3.2.Психологическое консультирование родителей дошкольников по развитию художественно-творческих способностей детей
Психологическое консультирование – вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении психологических трудностей, неадаптивных способов поведения, с тем, чтобы клиент мог решить психологические проблемы, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях. Консультирование имеет место тогда, когда психолог пытается изменить или улучшить ситуацию, но непосредственно не управляет процессом изменения. [20,с.9]
Уже в процессе начальной диагностики клиент получает определенную консультативную помощь. Все стадии интервью позволяют клиенту получать ответы на неясные для него вопросы. Но центральная часть процесса консультирования, которая претендует на разрешение проблемы и включает целенаправленное воздействие психолога, предполагает опору на уже полученные диагностические данные. Эта стадия интервью обозначается как осознание желаемого результата, то есть цели. Психолог вместе к клиентом определяют его идеал – каким он хочет быть в структуре изобразительной деятельности; что в его жизни произойдет, когда проблемы по формированию художественно-творческих способностей будут решены. Для клиента стадия консультативного воздействия не выглядит как-то по-особому. Весь ход интервью подводит его к «инсайту». Происходящие с ним изменения переживаются как результат собственных усилий: «Я сам все понял».
Психологи в процессе консультирования применяют соответствующие методы воздействия [14,с.74].
Предоставление обратной информации. Это – метод, основанный на усилении свойственных клиенту навыков восприятия и оценки результатов собственных действий, мыслей и чувств. Он особенно полезен, когда у клиента снижена или деформирована чувствительность к социальным реакциям на его успехи или неудачи в изобразительной деятельности его ребенка. Ответы психолога по каналу обратной связи играют чрезвычайно важную роль в процессе консультирования, с их помощью влияют на процесс передачи информации клиентом.
Предоставление обратной информации подчиняется определенным правилам:
- желательно упоминать конкретные действия клиента;
- говорить о чувствах, которые вызывают его действия;
- учитывать как положительные, так и негативные последствия результатов в изобразительной деятельности клиента;
- адресоваться к тем свойствам личности клиента, которые находятся в его власти и могут способствовать развитию художественно-творческих способностей его ребенка.
Установлено, что предоставление обратной информации в виде оценок, советов и запретов, а также указание на глобальные свойства личности, категоричность суждений существенно затрудняют процесс консультирования и могут его прервать.
Параллельно осуществляется обучение правильному отношению к обратной информации.
В свою очередь психолог должен быть профессионально чувствителен к сигналам обратной информации, которые подает ему клиент.
Следующий метод консультирования – интерпретация. Это новое, альтернативное представление ситуации клиента на основе теории или личного опыта психолога. Интерпретация может иметь вид комментария – трактовки в новом свете сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур в процессе общения.
Интерпретация является основой других методов консультирования. Она способствует также изменению настроения и поведения клиента. В некоторых случаях интерпретация применяется с целью снизить тревогу клиента, превращая симптом из непонятного для него препятствия в установленную задачу, которую можно и надо решать.
Обоснованность и убедительность интерпретации повышается, если она использует систематизированные и теоретически выверенные результаты диагностического исследования.
Для того, чтобы интерпретация была понятна клиенту, она должна опираться на его слова, мысли и переживания, связываться с тем, что он уже знает. Уместно побуждение клиента к самостоятельной интерпретации фактов, мыслей и чувств.
Важным методом консультирования является правдоподобное объяснение причин и предложение возможных решений проблемы. Предложение возможных решений — основное требование эффективного консультирования. Среди многих причин, объясняющих, почему люди обращаются за помощью, две встречаются наиболее часто. Люди или не понимают проблемы и ее причин, или не могут найти решения (иногда они видят решение, но не способны его принять). Система консультирования обладает механизмом для того, чтобы направить клиента на выбор правильного решения по овладению художественно-творческими способностями его ребенком.
Даже в тех случаях, когда позиция недирективности консультанта является всесторонне обоснованной, клиент обращается к нему за объяснениями и возможными решениями. Если на стадии назревания решения нет уверенности в том, что клиент может прийти к собственному заключению, следует преподнести его клиенту доступным образом.
Было бы наивным верить в то, что клиенты готовы слепо воспринять точку зрения консультанта без всяких возражений и детального переосмысления. Они ищут понимания и такого решения проблемы, которое нужно им самим. Клиентам мнение психолога необходимо в качестве отправной точки в собственном поиске рационального решения.
Генеральная же линия психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту решить проблему его собственным способом.
Следует помнить, что исходной точкой работы должен являться настоящий момент, т.е. вопросы о том, что клиента беспокоит в настоящее время, а также его представление о желаемом результате предстоящей работы
В ходе эксперимента была выдвинута гипотеза о том, что для успешного обучения ребенок должен обладать определенными художественно-творческими способностями. Для этого необходимо грамотное родительское руководство по овладению этими способностями, которое в свою очередь зависит от эффективного психологического консультирования и последующей психокоррекции.
Цель: формирование родительской компетенции в области развития художественно-творческих способностей детей экспериментальной группы.
Задачи:
- Определение проблемы
- Создание психолого-педагогических условий
- Формирование навыков самостоятельной коррекции
- Апробация результатов
- Практические рекомендации
Этапы:
- Подготовительный
- Основной
- Контрольный
Ход подготовительного этапа консультирования
Вашему ребенку уже 5-7 лет. Какими видами деятельности он должен владеть в этом возрасте и какими из них он реально занимается?
Предложите Вашему ребенку нарисовать план вашей комнаты или двора, где он всегда гуляет. Как он с этим справляется?
Может ли проявляться у дошкольника логическое мышление? Если да, то, в каких ситуациях?
(Рассуждать логически дошкольник может в тех ситуациях, когда он опирается на свой опыт и если он имеет некоторую практику в решении логических задач). Исчерпывается ли развитие мышления ребенка формированием наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления?
(Кроме развития всех 3 основных видов мышления у ребенка должны быть сформированы художественно-творческие компоненты мыслительных процессов. Формируются они посредством специальных задач, которые следует предлагать ребенку).
Каковы основные пути в развитии воображения дошкольника?
Воображение, как составляющее художественно-творческих способностей, развивается в процессе овладения ребенком различными видами деятельности: прежде всего в игре, а также в изобразительной деятельности, конструктивной и др. Кроме того, ребенку можно давать специальные задания, направленные на развитие у него подвижности образов, умения найти собственное решение, дать несколько вариантов выполнения одного и того же задания). [4,с.37]
На занятиях психолого-педагогического всеобуча не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволит в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет.
Психологи и педагоги отмечают значение индивидуальной работы с родителями в процессе их педагогического просвещения. Индивидуальная работа с родителями необходима и потому, что семья — глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы.
Основной формой индивидуальной работы является психологическая консультация. Ценность ее в том, что родители идут на консультацию по собственной инициативе, настроены на обсуждение волнующих их проблем, стремятся получить знания, необходимые для целенаправленного воздействия на личность ребенка, ищут помощи в выборе рациональных форм педагогического руководства. Естественность обстановки во время консультации исключает психологический барьер между педагогом и родителями.
Таким образом, индивидуальная работа с родителями конкретизирует и дополняет коллективные занятия, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать ее возросшие воспитательные возможности.
Педагогическая помощь родителям может быть оказана посредством оформления «Родительского уголка», который содержит в себе различные памятки, информацию папок-передвижек, полезные советы, задания для родителей, а также информацию и сообщения о планируемых мероприятиях, занятиях и т.д. Таким образом, данная форма просвещения родителей позволяет дополнить словесную информацию для родителей по вопросам подготовки детей к школе, дать практические советы, рекомендации в этой области знаний; оповестить о планируемых занятиях с родителями, консультациях.
В процессе психологического консультирования родителей нами были предложены психолого-методические рекомендации для родителей (Приложение 4)
Основная суть сводилась к тому, что психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители — первые и самые важные его воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок будет осуществлять процесс обучения в школе с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы усилия были эффективными, мы рекомендовали воспользоваться следующими советами:
Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он невнимателен, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Ход основного этапа консультирования
Основной этап проходил в виде двух последовательных циклов, заключающих в себе тренинги по консультированию родителей.
Продолжительность цикла «Краткосрочное консультирование родителей»: 20 акад. часов.
Тренинг базируется на принципах, выдвинутых создателем индивидуальной психологии Альфредом Адлером и развитых одним из наиболее известных его последователей Рудольфом Дрейкусом. Цель тренинга — создать эффективную модель консультирования, научить навыкам психологической помощи детям и их родителям. В мельчайших подробностях обсуждают техники, которые при правильном применении вызовут положительные изменения в семейных и детско-родительских отношениях. Основной упор делается на то «как это сделать». Будут даны конкретные рекомендации, что можно предпринять в проблемных ситуациях для развития художественно-творческих способностей детей.
Продолжительность цикла «Тренинг детско-родительского взаимодействия»: 20 ак. час.
Тренинг детско-родительского взаимодействия — это метод, который позволяет решать проблемы общения с детьми в семье, особенно в тех случаях, когда родители не чувствуют себя достаточно опытными и компетентными в области развития художественно-творческих способностей.
Консультирование родителей, имеющих ребенка с проблемами в области развития художественно-творческих способностей опирается на следующие принципы: 1) необходимость, в том числе в критические периоды и как часть сопровождения, 2) вынужденность – социальный заказ, 3) комплексность, 4) постоянный характер, в том числе – периодические консультации и т.д., 5) взаимодействие подсистем работы психолога с ребенком, с родителями и другими специалистами. Существуют важные отличия консультирования семьи, имеющей ребенка с проблемами в области развития художественно-творческих способностей от бытующих в настоящее время систем консультирования.
Во-первых, в рамках семейного или возрастно-психологического консультирования предполагается полная добровольность обращения к специалисту.
Во-вторых, стандартное консультирование предполагает возможность для семьи в любой момент прекратить общение со специалистом.
Исходя из принципа соблюдения интересов ребенка, необходимо «удержать» родителей от преждевременного прерывания консультирования, дать возможность проведения психокоррекционной работы в полном объеме. Добиться сведения до минимума количества посещений других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, достигнуть адекватного осознания родителями проблемы и принятия правильных решений по воспитанию и обучению ребенка с проблемами в области развития художественно-творческих способностей.
Ход заключительного этапа консультирования
После была проведена коррекционно-развивающая работа с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Были даны необходимые рекомендации.
Типичные позиции родителей в консультировании и их преобразования:
— пассивная – требует активизации, трансляции ответственности и демонстрации успехов активных семей и детей с проблемами в области развития художественно-творческих способностей,
— «зажатая» – страх перед консультированием и страх изменений в целом – необходимо показать семье роль изменений, обсудить феномен «снежного кома», «двойного эффекта самораскрытия» и т.д.
— зависимая — требует трансляции активности, существования альтернативных подходов, важности их поиска,
— продуктивная – активная – необходима помощь в поиске информации и выявлении мешающих развитию семьи и ребенка установок, поведения и т.д.,
— рентная – важно поставить перед родителем вопрос, о том, что дает ему сегодняшнее поведение, не нужно ли его сохранить, усилить, что он потеряет, если его перестанут жалеть и т.п., что принесут ему более продуктивные способы решения своих проблем и ребенка,
— негативная («тестирующая») – консультант демонстрирует нежелание клиента работать, это проверка профессионализма консультанта: продуктивны лобовые вопросы о том, хочет ли клиент продолжать консультирование и не нужно ли его прекратить, поскольку клиент не проявляет должной заинтересованности и раскрытости.
Рекомендации по процессу консультирования клиентов данной группы с проблемами в области развития художественно-творческих способностей опираются на известные принципы экзистенциально-гуманистической психотерапии: принятие, эмпатия, конгруэнтность, конкретность, необычность, пластичность поведения и отстаивание ценностей. [20,с.92]
В ходе эксперимента осуществлялось психологическое сопровождение детей в процессе их общения в семье. Это, прежде всего, консультирование профилактико-информирующего и психотерапевтического характера, связанного с раскрытием общих тенденций развития ребенка в области художественно-творческих способностей.
Таким образом, в дипломной работе, помимо обобщения и анализа психолого-педагогической литературы, решения поставленных задач, была решена и прикладная задача: создан соответствующий алгоритм, который имеет ярко выраженную консультирующую направленность.
3.3. Коррекционно-развивающая работа и результаты развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста
Общие рекомендации по коррекции художественно-творческих способностей в практике психологического консультирования
Проводя психологическое консультирование по проблемам, связанным с развитием художественно-творческих способностей клиента, необходимо обязательно учитывать следующие знания о способностях, которыми располагает современная наука:
- Способности человека в их прогрессивном развитии зависят от двух основных факторов: от наличия у человека определенных и, как правило, врожденных задатков, а также от социальных факторов (условий психологического развития человека), влияющих на превращение соответствующих задатков в способности.
- Науке до сих пор доподлинно не известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом уровне. Однако жизнь и практика работы с людьми позволяют, постоянно и внимательно наблюдая за ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам. Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет себя и решает разного рода задачи в раннем детстве, как он рисует.
- Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от одного года до трех-четырех лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.
- К возрасту четырех лет практически почти все имеющиеся у ребенка с рождения задатки, так или иначе, проявляют себя. Поэтому, заботясь о развитии задатков ребенка, об их как можно более скором превращении в способности, необходимо активно приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях задатков к рисованию.
- Многие способности человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных задатков. Однако в этом случае придется приложить гораздо больше усилий для развития способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии достаточно высокого уровня.
Обучение и воспитание вносят не меньший вклад в развитие художественно-творческих способностей, чем имеющиеся задатки. Сами задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в высокоразвитые способности человека.
Чем старше человек, тем труднее развивать его способности даже в том случае, если у него имеются явно выраженные задатки.
К главным условиям, обеспечивающим ускоренное развитие в области художественно-творческих способностей дошкольников, относятся следующие:
- своевременное и полное выявление задатков к рисованию у ребенка;
- как можно более раннее начало активного развития художественно-творческих способностей на их основе;
- наличие заранее разработанной и тщательно продуманной программы развития художественно-творческих способностей, учитывающей индивидуальные особенности ребенка;
- использование современных развивающих методов и средств обучения;
- наличие способного, психолого-педагогически подготовленного воспитателя, владеющего техникой и методикой обучения, имеющего у самого себя художественно-творческие способности, которые он собирается развивать у других;
- включение ребенка в деятельность, в которой проявляются и одновременно развиваются художественно-творческие способности;
- проведение систематических развивающих учебных занятий с ребенком;
- контроль результатов развития с помощью психодиагностики формирующихся художественно-творческих способностей с последующей коррекцией программы и методики обучения, направленного на их развитие. Практические рекомендации, которые психолог-консультант предлагает клиенту по развитию художественно-творческих способностей детей, в научном отношении должны исходить из сформулированных выше положений психологической теории формирования и развития способностей человека. Эти положения в процессе психологического консультирования необходимо конкретизировать в учебном процессе с учетом особенностей клиента, условий его жизни, содержания и средств обучения и воспитания, окружающих людей и реальных взаимоотношений с ними.
Работа с детьми экспериментальной группы по развитию художественно-творческих способностей средствами арт – терапии.
В структуре арт – терапевтического занятия логично выделить две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Другая часть – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.
Таким образом, члены группы передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.
Структура занятия:
Настрой («разогрев») — это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации.
Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Здесь можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии.
Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы). Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Некоторые дети пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное «рисовальщика», его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике.
При выборе изобразительных средств нужно учитывать состояние личности «здесь и теперь», её потребность в маскировке травматических переживаний, желание контролировать эмоции и др. Обычно на первых занятиях участники стремятся работать знакомыми и привычными средствами. И только по мере преодоления психологической защиты начинают экспериментировать, становятся более экспрессивными.
Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно отразить нюансы настроения и психического состояния.
Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации). Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к взрослому, от личных особенностей ребёнка.
Рефлексивный анализ.
Заключительный этап, предполагает реформативный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ «Я». В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.
Последовательность занятий можно варьировать.
Частота проведения занятий – 1 раз в месяц.
Творчество на занятиях по изобразительному искусству – всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении мы предлагаем воспитателю, контролировать не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них.
Необходимо помочь ребенку выявить и осознать свои «скрытые» знания, перевести их в область актуального образовательного понимания и принятия при изучении традиционных учебных вопросов.
В качестве перспективных тенденций, формирующих развитие художественно-творческих способностей, нами выделены следующие положения:
— создание на занятиях комфортной обстановки за счет высокой организации условий обучения: специального оборудования для занятий, проведение занятий в малочисленных группах, включение в интерьер группы детского сада природных объектов (цветы, живой уголок и т.п.);
— четкость, компактность и сжатость учебного материала;
— логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
— большой информативной емкостью учебного материала, используемого на занятии;
— использование интегративных занятий с привлечением других видов искусства, литературы и пр.;
— использование на занятиях игровых моментов и дидактических игр;
— планирование занятий по блокам, объединенных общей целью в развитии изобразительных способностей.
Интегративные занятия имеют определенные преимущества:
— повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
— способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
— способствуют развитию художественных умений и навыков, помогают выразить чувства разнообразными изобразительными и художественными средствами, а также объяснить художественные понятия словом;
— способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического воспитания, развитию воображения, внимания, памяти, мышления дошкольников;
— способствуют повышению, росту профессионального мастерства воспитателя, так как требует от него владения инновационными технологиями учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Слагаемые художественно-творческой активности детей в ходе занятий, направленных на развитие способностей: заинтересованность; готовность к ответам на поставленные вопросы; готовность решать поставленные педагогом учебно-творческие задачи и открывать мир изобразительного искусства; творческая фантазия, умение интерпретировать увиденное, желание внести свое индивидуальное в решение общих задач предлагаемой творческой натурной постановки или тематического задания; склонность к анализу собственных ошибок, умение их видеть и исправлять, длительность работы над постановкой и совершенствование результатов своей творческой деятельности (усовершенствование технических возможностей в рисунке и живописи, исправление ошибок в уже нарисованном); речевая активность — анализ допущенных ошибок, обсуждение постановки (ее композиционных, цветовых и формообразующих особенностей) всеми обучающимися.
Для анализа и интерпретации результатов коррекционно-развивающей работы с детьми, а также после проведенной серии психологического консультирования с родителями (см.п.3.2.) мы воспользовались контрольной психодиагностикой развития художественно-творческих способностей в обеих группах с использованием той же методики.
Результат исследования
Подсчет коэффициента оригинальности в экспериментальной группе показал его значительный рост (I этапе –3,3; Ш этапе — 4,1) и практическое отсутствие роста коэффициента оригинальности в контрольной (I этапе — 3,4; III этапе — 3,5).
Для обоснования значимости влияния психологического консультирования родителей на развитие художественно-творческих способностей, воображения у дошкольников нами был использован непараметрический статистический tf — критерий.
Дети каждой группы были разделены на категории: «произошли изменения» — Да, «не произошли изменения» — Нет. В результате была построена четырехклеточная таблица, которая нашла отображение в диаграмме 1.
Экспериментальная группа 2.Контрольная группа
Да
Нет
1. | 11 | 8 |
2. | 4 | 24 |
Подсчет велся по формуле:
Т = N(O11O22—O12O21)2/п1 п2{О11+О21)-{О12+О22)
где, п1 п2 — объемы выборок, N= п1+n2 — общее число наблюдений.
Полученное χ2наб = 0,385 меньше Т таб . О11 , O21 —произошли изменения, 012, О22 — не произошли. Следовательно, полученные экспериментальные данные не дают оснований говорить о статистической значимости различий.
Однако наблюдается тенденция роста творческой активности школьников экспериментальной группы, что говорит о несомненном позитивном влиянии данной коррекционной программы на эту активность.
Несмотря на статистическую незначимость различий сдвигов в творческой активности воображения дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, наблюдается несомненная тенденция роста этой активности именно в экспериментальной группе.
Данные результаты говорят об эффективности коррекционной программы на основе арт-терапии в ходе эксперимента. Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей начальной и заключительной диагностики, свидетельствуют о возможности в процессе психологического консультирования родителей значительно повышать уровень развития творческого воображения у детей.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, и, можно говорить о том, что проведенная психоконсультационная и психокоррекционная работа интенсифицирует рост творческой активности воображения у дошкольников и способствует развитию их художественно-творческих способностей.
Выводы по 3 главе:
По результатам проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы об особенностях развития воображения и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Во-первых, дети дошкольного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности дошкольников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
Во-вторых, дети дошкольного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах их творческой деятельности уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
В-третьих, у них получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности дошкольников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности.
В-четвертых, у дошкольников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах их творческой деятельности появляются изображения в виде художественного вымысла.
Таким образом, методы психологического консультирования родителей, используемые при развитии художественно-творческих способностей дошкольников, позволяют определить пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках, а также осуществить проектирование эффективной работы с последующим педагогическим вмешательством.
Заключение
Как показали исследования, сензитивным периодом развития творческих качеств личности, приобретения опыта осуществления художественно-творческой деятельности является дошкольный возраст, а занятия искусством – самая благоприятная для этого среда.
Под художественно-творческими способностями мы понимаем способности, имеющие универсальный (общий) характер, обеспечивающие успешность занятий различными видами художественного творчества, формирующие эмоционально – ценностное отношение человека к окружающей действительности и способствующие его самореализации.
Развитие художественно-творческих способностей напрямую зависит от окружения, в котором ребенок проводит первые годы обучения. У многих детей художественно-творческие способности начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, что ни в коем случае не свидетельствует о слабости этих способностей.
Знание общей структуры этих способностей и особенностей их проявления в дошкольном возрасте позволяет разработать более эффективную технологию их формирования.
Особое место в развитии художественно-творческих способностей занимает деятельность дошкольников в области изобразительного искусства.
При реализации сравнительного экспериментального исследования нами была определена цель эксперимента: провести сравнительный анализ уровня развития воображения и художественно-творческих способностей дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
Объектом эксперимента послужили две группы… Дети отобраны с помощью системы тестов по лучшим результатам. Возраст детей 5-7 лет.
С одной группой работали по коррекционной программе на основе результатов предварительной психодиагностики и последующего психологического консультирования родителей, а другую группу взяли как контрольную.
Опираясь на эти исследования, была разработана коррекционная программа с использованием элементов арт-терапии, которая была направлена на развитие художественно-творческих способностей в дошкольном возрасте.
Для анализа и интерпретации результатов коррекционно-развивающей работы с детьми после проведенной серии психологического консультирования с родителями мы воспользовались контрольной психодиагностикой развития художественно-творческих способностей в обеих группах с использованием той же методики.
Полученные результаты говорят об эффективности коррекционной программы, построенной на основе элементов арт-терапии. Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей начальной и заключительной диагностики, свидетельствуют о возможности в процессе психологического консультирования родителей значительно повышать уровень развития творческого воображения и художественно-творческих способностей их детей.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что для определения развития художественно — творческих способностей дошкольников необходимо:
— использовать соответствующие психодиагностические процедуры по определению художественно-творческих способностей дошкольников;
— определить наиболее эффективные психолого-педагогические условия по формированию художественно-творческих способностей дошкольников;
— применять психологическое консультирование родителей по формированию художественно-творческих способностей дошкольников,- нашла свое подтверждение.
Терминология
Активные методы обучения — совокупность способов и приемов, направленных на развитие у дошкольников творческого мышления и способности квалифицированно решать поставленные перед ними задачи.
Воображение – это психический процесс, заключающийся в осознании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
Детская психология — отрасль возрастной психологии, в которой изучается психология детей разного возраста, от рождения до окончания школы.
Деятельность— специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Деятельность предметная — деятельность, подчиненная в своем течении особенностям предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми. Рассчитана на усвоение способов правильного употребления этих предметов людьми и развитие их способностей.
Задатки — предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.
Методика исследования – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
Методы исследования – способы получения фактов проявления психики.
Одаренность — наличие у человека задатков к развитию способностей.
Психодиагностика – область психологии, в рамках которой разрабатываются методы выявления и измерения индивидуально–психологических особенностей личности, ее психических свойств и способностей психологического общения с другими людьми.
Психологическая консультация — форма оказания психологической помощи, заключающаяся в построении особых взаимоотношений между консультантом и консультируемым, актуализирующих дополнительные психологические силы и способности последнего, которые дают новые возможности для выхода из кризисной жизненной ситуации.
Психологическая коррекция — оказание психологической помощи лицам, нуждающимся в устранении психической дисгармонии, нарушении стройного сочетания, утраты наилучшего взаимного соответствия психических функций.
Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказание психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности, определяют предрасположенность человека к этой деятельности.
Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
Творческая деятельность – это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Творческое мышление — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
Творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.
Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.
Умения — освоенный субъектом способ выполнения действий на основе приобретенных знаний и навыков.
Художественно-творческие способности можно определить так — это специальные определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Художественно — творческие способности ребенка могут проявиться в том, что он:
- прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение — украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
Список литературы
Нормативно-правовая литература:
- Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ.
- Федеральный закон РФ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
Основная литература
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. / Д.Б. Богоявленская.- М.: Академия, 2012. — 320 с.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 2010.– 400 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 93 с.
- Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческих способностей//Вопросы психологии. – 2004. — №5 – с. 123.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования: 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2014. – 592 с.
- Ермолаева — Томина Л. Б. Психология художественного творчества / Л. Б. Ермолаева — Томина. — М.: Академический проект, 2013. — 304 с.
- Иванов С. П. Психология художественного действия субъекта / С. П. Иванов. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института,2012.- 640 с.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 128 с.
- Коротеева Е. И. Развитие способностей детей к художественно-творческой деятельности / Рос. акад. образования, Ин-т художеств. образования.: — М.: Изд. дом РАО, 2015. — 203 с.
- Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
- Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 2011. — 125с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: изд. центр «Академия», 2010 — 456с.
- Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ.вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2011. – 528 с.
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 482 с.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М, 2011. -144 с.
- Практическая психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб.: Диалектика Плюс.-2010.- 340 с.
- Развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: 2013. – 289с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Ред. – сост. Д.Б.Эльконин. – М.: Изд-й центр «Академия», 2012. – 384 с.
- Ярышкин М.И. Вопросы педагогического консультирования родителей. – М.: Просвещение. – 2011. – 214с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф