Заявка на расчет
Меню Услуги

ОСОБЕННОСТИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ. ЧАСТЬ 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


1.3. Изучение причины застенчивости

Источник застенчивости – это ощущение страха перед людьми. Стеснительность человека проявляется в детстве, как и другие его эмоциональные реакции. Большое значение имеет, какое окружение с нами в учебном учреждении или в семье при образовании застенчивого человека. Могут возникнуть потрясения, но на дальнейших этапах жизни и различные событиям у человека, могут сделать его застенчивым (Рубинштейн, 2008, с. 240). В работе российских и зарубежных психологов выступали неоднократно особым направлением исследований причины застенчивости. Представители разных научных направлений имели свое мнение. Так появилась «теория врожденной застенчивости». Некий лондонский врач решил обвинить гены родителей в формировании застенчивости. Поддержал данную теорию ведущий психолог Р. Кеттелл. В своем 16-факторном опроснике личности он выделил шкалу «H» с двумя противоположными личностными чертами – «смелость –уверенность в себе» и «застенчивость – чувствительность к угрозе». Низкие баллы по этому фактору указывают на сверхчувствительность нервной системы, на любую опасность сильную реакцию, трусость, неуверенность в своем поведении, силе и сдержанности чувств (2007, с. 584). С такими показателями люди мучаются с чувством собственной неполноценности, то есть они застенчивые люди.

Феномен застенчивости в теории бихевиоризма объясняется с иной точки зрения. Психика человека влияет на формы поведения, так думают бихевиористы, и что ответом на стимулы из окружения является поведение. Они считают, что застенчивость появляется, когда люди учатся социальным навыкам. По теории бихевиористов, застенчивость — ужасная реакция на социальные раздражители (Олпорт, 1998, с. 146).

Стоит изменить формы общения, сделать их «правильными», и все ограничения исчезнут. Стараться быть открытым, проявление активности и постепенно причины застенчивости отпадут.

Важное место проблемы в исследовании и феномена застенчивости занимает концепция, по мнению А. Адлера (2007). А. Адлер – представитель индивидуальной психологии. Он ввел термин «комплекс неполноценности». Психолог думал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства, отсутствия возможностей и сил. Все возможно изменить и исправить, главное быть уверенней. Каждый ребенок сам выбирает образ жизни, согласно своему характеру и своим представлениям о мире в целом.

Застенчивость рассматривается как ответ на неудовлетворенные основные нужды инстинкта. Это связано с отклонениями личности в развитии, вызванными нарушением гармонии между инстинктом, приспособлением разумом и к реальности, поддерживающим моральные нормы. Более того, застенчивость – это глубокая бессознательная борьба и она проявляется внешне. Психоаналитические рассуждения основаны на примерах патологической застенчивости, которую действительно нужно лечить (Руденко, 2013, с. 285).

Не стоит путать застенчивость со стеснительностью. Первая черта если характера всегда, то смущение ‒ это временное явление, больше характерна для осознанных людей, но сдержанность поведенческая исчезает в процессе общения через определенное время. То же можно сказать и о смущении, ведь временное проявление чувств может быть у любого человека, например, из-за большого внимания к себе или высокой похвалы. Застенчивым людям стыдно даже в одиночестве, так сказать, без явной на то причины. Все же стоит подумать, и проделать некие эксперименты, чтобы снизить уровень застенчивости.

Стеснительность проявляется разными способами. Проявление застенчивости очень похоже на проявление растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональным нарушением деятельности.

Самого нужного и необходимого в жизни лишает себя человек – это социальное и межличностное общение и это ведет к изоляции и одиночеству.

Черта характера, так можно характеризовать застенчивость, которая проявляется в смущении, страхе, нерешительности, трудностях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и негативном отношении собеседника к себе. Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самообразования может произойти «перестановка» компонентов этого процесса: это не застенчивость, комплексы, он становится застенчивым, а застенчивым, неправильно приспособившимся, входит в группу бессовестных (Хилько, 2013, с. 194).

Состояние застенчивости сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной сфер, речевой деятельности, эмоционально-волевых и психических процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психического напряжения (Лук, 2002, с. 176). Как черта личности, это связано с переживанием психического дискомфорта, постоянными трудностями в установлении контактов и снижением адаптивных способностей и самооценки. Это часто приводит к личностному синдрому, ограничивающему контакт, отчуждение и успех в общении (Хорни, 2003, с. 248).

По мнению Д. Майерс (2007), внутренняя весомая нестабильность в период полового созревания вместе с необходимостью активного контроля социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, ригидности и усилению самоконтроля.

Застенчивость, связанную с ситуацией и возрастом, рассматривается как социальная застенчивость, так как она может быть вызвана различными социальными факторами. К изменению адаптируется до полного преодоления в совокупности благоприятных обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех, физическое и психоневрологическое здоровье, удовлетворение основных социальных и личных потребностей. Личная застенчивость обычно имеет в своем генезисе, как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные факторы (Эльконин, 2001, с. 416).

Рассматривается застенчивость как воздействие на неудовлетворенные первые потребности инстинкта, связанные с отклонениями в развитии личности из-за нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, сохраняющим нравственные нормы.

Она проявляется по-разному. Три вида реакций, можно выделить при проявлении застенчивости:

  1. Поведенческие знаки, которые свидетельствует о застенчивости.
  2. Физиологические симптомы.
  3. Чувство смущения и неуверенности.

В социальном плане, по мнению Л.Г. Почебут (2010) застенчивость не только может иметь негативные последствия, но и на мыслительные процессы. Она погружает человека в состояние, характеризующееся с восприятием себя и обострением самосознания и специфических особенностей. Человеку кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, слабым. Сопровождается застенчивость временной неспособностью мыслить эффективно и правильно, а часто и чувством неудачи, проигрыша. После того как срабатывает самоконтроль, человек сходит с ума и нарастает беспокойство, застенчивые люди все меньше обращают внимание на информацию, которую они получают. Поэтому застенчивость не рассматривается как незначительное раздражение. К этой проблеме нужно относиться серьезно, потому что она может перерасти в хронические формы психических расстройств. Но есть плюсы застенчивости, они заключается в том, что человек более тщательно относится к выбору других людей. Застенчивость дает возможность дистанцироваться, наблюдать, чтобы быть расчетливым в будущем. Человек застенчивый также может быть уверен, что никто не будет его раздражать, сочтет излишне агрессивным и импозантным. Межличностных конфликтов избегает легко (Казанская, 2010, с. 160).

Таким образом, причин застенчивости может быть множество. Рассматривать это можно, либо как незначительное затруднение, либо как на серьезную проблему. Причины застенчивости, может быть у каждого индивидуально. От генов до психологической травмы или ситуаций. В зрелом возрасте этот процесс разворачивается осознанно.

1.4. Способы преодоления застенчивости

«Застенчивость – это сочетание желания понравиться и боязни неудачи». Будучи студенткой училища, я стала замечать, что мне стало тяжелее выступать на сцене, хотя все домашние задания выполняла. Со временем, когда я начала привыкать к окружающим меня людей, стала больше общаться, и постепенно перестала проявлять стеснение перед ними. И я начала задумываться о том, что есть много различных способов преодоления застенчивости.

Специально организованный тренинг является одним из методов снижения, степени застенчивости которое, входит в состав неотъемлемого процесса психологического воздействия на человека, испытывающего смущение. Тренинги бывают разные, надо только определиться, что ближе относиться с застенчивостью (Цукерман, 2005, с. 125).

Для взаимодействия с другими людьми человеку необходимо обучаться чему-то новому. Важно, выполнять определенные упражнения, результатом которого является система навыков и умений для эффективного поведения. Диагностическая функция является важной особенностью изучения, и речь идет об особом виде диагностики – самодиагностике как человека, который имеет активную позицию и позволяет ему изменяться, а также адаптировать свою деятельность к процессу общения. В образования проявляется качественные изменения личности. Образование создает условия для адаптации и совершенствования различных профессиональных знаний и навыков, что деловые качества личности улучшаются.

Застенчивых людей очень много. Над этим можно поработать. Есть множество различных игр, упражнений и экспериментов. Важно научиться расслабляться. Включить упражнения на расслабление в каждое занятие, чтобы не волноваться, и настроиться на позитивный лад (Бодалев, 1983, с. 96).

Результат этих упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой. Не следует ждать, когда, оно само пройдет. Все можно преодолеть, главное настрой и желание.

