Глава 2. Организация процесса бюджтирования на предприятии
2.1. Влияние особенностей бизнес-модели организации на систему бюджетирования
Система бюджетирования любого предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных операционного, инвестиционного и финансового бюджетов. Операционный бюджет состоит из бюджетов продаж, производства, закупок и др., инвестиционный — из бюджетов капиталовложений, реализации внеоборотных активов, инвестиционных поступлений. В финансовый бюджет обычно включают бюджет движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов) и прогнозный баланс. Сводный бюджет, который включает финансовый, операционный и инвестиционный бюджеты, часто называют мастер-бюджетом.
При разработке системы бюджетирования следует учитывать не только виды составляемых бюджетов, но и взаимосвязь между ними, а также последовательность их формирования, таким образом, система бюджетирования находится в прямой зависимости от сформированной бизнес-модели в организации.. Бизнес-модель описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых потоков дохода.
На основе конкурентных измерений современных бизнес-моделей можно выделить следующие классификационные признаки и виды бизнес-моделей.
Таблица 3. Классификационные признаки и виды бизнес-моделей
| Классификационный признак | Виды бизнес моделей |
| По фундаментальным представлениям о бизнесе | Создание нового рынка |
| Создание нового сегмента | |
| Создание новых потребностей | |
| По отбору клиентов | Привлечение клиентов уже существующего рынка |
| Формирование нового рынка и создание собственных клиентов | |
| По системе производства | Классические технологии производства, но новые технологии обслуживания |
| Новые технологии производства и старые технологии обслуживания | |
| Технологии производства и обслуживания новые | |
| По оргструктуре | При наличии оргструктуры компании |
| При наличии оргструктуры компании и фрилансеров | |
| Mesh-модель и ее пользователи на основе ИТ платформы предложенной компанией | |
| По каналам распространения и системе логистики | Системы с прямыми связями |
| Эшелонированные системы | |
| Комбинированные (гибкие) системы | |
| По открытости инноваций | Открытые |
| Закрытые |
Особенное значение имеет выбранный способ организации логистической системы компании.
В Таблице 4 представлены плюсы и минусы макро- и микро-логистических систем.
Таблица 4. Плюсы и минусы макро и микрологистических систем
| Вид логистической системы | Плюсы | Минусы | |
| Макро-системы | С прямыми связями | Обеспечение быстрой связи и более полной и прозрачной информации между подразделениями организации. Применение макро системы целесообразно к использованию в крупных организациях (когда деятельность предприятия, его сбытовой, транспортной, складской деятельности отлажена). | Высокие издержки на формирование бизнес-модели, сложность в изначальном построении. |
| Эшелонированные | |||
| Гибкие | |||
Макро системы бизнес-модели целесообразны к внедрению в крупных организациях (холдинговых структурах) для целей обеспечения эффективности полного цикла движения товарно-материальных и финансовых ценностей и потоков, при этом, выбор вида цикла зависит от характеристики деятельности организации (например, если организация является производителем продукции при использовании схемы прямых поставок до потребителя применяются макро системы с прямыми связями, если организация пользуется двухуровневыми каналами сбыта – эшелонированные или гибкие макро системы. При гибких системах бизнес-модели движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
Рассмотрим, как сформированная в компании модель, влияет на особенности построения системы бюджетирования на примере ООО «ГЕОЛЭНД». Сегодня выделяют следующие виды бизнес моделей:
- Франчайзинг — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона за определенную плату передает другой право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель.
- Прямые продажи — продажа потребительских товаров и услуг, осуществляемая от человека к человеку вне стационарных точек розничной торговли.
- B2B (Business-to-Business — бизнес-для-бизнеса) — вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов (юридические лица).
- B2C (Business-to-Consumer — бизнес-для-потребителя) — форма торговли, целью которой являются прямые продажи.
- B2G (Business-to-Government — бизнес для правительства) — коммуникация между бизнесом и государством.
- G2B (Government-to-Business — правительство для бизнеса) — набор программных и правительственных средств для взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур.
Таблица 5. Система бюджетирования в рамках отдельных бизнес-моделей
| Бизнес-модель | Особенность системы бюджетирования |
| Франчайзинг | Система бюджетирования должна быть связана с головной организацией, обособленность нецелесообразна |
| Прямые продажи | Необходимо формирование бюджета в разрезе сегментов |
| В2В | Возможность формирования системы бюджетирования в соответствии со сформированной бизнес-моделью (мероприятия и модель бюджетирования составляется уполномоченными сотрудниками самостоятельно) |
| В2С | Возможность формирования системы бюджетирования в соответствии со сформированной бизнес-моделью (мероприятия и модель бюджетирования составляется уполномоченными сотрудниками самостоятельно) |
| В2G | Необходимо согласование бюджетов с правительственными органами |
| G2В | Необходимо согласование бюджетов с правительственными органами |
Для ООО «ГЕОЛЭНД» характерен тип бизнес-модели В2С (система бюджетирования формируется на усмотрение уполномоченных сотрудников.
Организация ООО «ГЕОЛЭНД» существует с 2006 года. Основной вид деятельности – благоустройство территории. Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью.
На Рисунке 3 представлена организационная структура ООО «ГЕОЛЭНД».

Основными достоинствами выбранной линейно-функциональной организационной структуры это высокая степень контролируемости и гибкости, которая отвечает текущим задачам развития предприятия с небольшой штатной численностью.
Основным недостатком выбранной организационной структуры является невысокий уровень самостоятельности структурных подразделений, который снижает возможности ее адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Однако, данный недостаток нивелируется демократическим стилем управления, осуществляемого руководством, при котором мнения подчиненных учитываются при выработке управленческих решений. Для этого ежедневно в начале рабочего дня проводятся совещания, на которых руководитель ставит задачи перед подчиненными, связанными с текущей деятельностью агентства, выслушивает их мнения о возможном пути их решения. Ежемесячно на предприятии проводятся собрания трудового коллектива, на которых оценивается работа за прошедший месяц и планируется деятельность на следующий месяц.
Таким образом, выбранная структура позволяет осуществлять руководство, используя максимально преимущества размера предприятия, квалификационные навыки, знания и опыт сотрудников.
Текущее руководство деятельностью общества осуществляет директор. Бухгалтерский и налоговый учет ведется бухгалтером, который является по совместительству и директором. Право подписи первичных документов принадлежит генеральному директору общества — главному бухгалтеру.
Для автоматизации административной работы в организации применяется прикладное программное обеспечение: текстовый редактор MicrosoftWord, программа работы с электронными таблицами MicrosoftExcel, графический редактор AdobePhotoshop, корпоративная почта Outlook.
Также в компании применяются специализированные программные продукты для работы, такие как, КонсультантПлюс, достоинствами которого являются:
— уникальные аналитические материалы;
— инструмент создания и экспертизы договоров;
— важная информация о применении нормативных актов включена в тексты
— простой и быстрый поиск информации;
— самая полная база правовой информации;
— персональный сервис;
— современные технологии.
Для более удобной работы с отчетностью применяется программа Контур Экстерн. Также применяется программа 1С.
В работе Общества используются компьютерные технологии. Создана локальная сеть, подключенная к сети Интернет, в которую включены все компьютеры офиса.
Для ООО «ГЕОЛЭНД» характерна стадия жизненного цикла «Зрелость и стабильное положение на рынке», при этом, стабильное положение на рынке во многом определено сформированной структурой управления предприятия, ввиду чего важно проанализировать особенности системы управления ООО «ГЕОЛЭНД».
Следует отметить, что в ООО «ГЕОЛЭНД» ценится каждый сотрудник, имеющий опыт работы, так как даже работники категории исполнителей выполняют важные функции, требующие определенной компетенции и знаний. Сформированная организационная структура и система управления персоналом ООО «ГЕОЛЭНД», для которой характерны устойчивые связи между подразделениями и характерно четкое разграничение функций свидетельствует о том, что предприятие находится в стадии жизненного цикла «Зрелость и стабильное положение на рынке».
Содержание организационной культуры определяется теми ценностями, которые составляют основу организационной культуры. Для ООО «ГЕОЛЭНД» характерен такой тип организационной культуры, как «культура связи», то есть в организации царит дружеская, семейная атмосфера. Общение выходит за рамки предприятия с участием семей сотрудников.
Недостатки, сложившиеся в настоящее время в организационной культуре ООО «ГЕОЛЭНД», состоят в следующем:
1) неформальный обмен информацией может привести к слухам и сплетням;
2) совещания легко могут стать непродуктивными;
3) большие энергетические затраты на интриги;
4) люди стремятся сделать карьеру, а не дело.
В ООО «ГЕОЛЭНД» в целом высока эффективность внутреннего управления, поскольку наблюдается рост объемов спроса на продукцию, и имеются высокие финансовые результаты. Способность ООО «ГЕОЛЭНД» предоставить исключительную ценность – вот основная причина, почему клиенты отдают предпочтение именно данной компании (Рисунок 4).

ООО «ГЕОЛЭНД» предоставляет своим клиентам следующие виды ценностей:
1) удобство. Минимум времени, максимум удобства – вот что важно для клиентов;
2) цена. Часто клиент выбирает услугу за ее низкую стоимость (ООО «ГЕОЛЭНД» предоставляет клиентам товары различных ценовых категорий);
3) бренд или статус (ООО «ГЕОЛЭНД» – узнаваемая компания, имеет положительный имидж среди своих клиентов);
4) снижение издержек (оказывая услуги, компания ООО «ГЕОЛЭНД» способствует снижению издержек, что в итоге повышает доходы их клиентов);
5) снижение рисков. Клиентов также волнует возможность снижения рисков, в частности, связанных с вложением капитала.
В ООО «ГЕОЛЭНД» работает сплоченный творческий коллектив работников с большим опытом работы. Квалификация руководителей и сотрудников соответствует их функциональным обязанностям.
Профессиональная структура персонала складывается под воздействием профессионального разделения труда. Под профессией обычно понимают вид (род) трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.
Руководство ООО «ГЕОЛЭНД» ставит перед собой следующие цели для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке:
1) увеличение объемов продаж;
2) автоматизация процессов учета и контроля;
3) обучение персонала.
Для того, чтобы определить тип организационной культуры ООО «ГЕОЛЭНД», ниже представленные данные анкетирования сотрудников на предмет сформированной системы организационной культуры предприятия.
Таблица 6. Анкетирование сотрудников ООО «ГЕОЛЭНД» на предмет тип организационной культуры, чел
| Вопрос анкетирования | Положительное мнение | Отрицательное мнение |
| Способствует ли организационная культура эффективному решению проблем и повышению производительности. | 21 | 0 |
| Способствует ли организационная структура положительному морально-правовому полю в коллективе. | 20 | 1 |
| Способствует ли организационная культура эффективности принятия решений. | 19 | 2 |
| Обеспечивает ли организационная культура положительный имидж предприятия. | 20 | 1 |
| Обеспечивает ли организационная культура заинтересованность сотрудников в труде. |
В соответствии с представленными результатами анкетирования сотрудников ООО «ГЕОЛЭНД» можно судить о то, что организационная культура, сформированная на предприятии, положительна, во многом развитие деятельности определено организационной культурой ООО «ГЕОЛЭНД», которая определила стадию жизненного цикла «Зрелость и стабильное положение на рынке».
Анализ структуры капитала должен быть представлен в векторе анализа активов и пассивов бухгалтерского баланса организации. Проанализируем бухгалтерский баланс ООО «ГЕОЛЭНД». Динамику активов и пассивов представим в Таблице 7.
Таблица 7. Бухгалтерский баланс ООО «ГЕОЛЭНД» за 2013 г. – 2015 г. тыс. рублей
| Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение | ||
| 2015 к 2014 | 2015 к 2013 | 2014 к 2013 | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Активы | ||||||
| Внеоборотные активы: | 240 | 241 | 220 | -21 | -20 | 1 |
| Основные средства | 240 | 241 | 220 | -21 | -20 | 1 |
| Оборотные активы: | 1916 | 1955 | 2657 | 702 | 741 | 39 |
| Запасы | 950 | 971 | 1376 | 405 | 426 | 21 |
| Дебиторская задолженность | 602 | 656 | 889 | 233 | 287 | 54 |
| Денежные средства | 364 | 129 | 192 | 63 | -172 | -235 |
| Баланс | 2156 | 1996 | 2677 | 681 | 521 | -160 |
| Пассивы: | ||||||
| Капитал и резервы: | ||||||
| Уставный капитал | 210 | 210 | 210 | 0 | 0 | 0 |
| Нераспределенная прибыль | 400 | 411 | 588 | 177 | 188 | 11 |
| Долгосрочные обязательства: | — | — | — | — | — | |
| Краткосрочные обязательства: | 1546 | 1375 | 1879 | 504 | 333 | -171 |
| Кредиторская задолженность | 1546 | 1375 | 1879 | 504 | 333 | -171 |
| Баланс | 2156 | 1996 | 2677 | 681 | 521 | -160 |
В соответствии с Таблицей 7 можем судить о том, что баланс ООО «ГЕОЛЭНД» увеличился в 2015 году до 2677 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом (баланс в 2014 году составлял 1996 тыс. руб.).
Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создаёт, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости. Бизнес-модель описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых потоков дохода.
Бизнес-процессы целесообразно рассматривать в аспекте характеристики внутренней среды. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- трудовые ресурсы;
- управленческие процессы;
- деятельность по реализации;
- финансы фирмы и маркетинг;
- организационная культура.
Организационная структура управления характеризуется:
- составом и соотношением функций управления;
- количеством и составом отделов;
- численностью и соотношением работников;
- объемом выполненных работ и т.д.
Кадровое обеспечение в ООО «ГЕОЛЭНД» характеризуется:
- численностью управленческих кадров;
- функциями;
- возрастным составом кадров;
- гендерным составом кадров;
- уровнем текучести кадров и проч.
Техническое обеспечение управления характеризуется количеством и видами технических средств, используемых в процессе организации деятельности.
Информационное обеспечение характеризуется уровнем информатизации и автоматизации процессов.
Методическое обеспечение характеризуется: наличием и доступностью методической документации в процессе организации деятельности ООО «ГЕОЛЭНД».
Технология процесса управления характеризуется составом и последовательностью выполнения процессов управления, структурой и длительностью управленческого цикла, количеством и особенностями выполняемых операций.
Управленческие решения определяют перспективные направления развития, позволяющие ООО «ГЕОЛЭНД» получить прибыль в объеме, достаточном для эффективного функционирования.
Компания ООО «ГЕОЛЭНД» в рамках своей деятельности ориентирована на процессный подход в управлении, который определяет непрерывную взаимосвязь действий и функций.
В период 2012 – 2015 гг. компания ООО «ГЕОЛЭНД» в рамках процессного подхода была ориентирована на финансовый блок в управлении, поскольку основной стратегической целью компании на перспективу до 2016 года явилась необходимость повышения финансовых результатов деятельности.

Для ООО «ГЕОЛЭНД» на основе специфики деятельности характерна бизнес-модель «Массовый рынок». В бизнес-модели с фокусом на массовый рынок не проводятся различия между разными сегментами потребителей. Предложение (продукт или услуга), каналы распространения и отношения с клиентами фокусируются на одной большой группе клиентов с приблизительно одинаковыми потребностями и проблемами.
Для ООО «ГЕОЛЭНД» характерна бизнес-модель:
- По фундаментальным представлениям о бизнесе — создание новых потребностей (в организации немаловажное внимание уделено поиску новых видов услуг на основании изменения потребностей клиентов).
- По отбору клиентов — привлечение клиентов уже существующего рынка.
- По системе производства — классические технологии производства, но новые технологии обслуживания.
- По каналам распределения –бизнес-модель с прямыми связями.
По открытости системы бизнес-модель ООО «ГЕОЛЭНД» относится к типу открытой системы бизнес-модели.
В формировании системы бюджетирования важна роль бизнес-модели, которая применяется в организации. Система бюджетирования в ООО «ГЕОЛЭНД» организована в рамках системы финансового планирования.
В ООО «ГЕОЛЭНД» сформирована эффективная система финансового планирования. Финансовая служба ООО «ГЕОЛЭНД» подчинена непосредственно генеральному директору. Структура финансовой службы ООО «ГЕОЛЭНД» определена на Рисунке 6.

Финансовая служба ООО «ГЕОЛЭНД» в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
- Финансовое планирование деятельности.
- Разработка проектов финансовых бюджетов ООО «ГЕОЛЭНД».
- Исполнение утвержденных финансовых бюджетов /платежных балансов/ и плановых величин других финансовых показателей.
- Анализ исполнения финансовых бюджетов ООО «ГЕОЛЭНД» по установленной форме.
- Реализация единого бюджетного принципа финансирования во взаимоотношениях с подразделениями ООО «ГЕОЛЭНД».
- Реализация мер по обеспечению финансовой устойчивости ООО «ГЕОЛЭНД».
- Формирование системы внутреннего финансового контроля ООО «ГЕОЛЭНД».
- Разработка проектов плановых показателей доходов и расходов ООО «ГЕОЛЭНД».
- Проведение совместно со службой бухгалтерского и налогового учета работы по оптимизации налогообложения и минимизации налоговых рисков ООО «ГЕОЛЭНД», в том числе путем согласования проектов соответствующих документов.
Система бюджетирования в ООО «ГЕОЛЭНД» была внедрена в 2013 году. Бюджетирование в ООО «ГЕОЛЭНД» включает два аспекта: организационный и методологический (Рисунок 7).

Система организационного взаимодействия бюджетирования направлена на составление обоснованных бизнес-прогнозов функциональным областям деятельности предприятия и дальнейшее получение на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования.
С методологической точки зрения общий бюджет ООО «ГЕОЛЭНД» состоит их двух основных бюджетов операционного и финансового.
Операционный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. Операционный бюджет включает в себя такие бюджеты, как бюджет доходов, производственный бюджет, бюджеты закупок, бюджет заработной платы и др. Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в плановом периоде. Финансовый бюджет включает в себя инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств предприятия.
Процесс бюджетирования ООО «ГЕОЛЭНД» в рамках сформированной модели В2С состоит из следующих этапов:
- Планирование.
- Учет и составление отчетов об исполнении бюджетов и планов.
- Контроль и анализ исполнения бюджетов и планов.
- Формирование предложений о необходимости разработки и проведения корректирующих мероприятий.
Так, бюджетирование ООО «ГЕОЛЭНД» сформировано в рамках системы финансового планирования, за которое отвечает сформированный финансово-экономический отдел.
