Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие и значение материального обеспечения в системе социально-экономических прав человека
1.2. Признаки и виды социально-экономических прав человека
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Особенности получения ежемесячных денежных выплат
2.2. Особенности получения сертификата на материнский капитал
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная Россия для сохранения своей целостности, как никогда должна заботиться о национальной безопасности. Слагаемыми национальной безопасности являются: оборона страны от внешних и внутренних политических угроз, экономическая, социальная, техногенная, экологическая и информационная безопасность. В энциклопедическом понимании Социальная безопасность – «это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений». Иначе говоря, социальная безопасность – это прежде всего бережное, заботливое и уважительное отношение Государство к своему главному ресурсу и богатству – личности.
Отстаивая свои интересы на мировой политической арене, Россия, столкнулась с очень многими препятствиями: санкции западных стран, экономический кризис, непростая внешнеполитическая обстановка, угроза террористической волны, информационная война, направленная на подрыв государственной целостности, недоверие народа к правительству. Всё это вкупе приводит к тому, что проблемы в социальной сфере приобретают наиболее острый характер. В связи с тем, что решение вопросов социальной направленности связано с вливанием значительных финансовых средств из казны Государства, в такой непростой обстановке система общественных отношений, регулируемых отраслями социального законодательства является наиболее уязвимой. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретают исследования механизмов защиты социально-экономических прав человека и гражданина, которые неизбежно должны быть основаны на Конституции Российской Федерации.
Статья 2 Основного закона РФ провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а обязанность по их признанию, соблюдению и защите возложила на государство. Конституционное закрепление данной правовой нормы является неоспоримым доказательством приоритетности обеспечения прав граждан. Однако, положения, продекларированные даже на уровне Конституции, на практике встречают множество препятствий при воплощении их в жизнь. Суровой действительностью является тот факт, что из всей системы прав человека, наибольшее количество нерешенных проблем существует именно в сфере реализации социально-экономических прав. В связи с чем в кризисных условиях жизненно необходимо определить приемлемые и эффективные условия взаимодействия личности, общества и государства. Фундаментальную основу выработки таких условий должны составлять нормы Основного закона и правовая политика в этой области.
Основным направлением конституционно-правовой политики в сфере реализации социально-экономических прав граждан является закрепление, обеспечение, гарантия социально-экономических прав социально-незащищенных субъектов («экономически несостоятельных: малообеспеченных и неимущих индивидов, инвалидов, безработных, детей, оставшихся без попечения родителей, беженцев, переселенцев и т.д.»). Данное направление особо актуально в силу тяжести возможных последствий нерешенности проблем в этой области: «экономико-правовая неурегулированность материальных условий жизнедеятельности, в частности, бездомных, безработных, детей-сирот и др., подавляет их волю, создает предпосылки и условия для «рискованного» поведения», что может негативно сказаться на общественном развитии в целом.
По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2018 года число россиян, имеющих доход ниже прожиточного минимума, составило 13,5% от общей численности населения, что составляет 19,8 миллионов человек. И это только официально подтвержденные данные. А сколько людей находится за чертой бедности из числа тех, кто не подавал свои данные в органы социальной защиты населения для оформления пособий, или тех, кто работает «неофициально», т.е. без оформления трудового договора? Если к имеющимся цифрам прибавить еще и данные неофициальные, то получится удручающая картина. Несмотря на то, что формально в России снизилось количество населения с доходами ниже прожиточного минимума, реальная действительность далека от официальных заявлений чиновников.
В этом заключается актуальность выбранной темы.
Цель работы — анализ основных проблем права на материальное обеспечение в законодательстве РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие материального обеспечения в законодательстве РФ;
— проанализировать виды и признаки социально-экономических прав;
— изучить понятие ежемесячных денежных выплат как меры материального обеспечения;
— изучить порядок выплаты материнского капитала, как одной из мер реализации социально-экономических прав.
Объект исследования — общественные отношения, в области регулирования конституционного права российских граждан на материальное обеспечение, его судебная защита.
Предмет исследования — теоретические вопросы правового регулирования прав граждан на материальное обеспечение.
Методологическая основа исследования – это и системный анализ, и обобщение нормативных научных материалов с
использованием диалектического, логического, и других методов.
Теоретическую основу исследования составили труды специалистов в области права социального обеспечения, К.С. Батыгина, Т.Ю. Барышниковой, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, К.Н. Гусова, И.В. Гущина, Р.Н. М.Л. Захарова, В.Д. Зорькина, Р.И. Ивановой, Ю.Б. Корсаненковой, С.И. Кобзевой, А.М. Куренного, М.И. Кучмы, В.В. Лазарева, Е.Е. Мачульской,Т.К. Мироновой, А.Е. Пашерстника, О.А. Самариной, В.А. Сафонова, Т.А. Сошниковой, В.А. Тарасовой, Л Э.Г. Тучковой, Е.Б. Хохлова, С.А. Чиркова и др.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы основной части, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие и значение материального обеспечения в системе социально-экономических прав человека
Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона. Таким образом, Государство гарантирует гражданам при наличии оговоренных в законодательстве страны условий имеет право на получение социальной услуги от государства. При негосударственной
форме такого обеспечения гражданину предварительно надо вложить свои денежные средства, а пенсионные выплаты на их основе он сможет получить впоследствии из негосударственного фонда, при наступлении соответствующих страховых случаев.
В современном праве социальное обеспечение тесно связано с обеспечением материальным. Социальное обеспечение — это сложное и многогранное явление, представляющее собой комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан. Одним из компонентов форм обеспечения в этой системе выступает именно материальное обеспечение. Помимо материального обеспечения, можно выделить также обеспечение в форме обслуживания, информирования, медицинской помощи и др. Несомненно, наиболее распространенной формой социального обеспечения является обеспечение материальное. В то же время оно само выражается в различных формах: зачастую в денежной, реже в имущественной (реабилитация инвалидов, технические средства, топливные ресурсы и др.) Материальное обеспечение – это система мероприятий, реализующихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека [22, 18]. В рамках рыночных отношений индивид может удовлетворить свои нужды только посредством получения прибыли с собственности или в форме оплаты за свой труд. Но в каждом обществе есть люди, не имеющие имущества, которое приносило бы пассивный доход. Есть и другая категория граждан, которая не в состоянии работать по различным причинам: возраст, наличие заболевания, в связи с неблагоприятными последствиями военных, политических, экологических, национальных и прочих конфликтов, демографических изменений, стихийных катаклизм и так далее. Если не оказать помощь всем этим категориям граждан, то они не смогут прожить.
Материальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений, направленных на перераспределение материальных благ с целью создания условий максимальной социальной стабильности и для удовлетворения всех потребностей и интересов граждан страны. Это определение объясняет важность эффективного проведения социального обеспечения, так как в течение жизни любой человек может подвергнуться опасности, связанной с наступлением утраты возможности самообеспечения, потерей возможных источников средств для существования. В большинстве случаев преодолеть эти трудности самостоятельно невозможно, поскольку они предопределены социально-экономическими условиями и не всегда зависят от воли человека. Но такое положения граждан нарушает социальную стабильность общества и может привести ко многим тяжелым последствиям, угрожающим и экономической безопасности страны. Поэтому каждое государство берет на себя большой груз ответственности при организации системы социального обеспечения, которая подходила бы на определенном этапе развития общества.
Социальная поддержка граждан оказывает стимулирующее воздействие на экономическое положение разных слоев и групп общества, таким образом, снижая внутреннее напряжение в стране. Только при расширении и углублении социального обеспечения населения может нормально функционировать цивилизованный рынок. В широком смысле, право на материальное обеспечение представляет собой целое направление внутренней политики правительства. Она ориентирована на обеспечение конституционных прав и минимальных гарантий граждан страны. Социальная поддержка оказывается вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания. Иными словами, на Конституционном уровне защита гарантируется относительно всех прав и свобод личности. Взаимодействие рыночной системы и социальной защиты следует рассматривать не только относительно всего общества, но и на уровне определенных групп, семьи, личности. Главной целью социальной защиты выступает необходимость оказать конкретным людям надлежащую помощь в сложных жизненных ситуациях.
Право на материальное обеспечение населения обладает рядом функций. Сгруппировать их можно по следующим категориям:
1) Превентивная. Данная функция ориентирована на охрану здоровья граждан. Для исполнения превентивной функции организуются определенные медицинские мероприятия.
2) Экономическая. Исполнение этой функции заключается в компенсации расходов или компенсации средств, которые гражданин не получил с наступлением определенных событий. Данные события связаны с рисками утраты трудоспособности, приобретения тяжелого заболевания, инвалидности.
3) Реабилитационная. Функция направлена на восстановление здоровья граждан, их трудоспособность, а также адаптацию социально незащищенных граждан к новым рыночным условиям.
4) Институциональная. Предусматривает сохранение и развитие институтов и механизмов, обеспечивающих деятельность системы социальной защиты населения [34, 56]. В настоящее время социальная защита населения является главным направлением социальной политики России.
В Российской Федерации система социального обеспечения начала развиваться еще в советском периоде, и тогда для ее финансирования были созданы социальные страховые внебюджетные фонды. В наши дни финансирование осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ. Повышение уровня развития системы социального обеспечения и ее эффективности происходит только при полной реализации таких принципов, как: адресность, солидарность, всеобщность, многообразие. Кстати, если говорить о многообразии видов и форм предоставления социальной помощи в России, то в этом наша страна хорошо развита. Существует множество видов социального обеспечения, которые предоставляются как в денежной, так и в натуральной форме. Список этих видов не является окончательным, так как пополняется в соответствии с нуждаемостью граждан в определенной поддержке. Выделяют две основные формы социального обеспечения по степени централизации: децентрализованные (региональные, муниципальные, локальные) и централизованные, которые в свою очередь еще делятся на государственное социальное обеспечение и обязательное социальное страхование. Каждая из этих форм различаются по своему финансовому источнику, субъектам-получателям, уполномоченным органам и видам социального обеспечения, относящимся к ним. Эксперты приписывают местной форме социального обеспечения особое значение, так как она наиболее приближена к конкретному гражданину и может своевременно реагировать на любой социальный риск локального характера. Центральное место в системе социального обеспечения занимают такие ее виды, как государственные пенсии и пособия. Если говорить о пенсиях, то они занимают очень важное и значимое место в этой сфере, так как они затрагивают жизненные интересы престарелых граждан, инвалидов и семей, потерявших кормильцев. Классификация этих пенсий достаточно широка и размер каждой пенсии отличается от другой. Минимального размера пенсии нет, но важно то, что пенсия не может быть ниже прожиточного минимума, а в случае, если этот уровень не достигается, то назначается социальная пенсия. Нужно понимать, что пенсионное обеспечение является основным пунктом расходов Пенсионного фонда РФ. Следует помнить, что выплата пенсий и пособий самая затратная статья в расходах федерального бюджета, при этом доля выплат на отдельные виды пенсий зависит от численности людей, состоящих на учете в ПФР. Ежегодно число таких граждан увеличивается, и большинство из них получают пенсию по старости. В этом и состоит одна из проблем, вызывающих дефицит Пенсионного фонда, так как рост количества пенсионеров оказывает большую нагрузку на пенсионную систему. Пенсионный фонд выполняет важнейшую функцию для населения – обеспечивает достойный уровень благосостояния за счет накопленных и перераспределенных средств, что оказывает большое влияние на экономику любого государства. Несовершенства в Российской пенсионной системе, проявляющиеся в дефиците Пенсионного фонда РФ, мешают развитию экономики страны, тянут ее вниз, в связи с чем изменения в этой сфере просто жизненно необходимы.
Реализация права на материальное обеспечение является довольно сложной системой. В эту систему входит сложная организационная структура, направленная на обеспечение населения комфортными условиями жизни, на удовлетворение жизненных потребностей граждан, на предоставление социальных гарантий. Для реализации всех этих задач, необходимо организовывать различные мероприятия, разрабатывать социальные программы, направленные на реализацию мер социальной поддержки населения, которые ориентированы на снижение социальных рисков и повышение качества жизни граждан.
Все эти мероприятия осуществляются для достижения следующих целей:
— Материальная поддержка в целях повышения материального статуса, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
— Предоставление материальной помощи населению в трудных для жизни условиях;
— Помощь в адаптации социально незащищенных граждан к условиям рыночной экономики. Основной формой социальной защиты населения в условиях рынка является все-таки обеспечение в денежной и натуральной форме. Данное обеспечение может предоставляться в виде услуг или льгот, которые соответствуют социальным гарантиям государства, а также государством закреплены разного рода социальные услуги, такие как: медицинские, бытовые, психологические, педагогические и другие виды помощи государства и негосударственных структур во время кризиса и в трудных жизненных ситуациях граждан [16, 78].
В настоящее время в развитых странах существуют следующие формы социальной защиты населения:
— обязательное государственное социальное страхование, корпоративное и частное страхование добровольного характера;
— социальное обслуживание по предоставлению социальных услуг;
— социальная помощь на всех уровнях власти, которая может предоставляться гражданам как единовременно, так и периодично.
Вышеуказанные формы социальной защиты финансируются из различных источников, предоставляются разным категориям граждан, а также отличаются системой организующих и управляющих ими органов [23, 126].
Социальное страхование является частью государственной системы защиты населения. Её спецификой является осуществление в соответствии с федеральным законодательством страхования граждан от возможных изменений материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельств [17,29].
На сегодняшний день социальное страхование является одним из способов реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в следующих случаях: болезни, по возрасту, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ни один участник экономической деятельности не застрахован от воздействия событий, которые могут повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия.
Необходимо учитывать опасности физического, природного, социального и экономического характера в хозяйственной деятельности, так как главными и основополагающими условиями процесса воспроизводства в экономике являются бесперебойность и непрерывность.
В целях обеспечения бесперебойности процесса производства хозяйствующий субъект должен предпринимать меры по защите себя от опасностей (рисков), несущих угрозы здоровью работников и процессу производства. Современное сообщество выработало ряд способов защиты от рисков, одни из которых и является страхование.
Экономической составляющей страхования является создание страховых фондов, в которые поступают взносы заинтересованных в страховании сторон, которые, в свою очередь, предназначены для возмещения ущерба. В связи с тем, что предполагаемый ущерб (страховой риск) носит вероятностный характер, то и средства фонда перераспределяются, как во времени, так и в пространстве. Возмещение ущерба пострадавшим происходит за счет тех, кто вносил взносы, так сказать, участвовал в формировании этого страхового фонда.
Из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что страхование представляет собой систему экономических отношений, состоящую из совокупности форм и методов формирования целевых финансовых фондов, используемых для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, при наступлении определенных событий.
Индивидуальное страхование физических и юридических лиц проводится чаще всего на добровольной основе страховыми компаниями, но в ряде случаев осуществляется в обязательном порядке.
Для полного раскрытия темы, необходимо рассмотреть более подробно экономическую сущность социального страхования.
По определению «Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков социального характера».
Социальное страхование есть система возмещения социальных рисков, которая происходит за счет перераспределения национального дохода между различными группами населения. Социальное страхование производит данное перераспределение с учетом величины социального риска и размера трудового вклада в совокупный национальный доход.
Социальное страхование входит в общую систему страхования. В общую систему страхования входят: имущественное страхование (движимое и недвижимое имущество, основные фонды и т.д.), личное страхование (жизни, от несчастных случаев за счет предприятий), страхование ответственности (например, профессиональной ответственности врачей, юристов).
Социальное страхование защищает как работников, так и членов их семей, а также объединяет людей. Его институты (законы, правила, фонды и др.) предоставляют гражданину возможность реализовать свою свободу и ответственность на основе социальной справедливости и в соответствии с Конституцией РФ.
В Декларации прав человека социальное страхование определено как «форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потере средств к существованию по независящим от человека причинам».
Предметом социального страхования выступают социальные риски. Мы понимаем, что риски социального происхождения неразрывно связаны с системой общественного устройства. Нарушение естественного социального положения классов и групп населения, ухудшение положения в части благосостояния людей, как следствие реализации социальных рисков, приводит к системным изменениям социально-трудовых отношений, а также к разрушению процессов воспроизводства, приводят к торможению развитие всего нашего общества.
В социальном страховании понятие социального риска является ключевым. В ст. 3 «Закона об основах соцстрахования» дается определение понятия «социальный риск». Итак, согласно данному Закону, Социальный страховой риск представляет собой «предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование».
Иными словами, социальный риск — это фактор, при котором нарушается нормальное социальное положение людей в следствии повреждения здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд, сопровождающийся наступлением материальной необеспеченности из-за утраты заработка населения, дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семьи — источника дохода, в случае потери кормильца.
К социальным рискам так же относятся и массовые виды опасностей, влекущие за собой ухудшение социального положения больших групп населения (безработица, эпидемия и т.д.), независимо от их социального статуса и уровня доходов.
Цель социального страхования – это поддержка граждан в случае ухудшения социального положения. наступившего в связи с отрицательным воздействием социальных рисков.
Задачами социального страхования являются:
— оказание материальной помощи нетрудоспособным гражданам;
— возмещение потерянного трудового дохода;
— предоставление медицинской помощи;
— охрана детства и материнства;
— перераспределение доходов и выравнивание уровня жизни различных групп населения.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством мер правового, экономического и организационного характера. Все эти меры направлены на изменение последствий ухудшения материального и социального положения работающих граждан. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, «иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и др.» [17,87].
Социальное страхование формируется в виде трех направлений(фондов). Одним из таких направлений является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Медицинское страхование – это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Его цель гарантировать гражданину при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах – обязательное и добровольное.
Пенсионный фонд России также является частью социального страхования. «Государственное пенсионное страхование – вид страхования, осуществляемого за счет страховых взносов работающих граждан с целью обеспечения граждан пенсиями по старости, инвалидности, в случае потери кормильца».
И третий вид – это Фонд социального страхования. Данная структура призвана обеспечить выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение и др.[25,56]
Социальное обслуживание населения — это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Формами социального обслуживания являются:
- социальное обслуживание на дому
- в полустационарной форме
- в стационарной форме
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном проживании в организации социального обслуживания[19,100] .
Государственная социальная помощь. В Федеральном законе от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» дается следующее определение данного понятия: «Государственная социальная помощь предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров» [4].
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
— поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
— адресного использования бюджетных средств;
— усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
— создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
— снижения уровня социального неравенства;
— повышения доходов населения[4].
В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:
1) инвалиды;
2) семьи с детьми (малоимущие семьи, многодетные семьи, семьи в которых проживают дети – инвалиды);
3) безработные;
4) граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;
5) инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в том числе инвалиды с детства и дети-инвалиды;
6) граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
7) дети — круглые сироты;
8) одинокие матери;
9) инвалиды войны, ветераны боевых действий;
10) ветераны труда;
11) вынужденные беженцы и переселенцы и т.д.
1.2. Признаки и виды социально-экономических прав человека
Современная Россия находится в весьма непростом социально-экономическом положении: не смотря на оптимистические заявления чиновников, реальный уровень дохода населения продолжает падать, регулярно увеличивается количество людей с доходами ниже прожиточного минимума, все острее стоит вопрос социального расслоения общества. Национальные конфликты, нестабильная общественно-политическая обстановка, рост преступности – все это оказывает негативное воздействие на решение социальных проблем. К большому сожалению, российское общество столкнулось с нарушением прав граждан в социальной и экономической областях общественной жизни. При этом нарушения обоюдны и совершаются как со стороны государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны самих граждан и юридических лиц, что, бесспорно, оказывает большое влияние на снижение социально-экономического уровня жизни граждан на территории Российской Федерации. Все эти факты говорят о необходимости создания социальных программ и ведения всесторонней работы, позволяющей гарантировать гражданам защиту культурных, экономических и социальных прав. Несоблюдение норм, принципов и законов Конституции Российской Федерации, стабилизирующих социально-экономические права человека, игнорирование интересов людей крайне негативно влияет на социально- психологическое и нравственное состояние общества, порождает сомнение у людей к государству и официальным лицам, снижает их общественно- политическую активность, а также порождает гражданскую апатию.
Для обеспечения стабильности государству необходимо создавать такие условия, при которых граждане будут чувствовать себя свободными от страха и нужд. Самое главное в этом вопросе – это дать чёткое и конкретное понятие социально-экономических прав и свобод человека и гражданина. В отличие от других прав таких как гражданские, которые возникают с момента рождения, социально-экономические права возникают в момент признания их государством. В статьях Конституции 34-43 перечислены социальные и экономические права.
Установленные и гарантированные Конституцией Российской Федерации социально-экономические права: быть собственником, владеть и распоряжаться своим имуществом, право наследования, право на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 13); право на жилище (ст. 14); право на труд и свободный выбор профессии, защиту от безработицы (ст.15); право на отдых (ст.16); право на квалифицированную медицинскую помощь (ст. 17); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, пенсии, пособия и др. (ст. 18); право на охрану детства и материнства (ст. 20); право на участие в культурной жизни общества (ст. 21) [1], в совокупности составляют систему неотъемлемых прав человека. В основе формулирования социально-экономических прав человека в действующем законодательстве лежат такие философские категории как «справедливость», «разумность», «добросовестность», «достоинство» и т.д., определяющие конституционную ценность и юридические смыслы правовых норм.
В блок социально-экономических прав входит много прав и объединяются они для определенной цели: «создание государством условий, при которых люди свободны от страха и нужды». Экономические показатели развития государства являются мерой обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина. От того как государство выполняет свои обязанности в сфере социальной политики, зависит воплощение в жизнь социально-экономических прав его граждан. Только при активной позиции государства в части применения мер материального, процессуального и социального обеспечения, будут в полной мере реализованы социально-экономические права. Но задача государства состоит не в том, чтобы полностью обеспечить граждан всеми благами, а в том, чтобы оказывать поддержку для большинства граждан, оказании реальной помощи в трудных жизненных ситуациях, дать возможность участвовать на равных в общественных отношениях. Государство должно создавать каждому гражданину и его семье минимальные стандарты и условия для достойного уровня жизни. В международном законодательстве сложилась система минимальных стандартов — уровень заработной платы, жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня. Социально-экономические права человека и гражданина будут наиболее полно обеспечены в социальном государстве. Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на повышение жизненного уровня населения, изживания абсолютной бедности, уменьшение чрезмерной имущественной дифференциации, активное и полное функционирование учреждений социальной сферы. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [30,8].
Экономические права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать равную реализацию экономических свобод, характерных права для общества. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной. не запрещенной законом экономической деятельности.
Социальные права и свободы – это права и свободы, призванные обеспечивать осуществление социальных потребностей человека и безопасность общества в целом.
По мнению В. А. Четвернина, социально экономические права разделяются по следующим четырем группам:
- Социально-экономические свободы – включают в себя естественные и неотчуждаемые права (право на образование; свобода и неприкосновенность собственности; право частной собственности и его наследование; право частной собственности на землю)
- Социально-экономические права на свободное воплощение индивида совместно с другими в сфере трудовых отношений (Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку)
- Социально-экономические права, «как не имеющие юридического смысла декларации, не порождающие права, которое можно защитить в судебном порядке (право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию)» [40, 27].
- Условные социальные права – это права напрямую зависят от экономической обстановки и обеспечения их бюджетом государства (право частной собственности на землю; свобода предпринимательства, право на образование, право частной собственности и его наследования).
Исторический процесс формирования социально-экономических прав был очень и очень долгим. Но итогом этого долгого процесса стало признание социально-экономических прав в качестве основных, и они вошли в общую систему прав и свобод.
Социально-экономические права и свободы нашли свое отражение и на международном уровне. «Всеобщая международном декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей актах ООН 10.12.1948) .
Также социальные и экономические права и свободы нашли свое отражение в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., а также в иных международно- правовых актах по правам человека.
Социально-экономические права и свободы закреплены в ст. 34-44 Конституции РФ и включают в себя экономические, социальные, экологические, культурные права. Данная категория прав и свобод человека и гражданина «реализуется в сфере предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, собственности, получении образования, труде, отдыхе, окружающей среде, сохранении здоровья, культурной деятельности». Названные права обеспечивают материальные, духовные и многие другие потребности той или иной личности [37, 214]. По своему юридическому содержанию данные права неодинаковы. Хотелось бы отметить, что некоторые права (например, право частной собственности) являются бесспорными правами прямого действия, другие же (право на отдых, право на социальное обеспечение) рассматриваются как субъективные права, их содержание вытекает из отраслевого законодательства. Следующая категория прав порождает для государства обязанность проводить политику содействия в их реализации [38, 109]. Отличия юридического содержания определяется разнообразной степенью массовости реализации этих прав. Нельзя не сказать о том, что, например, право частной собственности, право на труд, лучше обеспечиваются и проявляют свое жизненное значение, нежели другие категории прав, которые так и остаются «жить на бумаге». Важной особенностью этих прав является то, что они закреплены за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов. Юридическое закрепление некоторых прав увязывается с прямым установлением соответствующих обязанностей. К данной категории можно отнести следующие права: на образование, на участие в культурной жизни, права, связанные с взаимоотношениями детей и родителей и т.д.[21, 129] .
Несомненно, закрепление в гл. 2 Конституции России таких социально-экономических прав, как «право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование [1] и др.», можно отнести к одному из достижений действующей Конституции. Однако, нельзя забывать тот факт, что несмотря на то, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», особенность многих социально-экономических прав состоит в том, что они требуют уточнения конкретных параметров их содержания в отраслевом законодательстве, без чего их реализация невозможна. Отметим, что нередко, действующее законодательство, конкретизирующее конституционные права человека, противоречит нормам Основного закона. Здесь также следует вспомнить о том, что еще одна отличительная черта социально-экономических прав заключается в том, что реализация большинства из них невозможна без активного содействия государства. Данное утверждение находит свое подтверждение и на международно-правовом уровне. В частности, п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Каждое государство, участвующее в настоящем Пакте, обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». Конечно, в силу, прежде всего, экономических причин государство не может сегодня реально гарантировать все важнейшие права этой группы, поскольку лишь при высоком уровне экономического развития, позволяющем разумно перераспределять средства и ресурсы, сохраняя свободу рыночных отношений, возможно осуществление полноценной социальной политики государства [18, 88]. Тем не менее, даже такие уважительные причины, как состояние экономики, не должны служить основанием снятия с государства обязанностей, корреспондирующих к социально-экономическим правам граждан, закрепленных в Конституции. Наоборот, данное обстоятельство должно стать дополнительным стимулом в разработке механизмов реализации конституционно-правовой политики в области социально-экономических прав граждан, в том числе принятие в развитие конституционных норм адекватного сложившейся ситуации законодательства, поскольку конституционная политика имеет в своей основе нормативно-правовую базу, которая не ограничивается рамками самой Конституции. Обозначенная выше проблема осложняется, по всей видимости, проявлением отрицательной тенденции негативного отношения к социальным правам человека как к принципам и целям социальной политики, а не как к правовым нормам Основного закона, имеющим прямое действие. В следствие чего, под сомнение ставится возможность их защиты только на том основании, что они закреплены в Конституции. В этой связи необходимо подчеркнуть, что нормы Конституции являются основой для самозащиты гражданами своих прав и свобод. Из чего следует, что, если государство не исполняет своей обязанности по обеспечению социально-экономических прав, гражданин имеет право требовать ее выполнения. Не следует забывать о том, что «любое субъективное право представляет собой ценность, если имеется возможность защитить его от нарушения. Обеспеченность субъективного права возможностью государственного принуждения – это неотъемлемое его качество, такая возможность существует не параллельно с другими закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственно им самим, так как без этого они не были бы юридическими возможностями» [19, 100]. Следовательно, все правомочия, составляющие социально-экономические права граждан, предполагают не только поведение управомоченного лица, но и реальную возможность использовать средства их защиты. Подводя итоги, можно сделать выводы, что сегодня в условиях глубокого экономического кризиса основным направлением конституционно-правовой политики государства в реализации социально-экономических прав граждан является именно обеспечение данной группы прав у социально-незащищенных слоев населения. Важным условием воплощения такой политики в жизнь является приведение в соответствие норм социального законодательства, принятие адресных социальных программ. При этом в основу конституционно-правовой политики в обсуждаемой сфере должен быть положен принцип взаимности прав и обязанностей, свободы и ответственности.
Социально-экономические права и свободы являются одними из важных прав и свобод в настоящее время. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально экономических условий жизни индивида, определяют положение личности в сфере труда и быта, занятости, социальной защищённости.
Итак, на основании вышеизложенного, социально-экономические права должны развиваться как особенные права человека, которые по своей сути и направленности отличаются от других прав, но могут существовать и реализовываться только совместно с другими правами. Изучение социально-экономических прав и свобод является начальным фундаментом для последующей более тщательной работы, которая необходима для понимания, что может охранять и обеспечить государство и его государственные органы. Все права человека являются незаменимыми, взаимосвязанными и взаимозависимыми. Каждый человек и гражданин должен пользоваться полным объемом прав (гражданскими, политическими, культурными и социально-экономическими).
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф