Меню Услуги

Особенности устойчивости внимания у людей, занимающихся контактными единоборствами

Вид работы: Проект

Тема: Особенности устойчивости внимания у людей, занимающихся контактными единоборствами

ВВЕДЕНИЕ

Контактные единоборства — замечательное средство рекреации, оздоровления и активного отдыха человека независимо от его возраста, пола и окружающей среды. при этом следует заметить, что занятия контактными единоборствами, как и другими видами спорта, оказывают существенное влияние на формирование и развитие деятельности и функций центральной нервной системы [3].

Различные воздействия во время контактных единоборств стимулируют созревание нервных клеток и возникновение между ними взаимосвязей, способствующих проявлению наследственных (генетических) возможностей нервной системы [5].

Изучение материалов предыдущих исследований и результатов научных работ позволило установить, что на эффективность тренировочной и игровой деятельности спортсмена влияют: скорость и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания и др. [4].

Именно поэтому, изучение особенностей нервной системы и протекания нервных процессов вызывает особый интерес и является актуальным вопросам системы отбора и подготовки начинающих спортсменов, специализирующихся в контактных единоборствах.

На сегодня существует необходимость учета не только общей и специальной физической подготовленности молодых людей, которые хотят заниматься спортом, но и контроля функциональных возможностей их организма для более точного и правильного подбора самого вида спорта в системе их физического воспитания и направленности тренировочных нагрузок во время занятий.

Психическая готовность спортсмена к конкретному соревнованию является одним из критериев залога его успешного выступления. Чтобы в условиях учебно-тренировочного процесса понять, насколько спортсмен психологически готов к предстоящему старту, необходимо изучить различные стороны его психической деятельности.

В связи с этим существует потребность в оценке динамики уровня психической готовности спортсмена. В то же время измерения в «полевых» условиях учебно-тренировочной работы требуют максимально кратковременной и нетрудоемкой процедуры обследований. Подбор наиболее информативных методик, предназначенных для определения основных свойств ЦНС, концентрации и устойчивости внимания позволит создать систему психофизиологического тестирования для определения степени готовности к тренировочной и соревновательной деятельности.

Объект исследования – спортсмены, занимающиеся контактными единоборствами.

Предмет исследования – особенности устойчивости внимания у людей, занимающихся контактными единоборствами.

Цель: исследовать особенности устойчивости внимания у людей, занимающихся контактными единоборствами.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

  • провести обзор научно-методической литературы;
  • изучить понятие и сущность внимания;
  • выполнить постановку задач исследования;
  • привести анализ результатов исследования.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении определены актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель работы, а также задачи, которые необходимо решить для достижения цели.

В первой главе описана актуальность проблемы концентрации внимания в спорте.

Во второй главе проведен анализ особенностей внимания у спортсменов.

В заключении сделаны выводы обобщающего характера.

Теоретическую основу исследования составили работы З.С. Варфоломеевой, Е.В. Максимихиной, С.Е. Шивринской, Е.П. Ильина, А.Ц. Пуни, О.А. Пикулева, Ю.А. Чистоедова.

Обзор научно-методической литературы

В современном обществе спортсмену предъявляются повышенные требования к развитию регуляторных процессов, позволяющих личности выступать подлинным субъектом своего поведения и деятельности, а так же самостоятельно определять перспективы своего развития [10].

Формирования у спортсменов способностей к психической саморегуляции имеет важное значение для максимальной реализации их возможностей, в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит психической работоспособности, которая детерминирует направление и уровень активности субъекта [9].

Чтобы поставить перед спортсменом не только серьезные задачи, но и добиться высоких результатов, нужно знать, насколько честно и объективно он может критически оценить свои возможности, а также быстро восстанавливать физическую и психическую работоспособность. Для восстановления психической работоспособности организма требуется больше времени, чем для физического восстановления, поэтому одним из перспективных направлений исследований спортивной психологии является изучение механизмов произвольной регуляции психической деятельности в стрессогенных условиях.

Установлено, что нарушения способности к произвольному управлению психической деятельностью, возникающие под влиянием стрессогенных факторов является одной из основных причин аффективных и поведенческих дисфункций, которые отмечается у спортсменов [7].

Анализ научно-методической литературы показал, что специалисты в области единоборств отмечают необходимость быстрой психической работоспособности спортсменов.

Причем, авторами подчеркивается, что владение средствами психической работоспособности нужно спортсменам не только как базовая составляющая успешной психологической подготовки. Достаточное психологическая подготовленность, а именно владение навыками быстрого восстановления психической работоспособности обеспечивает целостность тренировочного и соревновательного процессов спортсменов в единоборствах [5].

А.Ф. Лазурский, русский психолог, работавший в конце XIX — начале ХХ вв, основоположник такой науки, как характерология, рассматривает разные наклонности человека, в частности, наклонности, относящиеся к вниманию: легкость привлечения (возбудимость), силу сосредоточения, произвольность, устойчивость или неустойчивость и объем внимания. Под сосредоточением внимания Лазурский понимает «…неравенство элементов, находящихся в сознании человека в каждый данный момент…».

Противоположностью будет являться рассеянность внимания, то есть то состояние, когда ни один предмет не выделяется перед другими. Внешние проявления сосредоточения внимания зависят от его направленности. Человек, сосредоточившийся на определенном внешнем объекте, поворачивается к нему всем корпусов и фиксирует на нем взгляд, широко раскрывает глаза, часто наблюдается также легкое раскрытие рта. Человек, сосредоточившийся на своих мыслях, имеет слегка напряженную неподвижную позу и неопределенный взгляд.

С.Л. Рубинштейн в своих трудах, посвященных проблеме внимания, отмечает, что данный психический процесс не имеет своего содержания, продукта, «…проявляется внутри восприятия, мышления». Рубинштейн подчеркивает, что внимание связано самым тесным образом с интересами, наклонностями, потребностями личности, ее отношением к окружающему миру. Внимание здесь рассматривается как «…избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность».

Говоря об основных свойствах внимания, Рубинштейн в первую очередь выделяет концентрированность внимания (противоположность — распыленность). Концентрированность внимания здесь выражает интенсивность связи сознания с определенным объектом, интенсивность сосредоточения сознания на определенном предмете. Важно сказать, что в понятие концентрированности внимания включается степень сосредоточенности внимания, но не его узость.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Р.С. Уэйнберг и Д.Гоулд книге «Основы психологии спорта и физической культуры» посвятили проблеме концентрации внимания отдельную главу. Концентрация внимания здесь рассматривается как «способность поддерживать сосредоточенность внимания на существенных (релевантных) аспектах окружения».

Уже в самом начале главы авторы приводят 2 основных аргумента, подтверждающие важность концентрации внимания в спортивной деятельности.

Во-первых, концентрация внимания необходима спортсмену не только во время соревнования, но также и на тренировках, где, помимо физических качеств, необходимо развивать также и психические функции, в частности, концентрацию внимания.

Во-вторых, потеря концентрации даже на малейшее время может привести к поражению на соревновании, так что очень важно поддерживать уровень концентрации внимания на определенном уровне на протяжении всего времени соревнований. Концентрация внимания необходима спортсмену для того, чтобы сосредотачивать свое внимание на существенных (релевантных) и игнорировать несущественные (нерелевантные) объекты окружающей среды. Для каждого вида спорта релевантными будут являться разные объекты.

Следует подчеркнуть, что напряженная и длительное физическая нагрузка обязательно сопровождается той или иной степенью усталости, которое, в свою очередь, вызывает процессы обновления, стимулирует адаптационные перестройки в организме. Соотношение утомления и восстановления и является, по сути, физиологическая основа процесса спортивной тренировки [12].

В настоящее время в психологической спортивной науке отсутствуют систематизированные представления о закономерностях формирования механизмов эффективного восстановления психической работоспособности единоборцев в тренировочные и соревновательные периоды. Для решения этого сложного круга вопросов необходимо проведение специального комплексного психодиагностического исследования, направленного на анализ всего спектра механизмов психической работоспособности спортсменов. Это имеет большое значение как для разработки программы эффективного восстановления психической работоспособности спортсменов на различных этапах спортивной деятельности, так и для прогнозирования успешности их профессиональной деятельности.

Понятие и сущность внимания

Любая форма психической деятельности человека – будь то активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координаций – предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания [4].

Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, работы памяти, восприятия, движения [2].

По мнению Н.Н. Ланге внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, оттесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления есть основной факт или эффект внимания. Но, как следствие, отсюда происходят и некоторые второстепенные эффекты, а именно:

  • это представление благодаря его большой сознаваемости становится для нас раздельнее, в нем мы узнаем больше подробностей (аналитический эффект);
  • оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фиксирующий эффект);
  • в некоторых, по крайней мере, случаях впечатление делается для нас сильнее: слабый звук, выслушиваемый с вниманием, кажется благодаря тому немного громче (усиливающий эффект) [4].

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте.

Среди психических явлений внимание занимает особое место. Оно входит в познавательные процессы, в практическую деятельность. Благодаря вниманию наша деятельность имеет определенную избирательную направленность — из большого числа объектов мы выбираем лишь необходимые и сосредотачиваем на них нашу психическую деятельность.

Согласно С.Л. Рубинштейну внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она, как в фокусе, сосредоточенна. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности [4].

Процессы внимания играют чрезвычайно важную роль в нашей психической жизни. С ними особенно необходимо считаться именно педагогу.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания А.Г. Маклаков относит устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиться на одном и том же объекте.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией подразумевают степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства – переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Следующее свойство – объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые может охватить с достаточной ясностью одновременно.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят [3].

Тренеры-преподаватели часто указывают на недостаток внимания у своих воспитанников. Порой это выражается в забывчивости и неорганизованности на тренировках, в неспособности сосредоточиться на данном ему задании. А иногда невнимательность дает о себе знать и на соревнованиях. Некоторые тренеры-преподаватели время от времени беседуют со спортсменами о том, как важно быть собранным и внимательным. Некоторые ограничиваются энергичными репликами: «Не отвлекаемся»; «Куда смотришь?»; «Обратите на меня внимание». Лишь в редких случаях (например, при подготовке фехтовальщиков) значение внимания осознается настолько отчетливо, что в тренировку вводятся специальные упражнения. Но даже там, где такие упражнения используются, дело обычно ограничивается развитием узкоспециализированных навыков.

Сводя спорт к стандартам и схемам, мы утрачиваем в нем нечто глубоко внутреннее, идущее не от технологии и техники, а от самого человека. А ведь человек – это сердце спорта. Соревнуются между собой не системы подготовки, не технические навыки, не мышцы. Соревнуются живые, мыслящие люди. Каждое соревнование – это столкновение характеров, личностей. И чем выше класс спортсмена, тем более явственно проявляются его характер, неповторимый стиль, его индивидуальность [6].

Перед тренером стоит задача постоянно совершенствовать учебно-тренировочный процесс. Здесь используются принципы современной педагогики и психологии однако учеба подчас идет слишком медленно и довольно не интересно.

Живой интерес и свободное общение могут стать хорошим подспорьем в любой учебе. Но далеко не многим удается создать в своей работе атмосферу захватывающего действия, непринужденной игры [11].

Прежде чем приступить к отработке навыков борьбы с отвлечениями внимания, необходимо развить способность к их наблюдению.

Спортсмен знает, как важно на соревнованиях бдительность, и все же тактические комбинации соперника могут застать его врасплох. Беда не только в том, что кто-то или что-то отвлекает внимание спортсмена: мощный источник помех находиться внутри него самого. Это постоянные наплывы мыслей, образов, воспоминаний. Это знакомые не прошенные гости, являющиеся в самый неподходящий момент. Это боязнь подвести тренера и команду, неуверенность в своих силах. Позволяя себе раствориться в течении беспорядочно возникающих мыслей и желаний, теряясь в хаосе образов и идей, человек отвлекается от поставленных задач.

На тренировках недостаток внимания можно компенсировать увеличением числа повторений. Но на соревнованиях невнимательность исправить невозможно. Подобная ошибка сразу выводит из числа претендентов на медаль. Ответственные соревнования не прощают отвлечений. Поэтому одна из задач тренера – воспитание способности поддерживать сосредоточение достаточной интенсивности нужное время.

Сохранять самоконтроль в различных боевых ситуациях – как в ходе атаки, так и в обороне – особенно трудно, если неизвестно, чего ожидать от соперника, каждая ситуация предъявляет высокие требования не только к объему, интенсивности и устойчивости внимания, но и требует мгновенного переключения и его широкого распределения [5].

Тренеры-преподаватели должны помнить что, на этапе начальной подготовки, когда закладывается фундамент знаний, одной из главных задач является развитие свойства внимания: сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем, отвлекаемость. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности.

Прикрепленные файлы:

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




_ustojchivosti_vnimaniya_u_lyudej

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.