Меню Услуги

Построение информационных систем

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ
  • 1.1 Свойства и структура информационных систем
  • 1.2 Типы и классификация информационных систем
  • 1.3 Области применения и примеры реализации информационных систем
  • 1.4 Общие понятия о базах данных
  • 1.5 Системы управления базами данных
  • 1.6 Классификация систем управления базами данных
  • 1.7 Структурные элементы базы данных
  • 1.8 Обзор продуктов для разработки и администрирования баз данных
  • 1.9 Нечеткие базы данных и запросы в них
  • 2 ПРИМЕНЕНИЕ НЕЧЕТКИХ БАЗ ДАННЫХ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
  • 2.1 Нечеткая логика и нечеткие системы
  • 2.2 Электронная таблица Fuzi Calc
  • 2.3 Пакет CubiCalc. Управление динамическими системами
  • 2.4 Формализация данных и выявление правил. Программа Rule Maker для Cubi Calc 2.0
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных сфер использования компьютеров считается обработка и хранение крупных размеров информации в разных областях человеческой деятельности: в экономике, в банковском процессе, торговле, транспорте, медицине, науке и т.д.

Главные идеи информационных технологических процессов в настоящий момент основываются на концепции, в соответствии с которой сведения должны быть сформированы в базы данных с целью отражения меняющегося общества и удовлетворения информационной необходимости пользователей.

Имеющиеся в настоящий момент информационные системы характеризуются большими размерами данных, трудной организацией, потребностью исполнять разные запросы множества пользователей.

Информационная система осуществляет автоматическое получение, обработку и манипулирование данными и содержит технические средства обработки данных, программное обеспечение и обслуживающий персонал.

Обработка данных об объектах окружающего мира является задачей каждой информационной системы, а база данных ‑ основа этой системы.

Актуальность темы в том, что в настоящее время ни одна организация не обходится без баз данных, которая повышает оперативность работы с информацией. Каждый человек пользуется телефонной книгой в своем смартфоне, а это тоже своеобразная база данных. Для того, чтобы найти определенный номер можно пролистать всю телефонную книгу, а если там 500 записей, то уже найти запись будет сложно. Поэтому в базах данных существуют запросы, благодаря которым поиск упрощается.

В запросах к базам данных, которые формулирует человек, чаще всего присутствуют неточности и неопределенности. Поэтому нет ничего удивительного, когда на запрос в Интернете пользователю выдается множество ссылок, упорядоченных по степени релевантности (или соответствия) запросу. Потому что текстовой информации изначально предполагает нечеткость и неопределенность.

Например, нужно найти не что-то конкретное, а несколько записей, удовлетворяющих запросу. Так при поиске квартиры в Москве, можно задать запрос: «Найти предложения о сдаче не очень дорогого жилья близко к метро», для этого нужно использовать нечеткий запрос.

 

1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ

1.1 Свойства и структура информационных систем

 

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации – компьютер. Кроме того, техническое применение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена необходимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями [1].

Рисунок 1.1 – Свойства информационных систем

 

Общую структуру информационных систем (рис. 1.2) можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения.

Рисунок 1.2 – Общая структура информационных систем

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Внедрение информационных систем может способствовать:

— получение более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов;

— освобождение работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

— обеспечение достоверности информации;

— совершенствование структуры информационных потоков (включая систему документооборота);

— предоставление потребителям уникальных услуг;

— уменьшение затрат на производство продуктов и услуг (включая информационные).

Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются:

— принцип интеграции, заключающийся в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач.

— принцип системности, заключающийся в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления.

— принцип комплексности, заключающийся в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы.

 

1.2 Типы и классификация информационных систем

 

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. Полная классификация информационных систем расположена в Приложении II [1].

Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию отдельно от всех прочих сведений и фактов. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики объектов данной предметной области. Комплектование информационной базы в фактографических информационных системах включает, как правило, обязательный процесс структуризации входной информации.
Фактографические информационные системы предполагают удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведений (данных, фактов, концепций).

В документальных (документированных) информационных системах единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции (дата изготовления, исполнитель, тематика). Некоторые виды документальных информационных систем обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов. Определение и установление такой взаимосвязи представляет собой сложную многокритериальную и многоаспектную аналитическую задачу, которая не может быть формализована в полном объеме.

В геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент (маршруты транспорта, коммунальное хозяйство и т.д.).

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. На рисунке 1.3 представлена классификация информационных систем по характеристике их функциональных подсистем.

Рисунок 1.3 – Классификация ИС по функциональному признаку

 

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность.

Также выделяют информационные системы по уровням управления.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне ‑ отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легко доступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию.

Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.
Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система оперативного уровня – это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, т.к. содержит и оперативную, и архивную информацию.

Информационные системы специалистов помогают им повышать продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем ‑ интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.
По мере того как индустриальное общество трансформируется в информационное, эффективность экономики все больше будет зависеть от уровня развития этих систем. Такие системы, особенно в виде рабочих станций и офисных систем, наиболее быстро развиваются сегодня в бизнесе.

Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Основная цель ‑ обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Информационные системы офисной автоматизации связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддерживать связь с покупателями, заказчиками и другими организациями. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, ком­муникации, составление расписаний и т.д.

Эти системы выполняют следующие функции:

— обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;

— производство высококачественной печатной продукции;

— архивация документов;

— электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;

— электронная и аудиопочта;

— видео- и телеконференции.

Информационные системы обработки данных, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания. Так, например, существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок.

Основные функции информационных систем тактического уровня:

— сравнение текущих показателей с прошлыми показателями;

— составление периодических отчетов за определенное время (а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне);

— обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее (имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями). Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду.

Развитие и успех любой организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач. В этом контексте можно воспринимать и понятия стратегический метод, стратегическое средство, стратегическая система.

В настоящее время, в связи с переходом к рыночным отношениям, фирмы стали уделять большое внимание вопросам стратегии развития и поведения, что способствовало коренному изменению во взглядах на информационные системы. Они стали рассматриваться как стратегически важные системы, которые влияют на изменение выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие потребителей с поставщиками. Появился новый тип информационных систем ‑ стратегический.

Стратегическая информационная система ‑ компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации. Известны случаи, когда новое качество информационных систем заставляло изменять не только структуру, но и профиль деятельности фирм, обеспечивая их процветание. Однако при этом возможно возникновение нежелательной психологической обстановки, связанное с автоматизацией некоторых функций и видов работ, так как это может поставить некоторую часть работающих в затруднительное положение по вопросам занятости.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3 Области применения и примеры реализации информационных систем

 

В последние несколько лет компьютер стал неотъемлемой частью управленческой системы предприятий. Современный подход к управлению предполагает вложение денег в информационные технологии. Причем чем крупнее предприятие, тем больше должны быть подобные вложения.

Благодаря стремительному развитию информационных технологий наблюдается расширение области их применения. Если раньше чуть ли не единственной областью, в которой применялись информационные системы, была автоматизация бухгалтерского учета, то сейчас наблюдается внедрение информационных технологий во множество других областей. Эффективное использование корпоративных информационных систем позволяет делать более точные прогнозы, расчеты, аналитические сравнения и избегать возможных ошибок в управлении.

Из любых данных и отчетов о работе предприятия можно извлечь массу полезных сведений. И информационные системы как раз и позволяют извлекать максимум пользы из всей имеющейся в компании информации.

Именно этим фактом и объясняются жизнеспособность и бурное развитие информационных технологий – современный бизнес крайне чувствителен к ошибкам в управлении, и для принятия грамотного управленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (независимо от профиля его деятельности).

Поэтому можно вполне обоснованно утверждать, что в жесткой конкурентной борьбе большие шансы на победу имеет предприятие, использующее в управлении современные информационные технологии.

Рассмотрим наиболее важные задачи, решаемые с помощью специальных программных средств.

Бухгалтерский учет – классическая и наиболее часто реализуемая на сегодняшний день область применения информационных технологий. Такое положение вполне объяснимо. Во-первых, ошибка бухгалтера может стоить очень дорого, поэтому очевидна выгода автоматизации бухгалтерии. Во-вторых, задача бухгалтерского учета довольно легко формализуется, так что разработка систем автоматизации бухгалтерского учета не представляет технически сложной проблемы.

Внедрение информационных технологий в управление финансовыми потоками также обусловлено критичностью этой области управления предприятия к ошибкам. Неправильно построив систему расчетов с поставщиками и потребителями, можно спровоцировать кризис наличности даже при налаженной сети закупки, сбыта и хорошем маркетинге. И наоборот, точно просчитанные и жестко контролируемые условия финансовых расчетов могут существенно увеличить оборотные средства фирмы [2].

Четкое и правильное управление производственным процессом представляет собой очень трудоемкую задачу. Основным механизмом здесь является планирование.

Автоматизация при решении подобной задачи дает возможность грамотно планировать, учитывать затраты, заниматься технической подготовкой производства, оперативно управлять процессом выпуска продукции в соответствии с технологией производственного процесса.

Очевидно, что чем крупнее производство, тем большее число бизнес-процессов участвует в создании прибыли, а значит, использование и внедрение информационных систем крайне необходимо.

Управление в работе маркетинга подразумевает сбор и анализ данных о фирмах-конкурентах, их предлагаемой продукции и ценовой политике, а также моделирование параметров внешнего окружения для определения оптимального выгодного уровня цен, прогнозирования прибыли и планирования рекламных компаний. Для решения большинства этих задач, все данные могут быть формализованы и представлены в виде информационной системы, позволяющей существенно повысить эффективность маркетинга.

Документооборот является очень важным процессом деятельности любого предприятия. Хорошо отлаженная система учетного документооборота отражает реально происходящую на предприятии текущую производственную деятельность и дает управленцам большую возможность воздействовать и повышать эффективность управления.

Информационная система, решающая задачи оперативного управления предприятием, строится на основе базы данных, в которой фиксируется вся возможная информация о предприятии. Такая информационная система является инструментом для управления бизнесом и обычно называется корпоративной информационной системой.

Информационная система оперативного управления включает в себя массу программных решений по автоматизации бизнес-процессов, имеющих место на конкретном предприятии.

Активное развитие Интернета привело к необходимости создания корпоративных серверов для предоставления различного рода информации о предприятии. Практически каждое уважающее себя предприятие сейчас имеет свой веб-сервер. Веб-сервер предприятия решает ряд задач, из которых можно выделить две основных:

— создание имиджа предприятия;

— максимальная разгрузка справочной службы компании путем предоставления потенциальным и уже существующим абонентам возможности получения необходимой информации о фирме, предлагаемых товарах, услугах и ценах.

Кроме того, использование веб-технологий открывает широкие перспективы для электронной коммерции и обслуживания покупателей через Интернет.


Страницы:   1   2   3