По результатам тестирования самооценки у мальчиков выявлено, что в экспериментальной группе, по сравнению с мальчиками из контрольной группы, в целом, наблюдаются более низкие показатели самооценки по всем шкалам, за исключением компонента «уверенность в себе».
Так, наиболее существенные различия были выявлены по таким компонентам самооценки как: «авторитет у сверстников»(ниже на 12,27%) и «внешность» (ниже на 11,75%). По компоненте « уверенность в себе» результаты в экспериментальной группе оказались выше на 6,65%.
Проверка статистической значимости существенности уровня самооценки с помощью критерия Манн-Уитни при условии, что Uэмп.р≤ 0,05, показала, что в зону статистической значимости у мальчиков не попал ни один результат. Тем не менее, можно говорить о наличии тенденции к заниженной самооценке у мальчиков из экспериментальной группы, так как похожие результаты были получены в проективной методике «Автопортрет».
Наглядно результаты тестирования самооценки мальчиков представлены на рисунке 5.
При анализе результатов тестирования по параметру уровень притязаний у мальчиков из экспериментальной группы наблюдались также несколько сниженные показатели по всем параметра. Кроме того существенно более низкие показатели были выявлены по таким компонентам самооценки как «внешность» (ниже на 13,13%) и «умение мастерить своими руками» (ниже на 8,22%). Также эти два параметра самооценки рошли проверку статистической значимости, по критерию Манн-Уитни при условии, что Uэмп.р≤ 0,05.Результаты тестирования наглядно представлены на рисунке 6.
В дополнение к вышеописанным тестам (опросникам), было проведено исследование самоотношения старших подростков, с использованием проективной методики «Автопортрет» Р.Бернса. В рамках данной методики были протестированы такие компоненты самоотношения, как: «общая самооценка», «интеллектуальная и социальная самооценка», «саморуководство». Результаты исследования представлены в таблице 4.
По результатам тестирования установлено, что у девочек из экспериментальной группы, по сравнению с девочками из контрольной группы, наблюдался сниженный уровень значений по компоненте
Таблица 4. Сравнение результатов исследования по методике Автопортрет Р. Бернс
самоотношения «интеллектуальная и социальная самооценка». Так, девочки из экспериментальной группы в 100% случаев продемонстрировали признаки адекватного уровня притязания по данному критерию, в то время как девочки из контрольной группы в 50% случаев продемонстрировали признаки высокого уровня притязаний и еще в 50% случаев — признаки адекватного уровня притязаний.
В тоже время, по показателю «общее самоотношение» у девочек из экспериментальной группы наблюдается несколько завышенные показатели. Так, девочки из экспериментальной группы продемонстрировали в 100% случаев признаки адекватного уровня, в то время как девочки из контрольной группы только в 80% случаев продемонстрировали признаки адекватного уровня и в 20% случаев — признаки сниженного уровня притязаний.
У мальчиков из экспериментальной группы наблюдается снижение значений по показателю «общая самооценка» (расположение рисунка на листе). Так, в экспериментальной группе 33% испытуемых имели признаки сниженного уровня и 67% — признаки адекватного уровня «общей самооценки», в то время как в контрольной группе 58%респондентов имеют признаки завышенного уровня, 37% — признаки адекватного уровня и только 5% — признаки сниженного уровня «общей самооценки».
Аналогичную картину у мальчиков из экспериментальной группы можно наблюдать и по показателю «интеллектуальная и социальная самооценка». Так, у мальчиков из экспериментальной группы 33% случаев имеют признаки заниженного уровня и 67%- признаки адекватного уровня «интеллектуальной и социальной самооценки», в то время как у мальчиков в контрольной группs 47% респондентов имеют признаки завышенного уровня, 42% случаев имеют признаки адекватного уровня и только 11% подростков имеют признаки заниженного уровня «интеллектуальной и социальной самооценки».
Несколько неожиданными оказались результаты по совокупности показателей «контроль над телесными влечениями» и «местонахождение базовых потребностей и влечений», которые вместе характеризуют сформированность такого компонента самоотношения, как «самоконтроль». Так, по критерию «контроль над телесными влечениями» подростки из экспериментальной группы продемонстрировали в 3 раза более высокий уровень потребности в «защитном контроле» по сравнению с экспериментальной группой, что само по себе уже говорит о низкой степени уверенности в собственных силах и необходимости внешнего контроля. Также все подростки (100% мальчиков и девочек)из экспериментальной групп, продемонстрировали признаки«неудовлетворенности осознаваемыми влечениями», в то время как подростки из контрольной группы продемонстрировали признаки «равновесия между потребностями и влечениями», либо признаки «отрицания потребностей и влечений». Полученные результаты по этим компонентам также свидетельствуют о наличии более высокого уровня «внутренней конфликтности» у подростков из экспериментальной группы, то есть о более выраженной дисгармоничности между компонентами самоотношения.
Также интересными, с нашей точки зрения, оказались результаты по параметру «чувствительность к критике и общественному мнению». Все 100% мальчиков из экспериментальной группы продемонстрировали отсутствие «чувствительности к критике и общественному мнению», в то время как 67% мальчиков из контрольной группы продемонстрировали признаки «чувствительности к критике и общественному мнению». Возможно, эта личностная психологическая особенность мальчиков из экспериментальной группы объясняет завышенные показатели по критерию «самоценность» в предыдущем тесте. Негативные оценки и критика со стороны общества блокируются и не усваиваются, что позволяет подросткам поддерживать более высокий уровень «самоценности» и более высокий уровень «самооценки», что, в свою очередь, также является механизмом психологической защиты личности.
Кроме того, по результатам этого теста можно сказать о том, что они коррелируют с такими психологическими особенностями старших подростков с химической зависимостью, рассматриваемыми нами в теоретической части работы, как агрессивность, эгоизм, тревожность, инфантилизм или эмоциональная незрелость и демонстративность.
Итак, подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.
- Исследование показателей самоотношения у подростков с химической зависимостью показало ряд различий по сравнению с подростками из контрольной группы, причем характер и степень этих различийу испытуемых с химической зависимостью определяется гендерной принадлежностью.
- У девочек с химической зависимостью наблюдается несколько завышенный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с девочками из контрольной группы.
- У мальчиков с химической зависимостью наблюдается несколько сниженный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с мальчиками из контрольной группы.
- Обнаружена дисгармоничность структуры самоотношения у девочек с химической зависимостью, которая проявляется снижением показателей самоуверенности, саморуководства, самопринятия и ожидаемого отношения к себе с одновременным завышением показателейпо шкалам «авторитет у сверстников», «характер» и «внешность».
- Выявлена также дисгармоничность компонентов самоотношения у мальчиков с химической зависимостью проявляется в снижении показателейпо показателям саморуководства, авторитета у сверстников, умения мастерить своими руками, внешности и одновременным завышением показателей по показателям самоценность и самоуверенность». Кроме того, в самоотношении у мальчиков из данной группы определено на уровне тенденции наличие более высокого уровня внутренней конфликтности.
- Тем самым можно утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена. Самоотношение старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонентов, которая может различаться в зависимости от их гендерной принадлежности.
2.3 Рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью
Основной мишенью социально-психологического сопровождения старших подростков с химической зависимостью должна стать гармонизация самоотношения, или иными словами повышение адекватности уровня частных компонент самоотношеня (частных самооценок).
В качестве мишеней психокоррекционной работы целесообразно выбирать компоненты самоотношения, по которым наблюдаются сниженные показатели.
Так, у девочек старшего подросткового возраста, для гармонизации компонентов самоотношения целесообразно рекомендовать:
- Для повышения уровня самоотношения по компоненте «отраженное самоотношение» и «самопринятие» групповые тренинги, направленные на развитие коммуникативных способностей и командной работы.
- Для повышения уровня самоотношения по компоненте «саморуководство» и «самоуважение» в первую очередь необходимо заполнить информационные пробелы и отсутствующие практические навыки, препятствующие самостоятельному принятию взвешенных решений, а затем в рамках группового тренинга наработать практические навыки по приятию самостоятельных решений, в предлагаемых игровых ситуациях.
- Для снижения уровня самоотношения по компоненте «авторитет у сверстников» и «внешность» индивидуальную работу с психотерапевтом направленную на определение более долгосрочных перспектив развития личности и тем самым объясняющие подростку, что «авторитет у сверстников» и «внешность» далеко не единственная ценность, к которой интересно стремиться.
У мальчиков старшего подросткового возраста для гармонизации заниженной самооценки целесообразно рекомендовать:
- Для повышения уровня самоотношения по компоненте«внешность», в зависимости от ситуации либо занятия спортом, либо медицинскую помощь, либо обучение правилам гигиены и навыкам ухода за собой.
- Для повышения уровня самоотношения по компоненте «умение мастерить своими руками» тренинги, направленные на развитие прикладных навыков с учетом индивидуальных особенностей, например таких как «моделирование военной техники», «приготовление еды», «изготовление садовой мебели», «прикладное декоративное искусство» и т.п.
- Для повышения уровня самоотношения по компоненте «саморуководство» в первую очередь необходимо заполнить информационные пробелы и отсутствующие практические навыки, препятствующие самостоятельному принятию взвешенных решений, а затем в рамках группового тренинга наработать практические навыки по приятию самостоятельных решений, в предлагаемых игровых ситуациях.
- Для снижения завышенного уровня самооценки в части компоненты «самоценность» и «самоуверенность», целесообразно в рамках групповых тренингов, в корректной форме, давать возможность участникам говорить о том какие чувства они испытывают в зависимости от действий других участников группы, то есть давать обратную связь по происходящим в рамках тренига событиям и тем самым развивая способность к рефлексии у всех участников группы.
Вне зависимости от гендерной принадлежности, старшим подросткам с химической зависимостью дополнительно рекомендуется прохождение тренингов «социального взаимодействия» направленных на повышение социализации подростка в обществе, причем желательно, чтобы эти тренинги проводились с включением участников разных возрастов, в том числе и более взрослых людей. Безусловно, помимо тренингов старшим подросткам с химической зависимостью, показана психотерапия как индивидуальная, так и семейная. На более поздних этапах сопровождения, помимо семейной психотерапия целесообразно проводить занятия по«мультисемейной» групповой терапии, когда в группу входят семьи других химически зависимых подростков и происходит обмен реальным опытом в части решения возникающих проблем. Такая форма работы позволяет на более глубоком практическом уровне прорабатывать семейные конфликты и навыки эффективного внутрисемейного общения.
Так как процесс гармонизации невозможно осуществить за короткий период времени, для повышения эффективность такого рода сопровождение старших подростков, целесообразно осуществлять его в рамках стационара и если возможно на базе медицинского учреждения.
При использовании вышеприведенных рекомендаций специалистам необходимо также учитывать, что для разработки эффективного плана социально-психологического сопровождения следует подходить к его формированию сугубо индивидуально, с учетом физического, психологического состояния и социального статуса подростка, в том числе, используя и рассмотренные нами в рамках этой работы методики, но не ограничиваясь ими.
Соответственно, при осуществлении практической работы для осуществления более полной психологической диагностики подростка необходимо собрать полный анамнез и провести дополнительные тесты, направленные на определение различных когнитивных и личностных способностей подростка, в том числе:
- для определения когнитивных особенностей:
- тесты на внимание (например, «Отыскивание чисел» и т.п.)
- тесты на память (например, «Пиктограммы», «Заучивание 10 слов» и т.п.)
- тесты на мышление (например, «Пиктограммы», «Рассказ по картинке», «Исключение лишнего», «Простые аналогии», «Выделение существенных признаков» и т.п.)
- в том числе для определения личностных особенностей и особенностей самоотношения:
- исследование самооценки (по методике Дембо-Рубинштейн),
- проективные методики: «Автопортрет», «Рисунок несуществующего животного», «Дом-дерево-человек» и т.п.
- исследование самооценки психических состояний (опросник Айзенка),
- проективная методика «Метод Цветовых выборов» и т.п..
Выводы.
- В результате проведенного исследования было выявлено, что самоотношения старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонент, которая детерминируется гендерной принадлежностью.
- У девочек с химической зависимостью наблюдается несколько завышенный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с девочками из контрольной группы, а дисгармоничность компонентов самоотношения проявляется, сниженными показателями по компонентам: «самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие» и «ожидаемое отношение к себе» и завышенными показателямипо компонентам: «авторитет у сверстников», «характер» и «внешность».
- У мальчиков с химической зависимостью наблюдается несколько сниженный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с мальчиками из контрольной группы, а дисгармоничность компонентов самоотношения проявляется сниженными показателями по компонентам: «саморуководство», «авторитет у сверстников», «умение мастерить своими руками», «внешность» и завышенными показателями по компонентам: «самоценность» и «самоуверенность». Кроме того, самоотношение у мальчиков характеризуется тенденцией к наличию более высокого уровня внутренней конфликтности.
- Осуществление социально-психологического сопровождения старших подростков с химической зависимостью целесообразно проводить с учетом личных индивидуальных физических особенностей, психологического состояния и социального статуса, используя рассмотренные нами в рамках этой работы методики, но не ограничиваясь ими.
- В качестве мишени психокоррекционной работы следует в первую очередь рассматривать те компоненты самоотношения, по которым наблюдаются заниженные показатели.
- Так как процесс гармонизации невозможно осуществить за короткий период времени, для повышения эффективности такого рода сопровождение старших подростков целесообразно осуществлять его в рамках стационара и желательно на базе медицинского учреждения.
- Эффективное социально-психологическое сопровождение должно охватывать различные сферы жизни подростка, ликвидировать имеющиеся информационные пробелы, практические навыки, развивать физические навыки и навыки социального общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью дан обзор таким ключевым психологическим понятиям, как «самоотношение», механизмы его формирования и структура, а также проанализирована его роль в развитии личности; рассмотрен онтогенетический период развития личности — «старший подростковый возраст»; изучены особенности самоотношения у старших подростков с химической зависимостью.
Выяснилось, что самоотношение -это сложное многоуровневое психологическое образование, обеспечивающее целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение личности к себе, и оказывающее существенное влияние всю жизнедеятельность личности, в том числе на ее ценностные ориентации, адекватность, самостоятельность, личностный рост и психическое здоровье.
Старший подростковый возраст большинством авторов определяется как период рождения «сознательной личности», при этом сознательность и самостоятельность личности обеспечивается, в том числе самоотношением, зарождающемся как раз в старшем подростковом возрасте. Также было установлено, что старший подростковый возраст — это наиболее уязвимый период для возникновения разнообразных нарушений, в том числе возникновения отклоняющегося поведения, которое может выражаться в химической зависимости.
Далее при рассмотрении причин возникновения особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью, мы пришли к выводам о том, что особенности самоотношения определяются такими личностными качествами химически зависимых подростков как: алекситимия, эгоцентризм, нетерпеливость и максимализм, мечтательностью, высоким уровнем внушаемости и низким уровнем критического осмысления, ригидностью и высоким уровнем тревожности.Комбинация вышеперечисленных личностных особенностей приводит к тому, что химически зависимые подростки не способны целостно иадекватно оценивать свой жизненный опыт, действовать в настоящем и выстраивать цели на будущее. У них нарушены механизмы восприятия, приводящие к нарушению процессов самосознания, самоотношения (самооценки), саморегуляции и адаптации и как следствие к дисгармоничности компонентов самоотношения. По результатам изучения научной литературы было обнаружено, что у старших подростков с химической зависимостью отмечаются заниженные значения по компонентам: «самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие», «ожидаемое отношение социума» (Зеркальное Я) и завышенными значениями по компоненте «самоценность». По компоненте Внутренняя конфликтность наблюдается либо крайне высокие показатели, объясняемые наличием внутренних сомнений, конфликтов, переживание чувства вины, либо крайне низкие показатели объясняемые отрицанием проблем и самодовольством.
В результате проведенного исследования было выявлено, что самоотношение старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонентов, которая детерминируется гендерной принадлежностью.
Так, у девочек с химической зависимостью наблюдается несколько завышенный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с девочками из контрольной группы, а дисгармоничность компонентов самоотношения проявляется сниженными показателями по компонентам: «самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие» и «ожидаемое отношение к себе» и завышенными показателями по компонентам: «авторитет у сверстников», «характер» и «внешность».
У мальчиков с химической зависимостью наблюдается несколько сниженный уровень самоотношения (общей самооценки) по сравнению с мальчиками из контрольной группы, а дисгармоничность компонентов самоотношения проявляется сниженными показателями по компонентам: «саморуководство», «авторитет у сверстников», «умение мастерить своими руками», «внешность» и завышенными показателями по компонентам: «самоценность» и «самоуверенность». Кроме того, самоотношение у мальчиков характеризуется тенденцией к наличию более высокого уровня внутренней конфликтности.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, была подтверждена полностью.
С учетом полученных результатов эмпирического исследования, были разработаны общие рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью. В дальнейшем было бы интересно оценить динамику и изменения уровня показателей, входящих в структуру самоотношения подростков по окончанию реабилитационных мероприятий.
Литература
- Айзенк. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. -1995. -№ 1.-С. 111 -131.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. // Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — 338 с.
- Березин C.B. Наркомания глазами семейного психолога/ C.B. Березин, К.С. Лисецкий. — СПб: Речь, 2005. — 240 с
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Беличева С.А. Этот опасный возраст/С.А. Беличева- М.: Знание, 1982. — 94 с.
- Битенский B.C. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков/ B.C. Битенский, Б.Г. Херсонский // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. — Л., 1989 — С. 83-88.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Л.И. Божович. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 612 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности/ Б.С. Братусь. — М.: Мысль, 1988.— 301 с.
- Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф.дис. …канд.мед. наук/ В.А. Лоскутова. -Новосибирск, 2004. — 24 с.
- Валеева Н.Ф. Посттравматическое стрессовое расстройство у девочек-подростков с делинквентным и аддиктивным поведением/ Н.Ф. Валеева, Р.Х. Гизатуллин, Э.З. Кадырова, И.А. Салихова и др.// Аддиктология. — 2005 — № 1 — С. 61-64.
- Войскунский А.Е. Интернет: Воздействие на личность/ Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете/ под ред. А.Е. Войскунского. — М. : Можайск-Терра, 2000. — 432 с.
- Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский // Психологический журнал — 2004 — т.25 — №1 — С.90-100.
- Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский// Гуманитарные исследования в Интернете/под ред. А.Е. Войскунского — М.: Можайск-Терра, 2000. — С. 100-132.
- Выготский JLC. Психология/ JI.C. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -1007 с.
- Выготский JI.C. JI.C. Выготский. — М.: Изд-во БЗО, 1931 J1.C. Выготский. -504 с.
- Гоголева A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика / A.B. Гоголева. -Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
- Гребенников JT.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика // Диссертация канд. психол. наук — М., 1994, 202 с.
- Гришина A.B. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте авто-реф.дис. …канд.психол.наук/ A.B. Гришина. — Нижний Новгород, 2011. — 24 с.
- Драгунова, Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1967. — 156 с.
- Джолдыгулов Г.А. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми/ Г.А. Джолдыгулов, P.M. Гусманов, Ю.С. Шевченко // Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: материалы Рос.науч.-практич.конф. — Иваново, 2005 — С.
- Дормашев Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б. Дормашев, В.Я.Романов. — М. : Тривола, 1995-347 с.
- Егоров А.Ю. Нехимические аддикции/ А.Ю. Егоров. — СПб. : Речь, 2007 -190 с.
- Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью / А.Ю. Егоров, H.A. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. — 2005 — Т.5, №2 — С. 20-27.
- Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете/ А. Жичкина. — М. : «Дашков и Ко», 2004. — 117 с.
- Жмуров В.А. Токсикомания: вопросы клиники, раннего выявления и профилактики/ В.А. Жмуров, Т.И. Огородников // Проблемы алкоголизма и наркомании. — Хабаровск, 1988. — С. 54 -56.
- Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм: методология, распространенность, диагностика и лечение /В.В. Зайцев, В.И. Евдокимов // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. — 2008. -№ 2. — С. 67-74.
- Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ сост. и ред. А.Е. Войскунский. — М. : Акрополь, 2009. — 279 с.
- Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук / Иванов М.С. -Барнаул, 2005. — 22 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя/ И.С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. -255 с.
- Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития/ Ц.П. Короленко // Обозр. психиатрии и мед. психологии. — 1991.-№ 1.-С. 8-15.
- Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. — М. : Академический Проект, — 2000. — 460 с.
- Кленова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет-зависимостью / Ю. Кленова [Электронный ресурс], 2002. — URL.: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ia klenova.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей/ В.В.Ковалев. — М., 1979. — 608 с.
- Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков /С.А. Кулаков// учебн.-метод. пособие. — М., 1998 — 70 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. М. : Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко. -Л. : Медицина, 1977. — 387 с.
- Личко А.Е. Подростковая наркология: руководство для врачей/ А.Е. Личко, B.C. Битенский. — Л. : Медицина, 1991, — 301 с.
- Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991. — С. 9 — 14.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия/ А.Е. Личко. — М.: Медицина, 1985, -407 с.
- Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики : автореф. дис. … канд. психол. наук / Литвиненко О.В. ; [Всерос. центр экстрен, и радиац. медицины им. A.M. Никифорова МЧС России]. — СПб., 2008. — 20 с.
- Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика/ В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова, Е.А. Смирнова, Н.С. Хомерики. — М.: Арсенал образования, 2010. — 136 с.
- Международная классификация болезней (МКБ-10).
- Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии/ В.Д.Менделевич. — СПб.: Речь, 2007. — 768 с.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения/В.Д. Менделевич// учебн. пособ. М.: МЕДпресс, 2001 -432 с.
- Менделевич В.Д. Аддиктивное влечение / В.Д. Менделевич, М.Л. Злобин. -М.: МЕДпрессинформ, 2012. -264 с.
- Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения / В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.Б. Искандирова, A.A. Антоненко [Электронный ресурс] // Мед. психология в России : электрон. науч. журн. — 2011. — № 6. — URL: http://medpsy.ru.
- Методическое руководство по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF / A.A. Рукавишников, М.В. Соколова; под науч. ред. В.И. Чиркова. — СПб. : ИМАТОН, 2002. — 95 с.
- Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика/ Е.С. Михайлова. — СПб. : Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007. — 266 с.
- Москаленко В.Д. Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков/ В.Д. Москаленко [Электронный ресурс] // Междун.мед. журнал. — 2003. — №1. — URL.: http://medi.ru/doc/773013
- Мун JI.H. Информационные технологии и гуманитарная культура/ J1.H. Мун // Мир психологии. — 2002. — №1- С. 262-272.
- Мясищев В.Н. Психология отношений/ В.Н. Мясищев// Избранные психологические труды / под ред. A.A. Бодалева. Москва-Воронеж: Институт практической психологии. — 1995. — 356 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология /Л.Ф. Обухова//Учебник. -М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
- Пережогин Л.О. Формирование расстройств личности у несовершеннолетних правонарушителей/ Л.О. Пережогин // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья: междунар.конгр. -Казань, 2006. — С. 348-349.
- Петракова Т.И. Предикторы риска аддиктивного поведения и профилактика наркологических заболеваний среди подростков/ Т.И. Петракова // Вопросы наркологии. — 1995 — № 2 — С. 79-82.
- Печникова Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков/ Л.С. Печникова //Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья здоровья: междунар.конгр. -Казань, 2006.-С. 349-350.
- Печникова Л.С. Особенности представления о мужской и женской роли у девочек-подростков с девиантным поведением / Л.С. Печникова //Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья здоровья: междунар.конгр. — Казань, 2006. — С. 350-351.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже. — М.: Директ-Медиа, 2008. -848 с.
- Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF / сост. A.A. Рукавишников, М.В. Соколова. — Ярославль, 1995.-43 с.
- Пушина В.В. Биологические и социально-психологические факторы алкогольной зависимости у подростков / В.В. Пушина// Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья здоровья: междунар.конгр. — Казань, 2006. — С. 324-325.
- Пятницкая И.Н. Наркомании/ И.Н. Пятницкая. — М.: Медицина, 1994. — 541 с.
- Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология/ И.Н. Пятницкая, Н.Г. Найденова. — М.: Медицина, 2002. — 256 с.
- Радионова М.С. Характеристики личностной и эмоциональной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости/ М.С. Радионова, Т.С. Спиркина // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ под ред. А.Е. Войскунского. — М., 2009 — С. 113-137.
- Раевская Е. Черты личности интернет-зависимых и интернет-независимых пользователей / Е. Раевская [Электронный ресурс], 2002. — URL.: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ia_raevska.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание/ СЛ. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
- Рыбников В. Ю. Распространенность компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса / В.Ю. Рыбников, О.В. Литвиненко, В.А. Юрен-кова // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. -2008.-№4.-С. 72-76.
- Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции : автореф. дис. … канд. психол. наук / Д.Г. Рыбалтович [Всерос. центр экстрен, и радиац. медицины им. A.M. Никифорова МЧС России]. — СПб., 2012.-21 с.
- Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. -2011.-№40 (45).-С. 23-34.
- Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V 2.0) [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова // Психол. исслед. : электрон, науч. журн. — 2009. — № 6 (8). — URL: http://psystudy.ru.
- Сибиль С.И. Как помочь подростку с «трудным» характером/ С.И. Сибиль, Е.И. Подмазин. — Киев, 1996. — 160 с.
- Сирота H.A., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ/ H.A. Сирота, В.М. Ялтонский // Вопросы наркологии. — 1996. — №4. — С. 5967.
- Сирота H.A. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / H.A. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман. -М.: Генезис, 2001. -216 с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ Е.Т. Соколова. М.: — Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Соловьева И.А., Матевосян С.Н. Психодиагностический потенциал телесного образа Я в работе с лицами с нарушениями половой идентичности/ И.А.Соловьева, С.Н. Матевосян // Психология телесности. Между душой и телом/ под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — 2005. — 270-280.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов/ A.C. Спиваковская. -М.: МГУ, 1988.-200 с.
- Столин В.В. Самосознание личности/ В.В. Столик. — М.: Издательство Московского Университета, 1983. — 284 с.
- Теперик Р.Ф. Особенности общения Интернет-зависимых пользователей/ Р.Ф. Теперик, М.А. Жукова // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/под ред. А.Е. Войскунского. — М., 2009 — С. 165187.
- Толстых H.H. Изучение мотивации подростков имеющих пагубные привычки / H.H. Толстых, С.А. Кулаков // Вопросы психологии. — 1989. — №2. — С. SS-SS.
- Фрейд А. Эго и механизмы защиты/ А.Фрейд. — М.: издательство Эксмо, 2003.-256 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности/ Д.И. Фельдштейн. -М.: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1996. — 512 с.
- Чудова Н.В. Особенности образа Я «Жителя Интернета»/ Н.В. Чудова// Психологический журнал. -2002. -Т.22. -№1. -С.113-117.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф