Меню Услуги

Формирование познавательной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе игры. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4


Глава 3. Экспериментальная работа по формированию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игры

3.1. Основные направления и содержание работы по формированию в процессе игры познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В работе с дошкольниками с ЗПР по формированию у них познавательной деятельности в процессе игры педагог должен использовать различные методы, средства и приемы, которые обеспечивают привлечение и сосредоточение внимания, эмоциональности, поддерживают интерес детей, активизируют самостоятельное мышление и дают возможность получать знания, опираясь на имеющиеся у детей знания и опыт [4].

В ходе развития познавательного интереса у старших дошкольников обозначенной категории, формирования у них мотивации и навыков учебной деятельности необходимо использовать разнообразные формы организации детей (работа малыми подгруппами, индивидуальная, коллективная), обязательно учитывать периоды утомляемости и активности на разных этапах занятия.

Цель проведенной нами на формирующем этапе работы по формированию познавательной деятельности у старших дошкольников: повышение уровня развития познавательных качеств и учебных навыков старших дошкольников, помощь в освоении моделей конструктивного общения.

В рамках обозначенной работы нами предложена коррекционно-развивающая программы, направленная на развитие мыслительных операций и произвольной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через расширение представлений об окружающем мире в процессе игры. Представляемая программа содействует расширению и систематизации знаний и практических навыков детей, а также обеспечивает соответствие работы комплексно-игровому методу, используемому во всех коррекционных учреждениях.

Представленная в программе тематика в совокупности с методами работы способствует формированию целостного восприятия окружающего мира во всех его взаимосвязях; а предложенная подборка игр и упражнений способствует развитию высших психических функций у дошкольников

Программа разработана на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» [31],  а также программно-методического пособия «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития» [35].

Программа занятий построена на основе следующих принципов:

  • системности и планомерности, поскольку развитие ребёнка — процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Занятия проводятся систематично. Материал располагается последовательно, от простого к более сложному.
  • принцип учета возрастных особенностей, поскольку с учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивает формирование у каждого ребенка активной и творческой индивидуальности.
  • принцип доступности, который предполагает, что материал преподносится в доступной для понимания форме, что облегчает работу с детьми, делает ее для них понятной.
  • игровой принцип: для детей дошкольного и младшего возраста ве­дущим видом деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер. Обучение ведется через логические игры и игровые ситуации.
  • принцип креативности: творческий подход педагога к проведению занятий и творческое применение детьми знаний и умений.
  • принцип проблемности: создание проблемной ситуации на занятии позволяет детям самостоятельно найти решение (выбор стратегии поведения в ситуации; вариативность решения проблемы и т.д.).
  • принцип развития ребёнка в деятельности, так как деятельность самого ребёнка — основной фактор его развития.
  • принцип целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и воспитания, поскольку ребенок развивается как личность в соответствии с его физическими особенностями и имеющимися задатками.
  • принцип индивидуальности и дифференцированности: знание и учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых, постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными харак­теристиками, корректирование методики воспитания и обучения.
  • принцип единства развивающей и диагностирующей функции. Тестирование, диагностические задания, позволяющие проанализировать степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития. [3, с. 5]

Также предполагается обязательное включение в работу семьи ребенка – проведение бесед о необходимости формирования познавательной серы детей с ЗПР в игре; непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе; закрепление пройденного материала дома.

Занятия по программе носят преимущественно комплексный, пересекающийся с различными областями знаний характер.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся в индивидуальной форме, но могут проводиться и с группой детей. Длительность занятия – 30 минут. Программа рассчитана на год и предполагает проведение 36/72 занятий, которые могут проводиться 1 или 2 раза в неделю в зависимости от особенностей детей и запроса родителей. Использование приобретенных умений закрепляется в новых более сложных заданиях, развивается в деятельности дома. Задания в программе распределены по темам. На освоение материала одной темы отводится не менее 2 занятий. На каждом занятии подбираются упражнения разных направлений (например, упражнения на развитие мышления, зрительно-моторной координации и пространственных представлений).

Порядок изучения тем не является принципиальным, но необходимо придерживаться актуальности предъявленной темы в конкретный временной отрезок (например, тема «Новый год» не должна изучаться весной). Принципы построения занятий: создание психологически благоприятной атмосферы; соответствие индивидуальным особенностям воспитанников; адекватность требований и нагрузок; доброжелательность; безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует только положительный результат; заинтересованность и активность самого ребёнка; содружество взрослого и ребёнка.

Задания следуют друг за другом в определенном порядке. Все задания озвучивает педагог, не торопясь, четко проговаривая слова. Если ребенок не может справиться с каким-либо заданием или ответить на вопрос, учитель-дефектолог обязательно ему помогает, объясняет, показывает.

Раздел «Отвечай-ка» направлен на формирование умения ребенка быстро отвечать на вопросы, на развитие уровня общих знаний и расширение кругозора.

Раздел «Выполняй-ка» нацелен на развитие внимания, восприятия, памяти, логики, абстрактного мышления, пространственно-временных представлений, зрительно-моторной координации и лексического запаса детей.

Занятия строятся с учетом общих закономерностей психического развития детей и современных принципов коррекционно-развивающей работы. На занятиях соблюдается здоровьесберегающий режим: проведение физминуток; соответствие мебели возрасту детей; соответствие дидактического материала по размеру и цвету; соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; соблюдение санитарно-гигиенических требований. Структура занятий включает: организацию начала занятия (раздел «Отвечай-ка»).; основную часть (раздел «Выполняй-ка», «Нарисуй-ка» + динамическая пауза).; итог занятия.

На всех занятиях осуществляется индивидуальный или групповой текущий контроль по принципу обратной связи методом наблюдения. Обозначенные занятия ориентированы на развитие памяти, внимания, восприятия, логического, творческого и пространственного мышления, воображения, находчивости и сообразительности, на формирование пра­вильной речи, развитие графических навыков. Кроме того, обеспечивается необходимый базовый уровень знаний, умений и навыков, которые помогут ребенку с ЗПР в дальнейшем адаптироваться к условиям школьного обучения.

Так, занятие может строиться по схеме: вводная часть — гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, повышает энергетику и активность ребенка; основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленные на другие психические функции. Предлагаемые упражнения должны быть разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами); заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д. [16]. Например, ход занятия может быть таким:

– разминка (например: дидактическая игра «Что изменилось?», «Четвертый лишний»: определить, какое слово лишнее и почему (страус — собака — слон — тигр. Принимается любой ответ, если он объяснен логически);

– основная часть: (например: упражнение «В зоопарке встречу я …» — дети по очереди называют животных и их детенышей, не повторяясь; пальчиковая гимнастика – дети изображают животных и птиц руками и пальчиками; рисунки-загадки — раскрашивание рисунка по цифрам: 1 – коричневым, 2 – желтым, 3 – зеленым, 4 – синим; «оживление» работ деталями: например, дорисовать предмет, соответствующий определенному животному (заяц – морковка; собака – кость); физкультминутка «Прыгаем, летаем, бежим»;

– итоговая часть (например: упражнение «Фотографы» — фотограф «снимает» одну из игрушек и описывает ее, не называя, дети отгадывают, кого он сфотографировал (отгадавший получает фото на память); дидактическая игра «Домашние и дикие животные»;

– рефлексия (например: — Интересная у нас получилась экскурсия? Что особенно понравилось? Какое задание было интересно выполнять? Что расскажете родителям? Что можно оставить на память об экскурсии?).

В процессе целенаправленной коррекционно-педагогической работы старший дошкольник с ЗПР учится устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов, на что, в частности, указывает в своих исследованиях Стребелева Е.А. [30].

Одна из важнейших коррекционных задач в системе работы с детьми с ЗПР — развитие и совершенствование элементов словесно-логического мышления у ребенка на занятиях познавательного цикла. Л.В. Гильмушарифова указывает, что ребёнок дошкольного возраста с задержкой психического развития овладеть приёмами обобщения и классификации в полном объёме не в состоянии, так как в этом возрасте ему ещё трудно освоить нужные для этого элементы формальной логики [9]. Однако отдельным умениям, необходимым для овладения приёмами обобщения и классификации, научить его можно, что предлагают Катаева А.А. и Стребелева Е.А. осуществить, например, используя на занятиях познавательного цикла игры: «Помоги разложить предметы», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Выдели множества и назови их» и т.д. [39].

Посредством включения в занятия дидактических игр и игровых упражнений мы формировали следующие умения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное; группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом; распределять объекты по классам, хотя обозначенное распределение на данном возрастном этапе еще имеет относительный характер [31]. В приложении 2 представлены примеры заданий на формирование умений выполнять классификацию и систематизацию, умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, на формирование понимания скрытого смысла, которые мы использовали при проведении работы со старшими дошкольниками с ЗПР по формированию у них познавательной сферы.

На фронтальных занятиях познавательного цикла мы использовали указанные задания и упражнения на различных этапах: начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов. Так, например, на этапе организационного момента включали игры типа «3-лишний», «4-лишний», «Продолжи цепочку», «Назови одним словом», «Наоборот» и т.д. [32] Следует заметить, что в начале обучения некоторые игры мы проводили с опорой на наглядность, позже от нее постепенно отказывались.

Классификацию с исследуемой группой детей мы проводили в разных направлениях: по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т.д.); по размеру (в одну группу — большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку — длинные карандаши, в другую — короткие и т.д.); по цвету (в эту коробку — красные пуговицы, в эту — зеленые); по форме (в эту коробку — квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т.д.); по другим признакам нематематического характера (что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т.д.) [30].

Кроме того, особое внимание обращали на умение детей в процессе игровой деятельности познавательного характера обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения, делать умозаключения. Например: «Все мальчики нашей группы — сильные» (первое суждение); «Сергей ходит в нашу группу» (второе суждение); Сергей — сильный (заключение, вывод из двух суждений) [15].

На этапе физкультминутки мы использовали разнообразные игры с мячом, например: «Рыбы-птицы-звери», «Летает — не летает», «Съедобное -несъедобное» и т.п., которые не только позволяли детям активно отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой, но и параллельно способствовали активизации мыслительных процессов, формированию лексико-грамматических представлений [7, с. 34].

На занятиях по развитию связной речи большое место отводили работе по серии сюжетных картин. В содержание этих занятий мы включали вопросы, способствующие развитию словесно-логического мышления. Например, при изучении темы: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Весной» мы задавали детям вопросы, которые помогли им актуализировать знания о временах года, способствовали установлению причинно-следственных связей, помогли детям разобраться в последовательности событий («Какое время года было до весны? А что будет после весны?», «Почему зимой в солнечную погоду снег не тает, а весной тает?» и т.п.) [19].

Кроме того, в план занятий по развитию связной речи включали работу над картинами с проблемным сюжетом: необычный сюжет картин пробуждал интерес у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к учебной деятельности, повышал их мотивацию, стимулировал ребенка анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, пробовать делать элементарные выводы, находить нестандартное объяснение изображенной ситуации [35, с. 15]. Соответственно, такие занятия были насыщены вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность детей, для чего мы старались так задавать вопрос или ставить перед ребенком какую-либо задачу, проблему, чтобы включалось как можно больше мыслительных операций («Почему?», «Так ли это?», «Правильно ли ответил Дима?», «Как ты считаешь?») [30]. В обозначенном направлении мы использовали сюжеты знакомых сказок:  «Почему Снегурочка летом грустила, а зимой нет?», «Можно ли сказать, что одна Мышка вытянула репку?» т.п.) [15].

При включении в познавательные занятия элементов сюжетно-ролевых игр, мы непременно давали качественную оценку действия («Я внимательно рассматриваю посуду», «Кукла прыгает высоко»), обращали внимание детей на порядок выполнения действий («Развязываю пояс юбки, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю рубашку с мишки»). Когда ребенок наблюдает различные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, формирование познавательной сферы осуществляется продуктивнее.

Так, например, нами было организовано познавательное занятие в форме игры «Путешествие в страну Фантазийку». При подготовке к занятию мы с детьми обсудили, как туда добираться (поездом, самолетом, пароходом), соответственно — распределены роли, обсуждены ролевые позиции. Непосредственно на познавательном занятии блок был отведен для развития элементов словесно-логического мышления:

«Ребята, давайте представим, что мы с вами попали в замечательную страну Фантазийка. Давайте закроем глаза и попробуем увидеть то, что находится вокруг нас …»

Дети, придумайте ситуации и их возможные последствия:

Например, что произошло бы, если бы:

а) У елки выросли ножки.

б) Если бы все кошки стали большими, как слоны.

в) Если бы все люди стали ходить вверх ногами.

г) Если бы у меня была волшебная палочка … и тому подобное.

Все ситуации детям было предложено проиграть, инсценировать.

Отдельным направлением проведенной нами работы была также разработка и реализация плана работы по формированию у детей дошкольного возраста с ЗПР знаний о растительном мире, предполагающего проведение 2 раза в неделю занятий и закрепление материала в игровой деятельности детей (приложение 3). Разработанный план предполагал решение следующих задач:

  1. Сформировать элементарные знания о растительном мире, расширить представления о его многообразии.
  2. Научить отмечать сходство и различие в форме, величине, окраске овощей, фруктов, листьев, цветов и т.д..
  3. Научить замечать изменения в развитии, происходящие в растительном мире.
  4. Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
  5. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное отношение к ней.

Работа по формированию представлений о растительном мире в соответствии с предложенной нами программой проводилась по четырем тематическим направлениям:

  1. Овощи-фрукты
  2. Деревья
  3. Кустарники
  4. Травы (цветы).

Использование дидактических игр на формирование представлений о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выступало ключевым организационно-педагогическим условием (описание дидактических игр представлено в приложении 3, иллюстративный материал к дидактическим играм — в приложении 4). Детям предлагались по каждому из этих направлений дидактические игры четырех видов: настольно-печатные, игры с предметами, словесные, хороводные.

Рассмотрим проведение дидактических игр в соответствии с определенными нами направлениями.

Направление 1. Овощи-фрукты.

Задачи:

— расширять представления о том, что весной сажают семена овощей на грядки; летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды; осенью собирают урожай овощей и фруктов;

— развивать умение отличать и называть по внешнему виду, вкусу и форме овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша), ягоды (малина, смородина) и называть их.

В процессе усвоения знаний об овощах и фруктах детям предлагались дидактические игры четырех видов: настольно-печатные, игры с предметами, словесные, хороводные:

— настольно-печатная игра «Подбери картинку»: мы показывали какой-либо фрукт и обращались к ребенку: «Ты на фрукт посмотри и картинку подбери». Ребенок должен найти нужную картинку на столе и назвать фрукт. Далее идет игра «Подарим фрукты»: по очереди обращаясь к детям с рифмованной инструкцией, предлагается инсценировать действие:

Ты яблоко бери

И Оле дари.

Ты грушу бери

И Сергею дари.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Ты банан бери

И Дарине дари.

Затем выясняли, кому какой фрукт подарили. По окончании игры детям предлагалось разбиться на пары и покормить фруктами животных в зоопарке. В ходе игры дети активно называли фрукты, рассказывали, какие они на вкус. Дополнительно по ходу игры уточняется цвет фрукта и его форма.

— игра с предметами: детям была предложена игра «Сварим борщ». Для игры мы раздали каждому ребенку муляжи овощей, а 3-м детям дали муляжи фруктов. Далее предложили детям сложить их в кастрюлю. Дети выполняли задание, а мы выясняли, кто какой овощ положил в кастрюлю. Когда ребенок клал овощ, то дети хором отвечали: «Света положила картошку. Сережа положил капусту…». В ходе игры дети должны определить, что фрукты в борщ не кладут. Детям, у которых были муляжи фруктов, предложена отдельная кастрюля, в которой они «варили компот». По окончании игры детям предлагалось разбиться на пары и покормить кукол (или животных).

— словесная игра «Назови овощи» сопровождалась чтением стихотворения с наглядным сопровождением (показ сюжетных картинок):

Страшный случай

Пять проворных пальчиков

Как-то за столом

Чуть не утонули

В супе овощном.

Испугались Лук,

Морковка,

Свекла,

Помидоры,

Успокоиться не могут и по эту пору.

(О. Дриз, перевод Т. Спендиаровой)

После прочтения стихотворения детям предлагалось назвать, какие овощи были перечислены; указать, где они растут; далее дети должны были по описанию или по загадке назвать, о каком овоще идет речь:

– растет в земле, вверху зеленая, внизу красная (свекла);

– сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук);

– как на нашей грядке выросли загадки: сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют (помидоры).

– расту в земле на грядке я: оранжевая, длинная, сладкая (морковь).

Следует отметить, что при выполнении задания дети легко смогли перечислить указанные в стихотворении овощи, указали, что растут они на огороде. При определении названия овоща по описанию – возникали трудности, поэтому нами было предложено дополнительное задание для выполнения дома с родителями: повторить загадки, выучить любую из них, сделать рисунок.

Далее детям предлагалась вторая часть игры «Как собирают урожай». Сначала необходимо перечислить овощи на картинке, назвать одним словом изображенные лук, помидор, картофель и капусту (овощи). Далее педагог читает записанное слово, а дети называют, какой овощ выкапывают, какой срезают, какой срывают, а какой выдергивают.

В ходе игры детям пришлось дополнительно объяснять значения слов «выкапывают», «срезают», «срывают», «выдергивают» и уточнять, почему именно тот или иной овощ следует именно таким образом «собирать».

— хороводная игра «Огородный хоровод». Дети становятся в круг и под музыкальное сопровождение ходят по кругу, проговаривают слова и повторяют соответствующие движения за воспитателем:

Во саду ли, в огороде

Весело гуляли (ходят по кругу),

Во саду ли, в огороде

Грядки мы вскопали (показывают «копание лопатой»),

В грядку семена сажали,

В ямку опускали (показывают, «как сажали семена»),

а потом водою теплой

Грядку поливали (показывают, как «поливали водой»)

Ты расти скорей, морковка.

Грядку мы прополем (показывают, «как пропалывают»).

Будет литься летний дождик

На тебя, на поле (поднимают руки вверх-вниз)).

Вот и осень наступила,

Урожай снимаем (собирают муляжи овощей)

Радостно и весело

Пляску затеваем (притопы и прихлопы).

В игре дети активно повторяли за нами все движения. При повторном проведении игры дети могли уже без нашего показа выполнить отдельные движения.

Направление 2. Деревья.

Задачи:

— учить выделять индивидуальные и общие признаки деревьев; учить отличать деревья от кустарников и цветов;

— закрепить части дерева (корень, ствол, ветви, листья, плоды (если есть));

— формировать умение устанавливать взаимосвязь между деревом и его частями (листьями, плодами);

— дать представления о том, что для роста дерева необходимы земля, вода и воздух.

Для усвоения знаний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР о деревьях им также были предложены дидактические игры четырех видов:

— настольно-печатная игра с пособием «Растительный мир». Дети были рассажены по двое за столом, что позволило стимулировать их к общению в процессе игры. Сначала предлагалась игровая ситуация: однажды налетел сильный ветер и листья с деревьев закружились и полетели. Задача детей — помочь каждому листику найти свое дерево, при этом дети должны работать вместе. Они находят два одинаковых листика, помещают на дерево (один – внизу листик, другой – вверху), называют дерево. Затем детям предлагается на дереве нарисовать такой точно листик (справа и слева). В процессе игры детям по очереди предлагалось изобразить, какие звуки издает ветер. Как результат – игра способствовала не только формированию представлений о деревьях, но и развивала звукоподражание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, учила играть сообща, вместе искать варианты решения, договариваться, использовать один и тот же игровой предметный материал.

— игра с предметами: дидактическая игра «С какого дерева плод?»

Сначала мы вместе с детьми рассматривали картинки, называли деревья, определяли, какой плод у какого дерева. Затем дети разбивались на 2 группы. Одна группа детей по сигналу брала из мешочка «плод» и должна была подбежать к дереву, которому он принадлежит (вырезанные деревья были размещены по периметру игровой площадки»). Вторая группа детей определяла, правильно ли выполнены действия. Затем группы менялись местами.

— словесная игра «Правильно/неправильно»: мы произносили то или иное утверждение, если оно было правильным дети хлопали в ладоши. Например: « У дерева есть корень, лист и стебель» (дети не хлопают; выполнение задания комментировалось: «Молодцы, у дерева нет стебля, а что есть у дерева? А  стебель у чего есть?» Если кто-то хлопнул, то также давались соответствующие пояснения). В ходе игры детям предлагали такие утверждения:

– ствол у березы белый с черными точечками;

– плод дуба – желудь;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

– плод березы – шишка;

– на сосне растут шишки;

– чтобы дерево росло ему нужен цветочный горшок;

– чтобы дерево росло ему необходимы солнце, земля и дождь;

– листья у дерева желтеют зимой;

– почки у дерева появляются осенью;

– из почек дерева появляются листья.

— хороводная игра «Грушка». Дети образовали круг, в середине которого ребенок, который был «грушкой». Все ходили вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пусть наша грушка растет, растет!

Остановились. Движения руками

Солнышко пусть ей пригревает (руки вверх — в стороны)

Дождик пусть ее поливает (имитируют дождик)

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины (руки вверх);

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины (руки в стороны)

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас! (ребенок в центре круга танцует)

А мы эту грушку все щипать будем. От нашей Марийки убегать будем! (все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а «груша» ловит детей).

Хороводная игра позволяет вызвать положительные эмоции у детей.

Направление 3. Кустарники.

Задачи:

— учить выделять индивидуальные и общие признаки кустарников; учить отличать кустарники от деревьев и цветов;

— закрепить части кустарника (корень, ветви, листья, плоды (если есть))

— дать представления о том, что для роста кустарников необходимы земля, вода и воздух.

Детям были предложены такие игры:

— настольно-печатная игра «Собери кустарник». Дидактические задачи: закрепить знания детей о кустарниках и частях, из которых они состоят; учить называть знакомые кустарники, описывать их по наиболее типичным и характерным признакам. Материалы: картинки с изображением кустарников, их составляющие части, коробка, описание игры. Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на части. Дети рассматривают целые картинки, называют кустарник, объясняют с помощью воспитателя, почему это кустарник, что ему необходимо для роста, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение кустарника. Сначала ребенок собирает с использованием образца, а после самостоятельно.

В процессе игры детям предлагались такие кустарники (сирень, орешник, шиповник).

— игра с предметами «Найди плоды кустарника». Детям предлагают плоды (шиповник, малина, орех) и необходимо определить: с какого кустарника эти плоды. Прежде, чем дети ищут кустарник, они должны с закрытыми глазами достать плод из мешочка и попробовать на ощупь определить, что это за плод (в качестве подсказки предлагают другим детям описать цвет, форму, вкус).

— словесная игра «Мишка спрятал горшочек с медом под кустом». Для игры используют игрушку Мишку, который все время под кустом прячет свой горшочек с медом. Одна группа детей прячет горшочек с медом вместе с Мишкой под кустом, а затем описывает его (с помощью взрослого). Вторая группа должна назвать этот куст (сирень, шиповник, малина), а потом «найти» горшочек (для игры готовят силуэты кустарников).

— хороводная игра «В лесу ягоды искали». Детям предлагается вместе с педагогом повторить движения.

В лесу ягоды искали (идут по кругу)

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали (собирают)

Под кусточком посидели,

Вкусны ягодки поели,

Так, так и вот так,

Вкусны ягодки поели.

(садятся на пол и едят ягоды с ладошки)

Как матрешечки устали,

Под кусточком задремали

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

(закрывают глазки и кладут ладошки под щечку)

А потом они плясали

Свои ножки выставляли

(выставляют ножки на пятку)

Так, так и вот так.

Свои ножки выставляли

(кружатся, топая ногами)

По окончании игры мы уточняли у детей: Какую ягодку мы попробовали? Где она растет? Малина – это кустарник или дерево? Почему?

Направление 4. Травы (цветы).

Задачи:

— знакомить с различными травами и цветами; учить различать комнатные и садовые цветы;

— дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух;

— учить вместе со взрослыми ухаживать за растениями.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Детям были предложены такие игры:

— настольно-печатная игра «Чего не хватает растению». Цель: формировать знания детей о частях растения, умения их называть. Материал: 4 карточки со схематичным изображением растения (на каждой из карточек вырезана одна из частей: корень, стебель, листья, цветок, эти недостающие части лежат вперемешку на столе. Перед началом игры мы предлагали детям посмотреть и определить, какая беда произошла с каждым из растений («Нам нужно им помочь. Посмотрите внимательно, чего не достаёт каждому из них, и подберите нужные части растений»). Дети искали рисунки с изображением корней, стебелька, листьев, цветка. Если ребёнок правильно подобрал недостающую часть, получается целое растение. В процессе игры мы уточняли, как называется каждая из частей и для чего она нужна растению.

— игра с предметами «Капитошка поливает цветы». Цель: закрепить представления детей о внешнем виде комнатных растений их названии, развивать слуховое внимание. Игровая задача: найти определенное растение. Материал для игры: растения,  жетончики в виде капелек. Мы расставляли  в разных углах групповой комнаты разные комнатные растения и произносили: «Капельки в леечку собираются» (дети произвольно передвигались), «фикус полить отправляются» (дети бежали к названному растению). Побеждал тот, кто быстрее находил названное растение.

— словесная игра «Узнай по описанию». Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида комнатных растений, побуждать самостоятельно описывать внешний вид растений. Игровая задача: узнать растение по перечисленным признакам. Материал: карточки с изображением комнатных растений, подарочной коробки, Капитошки и Капельки. В ходе игры мы прятали под изображение подарочной коробки карточки с растениями и называли его характерные особенности. Дети отгадывали, какое растение Капитошка подарит Капельке. Побеждал тот, кто отгадывал больше растений.

— хороводная игра «Назови цветок». Описание: дети стоят в кругу, в середине круга лежат разные цветы (ромашка, одуванчик, роза, фикус, колокольчик). Дети идут по кругу и произносят текст. Выходит ребенок по тексту, поднимает цветок, называет его, дети указывают, где растет цветок (в поле, в комнате, на клумбе), ребенок  кладет на место. Затем игра продолжается.

Текст песенки:

Дети встали в кружок

Увидали цветок,

Кому дать , кому дать

Кому цветочек передать?

Выйди , Саша, в кружок,

И возьми скорей цветок.

Имя ему надо дать,

Где растет он указать.

Также на закрепление представлений детей о цветах была предложена пальчиковая игра «Алые цветки»:

Наши алые цветы (раскрываются пальчики, кисти рук)

Распускают лепестки (поворачиваются влево-вправо).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет (потихоньку пошевелить пальчиками.).

Наши алые цветки.

Закрывают лепестки, (сомкнуть пальцы вместе в «бутон»)

Тихо засыпают (кисти рук опустить вниз),

Головой качают (круговые движения кистями рук).

Дидактические игры мы сочетали с наблюдениями в природе, с трудовой деятельностью, включающей в себя уход за клумбами и за растениями  уголка природы. Так, например, закрепляя комплексно знания детей по выделенным направлениям мы использовали дидактическую игру «Скорая помощь» (описание игры – в приложении 1). По окончании наблюдений за трудом взрослых с помощью видеоматериалов детям была предложена дидактическая игра «Соберем урожай», цель которой: познакомить детей с плодами фруктовых деревьев; закреплять знания об овощах и фруктах, узнавать и называть их по внешнему виду и на ощупь; развивать моторику кистей и пальцев рук; формировать знания детей о полезных свойствах фруктов; продолжать учить различать и называть цвета; развивать речь детей, внимание, зрительную память. Предварительная работа, которая нами была проведена: рассматривание альбома «Осень», «Овощи», «Фрукты», картины «Осень в лесу», просмотр видеосюжетов «Сбор урожая». Необходимый для дидактической игры материал: разноцветные салфетки, пуговицы, ткань, нитки, клей.

Ход игры:

Наступила осень: «Осенью ты не зевай, собирай весь урожай». Пришло время собирать урожай яблок и груш.

Мишка задумался, как же ему быть?

Ему одному совсем не справиться.

Тогда мишка и решил обратиться к ребяткам в детский сад.

Ребята, а вы мне поможете собрать урожай?

Дети отвечают с радостью.

Конечно же мишка, мы тебе поможем!

Пальчиковая гимнастика, вместе с педагогом дети поочередно разминают каждый пальчик:

Этот пальчик в сад пошел,

Этот яблоко нашел,

Этот яблоко сорвал,

Этот яблоко отдал

Больчишу-крепышу!

Этот пальчик сливы нашел,

Этот пальчик сливы сорвал,

Этот пальчик снес домой,

Ну а самый маленький съел все до одной.

Наши пальчики отдохнули, и теперь мы будем собирать урожай. Из разных фруктов можно сварить очень вкусное и сладкое варенье!

Физкультминутка

Ножки, ножки, где вы были?

В сад за фруктами ходили.

Что вы, ручки работали?

С веток яблоки срывали.

А теперь мы будем кушать

Вот такую грушу…

По окончании игры детям предлагается картинка для раскрашивания.

Также для закрепления умений ухаживать за растениями была предложена дидактическая игра «Как растут цветы», цель которой – освоить последовательность выращивания комнатных растений; закрепить представ­ления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух; формировать стремление принять участие в совместной деятельности со взрослыми по уходу за растениями. Сначала мы с детьми рассматривали таблицу-плакат «Как растут цветы», а затем детям предлагалась картинка с ошибкой: необходимо было исправить ошибку и составить правильную последовательность. Также, как вариант – картинки необходимо еще и раскрасить:

Особенностью работы по включению игр при формировании представлений о растительном мире детей старшего дошкольного возраста с ЗПР являлось то, что отдельные виды игр мы создавали сами в процессе выполнения других видов деятельности. Так, например, при работе по направлению «Овощи и фрукты» мы предложили дидактическую игру «Веселый огород», в ходе которой вместе с детьми выращивали зеленый лук. Через наблюдение за растениями мы формировали представления о необходимости тепла, света, воды и почвы для роста растений, формировали осознанное отношение к природным процессам, а также развивали интерес к совместному труду со взрослыми (приложение 3). Каждый этап занятия мы фотографировали и фотографии стали основой созданной нами дидактической игры «Посадим сами огород», цель которой: формировать умение последовательно воспроизводить действия при посадке лука; закрепить представления детей об условиях, необходимых для роста растений (свет, тепло, вода, почва). На наш взгляд, продуктивность такого вида работы обусловлена тем, что в ее основе – эмоционально-практическая деятельность детей: дети рассматривают не абстрактные картинки, а в  процессе игры апеллируют к пережитым впечатлениям.

Аналогично проводилась работа по формированию представлений детей об условиях жизнедеятельности деревьев, кустарников, растений, в ходе которой мы осуществляли наблюдение за их ростом (весной на деревьях и кустарниках появляются почки, распускаются листочки, появляются цветы,  летом — они цветут, листья у кустарников и деревьев – зеленые, осень они желтеют и опадают, зимой ветви деревьев покрыты снегом), освоение  несложных способов ухода за ними (деревья и кустарники необходимо окапывать, травяные растения (их семена) сажать во вскопанную землю и т.д.), формировали желание выращивать комнатные растения, воспитывали положительные эмоции при восприятии красоты растительного мира. Результат – созданные дидактические игры «Паспорт растения (кустарника, дерева)», «Из каких частей состоит растение (дерево, кустарник)», Нужна ли вода растительному миру», «Что необходимо растениям (деревьям, кустарникам) для роста?», «Что растет на грядке?», «Кто сидит в горшочке?» и т.д.


Страницы:   1   2   3   4