфического характера, свойственными конкретной семье.

Решение проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности семей, остается в центре внимания как государства, так и региона и побуждает к поиску новых способов их решения посредством реформирования семейной политики.

Главными приоритетными направлениями успешного развития семейной политики должны стать установки со стороны и государства, и региона на укрепление семьи как основы государства, а также формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей в семье.

При разработке основных направлений государственной семейной политики как на федеральном, так и региональном уровнях необходимо учитывать, что реализовать какие-либо цели семейной политики без их координации с другими направлениями невозможно, все функции реализуются семьей под воздействием демографической, экономической и социальной политики, т. е. семейная политика должна иметь комплексный характер.

К основным направлениям совершенствования государственной семейной политики в Красноярском крае можно отнести:

— укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций внутрисемейных отношений;

— стимулирование семейного благополучия;

— повышение уровня благосостояния семей, в том числе создание условий для их самообеспечения;

— обеспечение качественного и доступного дошкольного образования;

— сокращение доли детей, оставшихся без попечения родителей;

— стимулирование усыновления;

— создание развитого рынка товаров и услуг для семей с детьми;

— формирование позитивного «просемейного» общественного мнения;

— стимулирование деятельности негосударственных организаций.

Считаю, что основными задачами в области совершенствования законодательной базы государственной семейной политики и защиты прав детей на федеральном и региональном уровнях являются:

— создание правовых условий для улучшения положения семей и детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, перераспределение государственных ресурсов в пользу таких семей, обеспечение их адресной социальной защиты, учет в жилищной политике числа детей в семье и возможностей рождения детей в целях улучшения демографической ситуации, обеспечение бесплатности и доступности для всех детей базовых услуг здравоохранения и образования;

— по мере улучшения экономического положения в России и увеличения финансовых возможностей государства и Красноярского края — законодательные меры по повышению уровня жизни всех семей с детьми на основе увеличения доли средств, выделяемых на поддержку семьи и детей;

— систематизация законодательства, преимущественный переход к нормам прямого действия, имеющим финансовые и организационные механизмы реализации, и сокращение подведомственных нормативных актов, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными правовыми документами.

Решение вопросов социальной политики в отношении семьи и детей во многом зависит от единства действий на федеральном и региональном уровне, ведь это предмет совместного ведения. Помимо совершенствования федерального уровня реализации семейной политики, по моему мнению, особое внимание стоит уделить включению регионального и муниципального уровней в решение проблем семьи.

Семейная политика в Красноярском крае рассматривается мною как часть социальной политики региона, направленная на поддержку семей, проживающих на территории Красноярского края, реализуемая в виде программ, проектов и мероприятий.

Семейная политика Красноярского края, на мой взгляд, должна иметь два вектора — внутренний и внешний. Внутренняя семейная политика должна быть ориентирована на все семьи с детьми, проживающие на территории Красноярского края, и включать, во-первых, систему альтернативных социальных услуг для семей с детьми, отвечающую потребностям жителей, во-вторых, семейную инфраструктуру, в-третьих, структуры гражданского участия родителей для принятия управленческих решений и согласования интересов, касающихся жизни семей с детьми в районе проживания.

Внешняя семейная политика Красноярского края , по моему мнению, должна включать деятельность региона по привлечению институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, общественных организаций, профсоюзов, церковных объединений, государственной власти для реализации социальных проектов в интересах местного сообщества.

Механизмы реализации семейной политики в Красноярском крае, на мой взгляд, должны содержать:

— изучение общественного мнения, информирование общественности, консультации;

— общественный контроль органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, СМИ, связанных с проблемами семьи и детства;

— закупку социальных услуг у НКО;

— заключение договоров, соглашений о социальном партнерстве муниципалитетов с органами власти, бизнесом, общественными организациями по реализации программ и проектов и др.

Таким образом, совершенствование семейной политики в Российской Федерации должно проходить на всех институциональных уровнях. На федеральном и региональном уровнях в направлениях совершенствования нормативно-правовой базы, привлечения к законотворчеству общественных организаций. Важным направлением является совершенствование муниципального уровня реализации семейной политики, начиная с пропаганды семьи, как общественной ценности, и заканчивая мерами социальной поддержки. Только взаимодействуя в комплексе, можно добиться положительных результатов.

 

Заключение.

 

Проанализировав законодательные и нормативные документы в области государственной семейной политики как на федеральном, так и на региональном уровне, прихожу к выводу, что в стране отсутствует единая правовая база государственной семейной политики, принимаемые государством меры в основном адресованы индивидуму и слабо учитывают интересы семьи как социального института. Правовой статус семьи, характеризующий его положение по отношению к государству, его институтам, до сих пор не определён. Законодательством регулируются в основном семейные права граждан. Это во многом определяет состояние государственной семейной политики.

Сам термин «семейная политика» в государственных документах практически не используется. В текущей работе министерств и ведомств под семейной политикой, как правило, понимается совокупность общесоциальных мер, влияющих на жизнедеятельность семьи, женщин и детей. В результате предмет семейной политики расширяется настолько, что теряет свои границы и специфику самостоятельного направления деятельности, отождествляется с предметом социальной политики.

Семья не выступает самостоятельным объектом государственной политики и в принимаемых на различных уровнях власти программах. Многие министерства и ведомства не выполняют функции субъектов семейной политики, не проводят системной работы в этой области, не разрабатывают соответствующих программ, ограничиваясь лишь отдельными мероприятиями. Не создана единая система государственной экспертизы, обеспечивающей корректировку социальной политики и её отдельных направлений с учётом интересов института семьи. Целенаправленно не учитываются интересы семьи при решении многих проблем, возникших в переходный период (приватизация, налогообложение, кредитование и др.). В новых условиях не переосмыслен опыт поддержки семьи, накопленный в прошлые годы. Отсутствует среднесрочная программа государственной семейной политики. Принимаемые в социальной практике меры, как правило, имеют краткосрочный характер, являются «скорой помощью» в основном социально уязвимым лицам, отстают от происходящих в жизни перемен, часто не выполняются из-за отсутствия необходимых средств, механизмов и технологий реализации, слабого контроля, недостатка профессионально подготовленных кадров. Отметим при этом, что политики в отношении детей и женщин формируются автономно и более развиты, чем семейная.

Семья крайне недостаточно участвует в процессах разработки и реализации государственной политики, не является полноправным субъектом осуществляемых в стране реформ. Этот вопрос не проработан концептуально, не сформированы государственные механизмы, обеспечивающие участие семьи в общественно-политической деятельности, развитие организаций и объединений, лоббирующих её «корпоративные» интересы. Имеющийся потенциал негосударственных организаций к реализации целей семейной политики системно не привлекается, отсутствует концепция их отношений с государственными институтами, должная координация усилий. Поэтому необходимо принять меры для активизации всех участников процесса разработки и реализации семейной политики.

В федеральном бюджете страны средства на финансирование семейной политики отдельной строкой не выделяются, финансируются лишь отдельные мероприятия в этой области (социальная защита, социальное обслуживание семей, пособия на детей). По заключению ряда министерств и ведомств (Минфина, Минобразования, и др.), государственная семейная политика по сути решаемых ею проблем носит комплексный, межотраслевой характер и затрагивает широкий круг вопросов, лежащий в смежных областях социальной политики. Выделение в федеральном бюджете отдельной строкой ассигнований на её финансирование не предоставляется возможным, потому что расходы по осуществлению конкретных мероприятий предусматриваются в соответствующих статьях федерального бюджета, связанных с образованием, культурой, искусством, здравоохранением, социальной защитой.

В настоящее время политика в отношении семьи в России деформирована. В условиях, когда значительная часть семей имеет доходы ниже прожиточного минимума, приоритетной целью политики стала социальная защита уязвимых категорий населения. Как на федеральном, так и на региональном уровнях усилия сосредоточены на материальной поддержке (прежде всего семейные пособия) и социальном обслуживании семей. Что касается многих других аспектов семейной политики, то они не развиты.

Полномочия органов государственной власти в области обеспечения статуса семьи в Российской Федерации весьма обширные. Все ветви и уровни власти задействованы в этом процессе. Федеральные органы власти определяют, координируют и направляют государственную политику в данной сфере, посредством установления целевых программ и концепций государственного развития, а региональные органы власти реализуют данные положения уже на уровне соответствующих субъектов Российской Федерации. Особое значение уделено органам местного самоуправления, которые играют важную роль в области обеспечения статуса семьи в России. Именно в руках местной власти сосредоточено большинство полномочий в области защиты семьи. Наряду с положительной динамикой прослеживается и отрицательный момент, касающийся отсутствия в Российской Федерации органа исполнительной власти на системной основе осуществляющего мероприятия в области семейной политики, что весьма необходимо в современных условиях для более слаженной работы в данном направлении.

Таким образом, в целом государственные меры экономической поддержки семьи недостаточно эффективны и ограничиваются в основном денежными пособиями на детей. В то же время не проработана стратегия развития экономического потенциала и инициативы семей, обеспечения их экономической безопасности и гарантий социальной защиты, создания адекватной системы их поддержки в переходный период, ориентированный на взаимную (а не одностороннюю) адаптацию семьи и экономики. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе совершенствования её отношений с государством, более полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.

 

Библиография

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 )( с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ,от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,от 05.02.2014 № 2-ФКЗ,от 21.07.2014 № 11ФКЗ).
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
  3. Трудовой кодекс РФ. ФЗ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 05.02.2018 № 8-ФЗ)
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изменениями от 03.04.2018 № 66-ФЗ )
  5. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в редакции( с изменениями и дополнениями от 05.02.2018 № 15-ФЗ).
  6. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ ( в редакции от 07.03.2018 № 56-ФЗ)
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ( в редакции от 18.04.2018 № 85-ФЗ)
  8. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ ( в редакции о 07.03.2018 № 56-ФЗ)
  9. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 №255-ФЗ (в редакции от 18.04.2018 № 85-ФЗ)
  10. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 07.03.2018 № 56-ФЗ)
  11. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в редакции от 18.04.2018 № 85-ФЗ)
  12. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в редакции от 05.02.2018 № 15-ФЗ)
  13. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.12.2012 № 1688 (редакция от 14.11.2017)
  14. Указ Президента Российской Федерации «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» от 26.03.2008 № 404 (в редакции от 20.06.2017)
  15. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 9 октября 2007 г. № 1351 (редакция от 01.07.2014)
  16. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» Подпрограмма 3. «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» от 27.12.2012 № 2553-р
  17. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Основное мероприятие 2.4 «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи» от 15.05.2013 № 792-р
  18. Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» от 25 августа 2014 г. № 1618-р
  19. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
  20. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 23.12.2009 № 1012 н (в редакции от 04.05.2016)
  21. Закон Красноярского края «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» от 09.12.2010 № 11-5393(с изменениями, внесенными Законом Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2873)
  22. Закон Красноярского края «О пособии на ребенка» от 11.12.2012 № 3-876(с изменениями, внесенными Законом Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4847)
  23. Закон Красноярского края «О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин в Красноярском крае» от 30.06.2011 № 12-6043(в редакции Закона Красноярского края от 16.12.2014 № 7-2977)
  24. Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в Красноярском крае» от 25.01.2011 № 40-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 05.04.2016 № 150-п)
  25. Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении Порядка назначения и выплаты компенсации стоимости проезда к месту проведения медицинских консультаций, обследования, лечения, пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, родоразрешения беременных женщин и обратно и перечня документов, необходимых для получения указанной компенсации» от 20.09.2011 № 534-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 21.02.2017 № 81-п)
  26. Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи беременной женщины (дохода беременной женщины) для определения права на получение компенсации стоимости проезда к месту проведения медицинских обследований» от 20.09.2011 № 543-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 13.10.2011 № 584-п)
  27. Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении Подпрограммы «Социальная поддержка семей, имеющих детей» государственной программы «Развитие системы социальной поддержки граждан» от 30.09.2014 № 507-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 703-п)
  28. Приказ министерства социальной политики края «Об утверждении административного регламента предоставления органами социальной защиты населения по переданным полномочиям государственной услуги по назначению пособия на ребенка» от 10.03.2017 № 11-н
  29. Конвенция о правах ребенка 1982 г (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989 г., ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13. 06.1990 г.)
  30. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года)
  31. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления. В 2 т. М.: Изд-во РАГС, 2011. Т. 1- 464 с.
  32. Воронина Н., Запесоцкий А. Права человека и правовое социальное государство в России.- НОРМА ИНФРА- М, 2016 – 400 с.
  33. Грудцына Л.Ю. Семейное право России.Под редакцией С.М. Петрова. –М.:Юстицинформ, 2011 – 520 с.
  34. Дармодехин С.В. Семья и государство: монография / С.В. Дармодехин- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2011 – 47 с.
  35. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России:Учебное пособие. — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2004 -192 с.
  36. Социология. Учебник для вузов. Под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, — 3-е издание, переработанное и дополненное, М, 2005,442 с.
    37.Социология. Учебник для вузов. А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин — М.,2007- 448 с.
  37. Система регионального управления. Учебник для вузов под редакцией В.Б. Зотова.- СПб: ООО «ПитеПресс», 2012 – 493 с.
  38. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М,2016.-192 с.
  39. Агеева А.В. Актуальные проблемы современных наук: теория и практика: сборник отчетов по итогам внутривузовских конкурсов грантов 2012 года «Студентам ОмЭИ» и «Молодым ученым ОмЭИ» / Под ред. А.И. Барановского — Омск: АНО ВПО «Омский экономический институт» -2013 — Выпуск 7.
  40. Агеева А.В. Правовое регулирование института семьи в рамках международных стандартов: сборник материалов международной научно- практической конференции — Омск: АНО ВПО «Омский экономический институт», 2013- 36-40 с.
  41. Агеева А.В. Социальная политика Российской Федерации в отношении семьи как одна из функций государства. Психопедагогика в правоохранительных органах – 2014- № 3 (58)-44- 46 с.
  42. Бабинцев В. Региональное солидарное общество — утопия или проект? В. Бабинцев, Е. Реутов.Власть — 2011 — № 5-24-27с.
  43. Безрукова О. Семейная политика на региональном уровне. Власть — №11 – 2013-138-144с.
  44. «О положении семьи в Красноярском крае»: сборник материалов по результатам мониторинга, Красноярск, 2016 — 56-67 с.
  45. Степанов А. Б. Особенности формирования региональной социальной политики в отношении семей. Молодой ученый. 2018- №1-94-96 с.
  46. Доклад о положении семей с детьми в Красноярском крае за 2016 год // http://www.consultant.ru
  47. Основные итоги работы отрасли «Социальная политика в 2017 году. Приоритетные направления деятельности на 2018 год». Заседание коллегии Министерства социальной политики Красноярского края от 04.04.2018 г. http://www.szn24.ru
  48. Красноярскстат http://www.krasstat.gks.ru

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф