Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляет эксперт организации, проводящей СОУТ. Идентификация включает следующие этапы:
- выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных производственных факторов;
- сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утр. Приказом № 33н (далее – Классификатор);
- принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- оформление результатов идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Основные этапы процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов представлены в таблице 2.
Выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, а также их источников осуществляется путем изучения представляемых работодателем:
- технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах конкретных работников;
- технологической документации, характеристик технологического процесса;
- должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности соответствующего работника;
- проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
- характеристик применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в т. ч. установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
- деклараций в соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов, приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
- результатов ранее проводившихся на соответствующем рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
Анализ вышеперечисленных документов и статистических данных эксперт может осуществить дистанционно.
Основные этапы процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
После сопоставления имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с Классификатором, возможно два варианта развития событий. Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте экспертом не идентифицированы, то условия труда на нем признаются Комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. Такие рабочие места согласно ст. 11 Закона № 426-ФЗ подлежат декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, то Комиссия принимает решение о проведении их исследований (испытаний) и измерений в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом № 33н (далее – Методика).
Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов
Классификатор содержит нормативные требования, которыми обязан руководствоваться эксперт при проведении процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Отступление от содержания Классификатора классифицируется как нарушение Методики и грозит эксперту административной ответственностью.
Таблица 3 — Условия идентификации производственных факторов в качестве вредных и (или) опасных
Производственный фактор/оцениваемые параметры | Условия идентификации производственных факторов в качестве вредных и (или) опасных |
1 | 2 |
Физические факторы | |
Микроклимат: · температура воздуха; · относительная влажность воздуха; · скорость движения воздуха; · тепловое излучение | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы на рабочих, расположенных в закрытых производственных помещениях, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда) |
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД) | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых осуществляется добыча, обогащение, производство и использование в технологическом процессе пылящих веществ, относящихся к АПФД, а также эксплуатируется оборудование, работа на котором сопровождается выделением АПФД (пыли, содержащие природные и искусственные минеральные волокна, угольная пыль) |
Виброакустические факторы: · шум; · инфразвук; · ультразвук воздушный; · общая и локальнаявибрация | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником соответствующих виброакустических факторов |
Световая среда: · освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении; · прямая блесткость; · отраженная блесткость | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только при: · выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм; · наличие слепящих источников света; · проведение работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением. Такой параметр как освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении, идентифицируются как вредный на всех рабочих местах, расположенных в помещении |
Неионизирующее излучения: · переменное электромагнитное поле (промышленная частота 50 Гц); · переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона; · электростатическое поле; · постоянное магнитное поле; · ультрафиолетовое излучение; · лазерное излучение | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест, на которых работники исключительно: · заняты на персональных электро-вычислительных машинах (персональных компьютерах); · эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не применяемую в технологическом процессе производства |
Ионизирующее излучения: · рентгеновское, гамма и нейтронное излучение; · радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работника | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на всех рабочих местах, на которых осуществляется добыча, обогащение, производство и использование в технологическом процессе радиоактивных веществ и изотопов, а также при эксплуатации оборудования, создающего ионизирующее излучение |
Химические факторы | |
Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах, связанных: · с добычей,обогащением, химическим синтезом, использованием в технологическом процессе и (или) химическом анализе химических веществ и смесей; · выделением химических веществ в ходе технологического процесса; · производством веществ биологической природы |
Биологические факторы | |
Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах, на которых осуществляется деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами: · СП 1.3.1285-03 «Безопасность работы с микроорганизмами Ι- ΙΙ групп патогенности (опасности)» (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.04.2003 № 42); · СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмамиΙΙΙ- ΙV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 № 4) |
Патогенные микроорганизмы-возбудители особо опасных инфекционных заболеваний | |
Патогенные микроорганизмы-возбудители иных инфекционных заболеваний | |
Тяжесть трудового процесса | |
1. Физическая динамическая нагрузка. 2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную. 3. Стереотипные рабочие движения. 4. Статическая нагрузка. 5. Рабочая поза. 6. Наклоны корпуса тела работников. 7. Перемещение в пространстве. | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых работниками осуществляется выполнение обусловленных технологическим процессом (трудовой функцией): · работ по поднятию и переноске грузов вручную; · работа в вынужденном положении или положении стоя; · работ, связанных с перемещением в пространстве |
Напряженность трудового процесса | |
1. Длительность сосредоточенного наблюдения. 2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени. 3. Число производственных объектов одновременного наблюдения. 4. Нагрузка на слуховой анализатор. 5. Активное наблюдение за ходом производственного процесса. 6. Работа с оптическими приборами. 7. Нагрузка на голосовой аппарат. | Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы: · при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в т. ч. конвейерного типа; · на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования; · при управлении транспортными средствами. |
Следующим шагом проведения СОУТ будет декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы и условия труда признаны комиссией по проведению спецоценки допустимыми, оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация) (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Составление декларации и подача ее в ГИТ по месту своего нахождения — это обязанности работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации и порядок ее подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (проходит регистрацию в Минюсте России).
Подать декларацию работодатель может:
— лично;
— почтовым отправлением с описью вложения;
— с помощью электронного документа, подписанного электронной квалифицированной подписью работодателя, через официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости.
Декларацию нужно подать не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Срок действия декларации — пять лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
В случае возникновения обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, действие декларации в отношении рабочего места и аналогичных рабочих мест прекращается и на работодателя возлагается обязанность провести внеплановую специальную оценку (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Решение о прекращении действия декларации принимает Федеральная инспекция труда на основании поступившей от работодателя информации, например о несчастном случае, произошедшем с работником на его рабочем месте (ч. 6 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, ст. 228.1 ТК РФ).
Конкретный перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формирует комиссия. При этом она учитывает нормативные требования охраны труда, характеристики технологического процесса и производственного оборудования, предложения работников и иные условия, перечисленные в ч. 2 ст. 12 Закона N 426-ФЗ. К таким факторам могут относиться, например, температура воздуха, освещенность, шум, постоянное магнитное поле, тяжесть трудового процесса, статическая нагрузка.
Исследование проводят работники испытательной лаборатории (центр), эксперты и другие работники специализированной организации, которая осуществляет специальную оценку (ч. 3 ст. 12 Закона 426-ФЗ).
Результаты исследований (испытаний) и измерений каждого из проверенных вредных и (или) опасных производственных факторов заносят в протокол (ч. 6 ст. 12 Закона N 426-ФЗ). В качестве результатов таких исследований (испытаний) и измерений могут быть использованы результаты, полученные в установленном ч. 7 ст. 12 Закона N 426-ФЗ порядке аккредитованной испытательной лабораторией (центром), но не ранее чем за полгода до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования этих результатов принимает комиссия по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку. По итогам проведенных исследований (испытаний) и измерений каждому рабочему месту эксперт присваивает класс (подкласс) условий труда (ч. 8 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
Если проведение исследований (испытаний) и измерений угрожает жизни работников, экспертов, других лиц, комиссия может принять решение не проводить такие мероприятия. В этом случае условия труда на рабочих местах автоматически относят к опасному классу (ч. 9 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
Мотивированное решение комиссии о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется в виде протокола и прилагается к отчету о проведении специальной оценки (ч. 10 ст. 12 Закона N 426-ФЗ). Копию протокола работодатель обязан не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения направить в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в частности по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, несогласие работника с результатами спецоценки на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия или бездействие специализированной организации, которая проводила оценку, рассматриваютсяфедеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами. Их решения могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 26 Закона N 426-ФЗ).
Этап 3. Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда.
Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета. Составляет его организация, проводившая специальную оценку (ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Отчет подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Отчет представляет собой комплект документов, которые специализированная организация (ее эксперты) оформляет в процессе осуществления специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах. Форма отчета утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
Отчет в отношении рабочих мест, на которых были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, включает следующие документы и информацию (ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ):
— сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
— перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием идентифицированных на них вредных и (или) опасных производственных факторов;
— карты специальной оценки, содержащие сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
— протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
— протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случае возникновения угрозы жизни работников, экспертов и иных участников специальной оценки (при наличии такого решения);
— сводная ведомость специальной оценки условий труда;
— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на чьих рабочих местах проводилась специальная оценка;
— заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку. Например, заключение может быть дано по вопросу использования в ходе спецоценки результатов исследований, замеров вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной лабораторией (центром) в рамках производственного контроля за условиями труда на рабочих местах. Исследования, замеры должны быть проведены не ранее чем за шесть месяцев до проведения спецоценки (ч. 7 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчет включают только (ч. 4 ст. 15 Закона N 426-ФЗ):
— сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
— перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием тех рабочих мест, где вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы;
— заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку. Поскольку унифицированная форма заключения законом не установлена, оно может быть оформлено в произвольной форме. Полагаем, что в заключении фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов и указывается итоговый класс условий труда (оптимальные, допустимые).
Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Этот документ прилагается к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
С результатами проведения специальной оценки работодатель должен ознакомить работников под подпись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Если работники не ознакомлены с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах, это является нарушением порядка ее проведения и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель обязан разместить сводные данные о результатах оценки, а именно (ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ):
— установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;
— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка.
Указанные данные содержатся в разд. V Отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
Рассматриваемая обязанность возникает у работодателя при наличии у организации официального интернет-сайта. За неисполнение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Работодатель также обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах специальной оценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС (ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, Приказ Минтруда России от 19.03.2013 N 107н).
Сведения о результатах специальной оценки должны быть отражены в таблице 10 формы 4-ФСС.
1.4. Классификация условий труда по степени вредности и (или) опасности
По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяют на четыре класса.
Оптимальными условиями труда (1 класс) считают такие, при которых на работника не действуют вредные и (или) опасные производственные факторы или их уровни не превышают установленных гигиенических безопасных для человека норм и при этом создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимыми условиями труда (2 класс) признаются такие, при которых на работника не действуют вредные и (или) опасные производственные факторы или их уровни не превышают установленных гигиенических безопасных для человека норм, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) считают такие, при которых уровни воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные гигиенические нормативы.
По уровню воздействия на организм работника и изменению его функционального состояния вредные условия труда подразделяют на подклассы:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) – условия труда, вызывающие изменение функционального состояния организма, которое, как правило, не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня (смены), и при этом увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) – условия труда, способные вызвать после длительного воздействия (15 и более лет) стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) – условия труда, способные в период трудовой деятельности вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности);
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) – условия труда, способные в период трудовой деятельности привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).
Опасными условиями труда (4 класс) считают такие, при которых уровни воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов в течение рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника с высоким риском развития острого профессионального заболевания.
В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективныхСИЗ, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на одну степень. Критерии классификации условий труда на рабочем месте будут установлены методикой проведения специальной оценки условий труда.
Глава 2. Описание объекта специальной оценки условий труда
2.1 Общие сведения о предприятии
ООО «СГК-Бурение» — мощный и конкурентоспособный поставщик услуг по бурению наклонно-направленных и горизонтальных скважин на нефть и газ, использующий передовые технологии и самое современное оборудование. Компания основана в июле 2001 года. В настоящее время операционная деятельность Компании осуществляется тремя экспедициями, базирующимися в Западной Сибири — в Нефтеюганске, Урае и Стрежевом. Головной офис ООО «СГК-Бурение» находится в г. Москва. Представительство Компании находятся в г. Томске.
Компания объединила известные производственные предприятия: ОАО «Томскнефтегеофизика», ООО «Салымбурнефть», коллективы которых имеют многолетний опыт работы на рынке нефтепромысловых услуг — тысячи построенных и исследованных скважин.
Численность сотрудников Компании на 01 сентября 2015 года составляет более 2000 человек, включая персонал буровых бригад.
В связи с реструктуризацией бизнеса в 2007 году произошло переименование ООО «Сибирская Геофизическая Компания» в ООО «СГК-Бурение».
Специалисты Компании успешно трудятся на месторождениях, разрабатываемых ООО «РН-Юганскнефтегаз», ОАО «Газпром Нефть», ОАО «Томскнефть» ВНК, ОАО «Новатэк», «ТНК-ВР», ООО «Норд Империал», ООО «Матюшкинская вертикаль», ОАО НК «РуссНефть», ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь», ОАО «Томскгазпром».
2.2. Применяемые технологии бурения СЭ ООО «СГК-Бурение»
СЭ ООО «СГК-Бурение» применяет технологии:
- наклонно-направленного бурения;
- горизонтального бурения.
2.2.1. Наклонно-направленное бурение
Наклонно-направленное бурение — метод сооружения скважин, при котором они имеют сложный пространственный профиль, включающий в себя вертикальный верхний интервал, после которого следуют участки с заданными отклонениями от вертикали. Часто используется при разведке и добыче таких полезных ископаемых, как нефть и газ, особенно при многоствольном и кустовом бурении. С 1990-х активно развиваются технологии направленного бурения для создания скважин с горизонтальными участками длиной до единиц километров.
Преимущества:
- При наклоне конечного участка, совпадающим с наклоном пласта, большая часть скважины проходит по продуктовому пласту
- Возможно бурение в залежи, вертикальный доступ к которым затруднен или невозможен (залежи под городами, озёрами, бурение оффшорных залежей с берега)
- Возможность кустового бурения, когда устья скважин группируются на небольшой площадке и они могут буриться одной буровой при незначительном её передвижении. К примеру, морская буровая платформа может подготовить порядка 40 скважин с одной площадки.
- Наклонное бурение позволяет создавать глушащие скважины при предотвращении аварий, например, для остановки фонтанирующей скважины. Глушащую скважину начинают бурить с безопасного расстояния, затем направляя её точно в аварийную для закачки глушильного раствора.
Недостатки:
Ранние попытки наклонно-направленного и горизонтального бурения были значительно более медленными, чем вертикальные проекты из-за необходимости частых остановок и исследований профиля скважины, а также из-за более медленного бурения породы. Затем, с развитием забойных двигателей и измерительных средств возросла скорость бурения и упростилось измерение.
Для наклонных скважин, зенитный угол в которых не превышает 40 градусов возможно применение традиционных измерительных средств, опускаемых в скважину на кабеле. При больших углах и наличии горизонтальных участков, требуется применять более сложные средства.
Для скважин с большими углами также усложняется профилактика поступления песка в скважину.
2.2.2. Горизонтальное направленное бурение
Горизонтальное направленное бурение горизонтальных скважин – это весьма продуктивный способ прироста сырьевой добычи. Его суть заключается в расширении площади введения в ствол скважины продукта. В ходе горизонтального бурения образуются скважины с горизонтальными отрезками, которые становится возможным продолжить при наклонном бурении.
Бурение горизонтальных скважин имеет ряд особенностей, которые уравновешивают влияние такого способа на экологию
- Бестраншейное строительство – один из технических методов, который позволяет вести работу возле высоковольтной линии электропередач, в жилищном массиве или около дорожной развязки.
- Для сокращения временных затрат при бурении горизонтальных скважин оптимально использовать комплексное оборудование, поскольку при этом объем рабочей силы невелик, как и количество привлеченной к работе техники. Кроме того, в этом случае не нужно проводить действия по снижению уровня грунтовых вод, если они залегают слишком высоко.
- Важную роль играет и финансовый вопрос: сокращение рабочего процесса ведет к уменьшению сметы, которая закладывается при планировании скважины. Использование высокотехнологичных устройств способствует минимизации затрат.
- С общественной и экологической точки зрения подобные разработки полезных ископаемых не наносят ущерба или неудобств людям, которые постоянно проживают в районе нефтедобычи.
Подобный способ не только способствует увеличению количества добываемой нефти с уже эксплуатируемых месторождений. Он также позволяет с успехом разрабатывать участки, работа на которых при бурении обычной скважины считается непродуктивной и нерентабельной.
Подобный способ приносит успех в использовании в ряде случаев:
- Неисправности бурового оборудования.
- Месторождение нефти, расположенное в труднодоступной части для обычной технологии работы.
- Добыча нефти, залегающей на дне крупного водоема (океан или море).
В ряде случаев стандартное бурение скважины заменяется технологией горизонтальной прокладки из-за сложного рельефа, близкого расположения к водоему. Кроме того, такой метод дает возможность быстрее и легче достичь нужного слоя породы и выбрать наиболее комфортное место для извлечения нефти.
Горизонтальное направленное бурение для нефтедобычи сопровождается использованием инновационных технологий, которые дают возможность устроить скважину с большим углом отклонения от вертикального направления. Как правило, слои, которые содержат нефть, имеют горизонтальную структуру, и подобная технологическая особенность делает добычу такой нефти возможной. Горизонтальные скважины, в отличие от стандартных, отличаются большими показателями по производительности, если сравнивать результаты бурения в одной и той же области.
Проход делается в заранее определенном режиме в нужных слоях. Работа должна выполняться с соблюдением условий по функционированию установки, которая разрушает забой скважины.
Эффективность такого разрушения оценивается по следующим показателям:
- Степень нагрузки на долото, которое имеет прямую связь с давлением по оси.
- Количество оборотов при работе устройства.
- Качество глинистого материала в каждом слое и его процент.
- Метод применения устройства.
При учете всех особенностей, которые сопровождают бурение горизонтальной скважины, можно определить, какой метод будет оптимальным. Условия работы, как правило, соотносятся с методами бурения, и если придерживаться идеальных показателей в применении технологии, можно добиться наибольшего роста продуктивности прохода в процессе горизонтальной прокладки скважины.
Место бурения может располагаться на некотором расстоянии от слоя, в котором залегает нефть, и добыча будет иметь положительный результат. В то же время стандартный способ может сильно повредить окружающей среде с точки зрения экологии, и потому горизонтальные скважины не только имеют высокую производительность, но и не наносят урона природе и человеку.
Ключевое преимущество горизонтального направленного бурения заключается в сохранении баланса экосистем и отсутствии вреда ландшафтам, на которые не производится непосредственного влияния. Отрицательное влияние на условия жизни человека также стремится к минимуму, поэтому добычу нефти можно производить и около поселений и городов.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф