Меню Услуги

Формирование правового сознания сотрудников правоохранительных органов (министерства внутренних дел по реcпублике Саха). Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД по Республике Саха (Якутия)

3.1. Разработка мероприятий, направленных на повышение уровня правового сознания сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия)

Сложившаяся в органах внутренних дел ситуация повышения недоверия к полиции, страха перед произволом служителей правопорядка делает невероятно актуальной проблему правового воспитания сотрудников органов правопорядка, проведение мероприятий, направленных на качественный рост индивидуального правосознания сотрудников. Необходима работа по нравственному воспитанию, идеологической подготовке в органах внутренних дел.

Главной особенностью правовоспитательного процесса сотрудников органов внутренних дел является то, что исходной базой для формирования правового самосознания должна выступить система общеобразовательных правовых норм, при этом сам правовоспитательный процесс должен опираться на гарантированную возможность в необходимых случаях применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей, а его воздействие должно охватывать не только соблюдающие нормы права субъекты, но и лиц, склонных к совершению правонарушений или уже совершивших их.

Руководителю органа внутренних дел принадлежит главная роль в организации процесса правового воспитания сотрудников правоохранительных органов, направленного на формирование у них правового сознания.

Руководитель должен иметь способности к организации работе подчинённых: уметь правильно определять цели, задачи, проблемы в деятельности возглавляемого им коллектива; ориентировать работу коллектива; наладить систему сбора, хранения и обработки необходимой информации; реализовать намеченные планы; четко доводить задачи до исполнителей; мобилизировать и стимулировать работу подчиненных; контролировать ее и др. От руководителя зависит служебная дисциплина, правовая активность сотрудников, их ответственность.

Уровень правосознания подчинённых позволяют выявить изучение и учёт правовых ЗУН сотрудников правоохранительных органов, которые проявляются в их профессиональной деятельности.

Осмысливая положительные и отрицательные проявления индивидуального и группового правового сознания работников внутренних органов, можно определить их причины и наметить мероприятия формирующего или профилактического характера, они позволят внести коррективы в состояние дел. Дальнейшее прогнозирование процесса формирования правосознания сотрудников субъектом управления, позволит избежать ошибок – следствий изъянов правового воспитания работников полиции. Прогнозирование, как предплановая разработка, имеет большой профилактический эффект в правовоспитательном процессе органов внутренних дел. Качество прогнозирования в основном определяется интеллектуальным уровнем и профессионализмом руководителя.

Следующий этап – планирование правовоспитательной работы предполагает разработку общей концепции совершенствования правового сознания сотрудников органов внутренних дел. Такая концепция включает четко сформулированные цели, задачи, конкретные задания, сроки и пути их реализации, средства достижения желаемого правовоспитательного эффекта, в том числе резерв времени и других ресурсов. Успешная реализация программы действий невозможна без знания объективных закономерностей правовоспитательной работы, без учета конкретных социально-экономических и общественно-политических условий, в которых функционируют органы внутренних дел. Планирование правового воспитания сотрудников, как функция управления, осуществляется различными подразделениями. В целом же за организацию этой работы отвечает начальник органа внутренних дел.

Суть организации правового воспитания в органах внутренних дел заключается в разработке и реализации конкретных мероприятий, направленных на формирование правосознания сотрудников. Осуществляя организационно-правовую деятельность в контексте правового воспитания личного состава, руководитель органа подбирает исполнителей; доводит до них задания и сроки исполнения; проводит инструктаж относительно целей, задач, средств их достижения. В конечном итоге организация правового воспитания сотрудников нацелена на оптимальное (с минимумом материальных, физических, временных, других затрат) совершенствование правового сознания работников полиции.

Управленческая практика органов внутренних дел и проведенные нами исследования показывают, что действенным средством становления правового сознания сотрудников являются законы и другие нормативные акты (правила) и конкретные предписания, с помощью которых формируются и закрепляются необходимые для нормального функционирования системы управления, организационные отношения. Нормирование здесь занимает особое место в системе организационных средств, так как практически без нормирования невозможна действенная организация. Практика показывает, что правовоспитание должно осуществляться обязательно с учетом возможностей сотрудников по восприятию ими определенного количества информации и с учетом ее сложности к восприятию и новизне.

Руководитель органов внутренних дел, как субъект правового воспитания сотрудников, должен стать «источником импульсов к правопослушному поведению, а не сухих инструкций и правовых предписаний. Он должен вызывать у людей внутреннее желание следовать закону…и в служебной, и в личной жизни заботиться о чисто правовой стороне своих действий»

Эффективная организация правового воспитания сотрудников органов внутренних дел невозможна также без постоянного контроля за этим процессом со стороны руководителя. Контроль за развитием и совершенствованием правосознания сотрудников предполагает не только выявление и исправление недостатков правовоспитания, проявляющихся в служебной деятельности, но и пропаганду передового положительного опыта с целью его внедрения в повсеместную практику.

Контроль предполагает не столько наказание контролируемых, сколько оказание им необходимой помощи, а в случае необходимости – поддержки.

Законность является профилактикой профессионального невежества, псевдонаучности в правоохранительной деятельности и управлении.

Ученые, исследующие процессы формирования профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел справедливо акцентирует внимание на некоторых негативных моментах организации правового воспитания, которые зависят от руководителя. Это подтвердили и наши исследования. К ним относится:

  1. Чрезмерное увлечение руководителей командными методами, которые, по его мнению, должны «автоматически» регулировать все процессы в коллективе.
  2. Отставание правовых и нравственных требований от современных требований общественного развития. Снижение нравственной ответственности сотрудников за порученное дело.
  3. Несогласованность между правовыми и моральными средствами воздействия на коллектив: правовую ответственность определяет начальник, а нравственную — общественные организации.
  4. Неумение руководителя организовать   работу   коллектива.
  5. Увлечение силой наказания.
  6. Чрезмерная и ненужная опека.

Профилактике указанных и других ошибок правового воспитания сотрудников органов внутренних дел будет служить оптимальная правосоциальная позиция руководителя.

Таким образом, руководитель органов внутренних дел с целью повышения эффективности работы вверенных ему подразделений, должен заботиться о росте и совершенствовании правового сознания сотрудников. Ценность нравственной и правовой культуры руководителя приобретает особую значимость в процессе организационной работы по правовому воспитанию подчиненных. Продуктивность управленческой деятельности при этом усиливается, если она опирается на знание психолого-педагогических закономерностей регулирования поведения сотрудников.

3.2. Апробация предложений по повышению уровня правового сознания сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия)

Правовое воспитание представляет собой определенное воздействие на сознание и психологию воспитуемых с целью формирования у них глубоких и устойчивых представлений, знаний и убеждений, а также привития им высокой правовой культуры, навыков юридического общения, отвечающих уровню и требованиям развития общества.

Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел охватывает процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в их правосознании.

Процесс формирования правового самосознания сотрудников ОВД представляет собой цепь последовательно связанных между собой элементов:

– анализ положительных и отрицательных свойств характера сотрудника, исследование его потребностей, отклонений в поведении;

– перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и способностей на полезные дела, изменение окружающей среды.

Кроме правовых знаний у сотрудников органов внутренних дел необходимо формировать постоянную готовность действовать в соответствие с правом, чтобы полученные правовые знания превращались во внутреннюю привычку поступать соответственно этим знаниям, т.е. привычку правомерного поведения, поведения в точном соответствии с законом.

Следующим значимым моментом формирования правового сознания является становление цивилизованного правового мышления. Правовые знания усваиваются и становятся убеждениями именно в процессе мыслительной деятельности.

Эффективность процесса воспитания правосознания во многом зависит и от умения руководителей опираться на положительный потенциал личности и коллектива.

Эффективна практическая работа (практическое выполнение различных оперативно-служебных задач) в процессе правового обучения работников полиции. Основные дидактические условия проведения практических работ следующие:

– инструктаж подчиненных перед началом службы, работы, постановка конкретной учебной задачи, объяснение порядка ее выполнения и соблюдения правовых правил, определение времени начала и окончания работ;

– подведение итогов работы, оценка действий каждого сотрудника, подразделения в целом, поощрение наиболее отличившихся; анализ и профилактика  правовых ошибок.

В процессе правового обучения эффективна самостоятельная работа сотрудников, цель которой – ознакомление, закрепление новых законодательных актов. Основными видами самостоятельной работы являются:

– работа с печатными правовыми источниками;

– самостоятельный просмотр и прослушивание телерадиопередач, видеоматериалов с правовым содержанием с целью развития умения анализировать юридические ситуации.

Основными условиями продуктивности в организации самостоятельной работы, направленной на усвоение новых правовых сведений, являются:

– пробуждение потребности у личного состава к самостоятельной работе;

– постановка перед сотрудниками познавательных проблем правового характера;

– знание приемов самостоятельной работы;

– учет индивидуальных и групповых особенностей сотрудников;

– организация действенной помощи и взаимопомощи в решении правовых ситуаций;

– методический контроль за самостоятельной работой и ее оценка.

Рассмотрим используемые нами методы правового воспитания — способы педагогического воздействия на сознание, чувства, волю работников полиции с целью формирования у них необходимых юридических знаний, умений, навыков, профессионально значимых свойств и качеств личности.

Систему основных методов правового воспитания разработанной нами программе составляют убеждение и воспитание на примере, а также поощрение и принуждение. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Метод убеждения является основным методом правового воспитания сотрудников. Метод убеждения направлен главным образом на формирование идейно-мотивационной основы правового поведения личности сотрудника полиции. Он осуществляется по двум направлениям: убеждение словом, убеждение делом. Основными условиями действенности метода убеждения являются:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

– глубокая убежденность в справедливости, истинности, убеждаемых требований, касающихся права;

– безупречная логика обоснования утверждаемых юридических положений и принципов;

– единство слова и дела, правильная организация повседневной профессионально-служебной жизни и деятельности личного состава подразделений по правоисполнению, правоприменению и правоохране;

– индивидуальный подход в процессе убеждения воспитуемых, исключение назидательного тона, а также других форм морального давления.

В процессе правового обучения наиболее распространенными его методами являются метод устного изложения материала, упражнения, а также практическая и самостоятельная работа.

Эффективен в процессе правового обучения метод упражнений — способ сознательного, многократного, постоянно усложняющегося повторения приемов правового реагирования с целью формирования у сотрудников юридических умений и навыков. По дидактическому назначению упражнения делятся на вводные, основные, упражнения-тренировки. Основными условиями успешного проведения упражнений в правовом обучении являются: качественная подготовка руководителя занятий; понимание обучаемыми цели упражнения, содержания и последовательности усваиваемых действий; непрерывное поддержание у сотрудников интереса к упражнению, сознательного отношения к его выполнению, определенной последовательности); формирование у личного состава навыков самоконтроля и самооценки при выполнении действий правового характера.

Систему основных методов правового воспитания в разработанной нами программе составляют убеждение и воспитание на примере, а также поощрение и принуждение. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Метод убеждения является основным методом правового воспитания сотрудников. Метод убеждения направлен главным образом на формирование идейно-мотивационной основы правового поведения личности сотрудника полиции. Он осуществляется по двум направлениям: убеждение словом, убеждение делом. Основными условиями действенности метода убеждения являются:

– глубокая убежденность в справедливости, истинности, убеждаемых требований, касающихся права;

– безупречная логика обоснования утверждаемых юридических положений и принципов;

– единство слова и дела, правильная организация повседневной профессионально-служебной жизни и деятельности личного состава подразделений по правоисполнению, правоприменению и правоохране;

– индивидуальный подход в процессе убеждения воспитуемых, исключение назидательного тона, а также других форм морального давления.

Основой нашей программы стало ориентирование респондентов на лучшие образцы правового поведения, систематическое раскрытие перед ними социальной значимости добросовестного выполнения своих обязанностей, создание в коллективе дружеских взаимоотношений, основанных на взаимопомощи, нетерпимости к отклонениям от выполнения нравственно-правовых норм, доброжелательной требовательности, стумилирование у сотрудников социально-полезной служебной активности, желания к повышению своих профессиональных умений и навыков, правовому самовоспитанию.

Последнее является важным средством формирования правового правосознания. Самовоспитание может выражаться двояко: как в повышении личностью требований к себе в контексте правового самообразования, так и в творческом, вариативном применении законов и использовании своих прав.

Способность к самоограничению, умение соизмерять свои потребности с правовыми и экономическими возможностями являются мощнейшей психопрофилактикой деформации правового сознания сотрудников внутренних дел. Поэтом одной из основных задач нашей работы являлась выработка в индивидуальном правосознании чётких представлений о соответствии правомерности средств правомерности целей.

В основу работы по формированию желания к самовоспитанию стала работа по формированию адекватной самооценки сотрудником своей юридической подготовленности, наличие необходимых этических, профессиональных, общественно-политических знаний.

Совершенствованию методики правового воспитания сотрудников может способствовать использование метода проблемных ситуаций. Механизм его действия в процессе правового обучения и воспитания проявляется в преднамеренно созданной ситуации познавательного или оценочного затруднения, при котором обнажается противоречие между юридическими знаниями работников правопорядка, для разрешения которых необходимы новые правовые сведения.

Таким образом, реализуемые нами в организационно-правовой работе научно-методические принципы и методы правового обучения и правового воспитания являются основополагающими и дают положительный эффект в управленческой, организационно-правовой деятельности органов внутренних дел, нацеленной на формирование правосознания личного состава сотрудников органов внутренних дел.

Работа по формированию правового самосознания долгая и кропотливая, требующая перестройки всей системы. Наша программа начала внедряться в областное ОВД.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа посвящена изучению особенностей формирования правового сознания сотрудников правоохранительных органов.

Правосознание – явление, которое требует изучения в качестве особого объекта правовой теории. Именно через данную категорию теория права «выходит» на свои основные вопросы – сущность права, его генезис, деформации правового поведения, источники и причины преступности и т.д.

Основными функциями правосознания являются познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования.

Правовое сознание должно быть сформировано в каждом гражданине страны, особое место занимает его формирование у сотрудников внутренних органов.

С целью определения сформированности правового сознания сотрудников внутренних органов нами было проведено исследование. В исследовании приняло участие 50 сотрудников правоохранительных органов в возрасте 27-40 лет, из них 25 женщин и 25 мужчин, набранных методом случайного выбора. Исследование правового сознания респондентов проводилось с помощью анкетирования. Анкета включала вопросы, содержание которых требовало от респондентов размышлений по поводу своей профессиональной подготовки, собственных ценностей, жизненных проблем, отношений в сфере правовой деятельности, личностно-профессионального саморазвития.

Опираясь на результаты проведённого анкетирования можно сделать следующие выводы:

  1. Правовое самосознание сотрудников органов внутренних дел развито достаточно посредственно, они часто избегают прямого ответа на вопрос, также часто встречались неадаптивные ответы.
  2. Сотрудники органов внутренних дел, как правило, ратуют за увеличение суровости приговора по некоторым действиям.
  3. Подводя итог исследованию, отметим, что правовое сознание сотрудников органов внутренних дел развито достаточно слабо. Часто встречаются затруднения в ответах, либо социально неприемлемые ответы.

Исходя из полученных результатов, нами были сформулированы рекомендации для руководителей.

Руководитель органов внутренних дел с целью повышения эффективности работы вверенных ему подразделений, должен заботиться о росте и совершенствовании правового сознания сотрудников. Ценность нравственной и правовой культуры руководителя приобретает особую значимость в процессе организационной работы по правовому воспитанию подчиненных. Правовая культура руководителя органов внутренних дел, являющаяся необходимым условием организации правовоспитательной работы, направленной на формирование правового сознания сотрудников, складывается из юридической обученности (знание юридической науки, законодательных и иных нормативных актов); социально-политической зрелости, нравственной и профессиональной подготовленности.

Руководитель органов внутренних дел, должен уметь организовать работу подчиненных: определять цели, задачи, проблемы в деятельности коллектива; ориентировать, направлять ее; наладить систему сбора, хранения и обработки необходимой информации; реализовать намеченные планы; четко доводить задачи до исполнителей; мобилизировать и стимулировать работу подчиненных; контролировать ее и др. Ему отводится особая роль в формировании правового самосознания сотрудников ОВД.

Также нами была разработана долгосрочная программа по формированию правового сознания сотрудников ОВД.

Основой нашей программы стало ориентирование респондентов на лучшие образцы правового поведения, систематическое раскрытие перед ними социальной значимости добросовестного выполнения своих обязанностей, создание в коллективе дружеских взаимоотношений, основанных на взаимопомощи, нетерпимости к отклонениям от выполнения нравственно-правовых норм, доброжелательной требовательности, стумилирование у сотрудников социально-полезной служебной активности, желания к повышению своих профессиональных умений и навыков, правовому самовоспитанию.

Последнее является важным средством формирования правового правосознания. Самовоспитание может выражаться двояко: как в повышении личностью требований к себе в контексте правового самообразования, так и в творческом, вариативном применении законов и использовании своих прав.

Способность к самоограничению, умение соизмерять свои потребности с правовыми и экономическими возможностями являются мощнейшей психопрофилактикой деформации правового сознания сотрудников внутренних дел. Поэтом одной из основных задач нашей работы являлась выработка в индивидуальном правосознании чётких представлений о соответствии правомерности средств правомерности целей.

В основу работы по формированию желания к самовоспитанию стала работа по формированию адекватной самооценки сотрудником своей юридической подготовленности, наличие необходимых этических, профессиональных, общественно-политических знаний.

Совершенствованию методики правового воспитания сотрудников может способствовать использование метода проблемных ситуаций. Механизм его действия в процессе правового обучения и воспитания проявляется в преднамеренно созданной ситуации познавательного или оценочного затруднения, при котором обнажается противоречие между юридическими знаниями работников правопорядка, для разрешения которых необходимы новые правовые сведения.

Мы уверены, что работа по формированию правового сознания сотрудников органов внутренних дел будет эффективной, если к этому подходить комплексно.

Дальнейшую работу по проблеме исследования мы видим в оценке эффективности программы по формированию правового сознания сотрудников органов внутренних дел.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1. Принят Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ) [Электронный ресурс] Режим доступа pravo.gov.ru. Дата обращения: 27 марта 2017 г.
  2. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06 апреля 2015 г. № 68-ФЗ) [Электронный ресурс] Режим доступа pravo.gov.ru. Дата обращения: 27 марта 2017 г.
  3. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. – М.: «Наука», 1988.
  4. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Изд-во БЕК, 1995.
  5. Алексеев С.С. Философия права. – М.: Норма, 2015.
  6. Альгин А.П. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. 2015. – № 3. – С. 16-19.
  7. Бабаев Т.М. Каргина Н.В. Юридическая психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». – М.: РУДН, 2010.
  8. Байниязов P.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: Автореф. дис. канд. юрид. наук, Саратов, 1999.
  9. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. – Саратов: СЮИ МВД России, 2008.
  10. Баранов П. П. Концептуальные приоритеты теории правосознания // Юристъ-правоведъ. – 2007. – № 5. – С. 5-11.
  11. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М.: Юрайт, 1998.
  12. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2013.
  13. Гегель Г.В. Философия права. – М.: Мысль, 1990.
  14. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005.
  15. Горбатова М.К., Домнина А.В. Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества // Российская юстиция. – 2010. – № 5. – С. 9-11.
  16. Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2015. – № 2. – С. 18.
  17. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 1998. – № 11 / 12. – С. 2-8.
  18. Грачев В.Д. Стиль мышления юриста и формальная логика // Философия права. – 2008. – № 2. – С. 34-38.
  19. Гриб В.В. Факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания российских юристов // История государства и права. – 2003. – № 6. – С. 17-19.
  20. Давыдова М.Л. Юридическая техника как научная основа формирования профессионального мастерства юриста // Право и образование. – 2007. – № 7. – С. 42-50.
  21. Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. – 2005. – N 6. – С. 14-17.
  22. Евплова Н.Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. – Волгоград, 2000.
  23. Евстратов А.М. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества. – Кострома: КГТУ, 2001.
  24. Иванов В. Вера — совесть — правосознание — государство // Право и жизнь. – 2010. – № 6. С. – 110-117.
  25. Ивонина О.И. От правового образования – к правовой культуре: русские юристы о месте римского права в современном правосознании // Там же. – 2009. – № 5. – С. 30-41.
  26. Ильин И.А. О сущности правосознания. Том 4. – М.: Республика, 1994. – 440 с.
  27. Иоффе А.Н. Методические приемы в гражданском образовании. – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999.
  28. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. – Москва-Воронеж, 2013.
  29. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2015.
  30. Крашенинников П. В. В области правосознания мы находимся в самом начале пути // Юрид. мир. – 2004. – № 6. – С. 37-41.
  31. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. – М., 2016.
  32. Кузнецов Р. А. Деформация профессионального правосознания юристов: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2015.
  33. Лапаева В.В. Социология права. – М.: Филинъ, 2014.
  34. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. – М.: Экзамен, 2012.
  35. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 2013.
  36. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. – 1994. – №2.
  37. Моджина Н. В. Правовой нигилизм и правосознание россиян // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. – № 2. – С. 455-459.
  38. Мордовцев А. Ю. Деловые и ролевые игры в процессе формирования правового мышления школьников и студентов-юристов младших курсов // Юристъ-правоведъ. – 2007. – N 5. – С. 34-38.
  39. Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: М-Норма, 1997.
  40. Нефёдова М. С. Проблемы развития правовой культуры в условиях формирующегося гражданского общества современной России // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 5. – С. 213-215.
  41. Ожегова Г.А. О деформации правосознания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. – 2009. – № 2 (6). – С. 87
  42. Окара А.Н. Категория правосознания в философско-правовом учении И.А. Ильина // Философская мысль. – № 2. – С. 35 – 57.
  43. Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2015. – 701 с.
  44. Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. – М.: Наука, 1969.
  45. Пантыкина М.И. Интегративное правопонимание как неклассическая концепция права // Юристъ-правоведъ. – 2009. – № 4. – С. 16-20.
  46. Поляков С.А. Сплоченность коллектива как критерий социально-психологической оценки профессиональной деятельности // Юридическая психология. 2013. № 2. С. 32 – 33.
  47. Православие и правосознание в России: история и современность: мат-лы всероссийской научно-теоретической конференции (3 февраля 2005 г.) / под ред. С. С. Маилян и др. – М.: Московский университет МВД России, 2005.
  48. Проблемы общей теории права и государства: учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.
  49. Проблемы российского самосознания: эволюционное становление и революционные ломки: III всероссийская конференция (гг. Москва – Пенза, 22-24 мая 2008 г.) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; ред. М. Н. Громов и др. М.: ИФ РАН, 2009.
  50. Радько Т.Н. Теория государства и права. – М.: Норма, 2014.
  51. Рузин С.В., Шагушина А.В. Особенности формирования правосознания российского общества в дореволюционный период // Вестник Владимирского юридического института. – 2009. – № 1. – С. 188-191.
  52. Сатина Э. А. Понятие и виды государственного принуждения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2003. – № 2. – С. 72-76.
  53. Сауляк О.П. Правовая культура как фактор обеспечения правопорядка: общетеоретические, образовательные и иные аспекты проблемы // Право и образование. – 2009. – № 10. – С. 48-58.
  54. Семитко А.П. Русская правовая культура // Государство и право. – 1992. – №10. – С. 108-113.
  55. Смолова Т.Ю. Правосознание несовершеннолетних: теоретико-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук / Т.Ю. Смолова. — Саратов: РГБ.
  56. Собольников В.В. Ценность права как мотив правопослушного поведения сотрудников правоохранительных органов // Юридическая психология. – 2013. – № 2. – С. 26-28.
  57. Соколов Н. . Профессиональное сознание юристов. – М. : Наука, 1988.
  58. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2010.
  59. Столовский В.М. Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел. – М., 1979.
  60. Сысоев В. Е. Социокультурные и ментальные детерминанты правосознания россиян // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2007. – Т. 7. № 2. – С. 67-69.
  61. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. – М.: Высшая школа, 1990.
  62. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрайт, 2007.
  63. Тихомирова М. Л. К вопросу о роли идей метафизической полицеистики в формировании профессионального правосознания сотрудников ОВД // История государства и права. – 2004. – № 2. – С. 19-20.
  64. Уледов А.К. Структура общественного сознания. – М: Мысль, 1968.
  65. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. – М.: Юрид. лит., 1963.
  66. Чабыкин А. А. Картина права и отношение к юристам в российском обществе: одна из причин правового нигилизма в России // Актуальные проблемы соврем. науки. – 2008. – № 1. – С. 78-79.
  67. Чалая Л. А., О некоторых проблемах образования и качестве подготовки юристов в современных условиях // Юрид. образование и наука. – 2006. – № 3. – С. 15-17.
  68. Чалков С.О. Деформация профессионального правосознания военных федеральных органов государственной охраны: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Ростов н/Д, 2008.
  69. Человек и культура в становлении гражданского общества в России: материалы II всероссийской конференции (гг. Москва – Тамбов, 21-23 мая 2007 г.) / под общ. ред. С. А. Никольского. – М.: ИФ РАН, 2008.
  70. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2010.
  71. Четвернин В. А. Проблемы теории права и государства. Краткий курс лекций. – М.: Норма, 2013.
  72. Чикаева Т.А. Национальный менталитет как основа государственного развития России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 3. Ч. 2. – С. 210-212.
  73. Шпак А. В. Проблема силы права в русской философии права // Философия права. – 2006. – № 2. – С. 5-12.
  74. Щербакова Н.И. Правовая установка и социальная активность личности. – М.: Юридическая литература, 1986.
  75. Юлдашева Т. В. Профессиональное правосознание и юридическая деятельность // «Черные дыры» в Рос. Законодательстве. – 2007. – № 4. – С. 103-104.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3