Страницы: 1 2
Глава 2. Опытно-практическая работа по повышению двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр в дошкольной образовательной организации
2.1. Повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр в дошкольной образовательной организации
Для повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста необходимо провести тестирования основных физических качеств, на основании полученных результатов разработать план мероприятий, а именно применить подвижные игры в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста.
Для определения уровня двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста были протестированы следующие физические качества:
- Прыжки в длину с места (сила).
- Бег с преодолением препятствий (ловкость).
- Наклоны вперед (гибкость)
В опытно-практической работе приняло участие 20 детей младшего дошкольного возраста 4-го года жизни, которые являются воспитанниками дошкольной образовательной организации МБОУ «Басандайская СОШ им. Д. А.Козлова».
В результате диагностики уровня двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста были получены следующие результаты, которые были сравнены с нормативными нормами детей 4 – 5 летнего возраста.
Уровень развития силовых способностей детей младшего дошкольного возраста оказался следующим:
60% детей младшего дошкольного возраста в уровне развития силовых способностей отстают от нормативных требований, и лишь 40% детей выполняют нормативные требования, а значит, уровень развития двигательных способностей в данном контрольном нормативе находится на слабом физическом уровне.
По результатам развития координационных способностей:
45% детей справляются с нормативом, а 65% детей показывают плохие нормативные требования. Из этого видно, что развитие двигательных способностей, а именно координационных способностей находится на низком уровне.
Развитие гибкости у детей младшего дошкольного возраста по результатам проведенного тестирования был на высоком уровне, так как в этом возрасте развитие данного физического качества проходят на уровне физиологического роста организма детей:
55% детей с нормативом справились и лишь 45% детей показали слабые нормативные показатели.
После проведенного тестирования детей младшего дошкольного возраста и полученных результатов, нами было организованна работа по внедрению в учебно-воспитательных процесс комплексов физкультурных мероприятий, а именно применения подвижных игр с целью повысить двигательные способности детей младшего дошкольного возраста.
2.2. Применение комплексов подвижных игр и анализ результатов повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста
Деятельностью по повышению двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации организовывалась по направлениям:
— развитие скоростно-силовых качеств;
— развитие координации движений;
— развитие ловкости.
Для развития скоростно-силовых способностей применялись подвижные игры:
‒ «Через ручеек»,
‒ «С кочки на кочку»,
‒ «Спрыгни в кружок»,
‒ «Через веревочку»,
‒ «По дорожке на одной ножке».
Для развития координационных способностей применялись следующие подвижные игры:
‒ «Проползи – не задень»;
‒ «Пройди мишкой, проползи мышкой»;
‒ «По трудной дорожке»;
‒ «По коридорчику»;
‒ «Пройди и не сбей».
Для развития ловкости применялись подвижных игры:
‒ «Кто дальше бросит мешочек»;
‒ «Брось через веревку»;
‒ «Сбей кеглю»;
‒ «Подбрось повыше»;
‒ «Поймай мяч».
Работа по развитию двигательных способностей проводилась при соблюдении педагогических условий как: четкая организация и разумное использование приемов, новшеств, соответствующих интересам детей; обеспечение преемственности при освоении новых двигательных действий.
В работе по развитию двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста воспитатели руководствовались следующими принципами:
‒ принципом развивающего обучения,
‒ принципом воспитывающего обучения,
‒ принципом последовательности и систематичности,
‒ принципом сознательности и активности детей,
‒ принципом индивидуального подхода,
‒ принципом дифференцированного подхода.
На каждом занятии решался комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Реализация оздоровительных задач обеспечивала разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях.
Решение образовательных задач предоставляло возможность овладевать детям необходимым программным материалом по развитию движений, формировать доступные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащать детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, их практической целесообразности.
Реализация воспитательных задач способствовала развитию самостоятельности, активности, созданию дружеской, доброжелательной атмосферы, формированию морально-волевых качеств детей в процессе их двигательной активности.
Упражнения на развитие двигательных способностей были включены во все части физкультурных занятий, в зависимости от решаемых задач.
Для решения задач по внедрению подвижных игр на развитие двигательных действий использовалась основная часть занятия. Игры на развитие координационных способностей проводились ближе к началу или середине основной части занятия, пока у детей сохранялась оптимальная психическая и общая работоспособность.
Упражнения, с помощью которых происходит одновременное развитие ловкости, скоростно-силовых способностей включались в любое время основной и даже заключительной части занятия.
В основной части занятия шире применялись поточные, групповые и индивидуальные организационные формы.
Поточный способ организации занятий при развитии двигательных способностей позволял наблюдать за индивидуальным выполнением заданий детьми и вносить соответствующие коррективы.
Групповая форма занятий предполагала выполнение определенных игровых заданий каждой группой.
Данные комплексы подвижных игр внедрялись в учебно-воспитательный процесс детей младшего дошкольного возраста на протяжении пяти месяцев.
После внедрения комплексов подвижных игр нами было проведено повторное тестирование детей дошкольного возраста.
Уровень развития силовых способностей оказался выше, чем при первом тестировании:
Нормативные требования выполнили 65% детей и лишь 35% показали слабые нормативы. Значит, уровень развития двигательных способностей увеличился.
Уровень развития координационных способностей стал также выше:
Лишь у 15% детей уровень развития координационных способностей находится на низком уровне, а после применения комплексов подвижных игр 85% детей выполнили нормативные требования.
Развитие гибкости у детей младшего дошкольного возраста, после проведенной опытно-практической работы также повысился: уровень развития гибкости почти у всех детей находится на высоком уровне.
Выводы по второй главе
В опытно-практической работе на базе МБОУ «Басандайская СОШ им. Д. А. Козлова» было проведено тестирование для определения уровня развития двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста и были получены результаты. Данные тестирования выявили необходимость в разработке комплексов подвижных игр и внедрения их в учебно-воспитательный процесс детей младшего дошкольного возраста с целью увеличения двигательных способностей детей.
После применения комплекса подвижных игр в учебно-воспитательном процессе детей младшего дошкольного возраста нами было проведено повторное тестирование уровня развития двигательных способностей. По результатам тестирования, уровень развития двигательных способностей детей увеличился.
Данные комплексы подвижных игр способствуют развитию двигательных действий детей младшего дошкольного возраста. Комплексы подвижных игр могут стать помощью для воспитателей и руководителей физическим воспитанием для развития физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Заключение
В результате решения задач опытно-практической работы достигнута цель, подтверждена гипотеза и сделаны следующие выводы:
- Двигательные способности – это особенности индивида, которые определяют уровень его двигательных возможностей и связанные с успешностью осуществления им какой-либо двигательной деятельности.
- Особенности развития двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста обусловлены спецификой развития и функционирования основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, дыхательной) и проявляются в общей статической неустойчивости тела; высокой двигательной активности при недостаточной согласованности движений, повышенной утомляемости. В этом возрасте хорошо развиваются силовые способности детей младшего дошкольного возраста ,а также координационные способности и гибкость.
- Роль подвижной игры в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что она содействует формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, координация через достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
- Были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс комплексы подвижных игр для повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста. Данные комплексы подвижных игр способствуют развитию двигательных действий детей младшего дошкольного возраста, результаты опытно-практической работы представлены во второй главе. Комплексы подвижных игр могут стать помощью для воспитателей и руководителей физическим воспитанием для развития физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 дошкольное образование (ред. от 25.03.15) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1351
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Адашкявичене Э.Й. Подвижные игры и упражнения в детском саду: кн. для воспитателей дет.сада. М.: Дрофа, 2012. 159 с.
- Ашмарин В.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Амфора, 2013. 360 с.
- Бальсевич В.К. Что нужно знать о движения человека // Физическая культура. 2011. N 2. С. 46-50.
- Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии. М., 2012. 288 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Лира, 2013. С. 105-180.
- Богина Т.Л. Медико-педагогические основы охраны здоровья дошкольников. М., 2012. 38 с.
- Богина Т.Л., Куркина И.Б., Сагайдачная Е.А. Современные методы оздоровления дошкольников. М., 2011.
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: ЭКСМО, 2013. 208 с.
- Быкова Л.И., Осокина Т.Н. Развитие движений у детей в детском саду. М, 2011.134 с.
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.,2011. 96 с.
- Вавилова E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., 2012. 144 с.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 2014. 29 с.
- Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 2012. N 5-6. 41 с.
- Дворкин A.C., Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей З-6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура. М., 2013. С. 32-34.
- Кенеман A.B., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2012. 150 с.
- Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. 2011. N С.2-5.
- Кравчук А. И. Основы гармоничного базового физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 2013. N С.15-18.
- Лаптев А. Управление физическим развитием. М., 2013. 180 с.
- Лескова Г.П., Ноткина К.А. Оценка физической подготовленности дошкольников // Дошкольное воспитание.2013. N С.35-46.
- Никитюк Б.А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста (с учетом данных генетики и психобиологии развития) // Теория и практика физической культуры. М., 2013. N С. 5-7.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 2011. С. 25-26.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программадошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. ‒ М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 304 с.
- Полтавцева И.В. Методические рекомендации по обучению детей 4-7лет на физкультурных занятиях. М., 2010. 113 с.
Страницы: 1 2
