Заявка на расчет
Меню Услуги

Построение и содержание учебников по литературе. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


2.3. Структура учебника

Создание учебного издания – процесс сложный. В основе этого подхода лежат три позиции, на которые опирается редактор [45, 158-159]:

  • учебное издание — система знаний, следовательно, при его конструировании необходимо учитывать специфику предметной области дисциплины;
  • учебное издание —дидактическая система; изложение содержания строится таким образом, чтобы учебная дисциплина усваивалась эффективно;
  • учебное издание — педагогическая система; издание конструируется таким образом, чтобы учащийся не только усваивал теоретические и практические знания и навыки, но и формировался как личность;

Кроме того, учебные издания конструируются с учетом особенностей содержания (информации), а также выполняемых изданием функций. При конструировании учебного издания учитывают его целевое назначение, категории обучаемых, а также возможности используемых элементов.

Конструирование учебного издания должно быть подчинено задачам последовательного изложения учебной дисциплины, направлено на активизацию творческого потенциала обучаемого.

Наиболее сложной является редакторская подготовка обучающих изданий.

Структура учебника наиболее полно и целостно воплощает свойства учебного материала, его компонентный состав и функциональные связи между элементами учебного издания [6, 77-78].

Специальные исследования позволяют установить наличие пяти существенных признаков структурного компонента [6, 78-79]:

  • прежде всего, он должен являться необходимым элементом учебника, ибо только при этом условии может быть обеспечена прочная, относительно устойчивая связь элементов в составе целостной системы;
  • каждый структурный компонент учебника находится во взаимосвязи и взаимозависимости с другими его компонентами, что и определяет целостность этой системы. Выпадение одного из элементов системы должно обязательно сказаться на единстве целого;
  • он обладает своей, только ему присущей формой, причем формой, присущей книге;
  • каждый структурный компонент несет определенную функциональную нагрузку в решении учебно-воспитательных задач;
  • структурный компонент осуществляет свои функции только ему одному присущими средствами, реализую дидактические функции учебника.

Эти признаки предполагают целостный характер устойчивой системы всех структурных компонентов, их необходимость и достаточность.

Чтобы сознательно формировать желаемую структуру учебника, необходимо иметь четкую классификацию его структурных компонентов.

Доминирующее назначение того или иного структурного компонента учебника в его многогранных связях является достаточно обоснованным главным признаком для структурного анализа учебника и построения классификации его структурных компонентов.

Структура учебника обычно описывается в виде набора следующих компонентов [6, 81]:

  1. Основной текстчастная вербальная структура, которая содержит дидактически обработанный материал. Основной текст является главным источником учебной информации, обязательной для изучения и освоения учащимися. В его состав входят: термины; ключевые понятия и их определения; факты; обобщения; выводы и т.д. Удельный объем основного текста составляет в среднем 93%;
  2. Дополнительный текст частная вербальная структура, которая содержит материал для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может иногда выходить за рамки школьной программы. В состав дополнительного текста входят: документы; хрестоматийные материалы; отрывки произведений какого-либо вида литературы; биографические сведения и т.д. Удельный объем дополнительного текста колеблется от 0 до 19%;
  3. Пояснительный текст частная вербальная структура, содержащая необходимый для понимания и полного усвоения учебный материала. Пояснительные тексты имеют воспитательное значение. К ним относят: предметное введение к учебнику; к его разделам, главам; примечания и разъяснения; словари, определители и т.д. Удельный объем пояснительного текста колеблется значительно и в пределах каждой предметно-типологической группы;
  4. Аппарат организации усвоения (АОУ)структурный компонент учебника, который призван стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся. В состав АОУ входят: предисловия; заключения; планы перед параграфами или в конце их; указания к выполнению учебных заданий; вопросы-задания разного назначения и видов; упражнения; выделения в тексте и т.д. От качеств АОУ зависят действенность учебника, его способность быть руководством;
  5. Иллюстративный материал учебника комплекс изображений и элементов, непосредственно связанных с изображением, помещенных в учебнике для реализации содержания образования. Типы иллюстративного материала по отношению к тексту [9]: ведущий (самостоятельно раскрывает содержание материала, заменяя основной текст); равнозначный (выступает в целях наиболее глубокого и эффективного усвоения содержания учебного материала); обслуживающий (дополняет, конкретизирует содержание текса). По форме иллюстративный материал может быть представлен в виде научно-прикладных рисунков, схем, планов, фотоиллюстраций, карт, сюжетных и предметных иллюстраций;
  6. Аппарат ориентировки (АО) – частная подструктура учебника, обеспечивающая организацию внимания учащихся при чтении учебных текстов. В состав АО входят: ориентирующее предисловие; оглавление; рубрикация; сигналы-символы; указатели; библиография; колонтитул.

Структура учебника средней школы, расположение глав, разделов и параграфов, во многом определяют сознательность, глубину и прочность усвоения знаний учащимися [53, 195].

В структуре учебника должны найти отражение ряд логических и методических требований.

Логические требования заключаются в том, что каждая часть должна охватывать законченный объект изучения и быть ступенью в познании предмета. В учебниках для 5-7 классов единицы изучения сужены и просты, относятся к отдельным явлениям, к анализу отдельных событий. В учебниках старших классов уже раскрываются более сложные вопросы. Изменяется и физический объем части.

Методически каждый параграф должен совпадать с объемом материала, изученного на уроке. Он должен быть таким, чтобы текст параграфа можно было разъяснить в течение урока в классе и задать на дом для чтения и закрепления.

Оценивая содержание, редактор опирается на следующие критерии [45, 161]:

  1. научность – подразумевается достоверность и точность приводимых фактов, редактор анализирует их целесообразность, правильность соотношения;
  2. системность изложения – обеспечивается логической последовательностью, аргументированностью выводов, доказательством приводимых положений;
  3. доступность – особенно важный критерий при редакторском анализе, здесь важно соответствие формы изложения, языка, стиля и усвоения информации учащимися;
  4. целостность – обеспечивается за счет взаимодействия разделов между собой;
  5. полнота – определяется полнотой отражения учебной программы.

Особое внимание редактор должен уделить заголовкам. Наилучший вариант, когда заголовок называет предмет параграфа и выражен в форме ключевого слова, а система всех заголовков дает учащимся представление о структуре предмета и его внутренних взаимосвязях. Каждый заголовок формулируется так, чтобы мысль, выраженная им, была наглядной [53, 195].

Обязательной частью учебника является введение. Его цель рассказать, что изучает данная наука, каково ее назначение для общества и в жизни каждого человека.

Внутри параграфа материал должен излагаться так, чтобы у учащихся были условия самостоятельного изучения предмета. То, что должно быть изучено, возникает как вопрос, вытекающий из необходимости проникнуть в суть явления; затем он решается путем обсуждения уже известного, выдвижения гипотез и альтернатив, подтверждения их истинности опытами, новыми фактами, анализом событий и т.п. В этом случае ученик сам «открывает» закон, правило. Такой «доказательный» принцип изложения уместен при раскрытии сложных научных теорий, законов и понятий.

Другой метод заключается в простом изложении материала. Лучше дать логическое определение понятия, чем раскрывать его содержание с помощью множества фактов.

Третий метод используется тогда, когда понятие или закон очень сложны для восприятия. В таком случае формирование представлений о них проходит через ряд тем. Содержание понятия раскрывается постепенно, через понимания его отдельных признаков.

Считается, что индуктивное построение (от частного к общему) предпочтительнее для изложения научных понятий, законов и теорий. Но не менее ценен дедуктивный метод построения (от общего к частному). Так, в учебниках по литературе 6, 7 и 8 классов автора Л.А. Симаковой используется дедуктивный метод. В начале параграфа даются общие сведения про определенный период в литературе (общее), затем приводятся конкретные произведения или писатели (частное) [54], [55], [56].

«Анализируя структуру произведения, редактор выявляет соответствие содержания раздела названию, название параграфов названиям глав и частей. Прежде всего, редактору следует опираться на дидактические единицы программы» [45, 160]. Название должно быть кратким, ясным, полностью охватывало содержание раздела. Часто в качестве названия используется вопрос, которому посвящен раздел. Например, в учебнике по литературе 8 класса автора Л.А. Симаковой раздел называется «Из русской литературы XX века» [56, 347].

Обучающие издания должны представлять в комплексе систему апробированных, достоверных теоретических и практических знаний. Особое внимание в таком издании уделяется методологическим положениям дисциплины.

По мере раскрытия конкретной сложности учебника, выявления его элементов, связей между ними, наверное, все большую актуальность приобретут такие уровни исследования, которые окажутся способными все более глубоко и полно охарактеризовать специфику учебника – системы, в особенности его содержания и структуры.

 

Раздел 3. Художественно-технический аспект редакторской подготовки учебника и хрестоматии по литературе для средней школы

3.1. Аппарат учебного издания

Аппарат учебного издания включает в себя аппарат организации усвоения материала (предисловие, примечание, заключения, оглавления, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений и условных обозначений, систему рубрикации и шрифтовые выделения) и аппарат издания в целом (обложка, титульный лист, аннотация и выходные сведения).

Рассмотрим основные элементы подробнее.

С.Г. Антонова утверждает, что «в предисловии желательно раскрыть логику изучения предмета, выделить его основные и наиболее сложные аспекты, показать возможность получения дополнительной информации из других источников» [45, 168-169]. В предисловие можно включить характеристики позиции автора по отношению к важнейшим аспектам дисциплины. Здесь также необходимы указания на то, как работать с данным учебным изданием. Рассматривая предисловие, редактор должен оценить полноту и правильность характеристики курса в целом, методические аспекты предисловия. К примеру, в учебнике литературы 6 класса, автора Л.А. Симаковой, используется письмо российского филолога Дмитрия Лихачева «Любите читать». В этом письме автор дает советы, как правильно читать, рассказывает, как проходили уроки литературы в его время. «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. <…> Одним словом, делает нас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. <…> Интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека» [54, 3-4].

Следующий элемент аппарата ориентировки – рубрикация. А.Э.Мильчин указывает на то, что значений рубрик многообразно, «во-первых, рубрики организуют, направляют чтение. <…> Во-вторых, рубрики углубляют понимание произведения. <…> В-третьих, благодаря рубрикам читателю проще найти в книге нужный материал» [34, 133]. Все рубрики произведения так или иначе связаны между собой, все вместе они образуют более или менее стройную систему – рубрикацию.

В учебных изданиях выделяют три основных видов рубрик: «а) словесные – заголовок, законченное предложение, которое кратко, точно и ясно определяет содержание обозначаемой части; б) изобразительные, которые посредством иллюстративного материала, обозначают и представляют главное содержание части книги; в) графические и полиграфические, которые содержание частей не определяют, а только их обозначают графически или цифрами, буквами или специальными знаками (звездочками, линейками), особым шрифтом, цветом, пробелом в сплошном тексте, абзаце и т.п.» [6, 150-151]. Например, в учебнике литературы 7 класса, автора Л.А. Симаковой используются словесные и графические виды рубрик. А именно, рубрика «Для дискуссии» обозначается кружочком, рубрика «Для будущих филологов» обозначается четырьмя ромбиками, рубрика «Учимся быть читателями» обозначается цветочком, рубрика «Вопросы» выделяется только полужирным шрифтом, рубрика с биографией писателя выделяется крупным, полужирным, подчеркнутым курсивом по центру [55, 264-265].

Рубрикация осуществляет в учебном издании две основные функции: «а) организуя работу учащихся с книгой, ориентирует учащихся в том, о чем пойдет речь в данной части или хотя бы просто сигнализирует им, что надо сделать паузу, осмыслить прочитанное и подготовиться к рассмотрению нового; б) раскрывает построение учебного материала, показывает связь и соподчинение его частей, тем самым помогает учащимся ориентироваться в содержании книги» [6, 151].

Основной частью аппарата является оглавление (содержание). Оглавление должно включать наименование всех разделов и подразделов издания. Тем самым оглавление отражает структуру дисциплины и очерчивает круг рассматриваемых в учебном издании вопросов. «Заголовки определяют особенности соподчинения разделов. Поэтому их выделяют при помощи шрифтов разной жирности, курсива и красных строк. Это позволяет показать в оглавлении взаимосвязь и соподчинение частей текста» [45, 172]. Если в издании есть контрольные вопросы и задания, они также должны включаться в оглавление. Но такое бывает не всегда. Так, к примеру, в учебниках литературы 6, 7 и 8 классов, в оглавление не включены вопросы и задания [54], [55], [56].

В учебном издании оглавление желательно располагать после титульного листа, что усиливает ориентирующую функцию. В учебниках литературы 7 и 8 классов, автора Л.А. Симаковой, это замечание учитывается. А вот в учебнике литературы 6 класса, автора Л.А. Симаковой, это не соблюдено, и оглавление размещено на последних страницах [54], [55], [56].

Оглавление значительно облегчает самостоятельную работу учеников с книгой, оно даже способно служить организации закрепления и повторения и формирует логическую культуру.

Следующий элемент – библиография. До самого последнего времени библиография в качестве самостоятельного элемента аппарата ориентировки нигде не формировался. Основная функция библиографии – ориентировка в связях данного учебного издания с другими книгами, дает учащимся возможность для самостоятельного изучения данного предмета и для углубления знаний. В конце главы или раздела, обычно после вопросов и заданий, приводится небольшой список рекомендуемой литературы. Например, в учебнике литературы 8 класса, автора Л.А. Симаковой, рекомендуемая литература указывается в рубрике «Для будущих филологов». Например, после рассказа Льва Толстого «После бала»: «Для будущих филологов: Прочитайте самостоятельно рассказ Л.Толстого «Песни на деревне». Подготовьте ответ на вопрос: что сближает рассказы «После бала» и «Песни на деревне»?» [56, 300].

Важной частью аппарата ориентировки являются и указатели. Обычно используют предметные или предметно-именные указатели. Конструирование указателей предполагает отражение основных терминов и понятий данной дисциплины (имена географические и исторические названия и т.п.), причем желательно, чтобы их характеристики были связаны с тем предметом, которым овладевает ученик [57, 122]. В учебниках литературы 6,7 и 8 классов, автора Л.А. Симаковой указатели отсутствуют [54], [55], [56].

Еще один элемент аппарата ориентировки – выделения. У них особая роль в учебнике. Первая задача, которую надо решать создателям учебных книг для построения системы выделений, состоит в «определении объектов, нуждающихся в выделении» [6, 114]. Обычно выделяют термины-понятия, их определения, правила, отдельные положения и характеристики, цитаты, изречения, формулы, имена, даты, названия, вопросы и ответы в текста, цифры и т.д.

Вторая задача – определение способов выделений:

  • Шрифтовые выделения (курсив, полужирный, набор прописными буквами, набор шрифтом другой гарнитуры);
  • Наборные средства (разрядка, изменение вариаций формата набора, увеличение или уменьшение пробела между строками);
  • Графические средства (подчеркивание или отчеркивание линейками, обрамление рамкой);
  • Цветная печать (печать выделяемого объекта другой краской, на цветной плашке, подчеркивание, отчеркивание, включение в рамку другого цвета);
  • Комбинация указанных способов.

Например, в учебнике литературы 8 класса, автора Л.А. Симаковой, в разделе «Из мировой литературы эпохи Возрождения» в вводной статье выделены слова «в о з р о ж д е н ы» (наборные средства — с пробелами) и происходящее от него «Возрождение» (шрифтовое выделение — курсив) [56, 110]. А в статье «О драматических произведениях» также используется шрифтовое выделение (полужирным) термины «Драма», «драматизм» [56, 130].

Работая над следующим элементом – приложениями, редактор определяет целесообразность включения в учебное издание предлагаемых материалов и качество их отбора. Важно не перегружать содержание ненужными приложениями. Поэтому «необходимо оценить связь приложений с текстом, их непротиворечивость и однозначность» [45, 173]. Желательно, чтобы в основном тексте были даны пояснения к каждому самостоятельному фрагменту приложений, причем содержание приложений должно дополнять, углублять содержание основного текста.

Задания и упражнения также являются одними из составляющих аппарата учебного издания. «Задания – это предписание, своего рода команда к выполнению какой-либо работы или какого-то действия. Упражнение – планомерно организованное многократно повторенное выполнение, осуществление действия» [6, с. 106].

Цель упражнений – овладение способом действия или повышения качества владения способом действия. У задания не всегда такая же цель.

Характерная черта заданий – определение цели и основного содержания работы. Вопросы, которые вводятся в учебные издания, всегда требуют получения определенных ответов-решений. И потому являются видом задания. А упражнению присущи как специально составленные способы действия, приемы, так и определенная последовательность их использования. Поэтому упражнения имеют более жесткие параметры. Объем работы при выполнении упражнения всегда должен быть точно рассчитан. Упражнения делятся на две основные группы: «1) упражнения для организации различных работ и овладения способами их выполнения, необходимыми для полного усвоения (понимания, запоминания и применения) учебного материала; 2) упражнения для формирования умений логического научного мышления (сопоставления, доказательства, классификации, систематизации и др.)» [6, 112].

Вопросы-задания – самый распространенный элемент аппарата ориентировки учебника. «Он является тем механизмом, который заставляет непрерывно работать и целенаправленно взаимодействовать все другие структурные компоненты» [6, 107]. Традиционным расположением вопросов и заданий является конец параграфа. Реже они используются в конце главы или раздела, и совсем редко – в конце учебника, что ослабляет его функции, особенно систематизирующую и интегрирующую. Кардинально меняется структура учебного материала, когда вводятся вопросы и задания в начале параграфа, главы или раздела. Это уже средства разработки или (и) конкретизации программы предстоящей работы, формирования установки к усвоению учебного материала, создания проблемных ситуаций, установления межпредметных связей. «Использование вопросов-заданий внутри параграфа направляет обучение, ход решения учебной задачи, актуализирует известные, освоенные знания и умения для овладения новыми и активно выполняет функцию корректировки» [6, 110]. В учебнике литературы 6 класса, автора Л.А. Симаковой, вопросы и задания располагаются после каждой новой темы. Например, после изучения биографии поэта А.Н. Майкова и его стихотворений:

«1. Какими чувствами о пережитом делится поэт в стихотворении «Под дождем»? Как удается ему изобразить картину летнего ливня?

2. Прочитайте выразительно это стихотворение, соблюдая нужную интонацию и тем чтения.

3. С помощью каких поэтических образов выражаются материнские чувства в стихотворении «Колыбельная песня»?

4. Что роднит это стихотворение с народной колыбельной песней? Выучите его наизусть» [54, 223]. И после теоретического материала:

«1. Каким главным свойством обладает метафора? Какова ее роль в художественном произведении?

2. Приведите примеры метафор из стихотворений И.С. Никитина «Утро» и «Ярко звезд мерцанье…». Объясните, какие скрытые сравнения лежат в их основе.

3.Найдите олицетворения в этих стихотворениях и определите их сходство с метафорами» [54, 218].

Заключение – завершающий элемент аппарата учебного издания. Также носит методический характер. «Его цель – помочь обучаемому суммировать полученные знания, подвести черту под пройденным материалом, обобщить его, сделать акцент на главном» [57, 117]. Надо учитывать, что заключение придает особое качество системе знания учебника – качество завершенности. Подобное качество нужно не всегда. Ученик, овладев определенной ступенью познаний, чувствует себя уверенно. Но если понимает, что данный предмет, не охватывается полностью тем объемом информации, которая заключена в конкретном издании, ученик стремится расширить свои познания. В этом случае заключение можно не составлять, а сформированная система знания получает свойство открытости

Таким образом, аппарат ориентировки является средством привлечения, интенсификации и сосредоточения внимания учащихся при работе с учебным материалом. Задачами аппарата организации усвоения материала являются обеспечение дополнительной проработки материала, формирование у обучаемого стремления самостоятельно контролировать себя, показ возможностей применять теоретические знания на практике и самостоятельно принимать решения, обеспечение активного и прочного усвоения знаний, развитие познавательных интересов учащихся.

3.2. Оценка иллюстративного материала

Иллюстрации являются одним из важнейших элементов учебного издания. Используются все виды иллюстраций: предметные, абстрактные, а также чертежи, схемы, карты. Иллюстрированием издания занимается художник, но «в процессе анализа произведения автор и редактор вырабатывают концепцию оформления издания, которая ложится в основу работы с художником» [45, 173].

И.А. Жарков в своем учебнике дает такое определение «иллюстрация – это изображение, служащее пояснением или дополнением к какому-либо тексту. Иллюстрация в книге несет информацию, но не самостоятельную, а связанную с текстом; она отражает явления действительности в зрительно воспринимаемой, образной, документальной и условной форме» [18].

Под иллюстративным материалом понимается комплекс изображений и элементов, непосредственно связанных с изображением. «Иллюстративный материал следует рассматривать как включающий собственно изображение, словесное сопровождение, входящее непосредственно в изображение, и подпись к изображению» [25].

Учитывая общие задачи учебника и особенности учебного процесса, можно утверждать, что в основе построения визуального ряда в учебнике должны, прежде всего, лежать функциональные признаки изображений. Иллюстрации выполняют в учебном издании познавательную, дополняющую, углубляющую, систематизирующую, воспитательную, мотивационную и эстетическую функции. Определяя принципы подхода к иллюстрациям, автор и редактор должны решить вопрос о том, какие функции будут главными, а также какие объекты и фрагменты текста должны найти отражение в иллюстративном материале. Кроме того, решается вопрос о характере иллюстраций. В учебниках для общеобразовательной школы по литературе часто используются репродукции картин художников либо индивидуальные графические изображения. Например, учебник литературы 6 класса, автора Л.А. Симаковой использует графические изображения (см. Приложение 6) [54, 186]

Рассмотрим функции иллюстраций более подробно [57, 126-130].

  1. Познавательная функция связана с обеспечением овладения учениками содержанием учебного предмета. В данном случае основное значение имеют информационные качества иллюстрации. Конкретные представления, создаваемые зрительным восприятием, способствуют более правильному пониманию школьником основных понятий учебной дисциплины.
  2. Дополняющая функция иллюстраций связана с возможностью изображения расширить границы понимания школьником текста. Задача иллюстрации в данном случае: обеспечить наглядность описанного в тексте объекта или процесса; показать связи между процессами и последовательность этапов; комментировать, разъяснять, углублять смысл текса.
  3. Углубляющая функция обеспечивается возможностью иллюстрации формировать понимание не только данного, представленного на иллюстрации объекта, но и аналогичных, существующих в окружающем мире.
  4. Систематизирующая функция формирует навыки обобщения, сопоставления, классификации рассматриваемых явлений и процессов (используется чаще всего в учебниках по биологии, химии, физике).
  5. Воспитательная функция обеспечивается определенным подбором изображений, иллюстрированием гуманитарной основы содержания дисциплин, привлечением внимания школьника к нравственным аспектам рассматриваемых вопросов. Так, оценочные моменты, отраженные в иллюстрациях, более отчетливо понимаются школьником, чем исключительно из текста, поскольку воздействуют на эмоциональную сферу личности через зрительное восприятие, формируя определенное отношение к содержанию текста.
  6. Мотивационная функция реализуется в двух направлениях: 1) подключение к процессу овладения материалом зрительного восприятия облегчает понимание и усвоение содержания, что способствует комфортности обучения; 2) иллюстрации усиливают интерес школьника к содержанию предмета.
  7. Эстетическая функция определяется качеством их исполнения, отбором и расположением на полосе. В целом визуальный ряд издания может значительно повысить эстетическую ценность учебной книги, способствуя тем самым развитию художественного вкуса школьника.

Кроме того, учитывается еще и ступень обучения. Так, в учебниках для младших классов иллюстрации занимают больше места, чем текст. А вот для учебников средних классов иллюстрации только дополняют текст.

Также следует опираться на особенности этапа познания предмета. Так, «в ознакомительных курсах иллюстрации могут иметь общий характер, а в специальных – конкретный» [45, 174]. В изданиях научной и учебной литературы используют научно-познавательные иллюстрации, которые носят предметный характер, дают объективно точное изображение.

Редактор, при рассуждении о целесообразности использования иллюстраций, прежде всего, ориентируется на специфику дисциплины. Учебники для школы по истории, литературе имеют предметные и условные иллюстрации.

Предметные иллюстрации сопровождают текст изображениями предметов быта, строений, пейзажей, явлений природы и т.д. Для них характерно видимое сходство с реальным объектом. Условные изображения не показывают объект полностью, а лишь характеризуют его с определенной стороны. К таким относят чертежи, схемы, графики и т.д.

В процессе разработки концепции иллюстрирования решается вопрос и о выборе вида иллюстраций. Заранее должны быть определены фрагменты иллюстрирования. Лучше, если подход к отбору будет единый. Например, в учебниках литературы для средней школы с помощью иллюстраций показываются самые основные, важные моменты произведений, на которых стоит обратить внимание и поразмыслить. Основные задачи подобных иллюстраций – «обеспечение наглядности описанного в тексте объекта или процесса, показ связей между частями и элементами, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний, в реализации описанных в тексте операций» [45, 175].

Немаловажным является размещение иллюстраций в тексте. Изучая предмет, школьник постепенно овладевает знаниями, останавливает внимание на иллюстрациях, рассматривая их. При этом припоминается текст, имеющий отношение к данной иллюстрации, что способствует закреплению знаний, уточнению навыков. Поэтому в момент макетирования издания редактор, исходя из функций иллюстраций, должен правильно определить их место. Так, изображения, углубляющие и конкретизирующие содержание текста, должны располагаться на той же полосе. Иллюстрации, дополняющие смысл изложения (например, репродукции картин), могут составить самостоятельный блок в конце раздела или издания в целом. «Дидактические задачи иллюстраций решаются при помощи различных вопросов и заданий, фокусирующих внимание на особенностях изображения, определяющих его место в предмете, которым овладевает ученик, или активизирующих ассоциативную деятельность ученика в учебном процессе» [57, 133]. Например, в учебнике литературы 6 класса автора Л.А. Симаковой преобладают образные иллюстрации. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» размещена иллюстрация, которая наглядно показывает происходящее в сюжете (см. Приложение 7) [54, 133]. Кроме того, после стихотворения в рубрике «Вопросы и задания» в одном из заданий указано: «8. Рассмотрите иллюстрацию (с.133). Как изображена встреча Олега с кудесником? Какие строки стихотворения передают содержание этой иллюстрации?» [54, 136]. В «Справочнике издателя и редактора» А.Э. Мильчин относит такой вид нумерации иллюстраций к ненумеруемым иллюстрациям. «Такую иллюстрацию не нужно нумеровать по той простой причине, что при ссылке на нее в основном тексте достаточно назвать только тот вид изображения (схема, чертеж, рисунок, фотография) или употребить слово иллюстрация, чтобы читатель нашел эту иллюстрацию» [35, 254].

Целесообразно давать иллюстрации не только в соотнесении с текстом, но и в сочетании друг с другом. Иллюстративный ряд должен обеспечить целостность издания. Уже на этапе разработки концепции оформления издания необходимо определить, за счет чего будет обеспечиваться единство визуального ряда. При окончательном отборе готовых иллюстраций редактору необходимо ориентироваться на данный критерий.

Решения тут могут быть самые разные. Например, возможно использование красочных заставок и буквиц перед главами, особое оформление концевых или начальных полос. Например, в учебнике литературы 6 класса, автора Л.А. Симаковой схожее оформление имеют начальные полосы. Так, раздел «Из русской литературы XIX века» сверху проиллюстрирован портретом великого поэта А.С. Пушкина [54, 118]. А раздел «Из мировой литературы» проиллюстрирован фрагментом из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни», который изучается в этом разделе [54, 425].

Немаловажным является и расположение иллюстраций по отношению к основному тексту. Они могут быть заверстаны в текст «вразрез», «в оборку», внизу или вверху полосы, расположены на отдельных полосах и целых разворотах, сгруппированы на вкладках и т.д. Расположение иллюстраций определяется их функцией и степенью связи с текстом. К примеру, информативные иллюстрации заверстываются в пределах разворота или располагаются рядом на отдельной полосе. Бывают случаи, когда, издатель по каким-либо причинам не может расположить иллюстрации рядом с основным текстом, поэтому они группируются на вкладках или отдельных разворотах. Но такое решение может существенно усложнить работу с книгой и ухудшает ее дизайн.

Фотографии и рисунки, которые несут дополнительную информацию (зачастую эстетическую), могут располагаться более свободно – на полосах и вкладках без определенной привязки к тексту. Так, рисунки, иллюстрирующие какой-либо сюжетный эпизод, можно располагать рядом с иллюстрируемым фрагментом. Портреты героев и пейзажи можно располагать в произвольном порядке – на отдельных полосах. Даже с точки зрения эстетики — равномерное наполнение отдельными иллюстрациями предпочтительнее, чем их массовое группирование на вкладках.

Еще одним важным фактором являются источники иллюстраций. Иллюстрации может подготовить автор, профессиональный фотограф или художник. Они могут быть взяты из доступных архивов, скопированы из других изданий. Если иллюстрации подготовлены профессионалом, то его имя должно быть указано на титульном листе или в подписях. Например, в учебнике литературы 6 класса, автора Л.А Симаковой, на титульном листе указаны художники: «Художники: А.П. Никифоров, В.М. Зельдес, Н.В. Каверзнева» [54, 2]. Если источники материала не указаны, следует ориентироваться на вид иллюстрации, ее содержание и качество. Точно определить здесь источник не возможно, но важно понять, является ли иллюстрация оригинальной или это копия. Ответ этот необходим для оценки качества технического исполнения и оценки содержания.


Страницы:   1   2   3   4   5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф