Коэффициент корреляции равный — 0,9783 показывает, что присутствует значительная взаимосвязь. Значительная корреляция между двумя случайными величинами всегда является свидетельством существования некоторой статистической связи в данной выборке, но эта связь не обязательно должна наблюдаться для другой выборки и иметь причинно-следственный характер.
Значения прогнозного интервала для 39-й точки представлены на диаграмме: 1631,1616 и 1626,8342.
Рисунок 8. Прогноз объема выручки на 2020 г.
Из приведенного рисунка можно сделать вывод, что в марте 2020 года выручка составит от 2515 млн. руб. до 3144 млн. руб.
Наиболее существенными предпринимательскими рисками деятельности АО «КОЛЬСКАЯ ГМК» являются:
— платежеспособность клиентов;
— увеличение сбыта у конкурентов;
— снижение цен конкурентами;
— снижение цен конкурентами;
— недостаток квалификации топ-менеджмента;
— сезонность продаж;
— задержки в оказании услуг.
— нестабильность спроса.
Карта рисков утраты финансовой устойчивости по представленным ранее причинам представлена в таблице 9.
Таблица 9. Карта рисков предприятия АО «КОЛЬСКАЯ ГМК»
Итак, АО «Кольская ГМК» планирует к реализации в среднесрочной перспективе следующие проекты: вскрытие и отработка запасов руды месторождения «Спутник» открытым способом; рудник «Северный-Глубокий». Отработка подкарьерных запасов Южного рудного тела Ждановского месторождения с увеличением производительности по добыче руды до 7,5 млн. тонн в год; совершенствование технологии обогатительной фабрики с реализацией комплексной программы реконструкции обогатительных мощностей; МЦ. Производство до 90 тыс. тонн в год катодной меди по технологии обжиг-выщелачивание-электроэкстракция; реконструкция цеха электролиза никеля по технологии электроэкстракции из растворов хлорного выщелачивания магнитной фракции; переработка Cu-Ni-Fe сплава от обеднения шлаков непрерывного конвертирования меди Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель».
Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, форма взаимосвязи и соотношения между ними представляю собой общую структуру предприятия (фирмы).
Производственные подразделения предприятия – цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), взятые в совокупности, составляют его производственную структуру.
Совершенствование производственного процесса позволит достичь таких преимуществ, как:
— повышение конкурентоспособности АО «КОЛЬСКАЯ ГМК» для достижения которой рекомендуется уделить внимание применению стратегии кайдзен;
— продвижение на региональном рынке — следует разработать товарную и ценовую стратегию предприятия;
— в целях расширения сбытовой деятельности рекомендуется построение эффективной системы сбыта;
— следующим направлением является создание партнерской сети на рынке и разработка кодекса корпоративной этики.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИИ (АО «КОЛЬСКАЯ ГМК»)
3.1. Предложения по совершенствованию организации и управления производственного процесса на предприятии (АО «Кольская ГМК»)
Мероприятие по снижению затрат на производственный процесс при закупочной деятельности сопутствующих материалов предприятия основано на применении метода расчета оптимального размера партии заказываемого товара.
Расчет оптимального размера заказа производится с использованием так называемой формулы Вилсона (9):
(10)
где Q* — оптимальный размер заказа, ед;
l — интенсивность потребления продукции, ед./год;
А — стоимость подачи заказа, руб./заказ;
С — стоимость единицы запаса, руб./ед.;
I — коэффициент издержек содержания запасов.
Формула Вилсона получена из условия минимума среднегодовых затрат на выполнение заказов и их хранение в запасе, которые рассчитываются по формуле (10):
где Q — размер заказа, ед.
В формуле (10) первое слагаемое показывает величину затрат на выполнение заказов за определенный период времени, второе — величину затрат на хранение их в запасе за тот же период. Путем оптимизации выражения (10) определяют оптимальный размер партии заказываемого товара.
Практика применения метода расчета оптимального размера заказа, а также анализ ряда работ свидетельствуют не только об его относительной практической ценности, но также и о существовании различий в подходах к определению состава и порядка расчета соответствующих затрат.
В ряде работ при описании метода расчета оптимального размера заказа не всегда в должной мере акцентируется внимание на том, что оптимальный размер заказа определяется не на основании абсолютной величины затрат на выполнение всех заказов и хранение всего запаса, т.е. планового объема поставок, а только на основании средней величины затрат за определенный период (в выражении (8) в среднем за год). Это является важным для правильного понимания и применения методологии расчета оптимального размера заказа и ориентирует читателя на необходимость приведения затрат к одному временному интервалу, если интенсивность потребления и издержки на хранение относятся к разным периодам. Также следует более четко определять размерность используемых для расчета показателей.
Определение экономического размера заказа на поставку товара основано на минимизации общей стоимости двух видов затрат: затрат на хранение запасов, прямо пропорциональных размеру заказа и затрат на размещение заказа.
Оптимальный размер поставки может быть найден с помощью метода исследования функции, поиска её экстремума. Если указанную формулу суммарных затрат принять за функцию и последовательно изменять размер поставки q, то оптимальный размер поставки будет соответствовать минимальному значению суммарных затрат.
а) Мероприятие по снижению затрат при закупочной деятельности предприятия
Процесс закупки материалов осуществляется через центральный склад, куда первоначально доставляются материалы. Необходимо также учесть, что поставщик в зависимости от объема партии предлагает разные цены.
Исходные данные для расчетов представлены в таблице 10.
Таблица 10. Исходные данные для расчетов
Условия поставки партии представлены в таблице 10.
В данном случае затраты на хранение представлены в виде складских расходов и при этом учитываются потери от извлечения денежных средств из оборота.
С целью снижения расходов на доставку рекомендуется отказаться от доставки мелких грузов с помощью ж/д транспорта. Для этого рекомендуется приобрести 15 грузовых автомобилей МАН с прицепом стоимость которых составляет:
— автомобиль МАН – 5000 тыс. руб.;
— прицеп – 2200 тыс. руб.
Проведем расчет затрат на осуществление мероприятий.
Сравнительный анализ эффективности приобретения транспорта приведен в таблице 11.
Итак, расходы на транспортировку мелких грузов ж/д транспортом составляли в 2018 г. 320030,04 тыс. руб., а в результате приобретения автомобилей и прицепов затраты составят 108000 тыс. руб., расходы на амортизацию составят 34950 тыс. руб.
Рассчитаем срок окупаемости инвестиций. При условии стабильного объема выручки в размере 895860 тыс. руб. и 142950 тыс. руб. затрат на приобретение транспорта и амортизацию, вложения окупятся за 2 месяца.
Реализация мероприятий по совершенствованию производственной деятельности требует изменение организационной структуры управления. Рассмотрим совершенствованную производственную службу. производственной службой руководит директор по производству АО «КОЛЬСКАЯ ГМК» (рисунок 9).

Рисунок 9. Структура производственной службы АО «КОЛЬСКАЯ ГМК»
С целью снижения затрат на оплату труда рекомендуется оптимизировать штатное расписание путем изменения структуры производственной службы.
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Проведем оценку эффективности предложенных мероприятий.
Алгоритм расчетов выглядит следующим образом:
- Определяем оптимальный размер заказа для каждого ценового предложения. В нашем случае, так как цена меняется незначительно, то размер заказа практически не отличается и составляет 0,55 т.
Расчет оптимального размера партии представлен в таблице 12.
Таблица 12. Расчет оптимального размера партии
- Необходимо сопоставить расчетный размер партии с предложением поставщика по соответствующей цене. При цене 124 рубля расчетный размер партии составляет при округлении 0,175 т. Но при этой цене можно заказать от 0,01 до 0,5 т.
- Расчет по остальным предложениям производится по формуле (11):
Суммарные затраты:
СЗ = Q/2 x (I + k x Ц) + (S/Q) x А + Ц x S
где СЗ — суммарные затраты;
Q — оптимальный размер партии;
k — ставка рефинансирования;
Ц — цена продукта;
S — спрос на продукт;
А — административные расходы на подачу заказа.
Затраты на хранение и закупку представлены в таблице 13.
Таблица 13. Затраты на хранение и закупку
Рассматривая предложение поставщика по самой низкой цене, стоит обратить внимание, что оптимальный размер партии 0,175 т., но предложение начинается со 1,51 т. Поэтому и затраты определяем при размере партии в 1,51 т. продукции. При этом любое дальнейшее увеличение объема партии приведет к возрастанию затрат на хранение, а другие статьи расходов не изменятся.
Покажем на примере динамику закупок расходных материалов в базовом варианте на примере 2 месяцев (рисунок 10).
Далее покажем динамику закупок и потребления в проектном варианте на примере 2 месяцев (рисунок 11).
Результат — для нашего расчета оптимальный размер партии будет составлять 0,175 т. при совокупных годовых затратах 1991766,71 рублей.
В результате применения данной методике по расчету оптимального размера заказа по всем номенклатурным позициям закупаемых материалов, предприятие сможет получить значительную экономию средств.
Как видно из данных в первом случае закупка проводится в конце года – и на склад привозится сразу 15 т., а во втором случае закупка будет производится 2 раза в месяц, что позволит снизить затраты на хранение материалов.
Рассчитаем расходы на хранение одной партии в 1,5 т.:
Расх = 1,5 / 2 * (60,48 + 11 * 122,60) + 15 / 1,5 * 12 + 122,60 * 15 = 1056810 + 120 + 1839000 = 2895930,00 руб.
Как видно если перейти на новую схему закупки экономия средств составит:
Эг = 2895930,00 — 1991766,71 = 904163,29 руб.
В 2020 г. при предоставлении скидки покупателям за приобретение больших объемов продукции и за своевременное погашение дебиторской задолженности, у АО «КОЛЬСКАЯ ГМК» наблюдается снижение запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, но уже в больших объемах (на 37,13%, 42,67%, 32,29% соответственно), чем без проведения мероприятий.
Рост денежных средств ожидается на 184,15%. Выручка повысится на 42,66%, чистая прибыль возрастет на 262%. В целом финансовое положение предприятия значительно улучшится.
Итак, затраты на оплату труда производственнойслужбы по действующей организационной структуре составляли 1788000 руб. в год.
Рассмотрим затраты по оплате труда по обновленной организационной структуре.
Таблица 14 Затраты на оплату труда после внедрения мероприятия
Итак, в результате оптимизации структуры финансовой службы затраты на оплату труда снизятся на 576000 руб. и составят 1212000 руб. в год.
