Заявка на расчет
Меню Услуги

Понятие и история института обращений граждан в России. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Организация работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области

В предыдущей главе мы рассмотрели основные теоретические подходы к институту обращений граждан, разновидности обращений, историческое развитие этого института. В данной главе мы изучим основы законо¬дательного регулирования, организацию работы с обращениями в органы государственной власти Московской области, рассмотрим методы анализа поступающих обращений.
В последние годы активно расширяется правовое регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, обеспечением гражданину доступа к информации о деятельности государственных органов Московской области.
Публичная власть стремится постоянно укреплять «союзнические отношения», всемерно обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан с участием самих граждан .
Это стремление нашло воплощение в Конституции Российской Федерации. В том числе — в статье 33 Основного закона страны, согласно которой «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» .
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» требует проводить анализ содержания поступающих обращений, принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относит усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан, организаций и общественных объединений и обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обязывает государственные органы размещать в сети Интернет обзоры обращений граждан, организаций и общественных объединений, а также обобщенную информацию о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерах.
Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции» обязывает руководителей федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принимать меры по повышению эффективности работы с обращениями. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным требованием.
С учетом вышеизложенных требований в рамках реализации Про-граммы Правительства Московской области «Противодействие коррупции в Московской области» Главным управлением региональной безопасности Московской области предусмотрено использование Интернет-сайта и «те-лефона доверия» для обращений граждан по возможным фактам корруп-ционных проявлений. «Горячие линии» для оперативного приема устных обращений граждан функционируют в Министерствах культуры, образо-вания, социальной защиты населения и других органах государственной власти. Особую актуальность в связи с мировым финансовым кризисом и ростом безработицы приобрела «горячая линия» в Комитете по труду и занятости населения Московской области. В Министерстве по делам тер-риториальных образований Московской области действует «горячая ли-ния» по проблемам пострадавших от недобросовестных компаний соинве-сторов строительства жилья и обманутых земельных пайщиков.
В 2009 году в электронном средстве массовой информации — Ин-формационно-правовом портале «Закония» были впервые размещены электронные приемные заместителей Председателя Правительства Мос-ковской области и министров Правительства, организовано ведение ими видео-приема граждан в режиме онлайн.
Как правило, участниками онлайн-приемов являются молодые люди. В 2010 году работа по организации и проведению онлайн-приемов заме-стителями председателя Правительства Московской области и министрами правительства, другими руководителями центральных исполнительных органов государственной власти Московской области продолжена. Уже за два месяца с начала текущего 2011 года было проведено семь онлайн – приёмов (для сравнения, в 2009 году всего состоялось 30 онлайн-приемов, на которых побывали и получили ответы на интересующие во-просы 179 человек. ). В ходе которых с пользователями портала «Зако-ния» общались заместители Председателя правительства, Министры транспорта, строительства. Обсуждались обращения граждан, связанные с актуальными проблемами Подмосковья: своевременная расчистка дорог, выплата детских пособий, прекращение незаконной деятельности игровых клубов, обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан, отключение электроэнергии в Московской области, о тарифах ЖКХ. Обсуждались также, вопросы жителей Подмосковья, связанные с планами строительства и реконструкций дорог, с новыми маршрутами общественного транспорта и усилению мер безопасности в аэропортах, относительно деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и за-щите их прав, работы с прошениями о помиловании осужденных и т.д.
Открытие подобных приемных отвечает Стратегии развития инфор-мационного общества в России, утвержденной Президентом Российской Федерации, и является очередным шагом Правительства Московской области к открытости органов власти, сближению с гражданами — жителями Подмосковья, созданию нового формата общения в рамках электронных средств массовой информации, оказание государственных и муниципальных услуг через электронные средства.
Продолжается внедрение электронного документооборота. Отметим, что переход на электронную регистрацию значительно упростил работу с обращениями — достаточно нажать несколько кнопок и появляется полная информация об обращении и его прохождении. С появлением электронной системы регистрации гражданин может позвонить в справочную соответствующего органа и ему ответят, как проходит рассмотрение его обращения.
В настоящее время современные информационно- коммуникационные технологии внедряются повсеместно. Работа новых электронных систем, в том числе создание так называемого «электронного правительства», направлена на существенное повышение эффективности государственного управления, снижение барьеров социально-политических коммуникаций для каждого члена общества, оказание квалифицированной информационно-справочной поддержки обеспечения взаимодействия граждан с государственными органами. Внедрение данных технологий служит достижению «информационной открытости», совершенствованию возможностей взаимодействия государства и гражданина.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Фе-дерации» и указаниями Губернатора Московской области Министерством по делам печати и информации Московской области организована подго-товка печатных изданий и информационных материалов для средств мас-совой информации о принимаемых решениях, нормативных и правовых актах, антикризисных мероприятиях, проводимых Правительством Мос-ковской области. Для информирования населения активно задействуются основные информационные ресурсы Московской области: газеты «Еже-дневные новости. Подмосковье», «Неделя. Подмосковье», журнал «Под-московье», телеканалы «РТВ-Подмосковье», «Телеканал Подмосковье», телеканалы муниципальных образований, Интернет-портал Правительства Московской области и другие.
В рамках Интернет-портала Правительства Московской области с целью повышения уровня открытости и доступности для населения регио-на информации о деятельности органов государственного управления, да-ны «прямые» ссылки на сайты Министерств, Комитетов, Управлений и других исполнительных органов государственной власти. На каждом сай-те соответствующего органа размещена подробная информация о его структуре и деятельности. В разделе «обращения граждан» пользователь сайта может получить телефоны и адреса для обращения граждан и орга-низаций, посмотреть график приёма граждан, ознакомиться с ответами и разъяснениями по наиболее актуальным вопросам и, конечно, написать обращение, заполнив соответствующую форму.
Устойчивой практикой в органах государственной власти Москов-ской области стало рассмотрение обращений граждан и разъяснительная работа с населением на местах.
Важнейшей задачей остается внимательное рассмотрение обращений ветеранов Великой Отечественной войны. Например, сотрудниками Госу-дарственной жилищной инспекции рассматриваются с выездом на место все обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
На регулярной основе практикуются встречи министра образования Правительства Московской области с педагогическими коллективами и учащимися образовательных учреждений.
К примеру, в Министерстве социальной защиты населения органи-зована работа выездных мобильных групп, состоящих из числа государ-ственных служащих и специалистов социальных учреждений, которые проводят информационно-консультативные мероприятия с жителями от-даленных городских и сельских поселений. В целях проведения разъясни-тельной работы с гражданами размещено более 4 тыс. статей, организова-но проведение более 1300 телепередач. Эти меры дают свои положитель-ные результаты. Так в 2014 году в Министерство социальной защиты Московской области поступило 97 тысяч 255 обращений, что на 27 тысяч 575 обращений меньше, чем в предыдущем году за тот же период. При этом, проверено с выездом на место — 4700 обращений, что на 188 обра-щений больше, чем в 2013 году.
Продолжается работа по оказанию жителям области бесплатной юридической помощи. Для повышения правовой культуры населения и обеспечения доступа граждан к официальной правовой информации Ми-нистерством культуры Московской области ведётся активная работа по развитию центров правовой информации при библиотеках, функциониру-ющих на принципах доступности, открытости, достоверности и оператив-ности предоставляемой информации. Ввиду увеличения спроса читателей на данный вид услуг решается вопрос о расширении количества информа-ционных центров правовых услуг на базе общедоступных библиотек в рамках разрабатываемой целевой программы развития библиотечно-информационной сферы Московской области.
Бесспорным является факт, что работа с обращениями граждан тре-бует большой ответственности, является трудоемкой и весьма специфиче-ской. Гражданин, обращаясь в органы государственной власти, надеется, что будет внимательно выслушан, понят, его обращение будет грамотно и своевременно рассмотрено. И наоборот, встретившись с равнодушием и волокитой, человек может потерять доверие не только к конкретному должностному лицу, органу власти или самоуправления, но и в целом к вертикали власти. Поэтому особые требования в вопросе организации этой работы предъявляются к специалистам, осуществляющим эту работу, уровню их подготовки, опыту. Работа с обращениями граждан требует от сотрудников постоянного повышения своей квалификации; умения об-щаться с людьми; определенного набора психологических навыков; зна-ния основных положений нормативных правовых актов по достаточно широкому спектру вопросов, затрагивающих все основные стороны жизни заявителей.
В Московской области сложилась определенная система обучения госу-дарственных и муниципальных служащих, ответственных за работу с об-ращениями граждан, и организующих данную деятельность. В областном учебном центре «Нахабино» реализуется 72-часовая программа повыше-ния квалификации государственных и муниципальных служащих «Работа с обращениями граждан». Обучение по данной программе дает возмож-ность изучить: правовые основы работы с обращениями граждан; методи-ку работы с обращениями граждан; основы делопроизводства и язык до-кумента в системе государственной гражданской службы; использование современных информационных технологий при работе с обращениями граждан; социально-психологические основы работы с обращениями граждан; организацию контроля в органах государственной власти по со-блюдению законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан; методику анализа обращений граждан.
Совершенствуется система подготовки и внутри государственных органов Московской области. Так, в Министерстве культуры в билеты для проведения аттестации государственных гражданских служащих внесены вопросы, касающиеся знания действующего законодательства в области работы с обращениями граждан. В Министерстве образования регулярно проводятся семинары-совещания с руководителями муниципальных орга-нов управления образованием, на которых обсуждаются вопросы состоя-ния и совершенствования работы с обращениями граждан.
Установка Губернатора Московской области на обеспечение самого пристального внимания к обращениям граждан, нацеленность на оказание максимально возможной помощи жителям Подмосковья — главные прин-ципы работы с обращениями граждан в Московской области. Состояние работы с обращениями граждан, исполнительской дисциплины регулярно обсуждаются на оперативных совещаниях, проводимых руководителями органов государственной власти. Всесторонняя статистическая и аналити-ческая информация позволяет активнее выявлять проблемы жителей, определять слабые звенья в управлении, улучшать планирование работы, принимать верные управленческие решения. Отмечено, что практически во всех органах государственной власти Московской области разрабаты-ваются ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты, позволяющие, в свою очередь, Правительству Московской области оперативно информи-ровать Губернатора Московской области и Администрацию Президента Российской Федерации о состоянии работы с обращениями граждан. Вме-сте с тем регулярная публикация в средствах массовой информации стати-стических и аналитических отчетов о результатах работы с обращениями граждан и принятых по ним мерах способствует росту информированно-сти населения о деятельности органов государственной власти, повыше-нию доверия граждан к властным структурам.
Как отмечено выше, анализ поступающей почты — важный элемент ра-боты с обращениями граждан. Только на основе грамотно проведённого анализа можно выявить и устранить причины и условия, которые привели или могут привести к нарушениям прав и охраняемых законом интересов граждан.
Использование обращений граждан в аналитической работе направлено на решение следующих основных задач:
• систематизацию и обобщение больших массивов информации;
• анализ недочетов и проблемных зон в дискуссионных законопроектах;
• выявление ключевых тенденций и перспектив совершенствования законодательной деятельности;
• оценку актуальных общественно- политических событий.
Для решения данных аналитических задач, органы государственной власти Московской области организуют аналитическую работу на основе обобщения вопросов, содержащихся в обращениях.
Информационная база для обработки данных формируется с учетом количества и характера рассмотренных обращений, с их группировкой по форме — устные и письменные, по видам — жалобы, предложения, заявления; по способу получения — почта или Интернет; по месту пребывания, нахождения или жительства автора — субъект Российской Федерации, федеральный округ, государства ближнего и дальнего зарубежья. Учитывается также социальный и льготный состав авторов и многие другие показатели. Они дают возможность анализировать обращения практически под любым ракурсом.
Комплексное рассмотрение поступающих обращений, методы контент-анализа позволяют выявлять основные тенденции общественных настроений и развития проблем, способствуют систематизации однотипных вопросов, их группировке и отражении в тематических классификаторах.
Нельзя не сказать таком методе — принципе сопоставимости данных. «Отвлеченные» сведения сами по себе малоинформативны, если их не рассматривать в динамике, в сравнении с другими данными, не увязывать их значение со всем накопленным информационным массивом. Только соединенные вместе они показывают довольно ясную картину тематических приоритетов авторов, отвечают на вопрос — чем объясняются эти приоритеты, для каких регионов и каких социальных групп они наиболее характерны. С этой же целью весь массив обращений разделен на семь тем: «государство, общество, политика», «экономика», «социальная сфера», «жилищно-коммунальная сфера», «вопросы военной службы», «законность и правопорядок» и «работа с обращениями».
Контекстные методики направлены на выявление рациональных предложений в рассматриваемых обращениях. Данная процедура необходима в связи с тем, что в органы государственной власти обращаются представители разных слоев населения. К сожалению, не всегда получаемая информация структурирована, понятна и отвечает установленным требованиям, стилистическим нормам.
Сравнительные методы, основанные на принципах анализа истории обращений, позволяют рассматривать обращения граждан в динамике, в качестве не только существующего, но и постоянно развивающегося общественного явления, непрерывно изменяющегося под влиянием различных факторов и событий. Принципы всесторонности позволяют рассматривать данные документы в комплексе и с разных точек зрения, в том числе ориентируясь на перспективу дальнейшего использования обращений. Учёт многоаспектного характера их содержания позволяет оценить возможные реакции общественности на те, или иные законодательные инициативы, управленческие решения.
Ежегодно во властные структуры всех уровней поступает большое число обращений жителей Московской области. И с каждым годом количество обращений граждан неуклонно растёт.
Для получения более полной картины общественных настроений анализа только обращений недостаточно, необходимо использовать комплексный подход — с учётом привлечения других каналов массовых коммуникаций, событийного анализа различных форм проявления поддерживающих, нейтральных и протестных общественных настроений. Для повышения репрезентативности полученной информации обязательно также учитывать опросы общественного мнения, материалы средств массовой информации.
Таким образом, в органах государственной власти Московской об-ласти при рассмотрении обращений граждан используется обширный ар-сенал форм и методов работы, которые дают положительный результат, помогают решать проблемы жителей, способствуют повышению авторите-та и доверия граждан к органам власти. Результатом этой работы является то, что 75 % обращений, рассмотренных в органах государственной вла-сти Московской области в 2014 году, решены положительно.
Комплекс мер по совершенствованию работы с обращениями граж-дан включает в себя объективное, всестороннее и своевременное рассмот-рение обращений граждан, принятие необходимых мер и разрешение по существу всех поставленных в обращениях вопросов, подготовку обосно-ванных ответов заявителям, осуществление количественного и качествен-ного анализа поступающих обращений граждан, подготовку информаци-онных, аналитических и статистических материалов.
Неукоснительным является соблюдение законодательных и норма-тивных правовых актов, выполнение поручений Губернатора Московской области. Разработанная в Московской области нормативная правовая ба-за, основанная на современном законодательстве и накопленном опыте, полностью регламентирует порядок работы, определяет сроки и последо-вательность действий (административные процедуры) с обращениями граждан, что благоприятно отражается на социальной активности жителей и создает необходимые условия для оперативного и эффективного рас-смотрения обращений граждан во властных структурах.
На основании изложенного в данном параграфе можно сделать следующие выводы. Работа с обращениями граждан, создание необходимых условий для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан является одним из важнейших направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области. О важности этой сферы деятельности свидетельствует большое количество обращений жителей Московской области. Работа с обращениями граждан ведется в соответствии с требованиями Конституции РФ, Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Законом Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан» и регламентами государственных органов.
Для снижения барьеров социально-политических коммуникаций для каждого члена общества и повышения эффективности организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти Московской области внедряются новые электронные системы, создается «электронное правительство».
По результатам рассмотрения обращений за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, год) органами государственной власти Московской области формируются аналитические отчеты о количестве обращений, результатах их рассмотрения и о принятых мерах по совершенствованию работы.
Для упрощения работы с обращениями руководители органов государственной власти Московской области периодически проводят онлайн-приемы граждан. Устойчивой практикой стала разъяснительная работа и встречи с населением на местах. На постоянной основе практикуются выступления руководителей в прямых радио- и телеэфирах, размещение в СМИ аналитических и статистических материалов по результатам рассмотрения обращений граждан. Продолжается работа по оказанию жителям Московской области бесплатной юридической помощи.
Работа с обращениями граждан требует большой ответственности, является трудоемкой и специфической. Поэтому к специалистам, осуществляющим эту работу, предъявляются особые требования. Для государственных служащих организованы курсы по повышению квалификации и обучению в областном учебном центре «Нахабино».
Как мы видим, в Московской области осуществляется обширный комплекс мер, позволяющий повысить ответственность должностных лиц за результаты работы, способствующий совершенствованию деятельности государственных органов, направленной на улучшение качества и ком-фортности получения государственных услуг населением.

2.2. Порядок рассмотрения обращений граждан в Правительство Московской области

Как было отмечено в предыдущем параграфе, одним из важнейших направлений деятельности Правительства Московской области является работа с обращениями граждан, обеспечение реализации их конституционного права на обращения в исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы и государственные учреждения Московской области, создание необходимых условий для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан.
Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и принятый на его основе Закон Московской области от 15.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан» регулируют данную сферу деятельности и являются гарантом защиты прав и законных интересов граждан, играют первостепенную роль в осуществлении ими права на участие в управлении делами государства на территории Московской области через органы государственной власти, органы местного самоуправления, выборных должностных лиц.
Каждый исполнительный орган государственной власти руковод-ствуется своим собственным регламентом рассмотрения обращений граж-дан. Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при рассмотрении обращений граждан, правила ведения делопроизводства по обращениям граждан.
В этом параграфе мы рассмотрим организацию работы с обраще-ниями граждан в Правительство Московской области согласно Админи-стративному регламенту, утверждённому постановлением губернатора Московской области от 23.04.2007 № 44-ПГ.
Рассмотрение обращений граждан в Правительство Московской об-ласти осуществляется по вопросам, находящимся в ведении Московской области в соответствии с:
• Конституцией Российской Федерации;
• Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмот-рения обращений граждан Российской Федерации»;
• Уставом Московской области;
• Законом Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рас-смотрении обращений граждан.
Работа с обращением, поступившим в ведомство, начинается с его по-лучения и регистрации. Обращение может быть доставлено непосред-ственно гражданином либо его представителем и подано в письменной форме, прислано по почте, с помощью телеграфа и телетайпа, факса, элек-тронной почты, на пейджер Губернатора Московской области, а также устно изложено должностному лицу, наделенному правом и обязанностью рассмотрения обращений или ведущему прием граждан.
Обращения граждан, присланные по почте, поступившие по теле-графу поступают в отдел служебной корреспонденции аппарата Прави-тельства Московской области. Работник, ответственный за прием докумен-тов проверив правильность доставки, вскрывает письма, к тексту письма прилагает конверт; прикладывает впереди письма поступившие документы (паспорта, военные билеты, трудовые книжки, пенсионные удостоверения, и др.). При этом конверты не уничтожаются, так как штамп на нем может являться доказательством даты получения документа. Кроме того, адрес автора обращения, по которому предстоит ответить, часто бывает написан лишь на конверте. Поэтому конверт сохраняется вместе с документом до конца решения вопроса и будет подшит в дело.
Обращения, поступившие по факсу либо виде электронного обраще-ния на официальный сайт Правительства Московской области, принима-ются (распечатываются) и учитываются в журнале работниками отдела связи Управления по обеспечению деятельности аппарата Правительства Московской области. После первичной обработки в отделе служебной корреспонденции или отделе связи все поступившие обращения и доку-менты, связанные с их рассмотрением, передаются под расписку в отдел писем Управления по работе с обращениями граждан.
Обращения, поступившие в виде СМС на телефон Губернатора Мос-ковской области, принимаются и учитываются в Министерстве по делам печати и информации Московской области в течение четырех часов после поступления. Минпечати регистрирует их и направляет для подготовки от-ветов в соответствующие государственные органы Московской области, которые в свою очередь в течение суток после поступления вопросов направляют мотивированные ответы на них в Минпечати и заявителю. Минпечати обобщает и докладывает Губернатору Московской области по-ступившие ответы, а также обеспечивает опубликование информации о рассмотрении обращений в газете «Ежедневные новости. Подмосковье».
Следующим этапом административных действий служит регистрация и аннотирование обращений. Как известно, только зарегистрированные обращения получают юридическую силу, и течение сроков рассмотрения начинается с момента регистрации. Суть регистрации — запись основных поисковых признаков документа и сведений о заявителе. Поступившие в отдел писем обращения регистрируются в течение 3-х дней с момента по-ступления. Работник, ответственный за регистрацию обращений, сортиру-ет их по территориям проживания заявителей, на первой странице письма, в правом нижнем углу, проставляет регистрационный штамп учреждения, получившего обращение (в данном случае штамп «Правительство Мос-ковской области» ) с указанием присвоенного письму регистрационного номера, а так же даты. Именно с даты, проставленной в регистрационном штампе, начинается отсчет срока исполнения обращения- 30 дней. А так-же, отмечает тип доставки (письмо, телеграмма, доставлено лично и т.п.). Заносит данные (ФИО и адрес) об авторе обращения в регистрационную карточку системы автоматизации делопроизводства и документооборота «Дело». Отделяет от письма поступившие подлинные документы (при необходимости с них снимаются копии) и возвращает их заявителю.
Далее письма передаются для ознакомления работнику отдела писем, на которого возложена подготовка информационных и аналитических ма-териалов, а затем работникам, осуществляющим аннотацию и предвари-тельное рассмотрение обращений.
Аннотирование обращений направлено на получение в достоверной и краткой форме исчерпывающей информации о содержании, цели и адре-сатах. Стилистическая сторона аннотации должна обеспечивать понимание и ясность. Имея аннотацию обращения, можно вести работу по нескольким направлениям: поисковому, аналитическому и контрольному. Работники, осуществляющие аннотацию обращений прочитывают обращение, опре-деляют его тематику и тип, выявляют поставленные заявителем вопросы; проверяют обращение на повторность, проставляют шифр темы согласно утвержденному тематическому классификатору обращений граждан.
На поручениях о рассмотрении, в которых содержится просьба про-информировать о результатах, проставляют штамп «Контроль». В случае, если в поручении указан срок рассмотрения обращения, проставляют штамп «Контроль. Срок __».
После составления аннотации Работники отдела писем, подготавли-вают, редактируют и распечатывают сопроводительное письмо и уведом-ление заявителю, затем, передают обращения на рассмотрение.
Решение о направлении письма на рассмотрение принимается с уче-том следующих особенностей: если вопрос, поставленный заявителем, в соответствии с действующим законодательством относится к вопросам местного значения, обращение направляется на рассмотрение в орган местного самоуправления муниципального образования Московской обла-сти; в случае если вопрос находится в ведении центрального или террито-риального исполнительного органа государственной власти Московской области, обращение направляется на рассмотрение в соответствующий государственный орган. Отдельно отметим, что Закон запрещает пересы-лать жалобы на рассмотрение в тот орган или тому должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. В случае, если заявитель ранее обращался в органы местного самоуправления, государ-ственные органы, и не удовлетворен принятым решением или обжалует действия этих органов, если вопрос находится в компетенции членов Пра-вительства Московской области в соответствии с утвержденным распреде-лением обязанностей в Правительстве Московской области, обращение пе-редается на рассмотрение в соответствующие секретариаты Губернатора Московской области, Вице-губернатора, первых заместителей и заместите-лей Председателя Правительства Московской области, министров Прави-тельства Московской области.
Зачастую, обращение гражданина удовлетворяет всем установлен-ным требованиям, но при этом отправлено не по компетенции. Тогда оно должно быть переадресовано тому органу или должностному лицу, к ве-дению которого относится разрешение по существу поставленных в обра-щении вопросов. На это Федеральным Законом № 59-ФЗ от 2.05.2006 г отводится 7 дней со дня регистрации обращения. Одновременно гражда-нин уведомляется о переадресации его обращения. Если решение постав-ленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции не-скольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копии обращений в течение семи дней со дня реги-страции направляется в соответствующие государственные органы, орга-ны местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Поступившие обращения могут рассматриваться как в структурных подразделениях аппарата Правительства Московской области, так их рас-смотрение может быть поручено государственному органу, должностному лицу либо направлено на рассмотрение в орган местного самоуправления в соответствии с его компетенцией. В этом случае, к поступившему обра-щению готовится проект поручения, в котором содержится краткий текст, предписывающий действие, порядок и срок исполнения. Поручение долж-но содержать наименование конкретного государственного органа, под-разделения, фамилии и инициалы должностных лиц, которым дается по-ручение. В тексте поручения могут быть указания «срочно» или «опера-тивно», которые предусматривают соответственно 3-дневный или 10-дневный срок исполнения поручения, считая от даты его подписания. По-ручения Губернатора Московской области с пометкой «Срочно» испол-няются в 3-дневный срок, а требующие дополнительного изучения постав-ленных вопросов — в течение 10 дней.
Заявитель в обязательном порядке уведомляется о том, куда направлено его обращение на рассмотрение и откуда он получит ответ.
Должностное лицо, которому поручено рассмотрение обращения, обязано обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмот-рение обращения. Для этого он вправе: пригласить заявителя для личной беседы и получить объяснения; запросить дополнительные материалы не-обходимые для рассмотрения обращения в других органах (в этом случае, срок рассмотрения может быть продлён, но не более чем на 30 дней).
В свою очередь, заявитель законодательно наделён правами при рас-смотрении его обращения: предоставлять дополнительные документы, об-ращаться с просьбой об их истребовании. Знакомиться с материалами, ка-сающимися проверки его обращения на любой стадии рассмотрения, если это не затрагивает права и законные интересы других лиц, и, если в них не содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Результатом рассмотрения обращений в структурных подразделениях ап-парата Правительства Московской области является разрешение постав-ленных в обращениях вопросов, подготовка ответов заявителям, либо направление в уполномоченные государственные органы поручений для рассмотрения обращений и принятия мер по разрешению содержащихся в них вопросов и ответа заявителям.
Существуют обращения, которые уполномоченный орган или долж-ностное лицо вправе оставить без ответа, либо направить уведомление о полном прекращении переписки с ним по вопросу, содержащемуся в этих обращениях, либо отправить послание гражданину о недопустимости со-держательной части обращения. Данную категорию обращений мы рас-смотрели на стр. 20-21. настоящей дипломной работы.
Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливае-мом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, Управле-ние по работе с обращениями граждан направляет обращение в право-охранительные органы.
Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.
Устные обращения принимаются на личном приёме. Работник отдела приема граждан, регистрирует заявителя: вносит в базу данных сведения о нем – фамилию, имя, отчество, место регистрации, социальное положение и количество его обращений с учетом информации отдела писем, содержа-ние устного обращения гражданина. В случае повторного обращения осуществляется подборка всех имеющихся в Управлении по работе с об-ращениями граждан материалов, касающихся данного заявителя. Работ-ник составляет краткую аннотацию обращения и результат приема («Разъ-яснено», «Направлен в государственный орган», «Направлен в органы местного самоуправления», «Записан на прием к руководителю»). Все све-дения вводит в САДД «Дело». Результатом приема граждан является разъяснение по существу вопроса, с которым обратился гражданин.
На граждан, записанных на приём к руководителям, дополнительно оформляется карточка личного приёма на бумажном носителе. Во время личного приёма руководитель доводит до сведения гражданина своё ре-шение по его вопросу, либо информирует гражданина, кому будет пору-чено рассмотрение его обращения по существу поставленных вопросов и, откуда он получит ответ. Все данные фиксируются в карточке личного приема. Согласно поручениям руководителя отдел приема граждан оформляет рассылку документов через отдел служебной корреспонденции. Вопрос о постановке исполнения поручений на контроль осуществляет ру-ководитель, ведущий приём, при этом на обращениях проставляется штамп «Подлежит возврату в Правительство Московской области вместе с ответом». На контроль ставятся обращения, в которых сообщается о кон-кретных нарушениях законных прав и интересов граждан, а также обра-щения по вопросам, имеющим большое общественное значение.
Контроль за соблюдением сроков рассмотрения обращений граждан в Правительстве Московской области осуществляет Управление по работе с обращениями граждан.
Рассмотрение обращений граждан, по мнению законодателя, должно про-изводиться исключительно на безвозмездной основе. Исключение состав-ляют обращения, содержащие заведомо ложные сведения. Расходы, поне-сенные в связи с их рассмотрением, могут быть взысканы с гражданина только по решению суда.
Результатом исполнения функции по рассмотрению обращения гражданина является разрешение по существу всех поставленных в обра-щении вопросов или получение гражданином необходимых устных или письменных (в случае направления письменного обращения) разъяснений.
Ответ на обращения граждан должен быть исчерпывающим по су-ществу поставленных в обращении вопросов и кратким. При подтвержде-нии фактов, изложенных в жалобе, в ответе следует указывать, какие меры приняты. Если по результатам рассмотрения обращения принят правовой акт (например, о выделении земельного участка, об оказании материаль-ной помощи) — экземпляр данного правового акта направляется заявителю. Прежде чем отправить ответ заявителю, в отделе писем вносится в САДД «Дело» краткое содержание ответа. Отправкой ответов занимается отдел служебной корреспонденции.
Как отмечалось выше, гражданину должна быть обеспечена возмож-ность получать информацию касательно своего обращения. В Правитель-стве Московской области эту работу осуществляет Управление по работе с обращениями граждан.
Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, опреде-ленных административными процедурами по рассмотрению обращений граждан, и принятием решений работниками осуществляется руководите-лями структурных подразделений аппарата Правительства Московской области.
Гражданин вправе обжаловать действия по рассмотрению обращения и решение, принятое по результатам его рассмотрения, в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы. В Правительстве Московской области рассматриваются обращения граждан по вопросам, находящимся в ведении Московской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Московской области.
Исполнение функции по рассмотрению обращений граждан в Правительство Московской области включает в себя следующие административные процедуры
 прием и первичная обработка письменных обращений граждан;
 регистрация и аннотирование поступивших обращений;
 направление обращений на рассмотрение;
 рассмотрение обращений в структурных подразделениях аппарата Правительства Московской области;
 рассмотрение обращений, поступивших на пейджер Губернатора Московской области;
 личный прием граждан;
 постановка обращений граждан на контроль;
 продление срока рассмотрения обращений граждан;
 оформление ответа на обращение граждан;
 предоставление справочной информации о ходе рассмотрения пись-менного обращения;
 порядок и формы контроля за исполнением функции по рассмотре-нию обращений граждан.
Контроль за сроками рассмотрения обращений граждан осуществля-ет в Правительстве Московской области Управление по работе с обраще-ниями граждан. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, и принятием решений работниками — руководителями структур-ных подразделений аппарата Правительства Московской области.
Регистрация всех этапов работы с обращениями осуществляется в электронной системе автоматизации делопроизводства и документооборо-та «Дело».

2.3.Совершенствование работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области

Институт обращения граждан является сложной системой взаимодействия государственной власти в лице её органов и общества. Эффективность указанного взаимодействия не возникает автоматически. Оно предполагает взаимный диалог, обоюдную ответственность и непрерывную «работу над ошибками» в сфере законодательства об обращениях граждан, а также контроль со стороны общества.
Существующие нормы, регламентирующие рассмотрение обраще-ний отчасти устарели. Остались обойденными вниманием законодателя от-дельные аспекты реализации права на обращения в органы публичной власти. Так, например, в Федеральном Законе отсутствуют положения о возможности реализации права на обращение через представителя, не проводится дифференциация сроков рассмотрения обращений, не преду-смотрены конкретные виды ответственности должностных лиц за наруше-ния законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Необ-ходимо чётко отделить друг от друга различные виды обращений, деталь-но регламентировать особую процедуру рассмотрения для каждого вида, упрочить гарантии своевременного и качественного рассмотрения обра-щений граждан, установить и чётко регламентировать ответственность за нарушения в этой сфере, притом сочетать различные её формы.
Периодически аппаратом Правительства Московской области про-водятся проверки организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти Московской области и органах местного само-управления муниципальных образований Московской области. В ходе проверок наряду с положительными изменениями в исполнении действу-ющего законодательства об обращениях граждан были выявлены и опре-деленные недостатки.
Имеет место формальный подход к рассмотрению обращений. Во-просы граждан разрешаются не в полном объеме и без принятия исчерпы-вающих мер по восстановлению нарушенных прав. Размещенная на Ин-тернет-сайтах государственных органов информация о личном приеме граждан требует доработки, в ней отсутствует полная информация о пол-номочиях и компетенции заместителей руководителя органов государ-ственной власти по решению вопросов, о конкретном месте осуществления личного приема и порядке предварительной записи на прием.
Встречаются случаи, когда заявителю в ответ на его обращение ров-но через 30 дней направляется простое информативное письмо, куда ему необходимо обратиться и с какими документами для решения своего во-проса.
По-прежнему, имеются случаи нарушения сроков рассмотрения обраще-ний граждан, а заявители подчас не уведомляются о продлении сроков рассмотрения их обращений.
В октября 2008 года в Москве состоялось Всероссийское совещание по вопросам совершенствования организации рассмотрения обращений граждан в федеральных органах исполнительной власти и в их территориальных подразделениях .
Участники совещания в принятых Рекомендациях отметили следующие основные направления совершенствования работы с обращениями:
 Совершенствование нормативно-правовой базы.
В частности, в Рекомендациях обращается внимание на необходимость завершения разработки и принятия административных регламентов рассмотрения обращений граждан, а также приведения в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ должностных регламентов государственных служащих, рассматривающих обращения граждан.
 Кадровое обеспечение работы.
В целях совершенствования организации обращений граждан предлагается повысить, где это необходимо, статус подразделений, занимающихся организаций обращений, поднять престиж этих подразделений путем должного материального и морального стимулирования работников.
В Московской области этой проблеме уделяют особое внимание. В областном учебном центре «Нахабино» реализуется 72-часовая программа повышения квалификации государственных и муниципальных служащих «Работа с обращениями граждан».
 Совершенствование организации работы с обращениями граждан.
Особое внимание обращается в Рекомендациях на повышение доступности для населения органов, к которым направляются обращения.
Для решения этой задачи в Московской области осуществляется регулярное информирование населения о деятельности государственных органов и ведомств по важнейшим социально-экономическим вопросам через Интернет-портал Правительства Московской области, Информационно-правовой портал «Закония», различные справочно-информационные системы, средства массовой информации-газеты, журналы, телеканалы.
В Московской области уделяется внимание развитию практики проведения выездных приемов. Помимо этого осуществляются информационно-консультативные мероприятия с жителями отдалённых городских и сельских поселений, а также оказывается бесплатная юридическая помощь.
По общему количеству обращений граждан в органы власти Мос-ковская область устойчиво удерживает второе место после столицы. По-этому для совершенствования работы с обращениями граждан осуществ-ляется обширный комплекс мер, позволяющий повысить ответственность должностных лиц за результаты работы, способствующий совершенство-ванию деятельности государственных органов, направленной на улучше-ние качества и комфортности получения государственных услуг.
26 мая 2010 года состоялся семинар-совещание о ходе реализации федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Рос-сийской Федерации» и закона Московской области «О рассмотрении об-ращений граждан», повышении качества и эффективности работы с обра-щениями граждан и обеспечении ее гласности .
В ходе семинара были рассмотрены перспективы дальнейшего по-вышения доступности органов власти, новые формы, методы и технологии работы с обращениями граждан и приведены примеры имеющегося поло-жительного опыта по работе с обращениями граждан.
В ноябре 2010 года во исполнение поручения Президента Россий-ской Федерации, в целях создания единой информационной и методологи-ческой системы обеспечения права граждан и организаций на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должност-ным лицам, между Правительством Московской области и Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций подписан протокол о взаимодействии . Это первый договор, заключённый Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций с субъектом Федерации.
Согласно Протоколу стороны будут вместе обеспечивать необходимые условия для объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и организаций, что в конечном счёте повысит степень доверия граждан к деятельности государственных и муниципальных структур. Будут совместно готовиться предложения по совершенствованию законодательства, организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально — экономических и иных сфер деятельности государства и общества на основе обобщения и анализа обращений граждан. Планируется создание единого доступа граждан к информации о работе с обращениями граждан, в том числе информации о ходе рассмотрения обращений.
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.
Институт работы с обращениями граждан в Московской области неуклонно развивается и упрочняется. Но существует ряд проблем и нерешенных вопросов как в законодательной сфере, так и в организации работы в государственных органах.
Существующие нормы, регламентирующие рассмотрение обращений отчасти устарели. Необходимо чётко отграничить друг от друга различные виды обращений, детально регламентировать особую процедуру рассмотрения для каждого вида, упрочить гарантии своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан.
Не преодолен до конца формальный подход к рассмотрению обра-щений. Имеются примеры, когда органами государственной власти вопро-сы граждан разрешаются не в полном объеме и без принятия исчерпыва-ющих мер по восстановлению нарушенных прав. Необходимо усилить контроль за исполнением решений, принятых по обращениям граждан, на особый контроль ставить рассмотрение повторных обращений, тщательно анализировать вызывающие их причины, принимать соответствующие ме-ры к работникам, по вине которых нетщательно были рассмотрены предыдущие обращения.
Проблемы с организацией и осуществлением работы с обращениями граждан связаны также с дефицитом подготовленных кадров, несмотря на принятые меры по подготовке кадров.
Кроме этого возросла нагрузка, лежащая на сотрудниках, рассмат-ривающих поступающие обращения граждан, что отражается на сроках и качестве ответов, т.к. сохраняется тенденция увеличения количества обра-щений граждан.
Большое значение имеет повышение эффективности и прозрачности диалога органов власти и населения. Важно дальнейшее развитие практики проведения выездных приемов. Помимо этого следует развивать сеть общественных приемных, привлекать к их деятельности опытных юристов, экономистов, психологов, привлекать государственные юридические службы для оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

Заключение

Обращения граждан являются важным инструментом взаимодействия граждан со своим государством и образуют чрезвычайно широкий спектр социальных отношений. Через обращения граждане и их объединения используют механизмы и полномочия государственных органов для решения своих жизненных проблем.
В данной работе мы рассмотрели основные вопросы, связанные с институтом обращений граждан в современной России. Изучили определение и классификацию обращений, историческое развитие и конституционные основы этого института. Мы рассмотрели современную практику организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти Московской области, на примере Правительства Московской области изучили порядок работы с обращениями. Проанализировали вопросы по совершенствованию работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области.
Рассмотрев процесс становления и исторического развития института обращений граждан в России, мы пришли к выводу, что этот институт имеет в нашей стране богатейшую историческую традицию. Впервые пра-во подавать челобитные вплоть до самого государя было законодательно закреплено ещё в XV веке в первом кодексе феодального права русского централизованного государства — Судебнике Великого князя Ивана III 1497 года. На протяжении трех последующих веков создавались службы по работе с челобитными, формировалось само право на обращение. Го-воря современным языком, уточнялись субъекты обращений, порядок ра-боты и меры ответственности. Так, Петр Первый предписывал при рас-смотрении жалоб решать дела «по регламенту, по присяге, по злобе не по-сягая, по дружбе и свойству не маня». В эпоху Екатерины II введено раз-деление обращений для рассмотрения в административном и судебном производстве. Позже манифестом императора Александра I в составе Гос-совета была образована комиссия прошений, был установлен особый по-рядок производства по каждому виду обращений, а также определен пере-чень обращений, которые не подлежат рассмотрению. Кроме этого, было введено обязательное уведомление заявителя о положении дел и об окон-чательном рассмотрении или передаче жалобы в другую инстанцию.
После 1917 года создавались специальные службы и бюро по работе с жалобами, а контроль за соблюдением прав трудящихся на протяжении 50 лет регулировался постановлениями ЦИК СССР, ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
12 апреля 1968 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граж-дан», который с внесенными в него некоторыми уточнениями еще при со-ветской власти, продолжал действовать в России до 2006 года.
Принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Консти-туция Российской Федерации в ст. 33 закрепила за гражданами право об-ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные об-ращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В данный момент сфера работы с обращениями граждан регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года №59-ФЗ. Настоящим Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России его конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения этих обращений указанными органами. Этот порядок распространяется также на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Законодатель закрепил классификацию обращений граждан по форме подачи (на письменные и устные), по содержанию (на предложения, заявления и жалобы), а также, в законе упоминается и классификация по субъекту обращения (на индивидуальные и коллективные). Законом установлено, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно; запрещается преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности указанных органов или должностных лиц; не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия.
Законом сформулированы требования к оформлению письменного обращения, установлены сроки регистрации и рассмотрения обращений. В целях упреждения волокиты Закон устанавливает четыре жёстких срока при работе с обращениями граждан на различных этапах:
 3 дня, в течение которых обращение должно быть зарегистрировано после его поступления в государственный орган или орган местного самоуправления;
 7 дней после регистрации, в течение которых обращение (при необ-ходимости) должно быть переадресовано по компетенции;
 30 дней со дня регистрации, в течение которых обращение должно быть рассмотрено и гражданину дан ответ;
 30 дней — максимальный срок, на который в исключительных случаях может быть продлёно рассмотрение обращений с уведомлением об этом автора обращения;
В ст. 10 Закона назван ещё один срок – 15 дней. Этот срок даётся на исполнение запроса, поступившего в связи с рассмотрением обраще-ния.
Каждое обращение подлежит обязательному рассмотрению, кро-ме тех, которые законодатель выделил в отдельную статью (ст. 11 ФЗ).
Каждый орган государственной власти при работе с обращениями руководствуется своим собственным Административным регламентом, где прописывается порядок рассмотрения обращений, определяются сроки и последовательность действий (административные процедуры) при рассмотрении обращений, правила ведения делопроизводства по обращениям граждан.
Все поступающие обращения обязательно регистрируются и рассматриваются по существу в соответствии с требованиями законодательства.
Работа с обращениями граждан, создание необходимых условий для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан является одним из важнейших направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области. Для повышения эффективности организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти Московской области внедряются новые электронные системы, создается «электронное правительство». Для упрощения работы с обращениями руководители органов государственной власти Московской области периодически проводят онлайн-приемы граждан и встречи с населением на местах. Практикуются выступления руководителей в прямых радио- и телеэфирах, размещение в СМИ аналитических и статистических материалов по результатам рассмотрения обращений граждан, ведется работа по оказанию жителям Московской области бесплатной юридической помощи. Для государственных служащих организованы курсы по повышению квалификации и обучению в областном учебном центре «Нахабино».
Органами государственной власти Московской области по результатам рассмотрения обращений за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, год) формируются аналитические отчеты о количестве обращений, результатах их рассмотрения. При анализе статистических данных мы выявили, что число обращений граждан в государственные органы неуклонно растет. Мы составили диаграммы, иллюстрирующие рост количества обращений, динамику поступления повторных обращений, наиболее актуальные вопросы граждан, направляемые в органы государственной власти Московской области, проанализировали основные итоги рассмотрения обращений в 2010 году и меры, принимаемые Правительством области по совершенствованию работы с обращениями.
Институт работы с обращениями граждан в Московской области неуклонно развивается и упрочняется. Но существует ряд проблем и нерешенных вопросов. Не преодолен до конца формальный подход к рассмотрению обращений. Необходимо на особый контроль ставить рассмотрение повторных обращений, тщательно анализировать вызывающие их причины. Проблемы с организацией и осуществлением работы с обращениями граждан связаны также с дефицитом подготовленных кадров, что отражается на сроках и качестве ответов.
Большое значение имеет повышение эффективности и прозрачности диалога органов власти и населения. Необходима организация на постоянной основе планомерного приема граждан руководителями органов власти. Важно развитие практики проведения выездных приемов. Помимо этого, следует развивать сеть общественных приемных, с привлечением к их деятельности опытных специалистов в разных областях: юристов, экономистов, психологов, привлекать государственные юридические службы для оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.
В заключение работы хочется отметить, что, основываясь на богатей-шем опыте прошлого и практических достижениях современности вполне реально создать в России новую, демократическую систему обращений граждан. Для достижения этой цели необходимо непрерывно трудиться над совершенствованием механизмов реализации и защиты прав личности, одним из которых и являются — обращения граждан.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, — № 20, ст. 2143.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская га-зета, 1993. — №237, 25.12.1993.
3. Конституция СССР от 07.10.1977. // Ведомости СНД и Верховного
совета СССР, 1977. — №41, октябрь.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. — № 19, — ст. 2060.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». // «Российская газета», 30.12.2008.
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 №2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». // Ведомости ВС СССР, 1968. — №17, ст. 144.
7. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы». // «Российская газета», 15.04.2010.
8. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 №925 «О ме-рах по реализации отдельных положений Федерального закона «О проти-водействии коррупции». // «Российская газета», 23.07.2010.
9. Закон Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рас-смотрении обращений граждан».
10. Постановление Губернатора Московской области от 23.04.2007 №44-ПГ «Об утверждении административного регламента рассмотрения обращений граждан в Правительстве Московской области. // «Ежедневные новости. Подмосковье», № 189, 11.10.2006.

Научная и методическая литература и другие источники
1. Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования, — М., 1999.
2. Алистратов Ю.Н. Право граждан на обращения в государ-ственные органы и органы местного самоуправления в условиях становле-ния демократического правового государства в России. – М., 1995.
3. Алистратов Ю.Н. Право петиции в Российской Федерации. М., 1997.
4. Бачило И.Л. Организация советского государственного управ-ления: правовые проблемы, М., 1984.
5. Беляев И.Д. История русского законодательства: учебник для вузов / отв. Ред. Ю.В.Кривошеев. Спб., 1999.
6. Бессонова О.Э. Раздаточная экономика России. М.: РОССПЭН, 2006.
7. Витрук Н.В. Комментарий к ст. 55 Конституции РФ // В кн.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.
В.В. Лазарева. — М., 1997.
8. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. II. — Л., 1942.
9. Головацкая М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обраще-ний граждан. // Юрист, 2007. — №5. – С.11-12.
10. Государство Российское: власть и общество. / Под ред. Ю.С. Кукушкина, — М., 1996.
11. Дмитриев Ю.А., Авдеенкова М.П. Жалобы в законе. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. — №3.
12. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.Д. Гражданин и власть. — М., 1994.
13. Источниковедение новейшей истории России: теория, методо-логия и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. – М.: РОССПЭН, 2004.
14. Как работает российский парламент. — М.: Парламентский центр при Верховном Совете Российской Федерации. – 1993. – апрель.
15. Калинина С.В. Правовое регулирование реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местно-го самоуправления. // Развитие законодательства на современном этапе. – М., 2008. – С.34-39.
16. Карташова Л. Дайте жалобную книгу. // Журнал «Социальная защита», 2010. — №6.
17. Князев С.Д., Хабибуллина О.В. Институт обращений граждан в фокусе административных процедур. // Академический юридический жур-нал, 2008. — №3. – С.54-58.
18. Козлов Ю.М. Приём и рассмотрение жалоб и заявлений тру-дящихся
в органах советского гос¬ударственного управления, — М., 1955.
19. Конституция СССР: политико-правовой комментарий. / Под ред.
Б.Н. Пономарёва, — М., 1982.
20. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Б.Н. Топорнина, — М., 1997.
21. Корякин В.М. Работа с обращениями граждан в вооружённых силах Российской Федерации : вопросы теории и практики. – «за права во-еннослужащих», 2007.
22. Кравченко В.В. Право граждан Российской Федерации на об-ращение: правовое регулирование и практика реализации. // Государ-ственная власть и местное самоуправление, 2010. — №4. – С.6-8.
23. Лыскова Е.И. Право граждан на обращение в органы публич-ной власти: теория и практика. //Государство и право.– 2009.- №9.– С.105-110.
24. М. Миронов, А. Сурков, С. Попов. Научно-практический ком-ментарий
к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный). – М.: Издательство «Известия», 2006.
25. Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защи-ты прав человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001; Власть и народ: обратная связь,- М., 1999.
26. Миронов М.А., Сурков А. П., Качин А. Д. Обращения граж-дан. Организация и порядок рассмотрения (сборник нормативных актов). – М.: Известия, 2008.
27. Нестеров А.В. Закон принят. Проблемы остались. // Информа-ционное право, 2006. — №4.
28. Нудненко Л.А., Хаманева Н.Ю. Новый закон об обращениях граждан: достоинства и недостатки. // Государство и право. – М., 2007. — № 3. – С.5-12.
29. Обращения граждан: Организация работы в органах государ-ственной власти. – М.: «Ежедневные новости. Подмосковье», 2010.
30. Омельченко О.А. Законная монархия Екатерины II: Просве-щенный абсолютизм в России. — М., 1993.
31. Памятники русского права: Памятники права периода образо-вания русского централизованного государства, XIV-XV вв. / Под ред.
Л.В. Черепнина. – М.: Издательство «Госюриздат», 1955.– № 3.
32. Панов Р.В., Сорокин В.Д., Хохлов В.Ф. Вопросы совершен-ствования работы с обращением граждан. // Правоведение, 1984. — №5. – С.41-48.
33. Плавильщиков А.А. Рассуждение о прошениях и жалобах, по-даваемых
в правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам при-нимать оныя должны, — СПб., 1811.
34. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.
Петрозаводск, 1995.
35. Попов И.Е. Институт права граждан на обращения в органы государственной власти: проблемы понятия и принципиальные особенно-сти. // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2009. — №6. – С.90-94.
36. К. Подьячев. Правовое регулирование работы с обращениями граждан в контексте трансформации политического режима в Росии. Жур-нал «Власть» 01.2010. С.41-45
37. Российское законодательство X — XX веков: В 9 т. / Под ред.
О.И. Чистякова: — М.: Юридическая литература, 1988. – т.2.
38. Румянцев А.В. Понятие, содержание и этапы развития права граждан
на обращение. // Современное право. – 2006. — № 12 (2).
39. Скрябина М.В. « Реализация Конституционного права граждан на обращения в органы публичной власти», Дисс.к.ю.н. С-П, 2007
40. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Рос-сийской Федерации». – М.: Новая правовая культура, 2006.
41. Тихомиров Ю.А. Публичное право. -М., 1995.
42. Третьяков И.А. Классификация субъектов права граждан на обращения. // Философия права, 2010. — №2. – С.123-127.
43. Учебное пособие «1000 вопросов и ответов по истории» / Под общей ред. А.Н. Алексашкиной. М., 1999.
44. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. — М.: «Культура», 2005. — C.184.
45. Хаманёва Н.Ю. Право жалобы граждан в европейских социа-листических странах. — Казань, 1984.
46. Худин К. Челом бьёт всеподданнейший раб // Журнал «Власть». -2009. — №36 (839), сентябрь.
47. Широбоков С.А. Административно-правовая характеристика механизма реализации права на обращение: Определение общих принци-пов. // «Черные дыры» в российском законодательстве, 2005. — №2. – С.125-134.
48. Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их
гарантиях// Вопросы советского государственного права, — М., 1959.

Основные интернет – источники
1. http://www.mosreg.ru/ Интернет-портал Правительства Московской обла-сти.
2. http://www.duma.gov.ru/ Официальный сайт Государственной Думы Феде-рального Собрания РФ
3. http://www.zakonia.ru/Информационно-правовой портал «Закония».
4. http://www. pvlast.ru/Журнал «Представительная власть».
5. http://www.bbc.co.uk /russian/ Русская служба Би-би-си.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф