Меню Услуги

Подходы к проблеме ознакомления детей дошкольного возраста

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

1.1. Взгляды отечественных и зарубежных педагогов к проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

1.2. Анализ раздела программы ‘От рождения до школы’ по теме исследования

1.3. Использование дидактических игр при ознакомлении детей дошкольного возраста с растениями и животными

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы определена тем, что для эффективной работы в направлении экологического воспитания дошкольников, формирования у них экологической культуры нужно сформировать систему реализации дидактической игры в образовательном процессе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркнута необходимость  развивать  в детях познавательную активность, которая предусматривает развитие интересов, любознательность и познавательную мотивацию. Формируются познавательные действия, становление сознания, развивается воображение и творческая активность, инициативность; формируются первичные представления об объектах в окружающем мире, о свойствах и отношениях в природе, о планете под названием Земля, как об общем доме людей, раскрывая особенности ее природы.

Жизнедеятельность людей все время вносит сильные изменения в окружающей природе, все больше требую  внимание на острой проблеме жизни и нравственности человечества, и природы в которой живет. Учеными принято считать, что непременными условиями выживания являются самосовершенствование человека, возрождение его нравственности. В младшем дошкольном возрасте у малышей, как правило, еще не сформированы какие-либо экологические знания и поэтому появляется необходимость ознакомить детей с такими правилами поведения. Прежде всего, детей в младшем дошкольном возрасте нужно знакомить с миром природы, которая находится вокруг них, той, которую они могут наблюдать каждый день, могут потрогать и пощупать. Живая природа – это окружающий нас мир. Всем известно, что дошкольники очень любят играть. Они с удовольствием много обращаются к уже знакомой игре, игровым сюжетам. Потому они всегда с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость от развлечения и совершенно не догадываясь, что на самом деле они будут чему-то учиться. Такая специфика дидактических игр. Ребенок и правда играет, одновременно осуществляя процесс обучения.

Обучающие игры природоведческого содержания используются в работе, с целью познакомить, закрепить и обобщить знания. Дидактические игры с экологическим содержанием помогают ребенку видеть неповторимость не только конкретного живого организма, но и всей экосистемы, осознавать важность ее целостности, понимать, что неразумные вмешательства в природу повлекут за собой существенное изменение, как в самой экосистеме, так и за ее пределами.

При общении с природой в форме игры дети становятся эмоционально отзывчивее, у них формируется умение и желание активно оберегать и защищать природу. Видя живые объекты во всем многообразии их свойств, участие и проявление в создании благоприятных условий для правильной жизнедеятельности живых существ, которые находятся в поле детской активности.

Цель работы – рассмотреть различные подходы к проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с природой и разработать дидактические игры по теме.

Объект исследования: процесс ознакомления детей дошкольного возраста с растениями и животными.

Предмет исследования — дидактические игры как средство ознакомления детей дошкольного возраста с растениями и животными.

Задачи исследования:

  1. Выяснить значение дидактических игр психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Проанализировать раздел программы «От рождения до школы» по теме исследования.
  3. Рассмотреть структуру дидактических игр и их виды.

Методологической базой исследования послужили труды авторов: Ашиков В., Ашикова С., Васильева А.И., Веретенникова С.А., Рыжова Н.А., Тихеева Е.И., Ушинский К.Д.

Курсовая работа состоит из: введения, одной главы, четырех параграфов, список литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

1.1. Взгляды отечественных и зарубежных педагогов к проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

 

Впервые развернутую систему для обучения и воспитания человека от его рождения до зрелости описал чешский педагог 17 в. Я.А. Коменский. Он  выдвинул и обосновал дидактический принцип обучения, в котором заложена основа педагогики в качестве самостоятельной области. Огромную роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста он выделил естествознанию, акцентируя внимание на такие науки как: физика, астрономия и география. Цель обучения по Я.А. Коменскому – накопление детей знаниями и обучение их применять эти знания в жизни. Он указывал на то, что необходимо дать понять дошкольнику целостною систему знаний, чтобы научиться выделять сходного предмета и явления (учитывая возрастные особенности ребенка). Это, по его мнению, способствовало более успешному усваивать основы науки на следующих ступенях обучения.

Я.А. Коменский в педагогической системе выделил следующие положения:

— природа оказывает влияние на развитие сенсорных способностей у ребенка, обогащая его знаниями, формируя нравственные качества;

— дошкольники формируют систему научных знаний о нашей природе, которые доступны его пониманию;

— изучать окружающий мир, основываясь на принцип наглядности, двигаясь от простого к более сложному, учитывая активность и сознательность;

— знакомство с природой происходит под руководством взрослого.[14]

Французского философа, просветителя и писателя 17 в. Ж.-Ж. Руссо считали идеологом в свободном воспитании, основами которого являются принципы природосообразности.

Основные положения его педагогических систем:

— природе отводятся ведущие роли в воспитании дошкольников;

— подчеркивает особые значения природы для сенсорного воспитания детей, выдвинув на первый план опыт чувственности как единственный достоверный источник для познания и развития ума ребенка, делая акцент на пытливости и активности дошкольников;

— умение видеть в природе огромные стимулы для нравственного, эстетического и трудового развития;

— отмечает возможность ребенка самостоятельно изучать природу (познание природы проходит на основе собственного наблюдения и опыта, путем пробы и ошибки),

— рассказывает о второстепенных ролях воспитателей в познании дошкольниками окружающего мира.[21]

Швейцарский педагог в 18 века — начало 19 века И. Г. Песталоцци. Главные идеи его системы:

— он считает, что детей необходимо обучать и воспитывать, основываясь на принцип природосообразности, учитывая природную особенность и возможность ребенка, его начальные задатки;

— рассматривает как сенсорное, так и умственное воспитание в полном единстве и считает природу решающим фактором именно в умственном (а не только в сенсорном и нравственном) развитии ребенка;

— изучать явления природы с помощью наблюдения;

— считает необходимым обучать детей использовать знания о природе в своей практической деятельности, и с помощью труда.[20]

Огромный вклад в становление методики экологического образования вносили революционеры — демократы и представители в русской прогрессивной педагогики XIX века, которые стояли на позиции воспитывающего обучения.

Большой интерес к естествознанию считался типичным для передового общества того времени.

Так, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов отмечали, что знание об окружающем мире способствует не только умственному воспитанию детей, но и оказывает огромное влияние на их эстетическое и нравственное развитие. Важным они отмечают формированию у дошкольника правильного, реалистического представления о природе, необходимости приучить их, рассматривать природное явление в теснейшей взаимосвязи с миром людей и взаимозависимости.

Передовые педагоги в 19 в. считали, что ознакомление с родной природой должно занимать ведущее место в процессе воспитания и обучения детей. Эти положения нашли свое отражение во взглядах В. Ф. Одоевского, который указал, что в процессе умственного и нравственного воспитания детей, в подготовке дошкольников к школьному обучению большое значение отведено накоплению им систематических знаний о жизни в природе. Получение этих знаний  тесно связывают с трудовой деятельностью, с активностью малышей. Так же он рекомендовал педагогам использовать рациональный метод воспитания, который способствует овладению знаниями о нашей природе и применению этих знаний в практической деятельности дошкольников. [19]

К.Д. Ушинский считает природу величайшим воспитателем, которая оказывает огромное влияние на формирование у дошкольников патриотических и эстетических чувств. В его работах «Родное слово», «Детский мир», высоко ставиться роль естествознания на начальных ступенях обучения детей, поскольку он считал, что логика явления природы наиболее доступны познаниям, способствуют развитию образных и логических мышлений, формируют некоторые качества ума, такие как любознательность и наблюдательность. Он выдвигал ряд требований к содержательности знаний:

— в первую очередь ознакомление с природой в родном краю;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— содержание знаний  обязательно связано с трудовой деятельностью детей в природе (осознанное знание);

— знания доступные пониманию детей, последовательные и системные.[25]

Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой сформировались под влиянием К. Д. Ушинского. В своем труде «Умственное и нравственное воспитание от первого проявления сознания до школьного возраста», который посвящен вопросу воспитания и обучения детей до школы, она выделяет особую роль природе в воспитании детей и ее значение для всеобщего развития личности дошкольника и прежде всего, для его умственного развития. В результате взаимодействия с природой  у ребенка накапливается сенсорный процесс, в следствии чего ребенок начинает интересоваться окружающим миром, развивается любознательность, происходит формирование обширной системы знаний. Высоко ценила значение наблюдения, и разработала программы и методики для знакомства дошкольников с природой (наблюдение на прогулке, труд, постановка опыта, беседа, рассказы взрослых, чтение книги и т. д.). [8]

В дошкольной педагогике авторы часто использовали такие термины, как  «экологическое образование» и «экологическое воспитание» в качестве синонимов. Такую ситуацию педагог Н.А. Рыжова обосновала несколькими причинами. В предыдущие годы в отношении  дошкольников активно использовались интегральные термины «дошкольное воспитание». Соответственно, тогда же произошло выражение «экологическое воспитание». В то же время в самой системе непрерывного экологического образования в качестве интегральных понятий используются термины «экологическое образование», включающие воспитания, обучения, развития. В результате возникли некоторые смысловые противоречия в употреблении терминологии для экологического образования на разных ступеньках его системы. [22]

В дошкольной педагогике в последние годы стали появляться термины «дошкольное образование», «образовательные пространства дошкольного учреждения», «образовательная программа», а детский сад официально переименовали в образовательное дошкольное учреждение. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольные ступени являются неотъемлемыми частями и фундаментом в системе непрерывного экологического образования, обоснованными применением наряду с термином «экологическое воспитание» термина «экологическое образование дошкольников» в качестве первой ступени в этой системе. Этот интегральный термин включал в себя обучение, воспитание и развитие ребенка.

Для отбора содержания в направлении экологического образования крайне важным является определение его цели и задач. Особенно этот вопрос считается актуальным для экологического образования у дошкольников как нового направления в педагогике. Дошкольный возраст это первая ступень системы непрерывного экологического образования, целями и задачами которой должны быть принципы с учетом концепции в общем экологическом образовании. Согласно этим концепциям, под экологическим образованием понимается целостные процессы обучения, воспитание и развитие интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой черты личности. Эти черты формируются через системы научного и практического знания и умения, ценностной ориентации, усвоением экологических норм поведения и деятельность в окружающей среде.

Задачи экологического образования для дошкольников (по Н.А. Рыжовой):

— формирование систем элементарных научных экологических знаний, которые доступны пониманию малышей-дошкольников (прежде всего, как средство для становления осознанного  и правильного отношения к самой природе);

— развитие познавательных интересов к миру природы;

— формирование умения и навыка экологически грамотных и безопасных для природы и для самих малышей правил поведения;

— прививание гуманно, бережно, заботливо относится к миру природы и ко всему окружающему миру в целом; развитие чувств;

— формирование умения и навыков наблюдения за природным объектом и явлением;[22]

— формирование первоначальных систем ценностной ориентации (восприятие себя в качестве части природы, взаимосвязь человека и природы, самоценность и многообразия значения природы, ценность общений с природой);

— формирование умений и желаний сохранять природу и при необходимости оказать ей помощь (ухаживание за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в своем ближайшем окружении;

— формирование элементарного умения предвидеть последствие некоторого своего действия по отношению к природе. [22]

Содержание экологического образования для детей дошкольного возраста нужно рассматривать, прежде всего, в рамках систем непрерывного экологического образования. В дошкольном возрасте знание играет гораздо меньшую роль, чем на последующем уровне образования. Кроме того, они обязаны быть доступными и, конечно же, ориентированными на дошкольников.

 

1.2. Анализ раздела программы ‘От рождения до школы’ по теме исследования

 

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» — это инновационный общеобразовательный программный документ для использования в дошкольных учреждениях, разработанный с учетом новейшего достижения науки и практики в отечественном и зарубежном дошкольном образовании.

Программа построена на позиции гуманно-личностного отношения к ребенку, она направлена на всестороннее развитие и формирование как духовных так и общечеловеческих ценностей, а также способности и интегративных качеств. В Программе нет жесткой регламентации знаний детей и нет предметного центризма в обучении. На первый план выдвинуты развивающие функции образования, обеспечивающие становление личности самого ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальную особенность, что соответствует эта концепция, «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о необходимости признавать самоценность дошкольного периода детства. [10]

В целях для реализации программы в детском саду используют разные парциальные программы.

Цель программы: сформировать экологическое сознание через знакомство с природой в родном краю.

Задачи:

  1. Расширить и обобщить знания детей о природе, осознавание природы в качестве целостной взаимосвязанной системы.
  2. Развитие общих познавательных способностей: наблюдение, описание, построение предположения и предложение способа их проверки, умение найти причинно-следственную связь.
  3. Подача первоначальных сведений о живых и неживых объектах в своей местности.
  4. Ознакомление с особенностью жизни, роста и развития некоторых живых существ.
  5. Показать зависимость существования живого организма от факторов во внешней среде.
  6. Показать взаимосвязь между внутри природными сообществами.
  7. Прививание бережного отношения к родному краю.
  8. Развитие эстетических чувств, воображения и внимания.
  9. Способность расширять и обогащать словарный запас.

Нужно отметить, что решение обозначенной цели и задач воспитания является возможным только при направленном взаимодействии педагогов и ребенка с первого дня его нахождении в дошкольном учреждении. От педагогического мастерства и компетентности любого воспитателя, его культурного образования, любви к детям зависит уровень общего развития, которого сможет достичь ребенок, и какой степени осознаности будут приобретенные им нравственные качества. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании дошкольников, педагоги в дошкольном образовательном учреждении совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство у каждого ребенка. [10]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Целевой раздел включает: Целевые установки или Концептуальные основы программы

  1. В Программе на первом плане выдвинуты развивающие функции образования, которые обеспечивают становление личности у ребенка и ориентируют педагогов на индивидуальные особенности детей.
  2. Программа строится на позиции гуманно-личностного отношения к детям и направлена на их всестороннее развитие, формирование у них духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
  3. Ведущим типом деятельности считается игра.
  4. Развитие – очень важный результат успешного воспитания и образования детей.
  5. Программа построена на принципах культуросообразности. Реализация этих принципов обеспечивает учет ценностей и традиции в образовании, восполняет недостаток в духовно-нравственном и эмоциональном воспитании.
  6. Образование – процесс, при котором ребенок приобщается к главным компонентам в человеческой культуре (знание, мораль, искусство, труд).

Ведущие цели Программы:

  1. Создание благоприятного условия для того, чтобы ребенок полноценно проживал дошкольного детства.
  2. Формируется основа базовой культуры личности.
  3. Всестороннее развиваются психические и физические качества в соответствии с возрастной и индивидуальной особенностью.
  4. Подготовка к жизни в современном человеческом обществе, к учебе в школе.
  5. Обеспечивание безопасности жизнедеятельности дошкольников.
  6. Возрастная категория: с рождения и до 7 лет.
  7. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
  8. В Программе предусмотрено выделение макро- и микросреды с присущими им составляющими.
  9. Образовательный процесс построен по тематическому принципу построения. [13]

Содержание программы:

— содержание программы представляется для всех возрастных групп от рождения и до 7 лет. Кратко расписываются разделы для образовательных областей (познание, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) поданы задачи воспитания, и обучения каждого раздела, итоги после освоения программы;

— содержательный раздел включает в себя также описание формы, способов,  методов и средств для реализации программы;

— психолого-педагогические условия для реализации программы;

— особенность организации образовательного пространства;

— роль педагогов в организации психолого-педагогических условий;

— взаимодействие детского сада с семьей.

Основные формы и направления взаимодействия детского сада с семьей:

— совместная деятельность педагога, родителей, дошкольников;

— пособие для занятия с ребенком дома.

Организационный раздел:

— распорядок дня;

— культурно-досуговая деятельность (особенность традиционных событий, праздники, мероприятия) для каждой возрастной группы.

Условия для реализации программы:

— особенность организации предметно-пространственной среды;

— материально-техническое обеспечение выполнения программы;

— кадровые условия для реализации программы;

— финансовые условия для реализации программы.

Анализируя программу, можно сделать такие выводы:

  1. Программу «От рождения до школы» по праву можно считать базовой. Это фундаментальная, комплексная программа для дошкольного образования. В ней охвачен возраст от 0 до 7 лет (это видно из названия программы)
  2. В программе делается акцент на развитие личности ребенка.- Важнейшими условиями реализации программы принято считать личностно-ориентированное взаимодействие между взрослыми и детьми. Отведено место для самостоятельной работы детей. Занятия, как форму обучения, не используют, предлагается для работы игровая, сюжетная и интегрированная форма образовательной деятельности

В действующем ФГОС ДО, игровая деятельность должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней ориентируется на возраст детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.[1]


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2