Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков, занимающихся спортом

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


CОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом 8
1.1 Понятие ценностно-смысловой сферы личности в научной литературе 8
1.2 Теоретический анализ проблемы ценностно-смысловой сферы личности старших подростков, занимающихся спортом, в отечественных и зарубежных исследованиях 18
1.3 Особенности ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте 23
Выводы к главе 1………………………………………………………………..27
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом 29
2.1 Организация и содержание эмпирического исследования………………29
2.2 Качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………31
2.3 Рекомендации по формированию ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом 43
Выводы к главе 2 45
Заключение 46
Список литературы 50
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Данное выпускное исследование посвящено проблеме особенностей ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом.
Мы выбрали данную тему исследования, т.к. есть противоположные взгляды на данную проблематику. В настоящее время происходит усиление интереса к ценностно-смысловой сфере личности, остается еще достаточно много неразрешенных вопросов по поводу ее содержания, которая субъективна по своей сути для каждой личности.
Психологические подходы к определению ценностей пересекаются с другими — социологией, культурной антропологией, философией. Нами отмечается различие оснований, по которым рассматриваются и классифицируются ценности. Встречается соотношение ценностей с биологическими и психологическими потребностями, соотношение ценностей и понятия нормы, влияние культуры на образование ценностей, различение субъективной и объективной природы ценностей, систематизация ценностей на духовные, социальные и материальные составляющие (Бердяев, 1991; Добрынина, 1997; Елишев 2010; Корж, 2011; Турпенко, 2012). Такое многообразие подходов порождает появление различных типологий, которые отраженны в специальной литературе.
Разные подходы к пониманию природы ценностей, а также ряд разногласий относительно системных взаимосвязей смыслов и ценностей в старшем подростковом возрасте, особенно тех, кто занимается спортом, становятся важной проблемой для понимания структуры личности старшего подростка, а также механизмов ее развития в ходе занятий спортом. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что данная проблема нуждается в более пристальном рассмотрении. Поэтому исследование ценностно-смысловой сферы личности старших подростков, занимающихся спортом, является актуальным, т.к. полученные знания будут способствовать обогащению как фундаментальных теоретических представлений ученого, так и методологического инструментария практикующего специалиста, занимающегося вопросами формирования и развития ценностно-смысловой сферы старших подростков, занимающихся спортом.
Актуальность темы исследования. Предшествующий период развития научных представлений о личности подростка развивался преимущественно в двух направлениях: либо акцентировались природные особенности этого периода (половое созревание, неравномерность развития и т.п.), либо — соответствие или несоответствие социальным требованиям (негативизм, социализация, идентификация). Следствием этого стали представления об «усредненном» подростке. Даже поиск тождественности самому себе в подростковый период интерпретируется преимущественно через анализ соответствия или несоответствия социальным образцам. Поэтому собственно индивидуально-психологические особенности личности подростка нуждаются в более пристальном рассмотрении, и ключом к их изучению является подход, опирающийся на принцип саморазвития. В подростковый период саморазвитие затрагивает сущностно — человеческие пласты, прежде всего, — самосознание и смыслообразование. Но до настоящего времени еще недостаточно осмыслено исследователями то положение, что способности развиваются, с одной стороны, под влиянием средовых условий, а с другой стороны, что тоже мало изучено, — в результате реализации подростком собственной активности в выполняемой деятельности и обнаружения в ней своих новых способностей.
Если говорить о ценностно-смысловой сфере личности, то следует признать, что интерес к этому феномену всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании особенностей ценностно-смысловой сферы личности, в особенности – старших подростков, занимающихся спортом, очень важен. Сегодня подростки сталкиваются с кризисом смыслов и ценностей в обществе, что может привести к деформации их смысловой сферы, а также к нарушению их адаптации к окружающему миру, к развитию девиаций в поведении. Изучение ценностно-смысловой сферы необходимо для оказания психологической помощи подросткам, имеющим психологические трудности личностного характера.
Спорт, как один из важных институтов социализации, формирует социальную зрелость личности — ее цели, смыслы, ценности, положительно влияет на психологическое развитие детей и подростков. Повышается самооценка, социальная компетентность, академическая успешность.
В данной работе ценностно-смысловая сфера личности рассматривается нами как динамический внутриличностный процесс, обеспечивающий регуляцию поведения и личностное развитие в целом.
Методологическая база исследования. В представленном исследовании мы опирались на основополагающие принципы: активности, развития, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, единства внешней и внутренней сторон деятельности, единства деятельности, отношений и общения (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).
Цель исследования – исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом.
Объект исследования – ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования – особенности ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом.
Гипотеза: мы предположили, что ценностно-смысловая сфера личности у старших подростков, занимающихся спортом, имеет свои особенности, и поэтому отличается от ценностно-смысловой сферы старших подростков, которые спортом не занимаются. В частности, у подростков, занимающихся спортом, в системе ценностей преобладают здоровье, доминирование, успешность, достижения, самореализация, что обусловлено самой спецификой спортивной деятельности. Их жизнедеятельность более осмысленна, характеризуется стремлением к целям и конкретному результату.
В соответствии с объектом, предметом, содержательно многоаспектной гипотезой и целью исследования, нами были поставлены следующие основные теоретические и практические задачи исследования:
1.Обобщить накопленные теоретические сведения по изучению особенностей ценностно-смысловой сферы личности в целом и старших подростков, занимающихся спортом — в частности.
2.Осуществить подбор психодиагностических методик, направленных на изучение ценностно-смысловой сферы старших подростков.
3.Определить выборку испытуемых.
4.Эмпирически изучить особенности ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом.
5.Сделать выводы по проблеме исследования.
Методы и методики исследования
Для решения поставленных в исследовании задач нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические методы анализа данных:
— изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики.
2. Эмпирические методы анализа данных:
— ценностный опросник (С. Шварц);
— методика «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова);
— тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев).
3. Статистические методы анализа данных:
— методы математической статистики: коэффициент корреляции t-критерий Стьюдента.
Характеристика выборки исследования
Общая выборка испытуемых составила 60 человек. Испытуемыми выступили старшие подростки в возрасте 16-17 лет. Это – учащиеся лицей-интерната г. Смоленск.
Испытуемые были разделены на 2 группы. В первую группу вошло 30 подростков – это те, кто систематически занимается спортом. Во вторую группу так же вошло 30 человек – подростки, не занимающиеся спортом.
Вероятность выборки: случайная.
Проблема ценностно-смысловой сферы личности, по нашему мнению, глубоко и полно исследована в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, Д.К. Остапенко, Л.Т. Потаниной, Н.Ю. Самыкиной, М.Е. Серебряковой, А.В. Серого, С.Л. Рубинштейна, М. Рокича, В.Э. Чудновского, С. Шварца, М.С. Яницкого и др.
Нами изучены особенности подросткового возраста, которые в полной мере представлены в работах Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.Б. Эльконина, Д.И Фельдштейна.
Спорт и физическая культура как ценности рассматриваются рядом авторов (С.В. Желудкин, Р.З. Гайнутдинов, Д.М. Насибуллина, А.А. Петроченкова).
Результаты их исследований послужили теоретической базой данной дипломной работы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов нашего исследования в разработке программ развития ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся спортом;
проектировании индивидуальной траектории развития личности старших подростков, занимающихся спортом, с учетом особенностей их ценностно-смысловой сферы; преподавателями вузов при чтении курсов «Возрастная психология» и «Психология личности».

Глава 1 Теоретические аспекты ценностно-смысловой сферы личности у старших подростков, занимающихся спортом

1.1 Понятие ценностно-смысловой сферы личности в научной литературе

Личность, как динамическая система, может быть воспринята исключительно в ее отношении к окружающей действительности. Отношение к действительности проявляется в общении и деятельности. Общепризнанно, что именно деятельность и общение выступают факторами развития личности. Очевидно, что не всегда обозначенные факторы для самой личности являются ценностями.
Каждый из нас может вполне успешно функционировать, осознавая свои ценности. Если личность понимает, что для нее важно здоровье, она все делает для того, чтобы быть физически и психологически здоровой: правильно питается, посещает тренажерный зал, прогуливается по утрам, читает, посещает театр. Если в системе ценностей – семья, то человек все, чтобы ее сохранить. И так – со всеми осознаваемыми ценностями. То есть, ценности определяют, детерминируют наше поведение.
В качестве предмета научного исследования в психологии, ценностно-смысловая сфера личности представляет собой довольно широкий спектр подходов к анализу соотношения ее основных компонентов: смыслов и ценностей. Проблема целостности ценностно-смысловой сферы рассматривается в различных научных школах психологии как одна их ключевых в изучении причин формирования и развития личности.
Как полагает Б.Г. Ананьев, ценности и ценностно-смысловая сфера, выступают центральным понятием в изучении личности и закономерностей ее развития [3, с. 215].
М.С. Ясницкий и М.С. Серый считают, категориальный аппарат ценностно-смысловой проблематики определяется, в первую очередь, такими понятиями, как объект, причины, механизмы, процессы, цель и результат развития, показывающий сформированность и зрелость ценностно-смысловой сферы личности [63].
Понятие смысла в психологической науке впервые было представлено в психодинамическом направлении в контексте изучения смысловых объяснений психики человека. Поиск смысловых оснований проявления особенностей психики личности в бессознательных и осознаваемых ее процессах, привел 3. Фрейда к выводу об интегрированной природе смысла, т.к. осознание бессознательного, как скрытого истинного смысла, приводит личность к уравновешенности во взаимодействии с окружающей со средой. Однако, следует отметить, что смысл в работах 3. Фрейда не приобретает самостоятельного научного статуса в силу разнородности интерпретаций смысла в соответствии с различными контекстами изучения психической реальности человека [55].
Первую психологическую теорию смысла, которая основывается на понимании смысла как субъективного преломления личностью обстоятельств жизни, разработал А. Адлер. Данная теория утверждает, что смысловое пространство включает в себя установки, характер и поведение личности, объекты и явления социума, выступающие одновременно источниками смысла. Обретение смысла становится важнейшей жизненной задачей. Смысл направляет человека к цели. Именно смысл определяет жизненный стиль личности [1].
К. Юнг считает, что у каждого человека изначально есть базовая ориентация на поиск смысла своей жизни. При этом он обосновывает наличие в личности архетипа, как источника и формы смысла. Ученый утверждает, что смысл не есть исключительно субъективное образование, поскольку архетип – это не причина смысла, а только возможность образования в индивидуальном сознании образа объекта или явления реальности, определяющих социокультурную заданность смысла, как реализацию целей личности в культурной и духовной сферах [62].
Как феномен сознания, смысл обосновывается в теории личностных конструктов Дж. Келли. Благодаря смыслу, личность подвергает категоризации, обобщает реальность, стремится к построению равновесной картины мира, в которой личностные конструкты, воплощая различные способы мировосприятия, непрерывность обогащения, уточнения, упорядоченности, становятся необходимым условием осмысленности и осознанности личностью своей жизни [17].
В теории социального научения Дж. Роттера, субъективная значимость социально-когнитивных факторов, которые определяют поведенческий ресурс личности, рассматривается в аспекте локуса контроля, как личностной переменной социального контроля. Данная переменная отражает смысловую ориентацию в значимых для личности ситуациях. На основе локуса контроля, человек определяет ценность деятельности, которая придает ей смысл, и, благодаря которым, личность выстраивает собственную жизненную стратегию [42].
А. Маслоу рассматривает смысл жизни в аспекте достижения высшей потребности — самоактуализации личности, т.е раскрытия своего «Я» как ее самости. Принятие личностью общечеловеческих ценностей, стремление к творчеству, естественность, осмысленность, умение быть автономной личностью и при этом уметь погружаться в глубокие межличностные отношения, рассматривается автором как важнейшее условие личностного роста, достижения развития личности и общества в целом [28].
У К. Роджерса стремление личности к самоактуализации определяется ее направленностью на сохранение и развитие собственной целостности. Целостность достигается тогда, когда человек осознает собственные смыслы, раскрывающиеся в ценностях. Тогда личность способна объединить чувства, потребности, цели, отношение к себе и окружающей действительности. Самость, как система внутриличностных символических, духовных и телесных связей, осознаваемая человеком как собственное «Я», раскрывает себя в достижении конгруэнтности, как гармонии с внутренним и внешним миром [41].
В контексте рассмотрения самоактуализации личности, Г. Олпорт отождествляет ценность и личностный смысл: «Ценность в моем понимании – это некий личностный смысл» [32, с. 133]. В становлении личностных смыслов главную роль играет механизм «значения», на основе которого и происходит осознание важности социальной ценности, что является условием ее перевода во внутренний мир. Ценности, как черты личности более глубинного уровня, определяют жизненный потенциал личности [32].
С точки зрения А. Лэнгле, внутреннее принятие ценности является свободным, интегрированным и целостным только в единстве компонентов: «я могу», «мне нравится», «я имею право» и «я должен». В ином случае, когда отсутствует в сознании человека хоть один из указанных компонентов, ситуация воспринимается как принуждение под влиянием внешних или внутренних сил [24].
Весьма важное исследовательское значение по решению вопроса смысла личности, по нашему мнению, является подход М. Рокича [65]. Исследователь придает ценностям прогностический характер, высказывая утверждение, что о том, что ценности личности выражены в ценностных ориентациях. Они направляют личность к определенным смыслам, которые детерминируют ее поведение и деятельность.
По мнению Милтона Рокича, ценности характеризуются следующими признаками:
1.Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.
2.Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени.
3.Ценности организованы в системы.
4.Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, личности.
5.Влияние ценностей прослеживается во всех социальных сферах [38].
Итак, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что смысл есть центральное жизненное основание личности, осознание которого обусловлено нацеленностью личности на воплощение ценностей, психологическое содержание которых определяется индивидуальным своеобразием психосоциальных и социокультурных детерминант становления личности.
Рассмотрим понимание ценностно-смысловой сферы личности отечественными психологами.
С.Л. Рубинштейн утверждал онтологическую сущность личности, и потому рассматривал ценности как производные «…от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [43, с. 369]. Категория «мир» обнаруживает свою смысловую сущность как ценностное отношение личности и как преобразованное в целях личности качество бытия – это «мир», который, в свою очередь, по-новому детерминирует личность. Через смысловой анализ деятельности определяется то, «что для человека значимо, как происходит смена приоритетов, переоценка ценностей – всего, что составляет историю духовной жизни человека» [43, с. 211].
Надо сказать, что в отечественной психологии исследование феномена смысла развернулось преимущественно в традиции деятельностного и культурно-исторического подходов, представляющих ценностно-смысловые образования личности как многокачественные и полифункциональные структуры во всеобщей взаимообусловленности «личность — сознание — деятельность». Так подчеркивается социальная и культурная сущность ценностно-смысловых образований, т.е. личность присваивает социокультурный опыт, включаясь в систему общественных отношений и социальных связей, в которых приобретает самостоятельность и автономность жизнедеятельности.
Отечественная психология, исследуя проблему ценностно-смысловой сферы личности, во-первых, четко определяет критерии обоснования единиц анализа для концептуализации основных понятий, во-вторых, исследует механизмы и структуры, которые обусловливают интегрированность отдельных компонентов в согласованные личностно-смысловые образования, и, в-третьих, методологически обосновывает формирование, развитие и изменение ценностно-смысловой сферы личности.
Л.С. Выготский исследовал проблему смысла в русле созданной им концепции культурно-исторического развития личности. Смысл, являясь довольно не простым динамическим образованием, регулирующим деятельность человека, рассматривается в аспекте изучения смыслового строения сознания личности в динамической связи «ситуация — мысль — смысл — действие». Это позволяет выделить следующие понятия: динамическая смысловая система, смыслообразование и смысловое поле.
Включение человека в конкретную деятельность, задает смысловое поле как осознаваемую ситуацию деятельности. Смыслообразование, как развитие смысловой структуры сознания, определяет движение смысловой сферы как «движение через целый ряд внутренних планов» [10, с. 117].
Динамическая смысловая система, образованная благодаря объединению эмоциональных и интеллектуальных процессов, в которой «во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленное в этой идее» [10, с. 114], определяет целостность развития сознания, смысла, деятельности, личности.
А.Н. Леонтьев рассматривает личностный смысл с точки зрения деятельностного подхода. Он раскрывает психологическое содержание сознания, представляя его целостным образованием, сущность которого заключается в плотной связке «смысл — значение» [22, с. 15]. Во взаимосвязи деятельности и сознания личностные смыслы определяются, с одной стороны, в личностно-смысловом аспекте, как отношение мотива к цели и, с другой стороны, как единицы сознания, опосредующие и регулирующие функционирование психических процессов, состояний, свойств личности.
Динамическая смысловая система, по мнению А.Г. Асмолова, – это сложноорганизованное образование личностных смыслов, отношений и установок, которые имеет свою иерархию, т.е. упорядоченность, и психологическая сущность которых раскрывается «как движение от деятельности к индивидуальному сознанию личности, так и от ее индивидуального сознания к деятельности» [4, с. 290]. Смысл может меняться благодаря динамике жизненных отношений и деятельности личности, обусловленной личностно-смысловым отношением к жизнедеятельности в отличие от отношений, которые обусловлены социальной одобряемостью и стереотипами поведения и деятельности.
Подход А.Д Леонтьева о самодетерминации ценностно-смысловой проблематики очень прогрессивен, т.к. задает перспективу, связанную с приоритетным значением ценности развития и саморазвития личности, преодолевающей, по мысли K.M. Шелдона, «экзистенционалъный вызов» [59, с. 11].
Н.С. Шадрин также рассматривает самодетерминацию личности в качестве обусловленности сознания и поведения на ценностном уровне. Это дает возможность личности войти в собственное смысловое пространство. Личность может создавать сама собственный образ мира, имеющий разные мотивационные значения, такие, как групповые стандарты поведения, общечеловеческие ценности, духовные ценности, которые дают возможность личности войти и в культурно-организованное пространство, и в пространство личностных смыслов [57].
Теория самоорганизующихся психологических систем В.Е. Клочко рассматривает личность как психологическую систему, которая «выступает не в противопоставлении окружающему миру, а в единстве с ним, в своей продленности в ту часть этого мира, которая им «освоена», то есть имеет для нее смысл и ценность» [18, с. 56]. Смыслы, по мнению автора, представляют собой шестое измерение образа мира, обусловливают поле сознания и самосознания, и, соответственно, делают мир реальным для личности.
Э.В. Галажинский рассматривает ценностно-смысловую сферу как основу самопроизвольной творческой самореализации в единстве ситуативной обусловленности совершаемого выбора и трансцендентной природы человека, в которой личность предстает как «открытая психологическая система». Смыслы и ценности меняются. Именно таким образом разрешаются разногласия между образом мира и образом жизни, побуждая человека к самодвижению «как в плане выбора жизненных сфер, так и в плане воплощения представлений личности о своих возможностях» [11, с. 125]. Исследователь четко определяет характеристики, которые обеспечивают самореализацию личности. К таковым он относит компетентность во времени, поведенческая гибкость, естественность, творчество, эмоциональная стабильность, чувствительность к себе, ответственность.
A.B. Серый рассматривает временную перспективу развития ценностно-смысловой сферы личности. Соединение прошлого, настоящего и будущего, по мнению автора, осуществляется в результате переживания состояния смыслового отношения к реальности, как превращение личностных смыслов в высший уровень осмысленного отношения к жизни вообще [49].
Т.Г. Лешкевич и Д.А. Зубова, акцентируя наше внимание на многомадальности отношений личности к миру, показывают многообразие способов развития ценностей и смыслов, в которых личность «…выступает как часть бытия, осознающая и репрезентирующая бытие в целом» [23, с. 6] Для движения к ценностям и смыслам, личность должна быть активной, способной развиваться, уметь общаться, регулировать свои психические состояния, иметь высокую самооценку, самоуважение, стремиться образовывать более сложные системы, осознавать себя.
H.H. Васягина подчеркивает социокультурный аспект самодетерминации личности. Она должна быть включена в окружающий мир, быть активной, субъектной, самостоятельно определяющейся в пространстве ценностно-смысловых установок социума и собственных ценностно-смысловых образований. Ею акцентируется внимание на единстве 2-х уровней развития личности: личность как субъект деятельности и личность как самотождественность, что позволяет различать ей детерминанты личностного становления, такие, как ценностно-смысловая сфера, стержневые качества и самосознание личности [9].
Прикладные исследования раскрывают психологические аспекты становления и развития ценностно-смысловой сферы личности.
Так, в русле позитивной психологии, К.Ю. Эвнина обосновывает представленность в структуре ценностно-смысловой сферы личности психических образований, которые связаны с переживанием состояния субъективного психологического благополучия, удовлетворенности жизнью, раскрывая природу ценностно-смысловой сферы личности через характеристики автономии, оптимизма, самоидентичности, жизнестойкости [61]. По мнению автора, даже стремление к этим состояниям, придает личности смысл жизни.
Утверждая понимание категории поступка, как высшего уровня развития ценностно-смысловой сферы личности, Т.Н. Мельников и Л.Т. Потанина выделяют смыслообразующую роль процессов самодетерминации личности, определяющих направленность, действенность, интегрированность, структурную сложность и упорядоченность системы ценностей и смыслов [30].
По мнению Т.В. Лысенко, смысловая сфера личности — это«субъективный мир человека с собственными значимыми ценностями» [24, с. 268], содержание которого раскрывается в характеристиках самодетерминации, целеполагания временной перспективы, смысложизненных ориентаций, инициативности и лидерства, связывающих основополагающие, как считает автор, характеристики личности: самооценку, когнитивную картину мира и паттерны поведения.
Переоценка ценностей, с точки зрения Т.М. Буякас, представляет собой «смысловую трансформацию, как особое переживание личностью собственной целостности, открытии во внутреннем опыте нового «другого-в-себе», как обнаружения смысла, актуального настоящему бытию» [8, с. 108].
Элемент ценностно-смысловой сферы или отдельное смысловое содержание может проявляться в деятельности, поведении, поступках; может быть ситуативным и устойчивым, связанным с осознанными, личностно присвоенными ценностями.
Смысловые структуры образуют систему смысловой регуляции жизнедеятельности, обеспечивающую подчинение логике отношений с миром и на высоком уровне развития расширяющую возможности человека строить эти отношения произвольно. Основная жизненная ценность, в соответствии с которой человек выстраивает линию своей жизни, обычно называется смыслом жизни [5, с. 71].
Н.Ю. Самыкина и М.Е. Серебрякова М.Е. [48] отмечают, что существование личностного смысла делает значимыми происходящие события и выражается в субъективном ощущении осмысленности жизни, наличия цели в жизни.
Психологический анализ ценностно-смысловой сферы личности позволил нам выявить ее многостороннюю сущность, как сложноорганизованной, иерархической структуры, которая включает в себя особые содержательные характеристики осознания личностью внутреннего и окружающего мира, сущности своего «Я», а также себя во времени — своего прошлого, настоящего и будущего.
Считаем, исходя из вышеизложенных рассуждений, обоснованным обобщить, что ценностно-смысловая сфера есть особый внутриличностный процесс, заключающийся в личностно-смысловом определении человеком самого себя в различных контекстах поведения, деятельности, взаимодействия и в объединении этих представлений в единое ценностно-смысловое пространство жизнедеятельности.
Таким образом, ценностно-смысловая сфера предстает как интегративная личностно-психологическая характеристика ориентации человека, которая стремится к наиболее полному выявлению и реализации своей личности во всем богатстве и разнообразии жизненных отношений, в которых ценности и смыслы становятся более взаимосвязанными и содержательными, а личность приобретает ценностно-смысловую действенность в своем жизненном функционировании.

1.2 Теоретический анализ проблемы ценностно-смысловой сферы личности старших подростков, занимающихся спортом, в отечественных и зарубежных исследованиях

В настоящее время во всем мире уделяется большое внимание вопросам спорта. И не только в плане укрепления физического и психического здоровья человека, но и формирования его личности. Спортивная деятельность имеет большое значение в жизни человека, «занятия спортом и физическая активность во многом определяют социальный статус, отношения и образ жизни современного человека» [33].
Спорт, являясь уникальной лабораторией всестороннего роста и развития спортсменов, предоставляет исключительные возможности для реализации потребностей в общении и состязании со сверстниками, создает условия для формирования воли, дисциплины и ответственности, самореализации личности [44, с.99].
В психологической науке исследования ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся спортом, проводились как зарубежными, так и отечественными учеными.
Ценности молодежи, которые занимаются спортом, в зарубежной психологии изучали Мак Лин Дж. и Хэмм Ш., Пиреней С.
Ценности подростков, занимающихся спортом, анализировали Ли М., Витхед Дж., Балчин Н. Кросскультурный анализ ценностей спортсменов проводился в работах Голдмаххади Б.. Милк Р., Бахлк С. Авторы полагают, что спорт не оказывает влияния на ценности и смыслы жизни подростков.
Следует отметить, что не существует единой точки зрения о влиянии спорта на ценностно-смысловую сферу личности.
Однако, в исследовании шведских ученых Аугостссона Ч., Патрикссона Дж. и Вагнссона С. показано, что занятие спортивной деятельностью психологически развивает детей и подростков, что положительно сказывается на самооценке подростков, академической успеваемости. Такие подростки вырабатывают в себе полезные привычки и воспринимают себя физически и социально компетентными [34].
В 2010-м году было опубликовано исследование Перенеи С. [64], в котором принимало участие 8 тыс. представителей венгерской молодежи. По словам автора, данное исследование укрепляет важность спортивной активности как фундаментального элемента молодежной социализации и переносчика ценностей. Автор практически не находит значимых различий в иерархии ценностей молодежи, занимающейся и не занимающейся спортом. В то же время отмечает значимые различия (p<0,001) в предпочтении таких ценностей как настоящая дружба, креативность, разносторонность жизни, интересность жизни, национальная идентичность, традиции, единение с природой и право на принятие решений. Молодые люди, регулярно занимающиеся спортом, склонны придавать этим ценностям большее значение, чем те их сверстники, которые спортом не занимаются.
Гипотезу о различиях ценностно-смысловой сферы молодых людей, занимающихся спортом, подтверждают так же данные Азманна А. о том, что молодые люди, занимающиеся спортом, более открыты к изменениям и легче адаптируются к обстоятельствам по сравнению с их неспортивными сверстниками. Данные Крежтес Н., Пико Б., Плюара С. подтверждают уже описанные результаты, что физически активные молодые люди склонны оценивать важность дружбы выше, чем их неактивные сверстники.
Важно отметить, что результаты опубликованных за рубежом работ сильно отличаются. Есть работы, которые полностью отвергают наличие различий между ценностями спортсменов и людей, спортом не занимающихся. Например, Милк Р. и Бахл С. делают вывод о том, что их исследование подрывает веру, что занятия спортом влияют на формирование характера человека. Существуют работы, показывающие некоторые отличия ценностей спортсменов по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, существуют и работы, обнаруживающие существенные отличия в предпочтении ценностей среди рассматриваемых групп [34].
Спорт как ценность рассматривается рядом исследователей, таких, как Желудкин С.В., Петроченкова А.А., Гайнутдинов Р.З., Насибуллина Д.М. Включенность в спорт способствует тому, что подростки становятся более развитыми физически, а это высоко оценивается среди сверстников. Внешность и физическое развитие становятся ценностью для подростка, но не только они. Необходимо отметить, что в подростковом возрасте ценностно-смысловая сфера личности значительно перестраивается.
Чудновскоий В.Э. связывает данное обстоятельство с тем, что «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности мотивируют подростка на поиск перспективы и жизненного смысла» [56, с. 205]. Автор полагает, что ценности и стремления предыдущих возрастных этапов утрачивают свою актуальность и уходят, оставляя площадку для будущего «смыслостроительства». Поэтому у подростков одновременно могут существовать противоположные смыслы, не ставшие еще устойчивой системой с ее упорядоченностью, но существенно влияющей на построение будущей системы жизненных смыслов.
Нами проанализирована литература, посвященная проблеме ценностных ориентаций спортсменов в разных видах спорта.
В.С. Сосуновский, выделяя различные функции спорта, отмечает, что для молодежи наиболее важна социализирующая функция. Успешность социализации через спортивную деятельность зависит от того, насколько сходны ценности спорта с ценностями общества и самой личности [53, с. 54–55].
Исследования И. Ю. Саньковой позволяют выявить познавательный и оценочный компоненты ценностных ориентаций молодежи. Значимыми ценностями выступают семья, любовь, самореализация. Автор констатирует, что такие ценности не зависят от гендерных различий. Совершенно очевидно, что данные ценности для всех нас являются базовыми [45, с. 590].
А. Маслоу полагал, что невозможно познать личность, игнорируя высшие цели. Поэтому, термины «самореализация», «поиск себя и своего места в мире» и т. п., описывают общечеловеческие ценности.
Важно, на наш взгляд, различать провозглашенные ценности и ценности реальные, которые определяют поступки людей. В системе провозглашенных людьми ценностей здоровье и физическое совершенство занимают высокие места. Значительно более низкие место здоровье и физическое совершенства занимают в системе реальных ценностей людей.
В.А. Масленникова, изучая ценностные ориентации подростков, занимающихся спортом, выяснила, что для подростков-спортсменов мужского пола значимым является здоровье, уверенность в себе, свобода (самостоятельность в суждениях и поступках). Юноши-спортсмены указывают, что счастливая семейная жизнь может мешать им достигать самостоятельности [26].
Важно отметить, что по данным автора материально-обеспеченная жизнь для спортсменов менее значима, чем для их не занимающихся спортом сверстников. Согласно Масленниковой В.А. «…спортсмены считают, что любовь и дружба не мешают их активной деятельной жизни, но существенно отражаются на их познании, свободе и счастливой семейной жизни» [26, с. 87]. Автор делает вывод, что «…спорт как фактор социализации оказывает влияние на формирование ценностно-смысловой сферы личности спортсмена» [26, с. 87] и, что ценностные ориентации подростков-спортсменов более осмысленные и критичные.
Александрова И.В. отмечает, что «физкультура и спорт обладают большим потенциалом для совершенствования не только физических качеств личности, но и формирования ее социальных ценностей» [2, с. 3].
Автор называет следующие социальные ценности, формируемые в процессе спортивной деятельности: сотрудничество, инициатива, сознательность, мужество, самоорганизация, дисциплина, социальная ответственность, убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни, настойчивость в достижениях, честность, самостоятельность и трудолюбие. Таким образом, становится возможным предположить, что занятия физической культурой (как частью общей культуры) или спортом частью влияют на становление ценностей и смыслов человека.
В этой связи Криличевский В.И. отмечает, что «…тренеров — преподавателей необходимо учить формированию ценностей у подростков в процессе тренерской работы [19, с. 37].
Заколодная Е.Е. в своей статье отмечает, что у подростков, серьезно занимающихся спортом, «…ранняя профессиональная ориентация приводят к тому, что, еще не овладев богатствами общей культуры, подросток усваивает вполне определенную социальную роль, и может произойти сужение круга интересов и круга общения» [14, с. 29]. Поэтому автор делает акцент на формировании ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся серьезно спортом.
Т.С. Спешилова отмечает, что «значимость ценностно-смысловой сферы определяется тем, что она занимает место на пересечении мотивационной и мировоззренческой структур сознания, выполняя регулятивную функцию поведения и деятельности» [54, с.39]. Когда подросток серьезно занимается спортом, он много времени уделяет тренировкам, и тренер, как значимый для подростка взрослый, оказывает существенное влияние на формирование ценностно-смысловой сферы личности.
Анализ существующих исследований по определению ценностных ориентаций подростков, занимающихся разными видами спорта, не позволяет сделать вывод о каких-то ведущих ценностях и ценностных ориентациях. Но можно говорить, что ценностными ориентациями подростков, занимающихся разными видами спорта, являются: стремление к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению; сама деятельность с ее эмоциональными моментами, уверенность в себе, ценность активной деятельности; моральное и материальное удовлетворение.
Особенности ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте рассмотрим в параграфе 3.

1.3 Особенности ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте

Подростковый возраст — наиболее сложный, и одновременно, интересный, с точки зрения развития личности в онтогенезе. Он характеризуется рядом важных личностных изменений подростка. Формируется самосознание. Подросток пытается осознавать, что он есть, как личность.
Подростки, особенно старшие, отличаются повышенным интересом к своей внешней и внутренней сущности. Они сравнивают себя с другими, чтобы сформировать представление о себе, оценить себя, осознать свои чувства и мысли.
Расширяется круг интересов подростка, появляется новый опыт общения со сверстниками. Это ведет к интенсивному росту социально ценностных побуждений и переживаний, таких как: умение сочувствовать, сопереживать, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.
Поведение подростка определяется несколькими факторами: бурным половым созреванием, гормональной перестройкой, перестройкой нервной системы.
Немалые проблемы создают подростку и особенности развития эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств. Происходящие изменения приводят к тому, что почти в 8-11 раз повышается утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, агрессивность подростков.
Эмоциональные реакции и поведение подростков, зависящие от социальных факторов и условий воспитания, также являются зависимыми от анатомо-физиологических перемен и изменений гормонального порядка. Кроме того, у подростка наблюдаются такие проявления в поведении как: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Эти эмоции играют крайне важную роль в межличностных отношениях подростков. В период подросткового возраста очень ярко проявляется эмоциональное стремление к общению.
Разумеется, физиологические изменения не являются определяющими. Важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Поэтому серьезные изменения происходят и в мотивационной сфере подростка. Прежде всего, — в мотивационной структуре процесса общения. Становятся менее актуальными отношения с родителями, учителями, а особую значимость приобретают отношения со сверстниками, остро выражена потребность принадлежать к какой-либо группе. Отсутствие у подростков включенности в какую-либо организованную деятельность (в том числе, в спортивную) может привести к попаданию их в группы риска.
Смыслы и ценности подростка следует рассматривать на 2-х уровнях [12, с. 29]:
— эмоциональном, т.к. они определяются ведущей мотивацией, которая побуждает подростка действовать неосознанно;
-уровень сознательного усвоения социальных норм и правил и построения жизненных планов.
Новый сознательный и старый неосознанный опыт находятся в непрерывном взаимодействии. Сознательно усвоенные ценности в этом случае могут становиться личностными убеждениями. Так появляется эмоциональный уровень регуляции.
Возможно, что новые ценности не впишутся в уже имеющуюся систему смысловых образований. В этом случае они не станут регуляторами поведения, а подросток может «вести себя хорошо» только из-за мотива социальной одобряемости.
Поэтому, взаимосвязь текущих мотивов и усваиваемых ценностных ориентаций, можно рассматривать в качестве одного из механизмов саморазвития.
Отметим, что ценности и мотивы претерпевают определенную эволюцию. Формируются новые ценностные ориентации, иные потребности и мотивы, выстраивается стабильная упорядоченная мотивационная сфера личности.
При этом система ценностных ориентаций личности связывает ее внутренний мир с окружающей действительностью и занимает пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, в результате чего направление личностного развития определяется сразу двумя взаимосвязанными причинами. С одной стороны, это сложившаяся ранее индивидуальная система мотивов, от которой зависит, какие ценности будут приниматься в качестве ведущего направления личностного развития, а с другой стороны – это социальные нормы и правила.
Чудновский В.И. выделяет следующий положительный момент подросткового возраста «…в период взросления пребывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» [56, с. 205]. Ценности и стремления предыдущих возрастных этапов отмирают, оставляя площадку для будущего «смыслостроительства». В этом возрастном периоде одновременно могут существовать противоположные смыслы, их конгломерат, не ставший еще устойчивой иерархией, но существенно влияющий на последующее построение системы жизненных смыслов.
Л.Т. Потанина отмечает, что «формирование личностных смыслов подростков зависит от роли значимого Другого, транслирующего ценности, важное значение в этом процессе занимает образец. В начале своего развития подражание образцу (родители, учителя) происходит не всегда осознанно» [38, с. 87]. В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых.
Таким образом, отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков, что, возможно и определяет особенности их ценностно-смысловой сферы. Особенности ценностно-смысловой сферы старших подростков, занимающихся спортом, нами будут эмпирически исследованы и представлены с качественным и количественным анализом в главе 2.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

1. Ценностно-смысловая сфера — это динамический внутриличностный процесс личностно-смыслового выражения человеком самого себя в разных жизненных контекстах, и в интеграции этих представлений в единое ценностно-смысловое жизненное пространство.
2. Ценностно-смысловая сфера выступает регулятором человеческого поведения, оказывает влияние на мысли человека и эмоциональную сферу.
3.Ценностный компонент ценностно-смысловой сферы можно определить как иерархическую структуру ценностей – устойчивых психических образований, влияющих на жизнь человека.
4. Смысл жизни – особое, довольно устойчивое психическое образование, существенно влияющее на человека и, в частности, на возможность достижения им счастья. Важно отметить, что смысл жизни имеет сложную структуру с различной иерархической ваиативностью.
5. Систему смысловых образований и ценностей подростка необходимо рассматривать на двух уровнях. С одной стороны, она определяется ведущей мотивацией, побуждающей и направляющей деятельность подростка большей частью на неосознанном, эмоциональном уровне, а с другой – подросток выстраивает свою систему ценностей на уровне сознательного усвоения социальных норм и правил взаимоотношения, построения жизненных планов. У подростков одновременно могут существовать противоположные смыслы, существенно влияющие на последующее построение системы жизненных смыслов.
6. Анализ проблемы исследования ценностно-смысловой сферы подростков, занимающихся спортом, показывает, что большинство исследователей склонны считать ценностно-смысловую сферу людей, которые занимаются спортом, отличающейся от ценностно-смысловой сферы людей, спортом не занимающихся. Есть различия в значимости таких ценностей, как общение. Важно отметить, что есть исследователи, указывающие на отсутствие различий у испытуемых.
7. В систему ценностей подростков, занимающихся разными видами спорта, входят стремление к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, сама спортивная деятельность с ее эмоциональными моментами и возможностью проявить свою активность, успешность, моральное удовлетворение.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф