Меню Услуги

Формирование познавательной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе игры. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4


Детям дошкольного возраста с ЗПР была предложена игра в форме презентационного материала, использование которых предполагает привлечение ИКТ. Так, например, игра «Что лишнее?». Цель: уточнить представление детей о растительном мире, закрепить понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», «грибы», «цветы», «деревья», «растения». Задачи: формировать умение сравнивать, выделять характерные признаки растений, различать их, правильно называть, соотносить их в определенную группу, устанавливать простейшие взаимосвязи; активизировать в речи слова с обобщающими значениями: «овощи», «фрукты», «ягоды», «грибы», «цветы», «деревья», «растения»; развивать память, мышление, речь; воспитывать любовь к природе. Особенность игры – постепенное усложнение предлагаемых заданий. Описание игры: Какая картинка лишняя? Почему? Ребенок должен посмотреть на картинки и назвать изображенные на них растения, употребляя обобщающие слова «деревья», «цветы» и т.д. На клик мышки — «уходит» лишняя картинка. Если ребёнок предложил неверный ответ, обсудить и подвести его к верному ответу. Кликом мышки перейти на следующий слайд.

Разработанную игру мы также предложили родителям для организации познавательно-игровой деятельности в обозначенном направлении дома.

В процессе организации работы с детьми проводилась подвижная дидактическая игра «Посади растение». Дети были разделены на две команды и построены в 2 колонны друг за другом. На расстоянии 4-5 метров напротив каждой команды стоит стул (на стуле — искусственные цветы и детское ведро с песком). По команде — первые игроки добегают до стула и ставят один цветок в «горшок» (ведро с песком), обегают стул и, прыгая на двух ногах, возвращаются к своей команде, встают в конец колонны. Как только игроки перепрыгнут через стартовую линию, бег начинает другой игрок.

С целью обеспечения взаимодействия работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию представлений о растительном мире у детей 3-4 лет посредством включения дидактических игр для родителей нами были предложены различные презентационные материалы «Игры детей с природным материалом», «Учим детей играть в дидактические игры», «Дидактическая игра: просто ли игра?», «Создаем дидактические игры сами» и др. С родителями была проведена лекция «Особенности формирования представлений о растительном мире детей 3-4 лет», беседа «Как помочь ребенку ориентироваться в мире природы», групповые консультации «Учим ребенка трудиться в природе». Родителям была предложена для ознакомления папка-передвижка «Лечебные и ядовитые растения», информационный материал «Какие наблюдения за растительным миром можно проводить с детьми на прогулке и дома».

Разработка и реализация краткосрочных образовательных практик на сегодня рассматривается как перспективная практико-ориентированная форма образовательной деятельности в ДОУ, которая успешно готовит детей к учебной деятельности. Такая форма предлагается педагогом, например,  для совместной реализации того или иного проекта в соответствии с интересами и образовательными потребностями детей и позволяющая получить (увидеть) конкретный результат. Следует отметить, что обозначенная форма работы призвана создавать условия для удовлетворения познавательных интересов и действий дошкольников; освоения ими различных способов деятельности; направлена на повышение мотивации и ориентирована на формирование у дошкольников навыка работать в команде. Так, например, нами был реализован краткосрочный образовательный проект по теме «На дне морском». Основу обозначенного проекта составили игры и игровые упражнения. В процессе его реализации мы прошли определенные этапы:

Выбор темы. Тема была предложена нами на основе коллекции морских ракушек, привезенных после отдыха одним из воспитанников. Мы увидели, что рассматривание коллекции очень заинтересовало детей, но их познания в обозначенной области были недостаточны для обсуждения.

Подготовка к реализации краткосрочного проекта. Мотивация детей к участию (просмотр фотовыставки), ознакомление с планом проекта.

Организация процедуры распределения детей в игровые команды. Дети с помощью именных жетонов выбирали одно из тематических направлений: «Растительный мир морских глубин», «Животный мир морских глубин», «Тайны морских глубин», «Необычные обитатели морских глубин». Семьи воспитанников также получили информацию о содержании реализуемого краткосрочного проекта через специальные буклеты и онлайн- консультирование на сайте ДОУ.

Подготовка игровых команд к работе.  Каждая команда подготовила свой маршрутный лист, который включал деятельность, рассчитанную на 5 дней:

1 день — работа с материалом, предложенным воспитателем по теме. Результат: выполненные задания.

2 день – обмен собранной  информацией;

3 день – выполнение творческих работ;

4 день – составление творческих работ (рассказов, стихотворений, загадок)

5 день – презентация результатов.

Рефлексия: что получилось, что не получилось, где были проблемы, как удалось вместе решить проблемы, в каких проектах еще хотелось бы поучаствовать.

Подготовительная работа для всех игровых команд: просмотр презентации «Обитатели морского дна», видеофильм «Живая планета» серия «Подводный мир морей и океанов». Беседа по прослушанному и увиденному; знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепина «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество; рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»; прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»; просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва»; словесные игры «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Чьи детки?», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц?» (на материале слов — медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала и др.)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Основная работа каждой игровой команды: поисковая работа командами иллюстративного и литературного материала по своей теме; выполнение рисунков, аппликаций, пластилиновых персонажей, оригами, роспись камней по теме, составление рассказов. Родители записывают  придуманный ребёнком рассказ о морском обитателе, помогают оформить работы; подбирают пазлы на морскую тематику; готовят разрезные картинки «Морские животные».

По окончании мы подготовили презентацию по результатам работы всех команд «Обитатели морского дна».

Также на занятии, например, мы предлагали детям мини-проект «Архитекторы», основу которого составила сюжетно-ролевая игра, в ходе которого им необходимо было спроектировать дом, используя одну  геометрическую форму (у каждого – своя), также предлагалась дидактическая игра «Засели домики» (необходимо было взять с полки игрушку с номером и поселить ее в «соответствующий» домик.. Далее следовала защита своего проекта, в ходе которого дети не только обосновывали свое решение, но и «рекламировали» свой дом. Для развития мышления и знакомства с понятием «Время» мы использовали творческие задания, типа «Заполнить временную линию «Река времени», установив связь между динозавром и крокодилом, бронтозавром и черепахой, между рептилиями и птицами, между обезьяной и человеком, а по ходу придумать и нарисовать какое-нибудь новое свое необычное животное, но чтоб оно было больше-меньше предложенных, выше-ниже и т.д. Предложенное задание направлено на стимулирование проявлений творческого мышления в процессе разных видов деятельности.

Таким образом, на примере предложенной программы по формированию представлений детей дошкольного возраста с ЗПР с растительным миром как одного из направлений их ознакомления с окружающим мы увидели, что основу обучения должны составлять игровые подходы. Цель которых – мотивировать к познавательной детялеьности и создать положительное эмоциональное отношение к усвоению материала.

С целью обеспечения взаимодействия работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по развитию познавательной  умений старших дошкольников с ЗПР нами проводилась методическая работа с педагогами, в частности для педагогических работников были предложены различные презентационные материалы «Особенности познавательной деятельности дошкольников с ЗПР», «Учим играя или играя учимся: особенности формирования познавательной деятельности в игре», «Оптимальная организация предметно-игровой среды для мотивации дошкольников с ЗПР к познавательной деятельности», «Дидактические игры в познавательной деятельности». С родителями также была проведена работа в обозначенном направлении: лекция «Роль познавательной деятельности в развитии дошкольников с ЗПР», групповые консультации «Как проводить исследования вместе с ребенком?», «Коррекционно-развивающая направленность игр», подбор психолого-педагогической литературы.

3.2. Результаты контрольного эксперимента

Для определения результативности проведенных мероприятий в рамках экспериментальной программы формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе игры была проведена на контрольном этапе повторная диагностика.

В таблице 3.1 представлены результаты диагностики познавательной сферы у исследуемой группы детей на контрольном этапе в сопоставлении с результатами, полученными на констатирующем этапе исследования.

Таблица 3.1. Сравнительные результаты диагностики познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на контрольном и констатирующем этапах исследования

Вид диагностики Диагностика по методике Э. Ф. Замбацявичене «Закончи предложение» (норма для детей 5-6 лет с ЗПР 5-6) Диагностика определения последовательности событий Диагностика по методике Марцинковской Т.Д. «Исключение четвертого» (норма для детей 5-6 лет с ЗПР 5-6) Диагностика по методике Йирасеку «Назови одним словом» (норма для детей 5-6 лет с ЗПР 7-11)
Этап Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
01 6 6 средний средний 4 4 7 9
02 5 5 высокий высокий 4 5 3 5
03 4 5 низкий средний 4 6 6 8
04 3 4 средний средний 2 4 5 8
05 2 3 низкий средний 2 3 3 5
06 3 4 средний высокий 5 5 7 7
07 4 4 низкий средний 4 4 4 7
08 3 4 низкий низкий 3 5 4 4
09 2 3 средний средний 2 3 3 4
010 3 5 средний высокий 1 3 2 4

 

Сравнительный анализ результатов диагностики развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по различным методикам показывает динамику к улучшению показателей, демонстрирует их соответствие нормативным показателям у детей с задержкой психического развития в обозначенном направлении. Так результаты диагностики по методике Э. Ф. Замбацявичене «Закончи предложение» показывают увеличение количества баллов у 6 детей (60%) и соответствие нормативным показателям  — у 4 детей (увеличение по сравнению с констатирующим этапом на 20%). В ходе диагностики определения последовательности событий отмечено снижение количества детей, продемонстрировавших низкий уровень – на 30%, увеличение высокого уровня – на 20%. Диагностика по методике Марцинковской Т.Д. «Исключение четвертого» показывает также увеличение количества баллов у 7 детей (70%) и соответствие нормативным показателям  — у 4 детей (увеличение по сравнению с констатирующим этапом на 10%). Результаты диагностики по методике Я. Йирасеку «Назови одним словом» свидетельствуют об увеличение количества набранных баллов за выполнение задания у 7 детей (70%) и соответствие нормативным показателям — у 5 детей (увеличение по сравнению с констатирующим этапом на 20%).

В целом на контрольном этапе эксперимента прослеживается положительная динамика в показателях познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что свидетельствует об оптимальности и продуктивности предложенной системы организации работы в обозначенном направлении на основе игр.

Сравнительный анализ уровня готовности педагогов к организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по результатам проведенной работы показал, что педагогов, продемонстрировавших низкий уровень, не выявлено, при этом значительно возрос процент педагогов, продемонстрировавших высокий уровень.

Также на контрольном этапе предложено педагогам и родителям оценить по 5-балльной шкале эффективность проведенной работы в рамках реализации программы формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития познавательной деятельности в процессе игры. Результаты оценивания родителей и педагогов представлены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Результаты оценивания родителями и педагогами по 5-балльной шкале эффективности проведенной работы в рамках реализации программы формирования у старших дошкольников с ЗПР познавательной деятельности в процессе игры

 

В целом, следует отметить, что организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры способствует развитию, познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также формируются исследовательские умения, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоения нового. При этом важную роль играет готовность педагога осуществлять эту работу, осуществляется интеллектуальное, коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие личности. Привлечение родителей к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольника усиливает процесс формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре

На основании изучения и анализа теоретической литературы по проблеме формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игре и результатов проведенной экспериментальной работы нами разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игре:

1. В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе познавательный интерес развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.

2. Развитие интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в познавательных достижениях каждого. Путь к развитию знаний, умений и навыков всегда начинается с интереса к деятельности и требует от педагога способности и умения заинтересовать и увлечь детей как конкретной игрой, так и литературным произведением, которое инсценируется. Отталкиваясь именно от интереса к игре и поставленной задачи, можно обеспечить педагогически направленное движение к развитию активности, познавательных навыков, формирование мотивации к познавательной деятельности.

3. Постоянное создание «ситуации успеха». Радость и успех необходимы детям с задержкой психического развития гораздо в большей степени, чем здоровым детям, поскольку достижение и продвижение даются им несравненно большим трудом и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения. Подбор педагогом материала для организации познавательной деятельности детей обозначенной категории в игре позволяют последней быть действенным учебным приемом, а не скучным и тяжелым занятием [46, с.24].

4. Важнейшая роль в организации познавательной деятельности детей в процессе игры отводится индивидуальному подходу к каждому ребенку. Соответственно, такая методика должна быть четко субъектно-ориентированной игровой деятельностью. Дети с проблемами в развитии остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому важно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход.

5. Благодаря разнообразию и постоянству использования игрового занимательного материала, ребенок с ЗПР успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям.

6. В процессе организации познавательной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития следует учитывать, что работа c детьми обозначенной категории осуществляется в следующих направлениях:

– знакомство с окружающим миром с целью формирования образов-представлений о моделируемых объектах и отражения в их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в последующей игре;

– формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве: реальном – на основе предметно-игровой деятельности; отраженном в различных знаках – с предметами-заместителями в ходе игровой, предметно-практической, элементарно трудовой деятельности;

– обучение принятию игрового образа, роли: восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за тем, как педагог заменяет реальное поведение игровым; освоение действий с различными игрушками в ходе различных игр; взаимодействие персонажей в режиссерских играх и играх-драматизациях;

– развитие психомоторики и мелкой моторики рук, осуществляемых в ходе игровых действий;

– овладение различными средствами межличностного общения и взаимодействия.

7. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо как можно раньше посредством включения в коррекционно-развивающую работу игр формировать предметную деятельность, создавать обобщенные представления о роли вспомогательных средств в практической деятельности человека; подводить детей к обобщению собственного опыта действий с предметами-орудиями: создавать у них необходимую направленность не только на результат, но и на условия выполнения заданий; формировать ориентировочную деятельность. Все это будет способствовать не только развитию познавательной деятельности, но и развитию познавательной готовности к обучению в школе.

8. Все игровые подходы, ориентированные на формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, должны преподноситься на зрительно-предметном уровне. При этом важен тщательный подбор наглядного материала для игровых упражнений и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

9. Каждой игре должен предшествовать пропедевтический этап, который подводит детей к выполнению игровых задач и условий.

10. Для лучшего восприятия детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР изучаемого материала с использованием игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).

11. В процессе формирования познавательной деятельности следует чаще использовать задания, которые имеют одни и те же цели, но различаются по форме.

12. В формировании познавательной деятельности в процессе игры следует коррекционно-развивающую работу осуществлять по следующим направлениям: формирование положительного эмоционального отношения к игре, игрушке, взрослому; обучение умению строить алгоритмы деятельностей с достаточно наглядным результатом; перенос выработанных способов планирования в игру, в которой дети выступают в качестве ее организаторов; самостоятельные игры.

13. Особое внимание со стороны педагогов и родителей следует уделять речевому опосредованию деятельности детей с ЗПР: от них необходимо требовать обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречевление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности. При этом в стимулировании речевой деятельности детей необходимо использовать двигательную активность.

14. Использование игр в работе с детьми с ЗПР предполагает их продолжительность от 5 до 15 минут. При этом темп проведения игры должен быть неторопливый (осознание ошибок, использование помощи).

15. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР часто отсутствует активный поиск. Они бывают равнодушными как к результату, так и к процессу решения практических задач, даже в тех ситуациях, когда задача игровая. С целью развития у детей навыка анализа условий практической задачи и поиска путей ее решения целесообразно предлагать игры типа: «Достань машинку» и «Как достать?», «Как помочь персонажу?» и подобные.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

16. Целесообразно использовать для формирования познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР следующие приемы:

— показывать ребенку и вместе с ним манипулировать привлекательными ярко окрашенными предметами;

— разрешать ребенку производить разнообразные действия с предметами (стучать, хватать, бросать, изучать);

— часто разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы, стимулируя к пониманию производимых действий, установлению элементарных причинно-следственных отношений, правильному употреблению слов;

— организовать безопасное место для исследовательско-познавательной деятельности и обеспечить его необходимыми предметами, имеющими разную форму и различные свойства;

— использовать игры, направленные на развитие мелкой моторики (зона в головном мозге, отвечающая за мелкую моторику, находится рядом с «зоной речи», поэтому стимуляция первой оказывает развивающий эффект в отношении речи);

— проговаривать свои действия («Я собираю вещи», «Мою посуду», «Кидаю мяч»);

— включать игры, развивающие познавательный интерес, а также направленные на развитие мыслительных операций (наглядные анализ и синтез, элементарные сравнение и классификация и др.). Например, игры «Собери пирамидку», «Собери картинку», «Узнай, что внутри», «Живое/ неживое»); игры, направленные на развитие восприятия и внимания («Чего недостает?», «Что лишнее?», «Разные или одинаковые?», «Разложи по парам»);

— имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию;

— объяснять происходящее;

— поощрять проявление инициативы в игре, уточняющие вопросы и т.д.

Выводы по третьей главе

Обеспечение формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры осуществляется посредством внедрения соответствующей экспериментальной программы, которая включает организацию предметно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, различные формы и методы активизации познавательной деятельности детей в процессе игры и руководство  со стороны взрослого.

Системный подход к формированию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством оптимальной организации их предметно-игровой деятельности позволяет значительно оптимизировать работу в обозначенном направлении.

Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой, с целью реализации базовой потребности — адекватного отражения объективной действительности субъектом познания, направленной на дальнейшую оптимальную адаптацию ребенка с ЗПР к обучению в школе. Следует отметить, что организация занятий познавательной направленности посредством игр позволила успешно развивать психические процессы у детей обозначенной категории. А также успешно формировать у них  предпосылки к учебной деятельности.

 

Заключение

Данное исследование было направлено на изучение особенностей формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игре. В ходе его проведения был дан теоретический анализ проблем формирования познавательной деятельности у детей обозначенной категории в процессе игры, проведено эмпирическое исследование, в ходе которого осуществлена диагностика познавательной сферы детей с синдромом ЗПР, реализована экспериментальная программа по оптимизации обозначенного процесса, определена ее продуктивность. Теоретический анализ обозначенной проблемы формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игре и результаты проведенного исследования в обозначенном направлении позволяют сделать следующие выводы:

  1. Разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений современной коррекционной педагогики и психологии. Любое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, развитие произвольных форм поведения, формирование психологических основ будущей учебной деятельности.
  2. Познавательный интерес — важнейшее личностное образование, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, развивается в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности.
  3. По сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, дети с задержкой психического развития характеризуются сниженным уровнем познавательной активности, не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают необходимого уровня готовности к обучению, а в школе попадают в категорию неуспевающих. Поэтому так актуальна проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  4. Психофизиологические нарушения, обусловливающие задержку психического развития, не только неблагоприятно влияют на формирование психики детей, нарушают возможность свободного их общения, вызывают негативные эмоциональные состояния и чувства неполноценности в социуме, но и препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, усвоению навыков чтения, техники письма и тому подобное, что требует проведения с детьми обозначенной категории необходимой работы.
  5. В работе с дошкольниками с ЗПР по развитию познавательной деятельности и формированию познавательного интереса педагог должен использовать различные методы, средства и приемы, которые обеспечивают привлечение и сосредоточение внимания, эмоциональности, поддерживают интерес детей, активизируют мышление и дают возможность получать знания, опираясь на имеющиеся у детей знания и опыт.
  6. В ходе развития познавательной деятельности и формирования познавательного интереса у старших дошкольников с ЗПР необходимо использовать разнообразные формы организации детей (работа малыми подгруппами, индивидуальная, коллективная), обязательно учитываются периоды утомляемости и активности на разных этапах занятия.
  7. Занятия по развитию познавательной деятельности и формированию познавательного интереса у старших дошкольников с ЗПР может строиться по схеме: вводная часть — гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, повышает энергетику и активность ребенка; основная часть, которая включает игровые упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 игровых упражнения, направленные на другие психические функции. Обозначенные игровые упражнения и задания должны быть разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами); заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.
  8. Организационно-педагогическими условиями формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры выступают следующие: организация предметно-игровой деятельности в условиях предметно-развивающей среды; организация познавательной деятельности в процессе игр на занятиях и при осуществлении режимных моментов; эмоционально-практическая направленность познавательной деятельности; взаимодействие работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в обозначенном направлении.
  9. Предложенная экспериментальная программа формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры, с учетом обозначенных организационно-педагогических условий продемонстрировала положительные результаты, что подтверждает соответствующая диагностика: прослеживается положительная динамика в формировании познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
  10. Результаты исследования позволяют утверждать, что цель работы, заключающаяся в исследовании эффективности влияния игр на формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, достигнута. Положительная динамика формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры приводит к выводу, что выдвинутая гипотеза верна.

 

Список литературы

  1. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. –– №12.6. – С. 1-6.
  2. Антипова И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И. Г., Володина И. С.// Психология обучения. — — № 9. — С. 12-24.
  3. Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В. П. Арсентьева. – М. : Форум, 2009. – 144 с.
  4. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 2009. – 278 с.
  5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — СПб., 2005. — С. 12-16.
  6. Безматерных Т.В. Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста / Т.В. Безматерных // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 135-137.
  7. Безруких М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2009. – 245 с.
  8. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. — М.Изд-во УРАО, 2009. – 147 с.
  9. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. – 136 с.
  10. Борода Т.В. Развитие мыслительных операций дошкольников 5-6 лет с трудностями формирования познавательных процессов через расширение представлений об окружающем мире // Вопросы дошкольной педагогики. – № 1 (07). – – С. 70-75.
  11. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР (организационный аспект) : метод. пособие. – М., 2004. – 189 с.
  12. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. — — № 3. — С. 24-26.
  13. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 199 с.
  14. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. – С. 231-256.
  15. Гильмушарифова Л.В. Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 145-149.
  16. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева ; под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М. : Академия, 2004. – 272 с.
  17. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 224с.
  18. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. – М. : АРКТИ, 2001. – 224 с.
  19. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В.А. Дрязгунова. – М., Просвещение, 2005. – 135 с.
  20. Дубских В.А. Организация учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: матер. III Всеросс. научно-практич. конфер. ( 20-21 мая 2010) : в 2 ч. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. – Ч.1 – С. 22-34.
  21. Дыбиной О.В. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сб. научно-методич. работ / [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 248 с.
  22. Екжанова А.Е., Стребелева А.С.. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005. – 145 с.
  23. Закрепина А. Умственно отсталые дети: синдромы. педагогическое изучение, коррекционная помощь / Закрепина А. // Дошкольное воспитание. –2012.– № 1.– С. 58-66.
  24. Инденбаум Е. Л.Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи / Инденбаум Е. Л.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 5. – С. 3-10.
  25. Инденбаум Е.Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях // Дефектология. — 2008. — № 5. — С. 4-10.
  26. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – – №5. – С. 12-18.
  27. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.
  28. Кондратьева С.Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 7. – С. 40-45.
  29. Коноваленко С.В. Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем процессе // Коррекционная педагогика. — — № 1 (37). — С. 61-67.
  30. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду // Дошкольное воспитание. — — №3. — С. 12-18..
  31. Кудашева О.В. Коррекция психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста / О.В. Кудашева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 191–195.
  32. Кудинова Л. С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий / Кудинова Л. С. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – – № 6. – С. 213-216.
  33. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — — № 3(6). — С.1180-182.
  34. Марценковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. /Т.Д. Марценковская. – М.: Линка-Пресс, 2008. – 176 с.
  35. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна: Пособие для родителей и педагогов. – М., 2007. – 214 с.
  36. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие. / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2007. – 144 с.
  37. Никишина Е.Д. Дети – исследователи : [из опыта развития познават. активности дошкольников в процессе экспериментирования в дет. саду компенсирующего вида № 2282 Москвы] / Е. Д. Никишина [и др.] // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 3. – C. 56-61.
  38. Николаева Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников / Л.Ю. Николаева, Е.А. Николаева // Образование и воспитание. – – №2. – С. 25-29.
  39. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / С.Н. Николаева // Дошкольная педагогика. – – №5. – С.15-23.
  40. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. /Под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2007. – 268 с.
  41. Пачурин Г. В., Шевченко С. М., Горшкова Т. А., Романова М. В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, современное состояние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – №8-3. – – С. 146-151.
  42. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. — 208 с.
  43. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д.Н., Иванов Е.С., Защиринская О.В. ; под ред. Шипицыной Л.М.. – М. : Академия, 2012. – 223 с.
  44. Романова Т.П. Использование метода проектов для формирования познавательной деятельности дошкольников с ЗПР / Т. П. Романова, Е. В. Белкина // Коррекц. педагогика. – – № 5. – С. 89-92.
  45. Семаго Н.Я. Руководство по психической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго– М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2000 г. – 263 с.
  46. Середа О.Л. Влияние современных проблем дошкольного образования на качество готовности дошкольника к обучению в школе / О.Л. Середа, И.В. Тимонина // Проблемы качества образования в современном обществе: сб. науч. ст. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – С. 59-61.
  47. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: программно — методическое пособие (Образовательная система «Детский сад 2100») / ред. Т.Г. Неретина. — М. : Баласс, Изд. дом РАО, 2006. — 240 с.
  48. Скалина О.В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — — №2. — С. 13-19.
  49. Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: [в 2 ч.] : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 17-18 апреля 2014 г.) / под ред. Г. С. Чесноковой ; [редкол.: Р. О. Агавелян, Н. А. Кузь, Л. В. Ковригина и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т. –Новосибирск: НГПУ, 2014.–Ч. 2., 2014. –135 с.
  50. Соколенко Т.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 624-626.
  51. Сорокоумова С.Н. Особенности сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками в учебно-познавательной деятельности / С.Н. Сорокоумова, В.В. Кисова // Дефектология. — — № 1. — С. 29-38.
  52. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 180 с.
  53. Тимофеева Л.Л. Проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2014. — №5. — С 20-23.
  54. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Гринго, 1996. — 137 с.
  55. Трошин П.Л. Исследование познавательной сферы детей с нарушением интеллекта // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 92-94.
  56. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)
  57. Федосеева О.А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью // Молодой ученый. – 2012. –№11. – С. 489-491.
  58. Фомичева О. А., Логоша Г. Е. Игровая деятельность дошкольника // Молодой ученый. – – №12. – С. 923-926.
  59. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия: Учебное пособие / Никулина Ф.Х. – Москва: изд-во учитель, 2014. – 144с.
  60. Шамарина Е.В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Е. В. Шамарина. – М. : Книголюб, 2007. – 248 с.
  61. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – СПб.: «ИМАТОН», 2009. – 99 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4