Меню Услуги

Повышение эффективности деятельности государственных учреждений. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2 Анализ деятельности государственных учреждений

2.1 Исследование процессов функционирования муниципального образования Константиновское

 

Константиновское — муниципальный округ, муниципальное образование в составе Красносельского района Санкт-Петербурга. До 14 августа 2008 года назывался муниципальным округом № 41. Муниципальное образование является внутригородской территорией Санкт-Петербурга.

К вопросам местного значения муниципального образования «Константиновское» относятся:

  • формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;
  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования;
  • установление официальных символов, памятных дат муниципального образования и учреждение звания «Почетный житель муниципального образования»;
  • принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования и др [39].

В структуру органов местного самоуправления муниципального образования входят:

  • муниципальный совет муниципального образования (представительный орган);
  • глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя муниципального совета;
  • местная администрация муниципального образования (исполнительно-распорядительный орган);
  • контрольно-счетный орган муниципального образования;
  • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [40].

Муниципальный Совет представляет все население муниципального образования и осуществляет от его имени местное самоуправление в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, уставом Санкт-Петербурга, законодательством Санкт-Петербурга. Муниципальный Совет состоит из десяти депутатов, которые избираются на муниципальных выборах по двум многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования. В каждом многомандатном избирательном округе подлежит распределению пять депутатских мандатов.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, организует деятельность Муниципального Совета и председательствует на его заседаниях [40].

Местная Администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

К компетенции местной администрации относится формирование и исполнение местного бюджета, разработка и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, управление муниципальной и иной переданной в управление муниципальному образованию собственностью и др. [40].

Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется Муниципальным Советом муниципального образования. Контрольный орган муниципального образования «Константиновское» образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган формируется городским Советом депутатов и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Контрольном органе [40].

Всю деятельность Администрация муниципального образования «Константиновское» можно условно разделить на три вида (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 — Виды деятельности Администрация муниципального образования «Константиновское»

 

Исходя из рисунка 2.1, видно, на администрацию возложены также функции контроля над исполнением и реализацией городских и инвестиционных программ.

Представители Администрации также выявляют факты самовольного строительства, реконструкции (в т.ч. по заявлениям физических и юридических лиц), участвуют в установленном порядке в организации публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании «Константиновское».

Личный прием граждан ведут глава муниципального образования и его заместители, организацией которого занимается отдел кадров и контроля.

Графики приема ежегодно составляются отделом по взаимодействию с органами местного самоуправления и общественными организациями и утверждаются главой администрации муниципального образования «Константиновское».

Руководители структурных подразделений администрации осуществляют прием граждан в своих служебных кабинетах.

За 2017 год в администрацию муниципального образования «Константиновское» обратилось 1420 граждан, для сравнения – в 2016 г. – 1104, в 2015 г. – 1067, в 2013 г. – 913. Таким образом, за 4 года количество обращений граждан увеличилось более чем на 50 % (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 — Темп роста количества обращений граждан в администрацию муниципального образования «Константиновское»

 

Исходя из рисунка 2.2, видно, специалистами администрации проводится консультативная работа с заявителями по вопросам, связанным с оформлением заявления, порядком и сроками получения запрашиваемых документов.

Рассмотрим категории вопросов, с которыми граждане обращались в администрацию муниципального образования «Константиновское» (таблица 2.1).

Таблица 2.1 — Категории вопросов, с которыми граждане обращались в администрацию муниципального образования «Константиновское» в 2017 г.

Категории вопросов Количество % соотношение
Содержание и эксплуатация жилого фонда (протечки и аварии, зашумленность от работы инженерных сооружений и т.д.) — 453 31,9
Жилищные вопросы (отселение в связи с пожарами и авариями, предоставление жилой площади и т.д.) 76,7 5,4
Вопросы благоустройства (в основном дворовых территорий, ремонт дорог и т.д.) 261,3 18,4
Социальное обеспечение (оказание материальной помощи малоимущим слоям населения, выделение льготных путевок, дач и т.д.) 177,5 12,5
Вопросы, касающиеся архитектуры и строительства (разрешение на строительство, качество строительства, внешняя реклама, согласование строительного обоснования, возражение жителей против строительства объектов и т.д.) 86,6 6,1
Гаражи и автостоянки (отвод земельных участков под строительство гаражей, незаконное строительство гаражей, их ликвидация и т.д.) 92,3 6,5
Иные вопросы 272,6 19,2
Итого: 1420 100

 

Из данных таблицы 2.1 видно, что основное количество обращений (более 30 %) приходится на вопросы, относящиеся к содержанию и эксплуатации жилого фонда. Следующую большую группу (18,4 %) составляют вопросы благоустройства.

Таким образом, большинство граждан (62,9 %) обращаются с вопросами в отдел по вопросам ЖКХ и в отдел, отвечающий за природопользование и градостроительство.

Из общего количества обращений граждан, поставленных на контроль вышестоящими организациями в 2017 года (389), снято с контроля 320.

Несмотря на установленную систему контроля за ответами на обращения граждан, имеются факты повторного обращения граждан. Это объясняется тем, что по некоторым обращениям даются не вполне конкретные ответы: или не в полном объеме, или заявитель ответом не удовлетворен. Это и приводит к повторному обращению заявителей.

Рассмотрим статистику повторных обращений исходя из категорий вопросов (Рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 — Статистика повторных обращений по отдельным категориям вопросов в администрацию муниципального образования «Константиновское»

 

Как видно из данных статистики, самый большой процент повторных обращений (около 30%) касается вопросов, связанных с жилищными проблемами.

Показатели исполнения бюджета муниципального образования «Константиновское» характеризуются следующими данными, представленными в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Показатели исполнения бюджета муниципального образования «Константиновское» за 2017 год

Наименование показателя Первоначально утвержденный бюджет, тыс. руб. Уточненный бюджет, тыс. руб. Изменение плановых показателей, тыс. руб. Исполнено Неисполненные назначения
в тыс. руб. в %
Доходы 9 746 735 12 783 074,7 +3036339,7 10534412,0 82,4 -2248662,7
В т.ч. межбюджетные трансферты 4 224 487 6 498 870,8 +2274483,8 5918058,8 91,1 -580 812,0
Расходы 9 997 863 13 334 092,1 +3336229,1 10879173,3 81,6 -2454918,8
Дефицит 251 128 551017,4 +299 889,4 344761,3

 

Исходя из таблицы 2.2 видно, что первоначально бюджетные назначения утверждены:

— по доходам в сумме 9 746 735 тыс. руб.

— по расходам в сумме 9 997 863 тыс. руб.

Дефицит бюджета запланирован в объеме 251 128 тыс. руб.

В ходе исполнения бюджет муниципального образования «Константиновское» корректировался 5 раз. С учетом вносимых изменений, бюджет окончательно утвержден с общим объемом годовых назначений:

— доходной части бюджета в сумме 12 783 074,726 тыс. рублей,

— расходной части в сумме 13 334 092,08557тыс. рублей

— дефицитом в размере 551 017,35957 тыс. рублей.

По итогам исполнения бюджета за 2017год поступление доходов составило 10 534 412,0 тыс. руб. или 82,4% утверждённых плановых назначений. В бюджет муниципального образования «Константиновское» недопоступило доходов на общую сумму 2 248 662,7 тыс. руб.

Исполнение доходов бюджета за 2017 год по сравнению с утвержденным планом в разрезе источников поступлений приведено в приложении Б.

В структуре доходов бюджета муниципального образования «Константиновское» в 2017 году весомое место занимают безвозмездные поступления. На их долю приходится 56,0% всех поступлений в бюджет муниципального образования. Доходы по данной группе исполнены в сумме 5 903 192,4 тыс. руб., при плане 6 509 415,7 тыс. руб. или на 90,7%.

Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета составил 44%. В отчетном году поступления в бюджет от налоговых и неналоговых доходов составили 4 631 219 тыс. рублей, при плане 6 273 659 тыс. руб. или 73,8%.

Первоначально утвержденным бюджетом расходы на реализацию 16 муниципальных программ муниципального образования «Константиновское» предусмотрены в объеме 9 762 033,0 тыс. руб., или 97,6 % от утвержденного бюджета (9 997 863,0 тыс. руб.). В течение 2017 года решением о бюджете объём средств на реализацию муниципальных программ муниципального образования «Константиновское» был увеличен на 2 678 995,68 тыс. руб., или на 27,4%, и составил 12 441 028,68 тыс. руб.

Данные об исполнении бюджета муниципального образования «Константиновское» по расходам на реализацию мероприятий муниципальных программ за 2017 год приведены в таблице 2.3.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таблица 2.3 — Исполнение бюджета муниципального образования «Константиновское» по расходам на реализацию мероприятий муниципальных программ за 2017 год, тыс.руб.

п/п

Наименование муниципальной программы Первоначальный бюджет Уточненный бюджет Исполнено %

исполнения

1 «Развитие имущественного комплекса «Константиновское»» 73 041,0 58 666,0 53 819,9 91,7
2 «Культура «Константиновское»» 862 051,0 1 250 572,3 1 136 638,1 90,9
3 «Образование «Константиновское»» 5 311 067,0 6 823 066,6 5 939 889,7 87,1
4 «Социальная защита» 278 848,0 268 531,8 234 165,5 87,2
5 «Спорт «Константиновское»» 658 934,0 647 358,3 529 295,0 81,8
6 «Молодежь «Константиновское»» 338 950,0 349 608,4 301 401,9 86,2
7 «Архитектура и градостроительство «Константиновское»» 67 613,0 100 448,9 74 149,8 73,8
8 «Безопасность «Константиновское»» 72 094,0 72 204,0 48 574,2 67,3
9 «Жилище» 65 207,0 195 820,7 194 963,3 99,6
10 «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство и экология «Константиновское»» 606 368,0 934 197,5 531 289,3 56,9
11 «Предпринимательство «Константиновское»» 61 822,0 33 498,0 15 740,0 47,0
12 «Муниципальное управление» 685 095,0 894 269,4 753 975,5 84,3
13 «Энергоэффективность и развитие энергетики «Константиновское»» 54 181,0 41 497,0 1 559,2 3,8
14 «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса «Константиновское»» 545 578,0 697 040,5 258 582,2 37,1
15 «Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления» 80 564,0 72 707,0 46 085,2 63,4
16 «Развитие сельского хозяйства «Константиновское»» 620,0 1 542,3 1 542,3 100,0
Итого по муниципальным программам 9 762 033,0 12 441 028,7 10 121 671,2 81,4

 

Исходя из таблицы 2.3 видно, что за 2017 год исполнение бюджета муниципального образования «Константиновское» по расходам на реализацию муниципальных программ составило 10 121 671,2 тыс. руб., или 81,4% от утвержденного бюджета (12 441 028,7 тыс. руб.).

В структуре расходов бюджета муниципального образования «Константиновское» наибольший объем средств (87,8%) направлен на реализацию мероприятий пяти муниципальных программ муниципального образования «Константиновское»:

— «Образование МО «Константиновское» ‑ 58,7%;

— «Культура МО «Константиновское» ‑ 11,2%;

— «Муниципальное управление» ‑ 7,5%;

— «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство и экология «Константиновское» — 5,2%;

— «Спорт МО «Константиновское» ‑ 5,2%.

Наиболее высокое исполнение расходов сложилось по муниципальным программам «Константиновское»:

— «Развитие сельского хозяйства «Константиновское» — 100%;

— «Жилище» — 99,6%;

— «Развитие имущественного комплекса «Константиновское» — 91,7%;

— «Культура «Константиновское» — 90,9%.

Наиболее низкое исполнение расходов сложилось по муниципальным программам «Константиновское»:

— «Энергоэффективность и развитие энергетики «Константиновское» (3,8%);

— «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса «Константиновское» (37,1%);

— «Предпринимательство «Константиновское» (47,0%).

Впервые, начиная с 2017 года, бюджет муниципального образования «Константиновское» формировался на трехлетний период, расходы бюджета в объеме 2 млрд. 257 млн. рублей профинансированы в рамках 22 муниципальных программ муниципального образования «Константиновское». Удельный вес данных расходов в общем объеме всех расходов (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджета Ленинградской области) составил 65,8 процента.

Дальнейшая реализация программно-целевого принципа планирования бюджета муниципального образования «Константиновское» повышает обоснованность бюджетных ассигнований, обеспечивает их большую прозрачность для общества и наличие более широкие возможности для оценки их эффективности.

На 2018 год расходы бюджета муниципального образования «Константиновское» в объеме 6 336,6 млн. рублей сформированы в рамках 15 муниципальных программ муниципального образования «Константиновское». Удельный вес данных расходов в общем объеме всех расходов в 2017 году составляет 98,9 процента.

Таким образом, муниципальное образование «Константиновское» входит в составе Красносельского района Санкт-Петербурга, деятельность которого состоит из исполнительно-распорядительной, координирующей и контролирующей. Большинство граждан обращаются с вопросами в отдел по вопросам ЖКХ и в отдел, отвечающий за природопользование и градостроительство. Согласно таблицы 2.2, в структуре доходов бюджета муниципального образования «Константиновское» в 2017 году основной объем занимают безвозмездные поступления. Основные расходы за 2017 год были направлены на реализацию муниципальных программ.

 

2.2 Сравнительная оценка эффективности функционирования муниципальных образований

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Территориальное устройство Красносельского района г.Санкт-Петербурга включает в себя 7 муниципальных образований.

В качестве объекта анализа выступают муниципальные образования, в частности — муниципальный округ Южно-Приморский, Сосновая Поляна, Горелово, а также муниципальный округ «Константиновское».

Оценку эффективности функционирования муниципального образования «Константиновское» будем проводить по методике, описанной в параграфе 1.2, на основе следующих показателей эффективности: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления и энергосбережения и повышение энергетической эффективности (Таблица 2.4).

Таблица 2.4 — Показатели эффективности деятельности муниципальных образований Красносельского района за 2017 г.

Показатели Район
МО «Горелово» МО «Южно-Приморский» МО «Константиновское» МО «Сосновая Поляна»
Население, чел. 28050 65615 38150 55374
Площадь, тыс. км2 5,6 5,6 10,6 4,3
Расстояние до областного центра, км 200 60 50 385
Объем собственных доходов, млн руб. 45,48 340,6 61,93 182,36
Расходы на содержание муниципальных служащих, млн руб. 37,096 68,443 36,529 99,4
в расчете на 1 жителя, тыс. руб. в год 2,203 1,56 1,49 2,13
Удовлетворенность населения органами местного самоуправления (на основании проведенных опросов населения) 61,7 53 73,6 71
Плотность населения, чел/км2 3,007 8,34 2,31 10,84
Место района по плотности населения (в сравнении с другими МО г.Санкт-Петербурга) 3 2 4 1

 

Анализ таблицы 2.4 показывает, что по объему собственных доходов (без дотаций и субвенций) за счет отчислений региональных регулирующих налогов и сборов и расходам на содержание муниципальных служащих в расчете на 1 жителя в год МО «Сосновая Поляна» и МО «Горелово» имеет более высокие показатели.

Показатель в виде плотности населения весьма информативен и не требует значительных материальных и временных затрат, легко может использоваться как инструмент самооценки деятельности органов местного самоуправления, но нуждается в дальнейших обоснованиях на примере других муниципальных образований.

Были проанализированы показатели, относящиеся к экономическому развитию. Это число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения; доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций; объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя, руб.; доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального округа; доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе; доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения; доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром муниципального округа, в общей численности населения муниципального округа; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных учреждений.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2017 году составила 36,1 % (или 99,7% по отношению к уровню 2016 года). Снижение значения показателя в 2017 году по отношению к 2016 году обусловлено превышением темпов роста среднесписочной численности работников организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, над темпами увеличения среднесписочной численностью работников субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2018-2020 годах планируется увеличение значения показателя за счет активной реализации мер по оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства муниципальной информационной, имущественной и финансовой поддержки.

Значения показателей в различных муниципальных образованиях Красносельского района представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 — Значения показателей оценки эффективности органов местного самоуправления за 2017 г.

Показатели МО «Горелово» МО «Южно-Приморский» МО «Константиновское» МО «Сосновая Поляна»
Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек 324 575 339 435
Доля численности работников малых и средних предприятий в численности работников всех организаций 37 35 23 47
Инвестиции в основной капитал на одного жителя, руб. 1237 29 441 27 016 19 843
Доля земельных участков, являющихся объектами налогообложения, в общей площади 32 0 32 33
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций 0 100 100 0
Доля протяженности дорог местного значения, не отвечающих требованиям, в общей протяженности дорог 0 0 0,4 0
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром муниципального округа, в общей численности 0 0 0 0
Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы, руб. 28 693 30 974 28 633 32 370

 

Система оценки показателей эффективности деятельности муниципальных образований в таблице 2.5 по экономическому развитию дала следующие результаты.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития муниципального образования «Константиновское», способствует обеспечению занятости населения, быстрому насыщению рынка качественными товарами и услугами, увеличению налоговых и неналоговых поступлений, формированию среднего класса. Лидирующую позицию по этому показателю занимает МО «Южно-Приморский». Также наибольшее значение этого показателя имеет МО «Сосновая Поляна».

Низкие значения показателя связаны с тем, что общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных округах небольшое. Это связано с тем, что из года в год в этих муниципальных округах все больше индивидуальных предпринимателей (ИП) прекращают деятельность в связи с невозможностью уплаты социальных отчислений в Пенсионный фонд России. Кроме того, многие ИП, работающие в сфере торговли, не выдерживают конкуренции с пришедшими на рынок муниципальных округах крупными розничными сетями. Таким образом, данные обстоятельства повлекли за собой низкие показатели, отражающие число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения.

В 2017 году значение показателя объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя снизилось по отношению к 2016 году на 15,2 % и составило 80 039 рублей, что обусловлено снижением объема инвестиций за счет привлеченных средств организаций (на 8,1 млрд. рублей), ввиду поэтапного завершения реализации крупных инвестиционных проектов и выходом предприятий на проектную мощность.

В 2017 году доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения составила 8,0 % (в 2016 году – 9,4 %). Снижение значения показателя в 2017 году по отношению к 2016 году обусловлено завершением в 2017 году работ по строительству 6,83 км новых автомобильных дорог в асфальтобетонном исполнении, щебенению 23,65 км и асфальтированию 1,05 км грунтовых дорог.

Субъекты малого и среднего бизнеса представлены во всех видах экономической деятельности муниципальных округов.

За последнее время выстроена система оказания государственной поддержки предпринимательства на муниципальном уровне. В настоящее время более половины средств бюджета, предусмотренных для субсидирования бизнеса, распределяется муниципальными образованиями. Поддержка оказывается, прежде всего, по приоритетными видам деятельности, что способствует социально-экономическому развитию районов и городов.

По показателю доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций наибольшее значение имеют такие муниципальные округа, как МО «Горелово» и МО «Сосновая Поляна» (это связано с тем, что здесь в основном осуществляют деятельность субъекты малого и среднего предпринимательства), наименьшее – МО «Южно-Приморский» и МО «Константиновское».

По объему инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя на первых местах — МО «Южно-Приморский» и МО «Константиновское». В этих округах наиболее благоприятный инвестиционный климат. Наименьшее значение этого показателя наблюдается в МО «Горелово» — 1237 руб., что в 23,8 раза меньше, чем в МО «Южно-Приморский». Создание конкурентоспособного инвестиционного климата, наращивание объемов привлекаемых инвестиций приобретают особую значимость в дальнейшем экономическом развитии.

Наибольшее значение доли площади земельных участков, являющихся объектами земельного налога, в общей площади территории муниципального округа (муниципального района) отмечено в МО «Сосновая Поляна».

Таким образом, была проведена сравнительная оценка эффективности функционирования муниципальных образований. Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития муниципального образования «Константиновское», способствует обеспечению занятости населения, быстрому насыщению рынка качественными товарами. Была выявлена недостаточная удовлетворенность населения органами местного самоуправления, низкая среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы и ряд других показателей говорят о необходимости повышения эффективности деятельности муниципального образования «Константиновское».


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3