Заявка на расчет
Меню Услуги

Пособие по безработице, порядок назначения и выплаты, размер пособия.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Безработица как социальное явление в Российской Федерации на современном этапе

1.1. Понятие и причины безработицы

1.2. Правовой статус безработного гражданина  в Российской Федерации

1.3.Современное состояние и задачи преодоления безработицы в

Российской Федерации

2. Порядок получения пособия по безработице в Российской Федерации

2.1. Понятие и история пособия по безработице

2.2. Порядок назначения и выплаты, размер пособия по безработице

2.3.Приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице

3. Современное состояние и проблемы выплаты пособия по безработице в Архангельской области и ее районах

3.1. Современное состояние безработицы в Архангельской области и ее районах

3.2.Анализ деятельности  ГКУ  Архангельской области « ЦЗН Красноборского района»

3.3. Проблемы и пути совершенствования порядка выплаты  пособий по безработице в Архангельской области и ее районах

Заключение

Список использованных информационных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования:  проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране.  Безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Закрепляя право каждого на защиту от безработицы, государство должно создать систему мер этой защиты. Определяющая роль в создании такой системы принадлежит праву.

От полноты законодательного закрепления всего комплекса мер, направленных на реализацию права на защиту от безработицы, будет зависеть эффективность государственной политики по профилактике безработицы, содействию занятости, трудоустройству безработных граждан, осуществлению мер по их социальной поддержке.

Установление четких условий признания лиц безработными должно обеспечить реальный учет числа безработных, способствовать выявлению скрытой безработицы, с одной стороны, а с другой – позволит избавиться от фиктивных безработных и обеспечить равнодоступность мер социальной защиты всех лиц, реально в ней нуждающихся, обеспечить стабильность в государстве. Для защиты граждан, временно оставшихся без работы в Российской Федерации законодательно предусмотрено  пособие по безработице. Пособие по безработице — это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке.

Пособие по безработице предоставляется ежемесячно при условии прохождения безработными гражданами перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц;

Методологическая база исследования: существенный вклад в разработку методологических и теоретических основ правового регулирования обеспечения занятости населения был внесен учеными-юристами: О.В. Абрамова, А.К. Гаврилина, А.М. Куренной, В.И. Курилов, В.И. Никитинский, Р.З. Лившиц, С.П. Маврин, Е.В. Магницкая, О.М. Медведев, Ю.П. Орловский, А.С. Пашков, А.Я. Петров, О.В. Смирнов, Л.А. Сыроватская, Е.Б. Хохлов, К.П. Уржинский, И.Ю. Оськина, А.А. Лупу

Проблема исследования: большинство этих работ относится к предшествующему периоду, поэтому содержащиеся в них теоретические положения не в полной мере соответствуют современным рыночным условиям, действующему законодательству и требуют дальнейшего развития.

Объект исследования:  пособие по безработице, как один из видов социального обеспечения населения Российской Федерации..

Предмет исследования: система правовых норм, регулирующих общественные отношения, по предоставлению мер социальной поддержки безработному в форме пособия по безработице, оказывающих воздействие на формирование правового статуса безработного.

Цель исследования:  изучение пособия по безработице, порядок его назначения и выплаты, размер пособия в России на современном этапе.

Задачи исследования:

  1. Дать понятие безработицы, пособия по безработице в России.
  2. Рассмотреть правовой статус безработного гражданина в России.
  3. Обозначить современное состояние и задачи преодоления безработицы в России.
  4. Охарактеризовать порядок назначения, выплаты, размера, приостановления и прекращения выплат пособия по безработице.
  5. Провести анализ современного состояния выплаты пособия по безработице в Архангельской области и ее районах.

Гипотеза исследования: пособие по безработице поможет   безработному поддержать уровень своей жизни на нетрудоспособный период, с помощью социальных служб занятости населения получить работу.

Методы исследования: методы (анализ, функциональный и системно-структурный методы), научные методы (социологический, исторический, сравнительно-правовой, специально-юридический (нормативно-догматический), методы сравнения, обобщения, противопоставления.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованных информационных источников, приложений.

В первой главе  рассмотрены теоретические аспекты  безработицы как социальное явление в Российской Федерации на современном этапе: дано понятие и раскрыты причины безработицы в России, обозначены особенности правового статуса безработного гражданина в Российской Федерации, дана характеристика современному состоянию безработицы в России и пути ее решения.

Во второй главе дано понятие пособия по безработице, рассмотрена история его возникновения, раскрыты вопросы порядка назначения, выплаты, размера, приостановления и прекращения пособия по безработице.

В третьей главе проведен анализ современного состояния безработицы, выплаты пособий по безработице в Архангельской области и ее районах, раскрыты пути решения проблем по вопросам предоставления пособий по безработице.

 

1. Безработица как социальное явление в Российской Федерации на современном этапе

1.1. Понятие  и причины безработицы

 

Понятие безработицы можно рассматривать с различных позиций. С одной стороны, безработица это социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться [4,c.10].

С другой стороны безработицу можно рассматривать как наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Безработица – это сложный социально-экономический феномен, присущий обществу с рыночными отношениями, когда часть трудоспособного населения остается не занятым вследствие постоянного нарушения равновесия между предложением рабочей силы и спросом на рынке труда и в связи с этим лишается материального вознаграждения и условий развития определенных качеств человека как личности.

Существуют различные формы и методы классификации безработицы.

Выделяют:

— фрикционную безработицу,

— структурную безработицу,

— циклическую безработицу.

Фрикционная безработица связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр. Фрикционная безработица связывается с ожиданием работы или поиском нового рабочего места.

Структурная безработица вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства. Структурная безработица, в связи с технологическими сдвигами в производстве, изменяет структуру спроса на рабочую силу. Этот вид безработицы характерен для лиц, профессии которых оказываются устаревшими и менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса.

Циклическая безработица возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом. Например, во время мирового финансового кризиса 2008 года спрос на рабочую силу резко упал, и было практически невозможно найти работу по любой специальности8. В период спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, а в период циклического подъема она отсутствует [7,c.95].

Структурная и фрикционная безработицы являются нормальным экономическим явление и не несут угрозу для развития страны, потому что фрикционная и структурная безработицы как правило не долговременные и не массовые. Считается, что фрикционная и структурная безработицы образуют естественный уровень безработицы в стране.

Безработица не существует и не может существовать без рынка. Это один из главных факторов. Но, объективной экономической основой неизбежности, главной причиной формирования и существования безработицы является наличие частной собственности, отчуждение работников от собственности на средства производства.

На воспроизводство безработицы влияют ряд объективных и субъективных факторов, при этом первые являются определяющими.

Объективным фактором воспроизводства безработицы становится сам механизм рыночных отношений, независимый от воли людей. Государственная монополия на трудовые ресурсы постепенно отходит на второй план и заменяется монопольной позицией работодателей на рынке труда.

К субъективным факторам воспроизводства безработицы принято относить такие психофизиологические элементы как потребительское отношение к государственной поддержке, иждивенческие настроения, не умение искать соответствующую своим потребностям работу, оценка уровня получаемого ранее вознаграждения, и отношение к условиям прежнего места работы, гибкость и мобильность в выборе рода деятельности, способность к перепрофилированию и организации самозанятости [8,c.39].

Безработицу можно структурировать на основе системы критериев:

— по учитываемости – реальная и регистрируемая;

— по инициатору увольнения — добровольная и вынужденная;

— по причинам возникновения — функциональная, сезонная, структурная, циклическая;

— по социальному составу — социально-демографическая, профессиональная, социально-контролируемая;

— по форме проявления – открытая и скрытая;

— по уровню охвата социально-экономической системы – общая, региональная, отраслевая [9,c.26].

Безработица является очень серьезной экономической проблемой. Влияя на все сферы жизни общества, она способна дестабилизировать экономическое равновесие в стране и ухудшить благосостояние населения.

Безработицы влечет за собой ряд негативных последствий для страны, главным из которых является неполное использование трудоспособного населения. Стабильность экономики напрямую зависит от уровня безработицы в стране.

Таким образом, стоит принимать безработицу как серьезную преграду, стоящую на пути к стабильности. И первым делом для достижения равновесия нужно решить проблему занятости населения.

 

1.2. Правовой статус безработного гражданина в Российской Федерации

 

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы.

В соответствии с п. 2 ст. З Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным [ 2].

При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, он признается безработным с первого дня представления необходимых документов.

В  момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости.

Статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным.

При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов.

Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд.

По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение. [12,c.7]

При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения. Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату [4,c.176].

В ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ [6,c.18].

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления.

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

У безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости — корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей [11,c.72].

Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. Такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

Таким образом, безработный может выступать как в качестве обычного, так и специального субъекта правоотношений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Необходимо при этом, обратить внимание на то, что хотя безработный может быть субъектом различных отраслей права, наиболее часто он является субъектом правоотношений, регулируемых нормами трудового права и права социального обеспечения.

 

1.3. Современное состояние и задачи преодоления безработицы в Российской Федерации

 

В настоящее время проблемы безработицы, действительно являются актуальными, особенно остро эти проблемы проявляются на уровне небольших муниципальных образований.

Уровень безработицы в нашей стране  в настоящее время составляет  около 4,5%. Численность официально зарегистрированных безработных в России на 16 декабря 2020 года составила 2,92 миллиона человек против 3,17 миллиона на конец ноября 2020 года.

Количество официальных безработных, зарегистрированных на бирже труда, начало расти в России весной текущего года на фоне ограничений в экономике в связи с эпидемией коронавируса. В конце апреля официальная безработица выросла по сравнению с итогами марта почти в два раза — до 1,311 миллиона человек. Рост продолжился в последующие месяцы, достигнув максимального значения в конце сентября, когда на бирже труда зарегистрировались 3,687 миллиона человек [14,c.44].

Снижение числа зарегистрированных безработных началось в октябре — на конец месяца их численность составила 3,47 миллиона человек (на 217 тысяч меньше, чем в конце сентября). В ноябре эта тенденция продолжилась.

По прогнозу Минэкономразвития, в среднем за 2020 год уровень безработицы составит 5,7%, в 2021 году — 5,2%. При этом министерство ожидает, что к концу следующего года безработица опустится ниже 5%..

Число безработных россиян по итогам ноября 2019 — января 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось с 3,7 до 3,5 миллиона человек. Самая благоприятная ситуация сложилась на рынке труда Москвы и Санкт-Петербурга — уровень безработицы составляет здесь всего 1,5 процента. В 38 субъектах Федерации уровень безработицы ниже, чем среднероссийский показатель.

Труднее всего найти работу жителям Северной Осетии, Дагестана и Чечни — в этих северокавказских республиках уровень безработицы превышает 10 процентов. Самая тяжёлая ситуация в Ингушетии — 26,3 процента.

Количество безработных в России с 1992 по 2019 год (тыс. человек) представлено в Приложении 1.

Разобрать проблемы безработицы в России можно с трех позиций, с позиции государства, с позиции работодателя и с позиции потенциального работника (гражданина) [20,c.210].

Проблемы безработицы с позиции государства.

Макроэкономическая проблема безработицы и ее уровень оказывает прямое влияние на величину ВВП. Государство, в лице служб труда и занятости, проводит определенную работу, направленную на снижение уровня безработицы и повышения уровня занятости населения. Однако,  разрабатываемые меры не всегда являются эффективными.

Если рассматривать небольшие муниципальные образования (поселки, деревни и т.д.), то здесь реальной государственной поддержки занятости населения практически нет.  Опять же, на этой оказывают влияние определенные факторы. Во-первых, не строятся предприятия, не открываются новые заводы, старые предприятия, в том числе градообразующие закрываются. Во-вторых, в начале 2000-х годов  наблюдался  существенный рост и развитие малого предпринимательства во всех сферах и областях экономики.

Проблемы безработицы с позиции работодателя.

Основная проблема, с которой сталкиваются работодатели это низкий уровень качества трудовых ресурсов. Это проблема, также проявляется в большей степени в небольших городах и муниципальных образованиях.

Миграция трудовых ресурсов в крупные мегаполисы, привела к тому, что люди, имеющие высокий профессиональный опыт и навыки, переезжают на территории где они могут обеспечить себя высокооплачиваемой работой. Проблемы безработицы с позиции граждан [11,c.76].

Спектр предлагаемых мест трудоустройства в отдельных территориях нашей страны не настолько широк, чтобы каждый мог найти себе достойную работу.  Низкий уровень реальной заработной платы оказывает  огромное влияние на уровень занятости населения.

Для решения проблемы безработицы в России  необходимо проработать ряд мероприятий, которые бы позволили снизить уровень безработицы в нашей стране:

— ограничение монополистического влияния крупных торговых ритейлеров, в целях предоставления субъектам малого предпринимательства возможности развиваться и создавать новые рабочие места;

— формирование более рациональной политики в области занятости населения центрами и службами занятости на местах;

— работа учебных заведений  по направлениям подготовки более востребованных специалистов с учетом территориальных особенностей;

— формирование благоприятной экономической среды для образования новых предприятий с государственным участием;

— создание условий, способствующих снижению миграции трудовых ресурсов.

Таким образом, лишь комплексный подход к проблемам безработицы может стать способом повышения уровня реальной занятости населения на территории нашей страны. Население может и хочет работать, но эта работа должна быть не только высокооплачиваемой, но и соответствовать профессии граждан, их предпочтениям, возможностям и профессиональной подготовки.

 

2. Порядок получения пособия по безработице в Российской Федерации

2.1. Понятие и история пособия по безработице

 

Денежные  выплаты являются финансовой помощью государства. Они предоставляются только на определенный срок и при соблюдении конкретных условий. Величина выплат устанавливается единая для всей России, но имеется возможность ее увеличения на повышающий коэффициент, введенный для каждого района.

Пособие по безработице является одной из важных организационно-правовых форм социальной защиты населения от безработицы [13,c.65].

Пособие по безработице обладает теми же признаками, что и иные виды пособий, при этом имеет существенное отличие. Что касается общих признаков, то пособие, прежде всего, представляет собой денежную выплату.

Указанная денежная выплата представляет собой один из видов пособий по социальному обеспечению. Эта выплата гарантирована государством. Гарантированность проявляется в том, что право на пособие регулируется законодательством, и немедленно, полно реализуется при наступлении определенных обстоятельств.

Если же требования законодательства не исполняются, то право на пособие реализуют в принудительном порядке. Если у работника есть право на пособие, то он может защищать свое нарушенное право при не выплате пособия, либо в административном, либо в судебном порядке.

Пособие по безработице представляет собой государственную помощь, назначаемую в виде ежемесячных денежных начислений людям, которым официально присвоен статус безработного лица. Законодательной основой финансового содействия государства считается статья 28 ФЗ №1032-1 от 19/04/1991 года, которая гарантирует получение не только пособия по безработице, но и стипендии во время обучения или повышения квалификации.

Гарантии социальной поддержки безработных установлены Законом Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Статьей 28 этого Закона определено, что государство гарантирует безработным, в частности, выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Как и любое пособие, пособие по безработице является временной помощью [15,c.211].

Со всеми остальными пособиями, пособие по безработице объединяется еще одним признаком – целевым назначением, поскольку цель пособия – полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок. По своей видовой принадлежности с учетом сроков выплат пособие по безработице следует отнести к периодическим пособиям, то есть  выплачиваемым в течение определенного периода.

По источникам выплат рассматриваемое пособие относится к тем, что выплачиваются за счет средств бюджета.

Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х годах. Впоследствии оно не устанавливалось, так как  считалось, что безработица в стране полностью ликвидирована и для нее отсутствуют социально-экономические основания. После длительного перерыва пособие по безработице введено в России в 1991г.

Наряду с рядом других мер, такое право гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и социальной защиты от безработицы. Подобные пособия устанавливаются практически во всех развитых странах, в которых сложилась многоукладная система экономических отношений.

В 1992г., всего через год и 18 дней после провозглашения независимости России, на биржах труда были зарегистрированы первые десятки тысяч безработных. Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с переходом к рыночной экономике.

К началу 1993 года было зарегистрировано лишь около 500 тысяч безработных, то к ноябрю цифра увеличится в 2 раза. В отдельных региональных на одно место претендуют до 10-ти граждан, не имеющих постоянной работы. В ряде регионов Челябинской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и в некоторых республиках безработица достигает 7-10%,а в районах, где велик приток беженцев и имеются предприятия, разрушенные военными действиями, более 30% трудоспособного населения безработные. По данным Федеральной службы занятости в первом полугодии 1993 года на одного работающего в государственном секторе приходилось по 18 дней отпуска по инициативе администрации предприятий и организаций. В целом этот порядок не менялся до 1999 года. Указаниями Минтруда или Федеральной службы занятости размер пособия устанавливался в размере действовавшего МРОТ.  17 июля 1999 года в закон «О занятости населения» были внесены изменения, ограничившие размер пособия не средней зарплатой, а прожиточным минимумом по региону. 7 августа 2000 года в соответствии с новыми поправками минимальный размер пособий был установлен на уровне 100 руб., на 32 руб. ниже действовавшего на тот момент МРОТ[17,c.90].

В соответствии с законом от 22 августа 2004 года размер минимального и максимального пособия по безработице ежегодно устанавливает правительство РФ своими постановлениями без привязки к МРОТ.

График  размера пособия по безработице по рублям с 2005 по 2019 год представлен в Приложении 2.

Таким образом, пособием по безработице следует считать периодическую денежную выплату гражданам, которые признаны в установленном порядке безработными, имеющую цель возместить утраченный заработок за счет средств государственного бюджета.

 

2.2. Порядок назначения и выплаты, размер пособия по безработице

 

Денежные средства на поддержание той части населения, которая оказалась безработной, являются финансовой помощью государства. Они предоставляются только на определенный срок и при соблюдении конкретных условий. Величина выплат устанавливается единая для всей России, но имеется возможность ее увеличения на повышающий коэффициент, введенный для каждого района.

Гражданам, временно оставшимся без заработка, положены регулярные денежные выплаты от государства. Чтобы их получить, необходимо обратиться в центр занятости населения (ЦЗН).

Функции таких центров:

— предоставление заинтересованным лицам актуальных сведений о вакансиях;

— направление желающих на профессиональное обучение или переподготовку;

— содействие в трудоустройстве граждан; оформление пособия по безработице.

Денежная помощь назначается непосредственно после присвоения гражданину статуса безработного [17,c.154].

Статус безработного присваивается при обращении в центр по трудоустройству тем людям, которые подпадают под следующие условия:

  1. Гражданин должен иметь трудоспособный возраст. Для женщин он не может превосходить 55 лет, для мужчин – 60 лет. Лицам младше 16 лет в назначении такого статуса отказывается.
  2. У человека не может быть никакой работы, в том числе временной.

Если неработающий гражданин соответствует данным требованиям, то для прохождения регистрации в качестве безработного в службе по трудоустройству он должен предоставить следующие документы:

— паспорт РФ;

— трудовая книжка, где имеется запись об увольнении или сокращении с предыдущего места трудовой деятельности;

— СНИЛС;

— ИНН;

— сведения о доходах за последний квартальный период Справка выдается работодателем по требованию уволенного сотрудника.

Ч.4 ст. 84.1 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя выдать высвобождаемому работнику в день увольнения, кроме трудовой книжки, и «документы, связанные с работой», к числу которых, по правилу ст. 62 ТК РФ, можно отнести и справку для пособия по безработице (она же – справка о среднемесячной заработной плате за последние три полных месяца работы). Когда к работодателю за выдачей такой справки обращается бывший работник, уволенный ранее, вступает в действие ч.1 ст.62 ТК РФ, согласно которой документ предоставляется.

-диплом об образовании при его наличии;

— заявление, форма которого предоставляется на биржу труда. В нем указываются личная информация заявителя: ФИО, паспортные сведения, место проживания, контактные данные.

Заявление заполняется по специальной форме, указанной в приказе 90н от 19 февраля 2019 г. Если в течение 10 дней после его подачи гражданину не будет предоставлена работа, он получит статус безработного и сможет получать пособие по безработице.

Заявление подаётся безработным лично в центр занятости по месту жительства. Обычно заявление заполняется от руки в самом центре занятости, где можно задать сотрудникам все интересующие вопросы,

возникшие во время его оформления. Сведения, указанные в заявлении, должны соответствовать указанным в документах, представленных безработным.

Например, место жительства должно соответствовать указанному на странице с пропиской. Представление подложных документов – основание для отмены пособия.

Копия  бланка заявления  на получение пособия представлена в Приложении 4.

Студенту, только окончившему учебное заведение, достаточно предоставить паспорт и аттестат или диплом об образовании. Вместе с оригиналами вышеперечисленных документов захватите с собой их копии.

Все предоставленные документы рассматриваются комиссией и по прошествии 10 дней принимается решение. В назначенный срок безработный должен явиться в центр занятости населения. Иначе в регистрации будет отказано [18,c.36].

Для отдельных категорий граждан определяется свой перечень требуемых документов. Для инвалидов помимо перечисленных бумаг следует принести справку из медицинского учреждения о наличии инвалидности и индивидуальную программу реабилитации. Для лиц, находящихся в поиске первой работы, предоставляется только документ, удостоверяющий личность и диплом об имеющемся образовании. Основные этапы деятельности центра занятности населения при назначении пособия по безработице

Необходимую информацию о постановке на учет можно найти на сайте Госуслуги. Во вкладке «Каталог услуг» выбирается раздел «Выплаты гражданам, признанным безработными», где и расписаны:

основные условия предоставления денежной помощи;

необходимые документы;

сроки оказания услуги.

Согласно статье 3 пункту 3 ФЗ №1032-1 не имеют право претендовать на получение государственной помощи:

дети до 16-ти лет;

пенсионеры;

граждане при двойном отказе от предлагаемых мест трудоустройства на подходящую работу;

лица, подавшие сведения позднее установленного срока без уважительных причин;

осужденные;

уволенные по статье ТК;

граждане, предоставившие документы с недостоверными сведениями.

Если при первичном визите в бюро по поиску работы был получен отказ, то гражданин может воспользоваться правом повторного обращения.

Работа, предлагаемая центром занятости, должна подходить по определенным параметрам безработному лицу. В ФЗ №1032-1 от 19/04/1991 года статье 4 имеется характеристика подходящего места для трудоустройства, которое должно соответствовать квалификационным и профессиональным навыкам работника и находиться в определенной доступности от адреса проживания. Оно не может быть менее оплачиваемым, чем предыдущие должности [18,c.39].

Выполнение данных условий не требуется для лиц, впервые занимающихся поиском работы, уволенных несколько раз в течение года за нарушения, отказавшихся пройти предлагаемое службой занятости обучение. Не смогут претендовать на отвечающую всем требованиям работу граждане, находящиеся на учете более 1,5 лет. Порядок расчета среднедневной зарплаты для назначения пособия по безработице

Для любых безработных считается неподходящим то место трудоустройства, на котором нет нормальных условий труда, зарплата ниже размера прожиточного минимума, а также если для устройства на нее требуется смена места жительства.

Рассмотрим определение величины пособия по безработице.

Величина государственной выплаты зависит от того, какому лицу она устанавливается: гражданин имел ранее работу и был уволен, или он ищет первое место трудовой деятельности. Кто может получать пособие по безработице

Также размер пособия определяют следующие параметры:

  1. Стаж работы за последний год.
  2. Причина увольнения: собственное желание, сокращение штатов или по статье за нарушения.
  3. Место проживания [6,c.12].

Размер назначаемой помощи по безработице напрямую зависит от получаемого дохода за 3 предыдущих месяца работы. Требуется, чтобы гражданин в течение последнего года числился на работе не менее 6 месяцев при полной занятости. Если безработное лицо занимало должность с неполной рабочей неделей, то после пересчета времени с учетом полной пятидневки должно быть также отработано более 26 недель [7,c.94].

Денежная помощь, предоставляемая государством, имеет ограничение по срокам: начисляется в общей сумме на 24 месяца в течение 3-х лет. Выплаты производятся каждый месяц.

