Меню Услуги

Воспитание скоростно-силовых качеств у пловцов брассистов

Страницы: 1 2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Оде спортивной подготовки (аналитический обзор)
  • 1.1. Особенности подготовки пловцов-подростков в подготовительном периоде спортивной подготовки
  • 1.2. Использование инновационной аппаратуры « Осанкомер» для педагогического контроля в тренировки пловцов –брассистов
  • 1.3. Технология подготовки пловцов в спортивной подготовке подготовительного периода
  • 1.4. Планирование скоростно-силовой подготовки пловцов
  • 1.5. Трехмерное лазерное сканирование
  • 1.6. Сособ коррекции позвоночника
  • Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
  • 2.1. Задачи исследования
  • 2.2. Методы исследования
  • 2.3. Организация исследования
  • 2.4. Сканирование осанки инновационным портативным прибором «Осанкомер»
  • 2.5. Способ расслабления глубоких мышечных групп, выстилающих позвоночник для использования в заключительной части тренировки в зале сухого плавания
  • 2.6. Методики тестирования физических качеств спортсмена
  • Глава 3. Эффективность тренировочной методики плавцов – брассистов в зале сухого плавания (предэксперимент)
  • 3.1. Содержание и направленность тренировочных занятий пловцов в экспериментальных исследованиях
  • 3.2. Комплекс упражнений для пловцов в зале сухого плавания
  • 3.3. Эффективность использования упражнений
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что  нет унифицированной методики подготовки.

В последние 10 лет изменилась система спортивной подготовки. В связи с этим становится актуальной проблема инновационных систем тренировки пловцов- брассистов. Поэтому актуально использовать подготовку пловцов не только в воде, но и на суше. Однако средства плавания не могут полностью решить вопрос физической подготовленности спортсмена, так как для этого необходима инновационная система физической подготовки пловцов  с комплексом упражнений для сухого плавания. (Вайцеховский С.М.,1976).

Тренировка на суше и тренировка в воде значительно отличаются по применяемым в них средствам и метода, как по направленности тренировки, так и степени воздействия. При этом воздействие на организм получается комплексное.

В тренировке в зале сухого плавания спортсмен может выбирать упражнения, влияющие на выработку необходимых двигательных качеств может выбирать для пловца – брассиста. Занятия  в зале сухого плавания   спортсмен может выбирать упражнения ,которые корректируют необходимые двигательные качества. Такой подход к тренировке сокращает продолжительность формирования профессиональных качеств пловца.

Актуальной проблемой является технология развития  способностей скоростно  – силового   характера в физическом воспитании пловцов – брассистов 11-14 лет. Эту проблему  необходимо решать. (Волков В,М.,1981, Гилев Г.А.,1981).Тренировка в зале сухого плавания дает возможность использовать тренажерные устройства как для формирования необходимых качеств пловца, так и для педагогического контроля ( Грязнов М.,Л.,2017). В результате  аналитического литературного обзора  выяснилось, что в различные периоды развития спортивного плавания  в концепцию  силовой подготовки пловцов

Постоянно вносятся существенные коррективы  и нет единой системы для внедрения в практику как эффективную [25,39,42].  В настоящее время  недостаточно научно- технической базы для разработки научно – обоснованных методических рекомендаций. Поэтому данная тема актуальна.

В настоящее время на уроках физического  воспитания не осуществляется врачебно- педагогические наблюдение с использованием инновационных технологий. Поэтому данная тема актуальна и мы посвятили этой проблеме свои исследования.

Комплексное мониторинговое обследование учащихся России в 2017г. позволило выявить неблагоприятные изменения в состоянии опорно – двигательного аппарата (осанка) Воинов Р.Л.,2017г.

Рядом исследований показано, что состояние осанки является интегративным показателем физического развития населения ( Полякова Л.В.2004, Егозина В.И.,Воинов Р.Л.,2015.

При значительных информационных и физических нагрузках на учеников регистрируется повышенный тонус шейных групп и  мышц грудной клетки. Комплексы упражнений, корректирующие осанку могут устранить асимметрию гипертонуса мышечных групп.

Цель исследования осанки:

Цель исследования – коррекция   осанки плавцов – брассистов с использованием комплекса упражнений для « сухого плавания» при воспитании скоростно – силовых качеств

Объект исследования:

Процесс воспитания скоростно – силовых качеств у пловцов – брассистов 11-14 лет  в подготовительном периоде спортивной подготовки с использованием тренировки «сухого плавания».

Предмет исследования:

Методика коррекционной тренировки «сухого плавания» на основе оценки состояния индивидуальной осанки.

Задачи

  1. Разработать методику педагогического контроля с использованием прибора осанкомера.
  2. Тестировать физические качества пловцов — брассистов
  3. Разработать методику тренировки пловцов- брассистов в зале сухого плавания положение выносится на защиту:
  • Эффективность использования Осанкомера для педагогического контроля пловцов – брассистов в зале сухого плавания
  • Проверена эффективность использования установки Грязнова М.Л. для расслабления мелких мышечных групп, выстилающих позвоночный столб.
  • Разработана и апробирована авторская методика тренировки пловцов – брассистов в зале сухого плавания.

В диссертации приведен  метод оценки осанки человека инновационным портативным прибором «Осанкомер» то есть, предложен медицинский лидар, работающий по методу трехмерного лазерного сканирования совместно с программой по обработке результатов сканирования для дифференцированной оценки осанки человека – прибор «Осанкомер».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В эксперименте исследования доказано, что осанкомер можно использовать в зале сухого плавания для педагогического контроля за пловцами – брассистами, что позволяет педагогический контроль за плавцами в зале сухого плавания. Осанкомер  осуществляет комплексную количественную оценку состояния не только костного скелета, но и обеспечивающих формирование осанки мышц, и в автоматическом режиме в программе (ноотбука) сразу получается экспресс-диагностика функционального состояния каждого позвонка в режиме 3Д.

ГЛАВА 1. СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЛАВЦОВ БРАССИСТОВ  11 —  14 ЛЕТ.

1.1. Характеристика быстрой и взрывной силы спортсмена.

Силовая подготовленность характеризуется функциональными скоростно-силовыми способностями спортсмена. Под термином скоростно-силовые качества понимается способность человека выполнять динамическую кратковременную работу длительностью до 30 секунд против значительного сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения на  фоне алактатного энергообеспечения [4,34,44] . При этом, чем значительнее внешнее сопротивление, преодолеваемое спортсменом, тем большую роль играет силовой компонент [44].

К скоростно- силовым способностям относят «быструю силу» и «взрывную силу». «быстрая сила» характеризуется непредельным напряжением мышц, при выполнении упражнений с большой скоростью, но не достигающей предельной величины. «взрывная сила» характеризуется выполнением двигательного действия с достижением максимальных показателей силы в возможно короткое время [4,44].

На проявление скоростно – силовых качеств влияют факторы:

  • 1.Соотношение белых и красных мышечных волокон и их сократительные свойства.
  • 2.Масса мышц и их физиологический поперечник..
  • 3.Мощность механизмов анаэробно — алактатного энергообеспеченой работы.
  • 4.Частота нервно- мышечной импульсации.
  • 5.Психическое и эмоциональное состояние спортсмена.
  • 6.Возраст и пол.

Исследования развития скоростно – силовых качеств продолжает осуществляться в нескольких направлениях:

  • в процессе академических уроков у школьников;
  • у юных спортсменов.
  • в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Оценка скоростно- силовой подготовки проводится по специальным контрольным упражнениям и измерительным приборам [2,3,23,44].

Среди многочисленных форм проявления скоростно- силовых  качеств считаются прыжковые упражнения, прыжки через скакалку, тройной прыжок, прыжки в высоту и длину с махом и без маха и др. [14,44]. Об уровне развития скоростно – силовых качеств можно судить упражнению- подтягивания в висе, отжимания, в упоре лежа, метания снарядов различного веса [23,34].Тестирование можно проводить по выполнению упражнений : прыжок в высоту и длину, результаты дальности броска, число подтягиваний или отжиманий в заданное время [14,24,34].

Прибор- «импульс силы» регистрирует интегральную характеристику механической силы, проявленной за все время движения или действия и градиент силы, характеризующий степень измерения механической силы за единицу времени в процессе движения [5,24,25,26,34,39].

Характер проявления спортсменами скоростно – силовых качеств в различных видах спорта имеет свою специфику, так как плавание обусловлено характером сил сопротивления воды, возникающем во время плавания.

Это сводится к следующему:

  • — Усилия спортсмена пловца не превышают 70% от максимальной скорости возможных движений;
  •  — усилия проявления в рамках сложного двигательного навыка для эффективности должны соответствовать структуре этого навыка;
  • — эффективность многократно повторяемых гребковых движений пловца зависит в гораздо большей мере от уровня развития локальной мышечной выносливости, чем абсолютные силы.

Тренирующими факторами как в общеразвивающих, так и в специальных упражнениях пловцов являются: величина отягощения и режим энергообеспечения силовой  тренировочной нагрузки с частотой движений при субмаксимальных  режимах.[4].

Общая и специальная силовая подготовка значительно   отличаются задачами, средствами, методами.

Высокий уровень различия скоростно-силовых способностей положительно отражается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени [35]

1.2. Возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств у пловцов – подростков.

В возрастном аспекте у подростков имеются свои закономерности развития скоростно –силовых качеств – они зависят не только от паспортного возраста, но и от биологического то есть от темпов полового созревания (акселерация, ретардация) Егозина 1985г. .,2015

Учеными установлено, что наиболее интенсивный темп роста скоростно – силовых качеств  происходит у подростков  11-14 лет [44].

Подростковый возраст является. периодом больших возможностей для совершенствования координационно- сложных движений с оптимальными усилиями, амплитудой, темпом; направильного развития основных физических качеств , в частности умеренного повышения уровня скоростных и силовых способностей [32].

Наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно – словых качеств является результат в прыжке в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами [24,39,41]  и

качеств и выносливости, и в этот период отмечается высокий прирост мышечной массы  и выносливость повышается [4,33,42].

Булгакова Н.Ж. в следованиях обнаружила у подростков специфическую динамику в упражнениях в воде: сила тяги  в воде при плавании с помощью одних в полной координации. По ее данным сила тяги рук в середине гребка скоростно- силовая  и силовая выносливость до 13 лет имеет невысокий уровень стабильности, а в 14 лет  улучшаются эти показатели.

По мнению Манцевич Д.Е.[33],совпадение времени начала значительной по объему силовой подготовки на суше с критическим периодом развития максимальных силовых способностей пловцов, проявленных на суше, обеспечивает достижение в этом возрасте наибольших темпов прироста силы тяги на суше. Выполнение значительных по объему силовых упражнений на суше в сочетании с плавательной подготовкой умеренной мощности обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для повышения способности пловцов эффектно использовать быстро возрастающий силовой потенциал в гребковых движениях при плавании. Необходимо учитывать темпы полового созревания при планировании нагрузки. Ряд ученых и тренеров считают, что силовая и скоростно – силовая  подготовка с интенсивной нагрузкой должна даваться с 11лет [33,35,43].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.3 Средства и методы развития скоростно-силовых качеств спортсмена.

Актуально  изучать вопросы совершенствования средств и методов воспитания скоростно- силовых качеств, так как путем применения специальных упражнений можно значительно повысить физическую подготовленность спортсменов. [13,18,30,37,38,41]. Способность к скоростно–силовым способностям следует понимать  как самостоятельное качество, которое требует специализированных для вида спорта упражнений [14]. Такие средства должны соответствовать  основному упражнению во по временным и динамическим характеристикам и по средней величине динамического усилия с учетом времени его проявления , быстроте развития максимума  динамического усилия. Зациорский В.М.[ 23] при развитии скоростно-силовых качеств  рекомендует  применять в комплексе – силовые и  скоростно- силовые упражнения.

Филин В.П. [41] отмечал, что перед соревнованиями не следует давать чрезмерных нагрузок на этапе спортивной предварительной подготовки.

В теории и практике физического воспитания средства скоростно- силовой подготовки подразделяются на основные и дополнительные [44].

К основным упражнениям относятся:

  • -упражнения с весом внешних предметов (штанги, гантели, гири);
  • -упражнения отягощенные весом, когда задействованы  м собственного тела;
  • -упражнения на тренажерах;

К дополнительным средствам тренировки относят:

  • -упражнения с использованием сопротивлений внешней среды,
  • -сопротивление с использованием сопротивления упругих предметов ( эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи)

По степени избирательного воздействия на:

  • -на локальные когда при выполнении упражнения функционируют 1\3 мышц;
  • -региональные, когда задействовано 2\3 мышечных групп;
  • -глобальные, когда задействованы последовательно почти все скелетные мышцы. [44]. При воспитании скоростно- силовых качеств используются упражнения с непредельными отягощениями. Но при этом мощность работ и скорость выполнения.

Движений являются максимальными [44] Непредельное отягощение берется 60% от максимума Число повторений 6-10 раз. Интервал отдыха 3 мин. между подходами выполняли и упражнения.

При подготовке пловцов используются тренажеры  в зале сухо плавания, которые вызывают количественно различное временное распределение  силы и скорости, а так же механической мощности внутри цикла гребка рукой. [8,13,20,42].

Для эффективного переноса с суши на воду необходимо создать пловцу условия, в которых он может прилагать во время гребка усилия, существенно больше, чем при обычном плавании[3]. Для специальной силовой и скоростно-силовой подготовки  характерны повторный, повторно- серийный, интервальный и круговые методы [43,44].

Выделяет метод специальной  физической подготовки, включающей комплексный, сопряженный, моделирующий соревновательную деятельность и контрольный метод Верхошавский Ю.В.[11].

Макаренко Л.П.[33] предлагает использовать в качестве основного метода разносторонней целенаправленной силовой подготовки пловцов на суше

Метод скоростно- силовой подготовки в воде, то они соответствуют методам, используемых н Вайцеховского [5,7] изложена система определения уровня общих силовых возможностей пловцов на  суше, но предполагает плавание в искусственно усложненных условиях. Следовательно, в теории и практике спорта( плавание)наблюдает обширное использование многочисленных  научно обоснованных средств и методов для скоростно- силовой подготовки спортсменов, имеющих разную функциональную и  техническую подготовленность.

1.4. Планирование скоростно-силовой подготовки пловцов.

Каунсилмен  Д.Е. считает,  что одним  из показателей её мощности движений пловца являются контрольные упражнения: это такие как прыжок  в высоту с места [29].  Мы   согласны с этой точкой зрения  и для контроля за эффективностью предлагаемой методики тренировки используем  прыжок  с места в высоту. Он считает, что показатель мощности  мышечных групп ног спортсмена может характеризовать  уровень потенциальной мощности основных мышц тела.

1.5. Трехмерное лазерное сканирование

Метод трехмерного лазерного сканирования обеспечивает бесконтактное высокоточное определение формы дорсальной (задней) поверхности туловища, что позволяет описать ее количественно и определить по ней угол латерального искривления позвоночного столба. Это дает достоверную информацию, как о состоянии позвоночника, так и о поступательных изменениях, происходящих у респондентов в ходе их динамических наблюдений  во время тренировки спортсменов

Метод показан людям любого возраста, начиная с пятилетнего до 100 лет для проведения массовых обследований для оценки состояния осанки в профилактический период в местах пребывания обследуемых с выявлением отклонения от нормы осанки и назначением проведения корректирующих упражнений и оценки эффективности проводимых мероприятий как в краткосрочном, так и в долговременном плане. Так как при обследовании используют только поток излучения лазером первого класса безопасности, поэтому метод абсолютно безвреден при соблюдении мер безопасности для здоровья обследуемых и обслуживающего персонала. Таким образом, в отличие от рентгена у метода отсутствуют противопоказания и ограничения числа обследований пациента в год.

Схема прибора для трехмерного лазерного сканирования кожных покровов тела человека представляет систему  сканирования в двух плоскостях (X,Y) модулированным лазерным пучком. Отраженное от кожного покрова излучение фокусируется на фотоприемное устройство. Фотоприемник (лавинный фотодиод) передает сигнал в электронный тракт. Измерения расстояния (координата Z) осуществляются фазовым двухчастотным методом измерения расстояния. На выходе электронного тракта установлен миникомпьютер, упаковывающий данные обследования и передающий по беспроводной связи на переносной компьютер. Далее данные обследования поступают на обработку в программу компьютера. Результат помещается в базу данных, из которой по беспроводной связи можно вывести на печать рекомендации по комплексу корректирующих упражнений или отправить по электронной почте.

Схема медицинского лидара включает: 1-источник излучения, 2 и 3 сканирующее зеркало, 4- положительная линза, 5- линза объектива, 6 и 7- светофильтры, 8- узел фотоприемника

В основу работы программного обеспечения  положен метод дифференцированной оценки осанки человека .  Предложенный способ дифференцированной диагностики нарушений осанки прибором «Осанкомер» и выбора оптимальной тактики коррекции напряжения мышечных групп, заключающийся в определении положений частей костного скелета и мышечных групп относительно внешних координат, характеризуется тем, что состояние обследуемого человека проводят при нахождении его в привычной для него позе (с нормальным тонусом формирующих осанку мышц) стоя, нарушения осанки определяют в сагиттальной (в профиль) от вертикальной оси тела, проходящей через центр тяжести тела, алгоритм программы автоматически определяет важнейшие точки костного скелета характеризующие осанку, в частности остистых отростках 5 и 7 шейных позвонков, остистых отростках 3, 6, 9 и 12 грудных позвонков, 3 и 5 поясничных позвонков.

Для нашего исследования важна характеристика 7 шейного и 1 грудного позвонка,  важного для пловцов способ «брасс». Суждение о характере и выраженности нарушений осанки составляют по степени отклонений этих точек на теле человека от признанных нормативными физиологических изгибов по каждой возрастно-половой группе обследуемых. При превышении нормативов отклонений в сагиттальной плоскости в грудном отделе позвоночника считают осанку кифотической или плоской, при отклонениях в поясничном отделе позвоночника считают осанку лордотической, при отклонениях в сагиттальной плоскости считают обследуемого, страдающим сколиозом. По объему формирующих осанку мышечных групп (длинных мышц спины и ягодичных мышц) делают вывод о слабом развитии соответствующих мышц или нарушении сбалансированности мышечного тонуса. Состояние осанки оценивают по трехмерной модели (полученной с помощью лазерного трехмерного сканера) В результате констатируется вид и степень выявленных нарушений осанки.

Использование метода трехмерного лазерного сканирования, позволяет получить высокую точность  данных,  превосходящую предшествующие методы обследования.

Сканирование производится в сагиттальной плоскости человека. Обследуемый ставится в непринужденной позе спиной к санирующему прибору, таким образом, чтобы центр симметрии располагался перпендикулярно к оптической оси прибора в нулевой точке. Исследуемая область составляет 10% от роста обследуемого по горизонтали.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Производится сканирование лазером первого класса безопасности в угловом поле прибора. Алгоритм программы  ( Воинов Р.Л.,2015) определяет координаты положения позвоночного столба в пространстве, на основании данных полученных с помощью антропологических  измерений пропорций  человеческого тела, определяются части позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцово-копчиковый. Сравнение полученных данных по контрольным точкам с нормой показателей состояния осанки по костному скелету и развитию мышечных групп для каждой возрастной группы позволяет определить степень нарушения осанки

По таблице сравнивают контрольные точки показателей состояния осанки по костному скелету и развитию мышечных групп

Основной задачей коррекции должна являться устремленность на достижение эффекта оптимизации общего тонуса мышечных групп плавца :

  • -M.scaleni
  • -M.pectoralis minor
  • -M.trapezius
  • -M. interossei  и т . д.

Научными исследованиями (Егозина В.И.,2015г) доказано, что при любых функциональных нарушениях в организме в первую очередь реагирует  позвоночник, так как вся информация от среды записывается на межтканевую жидкость (вода представляет собой кристалл).

Отрицательная информация в первую очередь  влияет на функцию межпозвонковых дисков, где  в результате воздействия отрицательных факторов  изменяется их структура  (хондроз). Диски становятся тоньше и происходит сдавление  корешков спинного мозга, которое провоцирует нарушение всех систем организма. Прибор позволяет устанавливать ранние нарушения функции позвоночника и рекомендовать способы коррекции здоровья человека. Аппарат «Осанкомер» способен к проведению массовых обследований  и при педагогическом контроле за тренированностью спортсменов в образовательных учреждениях  без особенных условий к освещению при диагностике осанки человека. Прибором может  пользоваться оператор без медицинского образования. Автор разработал алгоритм по обработке полученных данных обследования (экспресс- диагностика) нарушения осанки человека по результатам лидарных измерений с помощью ноотбука.

В программе мониторинга здоровья школьников ( г Москва) апробирован опытный образец прибора.

Прибор  « Осанкомер» является  оптико – электронным аппаратом для диагностики нарушения осанки человека», (автор Воинов Ричард Леонардович, 2015г)отмечен медалью ВДНХ  на выставке 2015г. Аппарат безвреден для организма человека при диагностике, занимает 3 мин времени на каждого обследуемого; имеет небольшой вес-500г; портативен для работы в любых полевых условиях (в спортзале).

Предложен медицинский лидар работающий по методу трехмерного лазерного сканирования совместно с программой по обработке результатов сканирования для дифференцированной оценки осанки человека [6]. Это позволяет проводить массовые обследования широких слоев населения в полевых условиях, осуществлять комплексную количественную оценку состояния не только костного скелета, но и  мышц, обеспечивающих формирование осанки мышц, в автоматическом режиме получать рекомендации для коррекции осанки. Сканирование производится в сагиттальной плоскости человека. Обследуемый ставится в непринужденной позе спиной к санирующему прибору, таким образом, чтобы центр симметрии располагался перпендикулярно к оптической оси прибора в нулевой точке. Исследуемая область составляет 10% от роста обследуемого по горизонтали.

Производится сканирование лазером первого класса безопасности в угловом поле прибора. Алгоритм программы [Воинов Р.Л.,2015] определяет координаты положения позвоночного столба в пространстве, на основании данных полученных с помощью антропологических  измерений пропорций  человеческого тела, определяются части позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцово-копчиковый. Сравнение полученных данных по контрольным точкам с нормой показателей состояния осанки по костному скелету и развитию мышечных групп для каждой возрастной группы позволяет определить степень нарушения осанки .

По специальной таблице сравнивают контрольные точки показателей состояния осанки по костному скелету и развитию мышечных групп.

Теоретическим обоснованием для выбора коррекционных физических упражнений являются физиологические закономерности формирования осанки детей и подростков. В процессе тренировки спортсменов контроль с помощью прибора «Осанкомер»  позволяет оценить состояние позвоночника и подобрать индивидуальные упражнения для коррекции крупных групп мышц, противодействующих искривлениям костного скелета. Основной задачей должна являться устремленность на достижение эффекта оптимизации общего тонуса мышечных групп, обеспечивающих формирование правильной осанки.

1.6. Способ коррекции позвоночника.

Для  расслабления глубоких мышц  грудной клетки можно  использовать  способ Грязнова М.Л.

Патент на изобретение №2394529 «устройство для вытяжения и коррекции позвоночника»

Устройство для вытяжения и коррекции позвоночника содержит жесткую основу с моделируемым наклоном, функционирующую под воздействием массы тела человека и приспособления для поддержки головы и ног.

В лопаточной части жесткой опоры  с моделируемым наклоном жестко закреплена пластика из оргстекла.

Спортсмен обнаженный по пояс  сложится на спину  с фиксацией ремнем по подбородок.

Технический результат способа заключается в самостоятельном вытяжении позвоночника  с применением опоры, обеспечивающей полное расслабление мышц спины, прилегающей к пластине.

Вытяжение в заключении занятия 10 мин, с последующим лежанием на матах 20 мин.

Страницы: 1 2