Меню Услуги

Построение и содержание учебников по литературе

Страницы:   1   2   3   4   5


Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Основы редакторской подготовки учебных изданий
  • 1.1. Общая характеристика учебных изданий
  • 1.2. «Учебник» и «хрестоматия»: содержание понятий
  • 1.3. Факторы, определяющие особенности оформления учебного издания
  • Раздел 2. Содержательно-языковой и композиционный аспекты работы редактора над учебником и хрестоматией по литературе для средней школы
  • 2.1. Фактическое наполнение учебника
  • 2.2. Языково-стилистические средства учебника
  • 2.3. Структура учебника
  • Раздел 3. Художественно-технический аспект редакторской подготовки учебника и хрестоматии по литературе для средней школы
  • 3.1. Аппарат учебного издания
  • 3.2. Оценка иллюстративного материала
  • 3.3. Анализ художественно-технического оформления издания
  • Выводы
  • Предметный указатель
  • Список литературы

 

Введение

Преподавание и учение – две стороны процесса приобретения знаний школьниками. Эффективность учебного процесса связана с качеством изложения учебного материала, которое в свою очередь обусловлено качеством учебника, так как именно в этой основной учебной книге запрограммирована не только деятельность ученика, но и предполагаемая деятельность учителя: учебник дает материал для обучения, а также определяет в основных и главных чертах методику работы с ним, направляет ход изучения.

Сегодня учебная литература является одним из самых действенных средств внедрения достижений науки в практическую деятельность людей. Поэтому одна из важнейших задач, выполняемых учебниками для средней общеобразовательной школы, – объяснить, показать и рассказать о какой-то конкретной сфере деятельности человека. Другая, не менее важная задача – приобщить школьников к культурному наследию, научить разбираться в литературе, воспитывать моральное и эстетическое восприятие мира. Поэтому создание качественной учебной литературы всегда является актуальным вопросом как для практиков (учителей и школьников), так и для теоретиков, изучающих вопросы редакторской подготовки изданий. Отсюда – актуальность настоящего исследования, обусловленная необходимостью определить правила создания качественного учебника по литературе, его соответствие требованиям и нормам, предъявляемым к такого рода изданиям, а также стремлением к повышению функциональной эффективности учебной книги для средней общеобразовательной школы.

Цель данной дипломной работы – выявить наиболее оптимальные параметры редакторской обработки построения и содержания учебников по литературе для средней общеобразовательной школы 6, 7 и 8 классов.

Для достижения данной цели необходимо решить задачи:

— дать общую характеристику учебной литературы;

— раскрыть понятия «учебник» и «хрестоматия»;

— рассмотреть особенности построения учебных изданий для средней школы;

— рассмотреть содержательно-языковой и композиционный аспект учебника;

— выявить фактическое наполнение учебника;

— рассмотреть языково-стилистические средства;

— определить структуру учебника;

— разобрать аппарат учебного издания;

— дать оценку иллюстративному материалу;

— проанализировать художественно-техническое оформление учебного издания;

— подвести итоги рассматриваемой темы.

Объектом исследования в данной дипломной работе является учебники по литературе для средней общеобразовательной школы 6, 7 и 8 классов. А предметом исследования – те аспекты учебного издания, качество которых напрямую зависят от качества их редакторской подготовки.

В дипломной работе использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный, стилистический, культурно-исторический и социологический.

Теоретическую базу исследования составили работы С. Г. Антоновой, В. Г. Бейлинсона, С. М. Болховитинова, А. Э. Мильчина, Н. М. Сикорского и др.

Практическое значение. Работа может быть использована в практике преподавания учебных дисциплин для студентов специальности «Издательское дело и редактирование».

Дипломное исследование состоит из введения, трех разделов, которые делятся на подразделы, выводов и списка использованной литературы.

 

Раздел 1. Основы редакторской подготовки учебных изданий

1.1. Общая характеристика учебных изданий

Учебное издание – это особый вид издания. Форма подачи материала в нем отличается от изложения материала других видов научных работ. Главная функция учебного издания дидактическая, то есть, предназначена для обучения. Материал должен излагаться систематизировано, обработан дидактически и методически, должен соответствовать учебной программе.

Подготовка учебных изданий – одна из областей редакционно-издательской деятельности имеющая свои особенности. В процессе создания учебной литературы автор и редактор должны определенным образом конструировать учебный материал. При этом необходимо исходить из двух положений [45, 145]:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • Учебное издание — одно из основных средств обучения и является элементом учебного процесса.
  • Учебное издание отражает определенную область знания или сферу деятельности.

Эти два положения диктуют ряд требований к изданиям. Так, первое положение предполагает, что содержание учебной литературы должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого. Второе положение говорит о том, что информация, характеризующая предмет содержания учебной литературы, специально отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида издания. Причем учитываются не только особенности деятельности или знания, но и задачи формирования информационной культуры обучаемого.

Педагогические основания учебного издания реализуются в достижении воспитательных целей, в обеспечении формирования личности.

В самостоятельный комплекс учебные издания выделяются по целевому назначению и по характеру информации. Согласно ДСТУ 3017-95 учебное издание это «издание систематизированных ведомостей научного или прикладного характера, изложенных в удобной для изучения и преподавания форме» [14, 169].

Именно подчиненность задачам обучения и образования диктует необходимость при подготовке учебных изданий опираться на достижения педагогики, учитывать основные характеристики учебного процесса.

В статье 35 Закона Украины «Об образовании» сказано, что «Общее среднее образование обеспечивает всестороннее развитие ребенка как личности, его склонностей, способностей, талантов, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование общечеловеческой морали, усвоение определенного общественными, национально-культурными потребностями объема знаний о природе, человеке, обществе и производстве, экологическое воспитание, физическое совершенствования» [43].

Учебные издания участвуют в формировании информационной культуры личности, системы этических норм и эстетических начал субъекта.  Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности, как учителей, так и учащихся, качественной характеристикой их информационной деятельности в составе образовательной деятельности. «Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой» [27].

На каждом этапе обучения создается определенный запас знаний, формируется определенный уровень информационной культуры личности, позволяющий субъекту участвовать в практической деятельности и продолжать свое развитие дальше.

В понятие информационной культуры личности включается также характеристика качества знаний субъекта и требований к ним. Учитывая эти свойства информации, которой на различных этапах обучения должен овладеть человек, можно раскрыть требования к предметной области учебных изданий.

Предметная область учебных изданий включает специально отобранные знания и представления, отражающие закономерности той сферы деятельности, которая формирует предмет содержания учебной дисциплины, а также методы их получения и применения [45, 146-147].

Также предметная область содержит в себе информацию, которая оказывает воспитательное действие. К примеру, из учебников по литературе ученики могут узнать какие могут быть последствия от того или иного поступка и т.д. Такая информация позволяет обучаемым осмыслить результаты человеческого поведения и сформировать личное отношение к ситуации.

Предметная область конструируется применительно к виду учебного издания, его целевому назначению и читательскому адресу.

Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации.

Выделяют четыре группы изданий, методика редакторской подготовки которых учитывает целевое их назначение и характер информации [45, 151]:

1) Программно-методические издания:

  • Учебные планы
  • Учебные программы (временные, рабочие)

2) Учебно-методические издания:

  • Методические указания
  • Рекомендации

3) Обучающие издания:

  • Учебники
  • Учебные пособия
  • Конспекты
  • Тексты лекций

4) Вспомогательные издания:

  • Сборники задач и упражнений
  • Хрестоматии
  • Книги для чтения
  • Практикумы

Остановимся на характеристиках этих изданий, существенных с точки зрения их редактирования.

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены прежде всего преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебный план — документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам [45, 151].

Учебные программы (типовые, временные, рабочие) — издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени [45, 153].

В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.

Учебно-методические изданияметодические указания, методические рекомендации.

По ДСТУ 3017-95 методические указания это «учебное или производственно-практическое издание разъяснений по определенной теме, разделу или вопросу учебной дисциплины, рода практической деятельности, с методикой выполнения отдельных заданий, определенного вида работ, а также мероприятий» [14, 175].

Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Обучающие издания.

ДСТУ 3017-95 определяет  учебник как «учебное издание с систематическим изложением дисциплины (ее раздела, части), которое отвечает учебной программе и официально утвержденное как такое» [14, 175]. Материал в учебнике организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения. Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых. Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине.

Методика изложения материала и методический аппарат дают возможность самостоятельно овладевать содержанием учебника. Комплекс учебников вуза по общим и специальным дисциплинам дает необходимый объем знаний, нужных специалисту соответствующего профиля деятельности [45, 154].

Учебное пособие, согласно ДСТУ 3017-95 это «учебное издание, которое дополняет или частично (полностью) заменяет учебник и официально утвержденное как такое» [14, 175]. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.

Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.

Курс лекций, согласно ДСТУ 3017-95 это «учебное издание полного изложения тем учебной дисциплины, определенных программой» [14, 175]. Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала. Курс лекций — авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора.

Конспект лекций, согласно ДСТУ 3017-95 это «учебное издание краткого изложения курса лекций или отдельных разделов учебной дисциплины» [14, 175]. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли.

Среди вспомогательных изданий важное место занимают практикумы. Согласно ДСТУ 3017-95 это «учебное издание практических заданий и упражнений, которые способствуют усвоению приобретенных умений и навыков» [14, 175]. К ним относят сборники задач, упражнений и контрольных работ, пособия, руководства по проведению лабораторных, практических, домашних работ, задания для проведения практических занятий, пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), дневники наблюдений.

Программированный практикум предназначен для самостоятельного изучения предмета и самостоятельного контроля усвоения обучаемым материала. Небольшие части материала в таком практикуме завершаются вопросами и заданиями, дающими возможность проконтролировать степень усвоения пройденного.

Хрестоматия, согласно ДСТУ 3017-95 это «учебное издание литературно-художественных, исторических и других произведений или отрывков из них, которые являются объектом изучения» [14, 175].

Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом [45, 156].

Читательский адрес — один из основных признаков, по которым выделяются виды и подвиды издания, поскольку та группа читателей, которой издание адресуется, самым существенным образом влияет на содержание и форму издаваемых произведений и самого издания. Это важная характеристика учебной литературы, определяющая особенности информации и объем включаемых знаний. Читатели представлены различными группами обучаемых (учащиеся школ, вузов, системы повышения квалификации) и обучающих (учителя школ, преподаватели вузов и др.).

В категорию обучаемых входит практически всё население. Общество заинтересовано в том, чтобы все были охвачены различными формами учебной работы, чтобы информационная культура в целом имела наиболее высокие показатели.

В соответствии со ступенью обучения выделяют [45, 150]:

  • дошкольное, школьное общее образование;
  • среднее и высшее профессиональное образование;
  • повышение квалификации специалистов;
  • переподготовку кадров.

Каждой ступени образования соответствует своя система требований к характеру обучения, целям и задачам учебного процесса, формам и методам, используемым на различных его этапах.

Главный отличительный признак каждой категории — уровень первоначальных знаний и возможности их развития. Так, среднее образование на «входе» в систему получает субъекта, который не имеет сформированной информационной культуры, на «выходе» субъект является социальной личностью, имеющей знания и навыки, позволяющие участвовать в практической деятельности и продолжать свое образование.

Этот процесс имеет свои закономерности. Ступень обучения характеризует особенности учебного процесса, специфику комплекса учебных изданий, характер и объем отраженной в них информации, а так же общие подходы к конструированию учебных изданий.

Очень важными составляющими предметной области учебных изданий являются функции учебной литературы, которые также определяет ее состав.

Учебные издания выполняют следующие функции [45, 147]:

  • коммуникативную;
  • информационную;
  • познавательную;
  • развивающую;
  • воспитывающую;
  • организационную;
  • систематизирующую;

Коммуникативная функция обеспечивается показом связей и отношений разного рода, проявляя для читателя место и роль всякого объекта и явления в процессе вечного развития, видоизменения, взаимодействия элементов действительности. Отсюда — динамизм содержания, связь его с прошлым и с современным состоянием описываемых вопросов [45, 148].

Информационная функция реализуется в том, что, как и любое издание, учебная книга вводит человека в мир культуры, приобщает к результатам человеческой деятельности.

Информационная функция реализуется за счет передачи обучаемому определенного объема информации. Эта функция направлена на то, чтобы сформировать у обучаемого определенный словарь понятий и характеристик об объектах, предметах, явлениях окружающего мира, о месте субъекта в этом мире, о методах и способах овладения информацией.

При анализе произведений учебной литературы редактор рассматривает, прежде всего, качество использованной автором информации. Тут необходимы оптимальный отбор фактов и характеристик, определенный объем информации. Последнее связано с особенностями дисциплины, категорией обучаемых, ступенью и формой образовательного процесса [45, 148].

Познавательная функция учебной литературы характеризуется тем, что каждая дисциплина, каждый учебный предмет предполагает освоение определенной системы знания. Знания должны быть распределены, причем на наиболее важные, значимые для данной дисциплины знания, должно быть обращено специальное внимание.

Кроме того, большое значение имеет качество знания. Знание может быть «открытым» (оставлять впечатление незаконченности рассмотрения вопроса) и «закрытым» (отличаться полнотой, завершенностью). Например, обсуждая историю отечественной литературы, автор подчеркивает, что показывает только наиболее значительные в социальном плане литературные произведения. Обучаемый понимает, что его знание о литературе рассматриваемого в данном учебнике периода может быть дополнено из других источников. Следовательно, он усваивает «открытое» знание. А вот пример «закрытого» знания. Изучая теорему Пифагора, ученик понимает, что имеет дело с определенной закономерностью и что данную теорему нужно не анализировать, а применять на практике [45, 148-149].

Развивающая функция ориентирована на преемственность опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производства, знаний о преобразовании и охране окружающей среды.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Развитие личности обеспечивает возрастание способностей, расширение возможностей совершенствования психофизических и умственных операций, речевой деятельности [45, 149].

Воспитывающая функция связана с формированием мировоззрения, с построением системы этических и эстетических норм субъекта, направлена на овладение оценочными критериями по отношению к поступкам, явлениям, на расширение границы социализации индивида. Воспитывающая функция характеризуется конкретно-историческими условиями, имеет социальные основания и ориентирована на определенную категорию обучаемых. Реализация данной функции связана с воздействием на духовные потребности, эмоционально-волевую и действенно-практическую сферы обучаемого [45, 149].

Организационная функция учебных изданий выполняется каждым отдельным изданием и всей системой этих изданий. Она реализуется обеспечением последовательности изучения и преподавания дисциплин, отражением их взаимосвязи и взаимодействия, тем, что каждое издание ориентировано на строго определенную категорию читателей и учитывает возможности восприятия содержания и особенности воздействия учебной книги. Кроме того, организационная функция лежит в основе дифференциации учебных изданий на виды, обеспечивая учебно-методическую поддержку различных форм и методов учебного процесса на различных его этапах и ступенях обучения [45, 149-150].

Систематизирующая функция обеспечивает целостность обучения, систему знаний и представлений. Реализуется распределением в соответствии с принятым пониманием значимости знаний и представлений, формированием иерархической структуры информации, критериев оценки, предпочтений личности, объединением частей в целое, отражением существующей картины мира и места в ней человека, моделированием процессов и явлений, сообщая им качества общего, особенного, единичного в конкретной дисциплине и по отношению к окружающему [45, 150].

Функции учебных изданий обеспечиваются произведением литературы, аппаратом издания, а также отбором, особой обработкой и представлением учебного материала. При подготовке учебных изданий необходимо учитывать комплексные характеристики, лежащие в основе разработки модели каждого издания, входящего в систему.

1.2. «Учебник» и «хрестоматия»: содержание понятий

Учебник представляет собой основной вид учебной литературы. Большая советская энциклопедия дает такое определение «Учебник – книга, предназначенная для обучения определенному учебному предмету, содержащая систематическое изложение знаний, подлежащих обязательному усвоению учащимися» [62, 449]. При составлении учебника учитывается научность и доступность изложения, точное определение понятий, правила, основные положение и т.д. Задачей учебника является дать раскрытую формулировку положения, подкрепить убедительными примерами. Материал должен излагаться последовательно, систематически и выдержан в одном стиле. В учебниках для средней школы, для более глубокого изучения знаний, текст обычно сопровождается соответствующими вопросами и заданиями для учащихся, а также иллюстрациями. Например, в учебнике «Литература» для 6 класса,  в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий» присутствует иллюстрация, а после рассказа есть рубрика «Вопросы и задания», которая подразделяется на три группы: «Ваши впечатления», «Поразмышляем над прочитанным», «Для самостоятельной работы» [54, 279].

Учебник выполняет одновременно несколько функций – информативная, управляющая, развивающая, коммуникативная, воспитательная, функция дифференциации обучения и функция индивидуализации обучения. Рассмотрим подробно каждую из них.

Информативная функция. Учебник — это средство фиксации той части социального, в том числе научного опыта, которая предназначена для усвоения подрастающим поколением с целью его образования (то есть передача каждому учащемуся под контролем учителя системы знаний, способов деятельности и ценностей, соответствующих уровню и типу развития данного общества) [9].

Управляющая функция. Говоря об управляющей функции учебника, авторы считают, что выполнение этой функции требует серьезной реконструкции форм и содержания традиционного учебника. На самом деле, управляющая функция учебника часто преувеличивается. Многие учителя считают учебник чем-то вроде конспекта поурочных планов и требуют того, чтобы в нем содержалось абсолютно все, что потребуется при организации обучения [4].

Развивающая функция. Учебник в качестве учебной книги должен содействовать развитию психических возможностей учащихся: их интеллектуальных способностей, мотивационной сферы, личностных качеств, системы ценностных отношений и т. д., то есть обеспечивать условия для формирования всей совокупности психических ресурсов, которые лежат в основе активной, продуктивной и самостоятельной жизнедеятельности в условиях все более усложняющейся социальной действительности.

Коммуникативная функция. Учебник является средством передачи информации другому человеку — ученику, который выступает, взаимодействуя с учебной книгой, в качестве реципиента. Игнорирование коммуникативной функции учебника приводит к тому, что ученик может уловить только поверхностный смысл текста, не вникая в его содержание.

Воспитательная функция. Чтобы учебник сыграл свою воспитательную роль, он, несомненно, должен быть интересен ученику. В этой связи справедливым является мнение о том, что изложение в учебнике материала, будучи по содержанию строго научным, по форме должно быть популярным в лучшем смысле этого слова. Необходимо, чтобы учебник «беседовал» с учеником живым языком, чтобы в учебном материале использовались образные, запоминающиеся сравнения и аналогии, вызывая в сознании яркие ассоциации [9]. Так в учебнике «Литература» 6 класса в разделе «Мифы древних славян» приводится пример «Как и другие народы, славяне обожествляли и одухотворяли природу… <…>  Не случайно в нашем языке с тех далеких времен остались такие выражения, как «дождь идет», «солнце встает», «вьюга воет» и т.п.» [54, 20].

Функция дифференциации обучения. Средствами учебника необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их исходной подготовки, вида способностей и характера учебной мотивации за счет выделения разных типов текстов, заданий разного уровня сложности, разных форм контроля знаний и т. д. Выделяют три способа дифференцирования учебного текста:

  • Внутритекстовое — реализуется с помощью разных шрифтов, а в ряде случаев — сигналов-символов, рамок, цвета.
  • Межтекстовое — осуществляется путем разделения функций между текстами различного назначения. Функция выделения главного возложена при этом на тексты специального назначения: введения к учебнику в целом и его разделам, заключений к главам и т. д. Второстепенный материал при данном способе дифференцирования помещается в дополнительных текстах — например, хрестоматийных материалах.
  • Внетекстовое — осуществляется средствами графической ориентации (в виде таблиц, схем и диаграмм, которые, с одной стороны, фиксируют внимание на главных идеях в основном тексте, а с другой — содержат подкрепляющие их справочные сведения).

Функция индивидуализации обучения.   

По мнению И.Э. Унт «Индивидуализация обучения — это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных  возможностей  каждого ученика» [31]. Основной путь к этому — давать учащимся возможность выбора (темы реферата, литературы, заданий, дополнительных лабораторных работ и т. д.).

Современный школьный учебник в качестве учебной книги — это полифункциональная психодидактическая система. Иными словами, учебник нового поколения, будучи полифункциональным, в то же время, должен быть, адресован каждому ученику и решать задачи его психического развития [9].

Учебник не только дает материал для обучения, но и определяет в основных и главных чертах методику работы с ним.  За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником: уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам; самостоятельно изучать отдельную тему учебника;  писать конспекты, сочинения; выполнять задания, описанные в учебнике и т.д. [44]. Качество учебников напрямую зависит от уровня методической культуры, от степени методической разработки учебного предмета.

Учебные книги издаются огромными тиражами и играют важную роль в обучении, как взрослых, так и детей. Только книжная форма способна воплотить систему дидактических функций (образовательная, развивающая и воспитательная) средств обучения. Это обеспечивает учебным книгам роль основных средств обучения. Вокруг него формируются все другие учебные издания, которые своей структурой функций  конкретизируют, дополняют изложенное в учебнике. Тем самым придают его функциям завершенность.

Одним из таких видов учебных изданий является хрестоматия.

В Большой советской энциклопедии под хрестоматией понимается «учебное пособие, представляющее собой сборник литературных или научных произведений или отрывков из них, подобранных применительно к целям обучения определенному учебному предмету» [63, 349] .

Хрестоматия, по С.Г. Антоновой, относится к вспомогательным изданиям. Также она дает такое определение «Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины» [45,  155].

Впервые хрестоматией был назван сборник избранных мест из произведений греческих писателей, составленный греческим грамматиком Элладием (IV в. н.э.) [64]. В хрестоматию включались тексты, которые дополнялись небольшими справками об авторах.

В хрестоматиях для младших и средних классов обычно содержатся отрывки статей, стихов, которые сопровождаются вопросами и заданиями, цель которых — усвоение, закрепление материала. Чаще всего хрестоматии используют в начальной и средней общеобразовательной школах.

Разновидностью хрестоматий являются книги для классного чтения, применяемые в начальных классах для обучения чтению и сообщения учащимся некоторых элементарных сведений о природе и обществе. Материал здесь подается по ряду предметов (история, география, литература и т.д.). Пример могут послужить учебные книги К.Д.Ушинского «Родное слово» и «Детский мир». В «Родном слове» внимание было обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни. «Детский мир»  — для учащихся несколько более старших (3-4 год обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии. Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений — таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении [26].

Хрестоматии для средних и высших школ содержат материалы по какому-то одному предмету. Например, «Русская и мировая литература. 10 класс» [49], «Хрестоматія з історії України. 11 клас» [12], «Хрестоматия по биологии. Бактерии. Грибы. Растения» [65] и т.д.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5