Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации производственно-хозяйственной деятельности банка
1.1. Понятие производственно-хозяйственной деятельности банка
1.2.Характеристика банковской сферы в РФ
1.3. Методика проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности банка
Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ПАО «Сбербанк
2.1.Краткая организационно-экономическая характеристика банка
2.2.Оценка производственно-хозяйственной деятельности банка
2.3.Проблемы организации производственно-хозяйственной деятельности в банке
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности в ПАО «Сбербанк»
3.1.Рекомендации по совершенствованию материально-технического обеспечения оказания банковских услуг
3.2.Рекомендации по сокращению длительности производственного цикла оказания услуг
3.3.Оценка экономической эффективности предлагаемых к внедрению рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью детального исследования проблем организации производственно-хозяйственной деятельности в банке.
Современное производство вообще представляет собой сложный процесс преобразования сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию и услуги, отвечающие потребностям общества.
Совокупность всех действий людей и инструментов труда, осуществляемых на предприятии для производства конкретных видов продукции, называется производственной деятельностью.
Производственная деятельность — совокупность всех действий людей и инструментов труда, необходимых для того, чтобы данное предприятие производило продукты (предоставляло услуги).
Основная часть производственно-хозяйственной деятельности — это технологические процессы, которые содержат целенаправленные действия по изменению и определению состояния объектов труда. При внедрении технологических процессов изменяются геометрические формы, размеры и физико-химические свойства рабочих объектов.
Наряду с технологическими производственный процесс также включает в себя нетехнологические процессы, которые не имеют целью изменения геометрических форм, размеров или физико-химических свойств объектов труда или проверки их качества.
В производственной деятельности трудовые процессы сочетаются с естественными процессами, в которых изменение предметов труда происходит под воздействием сил природы без участия человека.
Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности банка.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
— исследовать структуру производственного цикла в процессе предоставления банковских услуг;
— рассмотреть сущность и предпосылки предоставления услуг потребителям банковских услуг на основе принципов «бережливого производства»;
— дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
— провести анализ организации производственно-хозяйственной деятельности в банке;
— выявить проблемы организации производственно-хозяйственной деятельности в банке;
— оценить экономическую эффективность предложенных к внедрению рекомендаций.
Объектом исследования является ПАО «Сберегательный банк России».
Предметом исследования является производственно-хозяйственная деятельность банка.
Теоретической основой работы явилась публикация различных авторов, периодической литературы, Интернет-ресурсов по изучению специфики организации производственно-хозяйственной деятельности в банке.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных авторов по изучению и применению процессного подхода и оптимизации бизнес-процессов банка. В ходе работы были использованы работы исследователей, таких как Беккер Дж., Лайкер Дж., Оно Т., Имай М., Уумек Дж., Репин В.В.
Общей методологической основой исследования является диалектический метод, который требует изучения объекта в его непрерывном развитии, изменении и связи с другими явлениями. Для этого типа исследований используется традиционный логический и теоретический методы, основанные на проверенных практиках исторической материалистической теории организации производственно-хозяйственной деятельности в банке.
Материалы, изложенные в данной работе, могут быть использованы в образовательной деятельности по теме выполненных исследований.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами исследования.
По результатам выполненной работы представлены выводы и предложения по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности банка на основе концепции «бережливого производства».
Глава 1. Теоретические аспекты организации производственно-хозяйственной деятельностибанка
1.1 Понятие производтсвенно-хозяйственной деятельности банка
Понятие «производственно-хозяйственная деятельность» того или иного предприятия, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности, включает в себя множество факторов, определяющих в конечном итоге его эффективность. Эти факторы – объективный комплексный критерий, отражающий продуктивность производственных процессов, обеспечивающих функционирование сложного организма, которым является каждое предприятие.
Развитие общества и экономики, в частности банковской системы, в нашей стране с начала 90-х годов определило некоторый перекос в оценке факторов, влияющих на успех ведения бизнеса. Основным и часто единственным ключом к достижению положительного результата был маркетинговый фактор. На самом деле речь шла о способности «впарить» потребителю что-то по выгодной цене, несмотря на такие мелочи, как качество, соответствие товара (продукта или услуги) заявленным характеристикам продажи и т. д.
Нельзя сказать, что способность правильно представлять и, в конечном счете, продавать собственную услугу играет второстепенную роль. Напротив, ни одна компания в современных условиях не может нормально функционировать без специально подготовленной и хорошо мотивированной службы продаж. Что самое главное влияет на успех розничного банковского бизнеса? Рассмотрим, насколько важен маркетинговый фактор в успехе розничных проектов.
Во-первых, напомним истину: маркетинговые услуги и их продвижение являются гораздо более сложной и деликатной задачей, чем продажа и продвижение любого продукта.
Во-вторых, арсенал рекламных инструментов для продвижения услуг — это не просто арсенал рекламных инструментов для продвижения товаров, как в списке, так и в объеме охваченной аудитории. Банковские услуги в целом ряде услуг в целом стоят обособленно. Если это так, у рекламы на улицах и в средствах массовой информации очень сдержанный и образный характер.
Например, рекламируется банковский бренд. Это не случайно. Большинство банковских услуг основаны или подразумевают доверие клиента к банку. Таким образом, клиент получает рекламу уверенности в себе с дальнейшим позитивным результирующим отношением потенциальных клиентов к банку. Это внутреннее противоречие, работающее на внутреннем рынке и в серьезных банках, давно и твердо осознано. То есть, банкам предоставлено очень мало средств воздействия на аудиторию.
В-третьих, есть еще одно соображение, касающееся сравнения маркетинговых возможностей корпоративного и розничного банковского секторов. «Корпоративные менеджеры» имеют один весьма эффективный инструмент продаж — так называемый прямой маркетинг, в котором сотрудник по продажам банка вступает в диалог непосредственно с руководством компании — потенциальным клиентом. К сожалению, розничные банки не могут использовать этот метод по экономическим причинам, поскольку доход, полученный от одного розничного клиента, намного ниже, чем от корпоративного клиента. Не вдаваясь в маркетинговые вопросы, можно сделать следующий вывод: возможности активного маркетинга розничных услуг банка крайне ограничены по изложенным объективным причинам, и все попытки игнорировать этот факт приводят к противоположному желаемому результату – экономическая эффективность бизнеса падает.
Что такое банковский бизнес? Метод выполнения работы и правила — неприкосновенные, если не сказать — священны! Иерархия и статус четко определены. Отношения устанавливаются правилами и положениями, решения принимаются в рамках полномочий, отдельный работник является «винтиком» в огромном механизме линейно-функциональной структуры, всесторонний обмен информацией затруднен. Профессиональная специфика заставляет любой банк полагаться на административную культуру в качестве основы для ведения бизнеса, производства банковских продуктов. Иными словами, бюрократия как принцип закладывается в основу банковского бизнеса. Банки отличаются друг от друга именно мерой бюрократии, главное понять и уметь объяснить клиенту, какая степень бюрократии ему нужна для безопасности его денежных средств.
Описанные установки, принципы ведения бизнеса стали ловушкой для некоторых банков в изменившихся финансовых условиях, но именно в рамках производства банковского продукта скрыты мощные резервы повышения эффективности финансового учреждения.
В конце 2008 года Сбербанк России официально объявил в средствах массовой информации об адаптации производственной системы Toyota и создании на ее основе производственной системы Сбербанка. Герхард Грефф, президент банка в своей лекции в Высшей школе экономики заявил: «Главное, чтобы для этого нужно было изменить, преобразовать людей. Это делается через «производственную систему Сбербанка», разработанную в последние годы. Название этой системы — TPS (ToyotaProductionSystem) и ее Lean-технологии («бережливое производство»). Различные части этой системы были внедрены различными корпорациями, но нигде не были полностью реализованы».
По данным журнала «Эксперт», уже почти двести пятьдесят российских компаний начали использовать систему Toyota. Что это за новый ресурс, вызвавший такой интерес в российском бизнесе?
LeanManufacturing — это адаптация производственной системы ToyotaProductionSystem к американскому менталитету, разработанная Джеймсом Уумэком, научным сотрудником ToyotaCorporation. Основная идея заключается в создании потока ценностей, исключении из производственного процесса компонентов, которые не способствуют производству ценности продукта для конечного потребителя. Выделяют два компонента этой концепции: разработка корпоративной культуры постоянного совершенствования и конкретных технологий управления для повышения эффективности компании.
Еще раз обратимся к тексту лекции Г. Грефа, размещенной в Интернете. «Хотя разрыв между развитием банковских технологий в России и в мире «огромен» — в самом Сбербанке он достигает 4-10 раз на разных позициях», заявил Г. Греф на публичной лекции в Высшей школе экономики. По данным McKinsey, в среднем по российским розничным банкам производительность труда составляет 23% от уровня США. «Главное в этой системе — ее саморазвитие за счет ежедневных улучшений. Во-первых, технология стандартизирована и внедрена, во-вторых, необходимо улучшить этот стандарт», говорит Г. Греф.
ПАО «Сбербанк России» — первая «ласточка», официально объявившая о реструктуризации работы на определенных принципах, за ней, естественно, последовали другие банки. В чем сила Lean-подхода к построению организации?
Прежде всего, бережливое производство — это подход к управлению, включающий набор инструментов, который позволяет управлять бизнесом быстрее, дешевле и эффективнее. И поскольку это — подход, поэтому, первое, что нужно проверить, — это убеждения руководства банка на всех уровнях управления. Изменение будет иметь культуру управления банком, систему отношений между различными уровнями и подразделениями предприятия, систему ценностной ориентации сотрудников и их взаимоотношения. Другими словами, бережливое мышление предшествует бережливому производству в банке.
Пять принципов бережливого мышления составляют самую «бережливую» философию.
- Значение.
- Поток стоимости.
- Поток.
- Принцип рисования.
- Совершенство.
Самое главное в Lean-подходе — это подход, ориентированный на клиента. Он отличается от неоригинального тем, что каждый сотрудник, и в первую очередь менеджеры всех уровней, работают в интересах клиента. Это чрезвычайно сложно в банковском секторе, где царит контроль и бюрократия. Изменение приоритетов начинается с глубокого осознания того, что любая организация, включая банк, создается для формирования ценности для клиента.
Значение для клиента является конкретный продукт определенного качества, отвечающий потребностям клиента по определенной цене в нужное время. И нет ничего в банке, более важного и приоритетного, чем клиент. На словах почти все банкиры признают это, однако опыт показывает, что лояльность сотрудников банка к власти и выполнение правил и стандартов, предписанных сверху, являются для них приоритетными.
Следующие два принципа чрезвычайно полезны, позволяют сразу же перейти от анализа производства банковских продуктов к их улучшению.
Поток ценности представляет собой набор всех конкретных действий, необходимых для предоставления потребителю определенного товара (продуктов, услуг или их комбинации), понимая вклад каждой ссылки в конечного пользователя, понимая все компоненты, которые формируют окончательное значение. Чтобы преобразовать поток значений в поток ценностей, необходимо ввести понятие о различных уровнях преобразования стоимости в потоке его создания.
Процесс можно определить как группу функций, которые относительно тесно связаны и каузально взаимозависимы. Например, производство пластиковой карточки или открытие депозита, или приготовление омлета — это все интегральные процессы, которые могут быть представлены в виде последовательности действий, и для того, чтобы окончательное значение для клиента появилось, «Материалы и компоненты» проходят пять уровней трансформации. Эти уровни хорошо известны тем предприятиям, которые используют карту потока создания ценности (один из инструментов бережливого производства) для оптимизации процессов.
Очень часто при использовании этого инструмента менеджеры понимают корень проблемы и не пытаются влиять на её симптом. Инструмент впечатляет своей простотой и эффективностью.
Четвертый принцип бережливого мышления — растяжка — это система «каскадного» производства и управления, при которой каждый внутренний поставщик выполняет свою часть работы только тогда, когда запрос приходит от следующей ссылки — внутреннего потребителя. Этот принцип важен не только для производства продукта, но и для его продажи. Определите потребность клиента и предложите ему именно то, что ему нужно, продукт, который лучше всего соответствует его «желанию». Когда специалисты фронт-офиса активно предлагают или продвигают определенный продукт, начинает действовать принцип выброса. Наш «я могу» стать сильнее «хочу» потенциального клиента. Задачей передового банка в конкурентной борьбе за клиента является объединение деятельности и вовлечение в работу по продажам. И, наконец, подлинная ориентированность на клиента возникает, когда внутренний клиент, коллега по производственной цепочке становится приоритетом номер один, при внедрении идеологии бережливого производства возникает новый тип внутренних отношений, когда «я хочу» (тянуть) технологическая цепочка превращается в плавное структурированное взаимодействие разрозненных исполнителей.
Пятый принцип бережливого мышления — это совершенство, процесс непрерывного и постепенного совершенствования.
Это постоянное стремление к совершенству всего, что мы делаем, воплощенные в конкретные формы, методы, технологии и адресованные людям. Принцип непрерывного совершенствования малых шагов, в соответствии с которым каждый процесс может и должен быть оценен и улучшен по ряду показателей: требуемое время, используемые ресурсы, качество готового продукта и т. д.
Бережливое мышление является основой для экономически эффективных решений и действий, основой для бережливого производства.
