Меню Услуги

Формирование правового сознания сотрудников правоохранительных органов (министерства внутренних дел по реcпублике Саха)

Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • 1.1. Понятие правосознания сотрудников правоохранительных органов, его функции и виды
  • 1.2. Факторы, влияющие на деформацию правосознания сотрудников правоохранительных органов
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД по Республике Саха (Якутия)
  • 2.1. Методика определения уровня правового сознания сотрудников правоохранительных органов 33
  • 2.2. Обсуждение результатов диагностики уровня правового сознания сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия)
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД по Республике Саха (Якутия)
  • 3.1. Разработка мероприятий, направленных на повышение уровня правового сознания сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия)
  • 3.2. Апробация предложений по повышению уровня правового сознания сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия)
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Любые процессы, происходящие в обществе, отражают его состояние. Современная ситуация в нашей стране характеризуется социально-экономическими проблемами, которые, в свою очередь, являются причинами политической нестабильности. В этих условиях со стороны и государства, и граждан предъявляются повышенные требования к правоохранительным органам. Это связано с тем, что именно на них возложена задача обеспечения и защиты прав человека и гражданина, а в государственном механизме защиты прав и свобод человека органам внутренних дел отводится одна из главных ролей. Исходя из этого, можно говорить о том, что стабилизация общества обусловлена  постоянным развитием системы правоохранительных органов.

Развитие системы правоохранительных органов возможно только при условии повышения уровня правового сознания сотрудников органов внутренних дел. Как заявил министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев, выступая на брифинге Министерства в феврале 2017 г., «сегодня необходимо не только новое мышление, но и совершенно иной тип правоприменителя, воспринимающего основные принципы правового государства, успешно ориентирующегося в современном правовом пространстве. Политические реалии явно обозначили потребность в таком субъекте политико-юридического процесса, деятельность которого соответствует содержанию, идеям и принципам прав человека» [69].

Исследования, проводимые в РФ в 2010 – 2016 гг., показывают недостаточный уровень правового сознания сотрудников органов внутренних дел [67], что способствует возможным нарушениям прав человека в процессе реализации правоохранительных функций и юридической ответственности. Специалисты отмечают, что сотрудниками правоохранительных органов допускаются случаи нарушения законности при осуществлении ими своих функций. Другими словами, в настоящее время остается актуальной проблема деформации их профессионального правового сознания. Поэтому одной из важнейших задач в современных условиях является формирование такого уровня профессионального правосознания сотрудников правоохранительных органов, который соответствовал бы требованиям правового государства и гражданского общества. В силу указанных обстоятельств настоящее исследование приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.

Анализ литературных источников показал, что несмотря на усиление внимания к изучению проблем формирования правового сознания сотрудников правоохранительных органов, тема изучена недостаточно. Опубликованные на сегодняшний день труды затрагивали лишь отдельные вопросы данной сферы. Таким образом, можно сформулировать проблему исследования, заключающуюся в недостаточности практического опыта формирования правового сознания сотрудников правоохранительных органов.

Объектом исследования является правовое сознание сотрудников правоохранительных органов.

Предметом исследования является область отношений, включающая условия формирования правового сознания сотрудников правоохранительных органов, методы и инструменты его повышения.

Цель исследованиятеоретически обосновать и экспериментально подтвердить рекомендации, направленные на повышение уровня правого сознания сотрудников правоохранительной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза: при создании ряда условий результативность процесса формирования правового сознания сотрудников правоохранительных органов возрастает, так как:

  1. Повышается уровень знаний в области права и обеспечения законности в целом;
  2. Процесс включает работу со всеми элементами, составляющими правовое сознание.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и сущность правового сознания сотрудников правоохранительных органов.
  2. Изучить проблемы формирования правового сознания сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. вопросы профессиональной деформации.
  3. Рассмотреть методику определения уровня правового сознания сотрудников правоохранительных органов.
  4. Дать оценку начального уровня правового сознания сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия).
  5. Разработать методические рекомендации по повышению уровня правового сознания сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия).
  6. Апробировать разработанную методику.

Методы исследования:

  1. Теоретические – анализ правовой и психологической литературы по проблеме исследования, а также законодательно-нормативной документации по вопросам уровня правового сознания сотрудников.
  2. Эмпирические – анкетирование, эксперимент, поиск решений.

Методологическую основу работы составляют фундаментальные труды в сфере исследования профессионального правового сознания российских ученых, таких как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, Н.В. Витрук, В.Н. Карташов, Е.А. Лукашева, В.П. Сальников, В.А. Толстик, B.C. Устинов, И.В. Фарбери др.

Также были использованы труды отечественных психологов в сфере природы общественного и индивидуального правового сознания, таких как И.С._Кон, В.В. Лапаева, В.А. Щегорцев.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в системном подходе, обобщении теоретико-методологического и практического опыта.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций, направленных на повышение уровня правового сознания сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия). Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия). В нем приняли участие 50 сотрудников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологией исследования, успешной реализацией экспериментальной деятельности на базе разработки собственных методик автора диссертации.

Апробация исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования изложены в публикациях автора; докладывались на научно-практических конференциях, семинарах, заседаниях круглых столов. Результаты диссертационной работы будут использованы при разработке предложений по внедрению разработанной методики с целью повышения уровня правового сознания сотрудников МВД по Республике Саха (Якутия).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Несмотря на то, что закономерности формирования профессионального правосознания являются общими для всех видов и сфер правоприменительной деятельности, имеются определенные особенности, обусловленные спецификой правоприменения в различных сферах правового регулирования.
  2. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел, являясь частью общественного правосознания, напрямую зависит от существующих в обществе социальных противоречий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, духовной

3 – 4. Будут сформулированы после окончания эмпирического исследования

Структура работы обусловлена ее целями, задачами и логикой рассмотрения вопросов. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых содержится стимульный материал.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие правосознания сотрудников правоохранительных органов, его функции и виды

Правосознание – явление, которое требует изучения в качестве особого объекта правовой теории. Именно через данную категорию теория права «выходит» на свои основные вопросы — сущность права, его генезис, деформации правового поведения, источники и причины преступности и т.д. При этом правосознание, по словам И.А. Ильина, «отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры» [18, c. 40]. Он считает, что «этно-правовые закономерности социального регулирования можно выявить, только рассматривая правосознание как феномен, подчиняющийся определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а, прежде всего, накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права» [18, c. 40].

В науке выработано понятие структуры правосознания, которая складывается из двух элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации [28, c. 70].

Правовая психология это принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.

Правовая идеология — это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность [28, c. 78].

Правовая идеология характеризуется целенаправленным научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего, социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми — учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

В целом правовая идеология превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права, так как она стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правосознания.

Основными функциями правосознания, по мнению А.Б. Венгерова, являются познавательная, оценочная и регулятивная [11, c. 204].

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни — социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании [11, c. 205].

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения [11, c. 207].

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание, как социальный регулятор, выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания.

— обыденное правосознание — массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

— профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики [11, c. 209].

Понятия, идеи, убеждения юристов в первую очередь формируются на основе юридической практики.Однако огромную роль играет и юридическая наука, которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа.

— научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современном обществе научному правосознанию принадлежит ведущая роль в определении путей развития права и законодательства.

Правосознание постоянно и неизбежно сопутствует праву, существование которого нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Нормы общественной жизни должны обязательно отражаться в сознании людей. Другими словами, реализация права, в сущности, это процесс интеграции норм в правосознание общества.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость. Правосознание играет приоритетную роль в философских, социально-экономических и политических вопросах жизнедеятельности общества. Следовательно, правосознание закладывает единственно возможную для генезиса права основу в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса. Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать их лучшие образцы.

В последние годы роль общественного мнения в целом, и по вопросам юридической политики в частности, заметно возросла. Это связано с процессом демократизации, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере правотворчества. Законодательная власть, избираемая в ходе демократических выборов на альтернативной основе, должна стремиться учитывать действительные интересы и потребности общества, мнение которого выступает стимулирующим мотивом при подготовке законопроектов.

Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании реализации права. А.Б. Венгеров считает, что статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.

  1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.
  2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу [11, c. 211].

Правовое сознание является духовным компонентом механизма правового регулирования общественных отношений. Правовое сознание выражается (и отражается) в элементах и поведении субъектов права. Рассмотрение механизма реализации права посредством правового сознания позволяет рассмотреть субъективное и объективное в системе действующего права.

Реализация правовых норм является одним из основных этапов функционирования правового регулирования. Правовые нормы являются результатом правотворческого процесса, следовательно, правовое регулирование немыслимо без претворения правовых предписаний в общественных отношениях.

Подводя итог, можно сказать, что правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения. Правосознание предшествует созданию юридических норм, сопровождает их на всем протяжении действия и даже после их отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.

Уровень правового сознания любой профессиональной группы определяется степенью развитости правосознания каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации.

Состояние профессионально-правовой культуры сотрудников правоохранительных органов детерминировано действием комплекса разнонаправленных факторов, которые можно подразделить на две большие группы: внесистемные (общесоциальные) и внутрисистемные, действующие в рамках правоохранительной деятельности.

Анализируя вопрос о признаках правового сознания сотрудников правоохранительных органов, были рассмотрены позиции многих авторов (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Крылов, Е.С. Кузьмин, P.M. Грановская, Е.И._Рогов). Был сделан вывод, что характерными признаками можно назвать:

— твердое знание принципов и норм права, регулирующих профессиональную деятельность, а также норм права, которые они призваны применять («…тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан»);

— правильное понимание тех социальных, политических, экономических и иных задач, средством осуществления которых служат законы;

— уважение к закону и признание для себя обязательным соблюдением требований законов и подзаконных актов.

Вместе с тем, Н.Л. Гранат пишет: «представляется необходимым акцентировать внимание, как подчеркивает, на содержании ряда признаков профессионально-правового сознания сотрудников органов внутренних дел и других правоохранительных органов» [13, c. 84]:

— Правовые знания профессионала отличаются особым объемом, глубиной и формализацией.

— Для профессионального сознания характерна солидарность (согласие) сотрудника с теми правовыми нормами законов и подзаконных актов, которые он применяет и которые регламентируют его деятельность, а точнее — присуще прочное убеждение в необходимости, полезности и справедливости действующих норм и практики их применения.

— Профессионально-правовому сознанию свойственны убежденность в необходимости строжайшего соблюдения и исполнения правовых норм и готовность действовать в соответствии с этой убежденностью, т.е. присуще ценностные ориентации и правовые установки, отражающие правовые законы, естественные права человека, обязательность их охраны и защиты, обеспечения, в конечном счете безопасности личности от преступлений и других видов правонарушений.

— Для содержания профессионально-правового сознания и культуры характерна такая степень одобрения правовых норм и согласия с ними, при котором исполнение и соблюдение их становятся привычкой, стереотипом поведения. Однако это не исключает критического отношения к отдельным правовым нормам и проявления инициативы в деле совершенствования правового регулирования [13, c. 84 – 85].

Профессиональная деятельность тех, кто работает в органах, осуществляющих охрану правопорядка и защиту прав и свобод граждан, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, относятся:

— детальная правовая регламентация деятельности, которая наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

— наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в необоснованном и даже злоупотреблении их использовании сотрудниками;

— корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

— экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.), что может способствовать возникновению специфической связи между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.), а также к возникновению неадекватно грубого стиля руководства подчиненными, к неблагоприятному взаимоотношению с ближайшим социальным окружением вне службы (например, семьей, друзьями и др.);

— необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.), а также к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

— специфичность профессиональных установок может привести к неадекватному возможностям сотрудника уровню притязаний и завышенным личностным ожидания, а также, например, к восприятию других людей как возможных нарушителей закона, к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.;

— низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии, потере интереса к деятельности, разочарованию в профессии и др.

Определив профессиональное правовое сознание и правовую культуру в сфере правоохранительной службы как сбалансированное состояние правосознания, нравственности и интеллектуального развития, мы отмечаем, что это есть некая идеальная модель. Однако на практике встречается множество ее искажений — от пробельности, неполноты правовых знаний до жестких преступных установок, когда сотрудник правоохранительных органов умело использует свой опыт и служебные возможности для сокрытия собственной преступной деятельности, осуществляемой в том числе и в организованных формах.

1.2. Факторы, влияющие на деформацию правосознания сотрудников правоохранительных органов

В отечественной теории государства и права  термин «деформация» раскрывается неоднозначно. Как правило, в учебно-методической литературе говорится о видах деформаций правосознания (во множественном числе — о правовом нигилизме, правовом фетишизме, правовом дилетантизме и т.д.), а также о видах деформации профессионального правосознания и правовой культуры сотрудников органов внутренних дел (в единственном числе — об обвинительном уклоне, презумпции собственной непогрешимости, ориентации на огульное ужесточение правоохранительной практики) [26;29; 34; 35; 41; 55; 62 и др.].

Исследователи делают вывод, что категория «профессиональная деформация» заимствована из психологии и имеет достаточно широкое, но все же конкретное понятийное содержание. Применительно же к правовому сознанию можно сделать допущение, что деформациями являются дефекты, искажения представлений о правовой действительности в сочетании с неприятием, отторжением актуального для общества типа правопонимания.

В магистерской диссертации под деформациями профессионального правового сознания подразумеваются такие отклонения от ее сбалансированной модели, при наличии которых необходимые профессиональные качества сотрудника правоохранительных органов не сохраняются в норме без ущерба для выполняемой работы.

Профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителями и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Что же касается конкретных проявлений профессиональной деформации, то на основе комплексного анализа С.Б. Борисовой были выявлены шесть наиболее распространенных стереотипов [9, c. 133].

  1. Стереотип «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
  2. Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
  3. Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
  4. Стереотип «маленького человека» ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
  5. Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т.д.
  6. Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются [9, c. 133 – 134].

Деформации правосознания возникают вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориентации и установок, норм и традиций, сознательных правовых образов субъектов правовых отношений. Если трансформация процесса правообразования, системы права и системы законодательства может осуществляться в сравнительно короткие сроки, то правовое сознание, которое было приобретено обществом в течение долгой жизни, не может подвергаться быстрым переменам.

Так, например, в 1990-е годы отмечалось несоответствие правовой идеологии и правовой психологии подавляющего большинства людей изменившейся реальности. При этом правовая идеология может значительно опережать темпы развития социально-экономической ситуации, а правовая психология — заметно отстать от них. В правосознании, включая профессиональное, возникают переходные симбиозы, сочетающие элементы старых и новых идеологических факторов. Это приводит к неадекватному поведению субъектов права, что незамедлительно отражается в сфере правоохранительной службы.

В таких условиях состояние профессионального правосознания сотрудников правоохранительных органов становится серьезной социальной проблемой. В силу названных выше, а также некоторых других причин происходит разрушение их изначальных правовых взглядов, установок, чувств, убеждений. Возникают новые псевдоправовые или неправовые конструкции, формально соответствующие новой правовой идеологии, а фактически преследующие корыстные либо иные цели, которые противоречат праву. Для характеристики подобных случаев российские СМИ используют печально известную формулу «оборотни в погонах». Разумеется, все это не может не нанести ущерб выполняемой сотрудниками правоохранительных органов работе.

Результаты многочисленных исследований подтверждают утвердившееся в отечественной юридической науке мнение, что деформация правосознания юриста может приобретать различные формы. Наиболее мягкой разновидностью считается правовой инфантилизм, далее следует правовой негативизм, и, наконец, наибольшую опасность представляет такая деформация, которая переходит в преступную установку.

Правовой инфантилизм — состояние профессионального правосознания, которое характеризуется несформированностью и пробельностью правовых взглядов, знаний, установок и представлений [28, c. 91]. Согласно официальным данным МВД России среднестатистический сотрудник правоохранительных органов в настоящее время не имеет высшего юридического образования, в лучшем случае его уровень — среднее профессиональное образование[67].

Между тем, российские правоприменители поставлены сегодня перед необходимостью принимать решения на основе весьма сложного, дифференцированного по отраслям и иерархически организованного законодательного массива, который включает собственно российские нормы, а также общепризнанные международные правовые стандарты и положения международных договоров Российской Федерации. Вопрос, насколько справятся с этим лица с низкой правовой подготовленностью, не имеющие высшего профессионального юридического образования, переходит в разряд риторических.

Отметим в этой связи, что еще не окончательно преодолена ситуация, когда до 80% личного состава ощущают потребность обратиться к нормативному акту, который помог бы им четко определить линию поведения в конкретной правовой ситуации, но не в состоянии это сделать, поскольку не знают, к какому конкретному акту следует прибегнуть. Многие работники правоохранительных органов практически не ориентируются в отраслях законодательства.

Правовой негативизм как вид деформации профессионального правосознания — это осознанное игнорирование правовых норм, фиксированная социальная установка на скептическое отношение к праву, неверие в его потенциальные возможности [28, c. 94]. Термин установка в данном случае используется в его исходном значении, в соответствии с тем содержанием, которое впервые было выявлено и раскрыто в трудах психологической школы А.К. Узнадзе. Установка — это складывающееся на основе опыта субъективное состояние личности, связанное с ценностью, смыслом, значением для нее того или иного объекта, способствующее ее адаптации к окружающей среде и побуждающее действовать (направляющее ее активность) в определенной ситуации в отношении определенных объектов определенным образом [59, c. 119]. Иными словами, установка — это готовность к определенной форме реагирования на объект и на ситуацию.

Правовой негативизм по сути есть правовое отчуждение, отторжение права, когда субъект стремится обойтись без него [28, c. 98]. Правовой негативизм возможен как в явных, так и в скрытых формах, мотивация при этом также разнообразна: от доводов политического характера до нежелания брать на себя ответственность.

Так, совершенно справедливо дает оценку сложившемуся положению дел в области профессионального правового сознания правовед А. Варыгин, когда он утверждает, что многие руководители органов внутренних дел «закрывают глаза» на правонарушения своих подчиненных, совершенные ими якобы в целях раскрытия тяжких преступлений, так как не желают портить показатели работы своих подразделений фактами нарушения законности. К тому же у значительной части сотрудников органов внутренних дел в настоящее время сформировалось ложное убеждение, что без нарушения закона невозможно раскрыть запутанное преступление, привлечь виновного к ответственности. В силу этого они сами легко преступают закон и, соблюдая корпоративность, терпимо относятся к сослуживцам, совершающим преступления [10, c. 37].


Страницы:   1   2   3