Чтобы преодолеть застенчивость, нужно сначала хорошо поработать над собой. Много общаться с разными людьми, чувствовать себя свободно и в опасных ситуациях. При необходимости можно обратиться к психологу. По преодолению застенчивости есть несколько способов:

  • не обращать внимания, что подумают окружающие. Даже если страшно завести разговор, главное общаться;
  • мыслить всегда позитивно;
  • быть дружелюбными, и улыбаться;
  • признавать свои сильные стороны, и их развивать;
  • себя строго не судить, стараться разбудить чувство юмора в себе;
  • поставить себе цель, чтоб она была значимой и реальной. Например, поставить цель научиться завести разговор, вести себя уверенно и легко общаться, даже если совершенно незнаком человек;
  • перед публичным выступлением, важно заранее подготовится. Репетировать перед зеркалом или перед родными. Говоря, думать о том, насколько важна ваша информация для других;
  • одеваться со вкусом. Опрятная и чистая одежда может добавить смелости;
  • общаясь с человеком, самостоятельно развивайте разговор, но также спрашивайте его мнение и слушать собеседника;
  • некоторые думают, что алкоголь помогает преодолеть застенчивость. Это неприемлемо. Под действием алкоголя человек становится не свободнее, а развязнее;
  • перестать зацикливаться на неудачах, а думать о победах и успехах;
  • использование аутотренинги и аффириации.

Застенчивость состоит из трех компонентов:

  • чрезмерное самосознание – думает часто себе, особенно в социальных ситуациях;
  • чрезмерно отрицательная самооценка – видеть себя только с отрицательной стороны;
  • слишком негативная забота о себе – уделять слишком много внимания на все действия, которые делаете неправильно, когда находитесь в окружении других людей. Все мы по-разному и в разной степени испытываем застенчивость. Однако основную причину можно свести к одному из следующих тезисов:
  1. В студенческие годы низкая самооценка актуальна. Можно предположить, что наши уникальные качества никому не вызывают интереса и не заслуживают восхищения. Стремились быть похожими на других, поэтому не проявляли свои способности и таланты.
  2. Наши предрассудки – Когда другие люди находятся рядом, мы становимся чувствительны к тому, что делаем, как будто мы в центре внимания. Это тревожит и заставляет сомневаться в каждом шаге, который мы делаем. Все внимание сосредоточено непосредственно на себе, особенно на том, «что я делаю не так». И становится низкая самооценка, что кто – то лучше тебя.
  3. Навешивание ярлыков, мы склонны психологически оправдать эти ожидания, когда мы называем себя застенчивыми. Можем сказать себе: «Я стесняюсь, и это правда, я действительно стесняюсь». Когда мы указываем на вещь, то воспринимаем ее в соответствии с установленной маркировкой (Зимняя, 2007, с. 256).
  4. Нужно много времени, чтобы преодолеть застенчивость, поэтому нужно терпение. Важно четко понимать, что стесняться – это нормально. Огромная проблема для людей – невнятная, грамотная речь, понятная далеко не всем.

Растущее распространение феномена застенчивости среди учащихся и необходимость специально организованной профессиональной работы с застенчивыми детьми и подростками определили проблему данного исследования ‒ найти способ преодоления застенчивости старшеклассников. Можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Несмотря на разное понимание застенчивости разными авторами. Это связь застенчивости с чувством собственного достоинства и самосознания, эмоциональное переживание смущения и возникновение трудностей в установлении контактов и в процессе общения в целом.

Многие психологи и психотерапевты считают, что застенчивость можно преодолеть с помощью очень простых рекомендаций:

  • определить причины своей застенчивости. Не зная происхождения своего поведения, невозможно его изменить. Начать работу над устранениями причин. Развивать уверенность в себе, развивать нормальную самооценку, перестать оценивать свое поведение как несоответствующее, развивать коммуникативные навыки. Самая сложная часть – это практика, но для достижения успеха она должна быть постоянной;
  • использовать утверждения. Перестать называть себя застенчивым, неловким, неуверенным в себе. И даже думать о себе таким образом. Самовнушение на пользу, а не на вред. Можно использовать метод парадоксальных намерений. Например, если боязнь, с кем-то поговорить, преувеличивать возможные последствия и играть их в своем воображении с юмором. Как правило, после этого страх исчезает. Но и здесь требуется постоянная и длительная работа над собой;
  • начинать с самого малого – от стеснительности не останется и следа, ведь именно выход из зоны комфорта часто делает человека более уверенным и смелым во всех смыслах этих слов (Шишова, 2007, с. 170).

У каждого человека есть свои причины застенчивости, и способы их преодоления всегда разные.

Застенчивому человеку важно развить способность привлекать к себе людей. По мере развития этого навыка имеет смысл использовать то, что у вас есть. Это умение играть на музыкальных инструментах и умение рассказывать забавные истории или анекдоты, а также владение информацией о крупных международных и политических событиях, новостях из делового мира. Имея это в виду, нужно читать книги, газеты, слушайте новости, посещать выставки, фильмы.

Психологи не рекомендуют избегать ситуаций, вызывающих в обществе стыд и страх. Более того, такое поведение может ухудшить ситуацию. Поэтому вы должны смело двигаться к собственным ограничениям и страхам.

Таким образом, есть множество способов и рекомендаций от авторов и психологов по преодолению застенчивости.

Есть множество игр, которые помогут учащимся преодолеть застенчивость и научиться общаться с другими. Проводя беседы на групповых встречах и различные методы, преодолеть застенчивость не так-то просто. С помощью проб и ошибок, можно добиться результата.

Выводы по 1 главе

Таким образом, существуют различные подходы к исследованию застенчивости у студентов. В первой главе было рассмотрено о понятии застенчивости, как она проявляется, и положительные и отрицательные качества этого феномена. Застенчивость бывает возрастной и ситуативной, а также и постоянной чертой личности.

Студенческий возраст – это особенный период в жизни для каждого человека. Среди студентов застенчивость проявляется чаще, чем у взрослых, поскольку многие взрослые перестают думать, как дети и не видят тех детских проблем, из-за которых стеснялись. Застенчивость вызывают природные, и социальные факторы, и различия между застенчивым или не застенчивым студентом.

Застенчивость ‒ это часть личного опыта, но его влияние на нас ощущается во всем обществе. Его появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды.

Причины застенчивости может быть множество. От генов до психологической травмы или ситуаций.

Есть множество способов и рекомендации от авторов и психологов по преодолению застенчивости.

Глава 2. Организация и проведение исследования особенности застенчивости у студентов

Цель исследования: проверить выдвинутые гипотезы по методикам.

Задачи:

  1. Освоение психологической литературы. Подбор методик.
  2. Проведения исследования и интерпретация результатов.
  3. Анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотез.

2.1. Планирования исследования

Эмпирическая цель исследования:

  1. Выявить, что студенты имеют высокий и низкий уровень застенчивости.
  2. Девушки более застенчивы, чем юноши.

Задачи исследования:

  • подобрать методику, подходящую для проведения данного исследования;
  • определить выборку испытуемых;
  • провести исследование и обработать результаты;
  • проинтерпретировать результаты и сделать выводы.

Характеристика выборки.

В эмпирическом исследовании приняли участия 40 человек города Чебоксары, в возрасте от 18-25 лет. В том числе, 52,5% женского пола, 47,5% мужского пола. Ниже, в таблице 1, представлена структура выборки.

 

Место обучения испытуемых.

Все испытуемые являются студентами вузов города Чебоксары. В диаграмме мы видим, сколько процентов являются студенты данного вуза. Смотрим на рисунок 1.

Рисунок 1 — Вузы в котором учатся наши испытуемые

Методы исследования:

  1. Методика диагностики застенчивости К. С. Чечулиной.

Цель методики (опросника) заключается в изучении уровня застенчивости у испытуемых. Методика позволяет, надежно зафиксировать уровни выраженности застенчивости.

Гипотезы, которые мы будем исследовать по – этому опроснику будут таковы:

  • юноши и девушки в студенческом возрасте имеют низкий уровень застенчивости;
  • юноши и девушки в студенческом возрасте имеют высокий уровень застенчивости.

Тестовые нормы:

  • от 3 до 10 баллов – низкий уровень выраженности застенчивости;
  • от 11 до 30 баллов – средний уровень застенчивости;
  • от 31 до 54 баллов – высокий уровень застенчивости; более 54 баллов – чрезвычайно высокий уровень застенчивости (К.С.Чечулина,2012).

На это задание давалось время около 5-7 минут. Его прохождение было дистанционно. Опросник состоял из 31 вопроса. Студенты отвечали на опросник с ответами «а», «б», «в». Текст опросника, первичные данные и ключ к тесту будет в Приложении 1.

  1. 16-факторный опросник Р. Б. Кеттелла.

Цель методики: выявить особенности характера, склонностей и интересов личности у студентов.

Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт (Р.Б. Кеттелл, 1970).

Результатом теста является профиль, построенный по выявленным в ходе опроса шестнадцати факторам, мы берем факторы выборочно, которые представлены ниже.

  • фактор А. «Общительность — замкнутость»;
  • фактор Н. «Робость – смелость»;
  • фактор О. «спокойствие – тревожность» (Р.Б. Кеттелл, 1970).

Гипотеза для исследования: девушка более застенчивы, чем юноши.

Первичные данные каждого фактора девушек и юношей будут в приложении 2. Тест Кеттелла содержит 187 вопросов. Время выполнения давалось 30 минут. По этой ссылке https://psychojournal.ru студенты проходили опросник. Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа. Краткое описание первичных факторов будет в приложении 2. Полученные результаты будут обработаны методом критерия Стьюдента.

Метод статистической обработки и анализа данных: Т-Критерий Стьюдента. Этот метод позволит нам сравнить средние значения двух независимых между собой выборок, а это группа «Девушки» и «Юноши». Для обработки результатов применялся статистический метод с использованием программы IBM SPSS Statistics 26.

Т-критерий Стьюдента это статистический метод, который позволяет сравнивать средние значения двух выборок и на основе результатов теста делать заключение о том, различаются ли они друг от друга статистически или нет.

2.2. Результаты и интерпретация исследования

После прохождения опросника Чечулиной по рисунку 2, мы видим результаты данного исследования в виде диаграммы. Анкета с первичными данными будет в приложении 1.

Таким образом, довольно большое колличество студентов имеют высокий показатель уровни застенчивости это 45%,и низкий 30%.

В ходе данного исследования мы выяснили,что феномен застенчивости имеет место среди большого колличество опрошенных,что является тревожным признаком. Результаты опросника 45 % с высоким уровнем застенчивости называют людей личностно застенчивыми. Они имеют негативные переживания и нервно-психическое напряжение, приобретают устойчивый и длительный характер, охватывают все сферы личности, недостаточно сформированы навыки эффективной коммуникации. Настроение и поведение сильно зависят от одобрения или неодобрения со стороны окружающих.В целом такие люди неуверенны в себе. (К.С. Чечулина, 2012).

С низким уровнем застенчивости характеризуется 30% испытуемых, а это значит, что такие люди практически незастенчивые. Они весьма общительны и разговорчивы, энергичны. Проявляют открытый интерес к другим людям. Смущаются крайне редко, а если это происходит, то и быстро проходит.

Результаты опросника со средним уровнем 15 %, таких людей называют ситуативно застенчивыми. В целом уверенны в себе, достаточно общительны. Хорошо развиты коммуникативные навыки. Переживание застенчивости носит неустойчивый и кратковременный характер.

Самый высокий это 10 % означает, что сверх застенчивые: такие люди характеризуются невротическим поведением с чувством тревоги, стыда и вины (К.С. Чечулина,2012).

Рисунок 2 — Результаты исследования по методике К.С. Чечулиной.

«Методика диагностики застенчивости», в %. низкий 30%, чрезвычайно высокий 10%, средний 15%, и 45 % высокий

Рисунок 3 — Результаты диагностики уровень застенчивости у девушек

Рисунок 4 — Результаты диагностики уровень застенчивости у юношей

По рисунку 3 мы видим, результаты диагностики уровень застенчивости у девушек. Таким образом, у девушек ярко выражена застенчивость по всем возрастам. По рисунку 4 отличается тем что, у юношей от 18 до 20 лет низкий уровень застенчивости выше, и от 21 до 22 лет выше, чем высокий уровень.

Таким образом, мы можем сказать, что студенты имеют все уровни застенчивости, это низкий, средний, высокий или чрезвычайно высокий. Наиболее выражена высокий и низкий уровень застенчивости.

Перед тем как обработать результаты опросника по Чечулиной, мы сравнили отдельно юношей и девушек методом математической статистики.

Для сравнения группы «Девушки» и группы «Юноши» между собой был использован критерий t-Стьюдента для независимых выборок. Данные представлены в таблице 3.

Для изучения параметров, связанных с уровнем застенчивости у студентов, был проведен критерий t-Стьюдента для независимых выборок с помощью программы IBM SPSS Statistics 26. Исходя из полученных данных, мы видим, что между группой «Девушки» и группой «Юноши» не было выявлено значимых различий по исследуемым шкалам.

Результаты диагностики по гипотезам нам показал:

  1. Что между юношами и девушками нет отличий в выраженности низкого уровня застенчивости.
  2. Что между юношами и девушками нет отличий в выраженности высокого уровня застенчивости.

Таким образом, мы можем сказать, что между студентами нет отличия выраженности уровней застенчивости.

Мы провели опросник по Кеттеллу. Первичные данные анкетирование можем увидеть в приложении 2. Результаты по опроснику мы видим на рисунках 5 и 6. Первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «-» и второй половине (от 5,5 до 10) знак «+».

Рисунок 5 — Результаты опросника Кеттелла по всем шкалам у девушек

Рисунок 6 — Результаты опросника Кеттелла по всем шкалам у юношей

Красный цвет означает высокий уровень, а синий низкий уровень.

Фактор «А» ориентирован на измерение общительности человека в небольших группах и его способности, устанавливать, прямые межличностные контакты (Р.Б. Кеттелл, 1970).

По рисунку 5 результат опросника Кеттелла по фактору А «общительность замкнутость» можно сделать вывод, что больше половины девушек испытывают замкнутость 57,8%. Таких людей можно назвать интровертами. Они живут в своем внутреннем мире. Предпочитают работать самостоятельно. Не стремится быть лидером. Нет стремления к социальным и межличностным контактам.

По рисунку 6, мы видим результат опросника Кеттела у юношей по фактору «А». Таким образом, юноши тоже имеют высокую позицию застенчивости 42,2%, но по сравнению с девушками значительно ниже. Чтобы как-то снизить уровень замкнутости, надо как можно больше быть в социализации, заводить знакомства, стараться больше общаться с разными людьми.

По фактору Н «робость смелость» можно сделать вывод, что по рисунку 5 девушкам с низким уровнем робости 33,4% умеют принимать неординарные решения. В групповой деятельности имеют скорее общественную направленность. Смелые личности, несмотря на не выразительную речь. Стоит еще отметить, каков темперамент каждого участника исследования.

По рисунку 6 результат опросника Кеттелла у юношей с высоким уровнем робости 57,8% умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, при всем желании могут быть лидерами в группе. Судя по результатам, студент обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Избегает профессии, связанно с личными контактами. Испытывают сложность в принятии решении. (Р.Б. Кеттелл, 1970).

По результатам опросника по фактору О «спокойствие – тревожность» (характеризует степень уверенности в себе и о своих возможностях).

Таким образом, по рисункам 5 и 6 результаты исследования нам показало, что юноши с результатом 73,6% немного раздражительны, испытывают напряженность в трудных ситуациях. Испытывают сожаление обычно о том, чего не сделали. Девушки по результатам с уровнем тревожности 42,3% более спокойные.

Мы обработали результаты опросника Кеттелла методом математической статистики. мы сравнили группы девушек и юношей по критерию t-Стьюдента А, Н, О. Данные представлены в таблице 4.

Были выявлены, значимые различия между группой «Девушки» и группой «Юноши» по шкале «Фактор А. «общительность — замкнутость» (p<0,05).Среднее значение в группе «Девушки» меньше среднего значения группы «Юноши» (X1 =-1,286, X2 =2,053).

Не было выявлено значимых различия между группой «Девушки» и группой «Юноши» по шкале «Фактор Н. «Робость – смелость»» (T=-1,616, p>0,05). Среднее значение в группе «Девушки» не отличается от среднего значения группы «Юноши».

По шкале «Фактор О. «спокойствие – тревожность»» не было выявлено значимых различия между группой «Девушки» и группой «Юноши» (T=1,285, p>0,05). Среднее значение в группе «Девушки» не отличается от среднего значения группы «Юноши».

Рисунок 7 — Значимые различия по фактору А

Таким образом, на основе проведенного исследования по рисунку 7 мы видим, что девушки более застенчивее, чем юноши.

По результатам данного эмпирического исследования по методике Кеттелла, мы можем сделать вывод, что предложенная нами гипотеза подтвердилась.

2.3. Обсуждение

Проведя эмпирическое исследования, мы провели две методики по критерию t – Стьюдента. Это методика диагностики Чечулиной и опросник Кеттелла. Первую методику мы проводили по двум гипотезам, что юноши и девушки в студенческом возрасте имеют низкий уровень застенчивости, и что девушки и юноши имеют высокий уровень застенчивости. По результатам методом математической статистики не было выявлено значимых различий по исследуемым группам. Таким образом, между юношами и девушками нет отличий в выраженности низкого уровня застенчивости, и нет отличий выраженности высокого уровня застенчивости. Исходя, из полученного результата делаем вывод, что гипотезы не подтверждены.

По второй методике Кеттелла была гипотеза, что девушки более застенчивее, чем юноши. По результатам исследования нам показало, что были выявлены значимые различия между группой «Девушки» и группой «Юноши» по шкале «Фактор А. «Замкнутость — общительность»» p<0,05. По результатам исследования делаем вывод, что гипотеза подтверждена.

Таким образом, имеются достаточные основания для утверждения, что цель и задачи исследования достигнуты, а его гипотеза нашла свое подтверждение.

Выводы по 2 главе

Эмпирическое исследование по второй главе посвящено выявлению уровню застенчивости у студентов, и сравнение по половому принадлежности.

Результаты диагностического исследования студентов по методике диагностики застенчивости К.С. Чечулиной (2012), можно сделать вывод о том, что довольно большое колличество студентов имеют высокий показатель уровни застенчивости и низкий уровень застенчивости.

Таким образом, по результатам методом математической статистики по критерию t – Стьюдента, гипотезы не дали свое утверждения о том, что между юношами и девушками нет отличий высоким или низким уровнем застенчивости.

Результаты диагностического исследование по опроснику Кеттелла (1970) по фактору А «общительность — замкнутость» можно сделать вывод, что больше половины девушек испытывают замкнутость 57,8%. У юношей по фактору «А», тоже имеют высокую позицию застенчивости 42,2%, но по сравнению с девушками значительно ниже.

По фактору Н «робость — смелость» можно сделать вывод, что девушки имеют низкий уровень робости 33,4%, а юноши высокий уровень робости 57,8%.

По фактору О «спокойствие – тревожность» можно сделать вывод, что юноши имеют высокий уровень тревожности 73,6%, а девушки низкий уровень тревожности 42,3%.

Проведя исследование по опроснику Кеттелла, и обработкой методом математической статистки по критерию t – Стьюдента, мы подтвердили гипотезу, что девушки более застенчивы, чем юноши.

Заключение

Целью данной работы было исследование особенностей застенчивости у студентов.

Подводя итоги нашей работы, отметим, что, застенчивость, как и любая типологическая особенность, имеет свою положительную и отрицательную сторону. Все зависит от уровня выраженности застенчивости. Основная масса застенчивых людей имеют средний уровень застенчивости – это способность контактировать с людьми в обычном состоянии, а испытывают затруднения в определенных ситуациях.

При написании работы:

1) Раскрыли сущность застенчивости как психологического явления.

2)Рассмотрели особенности студенческого возраста.

3)Выяснили причины застенчивости.

4)Эмпирическим путем выявили особенности проявления застенчивости у студентов, сравнив полученные данные по половому признаку.

Проведенный в данной работе теоретический и эмпирический анализ особенностей застенчивости у студентов позволяет ряд важных заключений.

Застенчивость свойственна каждому человеку. Она проявляется по-разному, и на то имеет свои причины.

У студентов застенчивость проявляется чаще, чем у взрослых. Характерными чертами являются: боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе.

Феномен застенчивости связан с детским и подростковым возрастом, опуская при этом наличие данного феномена среди людей студенческого возраста.

На основании проведенного данного исследования, можно сделать следующие выводы, наши гипотезы по методике Чечулиной, относительно того, что юноши и девушки имеют высокий уровень застенчивости, а также низкий уровень застенчивости не подтвердились.

В заключении мы отметим, что хотя мы и обнаружили, по опроснику что девушки и юноши имеют высокий и низкий уровень застенчивости, но мы не смогли подтвердить это по критерию t- Стьюдента.

Исходя из диагностических данных, полученные в ходе эмпирического исследования по опроснику Кеттелла, мы можем сделать вывод, о том, что застенчивость больше свойственна девушкам. Они более чувствительны к окружающим и эмоциональны. Гипотеза нашла этому подтверждения.

Сделанные выводы позволяют заключить, что цель исследования достигнута, задачи выполнены, а гипотеза получила свое подтверждение –девушки более застенчивы, чем юноши.

Таким образом, результаты нашего исследования могут быть полезны как для самих студентов, так и для преподавателей изучающих состояние психики человека.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебное пособие / Г.М. Андреева. Психология межгрупповых отношений, 2003. – 47с.
  2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. / А. Адлер. – М.: Академический проект, 2007. – 193 с.
  3. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие для вузов / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2012. – 238 с.
  4. Белоусова А.Б. Диагностика застенчивости / Журнал практического психолога / А.Б. Белоусова. – 2007. – № 3(11).
  5. Белоусова А.Б. Психологические защиты застенчивости студентов / Субьектность в личностном и в профессиональном развитии человек / А.Б. Белоусова. – Казань, 2004. – 56 с.
  6. Бретт Д. Застенчивость / Возрастная психология / Д. Бретт. Изд-во: М.: Академия, –2000. – 24 c.
  7. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  8. Василюк Ф.Е. Психологические переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Издательство Московского университета, 2004. – 335 с.
  9. Гуревич Ю.П. По ту сторону застенчивости / Педагогический калейдоскоп / Ю.П. Гуревич. – 1998 — №5(8).
  10. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Вопросы психологии / Л.Н. Галигузова. – – 63 с.
  11. Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста /Т.А. Гаврилова. – 1992 – №2(37).
  12. Гаспарова Е.М. Застенчивый ребёнок / Дошкольное воспитание / Е.М. Гаспарова / Издательство «Просвещение» –1999. – №3(21).
  13. Зимбардо Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – СПб: Питер Пресс, 2006. – 256 с.
  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И.А. Зимняя. –Ростов на Дону: Издательство Феникс, 2007. – 256 с.
  15. Зимина И.С. Проблемы воспитания застенчивых детей /Воспитание школьников / И.С. Зимина. –2003. – № 7(53).
  16. Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения / Куницина В.Н, Казаринова Н.В, Погольша В.М. Учебник для ВУЗов. – СПб. Питер, 2003. – 544с.
  17. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб. Питер Пресс, 2009. – 176 с.
  18. Каменева Г.Н. Особенности социально – психологической адаптации студентов / Г.Н. Каменева. Серия: Психология и педагогика. – 2015. – № 1 (4) – 23 с.
  19. Кривельская Е.А. Изучение застенчивости в подростковом возрасте / Е.А. Кривельская. – Волгоград, 2017. – 122 с.
  20. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Издательство Московского университета, 2004. – 58 с.
  21. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. – М.:1989. – 125 с.
  22. Кондратьева К.С. Психологический анализ феномена застенчивости / Сибирский педагогический журнал / К.С. Кондратьева. – 2009. – № 9(26).
  23. Краснова Л.В. Психологические особенности застенчивости на этапе ранней юности / канд. психол. наук. / Л.В. Краснова. – 2007. –13 с.
  24. Краснова. Л.В. Психологический анализ феномена застенчивости / Л. В. Краснова. –2005. – 44 с.
  25. Казанская К.О. Детская и возрастная психология: конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: А-Приор, 2010. – 160 с.
  26. Карпенко В. В. Застенчивость / Воспитание школьников / В. В. Карпенко. – 1995 – №2(15).
  27. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы / В.А. Лабунская. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие для студ. – Издательский центр «Академия», – 2001. – 288 с.
  28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2005. – 362 с.
  29. Лук А.Н. Эмоции и личность /А.Н. Лук. – М.: Знание, 2002. – 176 с.
  30. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб: Речь, 2007. – 336 с.
  31. Минаева В.А. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость / Воспитание школьников / А. В. Минаева. – 2001. – №9 (31).
  32. Олпорт Г.В. Личность в психологии / Г.В. Олпорт. – СПб: Питер, 1998. –146 с.
  33. Платонов К. К. О застенчивости / сост. В. В. Мироненко, К. К. Платонов. – М.: Просвещение, 1990. – 76 с.
  34. Почебут Л.Г. Социальная психология / Л.Г. Почебут. – СПб и др.: Питер, 2010. – 665 с.
  35. Поварницына Л.А. «Психологический анализ общения»/ Л. А. Поварницына. – М.: Высшая школа, 2007. – 217 с.
  36. Руденко А.М. Экспериментальная психология: учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко. – Ростов — на — Дону: Феникс, 2013. – 285 с.
  37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: 2008. – 240 с.
  38. Симонов В.П. Темперамент. Характер. Личность / В.П. Симонов. – СПб. Питер. Пресс, 1984 – 60 с.
  39. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения / В. Ф. Сафин. – 2005. – № 3(62).
  40. Скрипкина Т. П. Психология доверия: учебное пособие / Т. П. Скрипкина. – М.: 2000. –264 с.
  41. Туганбаева Б.Б. Проявления застенчивости у старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Б.Б. Туганбаева, 2018. – 56 с.
  42. Тихомирова А.В. Психология застенчивости / А.В. Тихомирова. Екатеринбург: Дворец молодежи, 1998. – 53 с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф