Заявка на расчет
Меню Услуги

Плетение конским волосом как средство развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЛЕТЕНИЮ КОНСКИМ ВОЛОСОМ

1.1. Психолого-педагогические и физиологические исследования мелкой моторики как психомоторного качества младших школьников

1.2. Особенности формирования мелкой моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

1.3. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии мелкой моторики младших школьников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛЕТЕНИЕ КОНСКИМ ВОЛОСОМ

2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

2.2. Содержание работы по развитию мелкой моторики младших школьников с ОВЗ посредством обучения технике плетения конским волосом

2.3. Сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) – это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обусловливающие нарушения естественного хода из общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни, наблюдаются нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание.

Актуальность вопроса исследования обусловлена несколькими аспектами:

-успешность ребенка в начале обучения в школе определяется сформированностью мелкой моторики и графических умений у ученика в соответствии с возрастом младшего школьного возраста. Однако, более 30% детей с ОВЗ имеют несформированность сложноскоординированных движений руки и графических движений. При этом наиболее вероятен комплекс трудностей при обучении письму и медленный темп деятельности при выполнении любых письменных заданий;

-мелкая моторика развивается благодаря физиологическому созреванию организма и приобретению опыта, т.е. благодаря непосредственному деланию, выполнению разного рода действий, движений;

-рукоделие, в данном случае плетение конским волосом, как СПОСОБ освоение технических навыков и умений, является эффективным средством развития мелкой моторики, однако психолого-педагогических и методических разработок по обучению плетение конским волосом младших школьников с ОВЗ в целях развития мелкой моторики представлено недостаточно.

Таким образом, противоречие состоит в том, что техника плетения конским волосом являющаяся разновидностью художественно-творческой деятельности и специального набора ручных умений, является эффективным средством развития мелкой моторики младших школьников с ОВЗ, однако тема обучения в качестве средства развития мелкой моторики младших школьников не разработана методически и не имеет широкого применения в практике в качестве обеспечения вариативности и индивидуальности при работе над развитием мелкой моторики младших школьников с ОВЗ.

Исходя из этого, определена тема дипломной работы: «Плетение конским волосом как средство развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: изучить влияние обучения технике плетения конским волосом на развитие мелкой моторики младших школьников с ОВЗ.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики младших школьников с ОВЗ.

Предмет исследования: обучение технике плетения конским волосом, как средство развития мелкой моторики младших школьников с ОВЗ.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специально организованном обучении плетению конским волосом, будет успешнее развиваться мелкая моторика младших школьников с ОВЗ, если учитывать след условия:

— учет индивидуальных и возрастных особенностей развития детей с ОВЗ;

— при организации занятий по плетению конским волосом создать условия в общеобразовательных организациях.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов;
  2. Опытно-экспериментальным путем изучить влияние обучения технике плетения конским волосом на развитие мелкой моторики младших школьников с ОВЗ.
  3. Разработать рекомендации по результатам исследовательской работы.

Методологические основы: По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Проявления нарушений моторики детей в логопедическом и психолого-педагогическом аспекте изучались многими авторами (Левина Р.Э., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В).

Методы исследования: Методики М. С. Заикина, С. Е. Гаврина, Н.С. Сосиной и М.М. Безруких, «Развития мелкой моторики и графических умений».

Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке методических рекомендаций по построению занятий по обучению плетение конским волосом с целью развития мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ.

Базой исследования явился МБОУ Лекеченская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Леонтьева, 3 класс.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЛЕТЕНИЮ КОНСКИМ ВОЛОСОМ

1.1. Психолого-педагогические и физиологические исследования мелкой моторики как психомоторного качества младших школьников

 

Проблема изучения психомоторных качеств у детей не нова. В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных качеств как компонента психомоторики человека.

Анализ работ, посвященных изучению психомоторики и ее качеств, показал, что отечественные авторы (Н.А. Бернштейн, Л.В. Гуровец, Н.И. Озерецкий, И.М. Сеченов и др.) предлагают различные классификации, в которые входит в общей сложности около тридцати психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами называются скорость (скорость реакций и движений, быстрота установки и т.д.), сила мышечного напряжения (ручная и становая), координация (статическая и динамическая), сенсомоторная координация движений (координация движений руки, обеих рук, рук и ног), ритмичность.

Наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются скорость, сила, координация движений, чувство ритма и развитие мелкой моторики. Как отмечают исследователи (A.В. Запорожец и др.), данные психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики.

В науке приняты разные определения понятия «мелкая моторика».

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.

Мелкая моторика – психомоторное качество, развивающееся на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмическпх движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.

В психологических исследованиях наблюдается несколько подходов к определению понятия «координация движений».

Она понимается как:

– преодоление избыточности движений, способ организации двигательных действий (Н.А. Бернштейн);

– способность к упорядочению внутренних и внешних сил, к оптимальному регулированию двигательных действий (Л.С. Выготский);

Координация движений – психомоторное качество, основывающееся на психофизиологических и морфологических особенностях организма, являющееся базой для других физических качеств и содействующее оптимальному регулированию и согласованию двигательных действий.

Рассматривая мелкую моторику как психомоторное качество, имеет смысл основываться на работах, посвященных исследованию двигательного акта как иерархической многоуровневой системы управления произвольными движениями (М.А. Бернштейн), как двигательного стереотипа моторного развития человека (А.С. Болшев, Л.M. Веккер, Ю.А. Лебедев, Б.Ф. Ломов, Ю.Р. Сидкин, Л.В. Филиппова, И.К. Шилкова). Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Психологические концепции когнитивного развития Ж. Пиаже и онтогенетической концепции А. Валлона утверждают, что успешное развитие психомоторных качеств, процесса контроля движений в раннем возрасте является важным показателем развития ребенка. Психологические исследования, которые проводились в лаборатории А.В. Запорожца и его сотрудников, были посвящены изучению процесса формирования произвольного движения, роли поисковых действий в его организации и специфической роли слова в становлении произвольных движений.

Признавая важность развития психомоторики, прогрессивные педагогические системы XIX века (М. Монтессори, Р. Штайнер) уделяли большое внимание развитию психомоторных качеств в детском возрасте.

В XX веке в русле советской, а позже и российской педагогической системы воспитания и развития в школьных учреждениях был накоплен большой запас знаний о развитии психомоторных качеств детей (М.А. Васильева, Н.А. Ветлугина, М.Ф. Литвинова, М.А. Палавандишвили). Психологические исследования Л.А. Венгера, Д.Б. Гальперина, А.В. Запорожца, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова стали основой для разработки и внедрения в педагогическую практику воспитания, а также использования музыкального воспитания с применением музыкально-ритмических упражнений с целью развития психомоторных качеств.

В целом в психологической науке достигнуты значительные результаты в изучении психомоторных качеств в раннем возрасте, признана важность их формирования на физкультурных и музыкальных занятиях, разработаны диагностические критерии психомоторных качеств. В то же время остается ряд вопросов, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении; необходимы научное обоснование и разработка комплексных программ для педагогов и психологов, направленных на развитие мелкой моторики младших школьников.

Для раннего детского возраста характерным является отсутствие пессимального торможения мышц. Мышцы независимо от характеристики раздражителя по частоте и интенсивности, отвечают тетаническим типом сокращения, которое длится столько, сколько продолжается раздражение, без признаков перехода в состояние пессимума. Отсутствие выраженного пессимума связывают с недостаточным структурным оформлением мионевральных синапсов.

В детском возрасте, скелетные мышцы и иннервирующие их нервы характеризуются признаками низкой лабильности. Низкая лабильность объясняется длительностью абсолютной и относительной рефрактерных фаз, длительностью одиночного мышечного сокращения. С возрастом лабильность мышц увеличивается, что ведет, естественно, и к увеличению быстроты движений.

В процессе развития ребенка эластичность его мышц уменьшается, но увеличивается их упругость и прочность.

Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл и за счет повышения плотности их «упаковки».

Под влиянием физической нагрузки в мышцах происходят определенные морфологические изменения, касающиеся строения волокон, распределения в них миофибрилл, ядер, формы двигательных нервных окончаний. Значительно увеличивается при занятиях физическими упражнениями сеть капилляров, а вместе с этим и кровоснабжение мышц, что не может не способствовать более активному снабжению мышц кислородом и другими источниками энергии.

Нарушение психомоторного развития при поступлении ребенка в школу и в младшем школьном возрасте довольно часты и отмечаются почти у 30% детей. Причиной их могут быть неблагоприятные воздействия в внутриутробном периоде развития, во время родов, в первые годы жизни. Они также могут быть обусловлены функциональной незрелостью мозга. Наряду со стойкими отклонениями в развитии у большинства детей наблюдается множество обратимых вариантов, которые связаны не только с функциональной зрелостью мозга, но и с соматической ослабленностью, педагогической запущенностью, эмоциональной депривацией и могут быть полностью преодолены при правильной и своевременной работе.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечетки, недостаточно координированы и особенно заметны в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором), в выполнение бытовых манипуляторных действий: застегивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка ботинок, завязывания бантов и т.п.

Дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки может стать препятствием для освоения в 6-7 лет базисных движений, необходимых для дальнейшего формирования навыка письма.

Опираясь на работы М.М. Безруких (М.М. Безруких. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.; Дрофа, 2000. – 256 с.: ил.) в качестве рабочего определения «мелкая моторика младших школьников» мы выбрали характеристики уровня развития мелкой моторики ребенка.

Для диагностики уровня развития мелкой моторики младших школьников имеет смысл использовать широко применяемую в России методику М. С. Заикина, С. Е. Гаврина, Н.С. Сосиной.

Таким образом, в качестве критериев уровня развития мелкой моторики младших школьников, мы выбираем следующие показатели: ловкость движений, скорость выполнения заданий, способность выполнить задание одновременно обеими руками, способность к копированию графических изображений.

 

1.2. Особенности формирования мелкой моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 

Педагоги школьных образовательных учреждений все чаще в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу своих особенностей выделяются среди сверстников в группе. Такие дети с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях. «Дети с ограниченными возможностями здоровья» — это определение не так давно появилось в педагогическом словаре, но уже сегодня стало актуальной проблемой обучение и воспитание этих детей.

Специалисты, работающие с такими детьми, утверждают, что практически в каждой группе есть дети с ОВЗ или дети с особыми образовательными возможностями. Это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребенком образовательной программы. Категория таких детей достаточно разнообразна: в нее входят дети с ранним детским аутизмом, дети с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, а также дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дети с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями и проблемами с социальной адаптацией.

Стоит отметить, что дети с особенностями в развитии быстро утомляются, отличаются пониженной работоспособностью. У таких детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, а также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Степень развития мелкой моторики у такого ребенка определяет самые важные качества для его будущего — внимание, концентрацию и воображение, координацию в пространстве, речевые способности. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют руки ребенка, исключительно важны для его психического и умственного развития.

Двигательная активность — основа развития каждого человека. Различают крупную и мелкую моторику. Та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве – это крупная моторика. А основу деятельности человека составляют навыки мелкой моторики – это совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать свои движения. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием познавательных процессов и речи ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику ребенка нужно с раннего возраста.

Ребенок познает окружающий его мир с помощью тактильно-кинестетических ощущений. Руки являются одним из главных органов, которые приводят в движение процесс мыслительной деятельности детей. Детям младшего школьного возраста с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь для дальнейшего предотвращения ухудшения проблем со здоровьем.

Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является педагог. Чтобы выяснить, как развивается ребенок, педагог беседует с родителями, изучает медицинскую документацию, наблюдает за ним. Во время наблюдения за ребенком педагогу нужно очень внимательно отнестись к развитию движений разного характера. К примеру, следует помнить, что иногда детский церебральный паралич имеет неярко выраженный, стертый характер. Внимательно наблюдая за таким ребенком, педагог отмечает, что у него нет навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. И дело здесь не в плохо развитых навыках самообслуживания, а в недостатках двигательной сферы. Поэтому, наблюдая за ребенком, надо обратить внимание на координацию движений во время маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можно предложить выполнить какое-либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п.

Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться ими действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек. Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на действия детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте, однако к пяти-шести годам, предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности детей с нормальным психомоторным и речевым развитием. Если же нарушение имеет выраженный характер, своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего школьного возраста. Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей с сенсорными и речевыми нарушениями не будет соскальзывания и неспецифических действий, хотя и не исключены неправильные действия (неправильный набор колец пирамидки по цвету, размеру и т.п.).

Ребенок с ОВЗ, при воздействии качественного воспитательного процесса, способен правильно развиваться в психическом и личностном направлении. В физиологическом плане рука ребенка младшего школьного возраста несовершенна, она постоянно растет и развивается. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и сопровождается нарушением речевых навыков.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Все ученые, изучающие психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Поэтому с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ необходимо проводить целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.

В работе с детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики рук, нужно придерживаться некоторых правил:

— учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

— задания подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

— работу проводить регулярно, систематически;

— соблюдать временной распорядок, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

— повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

— заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Специфика работы педагога по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ заключается в особом сочетании методов и приемов. Педагоги используют разнообразные методы, направленные на изучение ребенка, разработку и апробацию содержания, форм и технологий образования, и педагогические методы как способы воспитания и обучения детей с ОВЗ для развития мелкой моторики:

— метод практических упражнений;

— метод слова; 4

— метод дистанционного управления;

— метод наглядности;

— метод стимулирования двигательной активности;

— игра.

Упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, развивают речь. В процессе работы развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

С этой целью используются традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики. Традиционные методы развития мелкой моторики:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание), самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щетками и т.д.);

— игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);

— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т.д.;

— художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углем и т.д.;

— предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.;

— игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.;

— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней и другие.

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. При обучении детей самомассажу используют поглаживание, растирание, легкое надавливание, легкое пощипывание, похлопывание.

Несложные массажные упражнения, под воздействием которых достигается нормализация мышечного тонуса, улучшается координация произвольных движений, снимается излишнее напряжение, развивается ручная умелость. Самомассаж рук благотворно влияет на развитие речевых навыков, способствует развитию внимания, произвольному переключению движений.

Одним из эффективных приемов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, способствующие развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры развивают речь: обогащают словарь, общую осведомленность, способствуют развитию правильного произношения, формируют чувство ритма.

Для развития мелкой моторики используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Таким образом, развивая мелкую моторику у детей младшего школьного возраста с ОВЗ, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и развития речи. Особенности развития мелкой моторики у таких детей заключаются в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь ребенка. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития мелкой моторики эти серьезные проблемы можно успешно решить.

 

1.3. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии мелкой моторики младших школьников

 

Е.Г Шумилина, предложила в своём исследовании следующую коррекционную работу. Необходимо использовать самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика; вышивание; лепка и перебирание мелких деталей; плетение; склеивание мелких деталей; нанизывание пуговиц и бусин на шнурок.

Однако в образовательных учреждениях меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: плетение конским волосом, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства – плетение.

Плетение конским волосом — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное плетение конским волосом изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко.

Конский волос у якутов имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Во время «Ысыаха» пестрые веревки из конского волоса (салама), натянутые между столбами и березами. Увешивали цветными лоскутьями и белыми конскими волосами. Иногда в пути охотники привязывали пучки волос к ветвям деревьев. Использовали плетеные конским волосом сети для рыбной ловли Конским волосом расшивались берестяные посуды, из него делались такие изящные вещи, как комарамохалка с серебряной отделкой геометрическим узором или бисером на ручке имеет меховой опушкой.

Искусство плетения из конского волоса становится популярным в наши дни: по старым образцам создаются ковры-циновки, головные уборы, «соруо» (подстилки) и гобелены из конского волоса.

В процессе трудового обучения обучающихся можно с успехом использовать как на уроках, так и на кружковых занятиях элементы якутского народно- прикладного творчества.

Основной целью является приобщение обучающихся к материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-этическим ценностям, что способствуют общему развитию, расширению кругозора школьников.

Техника изготовления изделий из конского волоса очень сложная и трудоемкая, требуется от создателя большого терпения, умения разбираться во всех областях искусства, то есть создатель должен был уметь рисовать, разбираться в колорите цветов, умением различных приемов плетения конского волоса. И все эти умения и волевые усилия, которые присущи и нашим якутским рукодельницам и мастерами помогают изготавливать изделия из конского волоса.

Для этого нужно целенаправленно приучить наших детей этому новому, интересному виду народного декоративно-прикладного искусства.

Передавая различные состояния природы, обучающиеся практикуются в верном определении цветовых отношений, что имеет большое значение в образном решении того или иного пейзажа. В период практики обучающиеся приобретают умение наблюдать и анализировать строение природных форм. Практика дает богатые возможности для овладения приёмами выполнения краткосрочных этюдов и набросков, что помогает развить наблюдательность, остроту глаза в передаче самого существенного в изображаемом мотиве. Она развивает у детей любовь к природе и побуждает их к фантазиям.

Учебная программа строится на основе программы кружка с преобладанием практической деятельности. Для удобства планирования работы, учебный материал из конского волоса делится на основные разделы тем, где теоретические материалы и практические работы построены по принципу постепенного усложнения в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Цель: программы, является представление комплекса образовательных услуг для расширения кругозора, углубления знаний в области искусства и моделирования, конструирования одежды из нетрадиционного материала конский волос. Приобщить обучающихся к возрождению и сохранения национальных традиций, традиционной культуры предков, заложить основы профессиональный навык изготовления изделий из конского волоса и швейных изделий национальном стиле.

Задачи:

  • развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей
  • раскрепощение обучающихся, снятие комплексов, связанных с особенностями возраста
  • расширение сферы деятельности обучающихся, возможностей самореализации и удовлетворения личностных интересов
  • углублять развитие особых качеств творческого изображения на основе соотношения индивидуального и коллективного, созидательных начал связанных с передачей художественных замыслов и созданием шоу — спектаклей.

Актуальностью является содержание образования: история одежды, изучения школьника национальным видом народного творчества, видное место в этом занимает плетение из конского волоса и шитье национальных изделий. рисунок, цветосочетание, музыка, аэробика и движение, предоставления каждому, возможности выбора — заниматься только моделированием и конструированием, или пробовать свои силы в создании костюмов, в своеобразных мини театральных композиций, в показах моды. Возраст детей, участвующих в реализации программы. При наборе детей принимаются 3 классы. Срок реализации программы рассчитан на 4 недели.

Формируются учебные группы, где обучающиеся с ОВЗ занимаются наравне со здоровыми детьми, преодолевая те же трудности, что и нормально развивающиеся дети. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часа. Численный состав учебной группы составляет 8-12 человек. Продолжительность одного часа учебных занятий составляет 30-45 минут. Перерыв между занятиями составляет 10 минут.

Выводы по первой главе:

В работе по развитию мелкой моторики школьников и младших школьников используется широкий набор приемов: пальчиковые упражнения, игры-манипуляции с предметами, работа с трафаретами, графические узоры. Занятия разнообразными видами художественно-творческой деятельности являются необходимым и наиболее эффективным способом создания условий, способствующих развитию мелкой моторики младших школьников.

Обучение технике плетение конским волосом возможно рассматривать как эффективное средство развития мелкой моторики младших школьников, однако психолого-педагогических и методических разработок по обучению плетение конским волосом младших школьников в целях развития мелкой моторики младших школьников представлено недостаточно.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛЕТЕНИЕ КОНСКИМ ВОЛОСОМ

2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 

Цель: выявить уровень развития мелкой моторики руки детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Определить базу исследования.
  2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности мелкой моторики детей младшего школьного возраста;

Осуществить диагностику сформированности мелкой моторики детей младшего школьного возраста.

Интерпретировать результаты.

Базой опытно — экспериментальной работы является обучающиеся 3 класса Лекеченской средней общеобразовательной школы имени А.И. Леонтьева. Исследование проводилось в период с 12 января по 8 февраля 2018 года.

Таблица 1 Список детей

Фа милия, имя обучающегося Код ребенка Класс
1 Р1 3
2 Р2* 3
3 Р3 3
4 Р4 3
5 Р5 3
6 Р6* 3
7 Р7 3
8 Р8 3
9 Р9 3
10 Р10 3

 

Для выявления особенностей сформированности мелкой моторики руки детей младшего школьного возраста экспериментальной групп были отобраны следующие методики:

Тест №1. Тропинки (М. С. Заикин и др., 2001)

Методика проведения: ребенка просят провести линию посередине дорожки, не выходя за ее пределы и не отрывая карандаша от бумаги.

Оценивается точность линий, отклонения от направляющих, время выполнения задания, не отрывался ли карандаш во время выполнения задания. Время выполнения 1 минута на оценку 5 баллов.

Критерии оценки:

2 детей набрали по 5 баллов, задание выполнено правильно и быстро.

3 детей набрали по 4 балла, задание выполнено правильно, но медленно.

2 детей — набрали 3 балла — задание выполнено с нарушениями, быстро.

2 детей набрали 2 балла – задание выполнено с нарушениями, медленно.

1 ребенок набрал самый низкий балл — задание выполнено с грубыми нарушениями.

У детей почти нет сложности в проведение линии. Изредка сравнивали свою работу с образцом, отвлекались, делились.

Результат:

Высокий уровень – 5 (детей) – 50%

Средний уровень – 4 (детей) – 40%

Низкий уровень – 1 (ребенок) – 10%

Тест №2. Штрихи на рисунке (С. Е. Гаврина и др., 2008).

Методика проведения: ребенок заштриховывает рисунок, как это показано на образце.

Оценивается точность линий, отклонения от направляющих, время выполнения задания. Время выполнения 1 минута на оценку 5 баллов.

Критерии оценки:

Самого высокого балла -5 баллов — 2 детей. Задание выполнено правильно и быстро.

3 детей получила — 4 балла, Задание выполнено правильно, но медленно.

1 ребенок набрал 3 балла — Задание выполнено с нарушениями, быстро.

3 ребенок набрал 2 балла — Задание выполнено с нарушениями, медленно.

1 ребенок набрал 1 балл — Задание выполнено с грубыми нарушениями.

Детям было сложно заштриховывать точно такой же образец. Каждый ребенок выполнял задание по — разному.

Объединяет всех детей несосредоточенность, неумение анализировать и контролировать свои действия.

Результат:

Высокий уровень – 6 (детей) – 70%

Средний уровень – 3 (детей) – 20%

Низкий уровень – 1 (детей) – 10%

Тест №3. Продолжи узор, не отрывая руки (М.С. Заикин и др., 2001).

Методика проведения: ребенок должен продолжить образец до конца строки, не отрывая руки.

Оценивается точность линий, отклонения от направляющих, время выполнения задания. Время выполнения 1 минута на оценку 5 баллов.

Критерии оценки:

1 ребенок набрал 5 баллов —   задание выполнено правильно и быстро.

2 ребенка набрали по 4 балла — задание выполнено правильно, но медленно.

1 ребенок набрал 3 балла — задание выполнено правильно, но медленно.

3 ребенка набрали по 2 балла – задание выполнено с нарушениями, медленно.

3 ребенка набрали по 1 баллу — задание выполнено с грубыми нарушениями.

Результат:

Высокий уровень – 3 (детей) – 40%

Средний уровень – 4 (детей) – 30%

Низкий уровень – 3 (детей) – 30%

Таблица 2 Показатель методики с вариантами заданий из теста

Код ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Итог
Баллы Уровень Баллы Уровень Баллы Уровень  
1 Р1 5 В 5 В 4 В В
2 Р2* 2 С 1 Н 1 Н Н
3 Р3 3 С 4 В 2 С С
4 Р4 2 С 4 В 3 С С
5 Р5 4 В 4 В 4 В В
6 Р6* 1 Н 3 С 1 Н Н
7 Р7 4 В 2 С 2 С С
8 Р8 4 В 2 С 2 С С
9 Р9 3 С 2 С 1 Н С
10 Р10 5 В 5 В 4 В В

 

Результаты:

Высокий уровень – 3 (детей) – 30%

Средний уровень – 5 (детей) – 50%

Низкий уровень – 2 (детей) – 20%

Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (М.М. Безруких. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.; Дрофа, 2000. – 256 с.: ил.).

Цель: выявить развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста.

Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Показатель результатов:

  • Недостаточная амплитуда (Н) движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
  • Достаточная амплитуда (Д) движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

При проведении данного теста 7 детей имеют достаточную амплитуду. Выполняли упражнения хорошо, при выполнении задания (сжимание пальчиков в кулак, не разворачивали кисти рук). Чувствовалось напряжение в руках. Под конец упражнения качество выполнения снижалось.

У остальных 3 детей недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Таблица 3 Результат теста на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Код ребенка Результаты
1 Р1 Д
2 Р2* Н
3 Р3 Д
4 Р4 Д
5 Р5 Н
6 Р6* Н
7 Р7 Д
8 Р8 Д
9 Р9 Д
10 Р10 Д

 

Результаты:

Недостаточная амплитуда (Н) – 3 детей – 30%

Достаточная амплитуда (Д) – 7 детей – 70%

Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак — ребро — ладонь» (А.Р. Лурия).

Показатель результатов:

  • Достаточная переключаемость (Д) — безошибочное выполнение команд экспериментатора.
  • Средняя переключаемость (С) — ребенок допускает ошибки, но исправляет их сам.
  • Недостаточная переключаемость (Н) — нарушение переключаемости руки, когда характер действия выполняющего не соответствует командам экспериментатора.

4 детей при показе нами серию из 9 движений «Кулак — ребро — ладонь» повторили упражнение без ошибок. Темп детей был средний (когда после 1 фигуры нужно было сделать другую — кулак, а потом ребро — дети осторожно (обдумав долю секунды) изобразили.

4 детей выполняли упражнение с ошибками, но тут же сами исправляли и подсказывали себе вслух (проговаривали).

2 детей выполняли с ошибками, их действия не соответствовали командам экспериментатора.

Таблица 4 Результат теста на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак — ребро — ладонь»

Код ребенка Результаты
1 Р1 С
2 Р2* Н
3 Р3 Д
4 Р4 С
5 Р5 Д
6 Р6* Н
7 Р7 Д
8 Р8 Д
9 Р9 С
10 Р10 С

 

Результаты:

Достаточная переключаемость (Д) – 4 детей – 30%

Средняя переключаемость (С) – 4 детей – 40%

Недостаточная переключаемость (Н) – 2 детей – 20%

Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Показатель результатов:

  • Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев. — (В)
  • Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться. (нВ)

6 детей при выполнении крючков из пальцев — управляют мышцами — сгибателями, дети не разжимают пальцы, удерживают их в позе. Остальные дети выполняют заданные позы недостаточно уверенно. Пальцы разжимаются, путают очередность пальцев.

Таблица 5 Результат теста на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки

Код ребенка Результаты
1 Р1 В
2 Р2* В
3 Р3 нВ
4 Р4 В
5 Р5 В
6 Р6* нВ
7 Р7 нВ
8 Р8 В
9 Р9 В
10 Р10 нВ

 

Результаты:

Владеет (В) – 6 детей – 60%

Не владеет (нВ) – 4 детей – 40%

Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Показатель результатов:

  • Достаточный (Д) — если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
  • Недостаточный (Н) — если при выполнении нарушается точность, ловкость, последовательность соединения пальцев в колечки.

5 детей соединяют пальцы в колечко ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности. Скорость выполнения хорошая. Показали выполнение упражнения и другой рукой. Остальные ребята выполняли задание, но основная сложность заключалась в последовательности (путали название пальцев).

Таблица 6 Результат теста на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки

Код ребенка Результаты
1 Р1 Н
2 Р2* Н
3 Р3 Н
4 Р4 Д
5 Р5 Д
6 Р6* Н
7 Р7 Д
8 Р8 Д
9 Р9 Н
10 Р10 Д

 

Результат:

Достаточный (Д) – 5 детей – 50%

Недостаточный (Н) — 5 детей – 50%

Таблица 7 Результаты диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев М.М. Безруких

Код ребенка Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Уровень
1 Р1 Д С В Н С
2 Р2* Н Н В Н Н
3 Р3 Д Д нВ Н С
4 Р4 Д С В Д Д
5 Р5 Н Д В Д Д
6 Р6* Н Н нВ Н Н
7 Р7 Д Д нВ Д Д
8 Р8 Д Д В Д Д
9 Р9 Д С В Н Д
10 Р10 Д С нВ Д Д

 

Результаты:

Достаточный уровень – 6 детей – 60%

Средний уровень – 2 детей – 20%

Низкий уровень – 2 детей – 20%

Таблица 8 Сравнительная таблица результатов эксперимента

Код ребенка Тест 1 Тест 2 Тест 3 Мет 4 Общий уровень
1 2 3 4
1 Р1 В В В Д С В Н В
2 Р2* С Н Н Н Н В Н Н
3 Р3 С В С Д Д нВ Н С
4 Р4 С В С Д С В Д В
5 Р5 В В В Н Д В Д В
6 Р6* Н С Н Н Н нВ Н Н
7 Р7 В С С Д Д нВ Д С
8 Р8 В С С Д Д В Д С
9 Р9 С С Н Д С В Н С
10 Р10 В В В Д С нВ Д В

 

Результаты:

Высокий уровень – 4 детей – 40%

Средний уровень – 4 детей – 40 %

Низкий уровень – 2 детей – 20%

По результатам проведения диагностик делаем вывод о том, что не все дети имеют уровень развития мелкой моторики, позволяющий быть готовыми к овладению письмом. 4 детей имеют достаточно высокий уровень развития мелкой моторики. К сожалению, нет детей, кто был бы готов по всем выполненным заданиям. Некоторые показали хорошие результаты в копировании фразы (хорошо развита аналитико-синтетическая деятельность, подчинение руки глазу), кто при выполнении диагностических заданий по выявлению уровня развития мелкой моторики.

При выполнении заданий отмечается недопонимание поставленной педагогом задачи. Дети теряют цель выполнения работы, что сказывается на результатах выполняемых упражнениях и заданиях.

Таким образом, полученные результаты диагностики, позволят нам в дальнейшей работе апробировать серию занятий по обучению технике плетение, обеспечивающих развитие мелкой моторики младших школьников.


Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф