1 2
ВВЕДЕНИЕ
Место и роль сбережений в экономике трактуются с множества сторон. Обобщая, можно сказать, что сбережения — это часть доходов, которая не используется в определенный период времени на текущее потребление. Безусловно, сбережения теряют свое функциональное назначение вне движения, в этой связи представляется актуальным изучение видов сбережений и их дальнейшей трансформации. В данной статье будут рассмотрены такие сбережения, как пенсии.
Функциональная роль пенсий и пенсионной системы заключается в обеспечении людей, вышедших из трудового возраста, и других категорий нетрудоспособных граждан, в сохранении их привычного образа жизни, что носит крайне важный социально-экономический характер. Одним из важнейших факторов, характеризующих пенсионную систему, является «коэффициент замещения утраченного заработка». В соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 1952 г. 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» данный показатель должен составлять не менее 0,4, т.е. не менее 40 % от своего заработка гражданин должен получать при выходе на пенсию. Данный параметр выполняется во многих странах с развитой экономикой, в отдельных он достигает 50-70 %. В России по итогам 2007 г. данный коэффициент составил всего 27 %.[1]
Постоянное реформирование пенсионной системы свидетельствует о неугасающей актуальности рассмотрения указанного процесса, а также предпосылок развития накопительной составляющей пенсии, за которую работники будут ответственны сами.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что при соблюдении общемировых принципов страны строят собственные пенсионные системы. К настоящему времени накоплен значительный опыт функционирования разнообразных пенсионных систем, который необходимо изучить на современном этапе реформирования пенсионного обеспечения в России.
Демографические и макроэкономические тенденции в мире и в России изменяют условия функционирования пенсионного механизма. В связи с этим существует необходимость исследовать теоретические основы социального страхования, особенности пенсионного страхования, природу и структуру современной пенсии, роль государства в ее формировании.
Значимость этой проблемы в предстоящий период, когда доля лиц пенсионного возраста будет неуклонно возрастать, в условиях неудовлетворительного функционирования пенсионной системы и необходимость ее реформирования определили выбор темы данного исследования.
Цель исследования заключается в анализе пенсионной системы РФ и мира на основе теоретического исследования пенсионной системы РФ, а также анализа международного опыта и действующей системы пенсионного обеспечения в мире.
Для реализации цели потребовалось решить следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть общую характеристику пенсионной системы в России и проанализировать законодательство РФ о пенсионном обеспечении.
Во-вторых, провести сравнительно-правовой анализ пенсионных систем в зарубежных государствах, в частности, в Европейских и в Азиатских странах.
Объектом исследования являются общественные отношения в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации, предметом исследования является пенсионная система России.
Теоретическую и методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения населения, конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), нормативные документы, регулирующие сферу пенсионного страхования в Российской Федерации.
Методология исследования предполагала использование таких методов общенаучного познания, как законы формальной логики, анализ и синтез, метод перехода от общего к частному. В процессе изучения научных трудов и обработки фактического материала были использованы такие методы исследования, как наблюдение, группировка, сравнение, отдельные приемы системного, логического, сравнительного, экономического и статистического анализа.
Информационно-правовую основу исследования составили акты Международной организации труда, Конституция Российской Федерации, Трудовой и Гражданский кодексы Российской Федерации, Федеральные законы и другие нормативные правовые акты; материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения труда и социальной защиты, отдельных экспертов и экспертных групп, формирующих предложения по реформе пенсионной системы Российской Федерации, научные публикации, в том числе диссертационные исследования, Интернет-ресурсы.
Практическая значимость заключается в том, что реализация некоторых предложений может помочь построить гибкую и дифференцированную систему пенсионного обеспечения с четко разделенными финансовыми потоками, стимулирующую заинтересованное поведение бенефициариев с целью формирования самодостаточной страховой системы.
Структура работы определена ее целями и задачами, состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов и заключения.
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИИ
1.1 Общая характеристика пенсионной системы в России
Пенсионное обеспечение — одна из главных гарантий социальной защиты граждан. Система пенсионного обеспечения выполняет две основные функции: социальную и стимулирующую. Суть социальной заключается в обеспечении нормального уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность. Стимулирующая функция обеспечивает связь результатов трудовой деятельности с размером будущей пенсии, что напрямую связано с активностью трудоспособной части населения.
Обратимся к пенсионной системе Российской Федерации и ее эволюции. Существенный дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), даже при довольно низком коэффициенте замещения в конце 1990-х гг., продемонстрировал несостоятельность действующей тогда солидарной пенсионной системы. Проблема состояла в том, что такая система не давала работнику возможности «заработать» на достойную пенсию, а просто перераспределяла средства между работниками и пенсионерами. В такой системе пенсионер был “потерян” и, видимо, данная система могла бы существовать дальше, если бы на одного пенсионера постоянно приходилось 4-5 работающих граждан. Но в текущей демографической ситуации это было невозможно без реформ. Ведь уже в начале XXI в. на каждого пенсионера приходилось 1,5 работника, а после 2030 г. при сохранении старой системы работники уже были бы не в состоянии прокормить пенсионеров, распределительная система потерпела бы полный крах, так как распределять было бы просто нечего.[2]
Основными принципами пенсионного обеспечения, принятыми международным сообществом, являются всеобщая солидарность поколений, обеспечение адекватного размера пенсий, государственные гарантии пенсионного обеспечения, равенство прав и единство норм пенсионного обеспечения для всего населения страны независимо от места жительства и рода занятий, обязательность и всеобщность страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:
1) по старости;
2) по инвалидности;
3) по случаю потери кормильца.[3]
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой, накопительной.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей — базовой и страховой.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.
В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии. Сфера распространения социальных пенсий ограничивается и достаточно длительное время будет отграничиваться социально-экономическим развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.[4]
Однако по мере развития рыночной экономики контингент лиц, не имеющих трудового (страхового) стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий возрастать. Государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.
Таким образом, первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию.
Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального и в первую очередь пенсионного страхования. В контексте реформы она должна быть освобождена от несвойственных ей функций и соответствовать природе солидарности поколений работников наемного труда, на которой базируется социальное страхование. Из этого следует принципиальное требование к реформе трудовых пенсий: соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящему от продолжительности страхования и величины взносов, т.е. зависимость пенсии от стажа и дохода.[5]
При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и др.). Это означает последовательное осуществление в пенсионной системе страховых принципов, исключающих какие-либо привилегии для отдельных слоев или групп застрахованных.
Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться. Вместе с тем становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем на современном этапе является приоритетной задачей и должно стимулироваться в первую очередь.
В связи с трудным экономическим положением создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе не представляется возможным. Поэтому их формирование будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы.[6] После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей. Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего она обязана обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения. Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной или использовать одновременно об эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс).
При финансировании указанных пенсионных систем исключительно за счет взносов работодателя в ней может быть предусмотрен определенный период, в течение которого уволившийся работник, охваченный этой системой, не приобретает пенсионных прав. Такой период не должен быть, однако, очень продолжительным. Для работников, продолжительность трудовой деятельности которых на предприятии после введения пенсионной системы превышает установленный период, необходимо предусмотреть механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае их увольнения из организации до приобретения права на пенсию.
В том случае, если дополнительная профессиональная пенсионная система удовлетворяет установленным требованиям, ей должны быть предоставлены определенные налоговые льготы. Например, такая система есть на железнодорожном транспорте России — НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»[7].
Развитие негосударственных пенсионных систем должно осуществляться под государственным контролем. Пенсионное законодательство не будет определять конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов необходимо оставить на рассмотрение тех структур, которые создают негосударственные пенсионные системы. Вместе с тем законодательство об этих системах должно установить определенные ограничения в отношении «характера допустимой деятельности таких структур в области пенсионного обеспечения…»
Во втором уровне могут быть созданы следующие виды пенсионных фондов: — корпоративные накопительные фонды. Они могли бы учреждаться отдельными работодателями или объединениями работодателей, в том числе на профессиональной или региональной основе исключительно для финансирования льготных/досрочных пенсий сотрудникам с тяжелыми (вредными) условиями труда; — государственный открытый накопительный фонд. Основная цель его создания — смягчить организационные трудности формирования второго уровня. Помимо обязательных взносов граждан в этот фонд будут направляться взносы работодателей, не участвовавших в создании корпоративных накопительных фондов. Данный фонд может быть использован также в целях учреждения добровольных пенсионных схем для государственных служащих. — частные открытые накопительные фонды. Они должны составлять основную часть второго уровня, но создаваться после определения принципов деятельности государственного накопительного фонда. Могут учреждаться лишь юридическим лицами. В момент организации фонда всем гражданам, платящим обязательные взносы в государственный накопительный фонд, можно предоставить право перевести свои накопления в частный накопительный фонд. Следует рассмотреть также вариант передачи частным накопительным фондам на конкурсной основе части пенсионных взносов работодателей в государственный фонд.
В рамках государственного накопительного фонда важную роль играет процедура ведения именных счетов вкладчиков. Целесообразно совместить ведение именных счетов в фонде с системой условных счетов первого уровня в рамках единого компьютерного центра. Это позволит сократить организационные затраты и не создаст сложностей с привлечением существующих финансовых институтов[8]. На начальном этапе управление пенсионными активами государственного фонда можно доверить самому фонду или иной государственной организации, но в дальнейшем целесообразно передать эту функцию негосударственным управляющим компаниям.
Государство должно нести определенную ответственность за размер инвестиционной доходности вложений активов государственного фонда. Это актуально и для стимулирования перехода граждан в накопительную систему, и для выработки соответствующих требований к частным институтам, вовлеченным во второй уровень. Ответственность может быть установлена в виде некоторой минимальной ставки доходности, гарантированной государством. Величина гарантированной доходности должна быть небольшой, чтобы в первые годы существования государственного накопительного фонда исключить возможность использования бюджетных средств для обеспечения гарантий. Дальнейшее вовлечение частных финансовых институтов в систему ПО (частных управляющих компаний, корпоративных и частных накопительных фондов) позволит сократить вероятность участия государства в гарантировании минимальной доходности. Гарантии частного сектора, включая учредителей, выразятся в том, что за счет доходных и надежных инвестиционных схем негосударственные накопительные фонды смогут обеспечить участникам доход, превышающий минимальную гарантированную доходность государственного фонда. Важную роль в повышении доходности частных фондов призваны сыграть компании по управлению пенсионными активами.
Под общими пенсионными основаниями понимается достижение гражданином некой начальной границы, после которой он получает право на выплаты из его пенсионных накоплений во втором уровне. Для сохранения взаимодействия с первым уровнем и сокращения дополнительных издержек целесообразно совместить момент начала выплат пенсий из накоплений, учтенных на индивидуальных счетах на первом и втором уровнях. Таким образом, определяя ЛПВ, гражданин будет фиксировать и дату начала выплат «обычных» пенсий (пенсии 1- й группы) из второго уровня. При улучшении общего состояния пенсионной системы возможен более гибкий подход к определению данной границы.[9]
Способы осуществления пенсионных выплат 1-й группы связаны с размером финансовых гарантий государства по выплате социальных пенсий (которые могут увеличиваться за счет обязательств государства перед гражданами, исчерпавшими свои накопления во втором уровне).[10] Поэтому наиболее рациональными кажутся способы выплат, основанные на актуарных расчетах с использованием оценок продолжительности жизни гражданина в зависимости от возраста его выхода на пенсию и подразумевающие осуществление выплат в течение всей его жизни. Различие способов, базирующихся на таком подходе, зависит от видов организаций, которые непосредственно выплачивают пенсии. В их число входят:
- обязательные пенсионные фонды. Пенсионные накопления гражданина будут оставаться в фонде, который обязан обеспечить их инвестирование с повышенной надежностью. Фонд рассчитывает продолжительность и суммы ежемесячных выплат на основе прогнозируемой инвестиционной доходности, которая не должна быть ниже гарантированной государством в первом уровне. Фактически накопления участника конвертируются в бессрочный пенсионный аннуитет, обеспечиваемый фондом;
- страховые компании. На свои пенсионные накопления участник будет покупать аннуитет у выбранной страховой компании, которая сама обеспечивает пенсионные выплаты;
- Пенсионный фонд РФ (первый уровень). Пенсионные накопления будут переводиться в распределительную часть системы и учитываться на личном счете гражданина.
Далее выплата пенсий происходит в рамках обычных выплат с условных счетов.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. При этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в страховой стаж наравне с периодами работы включаются:
- период прохождения военной и приравненной к ней службы;
- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах;
- период содержания под стражей и отбывания наказания лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности; — период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы независимо от их продолжительности[11]. Размеры трудовых пенсий по старости Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ,
где П — размер трудовой пенсии по старости;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости[12].
Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности (инвалиды 3-й группы), размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
Кроме того, базовая часть пенсии устанавливается в повышенном размере лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т,
где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющей 19 лет (228 месяцев).[13]
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т,
где НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.[14]
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), индивидуальные предприниматели, адвокаты. Застрахованными лицами являются: граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, а также по авторскому и лицензионному договору;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, самозанятые);
- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Для подавляющего большинства работодателей тариф взноса на пенсионное обеспечение составляет 28% от фонда оплаты труда, причем он делится на две части: 14% идет в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовых пенсий и некоторых других выплат, а вторая половина — 14% идет в Пенсионный фонд Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, и иных источников.
Для будущих получателей пенсий страховой тариф в Пенсионный фонд (14%) неоднороден — он может быть поделен на две части в зависимости от их года рождения. Для представителей более старшего поколения — мужчин от 1952 г. рождения и старше, женщин от 1956 г. рождения и старше — весь страховой тариф идет на финансирование страховой части трудовой пенсии, поскольку за относительно короткий период до выхода на пенсию они не успеют сделать существенных накоплений. Их будущая пенсия будет состоять из двух частей — базовой и страховой пенсии. Для второй возрастной группы — мужчин с 1953 по 1966 г. рождения, женщин с 1957 по 1966 г. — страховой тариф делится на две части: 12% идут на финансирование страховой части трудовой пенсии. 2% — на финансирование ее накопительной части. Для самой молодой части населения — лиц 1967 г. рождения и моложе — на финансирование страховой части пенсии идет 8%, а на финансирование накопительной части — 6%.[15]
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Европейский кодекс социального обеспечения (1990 г.) определил минимальные стандарты пенсионного обеспечения, к которым должны стремиться государства — участники Европейской социальной хартии, включая и Россию. Так, в соответствии с Кодексом коэффициент замещения (процент трудового дохода) в пенсии по старости должен составлять не менее 50% для одинокого пенсионера. В настоящее время процент замещения в пенсиях по старости в Российской Федерации составляет одну треть. Заметно не дотягивает до прожиточного минимума базовая часть трудовой пенсии — всего 40%. Учитывая важность и необходимость приближения к величине прожиточного минимума, предусмотрена возможность установления повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального бюджета на соответствующий год. Большое значение для поддержания реального уровня пенсионного обеспечения имеет система индексации трудовых пенсий. Она построена, исходя из двойственного характера трудовой пенсии. Базовая часть индексируется только в зависимости от темпов роста инфляции, но в пределах имеющихся средств.
Страховая часть трудовой пенсии индексируется двояко: в зависимости от темпов роста инфляции и в зависимости от годового индекса роста среднемесячной заработной платы в стране. Кроме устанавливаемых базовых размеров трудовых пенсий определяется и минимальный размер, ниже которого пенсии не назначаются.
Прямого ограничителя максимального размера трудовых пенсий не существует. Однако есть косвенные ограничители, касающиеся расчета пенсионного капитала. В субъектах Федерации рассчитывают и среднюю пенсию. Расчетный пенсионный капитал — это основа, формирующая уровень трудовых пенсий.
Основные черты пенсионной системы предопределены ее содержанием. Концепцией предусматривается не разрушение, а сохранение и укрепление оправдавшей себя государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы.
С 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. Страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.
С 1 января 2020 года индексация страховых пенсий составляет 6,6%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2019 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5686,25 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента — до 93 рублей. В результате индексации страховая пенсия по старости увеличивается в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 16,5 тыс. рублей.
Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2020 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,066 (6,6%).
Пример. Страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 10137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 669 рублей и составит 10806 рублей. Другой пример. Страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 16437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1085 рублей и составит 17522 рубля.[16]
Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.
С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.
Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.[17]
Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам N 1, N 2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.
Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.
Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.[18]
Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии, — им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и прочее. А, во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.
Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми — ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.
Вывод.
Таким образом, для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота — назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964 — 1965 года рождения и мужчины 1959 — 1960 года рождения. Пенсия по новым основаниям в 2021 году будет назначаться: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.
В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году для выхода на пенсию требуется не менее 12 лет стажа и 21 пенсионный коэффициент.
Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности — они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.
По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины — в 65 лет.
1.2. Анализ законодательства о пенсионном обеспечении
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:
- Конституция Российской Федерации;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
- Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.
Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.
Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:
- федеральные государственные служащие;
- военнослужащие;
- участники Великой Отечественной войны;
- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
- нетрудоспособные граждане.
Закон устанавливает четыре вида пенсий:
- пенсия за выслугу лет;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- социальная пенсия.
Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:
- лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;
- лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;
- лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;
- лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;
- лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;
- лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;
- Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.
Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:
1) наступление инвалидности;
2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.
Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
4) материнство;
5) инвалидность;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.
Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.
Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.
Вывод. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.
Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф