Меню Услуги

Формирование организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (Нижнекамского муниципального района»)

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
  • 1.1. Понятие и критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства
  • 1.2. Особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
  • Глава 2. Анализ поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе
  • 2.1. Социально-экономическая характеристика Нижнекамского муниципального района
  • 2.2. Анализ развития малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе
  • 2.3. Оценка формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе
  • Глава 3. Рекомендации по совершенствованию формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе
  • 3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в городе Нижнекамске
  • 3.2. Расчет социально-экономической эффективности рекомендаций
  • Заключение
  • Библиографический список

 

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что малое предпринимательство ‑ это важный элемент рыночной экономики, оказывающий заметное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, социальный климат в стране. В научных публикациях по данной проблематике достаточно часто можно прочитать, что современная модель рыночного хозяйства предполагает высокий уровень развития малого предпринимательства. Однако оно играло значительную роль и ранее, на предыдущих этапах развития предпринимательской деятельности.

Жизнеспособность и уровень социально-экономического развития муниципального образования на настоящем этапе все в большей степени зависит не только от традиционных факторов, но и от того, как местное сообщество позиционирует себя в конкурентной среде, использует свои конкурентные преимущества. Объектами конкуренции муниципальных территорий являются ресурсы развития, при наличии и эффективном использовании которых возможно достижение стратегических целей. И не последнюю роль при этом в повышении уровня благосостояния населения играет активность субъектов малого предпринимательства, что возможно лишь при создании благоприятных условий для их развития местными администрациями.

Одно из важных направлений исследования малого предпринимательства ‑ изучение его муниципального уровня. Это связано с тем, что, с одной стороны, для многих малых предприятий характерен небольшой рынок сбыта, часто в пределах одного муниципального образования. С другой стороны, большая часть муниципальных образований обладает не слишком значительными (а часто и совсем незначительными) возможностями для стимулирования предпринимательской деятельности, и поддержка, которую они могут оказать, является существенной лишь для малых предприятий.

В настоящее время малое предпринимательство получает широкомасштабную поддержку на федеральном и на региональном уровне. В то же время муниципальные образования гораздо меньше принимают участие в его развитии, хотя по своей природе данный уровень управления максимально близок к анализируемому сектору экономики. Следственно, именно муниципальным органам власти необходимо решать конкретные задачи, связанные с развитием малого предпринимательства. Отсюда предстает необходимость разработки организационно-экономического механизма решения прикладных вопросов по становлению и развитию форм и методов поддержки малого предпринимательства, что позволит более качественно решать проблемы обеспечения занятости, мобилизации человеческих и организационно-технологических ресурсов, а также поспособствует росту собираемости налогов и повышению собственной доходной составляющей бюджетов различных типов муниципальных образований.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне на примере Нижнекамского муниципального района и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
  2. Провести анализ поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе.
  3. Предложить рекомендации по совершенствованию формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе.

Объектом исследования выступил механизм поддержки малого предпринимательства.

Предмет исследования ‑ формирование организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.

Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы являются: данные о малом предпринимательстве, представленные на официальном сайте Нижнекамского муниципального района; результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления Нижнекамского муниципального района; литературные источники, интернет-источники и нормативные акты.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования предложенных разработок для решения проблем функционирования субъектов малого предпринимательства, структурами, интересующимися вопросами повышения эффективности развития малых предприятий.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне

1.1. Понятие и критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства

Базис любого цивилизованного государства составляют крупные предприятия и объединения, а наличие мощной экономической силы, крупного капитала, в большей мере определяет уровень научно-технического и промышленного потенциала. Однако истинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство ‑ как более динамичная форма деловой жизни, олицетворение возможности выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за достаток и процветание.

Малое предпринимательство не считается особой организационно-правовой формой. Определение «малое предпринимательство» связано, прежде всего, с критериями величины хозяйствующего субъекта. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может производиться по оценке прибыли или дохода, объема оборота или численности занятых [9, c. 15].

Термин «малые и средние предприятия» первоначально применил британский министр М. Миллан в своем докладе о промышленном и экономическом состоянии Великобритании в 1931 г. Первое понятие малого предприятия возникло в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.) [10, c. 46].

Малое предпринимательство ‑ непростой и разнообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному влияет на экономику. Исторически малое предпринимательство представляло собой независимую хозяйственную деятельность, направленную на местный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, владелец и предприниматель соединены в одном лице. Подобные предприятия были самостоятельны от крупного капитала, уплачивали налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой.

Вызывают интерес труды Ф.Ф. Хамидуллина, рассматривающего малое предпринимательство как финансовую систему. По его мнению: «…это сложная, вероятностная, динамичная система, охватывающая производственные процессы, процессы обмена, распределения и потребления материальных благ, и как любая непростая система должна рассматриваться с разных сторон. Если смотреть с точки зрения предметно-производственной, то ее входом считаются материально-вещественные потоки природных и промышленных ресурсов, информация, выходом – материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом считаются некоторые социально-экономические отношения людей в обществе, выходом — воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых обусловливается регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности» [27, c. 172].

Ф.Ф. Хамидуллин причисляет малое предпринимательство к классу систем, имеющих некоторую степень самостоятельности и возможности саморегулирования, при этом базовым элементом внутренней структуры малого предпринимательства считается частная собственность, а важным структурным элементом малого предпринимательства как системы следует считать капитал. И в данном аспекте, кажется, теневая деятельность субъектов малого предпринимательства увеличивает возможность их саморегулирования и повышает их степень самодостаточности за счет применения теневых схем деятельности и возможностей теневого сектора экономики [27].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В настоящее время малое предпринимательство регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [2]. Федеральным законом вводятся и определяются такие понятия, как:

— субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;

— поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти РФ; органов государственной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления; организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [4], осуществляемая, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства [2].

В Федеральном Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (ИП). ИП – это наиболее распространенная организационная форма малого предпринимательства в России.

Существуют три критерия определяющие субъекты малых предприятий, представленные в таблице 1.

Таблица 1 ‑ Критерии определения субъектов малых предприятий

№ критерия Описание критерия
1 критерий Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25 %.

Суммарная доля участия иностранных организаций, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышают 49 %.

2 критерий Средняя численность работников за предыдущий календарный год не превышает 15 человек – для микропредприятий и 16–100 человек – для малых предприятий.
3 критерий Предельные значения годового дохода от предпринимательской деятельности для каждой категории субъектов малого предпринимательства: для микропредприятий – 120 млн. рублей, для малых предприятий – 800 млн. рублей.

 

Первый критерий — суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 %, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав: активов акционерных инвестиционных фондов; имущества закрытых паевых инвестиционных фондов; общего имущества инвестиционных товариществ. Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 % каждая.

Второй критерий — средняя численность работников за предыдущий календарный год не превышает 15 человек – для микропредприятий и 16–100 человек – для малых предприятий.

Третий критерий — предельные значения годового дохода от предпринимательской деятельности для каждой категории субъектов малого предпринимательства: для микропредприятий – 120 млн. рублей, для малых предприятий – 800 млн. рублей [3].

Последним двум критериям должны удовлетворять и индивидуальные предприниматели, чтобы считаться субъектами малого предпринимательства. При этом категория субъекта малого предпринимательства меняется, если каждый год из двух лет подряд происходит снижение или превышение предельных значений [29, c. 51].

Благодаря диктуемым хозяйственной действительностью задачам, экономические цели малого предпринимательства в экономике России можно выделить следующие:

— наращивание ассортимента и рост производства товаров и услуг без существенных государственных капиталовложений;

— обслуживание больших компаний, производство для них комплектующих элементов, отдельных узлов, формирование сбыта готового товара;

— борьба с монополизмом, становление конкуренции, развитие рыночных отношений в экономике России считается одной из первостепеннейших экономических функций малого предпринимательства;

— привлечение в производственный процесс материальных и финансовых накоплений населения;

— проектирование и внедрение в производство инноваторских технологий;

— малое предпринимательство исполняет в обществе главнейшие функции социально-политического характера, очевидно рассматривающиеся и увеличивающие его роль и значимость в кризисные этапы формирования рыночной экономики [22, c. 134].

Сектор частного малого предпринимательства в России — ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство — дело не только новое, но и очень сложное, связанное с многими рисками. Его «плюсы» и «минусы» легко пояснить с помощью Swot-таблицы 2.

Таблица 2 ‑ Swot-анализ малого предпринимательства как модели экономической самодеятельности

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
Сильные стороны малого предпринимательства Слабые стороны малого предпринимательства Возможности малого предпринимательства Угрозы существованию малого предпринимательства
1. Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локально) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного разорения
2. Высокая эффективность Ограниченные перспективы роста Сбалансированное развитие Быстрое достижение «потолка» роста
3. Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения конкурента в эту нишу
4. Самостоятельность Отсутствие влиятельной поддержки Творческая самореализация Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего»

 

Из таблицы 2 видно, что деятельность малого предпринимательства — это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого предпринимательства высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.

Однако именно малое предпринимательство может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.).

Таким образом, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малое предпринимательство и в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Непосредственно в среде малого предпринимательства формируются условия предельно приближенные к условиям совершенной конкуренции.

1.2. Особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне

Одна из важнейших предпосылок активного развития малого предпринимательства ‑ это специальные меры его поддержки. Необходимость поддержки малого предпринимательства обусловлена тем, что его субъекты находятся в неравных условиях по сравнению с крупными и средними предприятиями, и это неравенство следует компенсировать.

Руководители малого предпринимательства, как правило, обладают значительно меньшими знаниями и навыками, необходимыми для развития своего дела в условиях усиливающейся конкуренции и усложняющихся хозяйственных связей, особенно критичным становится недостаток информации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности. Большинство из малых предприятий испытывают нехватку материальных и финансовых ресурсов, необходимых для развития, ситуация усугубляется сложностью и высокой стоимостью процедур легализации бизнеса: регистрации и лицензирования предприятия, аккредитации, сертификации и т.д. Все это, а также существенное, иногда непосильное налоговое бремя вынуждает часть малых предпринимателей уходить в «тень», что делает их уязвимыми для криминальных структур.

В отличие от крупных предприятий, малые значительно менее защищены и от возможных неправомерных действий контролирующих органов ‑ санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, налоговой службы, полиции и т.д. Конкурентоспособность продукции и услуг малых предприятий снижается вследствие настороженного отношения к ним большей части населения [19, c. 27].

Решению этих проблем малых предприятий с целью предоставления им равных в сравнении со средними и крупными предприятиями условий хозяйствования служат различные формы поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе и на муниципальном уровне.

Следует отметить, что именно в отношении малых предприятий деятельность органов местного самоуправления наиболее эффективна. Объясняется это следующими причинами. Муниципальные образования обладают механизмами воздействия на субъекты малого предпринимательства, регулируемыми местными нормативно-правовыми актами. Речь идет об упрощенной системе налогообложения, едином налоге на вмененный доход и т.п. Малое предпринимательство быстрее реагирует на изменение среды функционирования, даже на самые незначительные воздействия, в том числе на стимулирование в небольших, доступных для многих муниципальных образований объемах. В то же время для крупных и средних предприятий стимулы должны быть более существенными.

Полномочия органов местного самоуправления, непосредственно касающиеся вопросов поддержки и развития субъектов малого предпринимательства, определены в федеральных законах №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2] и №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].

К формам поддержки и развития малого предпринимательства на муниципальном уровне можно отнести реализацию муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, формирование и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки малых предприятий на территориях муниципальных образований, а также содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого предпринимательства [12, c. 328].

Что касается поддержки малых предприятий органами местного самоуправления в рамках муниципальных программ развития малого предпринимательства, то она должна осуществляться с соблюдением ряда законодательно установленных принципов.

Во-первых, порядок обращения за оказанием поддержки должен быть заявительным. Во-вторых, инфраструктура поддержки должна быть доступна для всех субъектов малого предпринимательства. В-третьих, равный доступ субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям (условиям), к участию в соответствующих программах (подпрограммах). В-четвертых, требуется обязательность соблюдения требований, установленных федеральным законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». И наконец, в-пятых, процедуры оказания поддержки должны быть открытыми [16, c. 92].

Некоторые категории малых предприятий согласно закону не могут претендовать на поддержку в рамке муниципальных программ. К их числу относятся кредитные и страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, участники соглашений о разделе продукции, нерезиденты РФ, а также предприятия, занятые в сфере игорного бизнеса. Имеются и ограничения в праве получения финансовой поддержки. Ее не могут получать субъекты малого предпринимательства, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров или добычу и реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) [5, c. 184].

Субъекты малого предпринимательства, а также организации, образующие инфраструктуру их развития, могут получать на муниципальном уровне следующие виды поддержки (рис. 1).

Рисунок 1. Виды поддержки субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне

 

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их развития, может осуществляться путем предоставления им за счет местных бюджетов субсидий, муниципальных гарантий по обязательствам и бюджетных инвестиций, путем применения понижающего коэффициента при расчете арендной платы за муниципальное имущество, выделения денежных средств в форме гранта и т.д.

Оказание имущественной поддержки может осуществляться в виде передачи во владение или пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования и т.д. Такая передача возможна как на возмездной, так и на безвозмездной основе или на льготных условиях. При этом важно обеспечить эффективный контроль за целевым использованием переданного имущества. Продажа этого имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования в залог или внесение в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности запрещены [28, c. 59].

Формой имущественной поддержки является и отчуждение недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и приобретаемого субъектом малого предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Иногда к имущественной поддержке относят также организацию и проведение аукционов для субъектов малого предпринимательства по продаже объектов недвижимости и земельных участков.

Информационная поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их развития, может включать проведение форумов, съездов, конференций, семинаров, круглых столов и рабочих встреч соответствующей тематики; оказание информационных услуг по вопросам, касающимся регулирования предпринимательской деятельности, публикации в СМИ. Вся эта информация должна быть общедоступной и размещенной в Интернете на официальных сайтах органов местного самоуправления, а наиболее важная ‑ и в печатных СМИ.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Более высоким уровнем информационной поддержки малого предпринимательства в муниципалитетах является создание специализированных муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей для обеспечения эффективного взаимодействия общества, органов местного самоуправления и предпринимателей [28, c. 60].

Оказание консультационной поддержки малым предприятиям может включать консультирование по вопросам организации и ведения бизнеса; консультации специалистов по юридическим, бухгалтерским, финансовым и прочим вопросам.

Следует отметить, что существуют различные способы организации консультационной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (рис. 2).

Рисунок 2. Способы организации консультационной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне

 

Первый способ ‑ это создание специальной структуры, оказывающей предпринимателям консультационные услуги, например, в виде муниципального информационно-консультационного центра. Этот вариант, как правило, самый затратный и используется лишь крупными муниципальными образованиями со значительными финансовыми возможностями.

Второй способ, который применяется чаще, ‑ это компенсация затрат на оплату консультационных услуг, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого предпринимательства. Иногда обязанности консультирования предпринимателей возлагаются на сотрудников какого-либо из отделов администрации, причем возможно как консультирование при личном общении, так и онлайн-консультирование, то есть консультации с помощью Интернета на официальном сайте органов местного самоуправления [30, c. 112].

Необходимость поддержки малых предприятий в сфере маркетинга обусловлена тем, что малые предприниматели, как правило, обладают значительно меньшими знаниями и навыками, необходимыми для успеха в условиях усиливающейся конкуренции и усложняющихся хозяйственных связей. Особенно критичным становится недостаток информации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности. Большинство из малых предприятий испытывают нехватку квалифицированных кадров, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для развития. Ситуация еще больше обостряется из-за сложности и высокой стоимости процедур легализации бизнеса ‑ регистрации и лицензирования предприятия, аккредитации, сертификации и прочее.

Решению этих проблем малых предприятий с целью предоставления им равных в сравнении со средними и крупными предприятиями условий хозяйствования и служат механизмы поддержки и развития малого предпринимательства в сфере маркетинга.

Поддержка малого предпринимательства в сфере маркетинга может осуществляться по следующим направлениям: во-первых, продвижение продукции и услуг малых предприятий с помощью соответствующей региональной структуры; во-вторых, предоставление информации для анализа внешней среды, в том числе результатов маркетинговых исследований рынков, предпочтений потребителей и прочее.

Особенно важным является предоставление специализированной информации для анализа внешней среды на региональном уровне, поскольку самый большой интерес для малых предприятий представляет информация о конкретных рынках, на которых они работают. Однако к настоящему времени это направление поддержки малого предпринимательства в российских регионах встречается крайне редко. Предоставляются, как правило, данные самого общего характера. Действительно важную маркетинговую информацию ‑ о рынках, уровне конкуренции на них, покупательских предпочтениях и т.п. ‑ предлагают за плату [15, c. 4].

Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров может осуществляться посредством проведения учебных семинаров для предпринимателей и работников малых предприятий и других мероприятий.

Следует отметить, что при всей своей важности кадровая поддержка малого предпринимательства является наименее проработанным направлением на муниципальном уровне. Причины этого следующие: недооценка степени важности этого направления, большие расходы, незаметные результаты для муниципального образования.

Оказание поддержки субъектам малого предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами местного самоуправления может осуществляться путем создания и обеспечения деятельности таких организаций, как технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны.

Малым предприятиям, кроме того, может быть предоставлена помощь при патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности. Должны создаваться условия для привлечения субъектов малого предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, оказываться содействие созданию акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов с участием малых предприятий [8, c. 341].

Этот вид поддержки осуществляется, как правило, не на муниципальном, а на региональном уровне, так как требует значительных финансовых затрат и компетентных специалистов. Особая поддержка инновационных и производственных малых предприятий на муниципальном уровне в большинстве случаев заключается не в предоставлении им дополнительной эффективной помощи (некоторые из видов перечислены выше), а в том, что какие-либо обычные формы финансовой, имущественной или иной поддержки предоставляются не всем малым предприятиям, а только им.

Поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, может включать закупки, произведенной ими продукции в рамках поставок сельскохозяйственной продукции для муниципальных нужд, передачу во владение или пользование земельных участков, включенных в целевой адресный перечень муниципального недвижимого имущества, обеспечение оборудованием и сельскохозяйственной техникой посредством лизинга и т.д.

Эффективными направлениями поддержки малых форм сельскохозяйственного производства являются создание и развитие агробизнес-инкубаторов с выделением земельных участков, производственных и офисных помещений, предоставление грантов (субсидий) на техническое оснащение, приобретение продуктивных сельскохозяйственных животных вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам, предоставление субсидий на компенсацию затрат по проведению землеустроительных работ и инженерному обустройству.

Цель моральной поддержки ‑ формирование положительного имиджа предпринимателя и благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве. В муниципальных образованиях с этой целью могут проводить конкурсы «Лучший предприниматель, «Лучшее малое торговое предприятие», «Лучшее крестьянское хозяйство», «Лучшая семья в малом бизнесе» и т.п., награждая победителей почетными грамотами; публиковать статьи в местных газетах о благотворительной помощи, оказываемой малыми предпринимателями социальным учреждениям; проводить конкурсы среди СМИ на лучшее освещение темы «Малое предпринимательство муниципального образования» и т.д. [8, c. 342].

Таким образом, были рассмотрены направления и инструменты поддержки малого предпринимательства. Можно сделать вывод о том, что в них задействована лишь малая часть возможных инструментов поддержки, и круг этих инструментов следует расширить практически во всех муниципальных районах и городских округах. Тем из муниципальных образований, которые испытывают нехватку финансовых ресурсов для реализации наиболее затратных направлений поддержки малых предприятий, можно рекомендовать реализацию мероприятий по оказанию им моральной поддержки, что не требует значительных финансовых вложений. Целесообразной представляется также активизация усилий по поиску и привлечению внешних источников финансирования в рамках международных проектов и грантов.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3