Размер государственной поддержки для лиц, находящихся без работы, определен в статье 33 ФЗ №1032-1:

с 1 по 3 месяц – 3/4 от среднего заработка за 3 месяца, указанных в справке предприятия;

с 4 по 7 месяц – 60% от величины доходов на предыдущем месте работы;

с 8 по 12 месяц – 45%, но не ниже суммы установленного за рассматриваемый период минимального пособия, умноженного на коэффициент данного района;

с 13 по 24 месяц – минимальный размер пособия.

Наименьшая и наибольшая сумма помощи безработным назначается Правительством РФ и фиксируется на определенный срок. За последние 10 лет данные показатели не менялись.

В условиях пандемии Правительство опубликовало постановление, по которому меняются правила выплаты пособия по безработице в максимальном размере. Изменения коснутся в первую очередь тех, кто остался без работы по сокращению штата или из-за ликвидации предприятия.

По действующим правилам пособие назначается с момента регистрации в центре занятости. Первые три месяца выплачивается 75% заработка (но не более 12 130 рублей), а вторые три месяца — 60% заработка (но не более5000 рублей). Однако сокращенные сотрудники первые три месяца получают не пособие, а среднюю зарплату по прошлому месту работы, а потом уже не могут получать пособие по безработице в максимальном размере — первые три месяца безработности прошли. Теперь эта коллизия будет устранена.

Обновленные правила коснутся беременных женщин, которые остались без работы: если период первых трех месяцев получения пособия по безработице в максимальном размере у них будет пересекаться со сроком выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, то пособие по безработице будет перенесено на более поздний срок.

Изменения коснутся граждан, которые во время получения максимального пособия по безработице были призваны на военные сборы.

В марте 2020 года максимальный размер пособия по безработице был увеличен с 8000 до 12 130 рублей. Сначала — на период распространения коронавируса, но позже было принято решение сохранить максимальную планку пособия на этом же уровне. Минимальное пособие составляет1500 рублей.

Сегодня также стало известно, что до  31 июля  2021 года продлил и удаленную постановку на учет в центры занятости. Окончательное решение — использовать или нет такой порядок — будет приниматься в каждом регионе отдельно, в зависимости от эпидемиологической обстановки и специфики региональных рынков труда.

Сохранение помощи, оказываемой государством, происходит только при соблюдении определенных условий:

  1. Явка не менее 1-2 раз в месяц к инспектору службы занятости. Уважительной причиной отсутствия считается только больничный лист.
  2. Прохождение собеседования по вакансиям, предлагаемым сотрудником биржи труда.

Размер пособия регламентируются следующими нормативными актами:

-закон РФ №1032-1 от 19.04.1991г. Это основной нормативный акт, устанавливающий особенности правового статуса безработного в России. Сейчас он применяется в прежнем объеме, но установлены специфические правила постановки на учет (дистанционного);

-постановление Правительства РФ №460 от 08.04.2020г. в актуальной редакции с изменениями, внесенными постановлением №2331 от 29.12.2020г. Действие этого постановления продлено до 31 марта 2021 года;

-постановление Правительства РФ №2393 от 31.12.2020г. Этим постановлением установлены максимум и минимум пособия в соответствии со ст. 33 Закона №1032-1. Данные лимиты не распространяются на предпенсионеров;

-местное законодательство [16,c.114].

Предпенсионерам (то есть, гражданам, которым до пенсии осталось 5 лет и меньше) назначается пособие на более длительный срок в зависимости от стажа, но не более, чем на 2 года и не менее, чем на год. Если нет стажа перед увольнением в размере шести с половиной месяцев (26 недель) пособие выплачивается так же как и остальным категориям безработных минимальное. Причина увольнения на длительность выплаты не влияет.

Таким образом, глава 4 Закона РФ №1032-1 о социальных гарантиях устанавливает безработным в качестве компенсации пособие по безработице. В 2021 году размер и порядок оформления выплаты регулируются с учетом подзаконных актов. Размер пособия зависит от характера занятости накануне увольнения и трудового стажа, и от причины увольнения. Отдельные гарантии установлены для предпенсионеров.


2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф