Скоро защита?
Меню Услуги

Особенности специальной физической подготовки конькобежцев 12 — 14 лет в подготовительном периоде

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Анатомо – физиологические особенности детей 12-14 лет

1.2 Организация учебно-тренировочного процесса юных конькобежцев в годичном цикле подготовки

1.3 Педагогический контроль в системе подготовки конькобежцев

1.4 Специальная физическая и техническая подготовка конькобежцев в подготовительном периоде

ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КОНЬКОБЕЖЦЕВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Растущий уровень спортивных результатов, рациональное использование времени занимающихся спортом требуют поиска новых средств и методов, направленных на совершенствование и повышение эффективности тренировочного процесса, в том числе в подготовительном периоде.

В условиях современного существования конькобежного спорта в России соревновательный период, продолжительность которого в скоростном беге на коньках определяется не только календарем соревнований, но и продолжительностью зимы, начинается, как правило, сразу же с появлением льда. Отсутствие искусственной ледяной дорожки не позволяет включить ледовую подготовку юного конькобежца в специально — подготовительный период. В связи с этим возникает необходимость обеспечения эффективной специальной подготовки до соревновательного периода.

Разносторонняя подготовленность юных спортсменов может быть достигнута благодаря правильно спланированной системе нагрузок, обеспечивающей соразмерное повышение уровня физических качеств и функционального состояния.

В тренировочном процессе выделяются характерные черты управляемой системы, которые влияют на правильность и своевременность принятия оптимальных решений. Наиболее эффективен режим упреждающего управления с прогнозированием хода развития ведущих функций организма. Информация, получаемая в процессе тренировок и соревнований, позволяет объективно контролировать процесс развития индивидуальных характеристик, на которые направлен тренировочный процесс. В связи с выше изложенным, изучение спортивной тренировки не должно ограничиваться только педагогическими исследованиями. Оно требует включения в систему спортивной тренировки знаний биологической сущности живой материи с присущими ей закономерностями развития целого организма при влиянии комплекса тренирующих воздействий. Такой подход подразумевает применение теории систем для исследования и объяснения сложных объектов. Методической основой изучения сложных объектов служит системный анализ, который применяется для выяснения структуры изучаемой системы и определения характера взаимосвязей составляющих его компонентов.

Однако до сих пор системный подход не использовался в полной мере в исследованиях теории и методики скоростного бега на коньках. Это обусловлено тем, что в конькобежном спорте выделяются и изучаются лишь те стороны, которые легче поддаются формализации и исследование которых допускает использование аппарата и методов того или иного раздела спортивной подготовки. Такого подхода недостаточно для понимания всей сложности спортивной тренировки.

Поэтому актуальность проблемы технической подготовки конькобежцев в подготовительном периоде является важной составляющей тренировочного процесса. Растущий уровень спортивных результатов, рациональное использование времени занимающихся спортом требуют поиска новых средств и методов, направленных на совершенствование и повышение эффективности тренировочного процесса, в том числе в летнем переходном периоде – это все и повлияло на выбор темы нашего исследования.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс юных конькобежцев.

Предмет исследования: Средства и метолы специальной физической подготовки конькобежцев 12 — 14 лет.

Цель исследования: Разработка методики специальной физической подготовки конькобежцев 12-14 лет с применением тренажерного устройства

Задачи исследования:

  1. Изучить средства и методы специальной физической подготовки юных конькобежцев.
  2. Разработать методику применения специального тренажерного устройства в подготовительном периоде тренировки конькобежцев 12 — 14 лет.
  3. Экспериментально обосновать эффективность применения специального тренажерного устройства в подготовительном периоде тренировки юных конькобежцев.

Гипотезой работы. Предполагалось, что разработка методики применения специального тренажерного устройства в подготовительном периоде тренировки позволит повысить уровень специальной физической подготовленности и спортивных результатов конькобежцев 12 — 14 лет.

Методологическую основу исследования составили: труды по теории спортивной тренировки: Матвеева Л.П., Платонова В.Н., Верхошанского Ю.В., Озолина Н.Г. и др.

Практическая значимость. Разработанные практические рекомендации могут использоваться тренерами детско-юношеских спортивных школ, специализированных спортивных школ, а так же в школах олимпийского резерва, где отсутствует искусственный лед для оптимизации учебно-тренировочного процесса конькобежцев.

 

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Анатомо – физиологические особенности детей 12-14 лет

 

Анатомо-физиологические особенности роста и развития организма конькобежцев 12 — 14 лет позволяют им переносить физические нагрузки, значительно превосходящие по объему и интенсивности нормативные требования для детей 11 — 12 лет. Период полового созревания у девочек наступает значительно раньше, чем у мальчиков. Усиленный рост грудной клетки у мальчиков начинается примерно в 12- 13 лет и совпадает с периодом ускоренного роста основных соматических признаков, а у девочек — с 11 лет.

Наибольшее усиление роста тела в длину наблюдается у 13—14-летних мальчиков. Вес тела у девочек особенно увеличивается к 14 годам.

У тренированных конькобежцев 12—14 лет отмечаются первые признаки брадикардии (пульс в некоторых случаях достигает 65 уд/мин) на фоне выраженной аритмии, что свидетельствует о преобладании тонуса блуждающего нерва. Однако в подавляющем большинстве случаев частота сердечных сокращений у этой категории спортсменов в покое удерживается в пределах 70 — 80 уд/мин. Частота пульса у спортсменов, адаптированных к мышечной работе высокой интенсивности, достигает при большей нагрузке 198 — 210 уд/мин (без видимых признаков аритмии). Если рассматривать такие показатели частоты сердечных сокращений на высоте физических нагрузок с позиции высокой хронотропной функции миокарда, то относительно продолжительный период его восстановления (по сравнению со взрослыми спортсменами) следует рассматривать как неадекватность высокоинтенсивной длительной работы возможностям растущего организма.

Эту особенность поведения сердечно-сосудистой системы, естественно, необходимо учитывать в работе с юными конькобежцами при дозировке физических нагрузок субмаксимальной и максимальной мощности повторным, интервальным или переменным методами.

Хотя в 12—14-летнем возрасте у детей усиленно растет мышечная масса сердца, все же его ударный объем значительно меньше, чем у юношей старшего возраста. Аппарат внешнего дыхания также несколько отстает в своем развитии: жизненная емкость легких у девушек составляет 1900—2800 см3, у юношей — 2200—3100 см3. Организм конькобежцев 12—14 лет все еще недостаточно хорошо приспосабливается к длительным физическим нагрузкам на выносливость. По-видимому, это вызвано недостаточным развитием компенсаторных и адаптивных механизмов системы дыхания и кровообращения при мышечной работе в условиях кислородного голодания. Очевидно, в этом возрасте все системы энергообеспечения интенсивно перестраиваются. У одних юношей это происходит раньше, у других позже. В этом возрасте необходимо с неослабным вниманием продолжать тренировки по развитию способности к максимальному потреблению кислорода .

Немаловажную роль в развитии приспособительных механизмов дыхания и кровообращения играют наследственные факторы, их генетическая обусловленность. Как правило, такие признаки, как быстрота или выносливость, передаются по наследству. Обычно у конькобежцев, предрасположенных к выносливости, отмечаются большие показатели МПК. Так, в некоторых случаях у конькобежцев 12—14 лет МПК достигает 3500 мл/мин (у девушек 3300 мл/мин). Нижние же границы МПК у этой категории конькобежцев колеблются на уровне 2000— 2100 (юноши) и 1400—1500 мл/мин (девушки). Потребление кислорода у юношей и девушек этого возраста также довольно значительное (43—63 и 32—62 мл/мин/кг).

В 12—14-летнем возрасте юноши и девушки довольно хорошо ориентируются в пространстве, умеют оценивать свои движения, довольно успешно воспринимают опосредованную наглядность в виде образного слова. Юные конькобежцы довольно успешно овладевают сложными в координационном отношении элементами техники бега и быстро прогрессируют в спорте.

У детей 13—14 лет особенно заметны различия в индивидуальных темпах физического развития и функциональных сдвигах важнейших систем организма, обеспечивающих мышечную работоспособность. Чаще всего на фоне своих сверстников выделяются подростки высокого роста с астеническим типом телосложения. Кажущиеся значительные физические возможности таких подростков обманчивы и являются следствием неравномерного развития опорно-двигательного аппарата и органов грудной полости. Подбирать упражнения для таких конькобежцев следует особенно осторожно. При благоприятном сочетании объема и интенсивности разносторонних и специальных средств спортивной тренировки астенические подростки становятся нормостениками, а затем первоклассными спортсменами; при неблагоприятном — создается опасность серьезных перегрузок сердца .

При определении объема и интенсивности тренировочных нагрузок следует иметь в виду, что конькобежцы 13—14 лет довольно легко переносят работу максимальной интенсивности в пределах 1—2 мин., хорошо управляют скоростью бега, способны продолжительное время тренироваться при пульсе 140—160 уд/мин. Поэтому тренировочные занятия должны быть направлены на дальнейшую углубленную специализацию, расширение потенциальных возможностей организма, развитие тактического мышления. Трудоемкие задания (дозированный длительный бег на коньках или роликах, пригибная ходьба, имитация, а также всевозможные спурты, ускорения) наиболее эффективны в групповом исполнении. Юные конькобежцы всегда ориентируются на лидера, пытаются не отставать от него, не показать свою слабость и в процессе такой работы закаляют свою волю, воспитывают бойцовский характер. Важно только при этом определить меру доступного и полезного для каждого спортсмена.

Говоря о характере подростков, следует подчеркнуть их излишнюю самоуверенность, резкость суждений, часто граничащую с необдуманными действиями, стремление казаться сильным, отважным. Как правило, юношей и девушек этого возраста отличает замкнутость в отношении со взрослыми, поэтому они редко жалуются на свои болезни или тяжесть нагрузок.

 

1.2. Организация учебно-тренировочного процесса юных конькобежцев в годичном цикле подготовки

 

Следует отметить, что специальная и общефизическая подготовка конькобежца — понятия довольно условные. Некоторые физические упражнения, заимствованные из других видов спорта (например, легкоатлетический бег, езда на велосипеде, упражнения со штангой), решают задачи как общефизической, так и специальной подготовки. Несмотря на это, в практике спортивной тренировки конькобежцев эти упражнения традиционно относятся к общеразвивающим, а бег на коньках, роликах, имитация, пригибная ходьба, комплексы прыжковых и подводящих упражнений — к специальным.

На ранних этапах спортивной специализации соотношение средств общефизической и специальной подготовки в годичном цикле может быть выражено пропорцией 2:1.

На современном этапе развития конькобежного спорта такой удельный вес общефизической подготовки, видимо, вполне обеспечивает физическое развитие и функциональную дееспособность организма молодого спортсмена, пробуждает интерес к занятиям конькобежным спортом. Что касается более значительного удельного веса средств общефизической подготовки для начинающих спортсменов— 9:1, то подобные рекомендации, очевидно, требуют дальнейшего экспериментального обоснования в конькобежном спорте.

С возрастом и ростом тренированности эти пропорции претерпевают значительные изменения и к 17—18 годам могут составлять 1:2 или 1:2,5, а в условиях, позволяющих тренироваться на катках с искусственным льдом (сентябрь — апрель) -1:5.

Такие пропорции не означают, что объем общефизической подготовки с возрастом и ростом тренированности уменьшается. Наоборот, он увеличивается, но на фоне всевозрастающих специальных тренировочных нагрузок. Так, дети 10—12 лет могут затрачивать зимой перед занятиями 10—15 мин. на общефизическую подготовку и 70—80 мин. на специальные упражнения, а конькобежцы 17—19 лет — соответственно 20—25 и 120—130 мин. В летний период эти пропорции, естественно, изменяются в сторону увеличения объема общефизической подготовки.

Уместно отметить, что применение упражнений, направленных на разностороннюю физическую подготовку юных конькобежцев в течение зимнего периода, приводит к значительным положительным сдвигам в динамике роста спортивного мастерства. Юные конькобежцы, занимающиеся легкоатлетическим бегом, гимнастикой, лыжами и пр., сохраняют спортивную форму практически весь сезон, у них сохраняются более высокие темпы прироста жизненной емкости легких, силы мышц, общей и специальной выносливости.

Юным конькобежцам независимо от возраста и спортивной квалификации зимой рекомендуется проводить 15—25-минутные занятия по общефизической подготовке перед тренировкой (разминка, включающая легкоатлетический бег, упражнения гимнастические и специальные), а также еженедельные (1—1,5 часа) специальные занятия по общефизической подготовке (кроссы, лыжные прогулки, спортивные игры и т. п.).

Практика показывает, что наилучших результатов добиваются те конькобежцы, у которых в детские и юношеские годы был заложен прочный фундамент разносторонней физической подготовленности.

Согласно данным Н.И. Волкова (1974), рост результатов в различных спортивных дисциплинах имеет строгую закономерность, улучшение происходит по экспоненте, сменяющими друг друга «скачками». Каждый «скачок» в росте результата отражает смену господствующей на определенном этапе развития методики тренировки.

Изучение и анализ подготовки сильнейших отечественных и зарубежных конькобежцев позволили отечественным специалистам наметить основные пути совершенствования тренировочного процесса, обосновать нужный объем, интенсивность тренировочной нагрузки и другие основные параметры тренировки конькобежцев. В настоящее время ясно, что в основе повышения спортивного мастерства конькобежцев лежат следующие факторы:

  • совершенствование динамики тренировочной нагрузки, которое осуществляется посредством увеличения объема тренировочной работы, повышением ее интенсивности, увеличения частоты тренировочных занятий и количества соревнований;
  • совершенствование содержания и методов подготовки, достигается целенаправленным отбором средств тренировки и повышением удельного веса специальных упражнений, а также широкое применение новых методов технической, тактической и волевой подготовки;
  • совершенствование управления тренировочным процессом;
  • использование новых дополнительных средств тренировок, и средств активизации восстановительных процессов.

Наиболее корректно о советской системе тренировки высказал свое мнение заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР профессора Н.Г. Озолин: «Советская система спортивной тренировки является самой передовой, самой эффективной и постоянно развивающейся системой с очень высоким уровнем научно-методических основ».

Периодизация в спортивной подготовке, ее деление на большие циклы, этапы и периоды, а также соотношение и продолжительность обусловлены четырьмя факторами: необходимостью участвовать в определенных календарных соревнованиях, характером вида спорта, уровнем подготовленности спортсмена, индивидуальностью развития его спортивной формы. Большой цикл подготовки состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного (основного) и переходного (заключительного).

Для планирования нагрузки мы использовали модель Матвеева. Матвеев делит тренировочный год на 3 периода: период подготовки, период соревнований и переходный период. Исходя из названия период подготовки нацелен в первую очередь приведение тела в оптимальное состояние до момента соревнований. Тренировки во время периода соревнований должны помогать обрести пик формы, в то время как в переходный происходит восстановление организма от нагрузки, полученной за два предыдущих периода.

Период подготовки (ПП) часто делится на период общей подготовки (ПП I) и период специальной подготовки (ПП II). Период общей подготовки характеризуется, прежде всего, тем, что именно в это время закладываются основы для интенсивной нагрузки в будущем. В начале этого периода все процессы адаптации организма протекают в своих начальных стадиях. Акцент делается в основном на общую подготовку в сравнении со специальной (соотношение 65% к 35%). На данном этапе развитие техники спортсмена занимает меньшее место. В течение
этого периода, длящегося 3-4 месяца, объем тренировочной нагрузки постепенно увеличивается до максимальной.

Общая подготовка менее важна в период специальной подготовки (ПП II). Акцент заметно смещается в сторону специальных тренировок (соотношение 35% к 65%). Более регулярно проводятся тренировки с высокой интенсивностью нагрузки, и больше внимания удаляется технической и тактической стороне подготовки. В этот период особое внимание уделяется индивидуальным адаптационным процессам. Объем тренировок слегка сокращается и составляет 60-70% от объема ПП I. Период специальной подготовки длится от одного до трех месяцев.

В период соревнований (ПС) количество тренировок по общей подготовке значительно снижается или прекращается вовсе. Исключение здесь составляют силовые упражнения. Общий объем тренировок в этот период составляет менее половины от объема ПП I. Основное внимание уделяется специальным конькобежным тренировкам, особенно тренировочным забегам. Через 3-6 недель наступает полная адаптация спортсмена к ситуации соревнований, характеризующаяся пиком формы и длящаяся от 3 до 8 недель.

В конце периода соревнований наступает спад, как общей формы, так и специальной, и, как следствие, спад индивидуальных адаптационных процессов спортсмена. Переходный период (ПрП) нацелен на то, чтобы не допустить значительного спада адаптационных и общих функций организма. Тренировки в этот период должны быть разнообразными и способствовать активному восстановлению организма.

Модель Матвеева используется до сих пор при тренировках начинающих спортсменов (младшей возрастной категории), а также молодых конькобежцев, т.к. нагрузку можно менять за сравнительно больший отрезок времени. Молодым и средне натренированным спортсменам не требуется сильных изменений нагрузки для стимулирования адаптационных
процессов.

Помимо этого, не следует уделять слишком много времени общей подготовке спортсмена, которая наиболее полезна лишь в сочетании со специальными формами подготовки. Только в этом случае общая подготовка становится основой спортивной формы конькобежца. Таким образом, большее количество времени должно уделяться специальной подготовке.

Для структуры всех мезо циклов характерен волнообразный характер тренировочной нагрузки, как по объему, так и по интенсивности.

Это объясняется следующим. Повышение работоспособности организма требует соблюдения принципа непрерывного увеличения нагрузки. Развитие тренированности прекращается, если одна и та же нагрузка повторяется определенное длительное время. Организм адаптируется к ней, и она становится для него привычной. Дальнейшее увеличение функциональных возможностей требует повышения нагрузки. Однако постоянное увеличение нагрузки в течение длительного времени ведет к накоплению утомления и снижению адаптационных возможностей. Периодическое включение восстановительных микроциклов устраняет отрицательные изменения в организме и позволяет в дальнейшем вновь повышать нагрузку.

Характерной чертой волнообразного изменения нагрузки является преимущественное увеличение объема нагрузки в первой половине каждого мезо цикла (2—3 недельных микроцикла). В это время интенсивность, как правило, увеличивается незначительно. В дальнейшем объем нагрузки стабилизируется, а интенсивность повышается (1—2 микроцикла). Затем следует разгрузочный микроцикл, общая нагрузка на организм уменьшается. При этом уровень колебания отдельных компонентов нагрузки и продолжительность волн в мезоцикле будут зависеть от общей напряженности тренировочного процесса. Чем выше общая нагрузка в мезоцикле, тем длительнее должен быть разгрузочный мезоцикл и тем большим будет снижение нагрузки. Такая динамика повышает эффективность адаптационных процессов в организме конькобежцев, создает условия для наступления фазы суперкомпенсации и способствует снятию утомления от предшествующей работы. Тем самым создаются условия для дальнейшего повышения нагрузки и роста тренированности конькобежцев.

В микроциклах также соблюдается волнообразность тренировочной нагрузки, объемные неинтенсивные занятия чередуются с менее продолжительными, но более интенсивными.

Для микроциклов подготовительного периода характерно постепенное увеличение количества тренировочных дней и числа занятий в неделю. 2—3 дня в микроцикле отводятся совершенствованию скоростно-силовых возможностей, интенсивным нагрузкам, а остальные — длительной объемной, но менее интенсивной работе.

Тренировочный процесс в любом периоде у конькобежцев 12-14 лет остается процессом всестороннего воспитания, органически объединяющим физическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку. Во всех периодах используется ряд, общих средств, методов и форм тренировочных занятий, соблюдается ряд общих закономерностей применения тренировочных нагрузок и чередования их с отдыхом. Вместе с тем все это общее находит в каждом периоде свое специфическое выражение: меняется частная направленность тренировки, видоизменяются некоторые средства и методы, а также соотношение общей и специальной подготовки, приобретает существенные особенности динамика нагрузок, режим их чередования с отдыхом, структура микроциклов».

Название каждого этапа подготовки отражает специфическую направленность работы :

  • Базовый этап, где преимущественно используются объемные беговые нагрузки для развития выносливости как основы интенсивной беговой работы.
  • Специально-подготовительный этап предполагает развитие качеств, которые необходимы в предстоящей соревновательной деятельности.
  • Предсоревновательный этап, где продолжается дальнейшее совершенствование качеств соревновательной деятельности путем уменьшения объемных тренировок и увеличения их интенсивности.
  • соревновательный этап осуществляет подводку и участие в соревновании или серии соревнований, которые являются итоговым показателем всей предшествующей тренировочной работы;
  • Восстановительный этап обеспечивает восстановление организма спортсмена после соревнования или серии соревнований перед началом нового цикла тренировок.

Подготовительный период. Основной задачей подготовительного периода является всесторонняя и хорошо организованная подготовка к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. Еще подготовительный период делят на два этапа: общеподготовительный и предсоревновательный.

Общеподготовительный этап. Тренировочное время распределяют примерно по такой схеме: разносторонняя физическая подготовка – 40-45%, технико-тактическая – 50-60%. Одновременно с восстановлением и развитием основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) совершенствуют технику боевых приемов и тактических действий, разрабатывают волевые качества, значительное внимание уделяют психологической подготовке.

Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и с предметами, акробатические, с отягощениями, кроссы, бег, прыжки, различные подвижные и спортивные игры, плавание.

В теоретической подготовке приобретаются или углубляются знания, составляющие основу спортивной деятельности.

Основные формы тренировки на этом этапе – специализированные и комплексные занятия по физической, специальной и технической подготовке с постепенным увеличением объема тренировочных нагрузок и (в меньшей степени) их интенсивности. Продолжительность первого этапа зависит от физического состояния занимающегося и составляет в среднем 20-30 дней.

Соревновательный период. При приближении соревнования объем тренировочных упражнений снижается, а интенсивность тренировочной работы увеличивается. Особое внимание в этот период следует уделять построению тренировочного процесса в последние 1-2 недели перед стартом. Тренировка в это время должна строиться строго индивидуально, зачастую не вписываясь в стандартные схемы подготовки. На ее организацию влияют такие факторы, как функциональное состояние спортсмена и уровень его тренированности, психическое состояние в данный момент, индивидуальные особенности, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки и т.д. Несмотря на индивидуальный характер тренировки, для рациональной ее организации необходимо придерживаться общих положений. Так, например, не следует добиваться дальнейшего повышения функциональных возможностей основных систем и механизмов, определяющих уровень специальной выносливости. Повысить их за такой короткий срок невозможно, а необдуманное повышение объема или интенсивности нагрузки на этом этапе может привести к ухудшению спортивной формы и к травмам. Поэтому в последние микроциклы состояние тренированности поддерживается на достигнутом уровне без увеличения объема и интенсивности тренировочной нагрузки.

Переходный период. Переходный период следует, как правило, после участия в соревнованиях. Постепенно снижают нагрузки и переходят к активному отдыху. Мероприятия должны обеспечивать сохранение уровня общей физической подготовленности и укрепление здоровья лыжников.

В переходном периоде широко используются средства с преимущественным применением игрового метода.

В этом периоде ставится задача путем активного отдыха поддерживать спортивную форму, чтобы со следующего подготовительного периода начать тренировки на новом, более высоком уровне.

 

1.3. Педагогический контроль в системе подготовки конькобежцев

 

Текущий контроль предназначен для оценки состояния спортсмена, изменяющегося под влиянием одного или нескольких тренировочных занятий, микроциклов, и служит основой для планирования ближайших и перспективных тренировочных нагрузок.

Оперативный контроль предусматривает оценку состояния спортсмена и реакций организма в ходе одного тренировочного занятия на определенную физическую нагрузку.

В теории и методике спортивной тренировки на практике используется «комплексный контроль», который сочетает в себе совокупность этапного, текущего и оперативного контроля в процессе обследования с использованием педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов .

В настоящее время ведется много разработок совершенствования оперативного контроля. В организации тренировочного процесса на первый план должен выдвигаться вопрос не о величине нагрузки, а о тренировочном эффекте, т.е. взаимозависимой связи уровня работоспособности и тренировочной нагрузки.

В тренировочном процессе нельзя воздействовать на организм однотипными (произвольными) внешними нагрузками без учета состояния организма, необходимо исходить из того желаемого эффекта, которого мы хотим добиться на конечном этапе подготовки.

Если налажен и проводится количественный учет каждого из этих состояний, то в совокупности это позволяет спланировать программу с использованием только тех средств и методов подготовки, которые оптимально соответствуют функциональным возможностям спортсмена. Такой подход к индивидуальному планированию является гарантией охраны здоровья атлетов, повышения эффективности тренировочного процесса, сокращения сроков подготовки спортсменов, обеспечения стабильности спортивных результатов.

Многолетняя тренировка также должна иметь индивидуальный характер. Подход к построению тренировочного процесса может быть общим для всех спортсменов разной квалификации, но программа должна быть подобрана для каждого спортсмена индивидуально в зависимости от его функциональных особенностей .

Оценка бега на коньках только с позиций энергообеспечения привела к смешению целей и задач общей и технической подготовки конькобежцев . Опираясь на критерии энергообеспечения, тренеры в технической подготовке пытаются повысить функциональный и силовой потенциалы спортсмена, решить проблему восстановления. Особенно это проявляется в летний период.

Однако до сих пор системный подход не использовался в полной мере в исследованиях теории и методики скоростного бега на коньках. Это обусловлено тем, что в конькобежном спорте выделяются и изучаются лишь те стороны, которые легче поддаются формализации и исследование которых допускает использование аппарата и методов того или иного раздела спортивной подготовки. Такого подхода недостаточно для понимания всей сложности спортивной тренировки.

На рис. 1 приведена обобщенная информационная схема, разработанная применительно к задачам управления тренировочным процессом конькобежцев. Ее реализация позволяет осуществлять как долгосрочное программирование, так и оперативное управление тренировочным процессом указанного контингента спортсменов.

В приведенной схеме информационного обеспечения управление ходом тренировочного процесса объединяется в систему и выполняется равнозначно для всех решаемых задач.

В первом блоке объединены данные с информацией о динамике спортивных результатов конькобежцев на всех дистанциях многоборья. В базу данных вводятся как достигнутые спортивные результаты, так и планируемые на будущее. В этом разделе накапливаются данные о динамике спортивных результатов за прошлый период спортивной тренировки. На этой основе осуществляется прогноз спортивных достижений на требуемый отрезок времени с учетом тенденций развития вида спорта.

Во втором блоке суммирована база данных по тренировочным нагрузкам, которая позволяет анализировать ход выполнения целевой программы подготовки в течение тренировочных этапов по всем параметрам физических нагрузок. Сопоставление выполненных объемов тренировочных нагрузок разной направленности с плановыми заданиями служит основой для коррекции хода подготовки спортсменов. Обработанная информация служит основой для сравнения с аналогичными ситуациями из прошлого опыта, на основе которого вырабатываются оптимальные варианты управляющих решений.

Рис. 1. Система информационного обеспечения подготовки конькобежцев.

 

Третий блок схемы обобщает информацию о результатах тестирования в тренировочном процессе, результаты контрольных соревнований. Сравнение с модельными характеристиками и анализ расхождений служат основой для разработки корректирующих воздействий. Анализ данных позволяет оценить ход адаптационных перестроек, возникающих под влиянием выполнения тренировочных программ.

Четвертый блок содержит данные о структуре соревновательной деятельности, получаемой при анализе результатов спортивных соревнований. Сюда входят показатели старта и финиша, время по кругам, средняя скорость на дистанции и другие показатели соревновательной деятельности. Сравнение с модельными характеристиками различных параметров деятельности является основой коррекции по каждому структурному элементу соревновательной деятельности.

Пятый блок схемы содержит базы данных по биомеханическим характеристикам выполнения стартов, поворотов, техники бега на коньках с выявлением количественных характеристик перечисленных компонентов.

В программе коррекции техники бега на коньках при сравнении с модельными показателями осуществляется поиск оптимальных вариантов техники движений в разных соревновательных условиях.

Шестой блок обобщает параметры системной оценки и коррекции подготовки конькобежцев. Здесь суммируются данные о динамике функционального состояния спортсменов в процессе их специфической деятельности. Накапливается и анализируется информация о морфологическом состоянии, включая данные об изменении мышечного и жирового компонентов тела в процессе тренировки. Данные полного биохимического анализа крови сопоставляются с информацией о состоянии важнейших функциональных систем организма. Физиологические характеристики аэробной и анаэробной производительности при специфической деятельности конькобежцев должны дополняться информацией о концентрации ключевых ферментов биоэнергетических систем. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата выполняется путем гистохимических исследований и анализа мышечной композиции на разных этапах подготовки спортсменов. Программы коррекции питания спортсменов сочетаются с разработкой специальных продуктов с направленным воздействием при разных режимах тренировки.


Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф