Глава 3.Некоторые аспекты обеспечения исполнения и отбывания наказания несовершеннолетними: проблемы и пути их решения
3.1. Правовые средства обеспечения исполнения и отбывания наказания несовершеннолетними в виде лишения свободы
В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в этих учреждениях до достижения ими 19 лет.
В соответствии со ст. 132 УИК РФ в этих учреждениях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.
В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания.
Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В этих же условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.
При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:
а) осужденные лица мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных лиц женского пола — по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;
б) осужденные лица мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, — по отбытии 6-ти месяцев в обычных условиях.
Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.
Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.
Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 УИК РФ (средства, заработанные в период отбывания наказания, а также пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере четырех тысяч рублей;
б) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 УИК РФ, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шести тысяч рублей;
б) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии.
Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:
а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения;
б) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.
Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:
а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 УИК РФ, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех тысяч рублей;
б) иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.
За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным могут применяться следующие меры поощрения — благодарность, награждение подарком, денежная премия, разрешение на получение дополнительной посылки или передачи, предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания, разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до 500 рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии, предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников, досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.
В целях дальнейшего исправления положительно характеризующийся осужденный может быть представлен к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к несовершеннолетним осужденным могут применяться следующие меры взыскания: выговор, дисциплинарный штраф, лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца; водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу.
3.2.Обеспечение и отбывание наказания несовершеннолетними, не связанного с лишением свободы
К несовершеннолетним лицам, совершившим преступление, могут быть применены как общие и специальные виды освобождения от уголовной ответственности, так и дополнительный вид освобождения от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия. Подчеркнем, что меры воспитательного воздействия могут быть применены исключительно к несовершеннолетним. В случае если речь идет о применении норм общего характера при освобождении от уголовной ответственности, то здесь в любом случае учитываются особенности их применения по отношению к несовершеннолетним.
Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности по общим основаниям, к которым относятся: деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим, истечение сроков давности, амнистия. Здесь следует отметить, что если применяется такое основание как истечение срока давности, то по отношению к несовершеннолетним он сокращается наполовину. Положение закона, в соответствии с которым по усмотрению суда сроков давности к лицу, совершившему общественно опасное деяние, может быть применена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, к несовершеннолетним лицам применено не может.
В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия. Однако в данном случае освобождение от уголовной ответственности с применением указанных мер возможно только в случае, если лицом совершено преступление небольшой или средней тяжести. Таким образом, формальным основанием применения указанной нормы является совершение преступления несовершеннолетним, которое относится к категории небольшой или средней тяжести, а материальным основанием является признание возможности исправления несовершеннолетнего без изоляции от общества посредством применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Отметим, что возможность исправления несовершеннолетнего устанавливается, как правило, учитывая его личность, степень общественной опасности совершенного деяния, а также иных обстоятельств. Подчеркнем, что Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 01.02.2011 № 1 указал, что не следует применять наказание к несовершеннолетним, если их перевоспитание и исправление может быть достигнуто при помощи принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 90 УК РФ.
Здесь следует обратить внимание на следующее. Так, решение о прекращении уголовного дела (преследования) в связи с освобождением от уголовной ответственности не является актом, который устанавливает виновность лица. В данном случае вопрос о виновности остается открытым. С другой стороны, уголовное преследование прекращается по нереабилитирующим основаниям. Подчеркнем, что прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия не допускается, если несовершеннолетний или его законные представители возражают против этого.
Рассматриваемый вид освобождения от уголовной ответственности является единственным видом такого освобождения, который связан с применением мер государственного принуждения – принудительных мер воспитательного воздействия. В связи с этим закон предусматривает особый порядок применения таких мер. Как и при других видах освобождения от уголовной ответственности, уголовное преследование может быть прекращено как судом, так и прокурором, а также лицом, ведущим производство по делу. Однако не зависимо от того, кем именно прекращено уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего, принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены исключительно судом. Поэтому, прокурор, прекратив уголовное преследование или дав на это свое согласие, направляет уголовное дело в суд с ходатайством о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер (ст. 427 УПК РФ).
Часть 4 ст. 90 УК РФ закрепляет положение о том, что если несовершеннолетний, в отношении которого применены принудительные меры воспитательного воздействия, систематически их не исполняет, то по представлению специализированного государственного органа эта мера отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Отметим, что только систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительной меры выступает основанием для отмены такой меры.
В силу действия принципа презумпции невиновности факт совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, за которое его освободили от уголовной ответственности (при неотмененном постановлении о прекращении уголовного дела), не учитывается при назначении наказания за вновь совершенное преступление. Не может этот факт учитываться и при решении вопроса об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания.
Прекращение применения принудительной меры влечет безусловное освобождение от уголовной ответственности.
В отношении несовершеннолетних могут применяться как общие виды освобождения от наказания, так и дополнительные. При этом следует помнить, что дополнительные виды освобождения от наказания применяются исключительно к несовершеннолетним.
Итак, несовершеннолетний может быть освобожден от наказания по общим нормам, к которым относятся:
- условное осуждение;
- условно-досрочное освобождение;
- замена неотбытой части наказания более мягким наказанием;
- изменение обстановки;
- болезнь;
- отсрочка от отбывания наказания беременным и женщинам,которые имеют малолетних детей;
- истечение сроков давности исполнения приговора;
- амнистия;
- помилование.
Если обратиться к судебной практике, то можно сделать вывод, что условное осуждение применяется к несовершеннолетним осужденным намного чаще, чем реальное лишение свободы. Говоря об условном осуждении, следует подчеркнуть, что Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 1 отметил, что если несовершеннолетнему назначается наказание со ссылкой на ст. 73 УК РФ, то судам следует обсуждать вопрос о возложении на условно осужденного исполнения определенных обязанностей.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 88 УК РФ в том случае, если несовершеннолетний осужденный, которому уже назначено наказание в виде лишения свободы со ссылкой на ст. 73 УК РФ (условное осуждение), совершил в течение испытательного срока новое преступление, которое не является тяжким, суд может повторно принять решение о применении условного осуждения. Но в этом случае на несовершеннолетнего осужденного в обязательном порядке возлагаются обязанности, закрепленные в ч. 5 ст. 73 УК РФ.
Как уже было указано, к несовершеннолетним могут быть применены дополнительные виды освобождения от наказания. Такие виды освобождения предусмотрены в ст. 92 УК РФ и к ним относятся:
- освобождение от наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, которые не связаны с помещением несовершеннолетнего в специальное учреждение (ч. 1 ст. 92 УК РФ);
- освобождение от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, относящегося к органу управления образованием (ч. 2 ст. 92 УК РФ);
Отметим, что оба указанных вида освобождения несовершеннолетнего от наказания за совершенное преступление, в соответствии со ст. 92 УК РФ выступают как безусловное освобождение от наказания.
Освобождение от наказания по ст. 92 УК РФ может быть отменено только в том случае, если приговор суда будет пересмотрен в кассационном порядке, а также в порядке надзора либо по вновь открывшимся обстоятельствам (например, в том случае, когда будет выяснено, что к несовершеннолетнему была применена это норма, а он совершил тяжкое преступление, которое не предусматривает освобождение от наказания).
Отметим, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой освобождение несовершеннолетних от наказания носит условный характер, равно как и возможность отмены такого освобождения в связи с систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительных мер, возложенных на него судом. Полагаю, что такой взгляд не основан на уголовном и уголовно-процессуальном законе и означает применение ч. 4 ст. 90 УК РФ по аналогии. Такое решение противоречит уголовному закону. Дело в том, что в соответствии с ч. 2 ст. 86 УК РФ несовершеннолетний, который освобожден от наказания, считается несудимым. В связи с этим, для применения наказания, в случае «систематического неисполнения», он вновь должен быть осужден за то же преступление, что не допустимо, согласно принципу справедливости, который закреплен в ст. 6 УК РФ и закрепляющему правило о том, что «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление».
Уголовная ответственность несовершеннолетнего, который освобожден от наказания на основании ст. 92 УК РФ, полностью реализуется актом осуждения несовершеннолетнего.
Формальными основаниями применения освобождения несовершеннолетнего от наказания посредством применения принудительных мер воспитательного воздействия, не связанного в помещение его в специальное учреждение, являются:
- совершение преступления небольшой или средней тяжести;
- осуждение несовершеннолетнего за совершение такого преступления.
Последствием освобождения несовершеннолетнего без назначения ему наказания является применение принудительных мер воспитательного воздействия, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 90 УК РФ (предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, которые их заменяют, либо под надзор специализированного органа государства; возложение обязанности загладить причиненный преступлением вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению).
Заметим, что принудительные меры воспитательного воздействия не являются уголовным наказанием и применяются к несовершеннолетним, которые совершили преступления, с целью их исправления.
По своей природе такие меры относятся к «иным мерам уголовно-правового характера», которые указаны в ст. 6 УК РФ, поэтому при их применении следует учитывать, что они должны быть справедливыми. Уголовно-правовой характер принудительных мер воспитательного воздействия определяется тем фактором, что они применяются судом к несовершеннолетним лицам, совершившим преступления, но в связи с их освобождением от наказания. Отметим, что похожие меры предусмотрены административным законодательством, а также Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В исключительных случаях принудительных меры воспитательного воздействия могут быть применены к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, с учетом их психической и социальной незрелости.
Как уже было указано, ст. 90 УК РФ определяет виды принудительных мер воспитательного воздействия. Эти виды были перечислены выше, поэтому повторяться не буду, а лишь рассмотрим специфику каждого из видов.
Так, предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему, совершившему преступление, о том, какой вред причинен его действиями, а также разъясняются правовые последствия в случае повторного совершения преступления.
Передача под надзор указанным в законе лицам состоит в том, чтобы эти лица контролировали законопослушное поведение несовершеннолетнего. Данную меру можно считать как предупреждение родителям несовершеннолетнего о том, что их ребенок может быть привлечен к уголовной ответственности, чтобы побудить их к активной воспитательной деятельности.
Обязанность загладить причиненный вред не сводится исключительно к возмещению ущерба. В некоторых случаях, с согласия потерпевшего, моральный вред может быть возмещен устным извинением несовершеннолетнего, раскаявшегося в совершенном преступлении.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего может предусматривать запрет на посещение определенных мест, запрет на пребывание вне дома в определенное время суток и т.п.
Отметим, что принудительные меры воспитательного воздействия не имеют деления на основные и дополнительные, и несовершеннолетнему суд может назначить несколько мер воспитательного воздействия одновременно.
Подчеркнем, что высокая динамика в сфере изменения личности несовершеннолетних, а также требование закона о справедливом соотношении совершенного преступления и его правовых последствий, предполагают существование специальных норм, регулирующих судимость несовершеннолетних. Так, закон предусматривает положение о том, что судимости за преступления, совершенные лицами до достижения ими совершеннолетия, не могут учитываться при признании рецидива преступлений.
Кроме этого, в ст. 95 УК РФ предусмотрены сокращенный сроки погашения судимости для лиц, не достигших 18-ти лет. Итак, указанные сроки сокращаются и соответственно равны: 1) 6-ти месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы; 2) 1 году после отбытия наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести; 2) 3 годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания, не связанного с лишением свободы, применяются общие правила погашения и снятия судимости, которые предусмотрены в ст. 86 УК РФ.
3.3. К вопросу о некоторых проблемах и их решениях в сфере исполнения и отбывания наказании несовершеннолетними
Наказание в виде обязательных работ, согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, применяется в отношении несовершеннолетних осужденных достаточно часто. Так, в 2014 году к уголовной ответственности было привлечено 39458 несовершеннолетних, из которых 8911 было приговорено к наказанию в виде обязательных работ.
Однако на практике исполнение наказания в виде обязательных работ сталкивается с определенными трудностями. Так, одной из таких причин является тот факт, что органы местного самоуправления указывают, что подведомственные им предприятия не являются участниками исполнения наказаний. В научной литературе по этому поводу высказано предложение о том, конкретные объекты для отбывания обязательных работ несовершеннолетними осужденными следует возложить на центры занятости населения, так как именно этот орган владеет информацией о наличии свободных трудовых мест.
Другим только основным видом наказания несовершеннолетних осужденных являются исправительные работы. Однако в настоящее время как теоретики, так и практики, достаточно отрицательно относятся к применению указанного вида наказания. Одной из главных причин специалисты называют безработицу, в виду которой даже законопослушным граждан достаточно сложно найти работу. Другой причиной являются тот факт, что сейчас резко сокращено число государственных учреждений, исходя из чего отбывание наказания в виде исправительных работ вызывает определенные трудности.
Проведя анализ правовой природы исправительных работ, я пришел к выводу, что данный вид наказания все-таки должен быть рассчитан только на осужденных, достигших совершеннолетия, поскольку многие их них уже имеют определенное место работы и карательные свойства данного наказания будут выражаться в виде удержания зарплаты, а также в том, что время исправительных работ не учитывается при подсчете общего трудового стажа, а также не включается в стаж, который дает право на отпуск, согласно Трудовому кодексу РФ[4] (далее по тексту – ТК РФ). И здесь следует отметить, что большинство несовершеннолетних вообще не задумываются над этими последствиями. В связи с этим вопрос о применении исправительных работ к несовершеннолетним осужденным получил широкое обсуждение в научных кругах. Так, одна группа ученых считает, что исправительные работы в виде наказания для несовершеннолетних вообще подлежит отмене в виду того, что они просто не достигают своей цели. Другим аргументом ученые называют то обстоятельство, что к несовершеннолетним применяется широкий круг льгот и правовых гарантий, которые предоставлены им трудовым законодательством, и которое фактически не совместимы с правоограничениями, которые влекут за собой исправительные работы.
Другая группа ученых, признавая, что трудовое законодательство твердо охраняет трудовые права несовершеннолетних, указывает, что все же от исправительных работ отказываться не следует, так как такой вид наказания применим к лицам, исправление которых возможно при помощи общественно-полезного труда. Особенностью данного вида наказания является то, что несовершеннолетний не утрачивает социальные связи, остается в семье.
Третья группа ученых считает, что исправительные работы не целесообразно назначать несовершеннолетним осужденным, которые проходят обучение, так как данный вид наказания связан с ее временным прекращением, что может крайне отрицательно отразиться на успеваемости несовершеннолетнего.
Наказание в виде лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным только в том случае, если суд пришел к выводу, что иные меры воздействия, не связанные с лишением свободы, не смогут оказать должного воспитательного воздействия на несовершеннолетнего. Данный вид наказания является самым строгим для несовершеннолетних.
Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным, не достигшим возраста 16-ти лет, на срок не более 6 лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет, что закреплено в ч. 6 ст. 88 УК РФ. Отметим, что наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, если он совершил преступление впервые в возрасте до 16-ти лет и это преступление небольшой или средней тяжести.
Исходя из судебной практики, можно сделать вывод, что несовершеннолетним осужденным наказание в виде лишение свободы назначается в основном за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Говоря о лишении свободы как только основного вида наказания несовершеннолетних, целесообразно обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в котором указано, что при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетнему, прежде всего, следует решить вопрос о том, возможно ли применить наказание, которое не связано с лишением свободы. Суд вправе принять решение о назначении наказания в виде лишения свободы несовершеннолетнему в том случае, если придет к выводу, что исправление последнего невозможно без его изоляции от общества. Однако такое решение обязательно должно быть мотивировано.
Итак, рассмотрев виды наказания, применяемые в качестве только основных, к несовершеннолетним осужденным, можно сделать вывод о том, что в условиях современного реформирования законодательства большую актуальность приобретают наказания, которые не связаны с лишением свободы.
Как уже было отмечено в первой части представленной работы, реформа уголовно-исполнительного закона, которая происходит в настоящее время, предполагает решить ряд задач, к которым относится расширение сферы применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. При этом наказание в виде ограничения свободы признано одним из наиболее значимых видов наказания, которое представляют альтернативу наказанию в виде лишения свободы. Так, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы прямо указано, что проводимая полтика в сфере уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, которые осуждены к наказанию, не связанному с лишением свободы, на 200 тысяч человек за счет применения наказания в виде ограничения свободы.
Отметим, что ученые придерживаются разных точек зрения относительно наказания в виде ограничения свободы, в том числе по вопросу его применения в качестве основного и дополнительного наказания. Некоторые исследователи указывают и на то, что применение данного вида не является целесообразным в виду того, что в настоящее время существует административный надзор. Актуальность этого вопроса связана с тем, что растет рецидивная преступность и главным образом среди лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Суть наказания в виде ограничения свободы мной была рассмотрена в первой части работы, поэтому повторяться не буду. Остановимся на особенностях назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Так, следует обратить на следующие сложности, которые возникают в процессе исполнения наказания в виде ограничения свободы. В этой связи следует отметить, что существует потребность детализировать формулу ст. 50 УИК РФ. Законодательному закреплению должны быть подвергнуты такие обстоятельства, которые могут случить в качестве основания для дачи согласия уголовно-исполнительной инспекцией на уход из места постоянного проживания в определенное время суток, на изменение места работы, учебы (ч.ч. 4-6 ст. 50 УИК РФ).
В соответствии с положениями международного права следует на законодательном уровне закрепить право осужденного, его адвоката, а также близких родственников на обращение в уголовно-исполнительную инспекцию с письменным ходатайством об изменении места проживания осужденного, места его работы, учебы, об уходе из места проживания в определенное время суток.
Заключение
Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы.
В работе подчеркнуто, что уголовный закон дифференцированно подходит к несовершеннолетним в зависимости от того, достигли ли они на момент совершения преступления 16-летнего возраста. Это связано с тем, что лица, не достигшие 16-ти лет могут нести уголовную ответственность лишь за некоторые преступления, которые закреплены в ч. 2 ст. 20 УК РФ. Кроме того, если наказание предусматривает лишение свободы, то оно назначается с учетом положений ч. 6 ст. 88 УК РФ.
В исследовании подчеркнуто, что, во-первых, возможность привлечения несовершеннолетнего правонарушителя к уголовной ответственности тесно связана со способностью данным лицом понимания противоправности совершения поступка; во-вторых, возможность привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности связано с достижением последнем такого уровня развития, чтобы он мог регулировать свое понимание, исходя из самого понятия правомерности совершения определенных деяний, запрещенных уголовным законом.
Рассмотрев виды наказания, применяемые к несовершеннолетним осужденным, сделан вывод о том, что в условиях современного реформирования законодательства большую актуальность приобретают наказания, которые не связаны с лишением свободы.
В работе особо обращено внимание на то обстоятельство, что в отличие от совершеннолетних осужденных, несовершеннолетним не может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни. Лишение свободы в качестве наказания несовершеннолетнему осужденному назначается только в том случае, если суд пришел к выводу, что иные, более мягкие виды наказания, невозможно для исправления конкретного лица.
В работе обоснован вывод о том, что для достижения цели уголовной ответственности при исполнении наказания в виде ограничения свободы целесообразно принять следующие меры: 1) провести совершенствование нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность по исполнению наказания в виде ограничения свободы; 2) провести структуризацию уголовно-исполнительных инспекций, ориентируя их на создание института психологов в рамках данной инспекции, обеспечить взаимодействие со структурами гражданского общества; 3) целесообразно на законодательном уровне закрепить понятие уважительной причины, что исключит возможность принятия несправедливого решения сотрудником уголовно-исполнительной инспекции относительно незачета в срок наказания определенного периода времени.
В работе сделан и обоснован вывод, согласно которому отмена положения, разрешающего оставлять лиц молодежного возраста в воспитательных колониях, на мой взгляд, в перспективе приведет к криминализации поведения осужденных несовершеннолетних.
Оставление осужденных в возрасте от 18 до 21 года в воспитательной колонии при правильном применении норм действующего законодательства было полезной и педагогически целесообразной мерой, не нуждавшейся в каком-либо изменении. А мерами реагирования на правонарушающее поведение осужденных должны были быть ужесточение контроля за соблюдением требований режима отбывания наказания и усиленная работа оперативно-розыскных служб по выявлению и предотвращению планируемых нарушений, применение мер взыскания к осужденным, нарушающим режим отбывания наказания.
Проведя анализ правовой природы исправительных работ, я пришел к выводу, что данный вид наказания все-таки должен быть рассчитан на осужденных, достигших совершеннолетия, поскольку многие из них уже имеют определенное место работы и карательные свойства данного наказания будут выражаться в виде удержания зарплаты, а также в том, что время исправительных работ не учитывается при подсчете общего трудового стажа, а также не включается в стаж, который дает право на отпуск, согласно Трудовому кодексу РФ.
Рассмотрев виды наказания, применяемые к несовершеннолетним осужденным, можно сделать вывод о том, что в условиях современного реформирования законодательства большую актуальность приобретают наказания, которые не связаны с лишением свободы.
Назначение наказания несовершеннолетним осужденным исходит из общих начал назначения наказания, которые предусмотрены в ст. 60 УК РФ. Однако здесь есть и своя особенность: так, закон предписывает в обязательном порядке при назначении наказания учитывать такие факторы, как условия, в которых проживал несовершеннолетний, уровень его психического развития, влияние на несовершеннолетнего лиц более взрослого возраста. Подчеркнем, что несовершеннолетие осужденного лица выступает в качестве смягчающего наказание обстоятельства.
Конвенция о правах ребенка подчеркивает желательность содействия реинтеграции несовершеннолетних, которые нарушили уголовный закон, и выполнению ими полезной роли в обществе.
В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), в ряде пунктов закреплена возможность для государственных органов власти применять альтернативные меры к несовершеннолетним, совершившим преступление.
Пекинские правила предписывают государственным органам при выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетних руководствоваться следующими принципами:
1) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;
2) решение об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должно приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, и ограничение свободы должно быть по возможности сведено до минимума;
3) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;
4) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его благополучии должен служить определяющим фактором.
Наряду с международными актами положения действующего отечественного законодательства также побуждают к дальнейшему совершенствованию законодательных и подзаконных актов, обеспечивающему развитие мер реагирования на преступность несовершеннолетних.
Список использованных источников и литературы:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. — Выпуск XLVI. – 1993.
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16183
- Замечание общего порядка №10 (2007): Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних CRC/C/GC/10, 25 апреля 2007 года [Электронный ресурс] http://www.juvenjust.org/index.php?showtopic=596
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. – 13.01.1997. — № 2. – Ст. 198.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) //Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
- Федеральный закон от 24.06.1996 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. — 28.06.1999. — № 26. — Ст. 3177.
- Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010. № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 25.10.2010. — № 43. – Ст. 5544.
Справочная литература, монографии:
- Бавсун М.В., Мишкин В.Б., Николаев К.Д. Смягчение наказания в уголовном праве: Монография. – М.: Юрлитинформ. – 2015. – 192 с.
- Баранова Е.А., Смирнов А.М. Уголовное наказание и его назначение: Учебное пособие. – М.: Юрлитинформ. – 2014. – 174 с.
- Невский В.В. Предупреждение преступности несовершеннолетних в современных условиях: проблемы и пути их решения. Монография. М.: Юрлитинформ, 2014. – 344 с.
- Орлов В.Н. Уголовное наказание: понятие, система, объект назначения, состав отбывания: Монография. – М: Юстиция, Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2014. – 211 с.
Научные публикации:
- Батыркаева Л.Р. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних // Норма. Закон. Законодательство. Право. — Пермь, 2014. — С. 221-223.
- Витвицкая С.С., Осадчая Н.Г. Обязательные работы: законодательный и правоприменительный аспекты // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — Калининград, 2014. — № 3 (37). — С. 28-31.
- Восконян В.Н. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Дагелевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. — Владивосток, 2014. — С. 48-57.
- Гегамов А.Р. Цели уголовного наказания // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — Саратов, 2012. — № 5 (88). — С. 137-143.
- Годованный А.В. О восстановлении социальной справедливости как цели уголовного наказания // Вопросы юридической науки. — Барнаул, 2012. — С. 5-11.
- Горшаев А.В. Лишение права заниматься определенной деятельностью как наказание в отношении несовершеннолетних // Российский следователь. — 2013. — № 1. — С. 53-58.
- Грушин Ф.В. Назначение и исполнение уголовного наказания в виде ограничения свободы // Сборник аналитических обзоров и практических рекомендаций по проблемам исполнения уголовных наказаний. – Рязань, 2013. – С. 5-12.
- Губарева Т.И. Порядок назначения и исполнения обязательных работ // Исполнительное право. -. 2014. — № 2. — С. 25-27.
- Давыденко А.В. Дифференциация уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста // Право и жизнь. — 2014. — № 1 (187). — С. 134-145.
- Давыдов В.В. Проблема снижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних // Правовая защита частных и публичных интересов. — Челябинск, 2014. — С. 142-146.
- Жилина Н.Ю. Критерии наступления уголовной ответственности несовершеннолетних // Несовершеннолетний как потерпевший и субъект преступных посягательств: уголовно-правовые, криминологические, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные аспекты. — Тамбов, 2014. — С. 138-143.
- Жовнир С.А. Цели уголовного наказания // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. — Оренбург, 2014. – Вып. 13. — С. 147-154
- Заболотских А.В. Цель и сущность уголовного наказания // Пробелы в российском законодательстве. — 2012. — № 3. — С. 237-243.
- Зармухамбетова Э.М-А. Уголовная ответственность несовершеннолетних: история и современность // Актуальные проблемы правового и политического развития России. — Саратов, 2014. С. 99-102.
- Качурина Е.Б. Социально-правовое значение назначения наказания несовершеннолетним // Российский криминологический взгляд. – 2012. — № 1. – С. 392-395.
- Косевич Н.Р. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних как составная часть социальной политики Российской Федерации по защите детства // Российский судья. — 2014. — № 2. — С. 19-23.
- Крайнова Н.А. Цели уголовного наказания в XXI веке // Уголовная политика России в XXI столетии. — СПб, 2015. — С. 254-259.
- Кулыгин В.В. Теория наказания // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. — М., 2013. — С. 130-136.
- Курбатова Е.Н. Вопросы, подлежащие выяснению, при назначении наказания в виде лишения свободы несовершеннолетнему // Человек: преступление и наказание. – Рязань, 2014. – С. 131-135.
- Мальцев В. Цели уголовного наказания // Уголовное право. — 2014. — № 6. — С. 73-77
- Махаева Г.М. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. — Махачкала, 2014. — С. 307-310.
- Ординарцев И.И. Штраф как вид наказания, назначаемый несовершеннолетним // Конвенционные начала в уголовном праве. — М., 2014. — С. 202-207.
- Орлова Ю.Р. Факторы, влияющие на формирование уголовной политики в отношении несовершеннолетних в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. — 2014. — № 12. — С. 28-32.
- Питкевич Л.П. Сравнительная характеристика уголовных наказаний // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2013. — № 3. — С. 54-61.
- Рамазанов Р. Исполнение наказаний в отношении несовершеннолетних // Сборник научных трудов юридического факультета. – Пятигорск, 2014. – С. 195-201.
- Рамазанов Р.З. Применение обязательных работ как наказания, не связанного с лишением свободы // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний. Рязань, 2014. — С. 257-260
- Родионова А.С. Уголовное наказание: понятие, признаки, цели // Современное право. — 2015. — № 2. — С. 32-35.
- Сагрунян В.Н. Цели уголовного наказания: теоретические и практические проблемы // Современное право. — 2015. — № 1. — С. 52-55.
- Симагина Н.А. Правовое регулирование назначения наказания в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних // Право, правосудие, исполнение наказаний: отечественный и зарубежный опыт. — Владимир, 2014. — С. 331-335.
- Симагина Н.А. Правовое регулирование назначения наказания в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних // Право, правосудие, исполнение наказаний: отечественный и зарубежный опыт. — Владимир, 2014. — С. 332-338.
- Татарникова Т.Г. Проблемы назначения наказания несовершеннолетним в виде штрафа // Актуальные проблемы правовой науки. — Уфа, 2014. — С. 48-51.
- Шорохова А.С. Понятие и признаки наказания // Российский следователь. — 2014. — № 4. — С. 21-27.
- Шуняева В.А. Преступность несовершеннолетних: современные реалии // Библиотека уголовного права и криминологии. 2015. — № 3 (7). — С. 185-196.
Материалы юридической практики:
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 4. Апрель. 2011.
Интернет-источники:
- Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации www.cdep.ru
- Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации http://minjust.ru
- Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф